Упоминания о некоторых мифических созданиях есть не только в легендах разных народов, но и в книгах, в том числе и Библии. К таким относится и Молох, который был одним из верховных божеств у палестинцев и карфагенян, а, по сути, являлся демоном. Что рассказывают предания об этом существе, и каким образом он может подарить человеку удачу?
Если открыть библейские тексты, то первые же фразы о Молохе могут показаться современному человеку ужасными. В священной книге говорится, что Молоху поклонялись моавитяне и аммонитяне. При этом даром божеству было кровавое жертвоприношение, на котором эти народы отдавали демону своих детей. Почему же вера в могущество Молоха была так сильна? Попробуем разобраться.
Уже первым ключиком к ответу на этот вопрос становится перевод имени демона с иврита. Оказывается, что оно имеет весьма красноречивое значение – «царственный». Этот бог действительно был одним из верховных бессмертных в древнем пантеоне. Учитывая его кровожадность и воинственный нрав, Молоха нередко сравнивают с Баалом, который почитался в тех же регионах. Отдельные учёные пошли дальше – они сравнили Молоха с Яхве. В доказательство этой версии была выдвинута теория о жертвоприношении первенцев, о чём рассказывает Библия. Удивительным образом подобный «ритуал» объединил таких разных богов.
Молоха не просто боялись, а почитали как вершителя судеб людей и целых народов. Неслучайно демона (или божество) называли «повелителем страны слёз». Во время страшных жертвоприношений, когда младенцев бросали в огонь, материнские слёзы считались нектаром для Молоха. Этот бог не мог существовать без человеческих страданий и мучений, которые являлись не только его «пищей», но и залогом власти.
О подобном рассказывают предания, записанные в Ветхом Завете. Удивительно, но даже мудрый Соломон не устоял перед поклонением Молоху, в честь которого построил огромное святилище. Позднее именно на нём и приносились чудовищные жертвы демону. Это подчёркивает, что в древние времена и иудейские земли находились под властью Молоха, культ которого был необыкновенно распространён. Только представьте, какие территории охватывало поклонение этому божеству – от Карфагена до Иудеи!
В борьбе с Молохом
Крах власти Молоха наступает в период власти Моисея, идеи которого были гораздо популярнее среди евреев, нежели почитание кровавого божества. Как отмечают древние тексты, именно пророк первым начал борьбу с убийствами во имя демона. Святилища Молоха были разрушены до основания, а всякое его упоминания считалось осквернением истинного бога.
Одним из самых ярых противников злого божества стал Иосия, иудейский царь, который уничтожил множество алтарей демона. Однако это было лишь начало борьбы, ведь то, что веками культивировалось в народе, не так просто истребить за несколько лет. Отголоски поклонения Молоху вспыхивали вновь в отдельных регионах или еврейских общинах.
В погоне за удачей
Зачем же люди добровольно совершали ужасные ритуалы, отдавая своих детей демоническому богу? Считалось, что именно после поднесения страшного дара Молоху человек обретает постоянную удачу. Демоническое существо, живущее в подземном мире (часто его связывают с Геенной Огненной), получало дань от смертного, а взамен наделяло его способностями, о которых не мог и мечтать простой человек.
На что это похоже? Согласитесь, подобная ситуация напоминает продажу души дьяволу, который выполнял всё, о чём просил человек. Именно поэтому многие черты Молоха позднее сохранились и в его последователе, который противопоставляется Богу. А вот действенность ритуала по жертвоприношению Молоху, как ни странно, но доказала сама история. Многие люди ещё сильнее поверили в могущество божества после того, как Карфаген был спасён от наступления греков. Как гласит легенда, ради этого в жертву Молоху были принесены дети знатных семей города.
Первым народом, что положил конец власти Молоха, считаются вавилоняне. Когда они пленяют евреев в 586 году, то начинают искоренять в этом народе веру в страшного бога. Вероятно, именно в этот период и начинает терпеть крах поклонение Молоху. Как отмечают старинные источники, «Молох был побеждён чужестранцами», вероятно, вавилонянами или ассирийцами, что на тот момент сами боролись с почитанием демона.
Несмотря на историю страшных жертвоприношений божеству, образ его во все времена вызывал интерес людей. В тропических странах есть разновидность ящериц, которую учёные назвали молохом. Причина этого в двух наростах на голове животного, отчего кажется, будто ящерица в рогатом шлеме.
Когда начинается эра технического прогресса, Молох «перевоплощается» в понимании людей. Теперь это механизм, который не имеет чувств или жалости, а потому сметает всё на своём пути. А вот сторонники иудаизма считают, что в Молохе запечатлён образ главного противника Мессии. Его зовут Машиах Шедим, и он будет повержен во время прихода Мессии, когда все раздоры и зло навсегда покинут землю.
А вот приверженцы каббалистического мировоззрения считают Молоха одним из верховных демонов, которые противопоставляются светлым силам. Эту теорию высказал исследователь МакГрегор Мазерс, который изучал не только поклонение Молоху, но и особенности ритуалов связанных с ним. Он отмечает, что дьявольские знаки в виде определённых пентаграмм, использовались ещё в далёкой древности и служили призывом к великому божеству-демону – Молоху.
Конечно, Молох – одна из самых загадочных фигур в мифологии, но действительно радует то, что безумное почитание этого демонического божества ушло в прошлое. На мой взгляд, Молох в современности стал символом бессердечного равнодушия, награды, цена за которую слишком велика. К счастью, сегодня этого демона и поклонение ему можно встретить лишь в книгах и фильмах, которые открывают нам жестокий мир верований древности.
Молох в мифологии — демон, бог удачи, идол и жертвоприношение
Молох в мифологии — одно из самых спорных существ. Ему попеременно приписывали божественную или демоническую сущность. До сих пор в среде демонологов, магов и эзотериков и среди историков и археологов ведутся споры о том, кто такой Молох.
Молох в мифологии — самые древние упоминания
Связь с Молохом имел культ Баала, распространенный в семитских странах. Баалу поклонялись в Финикии, Тире и Карфагене, где возникла традиция сожжения детей, погибших в возрасте до семи лет. Практиковалось даже принесение в жертву живых детей в момент сильной нужды карфагенян.
Жертвоприношение называлось «молх», что созвучно с именем сущности. Лингвисты проводят параллель между традициями, что позволяет заявлять о неверных трактовках Торы, Талмуда и Ветхого Завета.
Мнение, что Молох демон, стало популярным со Средних веков, когда были написаны гримуары, содержащие описание жителей Преисподней. Многие демоны ранее были богами, информацию о которых авторы черпали в иудейских источниках. В Средние века между магами велись споры, выступает ли Молох определенной персоной, как демон Вельзевул, либо это разновидность демонов, как бес Абара. Во многих трактатах религиозного смысла молохи упоминаются во множественном числе.
Кровавая жертва Молоху — как выполнялась
По семитским легендам и преданиям, кровавая жертва Молоху была связана с огнем — за исключением редких случаев в жертву приносились дети. Встречается упоминание, что идолу нельзя отдавать собственное семя. Это связано с традициями народов-земледельцев. Мужское семя считалось источником жизни и выступало в качестве ритуальной жертвы для будущего урожая.
Судя по строгости запрета на поклонение Молоху или совершение молха (в зависимости от трактовки), ритуалы были распространены на территории обитания семитских народов. Описаний сущности в Библии не было, но известно, что этот бог, демон или идол имел бычью голову или бычьи рога. Некоторые считают его олицетворением Золотого Тельца, другие предполагают, что детей кидали в жаровню, которая располагалась внутри металлического идола. По одной из версий, жаровня находилась внутри идола, а детей давали в раскаленные руки, чтобы жертвы жарились заживо.
Интересна связь Молоха и Геенны огненной, которая стала одним из основополагающих принципов иудаизма, ислама и христианства. Слово «геенна» возникло от названия долины Енном, расположенной неподалеку от Иерусалима, где долгое время совершались жертвоприношения язычников огню, а впоследствии сжигались мусор и тела животных. В результате возникло мнение, что в Геенне огненной обитают молохи.
Считалось, что это бог удачи, которая постигала вознесшего страшную жертву. Спасение Карфагена от греков после жертвоприношения детей знати укрепило веру. Среди православных есть традиция не просить у Бога удачи — не поминать имени кровавого беса.
Ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев.18:21; Лев.20:2), но вплоть до Вавилонского плена (586 до н. э.) семиты не прекращали их практиковать.
Демон Молох и способы его вызова
О демонической сущности известно немного. МакГрегор Мазерс считал Молоха одним из архидьяволов в каббалистическом мировоззрении, который противостоит небесным сфирам. Другие теоретики заявляют, что это покровитель слез, для которого нет ничего лучше, чем пролитые по детям слезы матерей.
Есть несколько рабочих ритуалов, которые позволяют войти в контакт с сущностью, хотя непосредственного общения не предоставят. Это делает непонятным суть существа — отдельный это демон или их разновидность, специализирующаяся на уничтожении врагов и разрушении.
Лучшее жертвоприношение и способ заслужить благодарность и благосклонность существа — принесение в жертву ребенка через сожжение, но сейчас это не практикуется. Есть другой вариант жертвы — попросить ребенка прыгнуть через специальным образом сложенный костер, в основании которого находится печать Молоха. Так детская душа навеки предоставится в пользование демона, но не вызовет подозрений у окружающих.
Вызов сущности потребует длительной подготовки. Чтобы наказать обидчика, потребуется кусочек нестираной одежды. Следует уйти в долину и развести там костер с печатью Молоха в основании. В огонь следует бросить кусочек одежды и сказать заклинание:
In nomine Astaroth Baal Beelzebub et Lucifer Evoco Moloch! Tollite sacrificium! Accede ad eam, et conteram illud comburent eam, et capient eam! Amen. Amen. Amen.
После прыгнуть через костер. Последующие ритуалы можно совершать дома, используя пламя свечи. Проведением обряда заключается договор с Молохом, который постоянно будет требовать новых жертв. Если сущность не получит дар в течение года, с заклинателем или его близкими случится беда (скорее всего, пожар).
Значение слова Молох и его образ в искусстве
Значение слова Молох однозначное, если не брать во внимание возможное происхождение от обряда жертвоприношения. В древнеиудейском языке слово «мелех» обозначало царя. Часто демон предстает в царственном обличье.
Толковый словарь и деятели искусства отождествляют Молоха с бездушным убийственным механизмом, который перемалывает жертв, не задумываясь об их чувствах и желаниях. В жарких странах живет совсем безобидная, но страшная ящерка. У животного отовсюду торчат острые чешуйки, которые на голове образуют большие рога. Пресмыкающееся названо в честь языческого бога.
Сторонники мессианского иудаизма видят в Молохе главного врага Машиах Шедим — Мессии. Приход Мессии ознаменует конец вражды между народами и положит край существованию зла. Согласно легендам, в этот день будет восстановлен Иерусалимский Храм, а Царствие Господне воцарится на Земле после Страшного Суда.
Подвести окончательный итог сущности демона на данном этапе развития истории и магических наук невозможно. Стоит помнить, насколько кровавыми и злыми были ритуалы, связанные с идолом. Обращаться к Молоху не следует, о чем предостерегают священные книги иудаизма, христианства и ислама.
В прошлом посте «Бородатые Венеры» древности архимандрид Хрисанф изображал кедешей Астарты как скопцов.
Архимандрид пишет, что кедеши, т.е. «святые», «священники» Молоха и Астарты, были кастрировавшие себя так называемые galli. Юноши как бы обращались в девушек, после посвящения их божеству, т. е. после того, как они лишались детородных органов.
— и просвещает: «Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5).»
Однако Википедия считает иначе. «После публикации в 1935 немецким семитологом Отто Эйссфельдтом исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch большинство специалистов считают, что божества по имени Молох никогда не было, и в Библии словом mlk обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как молк.
Что касается самого этого западносемитского обряда, электронная еврейская энциклопедия говорит, что «принесение детей в жертву практиковалось на Ближнем Востоке (ср. II Ц. 3:27) и в Карфагене лишь в экстраординарных случаях, обычно после военного разгрома или тяжкого бедствия, однако никогда не было частью институализированного культа. Некоторые исследователи полагают, что среди израильтян обряды, связанные с проведением детей через огонь, могли некогда быть частью служения самому Я х ве, который также нередко именуется Мелех, то есть Царь, но были отменены в процессе борьбы с язычеством».
Еврейская энциклопедия подчёркивает, что «свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Так, слова Иеремии (7:31), говорившего от имени Я х ве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Х иннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов. То есть еврейские пророки выступали против древнесемитских обрядов посвящения и клеймили участников этих обрядов, «проводящих своих детей через огонь», как детоубийц. Еврейская энциклопедия говорит, что пророки могли позволить себе риторическую красочность в пылу полемики.
Теперь нам надо установить, как же на самом деле выглядел этот обряд проведения детей через огонь.
Прежде всего тут необходимо вспомнить про прыжки через огонь.
Понятно, что эти прыжки являются «отрыжкой» древних посвятительных обрядов. Хождение по огню (нестинарство) также считается пережитком, реликтом языческих практик инициации. Википедия так и говорит: ««Огнехождение» было распространено среди многих народов Азии, Африки, Океании и ряда регионов Европы с глубокой древности — так, в Индии оно известно как минимум с 1200 года до н.э. При этом само по себе хождение по горящим углям первоначально не было разновидностью циркового представления, а являлось частью обрядов инициации«.
Этнографы описывают, что в некоторых племенах испытание огнём было составной частью инициатического прохождения через «огонь, воду и медные трубы». Неофита неожиданно хватали за руки и ноги и держали так близко к костру, что обгорали его волосы. В Океании еще накануне «разжигают огромный огонь. Мужчины приказывают неофитам присесть к нему. Сами мужчины рассаживаются в несколько тесных рядов позади них. Вдруг они схватывают ничего не подозревающих мальчиков и держат их близ огня, пока не будут спалены все волосы на теле, причем многие получают ожоги. Никакие вопли не помогают» (Nevermann 1933, 25). (Кстати, где-то я читал такое предположение, будто люди потеряли свой звериный волосяной покров именно из-за подобной практики, совершавшейся на протижении многих тысячелетий.) Юношей держали на огне по 4—5 минут. В Верхней Гвинее посвящаемые «убивались, жарились и совершенно изменялись» (Achelis 11). Обряд в Виктории описывается так: «Сильный огонь, зажженный в предыдущую ночь, к этому времени уже сгорал, так что он содержал только золу и тлеющие уголья. Над огнем держат шкуру опоссума, и на нее лопатами насыпают угли и золу. Юноши проходят под шкурой, и их осыпают углями и золой».
Итак, мы выяснили, что никакого «бога Молоха» на самом деле не было, а «жертвоприношением детей» этому «богу» древние пророки называли языческие церемонии религиозной инициации, связанные с прохождением через огонь.
Но если мы убираем Молоха, то автоматически распадается «связь» Астарты с этим кровожадным божеством. И вся конструкция архимандрита Хрисанфа оказывается буквально высосанной из пальца.
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Молох в Библии.
Молох – языческое божество. В основном ему поклонялись аммонитяне – семитский народ, который жил от восточного берега Иордана до пределов Аравии (территория современной Иордании).
Есть мнение, что «молох» значит «царь», и это не имя собственное, а титул, которым традиционно наделяли языческих богов
В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха – то, что в жертву приносили детей.
Принесение жертвы Молоху. Источник img11.nnm.me
Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам – чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3Цар 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).
В Библии упоминается также «скиния Молохова», (Ам 5:26, Деян 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.
Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4Цар 23:10).
Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.
Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.
Какую жертву принимал Удача?
Наверное, у многих возникает вопрос. Ведь «молох» в переводе «царь», «царственный». При чем тут вообще удача?
Во многих источниках указано, что это был сильный, мощный демон, который унес много жизней. Много людей поклонялись Молоху в то время. Поэтому не удивительно, что переводится «молох» именно как «царственный».
Взглянем теперь на определения, почитаем о том, что же это был за идол такой вообще.
А теперь почитаем тексты о словах старца Клеопы на румынском языке и разберемся, как этот Молох связан с удачей. Старец Клеопа из Румынии. И вполне вероятно, что в тексте есть помарки, связанные с переводом, или просто ошибки трактовки. Но если его точно цитируют, то старец говорит о демоне Noroc. На наш язык «noroc» переводится как «удача».
Клеопа Илие говорит: «Кто этот бог Молох или удачи, как сегодня его называют?»
И в некоторых местах слово «удача» употребляет как имя собственное, в текстах оно написано с заглавной буквы.
Какую жертву принимал Удача?
Получается, что речь старец ведет об одном и том же демоне.
Дальше старец описывает, кем был этот идол Молох. И как женщины носили ему в жертву младенцев, объясняя это тем, что хотят получить удачу. А потом приводит слова пророка Исайи. Если взять современный перевод стихов, о которых он говорит, звучат они так:
«Но тех, кто оставил Господа, Я накажу. Они забыли о Моей святой горе и начали поклоняться удаче и полагаться на неверного бога судьбы.»
Именно поэтому старец Клеопа просит никому не желать удачи, не призывать ее! Потому что фактически, призывая удачу, мы обращаемся не к Господу нашему Иисусу Христу, а к демоническим силам, как когда-то в те идолопоклоннические времена…
«Такого и врагу не пожелаешь!», – говорят в тех случаях, когда происходит какое-то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!
Культ Молоху-Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством. Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.
Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертва Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а так же усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.
«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». [Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И-е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151-152].
Как было уже указано выше, Молох-Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год с плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны.
Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев.18:21; Лев.20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 до н.э.) семиты не прекращали их практиковать.
Вот еще информация об удаче
Есть люди, рядом с которыми хочется находиться, чье присутствие вдохновляет, люди, у которых спорится всякое дело, за которое они берутся. Есть, напротив, люди, чье присутствие угнетает, привносит тяжесть, рядом с которыми опускаются руки и теряется «вкус к жизни». Каждый из нас — иногда осознанно, а иногда инстинктивно — стремится быть рядом с первыми и избегать общества вторых. Этих вторых мы часто называем неудачниками, уже не помня истинного, древнего смысла этого слова.
«Удачи!» — привычное пожелание, произносимое русскими при расставании, и соответствующие ему древне-скандинавское «Auja!» и древне-среднеевропейское «Aja!» мы понимаем сейчас просто как пожелания везения. Между тем эти восклицания, имеющие, как будет видно дальше, магический, заклинательный характер, связаны с одним из важнейших представлений нордической Традиции.
Понятие Удача в древности как мы видим его в этнографических материалах и в древних скандинавских сагах, означает отнюдь не «везение», но некую важнейшую интегральную характеристику человека. В скандинавских текстах мы можем встретить такие формулировки, как «у него была хорошая Удача» или «у него была плохая Удача», «он приобрел (или потерял) Удачу, совершив то-то и то-то», «его Удача стала более (или менее) хорошей». В русском языке до сих пор сохранились выражения, отражающие те же представления: «его Удача оставила его», например.
Удача в старые времена, как уже было сказано, представляла собой главную ценность, которой может владеть человек (или род). Удачи, а не счастья или материального благополучия — просили у богов. Удачу берегли как ценнейший их дар. На ее приобретение или улучшение были направлены многие магические технологии.