князь милославский при иване грозном за что
Иван Милославский: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
Биография
Иван Михайлович родился в 1635 году. Он происходил из дворянского рода, его отцом был Михаил Васильевич Милославский.
Свою службу Иван Михайлович начал стольником в 1648 году. Его карьера сложилась во многом благодаря особому отношению царя Фёдора Алексеевича. Государь выделял Милославского и продвигал по службе.
Весной 1660 года Ивану Михайловичу был пожалован пост окольничего, а в 1669 году он заведовал Аптекарским приказом. Одно из имений у Милославского было в селе Петровском в Лыткарино.
С начала 1660-х годов Милославский входил в круг ближних думцев в царской Комнате и Передней при правлении Алексея Михайловича. Он принимал участие в обсуждении с государем статей посольского наказа в Речь Посполиту (в 1662 году), а также в разборе «дела» патриарха Никона.
В 1677 году Иван Михайлович получил боярский сан. Что касается семьи и личной жизни, Милославский был дважды женат, всего у него родилось восемь детей.
Расцвет карьеры Милославского
Расцвет карьеры Милославского пришелся на период правления царя Федора Алексеевича.
Иван Михайлович был весьма деятельным и непростым человеком, много интриговал и просчитывал свои действия «на несколько шагов вперед». При этом он был довольно богатой и влиятельной персоной при дворе, внес большой вклад в государственные дела.
В 1680 году его назначили на одну из самых важных должностей того времени – начальник Приказа Большой казны. По современным меркам этот пост можно прировнять к министру финансов. К Милославскому стекались не только деньги, но и практически все нити управления государством.
Кроме того, в разные годы он руководил Новгородским и Рейтарским приказами, Приказом Большого Дворца и Приказом Большого прихода, Владимирским и Стрелецким приказами и другими учреждениями.
Интриги и кончина Милославского
После ухода из жизни царя Федора Алексеевича боярин Милославский поддерживал его сестру Софью Алексеевну. Он боролся за власть, интриговал, подговаривал стрельцов и во время бунта 1682 года (Стрелецкий бунт) погубил боярина Матвеева, который был близким соратником Нарышкиных.
Затем Иван Михайлович при поддержке князей Одоевских и Стрешнева на два года удалил от двора и отправил в опалу практически всех Нарышкиных.
При помощи своего влияния и всевозможных интриг Милославский практически правил страной. Однако весной 1684 года его влияние резко ослабло.
При входе во дворец был пойман с ножом подьячий приказа Большой казны. Он признался, что это Милославский подослал его с целью убийства царя Петра I и его матери. Милославский свою вину категорически отрицал. Скончался боярин в 1685 году от инсульта и был похоронен в Армянском переулке у церкви Николая Чудотворца.
В 1697 году царь устроил розыск после доноса на заговор стрелецкового полковника И.Е. Циклера, который раньше был другом Милославского.
После чего останки заговорщиков и Милославского были перевезены в Москву и размещены на Красной площади, где они находились несколько месяцев.
ТЕСТ: Проверьте, насколько хорошо вы помните фильм «Жестокий романс»!
ТЕСТ: Угадайте, из какого фильма тёща!
Ушла из жизни актриса Нина Русланова
Ушёл из жизни Валерий Гаркалин
Журнал
Исторические факты в фильме «Иван Васильевич меняет профессию»
Что случилось с реальной Марфой Васильевной, почему князь Едигей не мог встретиться с Иваном Грозным, кто такой Жорж Милославский и многое другое…
В сцене допроса милицией Иван Грозный на вопрос о годе рождения отвечает: «1533 от Рождества Христова». На самом деле царь родился в 1530-м году, а в 1533-м стал великим князем. Формулировка «от Рождества Христова» тоже неверна, так как такое летоисчисление было введено Петром I только в 1700 году, а до этого считали «от сотворения мира».
У реального Ивана Грозного было четыре официальные жены, среди которых действительно была Марфа Васильевна. Девятнадцатилетняя Марфа Васильевна Собакина пробыла в браке с царём всего 15 дней — через две недели после свадьбы она скончалась от отравления. По этим историческим данным можно предположить, что Иван Васильевич Бунша и Жорж Милославский оказались в XVI веке в промежутке с 28 октября по 13 ноября 1571 года. Правда, в фильме события разворачиваются в тёплое время года…
Символы царской власти — скипетр и держава — в руках Ивана Васильевича Бунши на самом деле появились позже. Держава впервые использовалась при венчании на царство Лжедмитрия I в 1605 году, а скипетр первый раз появился как царский атрибут в 1584 году при венчании на царство Фёдора Иоанновича — сына Ивана Грозного. Вполне возможно, что его приобрёл сам Грозный. Кстати, в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» царю во время коронации тоже вручают скипетр и державу.
В фильме попавший в современный мир Иван Грозный рассказывает инженеру Тимофееву: «У меня вот тоже один такой был — крылья сделал. Я его на бочку с порохом посадил — пущай полетает!». Это реальный исторический факт — попавший в царскую опалу стрелецкий командир Никита Голохвастов принял схиму и укрылся в монастыре, чтобы избежать казни. Схима, требующая выполнения самых аскетических правил, называлась «ангельской», поэтому Иван Грозный пообещал монаху помочь поскорее взлететь на небо. Голохвастова посадили на бочку пороха и взорвали.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
«И.о. царя» Иван Васильевич Бунша подписывает царский документ, который ему подал дьяк Феофан. Однако в то время коронованные особы не пользовались пером и чернилами, а визировали документы специальной печатью. А оказавшийся в современном лифте настоящий Иван Грозный крестится тремя перстами, хотя во время Грозного православные крестились двумя.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Икру «заморскую, баклажанную» во времена Ивана Грозного в России ещё не знали. Это блюдо было завезено из Ирана только в XVII веке.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
После шведского посла на приём к царю просится «татарский князь Едигей». Это реальный исторический персонаж, хозяин Золотой Орды. Едигей три недели держал Москву на осадном положении, но получил выкуп в 3 000 рублей и вернулся в Орду так и не взяв город. На приём к Грозному Едигей попасть никак не мог, так как был убит задолго до рождения царя… А вот «шаливший» в 1571 году на Изюмском шляхе крымский хан Девлет Герай тогда же разорил и сжёг Москву за отказ Грозного отдать ему Казань и Астрахань.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Через год Девлет Герай решил повторить свой успех, собрал войско татар и турков и снова двинулся на Москву. Однако его армию разбили в селе Молоди недалеко от Москвы, и домой вернулись от силы 10% крымских воинов. Об этом событии сложили «Песню о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» или «А не сильная туча затучилася…». Именно её в фильме пели гусляры на царском банкете.
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Шпак или Шпах было прозвищем боярина Ивана Голицына, воеводы при Иване Грозном.
Милославские — дворянский род, корни которого уходят в 1390-й год. В времена Грозного Милославские никак себя не проявляли, и о их судьбе вообще мало что известно до начала XVII века. Юрий (в фильме Жорж) Милославский — вымышленный герой опубликованного в 1829 году романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».
«Иван Васильевич меняет профессию», к/с «Мосфильм», 1973, реж. Л. Гайдай
Князь милославский при иване грозном за что
В списке с дозорной книги поместных, вотчинных и пустопорозжих Земель Шелонской пятины Залесской половниы письма и дозора В. Волконского и В. Андреева, 1628–1629, – Заянье упоминается как вотчинная земля, т.е. земля, которая могла отчуждаться и передаваться по наследству, в отличие от поместных земель, которые в ту пору давались на период службы.
В 1647 г. Заянье – вотчина боярина Ивана Лукьяновича Милославского.
Однако, к детям И. Милославского – Луке и Михаилу, Иван Грозный отнесся благосклонно, и в начале 1580–х гг Лука Иванович Милославский владеет поместьем в районе Заянья.
Из сыскной десятни Шелонской пятины известно, что Лука Иванович Милославский участник событий под Тулой в 1607 г., сражения на р. Восме под Каширой, походов Василия Шуйского на Алексин и Серпухов.
В 1611–1615 годах Лука Иванович Милославский «на государевой службе» и выполняет различные поручения в Новгороде, Старой Руссе, Ярославле
В 1616–1617 годах Лука Иванович Милославский получает грамоту на пожалование части своего поместья в Дмитриевском, Бельском и Лядском погостах Шелонской пятины.
Скорее всего, именно с этого момента, Заянье и стало вотчиной Луки Ивановича Милославского.
Последнее упоминание о Луке Ивановиче Милославском относится к 1628–1629 годам, когда он назван одним из помещиков Бельского и Лядского погостов Шелонской пятины.
Иван Лукьянович Милославский один из сыновей Луки Ивановича Милославского, известен с 1602/1603 годов, унаследовал от отца Заянье как вотчину.
После 1647 года упоминаний о Иване Лукьяновиче Милославском, как владельце Заянье, не имеется.
По всей видимости, он или его дети продали вотчинные земли другой линии Милославских, – московских бояр.
Новым владельцем Заянья становится боярин Иван Богданович Милославский.
Жена – Дарья Прохоровна (ум. в 1693 г.)
Стольник, – дворцовый, затем придворный чин в Русском государстве 13—17вв. В 16—17вв.
Стольники прислуживали во время торжественных трапез («столов») у великих князей и царей, служили у царей «в комнатах» и сопровождали их в поездках. Стольники назначались также на воеводские, посольские, приказные и др. должности. В XVII веке особо приближённые к царю стольники назывались «ближними» или «комнатными»
Фотография Заянской церкви Николы Чудотворца |
Нужно отметить, что Заянская церковь Николая Чудотворца, не единственный храм, созданный трудами С. И. Милославского.
Сергей Иванович Милославский был дважды женат.
Анна Даниловна умирает в 1686 году, от брака имелся сын Михаил Сергеевич, также стольник.
Вторым браком в 1696 году Сергей Иванович Милославский был женат на Марии Петровне Салтыковой.
От брака имелись дети, – Александр Сергеевич, Мария Сергеевна, Калисфена Сергеевна, Анна Сергеевна и Федор Сергеевич, будущий владелец Заянья.
Скорее всего, после прихода к власти Петра I и Нарышкиных, Сергей Иванович Милославский был отодвинут от двора, а возможно, что и многие его земли были у него отобраны.
Однако, Заянье остается у него в вотчине, и после его смерти в 1710/1711 годах, переходит к его сыну Федору Сергеевичу Милославскому (1709–25.04.1783)
Федор Сергеевич Милославский, воспитанник Морской академии, начал службу учеником штурмана в экспедициях на Днепре и Финском заливе. В 1744—1750 был в отпуске по личным обстоятельствам. С 1750 в морском ведомстве, в 1753 назначен прокурором Адмиралтейств-коллегий; в 1761-1762 директор Морского корпуса. С 1763 в отставке, с 1863 г. – вице–адмирал, с 1865 г. – сенатор, член «Морской Российских флотов и адмиралтейского правления комиссии для приведения оной знатной части к обороне государства в настоящий постоянный добрый порядок», учрежденной Екатериной II, в 1762 году награжден орденом Св. Анны.
Вполне возможно, что Федор Сергеевич Милославский будучи известным деятелем флота получил от князя Г. А. Потемкина какие–то поместья, об этом имеется упоминание, но точной информации о каких именно поместьях идет речь мы не обладаем.
По книгам записных Новгородской епархии Шелонской пятины Залеской половины Ляцкого погоста за 1727 и 1742 г.г., Ф. С. Милославский упомянут, как владелец села Заянье, деревень Юдино, Чертова, Супор, Малафьевка, Шавково, Полянка, Гнездилова Гора, Березна, Рясницы, Бор, Радолицы, Межник, Луг, Кислино, Детково. (Сборник записных метрических книг, РГИА, Ф.19 (Петроградская духовная консистория), Оп.124, №№ 138и 495)
В Заянской церкви, отстроенной во времена Сергея Ивановича Милославского имеется «сребропозлащенный крест, с мощами, пожертвованный Федором Сергеевичем Милославским./FONT>
Похоронен Федор Сергеевич Милославский в Санкт–Петербурге, в Александро–Невской лавре, на Лазаревском кладбище.
«Вокруг Булгакова»: «Я, пожалуй, князь, да. А что тут удивительного?»
Впрочем, Жоржа можно разобрать по косточкам, тем более что при ближайшем рассмотрении он вовсе даже и не Жорж…
Исторический прототип
Милославские действительно древний и уважаемый род, в котором были бояре, окольничие и даже сенатор. Были среди них и опричники, родство с которыми устанавливается в пьесе через стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Князь Михайло Репнин», которое читает Жорж Милославский в комнате Шпака (в «Блаженстве» он читает начало «Полтавы»).
Герой Булгакова (если он действительно Милославский, чего мы знать не можем) на фоне своих предков смотрится не лучшим образом. По мнению многих булгаковедов, одна из проблем, которые Булгаков поднимает в «Блаженстве» и «Иване Васильевиче» — вырождение родовой аристократии. Возможно — как она из причин революции.
Присутствует в этом образе и элемент самозванства, центральный для всей пьесы. Дело в том, что Милославские, при всей древности их рода, князьями не были. Князья — прямые родственники двух старейших фамилий властителей: Рюриковичей и Гедиминовичей. Милославские же, так же как, например, Романовы, — «худородные». Они вели происхождение всего лишь от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в 1390 году в свите Софьи Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. В XVII веке они породнились с царской семьёй — Мария Ильинична Милославская стала первой женой царя Алексея Михайловича, матерью царя Фёдора Алексеевича и царевны Софьи. Но даже и тогда Милославские князьями не стали.
Булгаков, судя по всему, этого не знал (или проигнорировал). Если бы Милославской в прошлом объявил себя князем, то это и правда было бы удивительно, но сами приключения не состоялись бы — самозванцев просто повесили, как Ивана Милославского. Гибель последнего во время массовых репрессий ивановского времени исторический факт, зафиксированный не какими-то предшественниками Солженицына, а самим грозным царём Иваном Васильевичем, внёсшим трёх Милославских в синодик для поминовения жертв своих казней.
Литературный прототип
В ранней редакции «Блаженства» автор называет Милославского «Юрочкой». Тут переадресовка прямая:
«Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?
Хлестаков. Да, это мое сочинение.
Анна Андреевна. Я сейчас догадалась.
Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой».
Николай Васильевич Гоголь обыгрывал тут и необычайно популярный в своё время роман Михаила Загоскина (с которым был хорошо знаком), и известный инцидент между А.С. Пушкиным и Фаддеем Булгариным — последний задержал в цензуре выход пушкинского «Бориса Годунова» и раньше издал свою повесть «Дмитрий Самозванец» (вникать в этот спор не будем, но заметим, что роль Булгарина в истории литературы к противостоянию с Пушкиным не сводится).
Булгаков, в свою очередь, обыгрывает сюжет пьесы своего литературного учителя — чем Бунша с Милославским не Хлестаков?
Вымышленный герой романа Загоскина — русский дворянин, пытающийся найти своё место в гражданской войне XVII века и таки находит его. Разумеется — на стороне Второго Ополчения и Михаила Фёдоровича Романова.
В какой-то степени Юрий и Жорж Милославские родственны — они виноваты, но в нужное время оказываются на нужной стороне. Во всяком случае, только благодаря опыту Милославского удачно завершаются путешествия в будущее и в прошлое в пьесах Булгакова. Причём трудно сказать, вина какого из Милославских больше — один уголовник, но и второй присягнул королевичу Владиславу. Последнее с нынешней исторической дистанции не Бог весть какая вина — в своё время он был вполне легитимным претендентом на трон и не взошёл на него только из-за политических манёвров отца. Но такая точка зрения непатриотична…
Кино против пьесы
Патриотизм Жоржу Милославскому привил Леонид Гайдай.
В фильме, как мы знаем, Кемскую волость отдаёт шведам советский бюрократ и немножечко царь Бунша. В ответ на что советский человек Милославской заявляет: «да ты что, царская морда сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?!».
В пьесе Кемскую волость отдаёт именно уголовник (где-то — «советский человек», где-то — выродившийся аристократ) Милославский. Более того, в конце пьесы он сообщает это настоящему царю, что приводит к гибели изобретения инженера Тимофеева…
Вообще, если присмотреться, то образы, которые рисовали Булгаков и Гайдай если не противоположны, то уж точно сильно различны.
Булгаковский персонаж действительно может быть страшен и зол — в одной из редакций «Блаженства» он убивает ножом директора Института гармонии Саввича. Он либо напрочь лишён театрального таланта, как в «Блаженстве» (от представляется солистом театра, но на публике может лишь невнятно произнести несколько слов из Пушкина), либо реализует его очень своеобразно. В конечном итоге видно, что автор сам не испытывает к нему симпатии, и не хочет, чтобы зритель её испытывал. Милославский играет роль того матроса-большевика, которого призывает на помощь Алексей Турбин перед мостом на Никольскую Слободку…
Милославский Гайдая — обояшка, а пугаться его угроз («тьфу на вас ещё раз») может только Бунша. Он больше всего напоминает так и не переквалифицировавшегося в управдомы Остапа Бендера, фильм про которого Гайдай снял двумя годами раньше.
Одно можно сказать точно — Милославского режиссёр видел именно так и именно под такую роль подбирал актёра. Кстати, вы знаете, что первоначально сниматься должен был Андрей Миронов?
МИЛОСЛАВСКИЕ
Дополнительная литература:
Иванов [П.И.]. Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м Отделении Московского архива Министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния в занимаемых должностях. М., 1853;
Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. СПб., 1895. Т. 1;
Барсуков А.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам. СПб., 1902;
Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963; он же. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975;
Crummey R.O. Aristocrats and servitors. The Boyar elite in Russia. Princeton, 1983;
Шватченко О.А. Светские феодальные вотчины в России во второй половине XVII в. М., 1996;
Лавров А.С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. М., 1999;
Станиславский А. Л. Труды по истории государева двора в России XVI-XVII вв. М., 2004;
Богоявленский С.К. Московский приказный аппарат и делопроизводство XVI- XVII вв. М., 2006;
Бушкович П. Петр Великий: борьба за власть (1671-1725). СПб., 2008;
Седов П.В. Закат Московского царства. 2-е изд. СПб., 2008;
Селин А.А. Новгородское общество в эпоху Смуты. СПб., 2008;
Памятники истории Восточной Европы. Источники XV-XVII вв. М., 2009. Т. 8.