кабала святош о чем пьеса

Краткое содержание Кабала святош Булгакова

Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери. На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.

Священство давно желает отмстить автору за «Тартюфа», в котором высмеивается духовенство. Архиепископ, маркиз де Шаррон, провоцирует заядлого дуэлянта и убийцу вызвать Мольера на дуэль. Тем временем, раскаявшийся Муаррон возвращается домой. Он готов сразиться с противником отца, рискуя собственной жизнью. Великодушный писатель прощает предателя. Решено дать последний спектакль и бежать в Англию, но от сердечного приступа Мольер умирает на сцене.

Вывод: важно жить по совести.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Булгаков. Все произведения

Кабала святош. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Дж.К.Роулинг придумала Гарри Поттера в поезде (Манчестер – Лондон) в 1990 году. В течении следующих 5 лет она придумала 7 книг этой серии. В основном она писала и собирала горы записок, многие из которых были просто на клочках бумаги.

Главным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен

Источник

«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова

История создания

Пьеса «Кабала святош» была написана Булгаковым в 1929 г. В 1930 г. пьеса была разрешена к постановке, но запрещена цензурой спустя 2 месяца. В 1931 г. Сталин беседовал с Булгаковым и разрешил играть пьесу. К этому приложил руку Максим Горький. Но цензура изменила название на «Мольер», потребовала убрать намёки на современность (какие нашла). БДТ и МХАТ заключили договоры на постановку, но БДТ вскоре отказался от постановки из-за критической отрицательной статьи, подчёркивающей неактуальность пьесы. Премьера состоялась в 1936 г. во МХАТе и имела большой успех.

В пьесу Булгаков перенёс свои отношения со Сталиным. В подтексте не Людовик запрещает Мольеру «Тартюфа», разрешая играть только смешные комедии, а Сталин запрещает Булгакову все пьесы, разрешая только «Дни Турбиных».

Литературное направление и жанр

Критик Вишневский обвинил Булгакова в том, что проблемы 17 в. неактуальны в советском обществе. Он предлагал читать пьесу как историческую хронику. Булгаков определял жанр своей пьесы как романтическую драму. Булгаков не стремился к биографической точности. Писатель указывает на две погрешности, призванные усилить драматический эффект: реальный исторический Мольер умер дома, почувствовав себя плохо на спектакле; Людовик охладел к Мольеру постепенно, прямого конфликта между ними не было.

Пьеса относится к реалистическому направлению. Показан тип писателя и тип тирана, которые хорошо накладываются на Мольера и Людовика, на Булгакова и Сталина, на всех прошлых и будущих творцов и тиранов. Их поведение обосновано психологически.

Проблематика

Одна из проблем – профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова. Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.

В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива – фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош. Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции. А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить. Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может. Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.

Конфликт

Внешние конфликты Мольера разнообразны и объясняются его тяжёлым вспыльчивым характером. Мольер ругается со слугой, с другими актёрами, первой и второй женой, приёмным сыном. Его нападки на религию в «Тартюфе» становятся причиной конфликта с Кабалой и впоследствии с королём.

Все положительные герои обременены внутренними конфликтами, и именно это отличает их от отрицательных. Внутренний конфликт заставляет человека жить двойными стандартами, так что самому герою это противно. Так в первом действии Мольер славит короля, потому что именно от него зависит постановка его пьес, а в последнем, лишившись его милости, обличает.

Сюжет и композиция

Герои пьесы

Жан-Батист Поклен де Мольер – главный герой пьесы. Его характер изображён очень реалистично. Все события первого действия раскрывают черты характера Мольера. С первых реплик читатель узнаёт, что Мольер болен. Отыграв роль Сганареля, Мольер появляется в уборной, держась за сердце. Актёр вспыльчив, набрасывается на слугу Бутона, обвиняя его в том, что он сбил свечу. Мольер смущается, когда оказывается, что это сделал он сам. Он великодушен, заглаживает свою вину, дарит Бутону свой кафтан вместо разорванного им.

Часть личностных характеристик дана в ремарках, из которых читатель узнаёт, что Мольер чуть заикается в жизни, но на сцене «первоклассен». Неисчерпаемо богатство его интонаций, движений, гримас, заразительна улыбка. В быту Мольер чувствует себя старым, седым, он окружён врагами и боится позора.

Речь Мольера, обращённая к Людовику, строится на контрасте и парадоксе. Он начинает с того, что ему нечего сказать королю, а заканчивает тем, что славен игрой во время великого французского короля Людовика.

Мольер справедлив, берёт себе только десятую часть денег, пожалованных королём, а остальное делит между актёрами.

Бутон характеризует Мольера как великого артиста по профессии и грубияна по характеру. Арманда считает его смелым и великим.

Мольеру до конца жизни не хватает Мадлены, с которой он привык советоваться в трудную минуту. Сама Мадлена называет Мольера страшным человеком и боится его.

В четвёртом действии именно Мольер становится выразителем авторской мысли. Он восклицает: «Ах, сердце человеческое», осуждая поведение короля, «куманька».

Всё окружение Мольера пользуется им в корыстных целях. Бутон заодно с подаренным кафтаном присваивает себе и штаны Мольера, и две серебряные монеты в кармане.

Бутон – типичный персонаж-трикстер. Он смешон в своей важности. Бутон считает, что он хорошо воспитан, потому что француз. Бутон неудачник, как и Мольер. Он прогорел на торговле пирожками, потом попал к Мольеру.

Мольер нуждается в грубых шутках Бутона, который ему предан. Слуга повторяет, усиливает слова Мольера. Бутон боится, чтобы Мольер не сказал ничего лишнего или запрещённого. Он любит Мольера и во имя этой любви просит его бежать в минуту опасности.

Лагранж отделён от остальных персонажей изначально. Читателю кажется, что он не заражён общим ожиданием из-за зависти. Но в момент потасовки Мольера с Бутоном Лагранж плачет. Он – хранитель тайны Мадлены, чёрный рыцарь, преданный ученик.

Людовик 14 показан как человек, живущий импульсивно. С одной стороны, он сочувствует де Лессаку, которого за обман должен ударить подсвечником, обругать, посадить в тюрьму. С другой стороны, он выспрашивает о последствии крапления карт с иезуитским любопытством. Он сажает Лессака в тюрьму на месяц, но велит отдать ему выигрыш.

Манера говорить у Людовика напоминает библейскую манеру Христа. Он задаёт вопросы, повторяет утверждения других, сам же ничего не утверждает. Он делает это не для того, чтобы прояснить истину, как Христос, а потому что сам во всём сомневается.

Мадлена – воплощение спокойной семейной старости для Мольера. Страсть его давно прошла. Мадлена предлагает Мольеру радости семейного быта: он читает третий акт «Тартюфа», может с ней посоветоваться, любит грелку свечи, камин. Мадлена всё ещё любит Мольера, она ползает на коленях и умоляет не оставлять её, готова даже на связь Мольера с другой женщиной.

Справедливый сапожник высказывает сокровенную мысль Мольера о том, что королевство без доносов существовать не может, а доносчики – это сволочь. Он – выразитель акцентов, идей в форме подтекста.

Стилистические особенности

Ремарки пьесы похожи скорее на эпические вставки и трудновыполнимы. Например, глаза дю Круази «опрокинуты», на всех вещах и людях «печать необыкновенного события, тревоги и волнения».

Некоторые фразы благодаря подтексту приобрели афористический смысл. Людовик бросает: «Люблю всех моих подданных, в том числе и бродячих».

Тема предательства, связанного с дьяволом и адом, раскрывается, прежде всего, через образ архиепископа Шаррона. В исповедальне он страшен, в дьявольской митре, крестит Арманду обратным крестом. Булгаков продумывает также световое сопровождение (фигуры то и дело поглощает тьма) и звуковое (орган, звучащий по-разному, детский хор).

Булгаков использует стилистические возможности языка. Например, речь отрицательных персонажей у него изобилует канцеляризмами даже в простом разговоре. Булгаков подчёркивает, что люди, подобные Муаррону или Шаррону (недаром фамилии созвучны) обо всём судят формально. Так Муаррон говорит, что повесится вследствие того, то его жизнь больше продолжаться не может.

В пьесе много библейских мотивов. Кроме уже упомянутых, обыгрывается возвращение блудного сына, мотив повешения предателя, мотив первородного греха.

Источник

кабала святош о чем пьеса. Смотреть фото кабала святош о чем пьеса. Смотреть картинку кабала святош о чем пьеса. Картинка про кабала святош о чем пьеса. Фото кабала святош о чем пьеса

Герои произведения

События происходят в конце XVII века. В то время Францией правил Людовик XV.

Главные персонажи пьесы «Кабала святош»:

Король также является негласным покровителем Мольера. Архиепископ и известный актёр — лютые враги. Кроме основных действующих лиц, в произведении присутствуют такие герои:

кабала святош о чем пьеса. Смотреть фото кабала святош о чем пьеса. Смотреть картинку кабала святош о чем пьеса. Картинка про кабала святош о чем пьеса. Фото кабала святош о чем пьеса

Завязка сюжета

Первое действие начинается с того, что в театре перед представлением подходят к завершению последние этапы подготовки. На спектакль приглашён король Людовик XV.

Представление прошло хорошо, и все присутствующие в зале начали хлопать вслед за Людовиком. Услышав аплодисменты, драматург выбежал на сцену. Он отзывается со сцены о короле, как о светиле нации, восхваляет его своими стихами, сочинёнными тут же экспромтом.

кабала святош о чем пьеса. Смотреть фото кабала святош о чем пьеса. Смотреть картинку кабала святош о чем пьеса. Картинка про кабала святош о чем пьеса. Фото кабала святош о чем пьеса

В то же время за кулисами Лагранж просит Арманду уйти от своего возлюбленного. Но она не хочет этого делать даже после того, как узнаёт о романе между её старшей сестрой и актёром. Лагранж хочет избавиться от Арманды, но та ему что-то тихонько говорит на ухо и он уходит. Оказывается, девушка беременна от Мольера.

В гримёрку руководителя труппы заходит одноглазый. Его туда послал король, чтобы отдать деньги за представление и дополнительную плату за стихотворение в размере 5000 ливров. Десятую часть он оставил себе, а всё остальное разделил между всеми участниками труппы в равных долях.

Мольер сказал Мадлене, что собирается взять в жены Арманду, её сестру. Женщина просит не уходить от неё и напоминает, что всё 20 лет любила и заботилась о нём. Немного позже Мадлена рассказывает Лагранжу, что на самом деле Арманда является её дочерью, а не сестрой.

Кульминация и финал пьесы

Во время обеда король разговаривает с отцом Варфоломеем. Это известный бродячий проповедник. Тот пришёл к Людовику и сообщил, что в стране объявился антихрист — Жан-Батист Мольер. Он требует от короля, чтобы тот сжёг его.

За такие разговоры король сажает бродягу на три месяца в тюрьму. Но всё-таки Людовик выпускает его через три дня, предупредив, чтобы он никогда ничего не требовал от короля.

Во двор вошёл Мольер. Он очень состарился, вид стал болезненным, а лицо серым. Пообщавшись с драматургом, король убедился, что он никакой не еретик, и позволил поставить пьесу «Тартюф».

кабала святош о чем пьеса. Смотреть фото кабала святош о чем пьеса. Смотреть картинку кабала святош о чем пьеса. Картинка про кабала святош о чем пьеса. Фото кабала святош о чем пьеса

В то же время в доме Мольера приёмный сын музицирует на клавесине. Он соблазнил Арманду, о чём стало известно Бутону, так как он раньше времени пришёл домой после рынка. Мольер тоже подозревал, что возлюбленная ему изменила. Он выгнал Муаррона, но тот сказал, что посвящён в его тайну.

Арманда убедила Мольера, что у неё с Муарроном никогда и ничего не было. Девушка уговорила Мольера вернуть его домой.

Муаррон отправился на встречу к архиепископу. Он был намерен отомстить приёмному отцу. Муаррон рассказал о Мольере, который взял в жены собственную дочь.

Больная Мадлена с помощью Лангража и Арманды прошла в исповедальню. Там служитель церкви испугами и речами о загробных муках пытался выудить признание. Она сказала, что не знает от кого забеременела Армандой. По приезде в Париж девушка представила свою дочь, как младшую сестру, у которой в итоге был роман с любовником мамы. Архиепископ всё это рассказал Арманде и сказал, чтобы та уехала из города.

Де Шаррон доложил королю о преступлении Мольера, после чего Людовик лишил его своего покровительства. Актёра преследуют только потери: Арманда убежала из дома, Мадлена умерла. После этого его репертуар сильно уменьшился. Он понял, что всё происходящее является местью архиепископа.

В четвёртом действии Муаррон вернулся к приёмному отцу с признанием в своём предательстве. Мольер простил его и рассказал, что его признали еретиком и пытаются от него избавиться.

Актёр назвал короля идолом с изумрудными глазами и тираном. Он всё время пытался ему услужить.

кабала святош о чем пьеса. Смотреть фото кабала святош о чем пьеса. Смотреть картинку кабала святош о чем пьеса. Картинка про кабала святош о чем пьеса. Фото кабала святош о чем пьеса

В произведении «Кабала святош» Булгаков говорит о проблемах писателя, который вынужден существовать при правлении тирана. В этих условиях творчество находится под жёсткой цензурой, а от автора требуют только выражения обожания деспота.

Источник

Кабала святош

Действие первое

Париж века Людовика XIV. Театр Пале-Рояль. На стыке двух уборных, у занавеса, которым они разделены, громадных размеров клавесин. В первой уборной — множество сальных свечей. Во второй уборной на столе только фонарь с цветными стёклами и большое распятие, перед которым горит лампада. На всём печать необыкновенного волнения. Шарль-Варле де Лагранж, актёр по прозвищу Регистр, не занятый в спектакле, сидит в уборной, погружённый в думу. Он в тёмном плаще, молод, красив и важен.

В первой уборной Бутон, тушильщик свечей в театре и слуга Мольера, припал к щели в занавесе. Рожа Шарлатана торчит в дверях. Слышны взрывы смеха, затем финальный раскат хохота. Из-за занавеса показывается Знаменитый актёр и драматург Жан Батист Поклен де Мольер, загримированный Сганарелем — нос лиловый с бородавкой. Левой рукой Мольер держится за грудь. Дверь распахивается, вбегает загримированный Полишинелем актёр дю Круази и говорит, что король аплодирует. Мольер возвращается на сцену и читает сочинённые экспромтом стихи, посвящённые королю франции Людовику XIV, в которых он называет короля Солнцем Франции. Король благодарит Мольера и остаётся посмотреть ещё одну интермедию.

Бутон опускает занавес. Мольер появляется в уборной и хватает слугу за глотку, обвиняя его в том, что «при короле свеча повалилась в люстре, воском каплет на паркет». Бутон уверяет Мольера, что он сам повалил свечу палашом, актриса Мариэтта Риваль подтверждает это. Мольер остывает и дарит Бутону свой кафтан взамен разорванного. Бутон уходит снимать нагар со свечей.

Мольер спрашивает у Шарлатана, в чём секрет его фокуса. Шарлатан садится в некотором расстоянии от клавесина, делает такие движения в воздухе, как будто играет, и клавиши в клавесине вжимаются, клавесин играет нежно. Шарлатан не соглашается открыть Мольеру свой секрет и уходит. Мольер возвращается на сцену.

Портьера, ведущая во вторую уборную, отодвигается и возникает актриса Арманда Бежар. Черты лица её прелестны, она похожа на свою старшую сестру Мадлену Бежар, тоже актрису. Арманде лет семнадцать. Лагранж останавливает Арманду и умоляет её не выходить замуж за Мольера. Арманда делает попытку отстранить Лагранжа и пройти. Лагранж вынимает шпагу и угрожает заколоть девушку, если она не откажется от замужества. Арманда говорит, что она в связи со своим женихом, иначе поступить уже не может и шепчет что-то Лагранжу на ухо. Лагранж вкладывает шпагу в ножны, говорит, что хотел её спасти и уходит.

Арманда остаётся в уборной. Входит Мольер; обнимает её, и в то же мгновение появляется Бутон. Мольер отсылает его прочь, снимает нос и парик, целует Арманду. Она шепчет ему что-то на ухо. «Я хочу жить ещё один век: с тобой! Ты станешь первой, будешь великой актрисой. Но помни: если ты не сдержишь клятву, ты отнимешь у меня всё» — говорит ей Мольер. Арманда клянётся на распятии в вечной любви.

Мадлена остаётся. Входит Лагранж. Он один посвящён в тайну Мадлены. Лагранж обещает Мадлене, что её тайну никто никогда не узнает. Мадлена прощается и уходит. Лагранж ставит на стол фонарь, садится и записывает события ушедшего дня в свою книгу-регистр. Потом откладывает перо и говорит: «В театре ужасное событие: Жан-Батист Поклен де Мольер, не зная, что Арманда не сестра, а дочь госпожи Мадлены Бежар, женился на ней. Этого писать нельзя, но в знак ужаса ставлю чёрный крест». Лагранж берёт фонарь и уходит, как тёмный рыцарь.

Некоторое время мрак и тишина, затем крышка клавесина приподнимается, и из него выходит знаменитый актёр-любовник Захария Муаррон. Это мальчишка лет пятнадцати с необыкновенно красивым, порочным и измученным лицом. Оборван, грязен. Он хнычет, жалуется, что не спал два дня, потом падает и засыпает. Плывёт свет фонарика, и, крадучись, Мольер ведёт Арманду в тёмном плаще. Арманда пугается мальчика и взвизгивает. Муаррон просыпается и трясётся от ужаса. Мольер грозно спрашивает, кто он такой. Мальчишка отвечает, что он несчастный Захария Муаррон. Мольер хохочет — он понял секрет Шарлатана.

Действие второе

Приёмная короля. За карточным столом известный игрок маркиз де Лессак играет в карты с Людовиком. Толпа придворных, одетых с необыкновенной пышностью, следит за де Лессаком. Перед тем груда золотых монет, пот течёт у него с лица. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Все без шляп. За креслом Людовика стоит Одноглазый, ведёт игру короля. Одноглазый замечает, что де Лессак играет краплёными картами. Король спрашивает Одноглазого, как ему следует поступить в этом случае. Одноглазый отвечает, что де Лессака «надлежит ударить по физиономии подсвечником» и обругать. Людовик зовёт Справедливого сапожника и велит ему обругать де Лессака. Шут с удовольствием выполняет приказ. «Посадите маркиза де Лессака на один месяц в тюрьму. Затем отправит его в имение — вместе с деньгами» — приказывает король. Де Лессака уводят.

Перед Людовиком, словно из-под земли, появляется обеденный стол с одним прибором. У камина возникает архиепископ Парижа маркиз де Шаррон и просит у короля позволения представить ему бродячего проповедника, отца Варфоломея. Дверь открывается и появляется отец Варфоломей. Он бос, лохмат, подпоясан верёвкой, глаза безумные. Он приплясывает и поёт. Удивлены все, кроме Людовика. Брат Верность, один из членов Кабалы Священного Писания, — постная физиономия с длинным носом — выделяется из толпы придворных и прокрадывается к Шаррону. Варфоломей, обращаясь к королю, называет Мольера антихристом и призывает: «Сожги его вместе с его богомерзким творением „Тартюф“ на площади. Весь мир верных сынов церкви требует этого!». Людовик раздражён, его сердит слово «требует», он велит посадить отца Варфоломея на три месяца в тюрьму. Отец Варфоломей исчезает.

Людовик ест, потом выражает желание говорить с архиепископом наедине. Придворные всей толпой отступают на лестницу. Людовик спрашивает Шаррона, разделяет ли он мнение отца Варфоломея о Мольере. «Государь, это сатана» — отвечает Шаррон твёрдо. Он льстит королю и умоляет его заступиться за религию, которую оскорбил Мольер своим «Тартюфом». «Дерзкий актёр талантлив. Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования. Но если он совершит ещё одну дерзость, я накажу» — говорит Людовик. Потом он позволяет выпустить отца Варфоломея из тюрьмы через три дня.

Входит Мольер. Король приглашает его поужинать, велит подать ему стул. Мольер, бледнея, принимает высокую честь. Людовик говорит Мольеру, что в «Тартюфе» он не осторожен с духовными лицами. Король позволяет играть пьесу в Пале-Рояле при условии, что в дальнейшем творчество Мольера пойдёт по правильному пути. Мольер ликует. Людовик дарует ему ещё одну милость — право стелить королевскую постель. Мольер схватывает со стола два канделябра и идёт впереди короля. Оба скрываются.

Все исчезают, и на сцене остаются только Шаррон и брат Верность, оба черны. Они замышляют какую-то интригу против Мольера. В этом им должна помочь женщина, которая заманит в их сети нужного им человека. Входит Одноглазый. Шаррон и брат Верность исчезают. К Одноглазому подходит шут и даёт ему записку от женщины в маске. Одноглазый задумчиво уходит. Огни начинают гаснуть. Слышатся удаляющиеся голоса: «Король спит!». Шут ложится на карточный стол, закутывается в портьеру с гербами и засыпает.

Дворец исчезает, и возникает квартира Мольера. День. Муаррон, очень красивый, пышно разодетый человек лет двадцати двух, играет на клавесине. Арманда в кресле слушает. Они репетируют новую пьесу. Муаррон называет Арманду маменькой, а Мольера — отцом. Они усыновили его. Муаррон считает себя лучшим актёром Парижа. Во время репетиции Муаррон соблазняет Арманду, уводит её в свою спальню и запирает дверь на ключ. Арманда проклинает день, когда Муаррона нашли в клавесине.

Действие третье

Каменный подвал, освещённый трёхсвечной люстрой. За столом сидят члены Кабалы Священного Писания в масках; в кресле отдельно, без маски, сидит Шаррон. Двое в чёрном — люди жуткого вида — вводят Муаррона со связанными руками и с повязкой на глазах. Руки ему развязывают, повязку снимают. Утром этого дня Муаррон наклеветал на Мольера, и теперь Шаррон заставляет его повторить свой донос при свидетелях. Муаррон рассказывает, как несколько лет назад он сидел в клавесине и слышал голос Лагранжа. Голос говорил, что «господин де Мольер женился не на сестре Мадлены Бежар, а на её дочери».

Муаррону завязывают глаза, связывают руки и уводят. Шаррон надвигает капюшон на лицо и скрывается в полутьме. Брат Верность открывает дверь. Появляется Незнакомка в маске, которая ведёт за руку Одноглазого. Глаза у него завязаны платком. Одноглазый снимает повязку, оглядывается и выхватывает шпагу решив, что его заманили в ловушку. Брат Сила и брат Верность успокаивают его. Они говорят маркизу, что по вине Мольера над ним смеются при дворе, потому что образ Дон Жуана Мольер писал с него. Одноглазый меняется в лице от ярости. Ему опять завязывают глаза, и Незнакомка уводит его. Шаррон объявляет заседание Кабалы Священного Писания закрытым.

Необъятный собор. Маленькая исповедальня архиепископа. Появляются Арманда и Лагранж, ведут под руки Мадлену. Та — седая, больная. Мадлена входит в исповедальню, Арманда и Лагранж садятся на скамью, и тьма их поглощает. Шаррон возникает в исповедальне и говорит Мадлене, что сам решил исповедовать её. Под давлением Шаррона Мадлена признаётся: «Я жила с двумя и прижила дочь Арманду и всю жизнь терзалась, не зная, чья она. Когда же она выросла, я привезла её в Париж и выдала её за свою сестру». Шаррон отпускает ей грехи и просит позвать Арманду. Лагранж уводит Мадлену. Арманда входит в исповедальню. Шаррон возникает страшен, в рогатой митре, крестит Арманду обратным дьявольским крестом. «Она твоя мать. Тебя я прощаю. Но сегодня же беги от него, беги» — говорит Шаррон. Арманда падает и остаётся неподвижной на пороге исповедальни. Шаррон исчезает.

День. Приёмная короля. Людовик — у стола. Перед ним тёмный и измученный Шаррон. На полу сидит Справедливый сапожник, чинит башмак. Шаррон рассказывает королю о преступлении Мольера. Людовик велит вызвать господина де Мольера и привести Муаррона. Входит Муаррон. Он запуган и имеет такой вид, точно он спал не раздеваясь. Людовик, которого он впервые видит так близко, производит на него сильное впечатление. Король объявляет Муаррону, что его донос подтверждён следствием и спрашивает, какое вознаграждение он желает получить. Муаррон просит место в Королевском бургонском театре или в Театре дю Марэ. Король отказывает ему, потому что он слабый актёр, и даёт ему место на королевской службе, в сыскной полиции.

Муаррон выходит. В других дверях появляется Лагранж, вводит Мольера и тотчас же скрывается. Мольер в странном виде: одежда в беспорядке, лицо свинцовое, руки трясутся, шпага висит криво. Он жалуется королю на здоровье, которое пошатнулось из-за сердечного приступа, случившегося, когда от него ушла жена. Людовик объявляет своё решение: «Запрещаю вам появляться при дворе, запрещаю играть „Тартюфа“. Только с тем, чтобы ваша труппа не умерла с голоду, разрешаю играть в Пале-Рояле ваши смешные комедии, но ничего более. Лишаю вас покровительства короля». Произнеся эти слова, Людовик удаляется.

Шаррон входит и долго смотрит на Мольера. У архиепископа удовлетворённо мерцают глаза. Мольер в гневе выхватывает шпагу. Из-за двери выходит Одноглазый с тростью и затевает ссору с Мольером, называя его лгуном. В это мгновение входит Лагранж. Мольер в гневе вызывает Одноглазого на дуэль. Шаррон и Лагранж пытаются их остановить. Одноглазый бросается на Мольера. Мольер, отмахиваясь шпагой, прячется за стол. Одноглазый вскакивает на стол. Мольер бросает шпагу, опускается на пол, говорит, что он болен и ничего не понимает. Одноглазый заявляет, что убьёт Мольера после первого спектакля. Шут вдруг срывается с места и исчезает. Лагранж поднимает Мольера с пола и увлекает вон.

Шаррон с горящими глазами спрашивает Одноглазого, почему тот не заколол Мольера. Они ругаются. Шаррон вдруг плюёт в Одноглазого. Одноглазый до того оторопел, что плюнул в Шаррона. Дверь открывается, влетает взволнованный шут, за ним входит Людовик. Ссорящиеся до того увлечены, что не сразу перестают плевать. Четверо долго и тупо смотрят друг на друга. «Извините, что помешал,» — говорит Людовик и скрывается, закрыв за собой дверь.

Действие четвёртое

Мольер громко называет короля Франции тираном. Бутон успокаивает его, пытается заставить замолчать, боится, что его вместе с хозяином повесят за эти слова на площади. Мольер велит ему укладывать вещи, намереваясь после последнего спектакля сбежать в Англию. Дверь открывается, и в ней появляется голова старухи Ренэ, дряхлой няньки Мольера. Она говорит, что пришла монашка, чтобы взять в стирку театральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояль к концу спектакля. Ренэ скрывается. Мольер вдруг забирается с головой под одеяло. Бутон начинает прославлять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.

Уборная актёров в Пале-Рояле. Всё также горит лампада у распятия и зелёный фонарь. За занавесом слышны гул и свистки. В кресле сидит Мольер в халате и колпаке, в гриме с карикатурным носом. Мольер в странном состоянии, как будто пьян. Возле него Лагранж и актёр Филибер дю Круази в чёрных костюмах врачей, но без грима. Муаррон стоит неподвижно в отдалении. Вбегает Бутон с сообщением, что привратник, раненный мушкетёрами, умер. Лагранж сообщает, что «театр полон безбилетными мушкетёрами и неизвестными личностями». Бутон умоляет Мольера не доигрывать спектакль, а бежать. Потом сообщает, что в театре Одноглазый. За занавесами свист и грохот. Мольер испуганно бросается к Муаррону и прячется у него в плаще. Муаррон молчит, обняв Мольера.

Дверь открывается, и вбегает Мариэтта Риваль. Она в оригинальном костюме, на голове шляпа врача, очки колёсами. Риваль долго смотрит на Мольера и говорит, что надо играть. Мольер вылазит из-под плаща и извиняется перед всеми. Риваль говорит: «Сейчас же после вашей последней фразы мы спустим вас в люк, спрячем у меня в уборной до утра, а на рассвете вы покинете Париж». Мольер согласен.

Дю Круази, Лагранж, Муаррон и Риваль скрываются. Мольер снимает халат. На сцене громадная кровать. В будке появляется суфлёр. Мольер, резко изменившись, с необыкновенной лёгкостью взлетает на кровать, укладывается, накрывается одеялом. Бутон поднимает главный занавес. Актёры играют сцену из пьесы «Мнимый больной». Во время спектакля из ложи внезапно показывается Одноглазый, садится на борт её и застывает в позе ожидания.

Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смолкает. В уборной Мольера возникает страшная монашка, быстро собирает все костюмы Мольера и исчезает с ними. На сцене смятение. Лагранж взволнованно говорит публике, что спектакль не может быть окончен. Публика требует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и называет Одноглазого грязным зверем. Одноглазый, вынув шпагу, поднимается на сцену и идёт плавной кошачьей поступью на встречу Муаррону. Поравнявшись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, поворачивается и уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры бросаются к Мольеру, окружают его толпой, и он исчезает. Бутон опускает занавеси бросается вслед за группой, уносящей Мольера. Занавес вздувается, любопытные пытаются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в зале стихает.

Сцена погружается во тьму. Потом выплывает фонарь — идёт тёмный Лагранж. Он проходит в свою уборную, разворачивает книгу и пишет: «Семнадцатого февраля. В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью. Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала». Пишет и угасает во тьме.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *