каббализм что это такое

Как возникла Каббала и что это такое?

Таинственное и древнее учение, пришедшее из глубины тысячелетий, мистическая философия, магия древних евреев, философия тайных обществ… Вот далеко не полный список, приписываемый современниками этому направлению эзотерической философии, берущей своё начало от иудаизма.

При этом, часто вопросы, связанные с Каббалой, используются как политические спекуляции на основе антисемитизма. Особенно повышенный интерес эта тема вызывает в русскоязычном пространстве, в то время как в Европе и вообще в странах Западного мира серьёзного изучения этого вопроса среди ученых практически не отмечается.

Попробуем рассмотреть всё по порядку.

Происхождение Каббалы

Свое происхождение слово «каббала» берет в иврите, и на русском будет звучать как «традиция». Это философия эзотерики, берущая начало в иудаизме, образовавшаяся в I–II (по другим данным III–IV) вв. н. э. Источниками каббалы являются трактаты мистического содержания, написанные в среде палестинских и вавилонских евреев в этих веках.

Столкнувшись с тенденцией возникновения и повсеместного распространения христианства, разрушением Иерусалима и перехода евреев в состояние изгнанников, часть еврейского общества пошла путем нового толкования писаний, всё дальше удаляясь от Торы. Основополагающие идеи каббалы сформировались как доктрина в VI-VIII столетиях. И были обобщены в Сефер Йецира (Книга создания).

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такоеСефер Йецира (Книга творения)

Сами каббалисты утверждают, что она возникла во времена жизни библейского прародителя еврейского народа, пророка Авраама, что впрочем, не имеет доказательств. Учение основано на том, что Бог является источником и в тоже время первопричиной бесконечного света (на иврите зохар). Из этой идеи исходит главная теория Каббалы – создание всего сущего через свет.

Бог, в этой доктрине, представляется как безличный, непознаваемый и невообразимый Эн Соф, не имеющий имени, которому невозможно присвоить какое-либо свойство. Его проявления открыты только мистикам принадлежащим исключительно к еврейскому народу.

«Сефер Йецира» исходит из того, что Тора является развернутым отображением имени Бога. Мир сфирот, – как утверждает этот трактат, – это тайный лингвистический мир, посредством которого Бог может явить себя. Сама жизнь в Боге, исходя из этого, это процесс речи как таковой.

Прикладная каббала

Во времена разделения христианства на католицизм и православие, упадка Византии и укрепления государств средневековой Европы из общефилософской и умозрительной каббалы (каббала июнит) начинает выделяться прикладное направление (каббала маасит). К середине XII столетия это направление обобщается в книге Зохар (Свет). Книга написана Моше (Моисей) да-Леон, испанцем по происхождению, исповедующим Каббалу, написана она вначале XII века.

Современные каббалисты (М.Лайтман) заявляют автором Зогар ученика рабби Акивы Шимона бар Йохая, который жил во II веке н.э.. Однако это противоречит мнению специалистов. Оригинал книги написан на арамейском языке, совершенно не соответствующему живому языку II века н.э., которому приписывается авторство. Из произведения видно, что автор обучался арамейскому на основе древних текстов и выработал свой стиль письма, который соотносится ко всему документу.

Исходя из этого мистического учения названые Богом имена предметов, из абстрактного слова, становились реальными объектами нашего мира. В еврейском алфавите каждой из букв, а всего их 22, присваивается числовое значение. Созданный Богом мир мистически и состоит из этих букв и цифр, как бы из элементарных частиц.

И всё же в основу учения были заложены правила благочестивого образа жизни, на иврите – тику, что переводится как восстановление. Его цель собрать все осколки разбросанного в мире Божьего света. Философия Каббалы в еврейской среде рассматривается как этическая и нравственная парадигма, целью которой стоит образование и закрепление связи между божественным, человеческим и самим миром.

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такоеМихаэль Лайтман

Магическая каббала

В период крушения Византийской империи и перемещения значительной части образованной части населения в Западную Европу, происходивший, в связи с этим, переход средневековья в ренессанс, а также на фоне плотного соприкосновение европейской цивилизации с культами и религиями Востока, вспыхивает интерес к алхимии, астрологии и магии. Загадочное для европейцев учение Каббалы обретает популярность в разделившемся мире христиан.

Основной интерес алхимиков и магов вызвало именно создание объектов материального мира через слова и числа. Некто граф Пико делла Мирандола, имевший тесные контакты в еврейской среде и неплохо знавший иврит, будучи католиком, тем не менее заинтересовался каббалистическим учением и написал в конце XV века книгу «Conclussions Cabbalisticae». В которой из всей Каббалы взял только идеи создания материальных объектов при помощи магии слов и чисел.

Эта идея была подхвачена магами и алхимиками того времени и стремительно наполнилась учениями античных авторов, устными преданиями языческих народов и причудливыми легендами Востока, по мотивам «1000 и 1 ночи».

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такоеДжованни Пико делла Мирандола

Каббала в эпоху формирования капитализма

По мере развития науки, отходит в тьму прошлого заклинания, колдовство и недоказуемые возможности магов создавать предметы из слов – заклятий и заговоров. К концу XVIII века интерес к магической части Каббалы практически угас, но начинается эпоха Революций. Монархии мира теряют свою власть и на фоне смуты и неуверенности в завтрашнем дне вновь появляется интерес к волшебству, желание с помощью тайных знаний достичь власти и безопасности.

В это время из Каббалы извлекается идея «Сверх Человека» или «Белого человека» – расы или народа который должен управлять всеми остальными. Позже эта идея оформится как фашизм. Магические идеи и вера в силу древних слов и чисел ложиться в основы образования тайных обществ – масонов и им подобных.

Возрождению магии Каббалы способствовало движение модернистов и символистов. Идеи спиритизма, колдовства и нумерологии обуревали умы высших кругов общества практически до начала Второй Мировой Войны. Позже интерес стал опять утихать.

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такоеДрево Жизни

Наши дни

Новым толчком к возвращению изрядно забытой магической Каббалы стал распад СССР и рухнувший советский строй. Вновь на фоне неуверенности в будущем, сомнениях и крушениях надежд стала востребованной вера в волшебство и магию. А также поиск козней врагов в происках неведомых, могущественных оккультных обществ и союзов.

На настоящий момент имеет место Каббала как религиозно – философское учение еврейского народа, с его толкованием норм морали и соотношений божественного и человеческого. И есть Каббала как магическое, оккультное учение впитавшая в себя элементы античности, раннего и позднего средневековья, уставы и положения тайных обществ и большинства расколов и ересей как в христианстве, так и в иудействе, к тому же изрядно приправленное восточными культами.

Источник

Каббалистическое учение

про­то­и­е­рей Ана­то­лий Тригер

(из курса лекций по биб­ле­и­стике)

После паде­ния Иеру­са­лима в 70 г. нашей эры еврей­ский народ всту­пил в новый период своего суще­ство­ва­ния, суще­ство­ва­ния в рас­се­я­нии. В этот период были зало­жены основ­ные черты совре­мен­ной иудей­ской диас­поры. Един­ствен­ным сред­ством для сохра­не­ния своего наци­о­наль­ного лица и рели­ги­оз­ного един­ства стала обще­при­знан­ная власть рели­ги­оз­ного закона, кото­рая и объ­еди­нила всю рас­се­ян­ную нацию. Постольку, поскольку Храма и Иеру­са­лима не суще­ство­вало – штат хра­мо­вого духо­вен­ства упразд­нился, остался только класс зако­но­учи­те­лей, кото­рый стал един­ствен­ным зако­но­да­тель­ным авто­ри­те­том. Дис­ци­плина закона с этого вре­мени стала для евреев основ­ным спо­со­бом защиты целост­но­сти и непри­кос­но­вен­но­сти, духов­ной тер­ри­то­рии нации. Учи­теля, фари­сеи с удво­ен­ным рве­нием созда­вали мно­го­чис­лен­ные «ограж­де­ния» устных зако­нов, «бре­мена неудо­бо­но­си­мые», как назвал их Хри­стос. Эти законы со вре­ме­нем соста­вили устную Тору, а затем Мишну и Талмуд. Зако­но­по­ло­же­ния и тра­ди­ция пра­во­вер­ных иудеев строго осуж­дала и пре­сле­до­вала всякие попытки евреев зани­маться фило­со­фией и умо­зри­тель­ными нау­ками. Есть Закон и его только над­ле­жит испол­нять и изу­чать. Именно в этой дог­ма­тич­ной среде и роди­лись раз­лич­ные миро­воз­зрен­че­ские тече­ния «сек­тант­ского» типа.

Само слово «каб­бала», бук­вально с древ­не­ев­рей­ского обо­зна­чает – пре­да­ние. После­до­ва­тели гово­рят о тайном учении, кото­рое суще­ство­вало издревле парал­лельно учению Торы и про­ро­ков. Оно было сооб­щено пер­вому чело­веку Адаму Кад­мону, сосре­до­то­чив­шему в себе потен­ции миро­вого бытия. Затем совер­шен­ней­ший чело­век – Адам, пере­дал его своему сыну – Сифу, а он в свою оче­редь своему,– и так далее. Непо­нят­ным обра­зом тайное учение пре­по­да­ется Авра­аму, кото­рый решает его пись­менно зафик­си­ро­вать и пишет книгу «Sefer Yesirah» – «Книга Сотво­ре­ния». Эта книга и есть пер­во­ис­точ­ник каб­балы. Неко­то­рые из каб­ба­ли­стов счи­тают, что книга напи­сана самим Богом и дана Адаму. Вторым источ­ни­ком каб­балы явля­ется книга «Sefer ha Zohar» «Книга Сияния», по каб­ба­ли­сти­че­скому пре­да­нию напи­сана она уче­ни­ком рав­вина Аккибы. Древ­няя руко­пись дошед­шая до нас напи­сана на ара­мей­ском языке в Касти­лии в конце XIII в. и при­над­ле­жа­щая, по-види­мому, Моисею Лион­скому (Моше де Леон). Кото­рый пред­по­чел её однако выдать за насле­дие тал­му­ди­че­ского муд­реца II века – Симона бен Йохаи. Понятно, что ника­кого науч­ного под­твер­жде­ния о про­ис­хож­де­нии каб­балы и каб­ба­ли­сти­че­ских книг нет. В книгах Вет­хого Завета нет ни одного слова, кото­рое бы наме­кало на суще­ство­ва­ние у евреев до Вави­лон­ского плена какого – либо парал­лель­ного учения. Но многие места Мишны и Гемары, в Иеру­са­лим­ском и Вави­лон­ском Тал­му­дах, об этом сви­де­тель­ствуют. Там гово­рится, что у иудеев на период созда­ния Мишны, уже суще­ство­вало некое тайное мисти­че­ское учение о сотво­ре­нии мира, о При­роде Боже­ства; что это учение было очень гибельно для слабых умом и его редко кому пере­да­вали. Даже были случаи сума­сше­ствия в резуль­тате увле­че­ния данным уче­нием, поэтому его не каж­дому дове­ряли. В Тал­муде оно боль­шей частью обо­зна­ча­ется наиме­но­ва­нием «Merkavah» – «колес­ница». Име­ется в виду колес­ница про­рока Иезе­ки­иля, кото­рую он видел. Эту колес­ницу каб­ба­ли­сты очень изощ­ренно истол­ко­вы­вали. В 16–17 веках ученые взя­лись за изу­че­ние этих книг и пришли к заклю­че­нию, что первая книга «Sefer Yesirah», кото­рая упо­ми­на­ется в Тал­муде, напи­сана во вре­мена первых тан­наев т.е. после Ездры. Что каса­ется книги «Sefer ha Zohar» то выяс­нено, что в насто­я­щем виде она пред­став­ляет собой сбор­ник раз­но­вре­мен­ных каб­ба­ли­сти­че­ских пре­да­ний и про­из­ве­де­ний, из кото­рых самые древ­ние отно­сятся к пер­вому, а самые позд­ней­шие к VII веку по Р. Х. Тем не менее, несмотря на позд­нее про­ис­хож­де­ние, ясно, что тексты имеют более древ­нюю устную тра­ди­цию.

Sefer Yesirah

Книга напи­сана миш­на­ид­ским языком, т.е. смесью хал­дей­ского с еврей­ским. Харак­тер­ный текст как и в Мишне, отли­ча­ется чрез­вы­чай­ной сжа­то­стью, отры­воч­но­стью и обры­вом логич­но­сти кон­тек­ста. В ней изла­га­ется исто­рия о том, как пра­о­тец Авраам оста­вил покло­не­ние звез­дам и стал покло­няться Еди­ному Веч­ному Богу, далее откры­ва­ется моно­лог Авра­ама с дока­за­тель­ствами един­ства и пре­муд­ро­сти Творца, кото­рые выве­дены из созер­ца­ния един­ства и порядка наблю­да­е­мого тво­ре­ния. Опре­де­ля­ется ана­ло­гия, суще­ству­ю­щая между пред­ме­тами, зна­ками и мыс­лями, т.е. рас­смат­ри­ва­ются сред­ства через кото­рые Пре­муд­рость рас­кры­ва­ется людям и между ними хра­нится, это:

Трид­цать два эле­мента миро­зда­ния, к кото­рым отно­сятся не только 10 пер­во­чи­сел (как в гре­че­ском Пифа­го­ре­изме) но и 22 буквы еврей­ского алфа­вита. Соеди­нен­ные вместе они назы­ва­ются «трид­цать два таин­ствен­ных пути Пре­муд­ро­сти».

Трак­тат о десяти «Сефи­ро­тах» или отвле­чен­ных поня­тиях, своего рода идеях, в кото­рых Неопре­де­ли­мый Бог при­хо­дит к опре­де­лен­но­сти в ста­диях или эма­на­циях своего смыс­ло­вого само­раз­вер­ты­ва­ния, ана­ло­гич­ных «эонам» гно­сти­цизма («Венец, Муд­рость, Разу­ме­ние, Милость, Сила, Состра­да­ние, Веч­ность, Вели­чие, Основа, Цар­ство»); соот­но­ше­ние этих гипо­ста­зи­ро­ван­ных атри­бу­тов бога изоб­ра­жа­лось в виде «Древа Сефи­рот». После Сефи­ро­тов, или учения о суще­стве все­лен­ной, изла­га­ется другое учение о том, каким обра­зом посред­ством 22 букв еврей­ской азбуки рас­кры­ва­ется Боже­ствен­ный Замы­сел в мире.

Sefer ha Zohar

Книга больше по объему, нежели преды­ду­щая, также напи­сана на миш­на­ид­ском языке, состоит из двух отдель­ных частей: 1. Ком­мен­та­рии на Пяти­кни­жие, в кото­ром бес­по­ря­дочно изло­жено каб­ба­ли­сти­че­ское учение о при­роде Бога, Мира и Души чело­века; 2. Сбор­ник про­из­ве­де­ний: «Вечный Пас­тырь», «Вели­кий Собор», «Малый собор» и т.д.

Осно­вой учения, содер­жа­щейся в этой книге, есть мысль о том, что Бог есть и мате­рия и форма все­лен­ной. Его суб­стан­ция нахо­дится в основе всех веществ и существ этого мира. Все они имеют на себе отпе­ча­ток или символ Его Разума. Схожую идею, но с хри­сти­ан­ским содер­жа­нием, встре­чаем мы в бого­сло­вии св. Мак­сима Испо­вед­ника.

Каб­ба­ли­сти­че­ские методы

Каб­бала соеди­нила пан­те­и­сти­че­ские постро­е­ния нео­пла­то­низма и мифо­ло­гемы гно­сти­цизма с иудей­ской верой в Библию, как мир сим­во­лов. Осно­вы­ва­ются они пре­иму­ще­ственно на осо­бен­но­стях еврей­ского алфа­вита, кото­рый состоит из 22 соглас­ных. Про­из­но­ше­ние и смысл слова фак­ти­че­ски зави­сят от того, какие глас­ные к этому слову можно под­ста­вить; эта осо­бен­ность, – есть воз­мож­ность нахо­дить в словах иной смысл. Другим важным обсто­я­тель­ством было то, что числа тоже обо­зна­ча­лись бук­вами. Отсюда основ­ной каб­ба­ли­сти­че­ский закон: всякое слово есть число, и всякое число есть слово.

Разные слова могли иметь одно и то же чис­ло­вое зна­че­ние, в этом случае если одно слово заме­нить рав­но­знач­ным по чис­ло­вому зна­че­нию другим словом, то появ­ля­ется совер­шенно иной смысл. Клас­си­че­ский пример: «число зверя» в Апо­ка­лип­сисе – 666. Чис­ло­вое зна­че­ние имеет несколько вари­ан­тов имен – слов, многие пони­мали под этим числом имя рим­ского импе­ра­тора – Нерон. Одни и те же буквы еврей­ского алфа­вита, в начале и в конце слова, имеют разные напи­са­ния, это тоже исполь­зо­ва­лось в каб­бале. Основ­ных каб­ба­ли­сти­че­ских мето­дов – три.

Гемат­рия – осно­вы­ва­ется на уже упо­мя­ну­том чис­ло­вом зна­че­нии, кото­рое имеет каждое слово. Она состоит в том, чтобы одно слово заме­нять другим, равным ему по чис­ло­вому зна­че­нию. Этот метод рас­про­стра­ня­ется и на целые пред­ло­же­ния. Напри­мер, если выра­же­ние из первой главы книги Бытия [руах элогим] – «Дух Божий» раз­ло­жить на числа:

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такое

В сумме полу­ча­ется число 300. А число 300 имеет своё зна­че­ние, и его уже заме­няют новым полу­чив­шимся зна­че­нием, как будто этот смысл тут содер­жался.

Нота­ри­кон – в нём сов­ме­щены два метода. Согласно пер­вому под­пункту, каждая буква одного слова при­ни­ма­ется за началь­ную букву целого слова. Слово пре­вра­ща­ется в пред­ло­же­ние. Напри­мер, слово [бере­шит] в 1‑й главе книги Бытия. К каждой букве при­де­лы­вают целое слово, кото­рое начи­на­ется с этой буквы.

Каждая буква слова стала нача­лом дру­гого слова: «В начале видел Бог, что Изра­иль должен при­нять закон».

Таким спо­со­бом были открыты, напри­мер, имена 72‑х анге­лов. Каждый из трех стихов книги Исход 14 главы – 19, 20, 21 стихи – имеет по 72 буквы. Эти 72 буквы и стали началь­ными в назва­нии имен Анге­лов.

Вторая часть этого метода – когда чис­ло­вые зна­че­ния заме­ня­ются бук­вен­ными. Тот же самый метод, только в чис­ло­вом оформ­ле­нии. Допу­стим, слово имеет число 700. Мы его раз­ло­жим на цифры и под­ста­вим буквы. Полу­чится другое слово. Отра­же­ние этого содер­жится в книге Прит­чей Соло­мо­но­вых. Она состоит из несколь­ких частей. Там есть отдель­ный раздел «Притчи Соло­мона». Он содер­жит 375 притч, по числу имени Соло­мона.

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такое

Тимура – осно­ван на пере­ста­новке букв. Пишется в 2 строчки еврей­ский алфа­вит одна буква под другой. Потом в тексте верх­няя буква вза­и­мо­за­ме­няет нижнюю (или наобо­рот).

каббализм что это такое. Смотреть фото каббализм что это такое. Смотреть картинку каббализм что это такое. Картинка про каббализм что это такое. Фото каббализм что это такое

Если где-то в тексте встре­ча­ется א, его можно заме­нить ת.

Созда­ются совер­шенно новые слова путем под­мены одной буквы другой. А поскольку огла­совки нет, то глас­ные можно при­ста­вить любые, отсюда – можно найти любой смысл.

Это – основ­ные методы каб­балы. Суще­ство­вали и другие раз­лич­ные, более мелкие методы.

Набор раз­лич­ных вари­а­ций созда­вал новый смысл, кото­рый, якобы, таин­ственно скры­ва­ется в тексте Свя­щен­ного Писа­ния.

Это каб­ба­ли­сти­че­ское учение, несмотря на то, что оно суще­ство­вало в рамках орто­док­саль­ного иуда­изма, очень повре­дило в деле изу­че­ния Свя­щен­ного Писа­ния, потому что вместо истин­ного изу­че­ния и извле­че­ния смысла, кото­рое мы назы­ваем Откро­ве­нием Божиим, заклю­чён­ным в тексте, то есть то, что Бог хотел пере­дать людям, каб­ба­ли­сты полу­чали измыш­ле­ния, кото­рые под раз­ными пред­ло­гами потом навя­зы­ва­лись людям,- как извле­чён­ные из Свя­щен­ного Писа­ния. Поэтому Свя­щен­ное Писа­ние от этого ста­но­ви­лось настолько непо­нят­ным и неиз­вестно для чего суще­ству­ю­щим, что люди не могли про­биться к Откро­ве­нию Божию. Оно покры­ва­лось заве­сой каб­ба­ли­сти­че­ской бол­товни. А поскольку учение тайное, люди не знали про­ис­хож­де­ния этих измыш­ле­ний и счи­тали это за какую-то муд­рость. И сами каб­ба­ли­сты слыли муд­ре­цами. Поэтому каб­ба­ли­сти­че­ское учение посте­пенно стало после Сред­не­ве­ко­вья изжи­ваться из оби­хода иуда­изма. Сейчас хотя это учение суще­ствует, но все выводы и раз­лич­ные тол­ко­ва­ния Писа­ния каб­ба­ли­сти­че­ским спо­со­бом к руко­вод­ству уже не при­ме­ня­ются.

Сама по себе каб­бала ничего осо­бен­ного не пред­став­ляет. В каждой рели­гии есть нестан­дарт­ные спо­собы раз­мыш­ле­ния. Но впо­след­ствии, в Сред­ние века, ее методы, мани­пу­ли­ро­ва­ние бук­вами, чис­лами и попытки с помо­щью этого нахо­дить таин­ствен­ный смысл в Свя­щен­ном Писа­нии и других книгах, взяли на воору­же­ние так назы­ва­е­мые гер­ме­ти­че­ские (оккульт­ные) науки. Каб­бала стала в этих науках своего рода – азбу­кой. В свою оче­редь услу­гами каб­балы вос­поль­зо­ва­лись масон­ские обще­ства. Каб­бала к концу Сред­не­ве­ко­вья поте­ряла свой изна­чаль­ный замы­сел. Неко­то­рые рав­вины про­дол­жали ей зани­маться в тра­ди­ци­он­ном смысле, а так она стала сим­во­ли­че­ским языком тайных обществ. Поэтому иногда в лите­ра­туре можно уви­деть каб­ба­ли­сти­че­ские сим­волы, кото­рые к каб­бале не имеют ника­кого отно­ше­ния и напол­нены содер­жа­нием тех «тайных учений», кото­рые ей вос­поль­зо­ва­лись.

Источник

Каббализм что это такое

Здравствуйте! Если будет возможность, расскажите, пожалуйста, о каббале. Я бы хотел услышать Ваше мнение об этом учении. Мне кажется, что для того, чтобы быть грамотным православным человеком, надо знать многое, в том числе иметь представление о различных учениях, даже еретических. Уж слишком часто стало звучать слово «каббала». Спаси Вас Господи.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Каббала (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистическое учение и мистическая практика в иудаизме. Это эзотерическое теософское учение по духу совершенно чуждо Священному Писанию, ибо Божественная истина, содержащаяся в святой Библии, имеет целью спасение всего человечества. Поэтому о каком-то тайном знании речи быть не может. Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: «напрасно ищете Меня». Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину (Ис.45:19). Слово Божие есть Откровение о путях нашего спасения. Священное Писание остается для нас сокровенным в той мере, в какой мы приступаем к чтению его, не очистив от грехов совесть, не освободившись от предрассудков, ложных идей и предубеждений. Только по мере духовного совершенствования человек оказывается способным вместить высокое духовное содержание Писания. Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им (Пс.24:14).

Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в 6–7 веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких доказательств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплотанизма и др.) полностью опровергают это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да-Леон. Время написания – около 1300 год. Желание современных каббалистов (М.Лайтман. Книга Зогар, М.,2003, с.185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во 2-м веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности. Это тем более важно, что ни в каком смысле не тот живой язык, на котором могли говорить Шимон бар Йохай и его друзья в первой половине II в. н.э. в Эрец-Исраэль. Арамейский язык Зогара – чисто искусственное создание. Это литературный язык автора, который почерпнул знание его исключительно из документов еврейской литературы и который выработал свой собственный стиль, руководствуясь определенными субъективными критериями. Высказанное некоторыми учеными предположение о том, что лингвистический анализ обнаружил в Зогаре ранние пласты, не было подтверждено современным исследованием. Во всех этих сочинениях дух средневекового иврита (а именно иврита XIII века) проступает сквозь арамейский фасад» (Г.Шолем. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004, с. 216).

Каббала разделяется на умозрительную (каббала июнит) и прикладную (каббала маасит). Центральной категорией каббалы июнит является Эн соф (Не-нечто или Бесконечное). В отличии Бога Священного Писания Эн Соф не имеет имени, потому что безличен, непознаваем, невообразим. Ему не может быть приписано какое-либо свойство. Эн Соф открывается в своих проявлениях (не всем, а еврейским мистикам). Основным проявлением Эн-Соф является первочеловек Адам Кадмон. Через него путем эманации происходят 10 сефирот, которые являются атрибутами Бога. Десять сефирот представляют собой мистическое тело Адама Кадмона (Небесного Адама). Он появляется в результате эманации и не имеет образа и подобия. Земной Адам создается по образу Небесного Адама. Десятая сефирота называется Царство (Мальхут). Она объединяет все девять сефирот. «Мальхут (Царство) обозначено в Зохаре как кнесет Исраэль, мистический прототип общины Израиля – Шхина. А.Ф.Лосев в Диалектике мифа пишет: «Так, сущность всей Каббалы, как сообщил мне один ученый еврей, большой знаток каббалистической и талмудической литературы (у которого я, по скверной привычке европейского наблюдателя, доискивался точно узнать о неоплатонических влияниях в Каббале), заключается вовсе не в пантеизме, как это думают либеральные ученые, сопоставляющие учение об Эн Софе и Зефиротах с неоплатонизмом, а скорее – в панизраэлизме: каббалистический Бог нуждается в Израиле для своего спасения, воплощается в него и становится им, почему миф о мировом владычестве обоженного Израиля, от вечности содержащегося в самом Боге» (XIV.3).

Каббалисты установили соответствие отдельных сефирот с частями человеческого тела. Знакомясь с этой примитивной мифологической схемой структуры космоса, трудно отделаться от вопроса, который сами каббалисты не ставят: каков источник этого «знания»? Как удалось узнать, что сефирот Корона (Кетэр) – чело; Тифэрет – грудь; Торжество (Нэцах) и Величие (Ход) – бедра человека?

Эзотерическое учение Сефер Иецира и Зогар принципиально несовместимо с библейским учением о Боге, мире, человеке и путях спасения человечества. Умозрительная каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II–III веков по Р.Х. и неоплатонизма. У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому (вселенскую полноту). Гностиков и каббалистов роднит дуализм, идея извечной вражды начал добра (света) и зла (тьмы). Дуалистическое мировоззрение в каббале имеет прямое выражение в Сефер Иецира: «Мишна 4: Также одно против другого создал Творец: добро против зла, зло против добра, добро из добра, зло из зла, добро различает зло и зло различает добро, доброта хранится для хороших и зло для злых» (часть 10). Очевидно, что учение, которое приписывает злу онтологический статус, ведет к оправданию зла. Напротив, по Священному Писанию, зло не было сотворено Богом, а возникло как результат злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Исследователи указывают еще один языческий источник каббалы. По мнению В.С.Соловьева, специально изучавшего в 1875 году в Британском музее средневековую каббалу: «Ангелология каббалы, заимствованная главным образом у персов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идея солнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры), высшего посредника между Богом и вселенной; иногда он отожествляется с арх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть еще самая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнем пределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется так наз. шелуха бытия, или скорлупы (клиппот), – это нечистые духи или бесы, столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может быть своя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: она может исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив, призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого – перевоплощение; оно двух родов: «круговорот» (гильгуль) и «прививка» (иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все в новых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединение отжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста» (Каббала. – Собр. соч., Брюссель, 1966, т. X, с. 342-43).

Каббалистическое учение представляет собой ярко выраженный пантеизм: Бог и мир понимаются как одно целое. Мир является лишь обнаружением, проявлением Бога. Пантеизм таит в себе внутреннее противоречие. Логическим следствием его неизбежно является сначала умаление Бога, а потом – отрицание, потому что Ему приписываются все несовершенства мира. «Судя по французским и немецким переводам каббалы, в течение столетий возникшей из отдельных трактатов и кодифицированной в XIII в., можно с уверенностью сказать, что это – самый настоящий неоплатонизм, но только не античный, где проблема человека не ставилась, а средневековый иудейский к котором действительно все ступени эманации пронизаны идеей человека… В каббале чувствуется весьма напряженная сексуальная атмосфера, так что это – какой-то мистико-сексуальный социализм.» (А.Лосев. Владимир Соловьев и его время, М.,1990, с.251-52). Вселенную каббалисты разделяют на мужское и женское начала. Правые и левые сферы являются соответственно мужскими и женскими. Вселенная представляется как любовный союз, как единение мужского и женского начал. Отношения между сферами интерпретируется с помощью символики пола. «Природа этой мистической символики представляет собой одно из главных препятствий для правильного понимания такого труда мистической экзегезы, как Зохар; и все же эта тщательно разработанная и подчас причудливая символика служит ключом к его осо­бому религиозному миру. Даже такой выдающийся ученый, как Р.Херфорд, доказавший свое понимание сущности иудаизма, пишет о «символике, которая часто кажется совершенно нелепой, а иногда грубой и отталкивающей» (Г.Шолем. Основные течения… с. 270).

Прикладная каббала (каббала маасит) является разновидностью магии. Она широко использует амулеты и медитацию. Для гадания используются карты Таро. Каббалисты приписываю мистический смысл буквам и числам. Символический каббалистический язык состоит из 10 цифр и 22 букв еврейского алфавита. Вместе они составляют 32 «пути премудрости». По мнению самих каббалистов с помощью 10 цифр можно все исчислить, а посредством 22 букв написать всевозможные книги. Каббалистическая нумерология пытается вычислить сакральное значение каждого слова, суммируя числовые значения букв еврейского алфавита (гематрий). Путем перестановки букв в определенном порядке каббалисты получают из одного слова другое с совершенно иным смыслом (темура). Используется еще один метод в двух вариантах (нотарикон): А. Буква слова принимается за начальную букву другого слова. Получается из одного слова целое предложение. Б. Из первых, последних или средних букв предложения составляют новое слово или предложение. Эта оккультная числовая и буквенная магия ничего общего не имеет со смыслом Священного Писания. Библейские тексты не содержат никакого кода или шифра. Притчи, образы и символы – лишь средства, которыми раскрываются трудно выразимые человеческим языком глубокие богословские истины нашего спасения.

Занятие любыми видами оккультизма (в том числе каббалой) вводит человека в общение с падшими духами. Зараженный недугом тщеславия и, не имея духовного зрения, чтобы увидеть впереди зияющую бездну, такой человек оказывается порабощенным демонами. Все занятия магией и оккультизмом кончаются духовной смертью. Достаточно вспомнить страшную историю гибели мага и чародея Иоганнеса Фауста (ок.1480 – ок.1540). Он заключил договор с диаволом, который предоставил ему все «блага» мира. Фауст согласился отдать за это душу. Когда срок соглашения истек, диавол точно в указанную ночь взял эту душу в ад. До нас дошли свидетельства современников о нем. Вот рассказ одного из деятелей Реформации Филиппа Меланхтона (1497–1560): «Знавал я человека по имени Фауст, из Кундлинга, маленького городка по соседству с местом моего рождения. В бытность свою студентом в Кракове он изучил магию, которой там прежде усердно занимались и о которой публично читали лекции. Он много странствовал по свету и всюду разглагольствовал о тайных науках. Приехав в Венецию и желая поразить людей невиданным зрелищем, он объявил, что взлетит в небо. Стараниями дьявола он поднялся в воздух, но столь стремительно низвергся на землю, что едва не испустил дух, однако остался жив. Последний день своей жизни, а было это несколько лет тому назад, этот Иоганнес Фауст провел в одной деревушке княжества Вюртембергского, погруженный в печальные думы. Хозяин спросил о причине такой печали, столь противной его нравам и привычкам… В ответ он сказал: «Не пугайся нынче ночью». Ровно в полночь дом закачался. Заметив на следующее утро, что Фауст не выходит из отведенной ему комнаты, и подождав до полудня, хозяин собрал людей и отважился войти к гостю. Он нашел его лежащим на полу ничком около постели; так умертвил его дьявол» (Легенда о докторе Фаусте. Ред. В.М. Жирмунский. М., изд. «Наука», 1978).

Трагедия началась две тысячи лет назад по причине отвердевшей невосприимчивости фарисеев и книжников к новозаветной благодати, о которой предвозвещали Богодухновенные пророки. Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию.

Сухие листья октября,
Глухие вскормленники мрака,
Куда летите вы? Зачем
От древа жизни вы отпали?
Вам чужд и странен Вифлеем,
И яслей вы не увидали.

О.Мандельштам. Где ночь бросает якоря. 1920

Каббала, представляющая фантастическую смесь эзотерического оккультизма, замешанную на языческих религиозно-философских идеях. Она свидетельствует о полном отпадении от великого и спасительного библейского учения. Люди, которые по своей слепоте начинают заниматься каббалой, не сознавая того, заключают договор с адом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *