кумач что за ткань
Что значит слово кумач: происхождение и современность ткани
В некоторых литературных произведениях, а также в музеях можно встретить ткань кумач. Яркая, расписная ткань применялась не только для шитья одежды, но и для обивки, скатертей, и даже флагов. Возникает справедливый вопрос: кумач — что это такое, и откуда появился в стране.
Что такое кумач
Что такое кумач? Кумач был известен еще в 18 веке, и был широко распространен среди народа. Это хлопковая ткань алого или пунцового цвета, на которую иногда была настрочена вышивка. Иногда встречалось полотно синего оттенка. Из данного материала шили в основном сарафанов или мужских рубах.
Значение и происхождение слова
Что такое кумач в русском языке, и откуда пришло это слово? В русскую речь понятие «кумач» пришло из арабского языка — kumas, ударение ставится на букву «а». Во многих словарях можно найти значение данного слова, но все они сводятся к одному понятию — «хлопчатобумажная ткань». Также с помощью словарей можно ответить на вопрос «как будет писаться — кумач или кумачь». Единственный правильный вариант написания — без мягкого знака. В некоторых текстах авторы сокращают слово «кумач» и заменяют его на «к.».
Слово кумач в словарях русского языка.
История материала
Кумач — это что, и когда он стал использоваться. Кумач также известен как кумачовый ситец. Ситец — это легкая хлопковая ткань, которая шла на пошив платьев, нижнее белье и некоторые детские вещи.
Ситец начали производить в Индии. В 18 веке эта ткань стала известна по всей Европе, в том числе и России. Материал был дорогой, т.к. рисунок делался вручную. В России ситец был очень популярным материалом, и узоры на нем выделывали не только в виде геометрических односложных фигур, но и в виде ярких цветочных композиций, целых пейзажей и иллюстраций к сказкам.
Упрощение процесса изготовления сделало ситец доступным почти всем слоям населения. Применят ткань стали не только для одежды, но и для мебели.
Одной из самых распространенных ситцевых тканей стал кумач. Начиная с 18-19 века эта ткань была любима в народе. Наиболее известен красный кумач с рисунком. Кумач был широко известен своим сложным и старинным способом изготовления. Все узоры выполнялись при помощи особого красителя — корня марены. Рисунок выделывался путем вытравливания. Наносящаяся на полотно краска изменяла его цвет (разрушение фона), а после оставалась там же, образуя орнамент.
Уже в 19 веке на смену натуральной краски для узора пришла химическая. Благодаря ей рисунок на кумаче стал более ярким, появилась возможность делать его интереснее. При этом кумач оставался таким же качественным и повсеместно применяемым материалом. Именно русский кумач был одной из самых известных тканей.
В 1846 году было основано предприятие, которое стало ведущим в производстве кумача. Его основателями были купцы Барановы. Они выпускали качественный кумачовый ситец, их материалы были известны своей яркостью и насыщенностью цветов. Среди них были такие цвета: желтый, багряный, светло-синий. Для контраста к основным цветам добавляли черный или белый. Рисунок производился таким образом, что казалось, будто на ткани присутствует тень от рисунка, что создавало интересный эффект.
Платья из кумачового ситца ярким рисунком
Наиболее частым орнаментом в таких платьях был:
Довольно часто можно было встретить наряд с узором «павлинье перо», которое пришло в русский костюм из Персии.
У некоторых слово «кумач» вызывает ассоциацию с красным флагом. Во времена революции, и на протяжении всего советского периода из этой ткани изготавливали знамя, транспаранты. Именно поэтому огненная ткань может ассоциироваться с революционной и советской тематикой.
Современное применение
Сейчас производство ситцевой ткани куда проще, чем в давние времена. «Рецепт» изготовления полотна заключается в использовании полуфабриката с названием «миткаль». Материал в свою очередь получают из толстых нитей из хлопка. Пряжа выходит с сероватым цветом, т.к. она не проходит этапа отбеливания. Из миткаля, помимо разных видов ситца изготавливают дерматин — заменитель кожи на тканевой основе.
Ткань изготавливают следующим образом:
В завершении нити окрашивают в разные цвета. Химические красители позволяют сделать ткань яркой.
Современное производство ситца
Характер плетения ситцевого материала — полотняное. В результате получается двусторонняя ткань, лицевая сторона на которой появляется только после нанесения узоров. Перед тем, как миткаль станет ситцем, его достаточно длительно обрабатывают и выкрашивают. Но и после этих процедур ткань возможно проверить на натуральность. Настоящий хлопок при горении дает запах жженой бумаги, и образует пепел. Для проверки достаточно поджечь всего 1 нитку.
После сгорания хлопка образуется пепел и останется запах
Кумач, как ткань, сейчас не используется, и осталась лишь напоминанием о прошлом. В музеях и на выставках можно увидеть старинные костюмы из этого материала. Само же слово «кумачовый» больше используется, как синоним «огненному» или «алому». Старомодные наряды используются разве что для театральных постановок, или исторических реконструкций, когда необходимо почти точное воспроизведение образа.
Кумачовые сарафаны применяют для тематических фотосессий.
Сам же ситец широко распространен при пошиве одежды. Это достаточно прочный и безопасный материал, поэтому подходит даже для изготовления детских вещей. В ситцевых нарядах удобно ходить летом, материал тонкий и «дышащий». За тканью просто ухаживать, не нужно приобретать каких-то особых средств для стирки. Цвет долго остается насыщенным и не выцветает. Кроме того, цена ситца невысока, и использовать его можно где угодно.
Из ситца шьют не только летние наряды. Некоторые мастерицы изготавливают из ситцевого материала игрушки и украшения. Из легкой и яркой ткани получаются оригинальные плюшевые зайцы и медведи, совы, кошки.
Заяц из нежной ситцевой ткани
Из ситца выходят и предметы домашней обстановки. Благодаря разнообразию оттенков и рисунков можно получить интересные подушки на диван или кресла, скатерти, или даже шторы. Из ткани получаются легкие мужские и женские рубашки, детские летние костюмы и пеленки.
Перед применением ситца важно помнить, что и у этого материала есть некоторые недостатки.
На заметку! Несмотря на недостатки, ситец очень удобная и нежная ткань, за которой не требуется особого ухода. Стоит лишь отметить несколько рекомендаций, которые стоит учесть, прежде чем купить вещь из ситца (или просто ситцевое полотно для дальнейшего шитья).
Некоторое время назад не было такого, кто бы ни знал, что значит кумач. Красивая ткань с пестрым рисунком считалась предметом красоты, и сейчас его можно увидеть в виде выставочных платьев прошлых веков.
Кумачовый материал с насыщенным цветом: состав, производство и применение
Описание и состав ткани
Кумач не накапливал электрический заряд, не натирал и не провоцировал кожные болезни во многом благодаря натуральной краске.
Раньше такого красного оттенка добивались с помощью выщелачивания порошка корня марены красильной – краппа. От него происходит термин «краповый», то есть кроваво-красный.
История материала
Вплоть до середины XVIII века основным сырьем для ткачества в России был лен, на втором месте держалась овечья шерсть. Хлопок, который завозился с Востока небольшими объемами, из-за дефицитности был дорогим материалом. Неудивительно, что предприимчивые купцы пытались заработать на повышенном спросе.
В середине XVIII века в России появились единичные мануфактуры, которые производили несколько вариантов хлопковой ткани из привозного сырья. Лучшие из них принадлежали тогда только поднимающейся империи Алафузовых в Казани.
На ткацком производстве использовали технологию местных ремесленников kumāš: татары научились ткать такое полотно еще от арабов, у них же одолжили слово, которое означает просто ткань.
Слово прижилось, kumāš стал кумачом. Выпускали его в двух самых ходовых вариантах:
Хлопок по-прежнему был недешев, поэтому покупали его исключительно для праздничной, нарядной одежды. Небогатым покупателям очень хотелось, чтобы она отличалась от будничных натуральных оттенков сурового домотканого полотна, сукна или льна.
К началу революционного XX века кумачовая ткань была не просто яркой забавой, она стала символом той жизни, которую бедный люд мог наблюдать издалека и очень редко. Из-за перманентного экономического кризиса и неудачных военных кампаний население Российской империи обнищало. Большинство крестьян и рабочих не могли позволить себе белый хлеб, не то, что кумач.
Пролетарская революция родилась на красном. И речь не о кровавых жертвах: поначалу, в ходе самого Октябрьского переворота, захвата Смольного и штурма Зимнего, их было не много. Просто цвет на фоне имперских флагов показался свежим, честным, агрессивным и способным однозначно идентифицировать перешедшего на сторону народа матроса, солдата, жандарма.
Кумач использовался для флагов, транспарантов и… повязок на рукав, ленточек и других идентифицирующих политический выбор обозначений.
В 1917-1918 годах красный кумач стал символом пролетарской революции и способом разделить общество на чужих и своих. После того, как первый накал страстей схлынул, столичный бомонд, чтобы подчеркнуть собственную актуальность, добавил к образу революционные аксессуары. Носить кумач, обязательно ярко-красный, стало модным. Фурии революции – дамы с маузером, заказывали блузы из этой ткани, а на знаменитом плакате Маяковского и Родченко для Ленгиза Лиля Брик изображена в кумачовой косынке.
Что значит слово кумач: происхождение и современность ткани
В некоторых литературных произведениях, а также в музеях можно встретить ткань кумач. Яркая, расписная ткань применялась не только для шитья одежды, но и для обивки, скатертей, и даже флагов. Возникает справедливый вопрос: кумач — что это такое, и откуда появился в стране.
Что такое кумач
Что такое кумач? Кумач был известен еще в 18 веке, и был широко распространен среди народа. Это хлопковая ткань алого или пунцового цвета, на которую иногда была настрочена вышивка. Иногда встречалось полотно синего оттенка. Из данного материала шили в основном сарафанов или мужских рубах.
Значение и происхождение слова
Что такое кумач в русском языке, и откуда пришло это слово? В русскую речь понятие «кумач» пришло из арабского языка — kumas, ударение ставится на букву «а». Во многих словарях можно найти значение данного слова, но все они сводятся к одному понятию — «хлопчатобумажная ткань». Также с помощью словарей можно ответить на вопрос «как будет писаться — кумач или кумачь». Единственный правильный вариант написания — без мягкого знака. В некоторых текстах авторы сокращают слово «кумач» и заменяют его на «к.».
История материала
Кумач — это что, и когда он стал использоваться. Кумач также известен как кумачовый ситец. Ситец — это легкая хлопковая ткань, которая шла на пошив платьев, нижнее белье и некоторые детские вещи.
Ситец начали производить в Индии. В 18 веке эта ткань стала известна по всей Европе, в том числе и России. Материал был дорогой, т.к. рисунок делался вручную. В России ситец был очень популярным материалом, и узоры на нем выделывали не только в виде геометрических односложных фигур, но и в виде ярких цветочных композиций, целых пейзажей и иллюстраций к сказкам.
Упрощение процесса изготовления сделало ситец доступным почти всем слоям населения. Применят ткань стали не только для одежды, но и для мебели.
Одной из самых распространенных ситцевых тканей стал кумач. Начиная с 18-19 века эта ткань была любима в народе. Наиболее известен красный кумач с рисунком. Кумач был широко известен своим сложным и старинным способом изготовления. Все узоры выполнялись при помощи особого красителя — корня марены. Рисунок выделывался путем вытравливания. Наносящаяся на полотно краска изменяла его цвет (разрушение фона), а после оставалась там же, образуя орнамент.
Уже в 19 веке на смену натуральной краски для узора пришла химическая. Благодаря ей рисунок на кумаче стал более ярким, появилась возможность делать его интереснее. При этом кумач оставался таким же качественным и повсеместно применяемым материалом. Именно русский кумач был одной из самых известных тканей.
В 1846 году было основано предприятие, которое стало ведущим в производстве кумача. Его основателями были купцы Барановы. Они выпускали качественный кумачовый ситец, их материалы были известны своей яркостью и насыщенностью цветов. Среди них были такие цвета: желтый, багряный, светло-синий. Для контраста к основным цветам добавляли черный или белый. Рисунок производился таким образом, что казалось, будто на ткани присутствует тень от рисунка, что создавало интересный эффект.
Наиболее частым орнаментом в таких платьях был:
Довольно часто можно было встретить наряд с узором «павлинье перо», которое пришло в русский костюм из Персии.
У некоторых слово «кумач» вызывает ассоциацию с красным флагом. Во времена революции, и на протяжении всего советского периода из этой ткани изготавливали знамя, транспаранты. Именно поэтому огненная ткань может ассоциироваться с революционной и советской тематикой.
Современное применение
Сейчас производство ситцевой ткани куда проще, чем в давние времена. «Рецепт» изготовления полотна заключается в использовании полуфабриката с названием «миткаль». Материал в свою очередь получают из толстых нитей из хлопка. Пряжа выходит с сероватым цветом, т.к. она не проходит этапа отбеливания. Из миткаля, помимо разных видов ситца изготавливают дермантин — заменитель кожи на тканевой основе.
Ткань изготавливают следующим образом:
В завершении нити окрашивают в разные цвета. Химические красители позволяют сделать ткань яркой.
Характер плетения ситцевого материала — полотняное. В результате получается двусторонняя ткань, лицевая сторона на которой появляется только после нанесения узоров. Перед тем, как миткаль станет ситцем, его достаточно длительно обрабатывают и выкрашивают. Но и после этих процедур ткань возможно проверить на натуральность. Настоящий хлопок при горении дает запах жженой бумаги, и образует пепел. Для проверки достаточно поджечь всего 1 нитку.
Кумач, как ткань, сейчас не используется, и осталась лишь напоминанием о прошлом. В музеях и на выставках можно увидеть старинные костюмы из этого материала. Само же слово «кумачовый» больше используется, как синоним «огненному» или «алому». Старомодные наряды используются разве что для театральных постановок, или исторических реконструкций, когда необходимо почти точное воспроизведение образа.
Сам же ситец широко распространен при пошиве одежды. Это достаточно прочный и безопасный материал, поэтому подходит даже для изготовления детских вещей. В ситцевых нарядах удобно ходить летом, материал тонкий и «дышащий». За тканью просто ухаживать, не нужно приобретать каких-то особых средств для стирки. Цвет долго остается насыщенным и не выцветает. Кроме того, цена ситца невысока, и использовать его можно где угодно.
Из ситца шьют не только летние наряды. Некоторые мастерицы изготавливают из ситцевого материала игрушки и украшения. Из легкой и яркой ткани получаются оригинальные плюшевые зайцы и медведи, совы, кошки.
Из ситца выходят и предметы домашней обстановки. Благодаря разнообразию оттенков и рисунков можно получить интересные подушки на диван или кресла, скатерти, или даже шторы. Из ткани получаются легкие мужские и женские рубашки, детские летние костюмы и пеленки.
Перед применением ситца важно помнить, что и у этого материала есть некоторые недостатки.
Несмотря на недостатки, ситец очень удобная и нежная ткань, за которой не требуется особого ухода. Стоит лишь отметить несколько рекомендаций, которые стоит учесть, прежде чем купить вещь из ситца (или просто ситцевое полотно для дальнейшего шитья).
Некоторое время назад не было такого, кто бы ни знал, что значит кумач. Красивая ткань с пестрым рисунком считалась предметом красоты, и сейчас его можно увидеть в виде выставочных платьев прошлых веков.
Значение слова «кумач»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Во время и после Октябрьской революции, в течение советского периода, в России из кумача большевики и их сторонники делали флаги, знамёна и транспаранты. Поэтому впоследствии слово «кумач» ассоциировалось с красным флагом.
КУМА’Ч, а́, мн. нет, м. [араб. k ̣ umāš]. Бумажная ткань яркокрасного цвета.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кума́ч
1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Кумач.
кума́ч
1. текст. хлопчатобумажная ткань ярко-красного цвета ◆ Ну, что толку для землевладельца, когда его земля пустует или беспутно выпахивается, что толку для фабриканта, что голодный рабочий дёшев, когда фабриканту некому сбыть свой миткаль, кумач, плис? А. Н. Энгельгардт, Письма из деревни (1872–1887 гг.), Письмо одиннадцатое, 1881 г. (цитата из НКРЯ)
2. разг. собир. изделия из такой ткани ◆ Говорили они громко, отчётливо, а одеты не в синюю пестрядину, а в пёстрые ситцы и ярко-красный кумач. Максим Горький, «Трое», 1901 г.
3. кумачовый цвет ◆ На путях были вагоны с открытыми боками, обращённые в сцену: красный кумач флагов, ярко освещённый сзади, полыхал, как огненные языки. П. Н. Краснов, «Ложь», 1938–1939 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Позолота, кумач, красное дерево, строгие лица и блестящие мундиры портретов смотрят со стен. Александр Болдырев, «Осадная запись», (блокадный дневник), 1941–1948 гг. г. (цитата из НКРЯ)
4. перен. революционный флаг, знамя или флаг СССР ◆ Конь революции буйно вскачь, // Вёрст миллионы в пространствах рвы, // Каждый волос хвоста и гривы — // Знамя восстаний, бунта кумач. А. Б. Мариенгоф, «Марш революций», 1919 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Вчера мы хоронили двух марксистов, // Мы их не накрывали кумачом. Ю. Алешковский, «Песня о Сталине», 1959 г.
5. перен. транспарант с написанным на нём лозунгом, призывом ◆ О, кумач на воротах штрафного лагпункта: «Все дороги ведут к коммунизму». Юрий Давыдов, «Синие тюльпаны», 1988–1989 гг. г. (цитата из НКРЯ) ◆ Новый градоначальник не учёл длины Невского, приказав натянуть кумач через каждые двести метров и заказав всего восемь лозунгов; пришлось срочно дорисовывать ещё двенадцать — в ночь с тридцатого на первое вся коммуна, ползая на карачках, писала серебряной краской (белая кончилась) спешно выдумываемые девизы и призывы: «Слушай, небо, слушай, Земля, нашу команду лево руля!» Дмитрий Быков, «Орфография», 2002 г. (цитата из НКРЯ)
Кумач что за ткань
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Хлопок, часть 4. Ткани из хлопка: кумач, мадаполам, молескин, нанка, органтин.
Продолжаем тему хлопковых тканей, начатую здесь, здесь и здесь, и, в частности, тканей, которые сейчас уже не производятся и практически забыты.
Кумач — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения ярко-красного, реже синего цвета. Название восходит к арабскому kumāš. Кумач был известен в России уже в XVIIвеке. Несмотря на то, что в литературных источниках часто встречается упоминание о красном и синем кумаче, уже во второй половине XVIII века «кумачовый», или «кумачный», воспринимали как характерный красный цвет. Кумач шел на изготовление одежды, в т. ч. сарафанов (обычно однотонный), часто называвшихся «кумашник» или «кумачник», которые нередко украшались орнаментальной вышивкой. Кумач служил для отделки рубах, сарафанов, понев и другой крестьянской одежды в виде ластовиц, попиков, аппликации, создававшей сочетанием ярко-красного с синим, зеленым, белым или черным на простых по крою изделиях. Поскольку окрашенная ткань стоила много дороже некрашеной, кумач упоминается в сравнении с другими тканями как предпочтительная материя, о чем свидетельствует народная пословица «Был кумачный, да променяла на бумажный (сарафан)». Примечательно, что в русских народных песнях, пословицах и поговорках кумач всегда соседствует с китайкой: «… кумачу не хочу, китайки не надо» (Во саду ли в огороде); «Спрашивают китайки, а разбирают кумачи».
Мадаполам (мадеполам) — тонкая и плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, получаемая отбеливанием миткаля с последующим глянцеванием для придания легкого блеска. Название по местечку Мадаполлам
(ныне не существует) близ г. Нарсопур в Индии, где начала производиться эта ткань. Известен с середины XVIII века. Будучи одной из лучших тканей для белья (как носильного, так и постельного), мадаполам был только белым. Во второй половине XVIII века в России различные сорта отбеленного полотна были очень дорогими, так как большая его часть ввозилась из-за рубежа. Известно даже, что такие ткани не решались стирать в России и отсылали для этой цели в другие страны. Для отделки мадаполама предпочитали вышивку (только белого цвета) или кружево. Вышивка преимущественно в виде инициалов владельца белья выполнялась так называемым вензельным швом — горизонтальными стежками глади по предварительному «настилу» для придания выпуклости вензелю или орнаменту. Узорчатое кружево или прошивки, украшавшие края пеленок, наволочек, нередко продергивались узкими атласными лентами (чаще розового или голубого цвета). Обычай украшать наволочки из мадаполама прошивками из кружев на цветных чехлах существовал в купеческой и мещанской среде. Множество подушек в таких наволочках укладывалось на постели, демонстрируя богатство и благополучие дома. В ХХ веке в связи с появлением большого количества новых тканей и технологий производства мадаполам потерял свою ценность и сейчас практически не производится. Миткаль, из которого получали мадаполам, по-прежнему изготавливают и отбеливают, но изготавливать его более тонкие сорта и глянцевать считается экономически нецелесообразным, и предпочтение отдается более простым в технологии производства тканям. Впрочем, иногда можно найти мадаполам, продающийся на метраж, и детские принадлежности из мадаполама.
Молескин — довольно толстая хлопчатобумажная ткань атласного или саржевого переплетения, подвергнутая затем ворсованию (специальной обработке), дающему начес на внутренней поверхности ткани.
Молескин традиционно использовался для пошива рабочей и форменной одежды, в том числе военной униформы.
Название произошло от английского moleskin — кротовая кожа, шкурка, а в России, где молескин известен с XIX века, наиболее плотные сорта называли «чёртовой кожей».
Нанка — плотная хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Название произошло от названия города Нанкин в Китае, месту первоначального производства ткани. Известна с XVI века. Долгое время отличалась характерным желтым цветом с красноватым отливом. Причина необычного оттенка — в сырье, которым служил сорт хлопка, растущий в Китае; его волокно не подвергалось отбеливанию, а потому сохраняло характерный цвет в готовой продукции.
Китайская нанка отличалась большой прочностью. Со временем в странах Европы, в том числе и в России, было налажено производство собственной нанки. Однако волокно было иным, и его предпочитали отбеливать и окрашивать, что ухудшало свойства ткани. Когда Д. В. Григорович в повести «Антон-Горемыка» упоминает серую нанку, а А. А. Фет в «Воспоминаниях» —
«новую нанковую пару серо-синего цвета», то имеется в виду ткань, произведенная в Европе.
Нанку применяли очень широко — от шитья различных видов одежды до использования в технических целях. Нанка как основа для шлифовальных шкурок применяется и в ХХ веке, ею пользуются во влажных средах, в которых наждачная бумага не выдержала бы нагрузки. Нанка, особенно в XIX веке, считалась недорогой материей и обычно свидетельствовала о бедности или скудности средств владельца сшитой из нее одежды.
В настоящее время нанка не производится и не употребляется, и даже в в технических целях ее заменили синтетические аналоги.