кафе шантан что это значит
КАФЕШАНТАН
кафешантан м. Кафе или ресторан с эстрадой для выступления артистов, исполняющих песенки или танцы легкого, развлекательного, часто фривольного характера.
КАФЕШАНТА́Н, у, ч.
Кав’ярня з відкритою сценою для виступів співаків, танцюристів, акторів розмовного жанру з номерами розважального, досить фривольного характеру.
Адась вийшов з маминого покою і, свищучи якусь мелодію, підхоплену в кафешантані, сів на свою повозку і поїхав (І. Франко);
Жив, як слід султанам, Ситим був і п’яним, Добрий мав гарем І кафешантан (В. Еллан-Блакитний);
Там [у Румунії] багато кафешантанів, добрі скрипники, а в горах їдять мамалиґу (М. Хвильовий).
КАВ’Я́РНЯ (невеличкий ресторан, де подають відвідувачам каву, чай, закуски тощо), КАФЕ́, КОФЕ́ЙНЯ заст.; КАФЕ́-РЕСТОРА́Н (такий заклад, але більших розмірів, в якому відпускають обіди та спиртні напої); КАФЕТЕ́РІЙ (такий заклад із самообслуговуванням); КАФЕШАНТА́Н (такий ресторан з відкритою сценою). Звідти (з мечеті) знов їдем на базар, оглядаємо, а тоді в кав’ярню (М. Коцюбинський); Ми сиділи в потайному кафе, де можна мати надзвичайну чорну каву, дві-три люльки опію і контрабандне вино «Кров землі» (Ю. Яновський); Мавродін миттю побіг до кофейні і звелів подати паннам чаю (І. Нечуй-Левицький); Він спускався на десять хвилин в кафетерій, щоб проковтнути склянку кави (Н. Рибак); Адась вийшов із маминого покою і, свищучи якусь мелодію, підхоплену в кафешантані, сів на свою повозку і поїхав (І. Франко).
Значение слова «кафешантан»
[От франц. café и chantant — поющий]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАФЕШАНТА’Н, а, м. [фр. café chantant — букв. кафе поющее, с пением] (дореволюц. и загр.). Увеселительное заведение — кафе или ресторан с открытой сценой.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кафешанта́н
1. устар. увеселительное заведение, кафе или ресторан с открытой сценой ◆ Около этого времени мне пришлось познакомиться со Скобелевым в самой оригинальной обстановке, в Константинополе, в одном из многих кафешантанов, за бутылкою шампанского и с одною из французских певиц в придачу. В. П. Мещерский, «Мои воспоминания», 1897 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Издалека, с той стороны реки, где сияет огнями кафешантан, красиво плывут в холодеющем воздухе резвые звуки вальса. А. И. Куприн, «Река жизни», 1906 г. ◆ Прямо против наших окон приходилось красивое старинное здание, выстроенное в стиле московского ампира. Теперь его уже нет. В нём помещалось нечто вроде кафешантана, носившего имя «Салон де варьете». По вечерам подъезжали к нему коляски, лихачи, тройки; за освещёнными окнами виднелась нарядная публика. Место считалось весьма неприличным, и моей сестре было строго запрещено по вечерам подходить к окну. В. Ф. Ходасевич, «Младенчество», 1933 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: огрубелость — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
olgitza2011
Прекрасен Дилетант на зыбкой лунной дорожке.
Degas E. Café Chantant Les Ambassadeurs. 1876-77.
…Садовые антрепренеры сияют, как начищенные тульские самовары, увидев перед кассой целый хвост жаждущих попасть в их сад, в котором, по едкому замечанию журналиста, «гораздо больше «премированных красавиц» разных племен и наречий, чем деревьев и клумб с цветами». Вместе с антрепренерами ликуют лихачи и троечники, развозящие публику по шантанам. Говорили, что некоторые ловкие антрепренеры входили в сделку с лихачами, вменив им в обязанность зазывать публику в их веселое заведение и отговаривать от посещения других «эдемов». За это лихачи получали известную мзду. Кроме того, антрепренер брал на себя наблюдение за недобросовестными посетителями, имеющими обыкновение, наняв лихача туда и обратно, удирать от него, не заплатив.
По вечерам сады сияли необыкновенно красочной и изобретательной иллюминацией, а на всех перекрестках были развешены афиши и портреты кафешантанных знаменитостей, которые, впрочем, порой в тот же день, по воле уличных мальчишек оказывались с нарисованными усами или проткнутым носом. Исполнительницы модных французских и немецких шансонеток, «испанские танцовщицы» и прочие интернациональные «примадонны» порой выписывались из-за границы антрепренерами и театральными агентами по просьбам зажиточных посетителей, которые знали «звездочек» заграничных кафешантанов лично, но чаще понаслышке. В театре, где эти красавицы показывали свои таланты, а также обнаженные плечи и ноги, каждый вечер яблоку было негде упасть.
«Увеселительный» сад
(по Фету).
Электричества сиянье,
Феи древних лет,
Шум, оркестра завыванье
И… буфет, буфет!
Куплетисты, оперетка
И «живой фонтан»,
Дуэтисты,
Шансонетка
И… канкан, канкан!
Были разные здесь хоры,
Соло и дуэты,
Но крупней давали сборы
Все же… кабинеты.
Действительно, увеселительный сад располагал и театром, ставившим оперетты и фарсы (а иногда и серьезные драматические и оперные спектакли!), и эстрадной сценой на открытом воздухе, где давались дивертисментные (т.е. развлекательные) программы, и, наконец, шантаном, который открывался по окончанию представлений в театре и на эстраде, обычно ближе к полуночи и до трех-четырех часов утра.
Программа шантана в Петербурге составлялась по образу и подобию развлекательных программ европейских и американских мюзик-холлов и театров варьете. Вкусы и требования завсегдатаев шантана были настолько одинаковы, запросы их так совпадали, что признанное публикой в Нью-Йорке, Берлине или Париже безошибочно могло рассчитывать на признание в Петербурге, Москве или Нижнем Новгороде. Единственным отличием русского шантана было то, что русское купечество в основном иностранными языками не владело, а потому шантанные антрепренеры к заграничным номерам добавляли хоры русских песенников, балалаечников и плясунов, куплетистов из числа опереточных комиков, шантанных «лапотников» с пародиями на «деревенщину», цыганские ансамбли и даже цирковые номера с фокусами, акробатами и дрессировщиками. Впрочем, как писал обозреватель «Театрального курьера», «соль распеваемых на непонятном языке песенок хоть и доступна малому количеству слушателей, но это не служит помехой. Непонятное так ясно подчеркивается жестом или иным каким-либо пикантным телодвижением…»
Завсегдатаями шантанов, по воспоминаниям современников, была самая разнообразная публика: это и «богатые купцы и купеческие сынки, прожигающие жизнь; и наезжавшие нередко в город окрестные помещики; и офицеры разного рода оружия; и студенты «белоподкладочники», и чиновники разных рангов… Деньги, шампанское, вина лились рекой…»
Ложи в загородном театре, куда билеты стоили 15 рублей (что сравнивалось с ценой билетов в Итальянскую оперу), были заняты чаще всего тем избранным обществом, которое «возмущалось откровенностью кафешантанного направления, но не прочь просидеть целый вечер в таком театре и даже мимоходом справиться, кто за какой певицей волочится, и что успел подарить ей».
Кустодиев Б. Танцовщица в кабаре. 1904.
Управляющие загородных садов высоко ценили подобных «див» и в бенефис подносили им ценные подарки в знак свой признательности, рассказывая об исключительных «артистических» способностях «звездочки»: «Просто чудеса у нас совершает! Например, вчера на ужин ухитрилась заказать себе 15 блюд и самых дорогих». – «Но ведь невозможно скушать 15 блюд!» – «Да она и не кушала, а так, как птичка, поклевала. Ее просили ужинать три компании, занимавшие три отдельных кабинета. Она всем отвечала, что зайдет ненадолго. В каждом кабинете заказала по 5 кушаний и в каждом посидела по полчаса. Какова энергия!» – «15 блюд!» – «Очень деятельная! За всю мою службу здесь помню только одну певицу, которая превзошла ее: ужинала одновременно в шести кабинетах и заказала 24 блюда и дюжину шампанского».
У сей, чего таить,
Певицы есть сноровка:
Она, чтоб нас споить,
Со всеми спелась ловко!»
Случались и другие курьезные происшествия под сенью увеселительного сада. Приехал как-то в Петербург богатый провинциал с женой. В день их приезда шел дождь, муж, посоветовав жене остаться дома, один поехал в загородный сад. Возвратившись поздно домой, он расхваливал жене программу, и на другой день, вечером, они поехали туда же вместе. Муж оставил жену у театра, а сам побежал в кассу за билетами. В этот момент к жене подбежала какая-то местная артистка и, нагнувшись, произнесла, указывая вслед на мужа: «Он будет вас приглашать ужинать, не принимайте приглашения… Вчера я с ним ужинала, и он обещал утром прислать мне браслет, но обманул…» Можете себе представить, какой прием ждал вернувшегося с билетами мужа!
То, что российские антрепренеры смотрели на артисток, даже знаменитых, исключительно «с буфетной точки зрения», порой вызывало недоумение иностранных «звезд». Одна из парижских певиц делилась своими впечатлениями с журналистом: «Я приехала в Петербург во второй раз. Первый мой приезд два года назад в загородный сад произвел на меня самое тяжелое впечатление, я постоянно плакала. Мне объявили, что я обязана привлекать публику в отдельные кабинеты и требовать, чтобы спрашивали шампанского, а я не пью шампанского!» – сказала я управляющему. «Делайте вид, что пьете, и лейте его «под стол». Это обязаны делать все наши певицы». Кроме того, меня заставили до трех часов ночи дежурить в саду, пока не позовут ужинать. Теперь я опытна и на подобные условия не соглашусь».
Georges Fichefet (1849-1936). Au Cafe Theatre. 1900s.
Группа сотрудников Русско-Азиатского Банка с друзьями за столом (на террасе) загородного ресторана.
Санкт-Петербург, 1914 г. Фото К. Булла.
Впрочем, как правило, ушлые рестораторы редко оставались в накладе, ведь здесь порой оставлялись целые состояния. Некоторые посетители имели в ресторане постоянный кредит, потому что они приводили с собой богатых приятелей: пили так долго и так много, что подавали компрессы для голов в виде мокрых салфеток. Продолжали пить и с компрессами… Один из французских рестораторов (Борель) покинул северную столицу, простив около трехсот тысяч рублей своим великосветским должникам, потому что он и так вывез из России колоссальный капитал, что позволило ему купить имение в Пиренеях.
Но вот подошла к концу веселая ночь в кафешантане, и начался разъезд из веселого сада. У выхода весь бомонд, вся аристократия. Веет Парижем от волшебных шляпок, накидок, манто, и в непривычной ночной тишине можно расслышать изящный шепот французской речи.…
Опубликовано:
(с) Усова О. «Шум, оркестра завыванье и… буфет, буфет!», Санкт-Петербургские ведомости, 27.09.2003.
(с) Усова О.В. «В аллеях сюрпризов и грёз». Ж-л «Талеон», № 3 (19), 2006.
КАФЕШАНТАН
Смотреть что такое «КАФЕШАНТАН» в других словарях:
кафешантан — кафешантан … Орфографический словарь-справочник
кафешантан — а, м. café chantant m. В буржуазных странах увеселительное заведение, кафе с эстрадой для выступлений обычно пошлого, непристойного характера. БАС 1. С этой минуты ея карьера сделана. Разные кафе шантанты делают ей <дебютантке> предложения … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАФЕШАНТАН — [фэ ], а, муж. Кафе с эстрадой, с исполнением различных увеселительных номеров, музыки, танцев. | прил. кафешантанный, ая, ое. Кафешантанная певица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
кафешантан — сущ., кол во синонимов: 4 • кабаре (4) • кафе (36) • ресторан (24) • … Словарь синонимов
кафешантан — кафешантан. Произносится [кафэшантан] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Кафешантан — м. Кафе или ресторан с эстрадой для выступления артистов, исполняющих произведения лёгкого, развлекательного, часто фривольного характера. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
кафешантан — кафешантан, кафешантаны, кафешантана, кафешантанов, кафешантану, кафешантанам, кафешантан, кафешантаны, кафешантаном, кафешантанами, кафешантане, кафешантанах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
кафешантан — кафешант ан, а … Русский орфографический словарь
кафешантан — (2 м); мн. кафешанта/ны, Р. кафешанта/нов … Орфографический словарь русского языка
История кафешантанов
Внебрачный ребенок, пожилая уборщица, привлекательная особа и другие герои песен первых кафешантанов, а также обстоятельства, при которых их пели
Подготовила Анна Андрушкевич
Ободренные быстрым успехом, владельцы кафе уже в начале 1840-х годов стали строить новые павильоны из камня: с киосками и просторными площадками для оркестра, рассчитанные на выступления круглый год. Поначалу публика шла туда, чтобы поболтать и повеселиться, так что на звуки, доносящиеся со сцены, никто особенного внимания не обращал. Программы первых концертов были непритязательными и довольно произвольными: каждая певица пела, что ей нравилось. Поэтому мы можем предположить, что в ход обычно шли те популярные песни, которые знал весь город (хотя у нас нет достоверных сведений о репертуаре кафешантанов).
«Le Carillonneur» Исполнение: Жермен Монтеро. Оркестр Мишеля Филипп-Жерара. Запись 1955 года.
«Le Carillonneur» — песня на стихи поэта-песенника Пьера Жана де Беранже, которую очень любили в Париже того времени. Le Carillonneur — карийонист, музыкант, играющий на карийоне (колоколах с клавиатурой). «Нынче крестины, и он старается звонить погромче, ведь случай скандальный: от кого молодая матушка родила ребенка? Не от старого же супруга».
Кафе под открытым небом с дополнительными развлечениями для публики существовали и до XIX века, но назывались иначе и по разным причинам закрывались, не оставив глубокого следа в культуре. Шарль Симон Фавар Шарль Симон Фавар (1710–1792) — автор либретто многих комических опер и театральных пьес. еще в 1759 году описывал небольшие представления с акробатами и жонглерами в кафе на бульваре дю Тампль. Затем, уже в 1790-е годы, процветали так называемые musicos — кафе, приглашавшие бродячих актеров и музыкантов. Помимо застольных песен там вскоре стали исполнять и что-нибудь на злобу дня, и это настолько встревожило власти, что такого рода развлечения запретили.
Застолье с песнями и стихами было отлично известно и завсегдатаям таких обществ, как «погребки» (caveaux) и гогетты (goguette — «пирушка»). «Погребки» — объединения поэтов и музыкантов, которые собирались, чтобы вместе пообедать, обменяться новыми песнями и эпиграммами, а затем сообща оплатить трапезу, — существовали с 1730-х годов; говорили, что на таких встречах бывал, например, композитор Жан Филипп Рамо.
В 1806 году был открыт «Новый погребок» (Caveau Moderne), посетители которого издавали ежемесячный журнал, а один раз в год публиковали мелодии, на которые писали куплеты. К 1848 году в их сборнике было уже 2350 мотивов. Секретарем общества в 1814–1816 годах был знаменитый поэт Пьер Жан Беранже, который, по словам Стендаля, в своих песнях не оставил без внимания ни одной темы, обсуждавшейся в то время парижанами.
Как и многие другие поэты-песенники, Беранже сочинял куплеты на уже известные мотивы. В публикации он просто указывал: поется на мелодию такой-то песни. Сопровождение же каждый мог импровизировать, как ему нравится, на любых доступных инструментах. Такая практика приводила к тому, что новые песни, приходившиеся по вкусу публике, очень быстро приживались. Песня «Пять этажей», которую легко представить себе в репертуаре кафешантанов, написана именно таким образом.
Пьер Жан Беранже. «Пять этажей» Исполнение: Жермен Монтеро. Запись 1955 года.Постепенно взрослея, а потом старея, героиня поднималась из подвала на пятый этаж. На каждом этаже у нее случалось какое-нибудь приключение, и теперь она, одинокая, старая и безобразная, подметает все пять этажей дома и находит на них приметы прошлой жизни. Песня известна в русском переводе Я. И. Родионова. В советское время песни Беранже были довольно популярны — было снято сразу два музыкальных телефильма «Песни Беранже», в шестидесятые годы (с Владимиром Матусовым) и семидесятые (с Эдуардом Хилем).
В отличие от «погребков», где пировали на широкую ногу, гогетты были более скромными в смысле обедов, но очень принципиальными в политическом плане. Здесь собирались люди среднего достатка и пели куплеты на злобу дня. Один случайный посетитель гогетты «Дети славы» писал, что, случись комиссару зайти на огонек, он имел бы полное право очистить помещение, отослав всех посетителей к префекту полиции. Между тем, если верить поэту и композитору Теофилю Мерсану, в Париже к 1848 году было около 840 гогетт.
Как в «погребках», так и в гогеттах был хорошо известен поэт Эмиль Дебро, бонапартист, противник Бурбонов. В 1819 году он сочинил куплеты о Фанфане-тюльпане — бравом солдате, который смело сражался и почитал отца своего. Песня быстро облетела Париж и, по-видимому, дала импульс всем более поздним сочинениям об этом персонаже.
Песня Эмиля Дебро «Фанфан-тюльпан» в современной обработкеКафешантаны были прямыми наследниками и гогетт, и «погребков», и старых увеселительных кафе. Акробаты и жонглеры здесь уже не выступали: главную роль играли песни. С годами они почти не менялись, сохраняя куплетную форму и четкий ритм, простые сюжеты и, как правило, озорной характер.
Со временем отношение к кафешантанам менялось: известный журналист Луи Велло однажды удивился, увидев там курящих женщин; энциклопедии сообщали об их непристойности; многие писали о пошлости и скуке подобных заведений. Но богема по-прежнему любила вольный дух этих кафе и аплодировала легендарным певцам, которые стали появляться здесь в конце века.
В 1880–90-е годы многие стали приходить в кафешантаны не столько за напитками, сколько затем, чтобы послушать Иветт Гильбер, Аристида Брюана, Эжени Бюффе и других звездных солистов, привлекших внимание Европы и США к французскому шансону.
«Мадам Артюр». Стихи Поля де Кока (1850 год), музыка Иветт Гильбер (1892 год) Исполнение: Иветт Гильбер. Запись 1934 года.Одна из самых популярных песен Иветт Гильбер, баллада о привлекательной особе, о которой «говорят, говорят, говорят», потому что в ней есть «что-то такое — ну, я не знаю что!». Это «не знаю что» делает ее не сравнимой с теми девушками, у которых такого «не знаю чего» совсем нет.