Бухгалтерский баланс организации состоит из двух частей — актива и пассива. Чтобы закон баланса соблюдался, эти части всегда должны быть равны между собой. А валюта баланса — это итог по активам и пассивам баланса. Разберемся, как определить валюту баланса, какие данные она скрывает и на что может повлиять.
Что такое валюта баланса
Валюта баланса — это общая сумма всех активов или пассивов организации, которые отражены в балансе. Ее также иногда называют итогом баланса или просто балансом активов и пассивов.
Стандартная и упрощенная формы бухгалтерского баланса утверждена приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н. Коды строк к формам приведены в приложении № 4 к приказу. Валюта баланса в обоих случаях отражена в строках 1600 и 1700 — итоговые строки актива и пассива.
Валюта баланса в упрощенном бухгалтерском балансе
Как видно из примера, валюта баланса равна итогам по активам и пассивам, которые соответственно равны между собой. Если говорить о полном балансе без упрощений, то все аналогично, но количество строк в активах и пассивах значительно больше.
Валюта баланса в активе
«Активная» валюта баланса формируется за счет суммы имеющихся у организации материалов, денежных средств на счетах и в кассе, ценных бумаг, готовой продукции, незавершенного производства, основных средств в виде недвижимости, станков, транспорта, компьютеров и другого офисного оборудования, задолженности других организаций и предпринимателей перед вами.
В бухгалтерском балансе строка 1600 будет равна сумме итогов по разделам «Внеоборотные активы» (строка 1100) и «Внеоборотные активы» (строка 1200).
Валюта баланса в пассиве
«Пассивная» валюта складывается также из собственных и заемных средств, которые есть у организации на отчетную дату. В собственные средства входят суммы уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенная прибыль. Заемные средства обычно представлены краткосрочными и долгосрочными кредитами в банках, займами, отсрочками и рассрочками от других организаций. Задолженность перед налоговыми органами тоже формирует валюту в пассиве.
В бухгалтерском балансе строка 1700 будет равна сумме итогов по разделам «Капитал и резервы» (строка 1300), «Долгосрочные обязательства» (строка 1400), «Краткосрочные обязательства» (строка 1500).
Какие изменения в балансе влияют на валюту
Равенство между активами и пассивами организаций существует благодаря принципу двойной записи. Это значит, что изменение в любой строке баланса влечет за собой изменение другой, а валюта баланса при этом может как поменять свое значение, так и остаться неизменной.
Есть четыре типа изменений в балансе
Изменение в балансе
Влияние на валюту баланса
Пример
Перераспределение в активах — один показатель в активах вырос, а другой уменьшился
Не изменяется
Дт 43 Кт 20 — из производства выпущена готовая продукция
Из предыдущего раздела следует, что валюта баланса может изменяться постоянно в ходе обычной хозяйственной деятельности организации. Но в некоторых случаях ее колебание может рассказать о финансовом положении компании.
Увеличение валюты баланса говорит о том, что у организации стало больше активов, но одновременно с тем добавились и пассивы. Чтобы понять, чем это вызвано, следует глубже погрузиться в анализ изменившихся статей баланса.
Хороший признак, когда активы компании растут за счет покупки новых средств, инвестиций, увеличения финансовых вложений — это говорит о расширении производства и росте финансирования. Плюсом будет и увеличение пассивов за счет дополнительных вкладов учредителей или формирования нераспределенной прибыли.
Плохим звоночком, к примеру, будет рост активов из-за того, что контрагенты не отдают организации долги, тем самым увеличивая дебиторскую задолженность, или из-за того, что на складе копится готовая продукция, которую не удается продать из-за низкого спроса. Пассивы тоже могут расти не за счет собственных, а за счет заемных средств — это свидетельствует о том, что организации трудно самостоятельно финансировать свою деятельность.
Уменьшение валюты баланса показывает, что снизились как активы, так и пассивы организации. В этом случае все более однозначно — как правило, это признак падения уровня деловой активности, снижения стоимости активов, вывода средств учредителями и инвесторами. Однако такое может произойти и в моменты обновления производственных мощностей.
Какой должна быть валюта баланса
Нормативного значения валюты баланса нет. Она может быть абсолютно любой. Это зависит и от размеров предприятия, и от вида деятельности. Особенно сильно заметна разница между производственными компаниями и сферой услуг. У производственных организаций в активах обычно много всего: производственные помещения, склады, станки, сырье, транспорт и прочее. Организации из сферы услуг могут вообще не иметь практически никаких активов, кроме денег на счетах, ведь очень часто берут офис и оборудование в аренду.
Если вас или ваших контрагентов смущает размер валюты баланса, его можно поднять одним из следующих способов:
Как связаны обязательный аудит и валюта баланса
Организации, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» должны ежегодно проходить обязательный аудит.
Один из таких критериев — сумма активов бухгалтерского баланса на конец года, предшествовавшего отчетному. Это и есть валюта баланса по активу. Чтобы организация в 2021 году попала под обязательный аудит, валюта баланса по активу должна быть больше 400 млн рублей.
С 1 января 2021 года критерии обязательного аудита повысили, поэтому малый бизнес теперь может не проходить ежегодные проверки. Так, раньше аудит был обязательным уже если валюта баланса превышала 60 млн рублей.
Ведите бухгалтерский учет и формируйте бухгалтерскую отчетность в Контур.Бухгалтерии. Составляйте баланс, отчет о финрезультатах и другие формы и сразу сдавайте их в ФНС в электронном виде. А еще в сервисе можно заниматься кадровым учетом, проверять контрагентов и смотреть управленческие отчеты. Все новые пользователи получают 14 дней в подарок.
Типовые изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
Что собой представляет хозяйственная операция (ХО)? В бухгалтерских нормативных актах не раскрывается этот термин. Но в ФЗ №402 «О бухучете» от 6 декабря 2011 года дано определение факта хозяйственной жизни. Он представляет собой сделку/операцию, которая может повлиять на экономическое положение фирмы и финансовый итог ее работы. По сути своей, ХО и есть факт хозяйственной жизни.
Последствия хозяйственных операций
ХО – это определенное действие, оказывающее влияние на экономические итоги. По итогам ХО начинается движение денег и их источников. Следовательно, меняются показатели баланса.
Существует перечень изменений, которые вносятся в баланс по результатам ХО. Такие изменения будут называться типовыми.
Четыре типа операций
ВАЖНО! Сведения об изменении остатков валюты баланса от КонсультантПлюс доступны по ссылке
В процессе деятельности юридического субъекта происходит перманентное изменение структуры и объема собственности/источников ее появления. Изменения эти выполняются под влиянием различных ХО.
Последние ведут к корректировке баланса.
Различают четыре типа хозяйственных операций. Подразделяются ХО на виды в зависимости от их влияния на баланс. Любой из типов операций затрагивает и актив, и пассив. ХО меняют структуру баланса, но они могут не воздействовать на значения в рамках бухучета. Итог баланса часто остается неизменным. То есть не нарушается принцип равенства.
Типовые изменения баланса напрямую зависят от того, какой тип операции произведен. Рассмотрим подробнее все 4 типа.
Первый тип
Схематически изменение можно выразить таким образом: А+ А-. То есть один актив умножается, другой – сокращается. Уменьшение/увеличение выполняется на одну и ту же сумму. Изменения касаются исключительно активов. Операция в данном случае будет относиться только к объектам, которые есть в хозяйстве.
Примеры ХО 1-го типа:
Первый тип отображает корректировку статей актива.
Пример №1. Рассмотрим проводки, используемые при операциях 1-го типа:
Пример №2. Выполнен отпуск материалов в производство. Использоваться они будут для организации сцены. Материалы отпущены на сумму 20 000 руб. В этом случае будет увеличен актив «Траты в неоконченном производстве» на 20 000 руб.
Одновременно уменьшается актив «Сырье и материалы» на сумму 20 000 руб. Итог баланса остается прежним.
Второй тип
Схематически изменение можно выразить так П+ П-. Одно направление по пассиву увеличивается, другое – сокращается. Уменьшение/увеличение происходит на одну и ту же сумму. Корректировки затрагивают только пассив. То есть меняются только источники средств. В результате операций начинается движение финансовых источников. Ко второму типу относятся эти ХО:
Пример №1. На собрании учредителей было принято решение направить прибыль в размере 50 000 руб. на умножение резервного фонда. Основание операции – протокол собрания. В этом случае пассив «Резервный фонд» будет пополнен на 50 000 руб. Пассив «Неиспользованная прибыль» уменьшается на ту же сумму.
Рассмотрим проводки, используемые при операциях второго типа:
Основание для проводок – протокол собрания, на котором принято решение о пополнении фонда.
Третий тип
Схематически изменение можно выразить так: А+ П+. Умножается и актив, и пассив. Валюта баланса и его итог также умножаются. Примеры операций третьего типа:
3-й тип ХО предполагает умножение актива/пассива при сохранении тождества показателей. Валюта баланса будет увеличена.
Пример. От поставщика пришло сырье на сумму 200 000 руб. Оно было оприходовано на склад. В этом случае на аналогичную сумму увеличивается и актив «Сырье», и пассив «Кредиторский долг перед поставщиками». Итог по обоим направлениям (актив/пассив) повышается на 100 000 руб.
Пример записей по операциям 3-го типа:
Первичные документы: соглашения с банками, контрагентами.
Четвертый тип
Пример. Из кассы взято 500 000 руб. Деньги будут направлены на выплату ЗП. В этом случае актив «Деньги» и пассив «Кредиторский долг по расчету с сотрудниками» сокращаются на 500 000 руб. Итог баланса по обоим направлениям сокращается на 500 000 руб.
Примеры проводок, используемых при операциях четвертого типа:
Это наиболее распространенные проводки в рамках четвертого типа.
К СВЕДЕНИЮ! Изменения в балансе не всегда тождественны корректировкам в бухучете. Типовые изменения в большинстве своем предполагают только смену структуры. Но итоги не меняются.
Если считаете, что активы — это просто имущество и не задумывались о том, почему активы равны пассивам, стоит прочитать!
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на Клерке.ру я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом. Сегодня разберемся с понятиями активов и пассивов.
Что такое активы и в чем их отличия от имущества
Часто на бухгалтерских курсах и даже в университетах преподаватели говорят, что активы (Assets) — это имущество компании. С этим пониманием бухгалтер и живет до самой пенсии. На самом деле, у любой сложной проблемы есть лёгкое неправильное решение. И это тот самый случай. Активы и имущество – это пересекающиеся множества, но вовсе не синонимы.
Определение активов содержится в Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России. В МСФО схожее определение можно найти в Концептуальных основах финансовой отчётности. Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Звучит сложно? Сейчас переведу.
Ключевая характеристика имущества — право собственности. Для активов главное — способность приносить компании экономические выгоды. Такая способность есть в четырех случаях.
Часто имущество тождественно активу. В примерах с мукой это так. Но могут быть случаи, когда имущество не является активом, и когда актив не является имуществом.
У вас есть старый гнилой сарай в лесной глуши. Пользы от него никакой: даже на дрова уже не разобрать, не то что хранить в нем ценности. При этом право собственности зафиксировано в «зелёнке». Это имущество, но не актив. Экономических выгод оно не принесёт. Скорее, наоборот, сгенерирует расходы, связанные с демонтажом, когда вы решите использовать землю под ним для какой-нибудь деятельности.
Вы взяли в аренду торговый центр, который сдаете в субаренду владельцам магазинчиков. Право собственности на торговый центр осталось у его владельца, но вы получаете экономические выгоды от наличия контроля. Пока действует договор аренды, торговый центр — ваш актив, но не имущество. В новом ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учёт аренды» для таких ситуаций введён новый класс активов – право пользования активом.
Как видите, наличие имущества для компании не всегда полезно. Гораздо важнее иметь активы.
Оборотные и внеоборотные активы
В бухгалтерском учёте активы подразделяются на внеоборотные и оборотные. Первые используются больше года, вторые обычно за год полностью потребляются. Это достаточно условное разделение: сущностно разграничение между внеоборотными и оборотными активами основано на двух признаках.
1. Разный характер включения в себестоимость продукта.
Внеоборотные активы — средства труда, с помощью которых производится конечный продукт бизнеса: продукция, товары, работы или услуги. Внеоборотные активы используются для производства многих единиц продукта, поэтому их стоимость «размазывается» на себестоимость этих единиц. Механизм такого «размазывания» называется амортизацией.
Оборотные активы — предметы труда, из которых производят конечный продукт. Стоимость оборотных активов полностью включается в его себестоимость.
Вы владеете лесопилкой. Покупаете брёвна и распиливаете их на доски. Раз в два года приходится приобретать новую пилу для замены старой. Пила стоит 120 тыс. руб. Значит, эту сумму нужно списать на себестоимость досок за два года. Пила — внеоборотный актив. Для каждой новой партии досок нужны новые бревна. Брёвна — оборотные активы.
2. Разный уровень ликвидности.
Ликвидность характеризует скорость продажи актива. Чем быстрее его можно продать по рыночной цене, тем он более ликвиден. Наиболее ликвидны деньги. Наименее ликвидны незаконченные нематериальные активы. Но это средняя температура по палате. В каждом конкретном случае ликвидность нужно оценивать отдельно.
К внеоборотным активам обычно относят:
К оборотным активам обычно относят:
Есть и более сложные категории активов. Например, отложенные налоговые активы или расходы будущих периодов. До них тоже дойдём, но пока остановимся на этом «джентльменском наборе». В ближайших выпусках бухгалтерского ликбеза я расскажу о каждом из них.
Что такое пассивы и как они связаны с активами
Теперь разберёмся откуда берутся активы. Каждый из них появляется у компании из какого-то источника. Эти источники в бухучёте называются пассивами (Stockholders Equity and Liabilities). В отличие от активов, пассивы нельзя потрогать или взвесить. Их можно только измерить в рублях. Пассивы — это оценка величины карманов компании, из которых достаются активы. Таких карманов два.
Первый — это собственный капитал (Stockholders Equity). Величина собственного капитала показывает сколько денег инвестировали в компанию её собственники, и сколько прибыли она заработала за всё время существования. В действующем законе «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ этот вид пассивов назван источниками финансирования деятельности экономического субъекта. Но я считаю этот термин некорректным, так как деятельность компании финансируется не только за счет собственных, но и за счет заёмных источников — об этом ниже. В структуре капитала обычно выделяют:
Второй карман — обязательства (Liabilities). Это долги компании её кредиторам. Величина обязательств показывает сколько денег компании придётся отдать в будущем за уже используемые активы. Обязательства в бухучёте подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. До погашения первых остаётся больше года, вторых – меньше. Обязательства обычно делят на:
О каждом виде пассивов тоже расскажу в ближайших выпусках бухгалтерского ликбеза. Есть и более сложные пассивы, например, отложенные налоговые обязательства или доходы будущих периодов. О них тоже поговорим, но попозже.
Важно понимать, что сумма активов равна сумме пассивов. Нарушение этого равенства означало бы, что у вас есть актив из ниоткуда или источник ничего. Невыполнение закона сохранения материи в отдельно взятой компании. Закон сохранения для бухучёта описывается капитальным уравнением:
Активы = Собственный капитал + Обязательства.
Такая запись означает, что любой актив профинансирован либо собственными, либо заёмными пассивами. Больше активам взяться неоткуда. Если вы купили актив – возникнет кредиторская задолженность, которую необходимо будет оплатить. Если получили от учредителей — увеличится сумма уставного капитала. Даже если актив получен в подарок, в пассиве его стоимость будет записана в прибыль.
Бухгалтерский баланс: активы, пассивы, структура и виды
Баланс предприятия можно без преувеличения назвать основным бухгалтерским отчетом. Он состоит из активов и пассивов, которые показывают, в каком состоянии находятся финансовые дела организации. Наша статья поможет начинающим бухгалтерам разобраться в структуре, составляющих частях и разделах баланса.
Что такое бухгалтерский баланс
Бух. баланс — это отчет, в котором указаны финансовые показатели компании, а именно остатки на бухгалтерских счетах по состоянию на какую-либо дату.
Чаще всего организации составляют следующие виды баланса:
Баланс наглядно показывает финансовое состояние компании. Если сравнить его с аналогичным отчетом, составленным, например, год назад, можно отследить динамику развития организации.
Структура бухгалтерского баланса
В большинстве случаев бухгалтерский баланс предприятия представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив.
Актив баланса — это сведения об имуществе и обязательствах, которые компания использует в своей хозяйственной деятельности. Они могут принести выгоду в будущем. Активы состоят из двух разделов:
Пассив баланса — это источники средств, составляющих актив. В пассиве три раздела:
ВАЖНО. Итоговая сумма актива всегда равна итоговой сумме пассива. Причина в том, что каждая операция отражается в бухучете методом двойной записи с использованием двух счетов: первого по дебету, второго по кредиту. Отсутствие равенства между активом и пассивом говорит об ошибке.
Форма бухгалтерского баланса (бланк)
Прежде бланк баланса носил официальное название «Форма № 1». Но в 2011 году Минфин внес изменения, и теперь он называется просто «Бухгалтерский баланс». Тем не менее, прежнее наименование до сих пор бытует среди специалистов.
Действующая форма баланса утверждена приказом Минфина России от 02.07.10 № 66н. Существует вариант, который в общем случае используется всеми компаниями (приведен в приложении № 1 к данному приказу). Каждая строка обозначена специальным кодом. Например, нематериальные активы — 1110, запасы — 1210, краткосрочные заемные обязательства — 1510 и т.д.
Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения учета и сдавать упрощенную отчетность, разработана отдельная форма баланса. Она приведена в приложении № 5 к приказу № 66н.
Как заполнять бух баланс по форме 1
В каждой строке баланса нужно указывать остаток по соответствующему счету, либо сумму остатков по нескольким счетам. К примеру, по строке «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проставляется сальдо по счету 19 с аналогичным наименованием. По строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» — сумма сальдо по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета» и некоторым другим.
Есть несколько основных правил, которых надо придерживаться при заполнении баланса:
СПРАВКА. Начиная с отчетности за 2019 год, данные по статьям бухгалтерского баланса заполняются строго в тысячах рублей (ранее можно было как в тысячах, так и в миллионах). Данные поправки в приказ № 66н внесены приказом Минфина от 19.04.19 № 61н.
Сроки сдачи баланса
Юрлица обязаны представлять годовой баланс в налоговую инспекцию. Сделать это необходимо не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Так сказано в части 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Если говорить об отчетности за 2020 год, то ее надо сдать не позднее 31 марта 2021 года.
ВНИМАНИЕ. Раньше баланс нужно было представлять еще и в органы статистики. Но сейчас эта обязанность упразднена. Баланс и прочую бухгалтерскую отчетность в 2021 году надо сдавать только в ИФНС.
Способы представления
В прежние годы у организаций был выбор, каким способом представлять баланс в ИФНС: в бумажном виде или через интернет.
Но с отчетности за 2019 год такого выбора нет. Отныне у компаний есть только один вариант — сдать баланс по интернету (по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).
В 2021 году исключение не сделано даже для субъектов малого предпринимательства. Отчитаться за 2020 год они вправе только одним способом — по интернету (см. «Льгота для малого бизнеса больше не действует: баланс за 2020 год придется сдать на общих основаниях»). Такие изменения внесены в Закон о бухучете Федеральным законом от 28.11.18 № 444-ФЗ.
Получив отчетность, инспекторы анализируют ее. Они изучают активы и пассивы, и сопоставляют их с информацией, отраженной в налоговых декларациях. Структура бух баланса позволяет сотрудникам ИФНС составить общее представление о состоянии дел компании.
Активы и пассивы бухгалтерского баланса: как перестать их путать
Активы и пассивы бухгалтерского баланса — это совокупность систематизированных и обобщенных показателей, которые характеризуют результаты деятельности компании. О том, как классифицируются эти показатели, расскажем в статье.
Активы и пассивы в бухгалтерском балансе
Формирование финансовой бухгалтерской отчетности — прямая обязанность всех экономических субъектов, ведущих бухучет. Некоторые компании и организации вправе вести учет в упрощенном виде, а некоторые вовсе освобождены. Например, индивидуальные предприниматели вправе вовсе отказаться от ведения бухгалтерского учета. Но если на предприятии бухучет ведется, то составление отчетности становится неизбежным.
Формирование отчетности необходимо для получения актуальной информации о деятельности, имущественном положении и обязательствах субъекта. Анализ полученных сведений позволяет оперативно и своевременно принимать верные управленческие решения, тем самым позволяя предприятию функционировать бесперебойно, извлекать прибыль, выполнять функции и полномочия, для исполнения которых оно было создано.
По сути, отчетность — это отражение имущества и капиталов, а также источников, за счет которых они были получены, только в денежном выражении. Ключевая форма финансовой отчетности — это бухгалтерский баланс, унифицированная форма которого утверждена Приказом Минфина № 66н. Для учреждений бюджетной сферы действуют иные формы отчетов: Приказы Минфина № 33н и 191н. Однако независимо от типа организации структура бухгалтерского баланса практически не отличается, то есть бланки включают актив и пассив бухгалтерского баланса.
Структура бухгалтерского баланса
Отразим структуру показателей бухгалтерского баланса в таблице активов и пассивов баланса.
Краткосрочные обязательства компании
Такая группировка показателей определена для форм отчетности по Приказу Минфина № 66н, который регламентирует бланки для коммерческих фирм и некоммерческих организаций. Теперь рассмотрим показатели баланса более подробно.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)
Денежные средства и денежные эквиваленты
Прочие оборотные активы
Отложенные налоговые обязательства
Доходы будущих периодов
Что входит в активную часть бухгалтерского баланса
Это любое имущество учреждения. Например, денежные средства в кассе, материальные запасы, основные средства, здания, станки и прочие материальные и финансовые ценности, которые непосредственно принадлежат компании.
В активе баланса сгруппированы оборотные и внеоборотные ценности предприятия. При формировании отчетности следует учитывать, что актив баланса — это группировка имущества по срокам его полезного использования, а также по скорости (времени) их оборачиваемости, то есть ликвидности.
В форме бухгалтерского баланса ценности сгруппированы по степеням их ликвидности. В начале указываются ресурсы предприятия, которые наименее ликвидные, а затем по возрастанию. Иными словами, актив баланса — это группировка экономических ресурсов по скорости их обращения в средства платежа.
Отметим, что самые ликвидные ценности — это, конечно, денежные средства: наличные в кассе и на расчетных счетах компании. А к наименее ликвидным относятся основные фонды учреждения, объекты НМА и долгосрочные финвложения, которые быстро и без потерь реализовать не получится.
В активе баланса в сгруппированном виде представлены показатели бухгалтерского учета на отчетную дату. Анализ данных бухгалтерских показателей позволяет сделать вывод о платежеспособности предприятия.
Что такое пассивы и их классификация в бухгалтерском балансе
К пассивам баланса можно отнести все обязательства организации, которые были приняты ею в отчетном периоде, а также источники формирования материальных ценностей и ресурсов учреждения. Иными словами, пассив баланса — это группировка активов по источникам их формирования, то есть пассивы — это и есть источники образования материальных ценностей, денежных средств, НМА.
Основная классификация пассивов бухбаланса — это разделение пассивов на капиталы и обязательства.
Капиталами признаются средства, направленные учредителями на осуществление деятельности, например на приобретение имущества, на обеспечение гарантий кредиторам, создание резервных фондов. Капиталы пассива могут быть собственными или заемными. Собственные средства — это капиталы, которые принадлежат учредителям, создателям компании. А заемные капиталы пассива — это средства, полученные от сторонних организаций и частных лиц во временное пользование.
Обязательства пассива баланса — это задолженность компании перед третьими лицами по выполнению определенных финансовых или имущественных требований. В свою очередь, обязательства делят на долгосрочные (срок более 12 месяцев) и краткосрочные задолженности, которые следует исполнить за 12 месяцев и ранее.
Правила составления бухгалтерского баланса
Разберем, какие показатели бухучета отражать в активной части бухгалтерского баланса. Приведем расшифровку по счетам и показателям отчетной формы:
Здесь должна отражаться остаточная стоимость нематериальных объектов предприятия. Определите значение как разницу между счетом 04 «НМА» и 05 «Амортизация НМА».
При исчислении исключите значения, соответствующие данным о результатах исследований и разработок, а также сведения о нематериальных поисковых активах.
Результаты исследований и разработок
Если организация ведет исследовательскую деятельность, и на балансе числятся результаты НИОКР, то в данном разделе бухгалтерского баланса отражайте остаточную стоимость НИОКР по счету 04.
Нематериальные поисковые активы
Заполняется организациями, которые ведут освоение природных ресурсов, разведывательную деятельность.
Экономические субъекты отражают сведения о таких объектах на счете 08. Если объект имеет вещественно-материальную оболочку, то это материальный поисковый актив, нематериальные — не имеющие формы, оболочки, структуры.
Обратите внимание, что по поисковым активам предусмотрено начисление амортизации по счетам 02 и 05.
Материальные поисковые активы
Остаточная стоимость объектов основных фондов. Определите разницу между первоначальной стоимостью по счету 01 и начисленной амортизацией, остаток по счету 02.
Доходные вложения в материальные ценности
Отразите разницу между остатками по счету 03 и начисленной амортизацией по соответствующим объектам учета (счет 02).
Это долгосрочные финансовые вложения, срок которых не менее 12 месяцев. Например, отразите остаток по счету 55 при наличии депозитов, открытых на срок более 12 месяцев.
Также отражайте долгосрочные вложения по счетам 58 (финансовые вложения) и 73 (займы работникам учреждения).
Уменьшите остаток по счету 58, если организация сформировала резерв по сч. 59.
Отложенные налоговые активы
Отразите остаток по сч. 09. Показатели отражаются в соответствии с ПБУ 18/02.
Прочие внеоборотные активы
Отразите иные виды внеоборотных активов, которые не вошли в группировку, представленную выше. Также в данном разделе можно отразить те объекты, сведения о которых указывать необязательно, но компания считает необходимым включить сведения в бухгалтерский баланс.
Итого по разделу I
Формируется итог по соответствующему разделу.
Отразите сумму остатков по счетам 10, 11 (за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97.
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Включите информацию о конечном сальдо по сч. 19 «НДС».
Для получения показателя суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76.
Кредитовый остаток в расчет не включайте.
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)
Это депозиты, финансовые вложения, займы работникам со сроком обращения менее 12 месяцев. Формируем остатки по сч. 55, 58, 73. Учитываем резерв по сч. 59, его вычитаем при наличии сальдо.
Денежные средства и денежные эквиваленты
Фактические деньги компании, числящиеся на счетах 50, 51, 55 (кроме депозита), 52, 57 по состоянию на отчетную дату. Отражаем сумму дебетового сальдо.
Прочие оборотные активы
Отразите иные виды оборотных активов, которые не вошли в группировку, представленную выше. Также в данном разделе можно отразить те объекты, сведения о которых указывать необязательно, но компания считает необходимым включить сведения в бухгалтерский баланс.
Итого по разделу II
Суммарное значение показателей раздела.
Сумма раздела 1 и 2.
Как правильно составлять пассив бухгалтерского баланса
Строка пассива формируется как сведения по кредиту счета 80.
Собственные акции, выкупленные у акционеров
Отражается по сумме остатков счета 81, сформированных на отчетную дату.
Переоценка внеоборотных активов
Отражается информация, если в отчетном периоде в организации проводилась переоценка основных средств и нематериальных активов. Формируется остаток по сч. 83.
Добавочный капитал (без переоценки)
При формировании добавочного капитала компания отражает сведения по остаткам по счету 83.
Обратите внимание, сумма указывается без учета переоценки ОС и НМА.
В строку пассива бухгалтерского баланса включите сальдо по счету 82 на конец отчетного периода. Отражает информацию о сформированном резервном капитале по организации.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
При формировании пассива годового бухгалтерского баланса используйте данные сальдо счета 84. При формировании промежуточной отчетности эта цифра — два остатка по счету 84 (финансовый результат предшествующих лет) и 99 (финансовый результат текущего периода отчетного года).
Обратите внимание, что если результатом является убыток, то сумма отражается с минусом.
Итого по разделу III
Суммарное значение по соответствующему разделу пассива бухгалтерского баланса.
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Обязательства пассива, срок погашения которых превышает 12 месяцев.
Отражаем в пассиве баланса остаток по счету 67, если срок обязательств превышает один год.
Обратите внимание, что проценты по займам необходимо включать в раздел краткосрочных обязательств.
Отложенные налоговые обязательства
Является показателем остатка по счету 77, заполняется на основании положений ПБУ 18/02.
Отражаем сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов» сроком более одного года.
В данной строке раскройте информацию об иных видах долгосрочных обязательств, которые не были детализированы в других строках бухгалтерского баланса.
Итого по разделу IV
Суммирует показатели строк раздела.
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Обязательства пассива со сроком действия менее 12 месяцев.
Отражается сальдо по счету 66. При этом в данную строку пассива баланса следует включить проценты, уплачиваемые по долгосрочным займам.
Показатель формируется как сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
Доходы будущих периодов
Показатель равен сумме остатков по счетам 86 (полученное целевое финансирование) и 98 (доходы будущих периодов).
Сформируйте сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых составляет менее 12 месяцев.
Здесь расшифруйте краткосрочные обязательства, не вошедшие в другие строки пассива баланса.
Итого по разделу V
Сумма строк по разделу.
Суммарное значение по разделам пассива баланса.
Баланс и иная финансовая отчетность составляется в рублях либо в тысячах рублей. Если обороты компании значительны, то допустимо указывать суммы в балансе в миллионах рублей.
Принцип равенства баланса
Основной принцип составления бухгалтерского баланса заключается в том, что суммарное значение активов всегда равно суммарным показателям пассивов отчета. Конечно, арифметические разницы допускаются в исключительных случаях. Но все выявленные расхождения должны быть обоснованы экономически.
Равенство активов и пассивов бухгалтерского баланса обусловлено тем, что все записи в бухучете отражаются по методу двойной записи. Суть этого метода заключается в том, что при отражении любого факта хозяйственной деятельности по балансовым счетам предприятия формируется запись в дебете одного счета и одновременно в кредите корреспондирующего счета, но в той же сумме.
Принцип двойной записи выражает закономерность, что при изменении одной стороны баланса, актива или пассива, должно быть отражено аналогичное движение на другой стороне. Если в учреждении увеличивается сумма актива, то одновременно должен увеличиться показатель обязательств или капиталов — источников, за счет чего были приобретены имущественные ценности. Либо отражается уменьшение иных видов активов.
Например, увеличение стоимости основных средств. Если компания оплатила стоимость имущества, то при увеличении показателей внеоборотных активов уменьшается показатель оборотных активов (денежные средства). Получается: внеоборотный актив увеличился и одновременно уменьшился оборотный актив. Например, компания приобрела и оплатила материалы. В таком случае динамика показателей отражается внутри одного раздела бухгалтерского баланса «Оборотные активы». Увеличивается стоимость запасов, но уменьшается объем денежных средств.
Если компания получила основные средства (оборудование, машины), но еще не заплатила за них, то в бухучете компании образуется кредиторская задолженность. Увеличивается стоимость внеоборотного актива, также увеличивается сумма долговых обязательств в пассиве баланса. Краткосрочных или долгосрочных — в зависимости от срока осуществления расчетов.