ефод гедеона что это
Толкование Библии, Книга Судей 8 глава
Ветхий Завет
Книга Судей
11) Дипломатическая тактика Гедеона в отношении ефремлян.
Суд. 8:1-3. Ефремляне выразили, однако, Гедеону резкое недовольство тем, что не призвал их с самого начала для участия в битве у горы Море (7:1). Дав им «кроткий ответ» (сравните Прит. 15:1), Гедеон даже польстил ефремлянам: они, мол, достигли большего в этой войне чем он (8:2). Он сделал умный дипломатический ход, успокоив ревность ефремлян и предотвратив межплеменную войну (сравните с Суд. 12:1-6, где реакция Иеффая на претензии ефремлян явилась враждебной).
12) Преследование мадианитян в Трансиордании (8:4-21).
Оба они отказали Гедеону в помощи, возможно, опасаясь мести со стороны мадианитян. Но какова бы ни была причина их отказа, он означал, что Сокхоф и Пенуэл приняли сторону врага в его борьбе против Господа и назначенного Им освободителя. Прежде в подобной ситуации пророчица Девора произнесла проклятие на город Мероз (Суд. 5:23). Аналогично этому прозвучало обещание лютой казни предателям из уст Гедеона. О совершении ее говорится в стихах 16-17.
Гедеон неожиданно появился у этого лагеря, воспользовавшись караванной дорогой кочевников и, обойдя с востока (именно так следует, видимо, понимать стих 11а) Нову (возможно, Канават в восточной части Васана) и Иогбегу (современный эль-Хубейхат, километрах в 20 на юго-восток от Пенуэла), поразил стан, стоявший беспечно. На этот раз Зевею и Салману не удалось уйти от победителя.
Суд. 8:13-17. Начало стих 13 в разных переводах звучит по-разному. Полагают, в частности, что Гедеон… возвратился… с войны, сойдя с гор Галаадских (возвышенность Хереса могла находиться неподалеку от Сокхофа). И захватил юношу из жителей Сокхофа и заставил его написать ему имена всех их князей и старейшин… семьдесят семь человек. И предал их казни, о которой говорил (стих 7). И Пенуэл с жителями его предал разрушению и смерти (сравните стих 9).
13) Отказ Гедеона стать царем.
Суд. 8:22-23. Вслед за этой решающей победой Израильтяне стали просить Гедеона, чтобы стал царем над ними и положил начало царской династии (владей нами ты и сын твой и сын сына твоего). Гедеон не принял ни того ни другого предложения. (Однако сын его Авимелех позднее сам «предложил себя в цари»; 9:1-6.) Возможно, Гедеон и сам не вполне осознал смысл и значение произнесенных им здесь слов, которыми провозгласил теократическое правление Самого Иеговы: Господь да владеет вами.
14) Ефод Гедеона становится «сетью» для него (8:24-27).
Суд. 8:24-26. Хотя и отказавшись от царского звания, Гедеон обложил израильтян «данью», попросив у них по золотой серьге из военной добычи; всего таким образом он получил тысячу семьсот золотых сиклей (примерно 20 кг. золота). (Измаильтянами назывался первоначально кочевой народ, происходивший от Агари; Быт. 16:15. Но впоследствии употребление этого термина расширилось, так что здесь, к примеру, «измаильтянами» названы мадианитяне.)
Суд. 8:27. Из этого золота сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре. Каковы бы ни были при этом его намерения, результат оказался плачевным, ибо ефод Гедеона стал предметом поклонения всех израильтян. И сделался он сетью Гедеону и всему дому его.
Характер и назначение этого ефода не вполне ясны. Он мог быть сделан наподобие короткой верхней одежды первосвященника (Исх. 28:6-30; 39:1-21; Лев. 8:7-8). Высказывается соображение, что он явился облачением к жертвеннику, поставленному Гедеоном в Офре, вместо Силома, где была скиния. Может быть, ефод превратили в подобие идола.
Так или иначе, каким-то образом была узурпирована первосвященническая функция или, как уже упомянуто, основан центр поклонения в противопоставление скинии. Однако в конце-концов Гедеон, видимо, возвратился к единому теократическому сообществу, из которого, в свое время, Господь призвал его как освободителя Израиля.
г. Продолжительность мира (8:28)
Суд. 8:28. В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет. Из записанных в книге Судей это был последний период мира. Создается впечатление, что последующая деятельность Иеффая и Самсона мира земле не приносила, как не удержала она от дальнейшего упадка народ Израиля.
Суд. 8:29-32. Отказавшийся стать царем Иероваал (т. е. Гедеон; 6:32; 7:1) жил «по-царски», по крайней мере, в том смысле, что имел много… жен и от них семьдесят сыновей, а также наложницу… в Сихеме (жившую, видимо, в доме своих родителей), которая родила ему сына, названного Авимелех.
В истории отступничества Израиля Авимелех сыграл заметную роль, ибо «подготовил почву» для дальнейшего сползания народа «вниз по спирали», каковое и началось после смерти Гедеона.
Событием, положившим начало этому периоду упадка, явился насильственный захват власти Авимелехом, сыном Гедеона от его сихемской наложницы, который судьей в книге не назван. Его правление было сопряжено с несправедливостями и притеснением, и конец этому был положен лишь его смертью и вступлением на место судьи Фолы, личности несравненно более положительной (Фола жил на том же центральном нагорьи).
а. Отступление Израиля (8:33-35)
Суд. 8:33-35. Итак, по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками (сравните 2:19). Вместо того, чтобы поклоняться Иегове, благодаря Его за все Его милости и избавления от врагов, они учредили культ Ваалверифа, которого сделали своим богом; святилище его было в Сихеме, откуда родом была мать Авимелеха (9:3-4; сравните 9:46). Этому сопутствовала и проявленная израильтянами неблагодарность к дому Иероваалову, или Гедеонову (6:32; 7:1; 8:29); имеется, возможно, в виду, что они не воспрепятствовали расправе Авимелеха с сыновьями Гедеона (9:5).
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Ефод гедеона что это
а) ( Чис. XXXIV, 23 ) – отец Ханниила, бывшего у манассиян князем во время раздела Обетованной Земли;
б) ( Исх. XXVIII:6, XXXIX:2 ; IЦар. II, 28 ; Ос. III, 4 и др.) – верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленного цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12 камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов.
Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений – его надевали простые священники ( I Цар. XXII, 18 ), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. Отрок же Самуил, говорится в I кн. Царств ( I Цар.II, 18 ), служил пред Господом, надевая льняной ефод. И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод ( II Цар. VI, 14 ).
Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиной употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей ( Суд.VIII:27, XVII:5, XVIII:14 ). Гедеон сделал ефод, положенный им в г. Офре. И был он, говорит свящ. писатель кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим. В этом же доме его стоял истукан и литой кумир ( Суд.VIII:27, XVII:3, 4, XVIII:14 ).
Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Вопрос 2872: 14 т.
Суд.8:27 – «Из этого сделал Гедеон ефод и положил его в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его». Что такое ефод? И что из того следует, что они стали блудно ходить туда? Почему стал сетью?
У первосвященника была такая верхняя одежда, как у нашего епископа, наподобие широкого ораря – саккоса. Сшивались два куска дорогой материи, мог быть шерстяной или льняной. Подробнее о ефоде прочтите: Исх.39:2; 1Цар.22:18; 2Цар.6:14. Надевая ефод, старались проникнуть в тайны Божьи, познать волю Творца. 43 раза в Библии упоминается про ефод, и всё равно непонятно, как он мог помогать людям, если у них не было чистой веры. Суеверия с этим ефодом уводили в идолопоклонство. Как раз такое случилось с Гедеоном и с Михой – Суд.17,18 гл. Исх.28:6 – «и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти, и из крученого виссона, искусною работою». Суд.18:20 – «Священник обрадовался, и взял ефод, терафим и истукан [и литый кумир], и пошёл с народом». 1Цар.23:6 – «Когда Авиафар, сын Ахимелеха, прибежал к Давиду [и пошёл с ним] в Кеиль, то принёс с собою и ефод». Искали не в истине, не в водительстве Духом Святым, а в вещах златотканых, что без одежды такой и Бог не услышит. Весьма похоже на православных, что если чего-то нет из одежды у священника,то служить он не может. Как и без антиминса. Мы мало чем отличаемся от язычников, от самых настоящих идолопоклонников, если не учим Библию и не знаем волю Божию, если не рождены свыше.
«Кто еретик? Найти и, обнаружив,
Анафему ему воткнуть меж рёбер,
Убить, труп осквернить!»… Кому же это нужно?
С Афона бесится злой разъярённый цербер.
Проклятье шлют налево и направо,
Проказу от Гиезии транжирят,
Яд скорпионов, из скитов отрава,
В падучей бьются, рвутся сухожилья.
В еретики плюсуют всех подряд,
Не с тем календарём, кто зазевался малость,
Всем клеют прозвища, меняют их наряд,
На всех лютуют, кто им в плен не сдались.
Кто чуть не так прижал горбатый палец,
И окончание не то, хотя в одном бы слове;
И ни к кому не проявляя жалость,
Ни слова и нигде про Бога Иегову.
Как будто им, от злобы помертвевшим,
Бог отдал небо и земную церковь,
Скрипит их авва, злобится как леший,
И ценит не муку, а собственную перхоть.
Бряцают выдуманной властью неприсущей
И тиражируют слюну на тысячи угроз,
Миазмы гонят запахом вонючим,
Как будто их на то послал Христос.
Слова их – дым, безумие слепцов,
Не ведающих света благовестья.
Хватающие выдержки из всех святых отцов,
Подмешивают с жабами в монашеское тесто.
Поистине, им чужд Апостольский настрой,
Им не достичь и малой доли страха;
Кроты пещерные, для мёртвых норы роют,
Питаются не Библией, а прахом.
Проклятья их юродиво-смешны
И могут напугать лишь вшей на их хламиде;
Они, небывшие, из тьмы во тьму ушли,
Их не было, и их следа не видно.29.11.05.ИгЛа
Глава 8
1–3. Недовольство ефремлян против Гедеона. 4–9. Отказ жителей Суккофа и Пенуэла Гедеону в хлебе. 10–12. Пленение царей Зеваха и Цалмуны. 13–17. Наказание старейшин Суккофа и Пенуэла. 18–21. Казнь царей Зеваха и Цалмуны. 22–23. Предложение израильтянами Гедеону царской власти над ними и его ответ им. 24–27. Изготовление Гедеоном Эфода и поставление его в Офре. 28–29. Состояние израильтян при Гедеоне. 30–35. Потомство Гедеона и отношение к нему со стороны израильтян.
Ефремляне, стоявшие во время Судей во главе прочих колен, так как в одном из городов их, именно Силоме, в это время находилось святилище Господне ( Суд.18:31 ), заносчиво и несправедливо выразили Гедеону неудовольствие за кажущееся невнимание к себе (ср. Суд.12:1 ). Но Гедеон своим любезным ответoм смягчил их раздражение против себя.
Возвышенность «Херес» (по LXX Αρες ) полагается где-либо около Суккофа. Таргум и Вульгата переводят: «до восхода солнца» (ante solis ortum), понимая слово hechares через «heharim» (горы), почему переводит: «с вершины гор», т.е. Галаадских.
После плена мадиамских царей Гедеон наказал старейшин Суккофа и Пенуэла за их несочувствие народному делу (ср. выше, ст. 7–8).
Согласно закону о мести за кровь убитого родственника, широко применявшемуся у народов востока (ср. Втор.19:5–6 ; Исх.21:12–14 ), Гедеон предал смертной казни царей Зеваха и Цалмуна за убиение его родных братьев, после чего взял бывшие на шеях их верблюдов цепочки, сделанные из драгоценного металла, подобные которым, по свидетельству путешественников, и теперь часто встречаются на шеях арабских верблюдов.
Строго относясь к теократическому началу, Гедеон признавал правителем Израиля одного Господа, Которому Одному народ израильский обязан своим спасением.
Из подаренных Гедеону израильтянами золотых серег, снятых ими с убитых неприятелей, всего весом до 1700 золотых сиклей (более 70 фунтов), а также цепочек, ожерелий и драгоценных одежд, Гедеон сделал эфод наподобие первосвященнического эфода (ср. Исх.28:6–12, 39:2–5 ), или, как догадываются некоторые, облачение к поставленному им в Офре жертвеннику «Иегова Шалом» ( Суд.6:24 ), куда, вместо Силома, где была Скиния, народ стал ходить на поклонение.
По смерти Гедеона, израильтяне опять впали в идолопоклонство, почитая Ваал-берита (Ваал-покровитель завета, ср. Суд.9:4 ), не вспоминали Господа и не оказывали милости потомству Гедеона, которое было довольно многочисленным. В числе потомков Гедеона, между прочим, был Авимелех, прижитый от наложницы, родом сихемлянки, который потом оказался виновником гибели почти всего прочего потомства Гедеонова.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Судьи 8 глава
11) Дипломатическая тактика Гедеона в отношении ефремлян.
Суд 8:1−3. Ефремляне выразили, однако, Гедеону резкое недовольство тем, что не призвал их с самого начала для участия в битве у горы Море (7:1). Дав им «кроткий ответ» (сравните Притч 15:1), Гедеон даже польстил ефремлянам: они, мол, достигли большего в этой войне чем он (8:2). Он сделал умный дипломатический ход, успокоив ревность ефремлян и предотвратив межплеменную войну (сравните с Суд 12:1−6, где реакция Иеффая на претензии ефремлян явилась враждебной).
12) Преследование мадианитян в Трансиордании (8:4−21).
Суд 8:4−9. Хотя большая часть убегавших мадианитян была уничтожена израильтянами, значительной группе их, включавшей двух царей — Зевея и Салмана — удалось перейти через Иордан, чтобы продолжить бегство в юго-восточном направлении. Гедеон и его триста человек гнались за ними. Но устали и проголодались и стали просить пищи у жителей Сокхофа (стих 5), а затем у жителей Пенуэла (стихи 8−9); эти два израильских города находились в Трансиордании, на территории Гада (Быт 32:22,30; Нав 13:27).
Оба они отказали Гедеону в помощи, возможно, опасаясь мести со стороны мадианитян. Но какова бы ни была причина их отказа, он означал, что Сокхоф и Пенуэл приняли сторону врага в его борьбе против Господа и назначенного Им освободителя. Прежде в подобной ситуации пророчица Девора произнесла проклятие на город Мероз (Суд 5:23). Аналогично этому прозвучало обещание лютой казни предателям из уст Гедеона. О совершении ее говорится в стихах 16−17.
Башня в Пенуэле, которую обещал разрушить Гедеон, была, очевидно, крепостью, где горожане укрывались в случае военной угрозы (сравните с Сихемской башней в 9:46−49 и с башней в Тевеце — 9:50−51).
Суд 8:10−12. Два царя (Зевей и Салман) с остатками войска мадиамского — около пятнадцати тысяч человек, что составляло 11% от первоначальной силы мадианитян в 135 тысяч человек, разбили лагерь в Каркоре (место — не известно; предполагают, что Каркор находился близ пересохшего русла реки Сирхан, значительно восточнее Мертвого моря).
Гедеон неожиданно появился у этого лагеря, воспользовавшись караванной дорогой кочевников и, обойдя с востока (именно так следует, видимо, понимать стих 11а) Нову (возможно, Канават в восточной части Васана) и Иогбегу (современный эль-Хубейхат, километрах в 20 на юго-восток от Пенуэла), поразил стан, стоявший беспечно. На этот раз Зевею и Салману не удалось уйти от победителя.
Суд 8:13−17. Начало стих 13 в разных переводах звучит по-разному. Полагают, в частности, что Гедеон… возвратился… с войны, сойдя с гор Галаадских (возвышенность Хереса могла находиться неподалеку от Сокхофа). И захватил юношу из жителей Сокхофа и заставил его написать ему имена всех их князей и старейшин… семьдесят семь человек. И предал их казни, о которой говорил (стих 7). И Пенуэл с жителями его предал разрушению и смерти (сравните стих 9).
Суд 8:18−21. Захваченных им царей Гедеон допросил по поводу инцидента, прежде нигде не записанного, — относительно убийства родных его братьев… на Фаворе (небольшая конусообразная возвышенность на север от горы Море). Остается не известным, были ли братья Гедеона убиты в процессе последнего вторжения мадианитян в Изреельскую долину, или в какое-то из предыдущих их вторжений. Судя по тому, что здесь Гедеон выступает как совершитель кровной мести (сравните Втор 19:6,12), братья его были, вероятно, убиты у себя в шатрах или на поле, но не в битве.
Убить мадиамских царей Гедеон предложил своему старшему сыну Иеферу; это считалось почетным делом, совершить которое юноша не был, однако, готов (для царей это было бы, напротив, бесчестием — пасть от руки неопытного противника). И они просили Гедеона — оказать им честь, сразив их собственноручно. Что он и сделал. Пряжки (или цепочки, украшения, вероятно, из драгоценного металла), бывшие на шеях верблюдов их, Гедеон взял в качестве военного трофея.
13) Отказ Гедеона стать царем.
Суд 8:22−23. Вслед за этой решающей победой Израильтяне стали просить Гедеона, чтобы стал царем над ними и положил начало царской династии (владей нами ты и сын твой и сын сына твоего). Гедеон не принял ни того ни другого предложения. (Однако сын его Авимелех позднее сам «предложил себя в цари»; 9:1−6.) Возможно, Гедеон и сам не вполне осознал смысл и значение произнесенных им здесь слов, которыми провозгласил теократическое правление Самого Иеговы: Господь да владеет вами.
14) Ефод Гедеона становится «сетью» для него (8:24−27).
Суд 8:24−26. Хотя и отказавшись от царского звания, Гедеон обложил израильтян «данью», попросив у них по золотой серьге из военной добычи; всего таким образом он получил тысячу семьсот золотых сиклей (примерно 20 кг. золота). (Измаильтянами назывался первоначально кочевой народ, происходивший от Агари; Быт 16:15. Но впоследствии употребление этого термина расширилось, так что здесь, к примеру, «измаильтянами» названы мадианитяне.)
Суд 8:27. Из этого золота сделал Гедеон ефод, и положил его в своем городе, в Офре. Каковы бы ни были при этом его намерения, результат оказался плачевным, ибо ефод Гедеона стал предметом поклонения всех израильтян. И сделался он сетью Гедеону и всему дому его.
Характер и назначение этого ефода не вполне ясны. Он мог быть сделан наподобие короткой верхней одежды первосвященника (Исх 28:6−30; 39:1−21; Лев 8:7−8). Высказывается соображение, что он явился облачением к жертвеннику, поставленному Гедеоном в Офре, вместо Силома, где была скиния. Может быть, ефод превратили в подобие идола.
Так или иначе, каким-то образом была узурпирована первосвященническая функция или, как уже упомянуто, основан центр поклонения в противопоставление скинии. Однако в конце-концов Гедеон, видимо, возвратился к единому теократическому сообществу, из которого, в свое время, Господь призвал его как освободителя Израиля.
г. Продолжительность мира (8:28)
Суд 8:28. В результате победы, одержанной Гедеоном над мадианитянами, покоилась земля сорок лет. Из записанных в книге Судей это был последний период мира. Создается впечатление, что последующая деятельность Иеффая и Самсона мира земле не приносила, как не удержала она от дальнейшего упадка народ Израиля.
Суд 8:29−32. Отказавшийся стать царем Иероваал (т. е. Гедеон; 6:32; 7:1) жил «по-царски», по крайней мере, в том смысле, что имел много… жен и от них семьдесят сыновей, а также наложницу… в Сихеме (жившую, видимо, в доме своих родителей), которая родила ему сына, названного Авимелех.
В истории отступничества Израиля Авимелех сыграл заметную роль, ибо «подготовил почву» для дальнейшего сползания народа «вниз по спирали», каковое и началось после смерти Гедеона.
6. СУДЕЙСТВО ФОЛЫ И ИАИРА И ПОСЛЕДУЮЩИЙ НЕЗАКОННЫЙ ЗАХВАТ ВЛАСТИ АВИМЕЛЕХОМ (8:33 — 10:5)
Примечательно, что ни одно из последующих «судейских правлений», зафиксированных в книге Судей, не вело к миру (сравните с 3:11,30; 5:31; 8:28). Это, по-видимому, соответствовало общему нарастанию упадка — как политического и общего, так и в сфере морали, о чем свидетельствует дальнейшее повествование.
Событием, положившим начало этому периоду упадка, явился насильственный захват власти Авимелехом, сыном Гедеона от его сихемской наложницы, который судьей в книге не назван. Его правление было сопряжено с несправедливостями и притеснением, и конец этому был положен лишь его смертью и вступлением на место судьи Фолы, личности несравненно более положительной (Фола жил на том же центральном нагорьи).
а. Отступление Израиля (8:33−35)
Суд 8:33−35. Итак, по смерти Гедеона израильтяне вновь стали идолопоклонниками (сравните 2:19). Вместо того, чтобы поклоняться Иегове, благодаря Его за все Его милости и избавления от врагов, они учредили культ Ваалверифа, которого сделали своим богом; святилище его было в Сихеме, откуда родом была мать Авимелеха (9:3−4; сравните 9:46). Этому сопутствовала и проявленная израильтянами неблагодарность к дому Иероваалову, или Гедеонову (6:32; 7:1; 8:29); имеется, возможно, в виду, что они не воспрепятствовали расправе Авимелеха с сыновьями Гедеона (9:5).
толкование Далласской семинарии на книгу Судей израилевых, 8 глава