лигатурная масса монеты что это

Что такое лигатурный вес драгметаллов

Исчисление массы драгоценных металлов

Инструкция ЦБ России за № 94-И издана в целях упорядочения сделок с драгоценными камнями и драгметаллами, осуществляемыми юридическими и физическими лицами на территории государства.

Взвешивание драгоценных металлов и камней производят при помощи ювелирных весов.

Описание ювелирных терминов

Центральный Банк РФ своей инструкцией за № 94-И (глава 1) установил термины, применяемые при работе с драгоценными камнями и драгметаллами, которые нужно знать перед покупкой ювелирных весов. Согласно указанному документу следует применять следующую терминологию.

Сюда же отнесены слитки, произведённые за пределами России (СССР) в соответствии с действующими в стране-производителе стандартами качества.

Данный порошок должен быть упакован в пластмассовые банки или стеклянные ампулы, на которые в обязательном порядке наносится маркировка предприятия – производителя, чистая масса которых составляет:

Проба – указывает долю в процентах от общей массы, которую составляет драгметалл в порошке или сплаве.

Для учёта драгметаллов вводится единица «тройская унция», равная 31,1035г.

А для учёта камней, являющихся драгоценными, введена единица учёта «карат» равная 0,2 г.

Виды измерений и учёта при приёме и выдаче драгоценностей. Погрешности, оборудование, расхождения в массе.

Количественный учёт материалов (камни драгоценные и драгметаллы) выполняется по каждой позиции отдельно. При этом обязательно должны отражаться следующие показатели (смотри таблицу 2).

Наименование ценностейЧто измеряетсяВ каких единицах измеряется количество
Серебро в прокате, гранулах, мерных или стандартных слиткахМасса в лигатуре (МЛ)В граммах с точностью до 1г
Золото в прокате или любых слиткахМасса драгметалла (химически чистого)В граммах с точностью до 0,1г
Палладий, платина, серебро и золото в монетахМасса драгметалла (химически чистого)В граммах с точностью до 0,01г
Металлы, относящиеся к группе платиновых, в порошке, прокате, слитках стандартных или мерныхМЛВ граммах с точностью до 0,1г
Камни драгоценныеМассаКараты. Точность измерения до 0,01 карата

Масса драгметаллов (МЛ) определяется их взвешиванием на весах общего назначения, которые имеют метрологические характеристики не ниже:

Допускаемые погрешности регламентируются положениями национального стандарта 53228-2008. Указанный ГОСТ Р был утверждён Ростехрегулирования 25.12.08 приказом за № 739-ст.
Рекомендуется осуществлять взвешивание камней, относящихся к драгоценным (ДК), на весах специальных (аналитических или каратных) с заданной точностью взвешивания. Если масса ДК составляет менее 1000 каратов – 0,01 карата, более – 0,05 карата.

Разрешённые для использования при взвешивании ДК весы должны иметь НПМ, соответствующий заданному третьей таблицей инструкции 94-И (глава 2).

Масса МЛ и масса ДК определяются, исходя из фактических показаний весоизмерительного оборудования в единицах и с точностью, заданной выше. При этом выполнять округление запрещено.

Масса химически чистого драгметалла вычисляется умножением МЛ на пробу того или иного сплава. Результат выражается десятичной дробью. В ней после запятой проставляется собственно значение пробы.

В тех случаях, когда стоимость драгметаллов выражена в долларах за тройскую унцию, необходимо выполнить ряд операций:

Стоимость ДК устанавливается согласно действующему на территории РФ прейскуранту на ДК. Этот документ составляется предметно. В нём проставляются цены в рублях, либо в долларах за карат на каждую категорию ДК. При необходимости указанный прейскурант можно запросить в Гохране.

Что такое лигатура в золоте: характеристики, пробы

Большинство владельцев ювелирных украшений даже не знают, что представляет собой лигатура для золота. На самом деле именно от её характеристик зависит внешний вид и прочность ювелирных изделий.

Зачем нужна лигатура и можно ли обойтись без неё

В ювелирной промышленности лигатура для золота чрезвычайно важна — добавляя в сплав различные элементы, можно добиться существенных изменений характеристик золотого изделия, таких как прочность или внешний вид. Следует учитывать, что в качестве дополнительного элемента используются только чистые металлы, без каких-либо примесей. Это не означает, что золото можно смешивать только с одним определённым элементом, допускается, и довольно успешно используется совмещение нескольких металлов.

Чистое золото — довольно мягкий и весьма пластичный металл, и такие украшения, выполненные из него, будет довольно сложно носить, не беспокоясь за их сохранность. Для этого и используется лигатура — при помощи добавления к нему прочих элементов становится возможным значительно увеличить прочность изделия.

Что же это такое?

Количество чистого золота указывается в пробе ювелирного изделия. Существует 4 вида проб: метрическая, каратная, золотниковая и лотовая. Самой популярной является метрическая, состоящая из 3 цифр: они обозначают количество золота из расчёта на 1 килограмм массы продукции. К примеру, проба 999 означает, что в одном килограмме сплава присутствует всего 1 грамм лигатуры — все остальное составляет чистейший благородный металл. Но успешно носить такое украшение вряд ли получится, ввиду мягкости материала.

Существует несколько проб:

Как лигатура зависит на цвет украшения

В зависимости от добавленных в лигатуру элементов, различается и оттенок получаемых изделий: Белое. Появляется в результате смешивания драгметалла с палладием, платиной, марганцем или никелем. Состав считался одним из самых популярных в начале прошлого века. Жёлтое. Оттенок, присущий естественному благородному металлу. В лигатуре присутствуют только медь и серебро. Красное. Червоное или царское золото получают с помощью добавления меди к основному металлу. Изготовленные этим способом изделия отличаются высокой прочностью. Зелёный оттенок получают путём добавления серебра или рубидия. Чем больше количество серебра, тем более светлым будет продукт. Но, получающиеся предметы довольно хрупки, несмотря на потрясающий внешний вид. Продукт черного цвета обязан своим внешним видом присутствию в лигатуре родия или рутения. В качестве аналогов используется соединения хрома и кобальта, после чего поверхность предметов окисляется искусственным способом.

Почему при одной пробе украшение бывает жёлтое или белое?

Белым оттенком изделия обязаны присутствию следующих металлов: платины, палладия или серебра, в лигатуре. Наиболее дорогим сплавом является смешивание с платиной — не всем потребителям по карману подобные украшения. Составы с никелем доступнее, и выявить их можно по не такому яркому блеску, отдалённо напоминающему ювелирное серебро. Но стоит знать, что изделия из этого сплава негативно влияют на здоровье владельца, нередко становясь причиной появления аллергии. Добавленная всего 1/10 часто платины придаёт составу блеск и отличительный белый цвет, существенно увеличивая прочность и повышая устойчивость материала к химическому воздействию. 585 проба содержит чуть более половины золота, остальное же состоит из серебра или платины, чем и обеспечивается белый цвет продукции. Примеси палладия или никеля придают едва заметный желтоватый оттенок.

Для получения выраженного белого цвета состав дополнительно покрывают слоем родия — элементом, относящимся к платиновой группе металлов, придающим изделию высокую устойчивость к механическим воздействиям. Стоимость этого металла превышает стоимость золота, и по этой причине ценность такого украшения сравнима с ценностью предметов из чистого драгметалла. Также подобные украшения абсолютно безвредны для здоровья.

Отличие белого золота от украшений из серебра

При внешнем сходстве, существует и несколько отличий, по которым можно выяснить, серебряное изделие или же золотое

Лигатура в золоте позволяет полностью изменить свойства металла, делая возможным получать настоящие шедевры. Именно благодаря химическим свойствам различных сплавов сегодня каждый может найти украшение по своему вкусу.

Физические свойства серебра

лигатурная масса монеты что это. Смотреть фото лигатурная масса монеты что это. Смотреть картинку лигатурная масса монеты что это. Картинка про лигатурная масса монеты что это. Фото лигатурная масса монеты что это

Плотность 925 пробы составляет 10,36 г/см3, то есть плотность серебра в кг на м3 равняется 10360. Этот металл довольно трудно расплавить и он является очень пластичным. Из 1 кг можно сделать проволоку, длина которой будет равняться 2 км. Под воздействием кислорода металл не окисляется, благодаря чему считается благородным. Но он вступает в реакцию с йодом и сульфуром, из-за чего на поверхности постепенно появляется тёмная плёнка, поэтому за ювелирными изделиями необходимо постоянно ухаживать.

Металл очень просто обрабатывать. Его легко можно раскатывать, вытягивать, полировать и резать. Такие качества нравятся ювелирам, но отрицательно сказываются на длительности эксплуатации изделия. Он не используется в чистом виде, а сплавляется с медью.

Стерлинговое серебро имеет 925 пробу. Оно практически чистое с добавлением очень малого количества меди. Применяется в ювелирном деле и для производства посуды.

В чистом виде это очень тяжёлый металл. Удельный вес серебра 925 пробы — 107,87 а. е. м. Является суперпроводником электричества и тепла. Основные свойства:

лигатурная масса монеты что это. Смотреть фото лигатурная масса монеты что это. Смотреть картинку лигатурная масса монеты что это. Картинка про лигатурная масса монеты что это. Фото лигатурная масса монеты что это

Зачем нужны лигатурные проекты

Чистое золото — довольно мягкий металл. Оно настолько пластично и податливо, что его можно с легкостью мять руками. Для изготовления ювелирных изделий такой материал непригоден. В чем же секрет мастеров, изготавливающих драгоценности?

Дело в том, что существуют методы, благодаря которым повышается прочность золотого сплава, иначе это называется лигатура золота. Изготовление ювелирных украшений — сложное и трудоемкое производство, поэтому лигатура для золота является важной составляющей процесса.

При добавлении в состав сплава разных ингредиентов можно получить серьезные изменения в характеристике будущего изделия, можно значительно увеличить показатели прочности и долговечности, появляется возможность изменить внешний вид. Важно отметить, что в качестве элемента, который дополняет состав, всегда берется лишь чистый металл.

Определение лигатуры, ее состав

Определение лигатуры в металлургии доступно для понимания даже необразованного человека. По сути, это элементарная добавка в тот или иной сплав, благодаря которой можно улучшить показатели качества сплава.

Лигатура в ювелирном деле — это возможность изменить показатели прочности золота, но не только. Благодаря ей меняется цвет украшения, соответственно, и его внешний вид, что сильно влияет на презентабельность изделия.Далеко не каждый владелец ювелирного украшения интересуется, каков на самом деле состав в сплаве изделия. Как правило, в него входят следующие элементы:

У каждого вида сплава есть свои конкретные пропорции, которые должны строго соблюдаться.

Виды и свойства

Лигатуру отличают по входящим в сплав ингредиентам. Таким образом, можно предположить, что существует большое количество ее видов. Все зависит от того, какой из компонентов необходимо добавить. Иногда вид лигатуры обозначает присадку драгоценного или неблагородного металла. Необходимо пояснить, что каждый компонент добавляется по отдельности, с определенной очередностью, в строго обозначенной пропорции.

При помощи различных лигатурных композиций и современного оборудования ювелирные мастера умеют придавать золоту интересные направления в цвете и оттенки:

Лигатурный вес золота, например, зависит от плотности и качественных характеристик присадочных материалов.

Содержание чистого золота в сплаве — это значение, которое именуется пробой, чем выше проба, тем больше драгоценного металла в составе. Именно она в первую очередь влияет на стоимость готового изделия. Измеряется проба по трем мировым системам: метрической, каратной и золотниковой. Тем не менее лигатура в ювелирном деле играет далеко важную роль. Она дает возможность сплаву улучшиться и придает ему:

Подключая фантазию и возможности сплава, ювелирные мастера создают истинные шедевры. Некоторые детали одного украшения выполняются из различных сплавов, но с одинаковой пробой.

Применение в ювелирном деле

Металл отлично поддаётся любой обработке, которая производится в ювелирном деле. Это и обуславливает его большую популярность при изготовлении различных украшений.

лигатурная масса монеты что это. Смотреть фото лигатурная масса монеты что это. Смотреть картинку лигатурная масса монеты что это. Картинка про лигатурная масса монеты что это. Фото лигатурная масса монеты что это

Самым большим недостатком чистого металла является его потускнение через определённое время, что вызывает необходимость чистки. Этот вопрос решается при помощи родия. Готовое изделие покрывается тончайшим слоем этого материала. Он помогает защитить украшение от различных механических повреждений, например, царапин. Также родиевое покрытие придаёт сияющий блеск, который не исчезает с течением времени.

Стерлинговый сплав может покрываться и оксидированным серебром. Такой способ обработки ювелирных изделий защищает и декорирует поверхность, добавляет эффект состаривания. Украшениям придаётся очень привлекательный вид.

Чтобы увеличить прочность и антикоррозийные качества, применяют способ золочения. Такое покрытие называют гальваническим. Оно добавляет изделию благородный вид. Используют метод золочения при изготовлении часов.

Маркировка и вес мерных и стандартных слитков драгоценных металлов

Перед тем как инвестировать в золотые слитки, стоит внимательно изучить всю информацию, сопоставить все «за» и «против» и только тогда делать вклад. В данном случае начнем с информации о том, какие есть мерные и стандартные слитки золота и драгоценных металлов.

Слитки драгоценных металлов – это слитки (мерные и стандартные) драгоценных металлов, аффинированные на заводах до наивысших проб, и соответствующие государственным стандартам.

Слитки, изготовленные в Европейском союзе, соответствуют международным стандартам, учрежденные Лондонской ассоциацией соучастников рынка благородных металлов (The London Bullion Market Association, LBMA).

Все слитки обязательно должны отвечать государственным стандартам, о которых вы узнаете из данной статьи.

Золотые и серебряные мерные слитки

Какие слитки называются мерными?

Слитки, изготовленные российскими аффинажными заводами, в соответствии с ГОСТ и стандартами производства. Вес мерных слитков составляет от 1-1000 грамм, процент чистого металла не менее 99,9%.

Рассмотрим подробнее стандарты на золотые мерные слитки, и мерные слитки содержащие серебро:

ГОСТ Р, который соответствует:

Согласно данным ГОСТам слитки золота и серебра должны соответствовать следующим параметрам:

Рассмотрим маркировку мерного слитка на примере:

Какие слитки платины называются мерными

По своей сути, маркировка платиновых слитков точно такая же, как золотых и серебряных, но существует ряд особенностей, которые отличают платиновые мерные слитки от остальных:

Вес и размеры мерных золотых слитков

Вес золотого слитка может быть разным. Мерные слитки могут быть двух видов: литые (СЛ), и штампованные (СШ). Буквы, которые идут дальше непосредственно обозначают, из какого металла изготовлен и вес самого слитка. Например, СШЗ 500 – слиток, штампованный золотой весом 500 грамм, или СЛСр 100 – слиток литой серебряный весом 100 грамм.

Ниже на таблице представлены вес золотого слитка и размеры, которые соответствуют ГОСТ. Данные показатели свойственны и серебряным мерным слиткам и платиновым.

На мерные слитки палладия ГОСТ не предусмотрен! И соответственно их не выпускают.

Стандартные слитки драгоценных металлов

Таблица веса стандартного слитка золота, серебра, платины или палладия, а так же проба металла

Сертификация слитков

Каждый слиток обязательно должен иметь персональный сертификат, который в свою очередь обязан включать в себя следующую информацию:

Каждый завод изготовитель имеет свою уникальную систему маркировки, которая обязательно указывается в сертификате.

Заводы России входящие в список Good Delivery

В мировой практике стандартным слиткам драгоценных металлов очень хорошего качества, с высокой пробой и клеймом многократно проверенных солидных аффинажных предприятий ЛБМА и ЛППМ присваивают статус Good Delivery («Надежная поставка»), который позволяет продукции предприятий высоко цениться и выходить на международный рынок драгоценных металлов.

В списке Good Delivery числится более 55 компаний из 28 стран по золоту, 68 компаний из 27 стран по серебру, 30 компаний из 10 стран по платине и 23 компании из 9 стран по палладию.

Источник

Монеты из драгоценных металлов: памятка покупателям

В территории бывшего СССР и современной России монеты из драгоценных металлов чеканят с 1970-х гг. Разница между выпусками советской эпохи и сериями наших дней заключается в том, что первые изначально были нацелены на «капиталистический рынок». Продавали их за валюту гражданам других стран, в основном не входящих в зону Варшавского договора и других государств, находившихся под протекторатом Советского Союза.

Сами жители СССР такой возможности изначально не имели. Наши соотечественники смогли покупать монеты из драгоценных металлов лишь в девяностые. Именно тогда в стране начал создаваться легальный рынок продажи за рубли. Оборот инвестиционных и коллекционных дензнаков начал регулироваться государством, появилось соответствующее законодательство. Оно, как и налоговая база, касающаяся подобных вопросов, меняется постоянно и по сей день.

С 1975 г. по наше время монеты из драгоценных металлов изготавливаются из золота, платины, серебра и палладия. Купить их официально можно у Сбербанка, прочих российских и международных банков. Также существуют различные клубы и аукционы для нумизматов, где участники могут выставить подобные дензнаки в качестве лотов.

Вопросом занимаются торговые организации, сотрудники банков, частные коллекционеры, а также многочисленные эксперты, проводящие независимые экспертизы и оценку.

Мы подготовили достаточно подробную инструкцию, позволяющую экспертам выявлять основные виды фальсификаций.

Немного о терминологии и тонкостях работы экспертов

Начнем с простого. На лицевой стороне дензнака изображается государственная символика, символ города, логотип банка, номинал, дата эмиссии — чеканки и выхода на рынок. Также аверс часто содержит дополнительную информацию:

Если повернуть монету обратной стороной (ее также называют решкой или реверсом), то на ней будет отчеканен портрет известной личности, тематический рисунок или другое изображение, ставшее темой выпуска.

Интересно, что в истории СССР было несколько случаев, когда номинал указывали именно на реверсе. Так поступили в 1923 году с червонцем и с 1975 по 1982 годы серии выпускались именно в таком виде.

Над изображением по краям расположен кант. Он выступает над общей поверхностью в виде хорошо отличаемого визуально и наощупь рельефа, образуя тонкое кольцо. Ребро чеканных монет принято называть термином «гурт». Он может быть как ровным, так и с засечками (рифленый).

Информация (текст и «картинки») чаще всего выполняются рельефом. То есть визуально они выступают над плоскими участками поверхности. Впрочем, бывали исключения. Так с 1975 по 1976 год советский банк выпускал золотые червонцы с надписью, вдавленной в поверхность. Аналогичным образом поступили с чеканными изделиями 1977-82 годов. Там вдавленным был идентификатор, указывающий на чистый вес золота, а также клеймо монетного двора.

Сейчас также можно встретить современные тиражи памятных монет ЦБ РФ, изготовленных из драгметалла, на которых реверс оформлен заглубленным шрифтом.

Все обозначения, наносимые на поверхности (буквы, цифры, иная символика) имеют общий термин обозначения — «легенда». Массу изделий, измеряемую граммами драгоценных металлов, называют лигатурной. Содержание драгметалла указывает на точное кол-во химически чистого ценного элемента.

Проба металла означает его количество в общей лигатурной массе. Последняя принимается за 1000. Если на монете указана 999 проба, это означает, что в 1000 гр. общего веса ровно 999 — драгоценный металл. Кроме того, как говорилось ранее, проба может иметь и процентное выражение — например, 99,99%.

Также установлены обозначения техпроцесса – его еще называют качество чеканки. Есть выпуски в трех основных типах качества:

Монеты из драгоценного металла с наивысшей технологией производства в подавляющем большинстве случаев производят так, чтобы их поле было идеально шлифованным, подобным зеркалу, а рельеф изображения наоборот — матовым. В изготовлении монет с чеканкой proof в значительной степени используется ручной труд, что способствует росту их себестоимости. Обычно чеканят их к различным важным датам, юбилеям основания городов, разных служб или годовщинам со дня рождения известных личностей.

Также выпускаются серии в качестве proof, посвященные культуре, традициям и т.д. Художники монетных дворов создают сложные композиции с различной степенью детализации. Практически всегда картинка сопровождается пояснительной подписью. Она указывает, чему именно посвящен конкретный выпуск.

Недавно в мире стала развиваться и еще одна технология чеканки высококачественных изделий, которая получила название reverse frosted. Суть заключается в том, что на первом этапе площадь монет заделывается таким образом, чтобы поле стало матовым и одновременно приятно-шелковистым. Затем исполняют отдельные элементы дальнейших рельефных элементов, используя пруф-технику.

Стоит отметить, что памятные серии, выпускаемые российским «Гознаком», могут быть выполнены в самых разнообразных техниках:

Для сравнения, монеты из драгоценного металла обычного качества не требуют столь сложной работы и специфического оборудования. Выпускают их методом чеканки на стандартизированном оборудовании. Они могут выпускаться как в жестко лимитированном тираже (для коллекционных выпусков), так и многомиллионными тиражами без ограничения чеканки вообще. Последнее происходит чаще — для коллекционеров более важны монеты, изготовленные по наиболее высокой технологии производства.

Фактура поверхности рисунка и текстовых блоков на монетах категории «анциркулейтед» одинаковая, нет видимого и явного отличия между чистым полем и объемным изображением. Не используется зеркальная обработка. Редко можно увидеть сложные по исполнению рисунки. По сути, главный качественный показатель монеты из драгоценного металла такой технологии производства — строгое соответствие массе изделия и чистоте драгметалла в его составе. Такие изделия имеют преимущественно инвестиционное значение, поскольку их цена максимально приближена к стоимости биржевого золота. Коллекционеров подобные монеты из драгоценного металла, как правило, не привлекают.

Несколько сложнее производство для выпусков улучшенного качества. Их поверхность не имеет значительных дефектов механического характера и иных деформаций, которые можно обнаружить без специальных оптических приборов. Чтобы получить подобное качество, такие монеты изготавливают на специальных, более совершенных станках. Конструкция такого агрегата исключает даже малейший контакт готовых монеток между собой.

О злоупотреблениях в сфере монетной чеканки

История монет насчитывает свыше 2,7 тыс. лет. За это время злоумышленники совершали немало различных нарушений в сфере их оборота. Самое распространенное — подделка в целях последующей продажи.

Здесь следует пояснить, что речь идет сразу о нескольких вариантах:

Разумеется, чаще прочего подделывают старинные монеты из драгоценных металлов, которые в наибольшей степени ценятся коллекционерами. Злоумышленники могут выполнить имитацию раритета и состарить ее или же находят реальную, но более дешевую монету, переделывая какие-то детали для продажи за большую сумму. Нередко мошенникам удается раздобыть настоящие штемпели для чеканки, которые дорабатывались нужным способом. В таком случае подделку определить еще сложнее.

Также переделывались монеты из драгоценных металлов путем спаивания двух разных образцов, удаления отдельных деталей, гравировки. Применялась даже гальванопластика. Уровень качества подделок бывает столь высок, что даже эксперту не всегда под силу определить, что перед ним не оригинал.

Однако в советскую и более позднюю российскую эпохи подобная проблема стала менее актуальной. Монетные дворы выпускали достаточно крупные тиражи монет из драгоценного металла, что исключило необходимость их подделки для продажи ценителям раритетов.

Еще один тип нарушений касается изменения веса. Ценный материал может спиливаться с гурта или канта, иных поверхностей путем механического или химического воздействия. При этом монета теряет часть веса, а значит — своей рыночной стоимости.

Во времена господства единого для всех государств золотого стандарта, ушедшего в историю и вызывающего в наши дни неоднозначное отношение, монеты из драгоценных металлов были функционирующими платежными средствами – то есть обычными деньгами. Поэтому уменьшение лигатурной массы было повсеместно встречаемой практикой. Ведь в те времена цена соответствовала номиналу.

Также вес менялся в силу естественного износа. Находясь в кошельках, сундуках, металлические деньги постоянно соприкасались поверхностями. Это приводило к появлению вмятин, царапин, заметных потертостей, не говоря уже о загрязнениях. На некоторых образцах можно заметить небольшие углубления, оставшиеся после традиционной проверки «на зуб». Иногда дефекты появлялись, как способ маскировки соскобов металла.

Современные монеты из драгоценных металлов не используются для платежей, в кошельках граждан не хранятся. Чаще всего они находятся в капсулах, или защищены иным образом. Поэтому образцы с уменьшенным количеством драгметалла в составе являются редким явлением. Впрочем, не стоит сбрасывать и его со счетов.

Фальшивомонетничество как явление

Данный термин означает незаконный выпуск монет, содержащих драгоценные металлы, или иных поддельных дензнаков, незаконно выпускаемых в оборот для получения криминальной прибыли. Это занятие появилось в те времена, когда деньги чеканились из драгметаллов не для частных коллекций, а с целью оплаты ими товаров и услуг. Преступники стремились «вбросить» подделки в оборот, чтобы они смешались с подлинными деньгами.

Чтобы повысить доходность такой выгодной для фальшивомонетчиков преступной деятельности, создавались полноценные производства. Это могли быть литейные цеха или небольшие чеканные мастерские. В большинстве случаев такие мини-предприятия выпускали те монеты, которые были в ходу и выпускались монетным двором большими тиражами. Отдельные экземпляры малыми партиями изготавливать злоумышленникам менее выгодно. Исключением как раз и являются монеты из драгоценных металлов, коллекционные выпуски и т.д., стоящие во много раз дороже номинала.

Основная цель фальшивомонетчика — быстро и эффективно осуществить сбыть фальсификата, покрыть производственные затраты и выйти в преступную прибыль. Ведь зачастую процесс изготовления оказывается достаточно сложным и дорогостоящим. Поэтому преступнику важно наладить не только выпуск, но и сбыт.

Чтобы имитировать золото или серебро, используются более дешевые сплавы. Могут применяться технологии, при которых монеты имеют пробу ниже оригинала либо же на основу из дешевого материала напыляют слой ценного металла нужной пробы. Суть всегда одна — сэкономить дорогостоящий материал.

Еще один вариант, также являющийся нарушением — покупка драгметаллов для подпольной чеканки монет с целью последующей продажи. Хотя в этом случае вес чистого металла может быть соблюден, такое изделие, изготовленное вне стен монетного двора, без государственного регулирования либо строгой отчетности в случае чеканки на частном легальном производстве, также будет подделкой.

Кому-то может показаться, что для вычисления оригинальности монеты из драгоценных металлов обязательно оснащать специализированную лабораторию или как минимум дорогостоящее оборудование для персонального использования. Это утверждение правдиво лишь отчасти.

Действительно, для выявления оригинальности монеты, ее состава и даты производства исторических раритетов понадобятся условия, техника и т.д. Однако в этой памятке мы говорим о современных экземплярах, изготовленных в эпоху СССР и новейшую историю России. Для проверки нужно лишь изучить основные параметры (размер, вес, толщину, тип гурта), свойства материалов и особенности оформления, используемого монетными дворами. Дорогостоящих инструментов покупать не нужно, хотя без определенного опыта вам все же не обойтись.

Все монеты, которые можно приобрести у официального эмитента в РФ, соответствуют определенным стандартам. Их можно сравнивать с образцами, зная базовые параметры оригинала, его оформление и прочие особенности. Любая изготовленная в наши дни монета из драгоценного металла является достаточно сложным изделием. По сути — это скульптура в миниатюре. Она может изображать различные объекты архитектуры в масштабе, портреты людей, изображения животных, символику и многое другое. Степень их сходства с реальными людьми и объектами может быть различной — от слегка узнаваемого силуэта до портрета почти фотографического качества.

Также следует понимать, что производство монет осуществляется на стандартизированном оборудовании. Оно создает условия для фактически безупречного создания и обработки всех элементов монеты, обеспечивает точность геометрии и других параметров для каждой единицы в общем количестве отчеканенного тиража.

Мы не утверждаем, что создать полную копию, максимально приближенную к оригинальной версии монеты из драгоценного металла, невозможно. Однако предельно точное воспроизведение многих элементов и сложных работ вручную является сложным процессом. Даже при наличии современного ЧПУ станка, качественных заготовок и большого опыта, проблематично сделать то же самое, что выпускается на мощностях современного и высокотехнологичного монетного двора. Эксперт все равно найдет отличия, избежать которых практически нереально.

Учитывая, что большинство фальсификатов создается на не чеканных станках или вовсе не станочным способом, а литьем в формы, создать идеальную подделку почти нереально, даже применяя гальванопластику. Это связано со спецификой организации техпроцесса на предприятиях Гознака РФ.

Еще один важный аспект при подделке — сложность приобретения сырья надлежащего качества. Далее мы приводим таблицу, в которой сравним чистый металл и сплавы, применяемые мастерами для создания подделок разного качества:

Как не сложно догадаться, лучше всего ограждены от фальсификата в первую очередь золотые монеты времен Советского Союза и России. Это касается и инвестиционных серий, и более лимитированных и ориентированных на страстных коллекционеров. Связано это с тем, что не существует технологий создания таких металлических соединений, которые были бы значительно дешевле драгоценных металлов и при этом позволяли бы добиться такого же идеального сочетания цвета, яркости, чистоты, веса, и других параметров.

Например, очень похожие по цвету и блеску поверхностей, совпадающие по весу бронзовые изделия просто физически не могут быть идентичными по размеру — они всегда будут значительно крупнее золотых оригиналов. Если же создать бронзовую подделку с требуемой геометрией и размером, то она будет ощутимо легче золотой версии, который чеканит банк.

Еще одно отличие — блеск фальсификата сохраняется недолго. Со временем поверхность фальшивой монеты, имеющей в составе значительный процент меди, становится более тусклой.

Имитации серебра также тускнеют в разы быстрее, чем очень медленно окисляемые оригиналы. Хотя именно серебро тоже отчасти «грешит» этим, поэтому нередко его приходится натирать — правда, это в большей степени касается столового серебра и ювелирных украшений. При использовании свинца и олова сложно избавиться от повышенной пластичности, добиться необходимой плотности и твердости, но не продолжительного сияния.

Впрочем, монеты из драгоценного металла обладают не только отличными антиокислительными свойствами. Они также выделяются уникальным оттенком, блеском, повторить который, применяя другие металлы, невозможно. Получаются более серые, синеватые тона и более холодные оттенки, чем у оригинала.

Профессионал, понимающий это, знающий свойства металлов и сплавов, без труда может отличить настоящую монету от подделки по весу, внешнему виду, плотности и ряду других основных параметров. Для этого ему понадобятся простейшие приборы для визуального изучения и взвешивания изделия.

Современным нумизматам повезло в том плане, что есть единые стандарты, в которых указаны все параметры оригиналов. Они касаются технической стороны производства, художественно-декоративного оформления. Это позволяет обеспечить для монет из драгоценных металлов надежную защиту от подделок, а для коллекционеров становится инструментом для борьбы с фальсификатами. Стандарты, по сути, защищают людей от потери денег при покупке качественных имитаций, предлагаемых злоумышленниками.

Основные отраслевые стандарты для чеканки монет

Знание приведенных ниже требований современных стандартов позволит вам эффективнее и точнее оценивать подлинность изделий и избежать риска приобретения фальсификата:

Перечисленные данные можно легко найти в официальных каталогах ЦБ РФ. Также государственным регулятором систематически выпускаются информационные бюллетени.

Для изделий, отчеканенных в высочайшем качестве, обозначаемом меткой proof, установлены отдельные требования. В частности, они должны быть зеркальными в области основного поля с матовым рисунком и текстовыми метками легенды. Есть также допустимые стандартом отклонения:

Гурт часто украшается путем нанесения на его поверхность линий-выступов, перпендикулярных основной плоскости диска. Не допускаются значительные колебания по высоте меток, их ширине или по удаленности каждой метки относительно друг друга в одном тираже.

В каталогах и на веб-сайтах Центробанка указано, сколько рифлений было нанесено на гурт каждой монеты, выпущенной регулятором. Найти эту информацию можно и в специализированной периодике и литературе, предназначенной для коллекционеров.

Для монет, чеканившихся в качестве «анциркулейтед», допустимо наличие небольших заусенцев, скосов на канте. Не считаются значительными дефектами мелкие и неглубокие царапины на полях лицевых и обратных сторон.

Небольшой скос ребра у канта монет proof-качества тоже допустим. Поэтому измерять их толщину надлежит не штангенциркулем, а значительно более точным микрометром. При этом область замеров — внутреннее ребро монетного канта.

Оценивая состояние и проверяя подлинность, эксперт смотрит и на оформление монеты в декоративно-художественном ключе. Что оценивается?

Нередко памятные или юбилейные монеты, выпущенные из драгоценного металла, выделяются от других особо высокой точностью деталей и сложностью рисунка в целом. Воспроизвести с безупречной точностью риски, завитки, декоративные элементы надписей со стилизацией или какие-то незначительные детали, вроде мельчайших точек, проблематично. Ведь нужно еще учесть особенности их расположения относительно прочих деталей изображения. Поэтому распознать подделку в наше время достаточно легко.

Очень долго монеты, выпускаемые в качестве «пруф», оставались определенной недостижимой планкой для фальшивомонетчиков. Однако нет такой высоты, которую бы человек не покорил со временем. Так произошло и здесь. Proof начали подделывать китайские мастера фальшивомонетного дела. Им удалось наладить массовое производство достаточно качественных копий коллекционных монет. Используя различные сплавы, умельцы освоили имитацию золота, серебра, палладия и платины, используемых в чеканке дорогостоящих изделий. Копии настолько точны, что человеку, не имеющему богатого опыта экспертной оценки, бывает нелегко отличить их от оригинала. Однако, если взглянуть на гурты имитаций, то они отличаются от настоящих. Также у подлинных монет из драгоценных металлов зачастую другая масса.

При проверке нужно выделить три основные параметра, на которые следует обращать внимание:

Для качества Proof установлено требование к отсутствию поверхностных явных дефектов. Даже легкое прикосновение к монете оставляет заметный след на зеркальной поверхности, который сложно удалить.

Учитывая такие сложности, фальшивомонетчики чаще пытаются подделать дензнаки в обычном или улучшенном качестве. Также иногда уменьшается масса, высота канта изделия или ее равномерность на разных участках.

Иногда фрагменты канта могут быть частично спилены или сколоты. Такие же дефекты могут быть обнаружены на поверхности гурта. Иногда попадаются изделия, в которых монета частично высверливается, а затем отверстие заполняется другим сплавом, имеющим сходный оттенок. В качестве аналога этому методу применяются соскобы с плоских поверхностей.

Нередко золотые или серебряные монеты имитируются дешевыми сплавами с напылением или гальваническим покрытием из драгметалла. Для большей убедительности некоторые фальшивомонетчики могут даже использовать настоящее золото и серебро, но более низкой пробы, чем в оригинале, отчеканенном монетным двором.

Все отклонения от стандартов качества монет из драгоценных металлов, следы воздействия на поверхности, признаки подделки легко найти при визуальном осмотре. Для этого вам не потребуется сложное оборудование. Достаточно иметь при себе 4х-кратную бытовую лупу, микрометр и штангенциркуль. При наличии этих простых инструментов и последующем измерении веса изделия, вы без особой сложности выявите фальсификацию. Рекомендуется применять весы, выполненные по требованиям точности I-II класса (соответствуют ГОСТ 24104-88Е).

Если у вас есть образец оригинала или его высококачественная фотография в каталоге, сравнить будет намного проще. Что следует искать в первую очередь:

Если использован другой сплав, то он будет явно отличаться цветом от того, который используется при чеканке монет из драгоценного металла, выпущенных монетным двором.

Также иногда спиливаются рифления по гурту. Такие следы механической обработки могут обнаруживаться как по всей поверхности, так и на отдельно взятых участках, гранях. Подобные действия приводят к уменьшению высоты, изменению ширины. Меняются вес монеты и ее диаметр.

Если на фальшивку наносят рифления, то их легко отличить от тех, что созданы методом чеканки. На подлинниках от Банка России они всегда равной высоты и размера, а между ними нет следов пропила от ручного инструмента. Также на подделках можно обнаружить и другие очевидные отличия от оригинала. Например, края рисунка фальсификата будут менее четкими и аккуратными. Поверхность основного поля кажется немного маслянистой при тактильном контакте.

Если монету подвергали механическому воздействию, спиливая или стирая кант, это автоматически отражается на высоких точках рельефа рисунка. На них появляются деформации, плоские грани. Их можно увидеть даже без сильного увеличения. Аналогично можно обнаружить участки соскобов. На них заметны риски от воздействия инструмента, а свет отражается под другим углом.

Вывод о подлинности монет из драгоценных металлов делается на основании технических характеристик, их соответствия стандартам по массе, толщине, высоте, диаметру, количеству рифлений, весу и т.д. Также в расчет принимается состояние всех поверхностей, отсутствие видимых повреждений, дефектов, нехарактерных особенностей материала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *