кумранские свитки что это такое

Кумранские рукописи

Кумра́нские ру́кописи — сово­куп­ность древ­них рели­ги­оз­ных ману­скрип­тов, обна­ру­жен­ных в районе Кумрана, состав­лен­ных в конце Вет­хого и начале Нового Заве­тов (по неко­то­рым осно­ва­ниям, это время дати­ру­ется пери­о­дом: III в. до н. э. — 68 г. н. э.).

С чего начи­на­ется исто­рия откры­тия и обна­ро­до­ва­ния Кумран­ских руко­пи­сей?

В 1947 году два беду­ина, Омар и Мухам­мед Эд-Диб, пасшие скот в Иудей­ской пустыне, неда­леко от Мерт­вого моря, в районе Вади Кумран, наткну­лись на пещеру, внутри кото­рой, к своему удив­ле­нию, обна­ру­жили древ­ние свитки из кожи, обер­ну­тые льня­ной тканью. По объ­яс­не­нию самих беду­и­нов, они вышли на эту пещеру совер­шенно слу­чайно, зани­ма­ясь поис­ками про­пав­шей козы; по другой версии, кажу­щейся не менее прав­до­по­доб­ной, они целе­на­прав­ленно выис­ки­вали пред­меты ста­рины.

Не сумев оце­нить най­ден­ные руко­писи по досто­ин­ству, беду­ины попро­бо­вали было наре­зать из них кожа­ные ремни для сан­да­лий, и лишь непроч­ность изъ­еден­ного вре­ме­нем мате­ри­ала убе­дила их отка­заться от этой затеи и искать для находки более под­хо­дя­щего при­ме­не­ния. В резуль­тате, руко­писи были пред­ло­жены анти­квару, а затем сде­ла­лись досто­я­нием учёных.

По мере изу­че­ния руко­пи­сей стала понятна их под­лин­ная исто­ри­че­ская цен­ность. Вскоре на месте обна­ру­же­ния первых свит­ков появи­лись про­фес­си­о­наль­ные архео­логи. В рамках систе­ма­ти­че­ских рас­ко­пок 1951–56 гг., про­во­див­шихся в Иудей­ской пустыне, было обна­ру­жено мно­же­ство пись­мен­ных памят­ни­ков. Все они вкупе полу­чили наиме­но­ва­ние «руко­писи Мерт­вого моря», по месту обна­ру­же­ния. Иногда эти памят­ники условно клас­си­фи­ци­ру­ются, как Кумран­ские, но часто так обо­зна­ча­ются только те из них, кото­рые были най­дены непо­сред­ственно в районе Кумрана.

Что собой пред­став­ляют Кумран­ские руко­писи?

Среди Кумран­ских нахо­док было выяв­лено несколько хорошо сохра­нив­шихся свит­ков. Глав­ным же обра­зом находки явили собой массу раз­роз­нен­ных, иногда кро­хот­ных фраг­мен­тов, число кото­рых достигло при­мерно 25 000. Путем долгой и кро­пот­ли­вой работы ряд обрыв­ков уда­лось иден­ти­фи­ци­ро­вать по содер­жа­нию и объ­еди­нить в более или менее цель­ные тексты.

Как пока­зы­вает анализ, подав­ля­ю­щая часть тек­стов состав­лена на ара­мей­ском и древ­не­ев­рей­ском языках, и лишь незна­чи­тель­ная — на гре­че­ском. Среди памят­ни­ков были обна­ру­жены писа­ния биб­лей­ского, апо­кри­фи­че­ского и част­ного рели­ги­оз­ного содер­жа­ния.

Вообще же руко­писи Мерт­вого моря охва­ты­вают почти все Книги Вет­хого Завета, за редким исклю­че­нием. Инте­ресно отме­тить, что, напри­мер, Книга про­рока Исаии сохра­ни­лась прак­ти­че­ски в полном объеме, причём срав­не­ние древ­него текста этой Книги с совре­мен­ными спис­ками сви­де­тель­ствует об их вза­им­ном соот­вет­ствии.

По одной из теорий, руко­писи Кумрана изна­чально при­над­ле­жали оби­тав­шей в той мест­но­сти общине ессев — секте, извест­ной по антич­ным источ­ни­кам. Это была изо­ли­ро­ван­ная секта, в рамках кото­рой прак­ти­ко­ва­лось соблю­де­ние закона и стро­гий (вет­хо­за­вет­ный) аске­тизм. В пользу упо­мя­ну­того пред­по­ло­же­ния, помимо про­чего, скло­няют выводы из иссле­до­ва­ния и свое­об­раз­ной науч­ной интер­пре­та­ция най­ден­ных там древ­них раз­ва­лин. Пола­гают, что ессеи могли оби­тать в данной мест­но­сти вплоть до захвата её рим­скими вои­нами в 68 году.

Между тем суще­ствует и другая точка зрения, согласно кото­рой, по край­ней мере часть най­ден­ных доку­мен­тов имеют не сек­тант­ское, а иудей­ское про­ис­хож­де­ние.

Источник

Мнимые тайны Кумрана

кумранские свитки что это такое. Смотреть фото кумранские свитки что это такое. Смотреть картинку кумранские свитки что это такое. Картинка про кумранские свитки что это такое. Фото кумранские свитки что это такое

Весной 1947 года двое мальчиков из кочевого племени таамире пасли коз. И совершенно случайно, в поисках сбежавшей козы, обнаружили пещеру. Надеясь найти клад, они залезли внутрь – и были сильно разочарованы. Вместо золота и драгоценных камней там оказались глиняные сосуды с обернутыми в льняную ткань кожаными свитками. Попытка порезать кожу на ремни не удалась – материал был слишком старым и ветхим. Тогда по совету соплеменников они продали кожаные свитки с непонятными надписями иерусалимскому антиквару…

Такова официальная версия обнаружения кумранских свитков. Впрочем, возможно, бедуины специально прочесывали пещеры в поисках кладов. Во всяком случае, когда появилась возможность торговать находками, они не преминули воспользоваться этим. В 1952 году в поисках новых свитков в Иудейскую пустыню отправилась международная научная экспедиция. И здесь между учеными и местными племенами разгорелась самая настоящая археологическая война. Кочевники старались первыми завладеть рукописями, чтобы затем продать их археологам. Часто им сопутствовала удача, и ученым приходилось выкупать свитки. При этом терялась ценнейшая информация – в каких пещерах и каким образом были найдены манускрипты, как они располагались и т.д. Поэтому археологи, в свою очередь, стремились добраться до хранилищ раньше, чем это сделают бедуины.

Один из антиевангельских тезисов гласит, что многие вещи, о которых рассказывает Евангелие, придумали христианизированные греки, а в древнеиудейской среде их быть не могло. Фактически греков обвиняли в том, что они либо придумали, либо отредактировали Евангелие. Например, там часто встречается выражение «Сын Божий». Говорили, что это выражение по отношению ко Христу возникло вовсе не в иудейской среде, а в эллинизированных христианских общинах Малой Азии, что это чисто языческий мотив, навеянный греческой мифологией о сверхъестественном рождении разных героев. Между тем в рукописях Кумрана встречается такое выражение, и относится оно именно к грядущему Мессии.
Как рождался миф

Как ни странно, основным «виновником» появления кривотолков стал… священник. Это был видный католический ученый-библеист, руководитель археологической экспедиции, отец Ролан де Во. Он предположил, что развалины Кумрана – это монастырь, принадлежавший древнеиудейской секте ессеев. В четырех свитках из тех семи, что были найдены первыми и тут же опубликованы, как раз говорилось о строе и жизни этой секты.

В Кумране были найдены остатки фортификационных сооружений, а неподалеку в пещерах – множество рукописей. Пытаясь определить, что конкретно он раскапывает, аббат Ролан де Во мыслил категориями католического монастыря. Известно, что средневековые католические (впрочем, как и православные) монастыри были не только центрами духовной жизни, но и военными крепостями, и центрами образования, где хранились и переписывались книги. В любой обители центральное место занимали библиотека и скрипторий (комната для переписывания книг). Как показалось руководителю экспедиции, все это он обнаружил среди развалин Кумрана. Кроме того, быт ессейской общины, описанный в опубликованных рукописях, очень напоминал монашеский уклад жизни.

Сама по себе гипотеза отца Ролана де Во вполне допустима. Однако вокруг работы ученых, расшифровывавших рукописи, шли нелепые слухи – того же типа, что и газетные «сенсации» о том, как «на самом деле» родился Христос, или о том, что «наука доказала», будто бы Христос посещал Гималаи… словом, то, что не имеет никакого отношения к настоящей науке.

В первых опубликованных рукописях многократно упоминался некий «Учитель праведности». В итоге возникла схема: монастырь+ессеи+Учитель праведности. Отсюда родились домыслы о неком «ессейском Христе», рассказами о котором, дескать, вдохновились авторы Евангелия, повествуя об Иисусе. Этот миф существовал десятилетия и рухнул только после публикации в 1991 году всех свитков и пересмотра выводов, сделанных археологическими экспедициями 1951−1956 годов.

Из 900 текстов, найденных вблизи Кумрана, только 11 были в цельных свитках, а все остальные пришлось восстанавливать из примерно 25 тысяч фрагментарных обрывков, многие из которых по величине не превышали почтовую марку. Работа по восстановлению текстов была закончена только к началу 60-х годов. И лишь в 90-х годах прошлого века стало возможным систематизировать кумранские свитки.

Все они датируются III в. до Р.Х. – началом I в. по Р.Х. и написаны на древнееврейском и арамейском языках, небольшое число – на древнегреческом. Только треть их написаны членами различных иудейских сект: ессеев, саддукеев, зелотов и др. Примерно треть составляют библейские свитки, в которых представлены в отрывках все книги Ветхого Завета, за исключением книги Есфирь. Их текст в целом не отличается от стандартного ныне масоретского, но все-таки имеет ряд любопытных разночтений. Около четверти – небиблейские несектантские тексты. Они особенно интересны, поскольку позволяют проанализировать религиозные представления иудеев Палестины периода Второго Храма ( 538 г. до Р.Х. – 70 г. по Р.Х.). Остальные тексты слишком плохо сохранились и их невозможно идентифицировать.

Установлено, что большинство свитков (возможно, и все) были написаны за пределами Кумрана.

Что же говорит о Кумране современная наука? Во-первых, поставлена под сомнение «монастырская» гипотеза отца Р. де Во. Археологи пришли к выводу, что «монастырь», скорее всего, был хорошо укрепленным загородным поместьем какого-то знатного иудея. Там занимались сельским хозяйством и ремеслами. На территории Кумрана было найдено множество предметов роскоши и денег. Это абсолютно невозможно для поселения ессеев, которые были нищенствующей сектой и чурались всякой связи с миром материальных благ.

Во-вторых, не выдержала критики красивая теория Ролана де Во о кумранском скриптории, где переписывались книги. На развалинах найдена лишь одна чернильница, в то время как экспертиза почерков показала, что тексты написаны более чем пятьюстами разными людьми! Таким количеством переписчиков не мог похвастаться ни один даже самый крупный средневековый монастырь.

Сегодня очевидно, что рукописи Кумрана – не результат деятельности монастырских писцов, а библиотека. Точнее даже, библиотечные фонды, скорее всего, вывезенные сюда из Иерусалима незадолго до начала осады города римлянами в 68-м году по Р.Х. Их отвезли в разные места Иудеи и там для сохранности уложили в сосуды, чтобы потом вернуться и использовать вновь. Возможно даже, что иудеи эвакуировали библиотеку, которая находилась непосредственно в иерусалимском Храме, и найденное в Кумране – ее небольшая часть.

Окончательно ессеев «выселили» из Кумрана после публикации всех манускриптов в 1991-92 гг., когда вслед за гипотезой монастырского скриптория рухнул миф о том, что библиотека принадлежит общине ессеев. В Кумране было найдено около 900 текстов. Все они датируются III в. до Р.Х. – началом I в. по Р.Х. Из них «ессейскими» оказалось всего лишь несколько десятков. Говоря современным языком, четыре сектантских свитка, которые были опубликованы первыми и ввели всех в заблуждение, оказались частью «спецхрана» большой библиотеки. В основном же свитки Мертвого моря – это хорошо известные нам библейские тексты, в которых представлены в отрывках почти все книги Ветхого Завета, а также небиблейские несектантские рукописи.

Ессеи – религиозная секта, возникшая в Иудее во 2-й половине II в. до Р.Х. и просуществовавшая до I в. по Р.Х. Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, св. Ипполиту Римскому), ессеи жили по всей Палестине, в том числе – в городах, довольно обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, имели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ жизни.

Ессеев долгое время считали предшественниками христиан. Однако сходство – исключительно внешнее. Их религиозные воззрения и духовная практика имеют мало общего с учением Иисуса Христа.

После публикации всего кумранского корпуса манускриптов стал очевиден ответ на вопрос: опровергают ли они евангельскую историю. К великому сожалению любителей сенсаций: нет. Более того, свитки Кумрана полностью ее подтверждают. «Учитель праведности» оказался персонажем, характерным лишь для сектантских свитков, в то время как несектантские рукописи исполнены пророчеств о грядущем Мессии, Которого напряженно ждали и о котором писали иудеи той эпохи. Последние тексты, найденные в Кумране, были созданы незадолго до Рождения Иисуса Христа, поэтому они очень точно отражают тогдашние настроения той эпохи. Иудейский народ ждал дня рождения Мессии, но об этом мы знали и до Кумрана.

Однако рукописи Мертвого моря очень ясно свидетельствуют о том, почему, дождавшись Христа, иудеи Его отвергли. Среди свитков Кумрана были найдены рукописи «Мессианский сборник» и «Мессия неба и земли». Это – свод библейских пророчеств и небиблейских текстов, которые показывают, какого именно Мессию ждали иудеи. И здесь, опять же, Кумран не дал ничего нового. Мессия из небиблейских текстов Кумрана – это политический и военный вождь, который чудесным образом победит всех врагов и поработителей Израиля и поставит иудеев во главе народов мира.

Евангельский Христос, Который пришел освободить людей от рабства греху, Который говорил: «Царство Мое не от мира сего», совершенно не соответствовал тому идеалу Мессии, Которого ждали в Иудее на переломе эпох. В этом смысле Кумран не добавляет ничего нового к тому конфликту между Иисусом и религиозными учителями Израиля, о котором говорит Евангелие и который в итоге завершился Голгофой…

Таков итог почти пятидесятилетних исследований рукописей Мертвого моря. Они не опровергли Евангелие и не поколебали христианство. Более того, с точки зрения науки Евангелие получило дополнительный вес, оно еще раз проверено, на этот раз Кумраном. И пусть некоторые люди с эзотерическим романтизмом продолжают еще твердить о сенсационных находках в Кумране, якобы открывающих тайное знание или скрываемую правду, но с точки зрения современной науки все эти утверждения – не более чем отжившие сплетни, возникшие в 60-х годах прошлого века. И в новый век их тянуть не надо.

Термин «секта» был введен Иосифом Флавием в I веке по Р.Х. для описания религиозной жизни тогдашней Палестины и более соответствует современному понятию «религиозное движение». В современном мире секта мыслится как нечто не только отделенное от генерального направления, но и противопоставляющее себя ему (например, «Белое братство» по отношению к Православной или Католической Церкви и т. д.). В Палестине времен Христа не было единого генерального направления, а существовал ряд религиозных движений, не только сопоставимых между собой по числу членов, но и взаимно влиявших друг на друга.

Источник

В этом (2020) году «Российская газета» и ряд других изданий опубликовали громкую статью под названием «Вся коллекция свитков Мертвого моря признана подделкой». Приведу статью полностью из вышеуказанной газеты (эл. ссылка:https://rg.ru/2020/03/16/kollekciia-svitkov.html).

«В США эксперты завершили детальный анализ 16-ти фрагментов знаменитых свитков Мертвого моря, которые хранятся в фондах Музея Библии в Вашингтоне. Исследование показало, что ни один из них не является подлинным.

Полный отчет опубликован на официальном сайте Музея Библии, а кратко о нем рассказывает Science Alert. Коллекция свитков Мертвого моря, о которой идет речь, до сих пор считалась самой ценной в мире. Однако недавно появились сомнения в их подлинности.

Проведенное исследование подтвердило шокирующую догадку: ни один из 16 проанализированных фрагментов коллекции не является подлинным. Первые подделки были разоблачены в 2018 году. Тогда же Музей Библии в Вашингтоне привлек ведущих специалистов, чтобы проверить подлинность остальных артефактов.

Было установлено, что каждый исследованный фрагмент был создан в XX веке, причем тот, кто их создавал, весьма искусно имитировал подлинные свитки. Результаты анализа сведены в 212-страничном отчете. То, что фрагменты являются подделками, подтвердили данные микроскопии, микрохимического тестирования и многое другое.

Известно, например, что подлинные свитки еще в древности были покрыты сверху раствором, изготовленным из кожи животных. Фальсификаторы сумели воспроизвести похожий на него белковый клей. Анализ текстов показал и «признаки современной письменности».

Осталось только найти фальсификаторов. Сделать это будет не просто. Возможно, помогут те же методы, которые использовались при данном анализе. Однако они являются очень сложными и дорогостоящими и потребуют крупного финансирования.

Эти манускрипты известны так же как кумранские рукописи. Они были обнаружены в 1947 году в пещерах Кумрана Иудейской пустыни. Проведенные ранее исследования показали, что большая часть рукописей была написана в Кумранской общине.

Свитки в районе Мертвого моря находили в 11 пещерах, считается, что всего был обнаружен 981 манускрипт. Однако не исключено, что неизвестные ученым манускрипты могут храниться в частных коллекциях.

Подавляющее большинство этих древних, выветрившихся текстов выставлены в Иерусалиме. Но ученые признают, что до сих пор такие свитки активно предлагаются на «частном рынке». Многие музеи желают заполучить их в свои коллекции и готовы тратить на это большие деньги.

Видимо, Музей Библии стал жертвой обманщиков. Кстати, анализ показал, что в данном случае подделки могли быть изготовлены в недалеком 2002 году. Однако они были созданы так искусно, что сумели обмануть даже признанных экспертов».

Путешествие за истиной: исследование недавних фрагментов свитков Мертвого моря

2. Музей Библии хранит 16 фрагментов, связанных с открытием свитков Мертвого моря. Тринадцать фрагментов были опубликованы группой ученых в книге «Фрагменты свитков Мертвого моря в собрании музея, публикации Музея Библии 1» (Leiden: Brill, 2016). В этой книге кратко описана история приобретения свитков. «Фрагменты были приобретены от имени г-на Стивена Грина четырьмя лотами у четырех частных коллекционеров в следующие разы и вскоре после этого получены в Оклахома-Сити» ( Фрагменты, 3 ):

3. Четыре фрагмента, приобретенные у доктора Лампе, выставлялись в США в период с 2004 по 2009 год, а фотографии были опубликованы в каталоге выставки «Свитки Мертвого моря к Библии в Америке: краткая история Библии от древности до современной Америки. через древние рукописи и ранние европейские и американские печатные Библии (Biblical Arts of Arizona, 2004). Недавно сотрудники коллекций получили изображения фрагментов, снятых в начале 2000-х годов помощником Брюса Феррини, главного организатора этих выставок. Одно изображение доказывает, что SCR.004741 и SCR.004768 ранее были единым фрагментом и теперь должны рассматриваться как единое целое (хотя на этом фрагменте нет текста). Это говорит о том, что предыдущие владельцы либо физически изменили фрагменты, либо не задокументировали существенные изменения.

5. Первоначально многие предполагали, что эти фрагменты принадлежат семье Кандо, одним из первых торговцев, которые работали с бедуинами, чтобы привлечь внимание всего мира к свиткам. Это предполагает, что любой фрагмент, приобретенный у этой семьи, может быть прослежен до оригинальных пещерных открытий. Однако недавно ученые обнаружили загадочные особенности в этих «новых» фрагментах, включая некоторые из фрагментов в музейных собраниях, что ставит под сомнение подлинность этих недавно обнаруженных фрагментов.

8. В феврале 2019 года музей заключил договор с Art Fraud Insights, LLC о найме и управлении независимой консультативной группой с целью разработки и проведения строгого научного протокола для визуализации и анализа материалов коллекции фрагментов. Целью исследования было собрать достаточно информации, которая позволила бы сделать основанный на доказательствах вывод, который либо подтвердил бы, либо опровергнул бы подлинность каждого фрагмента. С этой целью в период с мая по октябрь 2019 года были проведены всесторонние изображения и научный анализ коллекции.

8.1 После исчерпывающего обзора всех результатов визуализации и научного анализа консультативная группа пришла к единодушному выводу, что ни один из текстовых фрагментов в коллекции Свитков Мертвого моря Музея Библии не является подлинным. Более того, каждый из них обладает характеристиками, которые предполагают, что они являются преднамеренными подделками, созданными в двадцатом веке с целью имитации подлинных фрагментов свитков Мертвого моря. Как только это решение было принято, консультативная группа сосредоточилась на том, как они были созданы для обмана. Чтобы узнать больше о протоколах и выводах консультативной группы, прочтите полный отчет ниже.

9. Важно подчеркнуть взаимодополняющую роль исследования происхождения, палеографии и материальных характеристик фрагментов. Научное тестирование рукописей дает полезную информацию об особенностях материала, но эта информация (например, полученная в результате палеографических исследований) требует интерпретации. Интерпретация и неопровержимый вывод всех участников состоит в том, что все 16 фрагментов в коллекции Музея Библии являются современными подделками. Но даже если бы научные тесты были безрезультатными, опасения по поводу палеографических странностей (поднятых исследованиями доктора Киппа Дэвиса и других) и происхождения останутся. По этой причине открытия науки, палеографии и исследований происхождения сыграли одинаково важную роль в достижении этих выводов.

10. Как отмечается в отчете консультативной группы: «Мы считаем, что все эти методы [в рукописях] использовались с явным намерением обмана. Обширное исследование, спонсируемое Музеем Библии, привело к созданию строгого и воспроизводимого протокола научного исследования подвергнутых сомнению древних текстовых артефактов. Поле выиграет от публикации полных результатов исследования, которые облегчат сравнение с другими подвергнутыми сомнению фрагментами. Кроме того, публикация всех связанных изображений и наборов данных значительно поможет выявлению и удалению текстов, которые могли загрязнить важные литературные, палеографические и лингвистические наборы данных ».
Проиграть видеоВидео модальная ссылка для массива
Колетт Лолл из Art Fraud Insights и ее команда исследователей провели серию научных тестов, чтобы определить подлинность 16 фрагментов DSS музея.

13 марта 2020 года Музей Библии провел академический симпозиум, чтобы поделиться этими находками и обсудить их с научным сообществом. Чтобы просмотреть всю презентацию, нажмите ниже.

Эл. ссылка: https://museumofthebible.org/dead-sea-scroll-fragments

Вся коллекция фрагментов свитка Мертвого моря в Музее США оказалась подделкой

Тщательное исследование одной из самых ценных коллекций свитков Мертвого моря в мире показало шокирующую правду: ни один из 16 проанализированных фрагментов коллекции не является подлинным.

Свитки Мертвого моря, кладезь религиозных рукописей, содержащих самые старые известные основы Ветхого Завета, датируются III веком до нашей эры. Подавляющее большинство этих древних, выветрившихся текстов выставлено в Иерусалиме, но гораздо больше фрагментов циркулирует на частном рынке, где их желают обналичить коллекционеры и музеи.

С тех пор музей привлек дальнейшую научную помощь, чтобы выяснить, действительно ли остальные фрагменты его свитков (по слухам, приобретение обошлось в миллионы ) являются настоящими. Оказалось, что это не так.

«Более того, каждый из них обладает характеристиками, которые позволяют предположить, что они являются преднамеренными подделками, созданными в 20 веке с целью имитации подлинных фрагментов свитков Мертвого моря».

«В некоторых случаях различные рыхлые минеральные отложения также были разбросаны по подделкам после написания, пока чернила были еще влажными, чтобы создать впечатление, что это были подлинные фрагменты свитка Мертвого моря, которые пришли из Кумранских пещер. По нашему мнению, все эти методы были использованы с явным намерением обмана «.

«Изощренные и дорогостоящие методы, используемые для раскрытия правды о нашей коллекции, могут быть использованы для того, чтобы пролить свет на другие подозрительные фрагменты и, возможно, даже оказаться эффективными в раскрытии виновных в этих подделках».

А что же Кумранские подлинники? Как они поживают и что из себя представляют?
Кумранские свитки – одна из самых ценных находок археологов-библеистов за последние сто лет. Это самые древние из сохранившихся до наших дней фрагментов Библии – вернее, тех книг, которые впоследствии были объединены в свод Священного Писания Ветхого Завета.

Из книги Н. Василиадиса «Библия и археология»

«В Иудейской пустыне, а именно в различных пещерах в районе Кумрана (северо-западная часть Мертвого моря) с 1947 по 1964 г. были найдены многочисленные рукописи. Первые семь папирусов случайно обнаружил молодой бедуин Мухаммед–эд–Диб в 1947 году в одной из труднодоступных пещер Кумрана. Содержание этих рукописей вызвало живой интерес исследователей–специалистов – богословов, религиоведов, археологов, филологов, историков, социологов, палеографов и др. Все это привело к тому, что места эти были тщательно исследованы, ученые открыли многочисленные пещеры, руины зданий (10 км южнее Иерусалима), в которых жила большая иудейская монашеская община Кумрана. Между 66 и 70 гг. по Р. X. эта монашеская община с величайшей тщательностью спрятала вышеупомянутые рукописи в то самое время, когда десятый римский легион продвигался по долине реки Иордан к Иерусалиму. Перед лицом нависшей опасности иудейские отшельники позаботились о том, чтобы эти тексты сохранились как можно лучше. Таким образом, благодаря сухому, жаркому климату рукописи хорошо сохранились в течение почти двух тысяч лет.

Рукописи Кумрана, которые были найдены в основном в одиннадцати маленьких пещерах и в развалинах общинных построек, датируются 100 г. до Р. X. или даже ранее. Таким образом, они представляют собой древнейшие из сохранившихся рукописей Ветхого Завета. До их открытия мы располагали только найденным в Египте «Папирусом Наш», датируемым III в. до Р. X. Однако, это был всего лишь небольшой фрагмент, содержащий десять заповедей, написанных на иврите,542 в то время как рукописи Кумрана весьма пространны и содержат практически все книги Ветхого Завета.

Большинство рукописей Кумрана написано на коже чернилами, изготовленными из углеобразного вещества, полученного сжиганием дерева или железа. Они были созданы за 1000 лет до «Алеппского кодекса», написанного около IX в. по Р. X. на пергаменте. Однако существуют рукописи Кумрана и на папирусе. Одна из них представляет собой скрепленные вместе листы меди, на которых процарапаны буквы. Все эти тексты написаны на иврите, по–арамейски и некоторые – по–гречески.

Итак, поскольку самая древняя еврейская рукопись Ветхого Завета, которой мы располагали до кумранских находок, восходила к IX в. (если не считать «Папируса Наш»), то у тех, кто занимался Ветхим Заветом, всегда было огромное желание раздобыть более древние рукописи. Тогда можно было бы сравнить тексты древнейших рукописей с современным еврейским текстом. Сличение помогло бы проверить подлинность современного текста. Теперь рукописи Кумрана отодвигают историю текстов Ветхого Завета почти на тысячу лет назад, поскольку мы стали обладателями текстов, датируемых, по крайней мере, 100 г. до Р. X., а может, и еще более ранними. Это обстоятельство делает открытие рукописей «самым впечатляющим археологическим открытием нашего времени».

Рукописи Кумрана содержат в себе тексты всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь, «вероятно, из–за лояльности, которая демонстрируется в этой книге по отношению к языческому миру». Рукописи также содержат тексты из апокрифических книг, книги Второзакония и подложных книг Ветхого Завета. Также имеются комментарии, например, комментарии к книге пророка Аввакума и парафразы, как, например, «Апокриф книги Бытия». Кроме того, в рукописи включены учебники, сборники гимнов и молитв, другие нравоучительные и дидактические тексты, связанные с жизнью, культом и организацией иудейской общины Кумрана.

Таким образом, все эти рукописи – десять полных папирусных свитков Мертвого моря и тысячи отрывков, которые первоначально были частями почти шестисот рукописей, – составляют существенное собрание литературных источников, охватывающее собой весь Ветхий Завет и другие религиозные трактаты, сочинения и труды, касающиеся монашеской общежительной пустыннической общины Кумрана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *