лжица что это такое

Лжица

Лжи́ца (греч. λαβίς (лавис) – клещи) – неболь­шая ложечка с кре­стом на конце руко­ятки, при помощи кото­рой совер­ша­ется при­ча­ще­ние мирян и цер­ков­но­слу­жи­те­лей.

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такое

Гре­че­ское назва­ние лжицы напо­ми­нает те клещи, кото­рыми Сера­фим взял рас­ка­лен­ный уголь и кос­нулся уст про­рока Исаии ( Ис. 6:6 ).

При­ча­ще­ние мирян посред­ством лжицы духовно озна­чает, что веру­ю­щие во Христа соеди­ня­ются с Богом через посред­ство Церкви, пита­ю­щей их духов­ной пищей.

Так же, как все свя­щен­ные сосуды, дела­ется из дра­го­цен­ных метал­лов или метал­лов, не дающих окиси.

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такое

Для тех, кто нико­гда не при­ча­щался Святых Хри­сто­вых Тайн, отме­тим несколько момен­тов, гово­ря­щих о про­ве­рен­ной более чем тыся­че­лет­ней прак­ти­кой без­опас­но­сти исполь­зо­ва­ния общей ложечки:

1) Послед­ним всегда при­ча­ща­ется свя­щен­но­слу­жи­тель. Он потреб­ляет остав­ши­еся Дары.

По словам Пат­ри­арха Кирилла: «Мы ни в коем случае не под­вер­гаем сомне­нию цели­тель­ную силу Святых Хри­сто­вых Таин! И дока­за­тель­ством служит то обсто­я­тель­ство, что после при­ча­ще­ния наши диа­коны потреб­ляют Святые Дары из общей Чаши, и ни один из них не забо­лел и нико­гда не забо­леет. А там, где нет диа­ко­нов, — свя­щен­но­слу­жи­тели, в том числе ваш недо­стой­ный Пат­ри­арх и Пред­сто­я­тель, когда совер­шает литур­гию в своем кре­сто­вом храме. Там тоже есть паства, кото­рая при­ча­ща­ется, и после литур­гии, поскольку я служу без диа­кона, я потреб­ляю Святые Дары без вся­кого сомне­ния, с полной уве­рен­но­стью в том, что, при­ча­ща­ясь Тела и Крови Хри­сто­вой, мы при­ча­ща­емся вели­кой свя­тыне, кото­рая не под­вер­жена ника­кой инфек­ции, ника­кому злу».

А вот что гово­рит об этом о. Алек­сандр Гри­го­рьев, насто­я­тель тюрем­ного храма во имя Свя­того Бла­го­вер­ного Вели­кого Князя Алек­сандра Нев­ского в «Кре­стах» и храма во имя Свя­ти­теля Нико­лая при Военно-меди­цин­ской ака­де­мии:
«Я был ипо­дья­ко­ном начи­ная с 1979 года. Потом долгое время служил дья­ко­ном и видел, как служат многие старые про­то­дья­коны. В быт­ность Свя­тей­шего Пат­ри­арха мит­ро­по­ли­том Санкт-Петер­бург­ским и Ладож­ским я был эко­но­мом и всюду с ним ездил. Порой из 10 чаш при­ча­ща­лось огром­ное коли­че­ство людей, и потом мы эти чаши потреб­ляли. Сами пони­ма­ете, что среди тысяч при­част­ни­ков навер­няка есть и боль­ные люди. И наши про­то­дья­коны, кото­рые служат по сорок и более лет, по сей день потреб­ляют остав­ши­еся Дары и ничем не болеют. Богу служит весь мир и Ему ничего не стоит под­чи­нить себе бак­те­рии и мик­робы. Во все вре­мена эпи­де­мии и болезни счи­та­лись карой Божьей. И защи­той от них всегда была молитва и Таин­ства».

2) При­ча­стие совер­ша­ется во многих боль­ни­цах и тюрь­мах. Трудно пред­по­ло­жить, что адми­ни­стра­ция этих заве­де­ний убеж­дён­ные пра­во­слав­ные хри­сти­ане. Также трудно пред­по­ло­жить, что они умыш­ленно закры­вают глаза на рас­про­стра­не­ние опас­ных инфек­ций. Тем более, что там хорошо нала­жен ста­ти­сти­че­ский учёт забо­ле­ва­е­мо­сти.

3) В про­шлые века, когда ещё не было при­ви­вок, люди не пре­кра­щали при­ча­щаться даже во время эпи­де­мий. Неужели народ бы не заме­тил этой опас­но­сти?

4) В Свя­щен­ном Пре­да­нии При­ча­стие упо­доб­ля­ется огню, очи­ща­ю­щему достой­ных и опа­ля­ю­щему недо­стой­ных.
В молит­вах перед При­ча­стием мы про­из­но­сим:
— тре­пещу, при­емля огнь, да не опа­люся яко воск и яко трава;
огневи при­ча­ща­юся трава сый, и странно чудо, оро­шаем неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи;
— попали огнем неве­ще­ствен­ным грехи моя;
— стра­хом при­ступи, да не опа­ли­шися: огнь бо есть.

Пример явле­ния небес­ного огня, схо­дя­щего на Святые Дары во время совер­ше­ния евха­ри­стии описан в житии пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского: «Одна­жды, когда святой игумен Сергий совер­шал Боже­ствен­ную литур­гию, Симон (ученик пре­по­доб­ного) видел, как небес­ный огонь сошел на Святые Тайны в минуту их освя­ще­ния, как этот огонь дви­гался по свя­тому пре­столу, озаряя весь алтарь, он как бы вился около святой тра­пезы, окру­жая свя­щен­но­дей­ству­ю­щего Сергия. А когда пре­по­доб­ный хотел при­ча­ститься Святых Таин, Боже­ствен­ный огонь свился “как бы некая чудная пелена” и вошел внутрь святой Чаши. Таким обра­зом угод­ник Божий при­ча­стился этого огня “неопально, как древле купина неопально горев­шая…”.

Таким обра­зом, если в Боже­ствен­ном огне сго­рают грехи, то уж мик­робы точно сгорят.

5) Для воцер­ко­в­лён­ного хри­сти­а­нина ситу­а­ция кар­ди­наль­ным обра­зом про­ти­во­по­ложна, это как раз мы просим у Гос­пода в молитве перед при­ча­ще­нием не погну­шаться нашими устами:
Как не отверг­нул Ты от Себя подоб­ной мне греш­ной блуд­ницы, при­шед­шей и при­кос­нув­шейся к Тебе, сми­луйся также и надо мной, греш­ным, при­хо­дя­щим и при­ка­са­ю­щимся к Тебе. И как не погну­шался нечи­сто­тою ее осквер­нен­ных уст, поце­ло­вав­ших Тебя, не погну­шайся также еще более нечи­стыми и сквер­ными моими устами и моими отвра­ти­тель­ными, нечи­стыми и осквер­нен­ными губами, и еще более нечи­стым моим языком. Но да послу­жит мне уголь пре­свя­того Твоего Тела, и чест­ной Твоей Крови в освя­ще­ние, про­све­ще­ние и укреп­ле­ние…
(Молитва свт. Иоанна Зла­то­уста)

Источник

ЛЖИЦА

Греческое название лжицы напоминает те клещи, которыми серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис. 6, 6).

В древности причащались раздельно Тела и Крови, т.е. так, как это делают теперь священник и диакон [1]. Тело принималось на ладонь правой руки. Мужчины получали Тело непосредственно в руку, женщины же покрывали руку особым полотняным покровцем «dominicale» [воскресное]. Трулльский Собор (правило 101) запретил принимать Святые Дары в особые сосуды, изготовлявшиеся из благородных металлов, т. к. руки человека, который есть образ и подобие Божие, честнее всякого металла. Верные часто уносили Святые Дары с собой домой, и дома существовал обычай причащения самих себя этими запасными Дарами. Ο таком причащении дома говорят нам: Тертуллиан («Ad uxorem,» 2:5), святой Киприан Карфагенский («De lapsis,» cap. 26), святой Василий Великий (Epist. 93), Руфин (Historia monachorum), Иоанн Мосх в своем «Луге духовном» (гл. 29, 30). Эти три последние писателя свидетельствуют главным образом об этом обычае в монашеской среде. Приходится сделать заключение, что такое домашнее причащение не могло быть под обоими видами, так как с собой уносили только частицу Святого Тела.

В последующие времена на Востоке обычай раздельного причащения вышел из употребления. Церковь ввела особые лжицы для причащения мирян Телом и Кровью вместе.

Никифор Каллист сообщает, что лжицу ввел в употребление для устранения злоупотреблений свт. Иоанн Златоуст (V в.) с целью предотвращения злоупотреблений со Св. Дарами. Однако Трулльский Собор (VII в.) говорит еще о причащении раздельном и преподании мирянам Тела прямо в руку.

Литература

Использованные материалы

[1] Ο раздельном причащении находим описания y Тертуллиана («De idololatria,» cap. VII; «De corona,» cap. III) и некоторых других писателей древности.

Источник

Православная Жизнь

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такое

Лжица – это символ соединения человека и Бога, насколько это вообще возможно. Т. е. принятие Тела и Крови Христовых – это реальное богообщение. Причастие Святых Христовых Таин – наиболее близкое, наиболее тесное общение Бога и человека. И лжица – символ этого богообщения.

В греческой традиции она называется «лавис» – «клещи». Здесь есть отсылка к Священному Писанию Ветхого Завета, а именно к Книге пророка Исаии: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис. 6:1–7).

Почему же лжица в богослужебной традиции символизирует собой клещи святого Серафима, которыми он прикоснулся к губам пророка Исаии, очистив его от греха? Дело в том, что в древности миряне причащались так же, как и священнослужители. Десница священника влагала им в руки частичку Тела Христова, а потом, после ее потребления, верующие причащались из Чаши Крови Христовой. При этом рука священнослужителя действительно напоминала клещи. А сам он символизировал собой Божьего посланника – Серафима, посредством которого человек очищался от греха и соединялся с Богом.

Но такой способ причащения мирян не прижился в Церкви по той причине, что иногда люди, имея неблаговидные намерения, уносили частички Тела Христового домой, чтобы совершить над ними святотатство, или просто нерадиво относились к ним.

Первый, кто ввел лжицы для причастия, был святитель Иоанн Златоуст. Его житие сообщает, что этим великим учителем Церкви данное нововведение совершилось после того, как некая женщина унесла частицу Тела Христова домой для колдовства. Узнав об этом, святитель дал распоряжение во всех храмах использовать для причастия мирян специальные лжицы, чтобы влагать Тело Христово, напоенное Кровию Христовой, верующему прямо в рот, отсекая всяческие соблазны и возможности для осквернения святыни. Такая традиция прижилась и в других Церквях.

Некоторые источники утверждают, что лжица была введена в богослужебное употребление в более поздние времена, чем жил святитель Иоанн Златоуст. Но мотив ее введения в богослужение, мне кажется, ясен из вышеупомянутого примера из жития святителя Иоанна Златоуста.

Также лжица символизирует собой Церковь, через Которую нам преподается жизненно необходимая для нас духовная Божественная пища.

Она вместе со Святым Потиром символизирует собой также то, что мы все, православные христиане, причащаемся животворных Таин Христовых от одного источника и что мы едины во Христе.

Поэтому для священника всегда печально наблюдать картину, когда христианин приступает к Чаше с брезгливостью с мыслью типа: «Все эту лжицу облизывают. Мне противно». Такой человек не вполне понимает, зачем он пришел к причастию и к чему он приступает. Он не понимает, что Тело и Кровь Христовы – это главная святыня Православной Церкви. Это небесный огонь, в котором сгорают все бактерии и микробы, и грехи наши также.

И мы должны со страхом Божиим и верою приступать к этой святыне. Мы должны жаждать ее как главного залога нашего спасения, а не думать о том, сколько людей прикоснулось губами к лжице. Главное, что ты к ней прикоснулся, что эти Божественные клещи с раскаленным углем Божественных Таин очистили именно тебя. Господь входит в тебя. Он попаляет твои грехи и соделывает из тебя храм Себе. Твое дело благоговейно, с любовью и со страхом принять Его. Как любимого Отца. Как страдающий от мучительной болезни принимает долгожданного лекаря.
От принятия Таинств Церковных еще никто не заболел, а исцелились, выздоровели и спаслись миллионы.

И главное мерило в причастии – страх Божий, любовь и вера в Господа, страстное желание быть с Ним, соединиться с Ним, жить с Ним. Такой человек перед Чашей, как птенец отверзает свои уста перед родителем, впуская в свою духовно-телесную храмину Бога, Который, как любящий Отец, ведет свое дитя к спасению.

Доверимся же Богу, дорогие братья и сестры, а Иудины мысли – мерзкие и отвратительные – будем гнать от себя прочь.

Любящий Бог ждет каждого из нас. И каждого из нас зовет к Своей спасительной Чаше.

Источник

Лжица — назначение в православной церкви

Нередко прихожанам церквей и верующим православным людям приходится слышать слово «лжица». Несмотря на это, только немногие интересуются значением этого слова и, в целом, предмета, списывая всё на нелицеприятный словесный корень. Давайте поближе познакомимся со лжицей и значением её в православной церкви.

Распространенное обозначение и внешний вид

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такое

В широком значении словом лжица называют ложечку маленького размера, на ручке которой изображён крест. Её применяют для причащения мирян. Изготавливаются такие церковные изделия зачастую из металлических сплавов, которые не ржавеют и не окисляются — серебра, золота, олова. Само слово имеет греческие корни (греч. λαβίς (лавис)) и отсылку к клещам, которыми Серафим ухватился за раскалённые угли, прижатые в дальнейшем к губам пророка Исаии.

Существует легенда, которая гласит, что во время богослужения Иоанна Златоуста на службу пришла одна женщина, забравшая частицу Господнего Тела. Она завернула украденный предмет в платок и хотела использовать его для колдовских ритуалов. Столь неприятный факт быстро всплыл и распространился среди священнослужителей. Тогда святой Иоанн приказал всем церковным служителям причащать мирян со специальной ложечки, применяющейся для извлечения частички Господнего Тела из чаши, которая была погружена в Кровь Господа.

Наряду с этим обычаем был введен еще один традиционный обряд — заливание Причастия вином, разбавленным тёплой водой, чтобы прояснить ум перед осознанием важнейшей роли причащения к Святым Таинствам. Согласно многочисленным свидетельствам, все эти случаи послужили возникновению лжицы в списке богослужебных предметов.

Во время богослужебной церковной службы ложечка используется только служителями церкви. Исключительные случаи, когда человек во время причащения принимает Святые Дары.

Значение использования лжицы в службах

Духовное кормление — одна из важнейших целей любого богослужения в церкви. Применение этого предмета позволяет связать Господа с простыми людьми, а посредником в этом выступает церковь. Служители храмов и соборов могут причащаться и без применения лжицы, так как для них существует правило раздельного принятия Даров. Используется маленькая ложечка с крестом только диаконом по окончании литургического служения, ею он берёт частицы Даров.

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такое

Причащение прихожан церкви при помощи лжицы обладает огромнейшим значением, ведь это не просто кухонная утварь, а неотъемлемый атрибут при проведении Таинств. Использование ложечки символизирует о тесном контакте верующих людей с Богом во время посещения Церкви, питающей их духовной пищей. Ложка для причастия — это не просто предмет обихода, а атрибут, показывающий глубину веры человека, его связи духовной с Господом, смирения при выполнении всех Божественных законов — только в них таится основная философская тайна человеческого бытия — стремление к Господней благодати и обретение вечной жизни.

Источник

Значение слова «лжица»

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такое

В греческом (λαβις) – клещи. Греческое название лжицы напоминает те клещи, которыми серафим взял раскаленный уголь и коснулся уст пророка Исаии (Ис. 6:6).

Во время службы касаться её разрешено только священнослужителям. Исключение делается только в том случае, если человек принимает Святые Дары во время причащения. Использование лжицы при причащении верующих символизирует посредничество церкви при их духовном окормлении. Без использования лжицы причащаются священнослужители, которые, как и апостолы, принимают Святые Дары раздельно (то есть без смешения Тела и Крови). Только диакон при потреблении Святых Даров после литургии берёт частицы Даров из потира лжицей.

Вопрос о времении появления лжицы является спорным. Созомен в своей «Церковной истории» приписывает её введение в употребление Иоанну Златоусту, но исследователи считают такую версию легендарной. По мнению Иоанна Мейендорфа, лжица появилась в византийском богослужебном обряде начиная с VII века. Ряд исследователей считает, что лжица первый раз упоминается лишь на Константинопольском соборе 861 года.

лжи́ца I

1. церк. небольшая ложка с крестом в конце рукояти, употребляется для преподания причастия из потира верующим

лжи́ца II

1. женск. к лжец ◆ Эта судьба, невозможная лжица, Как обвела, как обставила трюк! Вновь улетает курносая птица — Мой самолёт не на юг, не на юг. Раиса Нурмухаметова

Делаем Карту слов лучше вместе

лжица что это такое. Смотреть фото лжица что это такое. Смотреть картинку лжица что это такое. Картинка про лжица что это такое. Фото лжица что это такоеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова смарт-карта (существительное):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *