квартирно правовая служба чем занимается
Жалоба на Квартирно-правовая служба
Жалоба в Квартирно-правовая служба — официальный документ, устанавливающий требования обратившегося гражданина и описывающий причину возникновения таких требований.
Согласно статье 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Реагирование на письменную жалобу является обязательным.
Кроме того, рассмотрение жалобы должно проходить в полном соответствии с процедурами и сроками, установленными вышеназванным федеральным законом, и завершаться направлением письменного мотивированного ответа обратившемуся с жалобой гражданину или устранением причины жалобы.
Предлагаем наш образец жалобы, в котором мы постарались учесть все типовые ситуации. Вы можете исправлять и дополнять указанный образец — жалоба не имеет обязательной установленной формы.
Перед написанием и подачей жалобы в рекомендуем Вам:
И главное, помните, написать жалобу – это не потратить время в пустую, а воспользоваться правом и отстоять свои права или права своих близких на качественную жизнь, гарантированную Вам Конституцией.
Краснодарский край Туапсе ул. Войкова, 19, Россия
от Фамилия Имя Отчество (при наличии)
(адрес)
Квартирно-правовая служба
Я, Иванов Иван Иванович (укажите Ваши фамилию, имя и отчество — последнее при наличии, если событие произошло с вами, или фамилию, имя и отчество, того, с кем это случилось, в чьих интересах вы подаете жалобу), 25 марта 2020 года (укажите точную дату события) столкнулся со следующей проблемой, а именно (укажите конкретные факты) и обратился в Квартирно-правовая служба, далее указываем причину нашего обращения (это может быть получение услуги, какого-либо документа, справки, разрешения и т.п.), так как именно данный орган (учреждение, должностное лицо), по моему мнению, может мне помочь в сложившейся ситуации.
Вместе с тем, в указанном органе (учреждении) со стороны сотрудников (персонала, начальника и т.д.) были предприняты следующие неправомерные действия (бездействие) в отношении меня (моего ребенка, иного близкого мне человека), а именно (выберите нужное, кроме того добавьте в свою жалобу подробное описание ситуации и приложите любые доступные вам доказательства в виде документов, фотографий, аудио-, видеозаписей):
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
На основании вышеизложенного прошу (выберите нужное):
Дата, личная подпись лица, подающего жалобу.
Здесь (при необходимости и наличии) перечислите все прилагаемые к жалобе доказательства в виде документов, фотографий, аудио-, видеозаписей
Непрофильная ширма
Как дело доходит до перепланировок, их узаконивания, перевода нежилого помещения в жилое и прочих операций, которые совершаются с жильем, многие начинают хвататься за голову. Все это требует времени и солидного количества денег.
На этом рынке у нас в Сочи давно уже работает МУП «Квартирно-правовая служба», головное учреждение, без участия которого нельзя узаконить ни одну перепланировку. Чтобы облегчить сочинцам жизнь, не так давно было принято решение о переводе МУП «Квартирно-правовая служба города Сочи» в статус казенного учреждения. Реорганизация (на которую, кстати, было потрачено 20 000 000 рублей бюджетных денег) была призвана сделать услуги на рынке недвижимости если не бесплатными, то более доступными. На деле с появлением новой организации все получилось по-другому.
Реорганизация Квартирно-правовой службы Сочи должна была оптимизировать работу последней и облегчить жизнь простым сочинцам – владельцам недвижимости, которые решили совершить с ней определенные операции. Но на деле все получилось как всегда. Несмотря на выделенные из казны 20 миллионов рублей бюджетных денег, вместо одной организации получилось две с не совсем понятными функциями – МУП г. Сочи «Квартирно-правовая служба города» и муниципальное казённое учреждение города Сочи «Квартирно-правовая служба» (МКУ КПС) – чуть ли не КПСС! Хотя замашки у новой структуры тоже вполне глобальные. И если КПСС предлагала объединяться пролетариям всех стран и брала за это умеренные членские взносы, то КПС стала подходить к делу весьма по-капиталистически, расценки за услуги здесь исчисляются тысячами. К примеру, за согласование мелких переделок (балкон был перенесен на 30 см) – 30000 рублей, за узаконивание перепланировки 2-комнатной квартиры – 23000 рублей (хотя документы уже были предоставлены в готовом виде, в чем автор статьи принимал участие лично, о чем будет рассказано ниже).
Напрашивается вопрос – зачем тогда нужна была реорганизация с 20-миллионным вливанием?
Как цитирует председателя Городского Собрания Сочи Анатолия Луцыка сайт «Новости Сочи» (от 05.03.2013 г.) – в городе уже есть организации, выполняющие аналогичные функции, есть МФЦ, осуществляющий электронный документооборот. Кроме того, есть и коммерческие структуры, предлагающие подобные услуги, а разрешения муниципалитет обязан давать бесплатно.
Зачем же городу нужен такой МУП, где гребут деньги, причем большие? Зачем нам очередной непрофильный актив? На кой он Сочи? Может быть, у нас огромное количество муниципальных контрактов, к примеру, по расселению из ветхого аварийного жилья? И квартирно-правовые службы в двойном экземпляре нужны именно для этого? Но у нас в городе из ветхого аварийного жилья переселяют в час по чайной ложке, для чего не нужны реорганизационные трепыхания с многомиллионными вливаниями.
По сути, можно констатировать, что Квартирно-правовая служба создала ширму и занимается коммерческой деятельностью, которая по силам любому риэлторскому агентству.
Если копать глубже и поднять Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», то там в одном из пунктов черным по белому написано, что в форме МУПов могут существовать только те предприятия, которые выполняют необходимые городу задачи. Если же этого не происходит, то, согласно федеральному законодательству, МУП, деятельность которого непосредственно не связана с решением вопросов местного значения, должен быть ликвидирован, приватизирован или перепрофилирован. Таким образом, ситуацию, которая сложилась у нас в городе с Квартирно-правовой службой Сочи, видимо, необходимо решать кардинальными методами. Причем – чем раньше, тем лучше.
Если перефразировать известную поговорку, то пока петух не клюнет – не зашевелишься. Вот и у меня сестра попала в ситуацию, которая привела к мысли подробно описать неправовую деятельность нашей Квартирно-правовой службы. Началось все с того, что несколько лет назад в связи с тем, что племянники подросли и их надо было расселять по разным комнатам, сестре с мужем пришлось перенести стену (не несущую), сделав таким образом перепланировку. Сейчас припекла необходимость все это узаконить. Так как у нас семья дружная и все друг другу помогают, то половину пакета документов, которые надо было собрать, я взяла на себя. Благо приходится ездить на интервью в разные районы города, так что совмещала приятное с полезным. Получили «бегунок» в Квартирно-правовой службе (только эта организация у нас в городе обладает правом узаконивать перепланировки) и начали бегать по кабинетам. Первым пунктом было обозначено – сделать проект-экспертизу. При насыщенности рынка Сочи различными проектными организациями заказать ее не проблема. Заказали (в нашем варианте перепланировки все обошлось около 10000 руб.) Далее по списку путь лежал в «Центр гигиены и эпидемиологии», где было получено экспертное заключение о соответствии нашей перепланированной квартиры санитарным правилам и нормам (отдали 2000 рублей). Еще понадобилось заключение территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бесплатно). Были в выданном Квартирно-правовой службой списке и требования заключений от МЧС и Пожарной службы. Пожарная служба дала заключение тоже на определенных, денежных условиях. Обязали установить в квартире пожарную сигнализацию и мини-гидрант под раковиной в ванной (все удовольствие стоит 7 тыс. руб.).
На сбор необходимого пакета документов ушло 2,5 месяца и около 20000 рублей. Документы готовы, осталось отнести их в Квартирно-правовую службу, и дело, как говорится, в шляпе.
Перевертыш в деле арифметики
Прихожу в Квартирно-правовую службу, хочу сдать документы. Инспектор, все просмотрев, просит сделать несколько нотариально заверенных экземпляров. Не проблема – делаю. Прихожу опять, кладу папку с делом на стол инспектору, девушка все просматривает и говорит – наши услуги будут стоить 23000 рублей, так как дело серьезное. Естественно, возмущению не было предела, состоялся следующий диалог:
– Вы с меня хотите взять 23000 рублей, а за что? Мне не жалко было бы отдать такие деньги, если бы я вам принесла просто свой техпаспорт, доверенность, и вы бы мне все это сделали. Я принесла готовый пакет документов, на что уже потрачена немалая сумма, за что дерете? У меня зарплата в месяц столько не выходит.
– Мы собираем порядка 10-12 подписей и несем дело на комиссию.
– Дайте мне этот бегунок, я пойду в администрацию, соберу подписи.
– Вы не сможете. Не делайте перепланировок, если вас что-то не устраивает.
Четкого ответа, за что они берут эти 23000 рублей, я так и не получила. Хотя уже упоминалось выше, со слов председателя Городского Собрания Сочи Анатолия Луцыка, разрешительные функции муниципалитет должен осуществлять бесплатно.
Получается – замкнутый круг, причем в этой перепланировочной цепочке никак не обойтись без Квартирно-правовой службы. Только они имеют право накладывать вето, несут документы на комиссию, и только через них все ложится на стол к Пахомову и узаконивается.
И, по закону жанра, когда у человека критическая ситуация, копаться и искать правды нет времени – выкладываются любые деньги. Причем расценок Квартирно-правой службы в открытом доступе нет. Это закрытый внутренний документ, как они там что считают, непонятно. Просто ставят перед фактом – нужно оплатить столько-то. И суммы все выставляются разные – начиная от 15000 и до.
За непыльную работу – сделать протокол, перечислить там всех просителей, которые хотят узаконить перепланировку, отнести все это на комиссию, чтобы там расписались, и. к Пахомову. Потом, правда, если решение положительное, делают выкопировки из протокола и отправляют по районам в архитектурный отдел, где заказчик все берет и идет в БТИ (опять же без вмешательства Квартирно-правовой службы!) и вносит изменения в техпаспорт.
Спрашивается – зачем нашему городу необходима муниципальная организация, которая ведет себя столь некрасивым, немуниципальным образом?
Зачем вообще нужна была реорганизация, в результате которой получилась необоснованная коммерческая деятельность? Причем на ее подкормку был выделен не один миллион казенных денег. Надо наводить порядок в этом вопросе, все-таки мы живем в правовом государстве, и не стоит спекулировать на людях, часто социально незащищенных, доходы которых порой не превышают средний прожиточный минимум.
– Обращение с посетителями в Квартирно-правовой службе оставляет желать лучшего, – рассказала Варвара Волобуева. – Инспекторы нападают, как акулы в стае, сразу подключаются к полемике несколько специалистов. Не так просто к ним и попасть – в очереди боятся лишний раз постучать в дверь инспекторов, чтобы не разозлить и не испортить им настроение. Попыталась уточнить фамилию, имя, отчество инспектора, был ответ – мы не обязаны вам представляться.
Правда, Варвара Ивановна жаловалась на специалистов Квартирно-правовой службы Центрального района. Но если кинуть клич в массы, наверняка можно собрать информацию и по другим отделениям.
Предлагаем читателям обратиться в газету со своими историями по поводу работы Квартирно-правовой службы города Сочи. Давайте вместе наводить порядок и бороться за справедливость.
Юридическая служба компании
Начиная выстраивать работу юридической службы в компании, нужно, во-первых, четко определить, что она собой представляет, сферы ее деятельности и влияния. Во-вторых, установить ее место и роль в организации: с кем и как она взаимодействует, какова ее роль и зачем она нужна.
Понятие юридической службы
В законодательстве отсутствуют какие-либо нормативные или разъяснительные акты, в которых достаточно подробно давалось бы понятие и описание юридической службы (ЮС). Давно устарели советские стандарты 70-х годов прошлого века, например, из-за использования таких фраз: «Руководитель юридической службы консультирует работников по вопросам трудового права». Скорее всего, сегодня юрист, давший работнику подробную инструкцию, как избежать увольнения, вскоре сам потеряет работу. Мы предлагаем базовое, короткое и емкое определение:
Юридическая служба организации — это подразделение, осуществляющее правовое обеспечение ее деятельности.
Именно юрист определяет, что законно или незаконно в деятельности компании, защищает ее права и обязанности, выстраивает схемы сделки, формирует договорную базу и политику.
Как организовать работу юридической службы
Организация работы ЮС, определяющая ее место в компании, должна идти по трем направлениям:
Внутри самой службы: организация работы в коллективе, порядок проверки юристами документов, разработка требований к контрагентам, договорам, налоговым рискам.
В компании в целом. Эта сфера работы службы пересекается с первой. Нужно помнить, что в любой организации юридически значимые действия (то есть те, что имеют правовые последствия) совершают не только юристы. Только последние понимают риски и как правильно действовать.
Например
Юрист не подписывает акт приема-передачи, и полномочия того, кому товар отгружен, проверяют водитель или экспедитор. Нарочный, доставляя документы, проверяет полномочия у секретаря — получателя. Сотрудник финансового отдела обещает скидку с корпоративного адреса (при этом Верховный Суд признает, что электронная почта может быть доказательством обмена юридически значимыми сообщениями при достоверном установлении получателя и адресата). Все эти действия могут иметь правовые последствия. А рядовой финансист, бухгалтер, кадровик, экспедитор, снабженец не всегда это осознают. Таким образом, важно взаимодействовать с другими подразделениями, сотрудниками, советом директоров, генеральным директором для грамотного построения работы, объяснения правовых рисков.
Внешние контрагенты. Это могут быть поставщики, покупатели, арендодатели, госорганы. Например, такие, как правоохранительные органы, суд – в случае необходимости участия в судебном заседании, приходится распределять обязанности между юристами, решать, кто пойдет на заседание и кто будет вести судебное дело. Более того, даже подготовка письма в ответ на поступивший запрос – это тоже взаимодействие с внешними контрагентами. Вам придется разработать разъяснения, указания, оспорить действия налогового органа, в конце концов. Таких ситуаций достаточно много.
3 задачи юридической службы
Задачи юридической службы определяют ее основные роли, каждая из которых делится на подзадачи. Давайте разберем поле приложения сил сотрудников юридической службы.
1. Обеспечение законности в деятельности организации, защита ее прав и интересов
Роль юриста — контролировать законность всех действий, решений, договоров, отчисления налогов. Обратная сторона процесса — когда обычный юрист говорит в ответ на поставленную клиентом/доверителем/работодателем задачу: «Это невозможно в соответствии с такими-то законами».
Однако нанимателя не интересует законность, ему нужно решение проблемы, поэтому квалифицированный и грамотный специалист будет искать варианты, которые, к сожалению, иногда бывают и в самом деле незаконны. И это уже вопрос ответственности работодателя, о которой он должен узнать именно от юриста.
Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления
Мои клиенты готовили заявление от сотрудников, которые участвовали в государственных конкурсах на 200-300 млн руб. Вопрос заключался в том, что они изначально не знали, какие именно конкурсы будут объявлены в 2019 году. Юристы компании заявили, что закон о персональных данных требует понимания, кому передается информация о сотрудниках, поэтому участие в конкурсах невозможно. Но я посчитал, что работник предоставляет компании информацию о себе с целью участия в конкурсе и последующей ее передаче в госорганы, которые его объявят. Даже если компании выпишут административный штраф за разглашение персональных данных и потребуют устранить утечку, можно подписать соответствующие соглашения с самими сотрудниками, лишь бы не пропустить такое выгодное участие.
Работа юриста заключается не только в тактических действиях (разработка документооборота, подготовка типового договора), но и в стратегических, которые оправдывают ожидания работодателя или клиента. Когда работодатель поймет, что юрист решает его проблемы (выигрывает суды, разрабатывает договоры, благодаря которым его права не нарушаются), юрист сможет просить повышения зарплаты, расширения штата.
Совет: доказывайте свой профессионализм. И подчеркивайте свою значимость. Даже если вы знаете, как мгновенно решить проблему, лучше ознакомьтесь еще раз с документами, сверьтесь с правовыми системами и возьмите несколько дней на подготовку ответа.
Тонкости защиты прав и интересов организации. Юрист всеми способами, не противоречащими Кодексу, должен оберегать интересы своего клиента, доверителя, работодателя. Но есть два важных аспекта, на которые не всегда обращают внимание:
Опытный юрист должен всегда предвосхищать развитие событий. Это означает, что анализируя сделку или текст договора, построение группы компаний, покупку акций, вхождение в качестве участника в другое юридическое лицо, он каждый шаг сделки или пункт договора анализирует с точки зрения «А что, если…». «Что будет, если товар не поставят?», «Что будет, если товар поставят, но не в том ассортименте, или он дефектный, или без документов?», «Что будет, если этот пункт будет выполнен?». На подобные вопросы юристы часто отвечают после того, как договор подписан и возникла критическая ситуация. В ее предотвращении важную роль играет организация работы юридической службы. Руководитель службы и его подчиненные должны все анализировать заранее.
Юрист должен управлять правовыми рисками. Это обязательное условие управления и организации работы юридической службы. И начать руководитель должен с себя. Тем более, этот навык сейчас выводится на законодательный уровень: с 2020 года в законе об акционерных обществах вступает в силу новая норма, обязывающая иметь службу внутреннего аудита в публичных АО. Эта служба будет заниматься правовыми рисками. Безусловно, есть контрагенты, у которых уже сложилась репутация и с ними работать проще. Но при контрактах на большие суммы лучше заранее предположить худшее, чтобы избежать неприятностей.
Два подрядчика некачественно выполнили работу. Обычно по договору подряда заказчик может отправить мотивированный отказ в течение 5-7 рабочих дней, иначе работа считается выполненной и принятой без замечаний. Итак, отказ отправлен нарочным и принят секретарем на соответствующем бланке с подписью и входящим номером. Какие здесь могут быть правовые риски?
Подрядчики могут обратиться в суд, поскольку работа не оплачена, и потребовать пени за неустойку. Заказчик возражает: направлен мотивированный отказ, на его основании некачественная работа не должна оплачиваться. Недобросовестные контрагенты в ответ заявляют: «Отказ сфальсифицирован, чтобы не принимать работу. Потому что человек с такой фамилией (который принял документ) вообще у нас не работает, можете сделать запрос в Пенсионный фонд. По штатному расписанию у нас есть офис-менеджер, а в ваших бумагах фигурирует секретарь. А согласно положению о документообороте, утвержденном директором, на входящую корреспонденцию ставится круглая печать, а не красная треугольная, как у вас».
Это, безусловно, правовой риск, который юрист должен учитывать и управлять им, направляя отказ или любой другой правовой документ контрагентам.
2. Обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации
Отсутствие привычки мыслить по шаблону — один из ключевых навыков юриста. Задача обеспечения сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации требует именно такого подхода. С недвижимым имуществом часто возникают спорные моменты: если заканчивается срок исковой давности, оспорить сделку уже невозможно. Здесь и пригодится умение искать новые пути.
Юрист проиграл иск по одному требованию, соответственно, подать по нему новый иск уже нельзя. Но можно найти другое обоснование для оспаривания. Так, существует п.52 совместного постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов 10/22, где установлен еще один способ защиты нарушенных прав, которого нет в Гражданском Кодексе. Это иск о признании права отсутствующим. Он может спасти безнадежную ситуацию, поскольку, согласно постановлению Пленума Верховного суда №43 от 29.09.2015, на требование о признании права отсутствующим срок исковой давности не распространяется. И такого рода иски можно предъявлять через много лет с момента, когда право было нарушено.
Устав компании — это тоже рубеж обороны юриста. В нем можно прописать определенные требования к одобрению крупных сделок. Или вообще указать, что сделки с акциями, долями, займами, кредитами, недвижимостью требуют единогласного одобрения. Установить особый порядок созыва и подготовки общего собрания не только через Почту России (письма могут перехватить рейдеры), но и дублируя информацию с помощью публикации в газете.
Воздействовать на недобросовестного поставщика, защищая имущество работодателя, тоже бывает нелегко. Он нарушает сроки, меняет ассортимент, не соблюдает качество товара, нарушает требования к таре и упаковке. Какие существуют правовые механизмы обеспечения, например, сроков поставки? В договоре, конечно, прописана неустойка, но ведь ее еще нужно взыскать! Значит, юристу придется открывать дело, идти в суд, платить госпошлину. Не проще ли перепасовать мяч судебного разбирательства на контрагента?
Это возможно, если в договоре указать: «Из всех сумм, подлежащих уплате поставщику, покупатель вправе удерживать пени, убытки, штрафы и т.д.». Таким образом, если компания должна заплатить такому поставщику миллион рублей, 100-110 тыс. руб. будет удерживаться в качестве пеней и неустоек, после направления контрагенту соответствующего письма. И теперь пусть уже поставщик, несогласный с суммой неустойки, идет в суд — закон дает такую возможность. Теперь уже он будет писать претензию, оплачивать госпошлину и юриста, идти в суд и дожидаться непонятного результата. Этот пример демонстрирует две важные вещи: как важно предвосхитить развитие событий, указав соответствующую строку в договоре, и управлять правовыми рисками (в данном случае — задержки оплаты или доставки).
Безусловно, ситуация будет другой, если ваш контрагент — монополист. Он является сильной стороной и навязывает компаниям свои условия. Это банки, страховые компании, такие структуры, как РЖД или Газпром. Но даже после заключения договора с ними у компании есть возможность обжаловать определенные пункты через суд, ссылаясь на то, что она — слабая сторона и условия соглашения были навязаны. При этом можно указать, что заключить договор с кем-либо еще невозможно, приложить заключение ФАС, что контрагент действительно единственный поставщик в этом регионе.
Поддержание и развитие правовой культуры организации обязывает юриста объяснять неблагоприятные правовые последствия решений тем сотрудникам, которые участвуют в правовой, договорной деятельности компании. Их много и они могут не иметь юридического образования и лично не подчиняться юридической службе.
Алексей Голощапов, кандидат юридических наук, преподаватель Русской Школы Управления
Кадровики не уточнили у юриста, есть ли доверенность у увольняющегося сотрудника. (Замечу: я советую всегда включать юриста в обходной лист. Это особенно полезно, если компания плохо расстается с работником, который по доверенности может подписать любые документы от имени компании, в которой уже не работает). Или, допустим, компания дополнительно нанимает по договору маркетинговую компанию для проведения акции в помощь уже имеющимся в штате маркетологам. У юристов сразу возникают налоговые риски, поскольку Налоговая инспекция может счесть необоснованным расходом сумму на сторонних специалистов.
Или грузчики перепутали место доставки и привезли мебель не тому человеку, который все принял и расписался в получении. Юрист знает, что возник большой правовой риск и помнит ст. 312 ГК РФ, в которой сказано: «Должник, исполняя обязательство, обязан убедится в личности кредитора и обязан потребовать от кредитора доказательств, что он является надлежащим получателем товаров, работ и услуг». Но грузчики этого не знают. И не проверяют получателя. Отсюда возникает большое количество споров, которые отчасти относятся к области управления правовыми рисками.
Здесь может помочь принцип Эстоппель, который подразумевает запрет на непоследовательное поведение. То есть нельзя поступать в противоречии со своими предыдущими поступками и высказываниями. В ГК его нет, но он активно применяется судами в экстренных ситуациях (потеря накладной, ее подписание лицом без полномочий). Например, кладовщик принял по доверенности партию товара, покупатель ее оплатил. Но во второй раз у него доверенности не было, между тем, партию он принял. А покупатель оказывается платить за доставленный товар, мотивируя это отсутствием разрешительных документов у кладовщика. Но на вторую партию доставки правовые нормы начинают действовать по принципу «из обстановки». То есть, если в первый раз оплаченный товар был доставлен, принят этим человеком и все было в порядке, то противоположное поведение компании может быть оспорено.
Юрист не может прогнозировать планы работы отделов продаж, маркетинга, но может наладить взаимодействие с разными подразделениями, чтобы их руководители и сотрудники тоже понимали правовые риски своих решений. В этом случае маркетологи напишут служебную записку, что они сами не справляются с поставленной задачей, или поменяют должность — здесь уже юрист подскажет выход.
Эффективным механизмом поддержания правовой культуры организации станет консультирование коллег, работников. Как о внутреннем распорядке, так и о действующем законодательстве. Это может быть инструктаж, подготовка памятки: в какой ситуации запросить доверенность, когда она не может быть ксерокопией (которые не являются доказательством в суде), где нужно включить текст о полномочиях в договор (в отношении тех, кто подписывает акт выполненных работ или приема-передачи, отгружает груз). Проведите ревизию должностей, на которых сотрудники совершают действия с правовыми последствиями, и напишите для них памятку. В ней укажите алгоритм действий, а затем соберите общее собрание и объясните все правовые риски. Памятку можно раздать под роспись.
3. Глобальное обеспечение законности в компании
Это касается сферы проведения юридической экспертизы проектов внутренних нормативных актов компании на предмет их соответствия действующему законодательству.
Что должна контролировать юридическая служба
В случае необходимости юристам стоит участвовать в их подготовке.
Работа с контрагентами
Претензионно-исковая работа
В итоге нужно представить руководству рекомендации, как избежать претензий и отвечать на иски, как списать безнадежную задолженность, как организовать работу приема качества и количества товара.
В некоторых компаниях есть претензионные отделы, не входящие в юридическую службу. Им тоже нужно писать инструкцию по подготовке претензий. Ведь она теперь не просто формальный документ, а основание для подачи иска. Стоит сделать типовую форму претензий в текстовом формате, в которой какие-то формы будут неизменны. Это облегчит работу и юристу, и подразделениям компании.
Работа с доверенностями
Один из важнейших инструментов, который требует внимания к деталям. Нужен журнал который для систематизации учета доверенностей можно вести в электронном виде, в форме таблицы. Не забудьте поставить «напоминалки» (в том же Excel) об окончании срока доверенности.
Кроме учета важно контролировать отмену доверенности. Не только в отношении увольняемых сотрудников, но и в качестве стратегического рычага ее выдачи. Основной риск юридической службы — подписание документов лицом без полномочий. Сейчас число сделок по поддельным доверенностям или по доверенностям, отозванным задним числом, приобрело массовый характер. Этот риск тоже надо учитывать.
Корпоративное управление
Корпоративное управление подразумевает обеспечение законности работы органов управления компании и контроль акционерной организации, участие в подготовке проектов решений совета директоров, в подготовке выпуска и обращения ценных бумаг, информировании акционеров о деятельности компании и их консультированию. Например, в случае непредставления информации, члену АО кодексом об административных правонарушениях предусмотрен штраф от 500-700 тыс. руб. А иногда за нарушение порядка проведения общего собрания можно получить до 1 млн руб. штрафа административной ответственности.
Область недвижимости
Задача юриста — обеспечить систематизированный учет объектов недвижимости организации и обеспечить его государственную регистрацию. Один из механизмов обезопасить недвижимость клиента — запрет на совершение сделок без личного присутствия. Необходимо обратиться в Росреестр, чтобы собственник компании написал, что сделки по доверенности невозможны.
Любая компания — живой организм. Эффективность работы ее сотрудников (и юристов в том числе) зависит от степени взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями. Именно юристы сталкиваются с самыми негативными сторонами работы компании: несвоевременными поставками, жалобами клиентов, исками. На первый взгляд, многие сложности работы компании от них не зависят. Но любое отклонение от условий договора — это вызов юристу. Поэтому лучше предупредить удар: самая лучшая битва — та, которой не было.
Текст: Светлана Щербак
Материал подготовлен на основе части практического курса кандидата юридических наук Алексея Голощапова, преподавателя Русской Школы Управления. Узнать больше и повысить свою квалификацию в области юриспруденции вы сможете на наших курсах:
Смотрите отрывок занятия: