каффарат что это такое
Штраф (кафарат)
Это тот человек, который совершил половой акт с человеком или с животным, с живым или мёртвым, в месяц Рамазан, во время поста, осознанно, зная, что это запрещено, не насильно, будучи совершеннолетним. При этом не имеет значения, произошло семяизвержение или нет.
Кафарат не налагается на человека, который прервал пост любым другим способом, кроме полового акта; на человека, который совершил половой акт ночью, также днём, но не в месяц Рамазан; на человека, который совершил половой акт, забыв, что он держит пост; на человека, который не знал, что во время поста запрещено совершать половой акт; на человека, которого насильно заставили совершить половой акт; на несовершеннолетнего, на недержащего пост ( который забыл ночью сделать намерение и днём совершил половой акт, на него не налагается кафарат); на человека, который сначала прервал пост (например, покушал), а потом совершил половой акт; на человека, который в пути совершил половой акт по праву прервать пост из-за пути (сафара); на человека, который думал, что ещё не рассвело, и совершил половой акт; на человека, который во время поста поел по забывчивости и думая, что это нарушает пост (хотя на самом деле это не нарушает пост), совершил половой акт; на человека, который после полового акта и до вечернего азана стал сумасшедшим или умер. На всех вышеперечисленных людей кафарат не налагается, но пост они должны возместить.
В шафиитском мазхабе кафарат налагается только на мужчину, согласно ханафитскому и маликийскому мазхабам кафарат налагается на мужчину и женщину.
Кафарат – это:
1. Освобождение раба.
2. Если нет раба, то соблюдение поста подряд два месяца по лунному календарю. Если пропустить хоть один, даже последний пост из этих двух месяцев, то нужно заново начать держать эти посты, даже если пропустили пост из-за пути, из-за болезни, из-за того, что забыли ночью сделать намерение. Но если человек не смог соблюдать пост из этих постов из-за сумасшествия или обморока в течение светового дня, то заново начинать соблюдать посты не нужно.
3. Если не в состоянии держать два месяца подряд пост, то следует отдать (накормить) 60 беднякам по 600 гр. пшеницы. Бедняки должны быть мусульманами, но по ханафитскому мазхабу можно отдать беднякам, не являющимся мусульманами («Фатхуль Аллям»).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Три вида клятвы и каффарат за нарушение
Виды «й амина » клятвы
Слово «йамин» переводится как «сила», «мощь». Множественная форма «айман». В религиозной практике данное слово используют в следующем значении: «Это клятва, данная с упоминанием имени Аллаха, о совершении или не совершении каких-либо действий, а также, чтобы подкрепить договор двух сторон, или дачи развода, или освобождения невольника.
Например, клятва может быть в такой форме «Валлахи (клянусь Аллахом), я сделал это…». Если сказать «Валлахи, если произойдет то-то…, то пусть он будет считаться вольным», то это клятва, в которой содержится определенное условие.
«Йамин» можно сделать не только при помощи слов «Валлахи», «Билляхи», «Таллахи», но и посредством упоминания таких имен Аллаха, как «Рахман», «Рахим», или божественных сыфатов, как, например: «Иззати иляхия», «Кудрати иляхия».
Нельзя клясться пророками, ангелами или священной Каабой. Непозволительно клясться живыми существами, нельзя клясться жизнью или душой.
Разрешенные вещи считать для себя харамом также является клятвой. Например, если сказать: «Пусть эта пища будет для меня харамом». Чтобы в последующем можно было употреблять эту пищу, нужно выплатить каффарат.
Если кто-то скажет: «Если я сделаю то-то, пусть я стану кафиром» или же «иудеем или христианином», «да не буду рабом Аллаха и последователем Пророка», «да буду я из тех, кто считает, что существует два божества», то нужно обратить внимание на следующее. Если данные фразы были употреблены с намерением клятвы или, чтобы подкрепить сказанное, то это будет считаться клятвой. И стоит только нарушить эти клятвы, как потребуется каффарат. Если эти фразы были употреблены с верой, что действительно станут кафиром, то тем, кто произнес их, нужно раскаяться и сделать «истигфар» (попросить прощения у Аллаха).
Также необходимо заново произнести «шахаду» (слова свидетельства веры, состоящей из слов: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его пророк») и провести обряд бракосочетания со своей супругой. При этом не имеет никакого значения: нарушил клятву или сдержал. То же относится к ситуации, если ругать религию, веру или Коран. В этих случаях также нужно заново произнести «шахаду» и провести обряд бракосочетания со своей супругой.
Далее рассмотрим виды «йамина», произнесенные в виде клятвы.
1. Клятва «гамус»
Эта клятва с заведомо известным ложным смыслом, с намерением подкрепить его. Это может быть сделано в отношении чего-либо, произошедшего в прошедшем или настоящем времени. Например, если кто-то, прекрасно зная, что не заплатил долги, скажет: «Валлахи, я отдал свои долги».
Клятвы «гамус» являются большим грехом, и выплаты только каффарата недостаточно. В этом случае требуется раскаяние и истигфар. И если к тому же эта клятва имеет отношение к другой личности или чужому имуществу, необходимо возместить ущерб или попросить прощения у человека.
2. Клятва «лагв»
Это йамин, который произносят по ошибке, или считая себя правым. Сюда же относится произнесение клятвы с употреблением слова «Вал лахи». Например, если кто-то, хотя он еще не выплатил долги, посчитав, что выплатил, скажет: «Валлахи, я заплатил свой долг», то это также является клятвой «лагв».
За произнесение клятвы такого вида каффарат не требуется, ибо есть надежда, что Аллах простит за это.
3. Клятва «мунакид»
Это клятва, касающаяся тех вещей или действий, которые произойдут или осуществятся в будущем. Например, «Валлахи, я завтра отдам свой долг» или же «Валлахи, я не буду больше разговаривать с тем человеком…».
В случае невыполнения такой клятвы необходимо сделать каффарат. Например, если на следующий день он выплатит долг или заговорит с тем человеком, имя которого упомянул, клятва будет нарушена и выплата каффарата станет обязательной.
В Коране повелевается: «а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной» . (Сура аль-Маида, 5/89)
Если произнесли клятву с целью подкрепить сказанное или убедить собеседника, внушить ему доверие, то есть, в дозволенных, законных делах, то такие слова нельзя бросать на ветер, ибо Аллах повелевает:
«Так соблюдайте же свои вы клятвы!» (Сура аль-Маида, 5/89)
Однако в некоторых случаях выполнение клятвы может нанести вред некоторым людям или нарушить покой общества, или подтолкнуть че ловека, произнесшего клятву, к нехорошим поступкам. В таких случаях лучше всего нарушить клятву и сделать каффарат. Например, если кто-то даст слово, что не будет выплачивать долг или что не будет разговаривать с собственными родителями, то такие клятвы нельзя сдерживать. Нужно выплатить долг, говорить с родителями и затем совершить каффарат, ибо Посланник (саллаллаху алейхи уа саллям) Аллаха, говорил:
«Если ктолибо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». ( Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)
Каффарат за нарушение клятвы
Это каффарат, который выплачивает человек, давший клятву, но в силу различных обстоятельств не сдержавший ее. Каффарат совершает ся следующим образом:
1. Если есть возможности освободить невольника (мусульманина или немусульманина).
2. Утром и вечером накормить десять бедняков.
3. Одеть десять нуждающихся.
4. Если же не хватит выполнить условия по вышеприведенным трем пунктам, три дня подряд соблюдать пост. Если даже пост будет прерван из-за хайда, после очищения необходимо продолжить и закончить обяза тельные дни поста.
Шафииты считают, что для этого вида каффарата непрерывность не является обязательным условием.
В Коране Аллах повелевает сле дующее:
«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы — накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это — иску пление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны». (Сура аль-Маида, 5/89)
Для каффарата за нарушение клятвы достаточно также дать десяти беднякам что-либо в количестве, равном «фитр». Можно также одному бедняку десять дней подряд делать пожертвование «фитр» или кормить его десять дней подряд утром и вечером.
Позволительно также десять дней подряд давать одежду какому-нибудь нуждающемуся человеку. Но если одному бедняку в один день сразу дать десять одежд, это не учиты вается. Будет считаться, что дали одну одежду, ибо если при этом виде каффарата в один день подать бедняку милостыню «фитр» в количестве десяти «фитров», будет считаться, что дали один только «фитр».
Одежда, которую дают бедняку как каффарат за нарушение клятвы, должна полностью или хотя бы наполовину закрывать его тело. Жела тельно, чтобы эти одежды состояли из двух или трех частей. То есть, можно вместо продуктов питания дать одежду, даже если она короткая.
Этот вид каффарата нужно выполнить сразу после нарушения клят вы, ибо Пророк (саллаллаху алейхи уа саллям), говорил:
«Если кто-либо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат». ( Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)
Автор: Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи
Из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 611-616
Каковы основные правила совершения каффарата?
Каффарат (искупление) предписан за сознательное нарушение поста, без уважительных причин. Искупление совершается в виде непрерывного поста в течение шестидесяти дней. Если же и на это нет сил, то в этом случае необходимо накормить шестьдесят бедняков. По мнению ханафитов и шафиитов в каффарате необходимо соблюдать именно такую последовательность.
Если человек в течение месяца Рамадан несколько раз сознательно нарушал пост, то в этом случае необходим только один каффарат. Таково наиболее достоверное мнение, так как в каффарате преобладает сторона наказания. Что касается каффарата в виде кормления бедняков, то кормить их необходимо дважды в день, утром и вечером. В качестве еды может быть дан и просто пшеничный хлеб. Так же можно раздать шестидесяти беднякам продукты питания, например, по ½ са пшеницы, или по 1 са ячменя, фиников или сушеного винограда, что является размером фитр-садака. Или же можно выплатить их стоимость.
Так же в качестве каффарата можно кормить одного бедняка утром и вечером, в течение шестидесяти дней, или же накормить один раз сто двадцать бедняков. Лучше всего давать каффарат нуждающимся мусульманам. По мнению имама Абу Юсуфа не стоит давать каффарат или его стоимость, немусульманам. Фетвы выносились исходя из этого.
Если же в качестве каффарата выбран шестидесятидневный пост, то в этом случае необходимо соблюдать его непрерывно.
Поэтому тот, кто приступил к такому посту, должен соблюдать его в течение двух месяцев. Если же до истечения двух месяцев этот пост будет нарушен по какой-либо причине, то нужно заново поститься два месяца. Исключением в данном случае являются месячные у женщин. Эти дни не считаются прерыванием поста.
Если в течение двух месяцев каффарата наступит месяц Рамадан или какой-либо религиозный праздник, то каффарат будет считаться прерванным. И необходимо будет начать все заново.
Что же касается выплаты каффарата, то необходимо смотреть на материальное состояние человека, на момент его выплаты. Если в момент нарушения поста человек был богат, а на момент выплаты каффарата, он обеднел, то в этом случае следует соблюдать пост в течение двух месяцев. Но если до истечения этих двух месяцев поста он снова разбогатеет и будет иметь возможность освободить раба, то сможет выплатить искупление освободив раба или накормив нуждающихся.
Три вида клятвы и каффарат за нарушение
Слово «йамин» переводится как «сила», «мощь». Множественная форма «айман». В религиозной практике данное слово используют в следующем значении: «Это клятва, данная с упоминанием имени Аллаха, о совершении или не совершении каких-либо действий, а также, чтобы подкрепить договор двух сторон, или дачи развода, или освобождения невольника.
Например, клятва может быть в такой форме «Валлахи (клянусь Аллахом), я сделал это…». Если сказать «Валлахи, если произойдет то-то…, то пусть он будет считаться вольным», то это клятва, в которой содержится определенное условие.
«Йамин» можно сделать не только при помощи слов «Валлахи», «Билляхи», «Таллахи», но и посредством упоминания таких имен Аллаха, как «Рахман», «Рахим», или божественных сыфатов, как, например: «Иззати иляхия», «Кудрати иляхия».
Нельзя клясться пророками, ангелами или священной Каабой. Непозволительно клясться живыми существами, нельзя клясться жизнью или душой.
Разрешенные вещи считать для себя харамом также является клятвой. Например, если сказать: «Пусть эта пища будет для меня харамом». Чтобы в последующем можно было употреблять эту пищу, нужно выплатить каффарат.
Если кто-то скажет: «Если я сделаю то-то, пусть я стану кафиром» или же «иудеем или христианином», «да не буду рабом Аллаха и последователем Пророка», «да буду я из тех, кто считает, что существует два божества», то нужно обратить внимание на следующее. Если данные фразы были употреблены с намерением клятвы или, чтобы подкрепить сказанное, то это будет считаться клятвой. И стоит только нарушить эти клятвы, как потребуется каффарат. Если эти фразы были употреблены с верой, что действительно станут кафиром, то тем, кто произнес их, нужно раскаяться и сделать «истигфар» (попросить прощения у Аллаха).
Также необходимо заново произнести «шахаду» (слова свидетельства веры, состоящей из слов: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его пророк») и провести обряд бракосочетания со своей супругой. При этом не имеет никакого значения: нарушил клятву или сдержал. То же относится к ситуации, если ругать религию, веру или Кyр`ан. В этих случаях также нужно заново произнести «шахаду» и провести обряд бракосочетания со своей супругой.
Далее рассмотрим виды «йамина», произнесенные в виде клятвы.
Эта клятва с заведомо известным ложным смыслом, с намерением подкрепить его. Это может быть сделано в отношении чего-либо, произошедшего в прошедшем или настоящем времени. Например, если кто-то, прекрасно зная, что не заплатил долги, скажет: «Валлахи, я отдал свои долги».
Клятвы «гамус» являются большим грехом, и выплаты только каффарата недостаточно. В этом случае требуется раскаяние и истигфар. И если к тому же эта клятва имеет отношение к другой личности или чужому имуществу, необходимо возместить ущерб или попросить прощения у человека.
Это йамин, который произносят по ошибке, или считая себя правым. Сюда же относится произнесение клятвы с употреблением слова «Валлахи». Например, если кто-то, хотя он еще не выплатил долги, посчитав, что выплатил, скажет: «Валлахи, я заплатил свой долг», то это также является клятвой «лагв».
В Кyр`ане говорится:
«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы» (Сура аль-Маида, 5/89)
За произнесение клятвы такого вида каффарат не требуется, ибо есть надежда, что Аллах простит за это.
Это клятва, касающаяся тех вещей или действий, которые произойдут или осуществятся в будущем. Например, «Валлахи, я завтра отдам свой долг» или же «Валлахи, я не буду больше разговаривать с тем человеком…».
В случае невыполнения такой клятвы необходимо сделать каффарат. Например, если на следующий день он выплатит долг или заговорит с тем человеком, имя которого упомянул, клятва будет нарушена и выплата каффарата станет обязательной.
В Кyр`ане повелевается:
«а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной» (Сура аль-Маида, 5/89)
Если произнесли клятву с целью подкрепить сказанное или убедить собеседника, внушить ему доверие, то есть, в дозволенных, законных делах, то такие слова нельзя бросать на ветер, ибо Аллах повелевает:
«Так соблюдайте же свои вы клятвы!» (Сура аль-Маида, 5/89)
«Будьте верны завету с Аллахом, если вы его дали; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ибо вы признали Аллаха своим поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы содеете» (Сура ан-Нахль, 16/91)
Однако в некоторых случаях выполнение клятвы может нанести вред некоторым людям или нарушить покой общества, или подтолкнуть че ловека, произнесшего клятву, к нехорошим поступкам. В таких случаях лучше всего нарушить клятву и сделать каффарат. Например, если кто-то даст слово, что не будет выплачивать долг или что не будет разговаривать с собственными родителями, то такие клятвы нельзя сдерживать. Нужно выплатить долг, говорить с родителями и затем совершить каффарат, ибо Посланник ﷺ Аллаха, говорил:
«Если ктолибо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат» (Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)
Каффарат за нарушение клятвы
Это каффарат, который выплачивает человек, давший клятву, но в силу различных обстоятельств не сдержавший ее. Каффарат совершается следующим образом:
1. Если есть возможности освободить невольника (мусульманина или немусульманина).
2. Утром и вечером накормить десять бедняков.
3. Одеть десять нуждающихся.
4. Если же не хватит выполнить условия по вышеприведенным трем пунктам, три дня подряд соблюдать пост. Если даже пост будет прерван из-за хайда, после очищения необходимо продолжить и закончить обязательные дни поста.
Шафииты считают, что для этого вида каффарата непрерывность не является обязательным условием.
В Кyр`ане Аллах повелевает следующее:
«Аллах взыскивает с вас не за [нечаянное] нарушение клятвы, а за принесение клятвы [намеренно] двусмысленной. Искупление за принесение двусмысленной клятвы — накормить десятерых бедняков так, как вы обычно кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. А если кто не в состоянии [выполнить одно из этих трех условий], то ему следует поститься три дня. Все это — искупление за ваше клятвопреступление. Соблюдайте же свои клятвы! Так Аллах разъясняет вам Свои знамения. Может быть, вы будете благодарны» (Сура аль-Маида, 5/89)
Для каффарата за нарушение клятвы достаточно также дать десяти беднякам что-либо в количестве, равном «фитр». Можно также одному бедняку десять дней подряд делать пожертвование «фитр» или кормить его десять дней подряд утром и вечером.
Позволительно также десять дней подряд давать одежду какому-нибудь нуждающемуся человеку. Но если одному бедняку в один день сразу дать десять одежд, это не учитывается. Будет считаться, что дали одну одежду, ибо если при этом виде каффарата в один день подать бедняку милостыню «фитр» в количестве десяти «фитров», будет считаться, что дали один только «фитр».
Одежда, которую дают бедняку как каффарат за нарушение клятвы, должна полностью или хотя бы наполовину закрывать его тело. Желательно, чтобы эти одежды состояли из двух или трех частей. То есть, можно вместо продуктов питания дать одежду, даже если она короткая.
«Если кто-либо поклянется в чем-либо, но затем увидит более полезное или благое, пусть он нарушит клятву и выплатит каффарат» (Муслим, Айман, 15, 16; Бухари, Айман, 1)
Проф. Др. Хамди Дондурен аль-Ханафи, из книги: «Энциклопедия норм и правил Ислама», стр. 611-616
Каффарат что это такое
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Обстоятельства, требующие выполнения искупительного поста (каффарат)
Арабское слово «каффарат» образовано от глагола «каффара» (прощать). Выражение «Аллах простил (каффара) ему грех» означает, что Он стёр и покрыл его благодаря совершенному покаянию.
В качестве шариатского термина слово «каффарат» используется для обозначения таких действий, как освобождение рабов, соблюдение поста или кормление людей, которые совершаются с определённым намерением. Ввиду обязательности каждого из вышеупомянутых действий оно является наказанием, по форме же представляет собой один из видов поклонения. Искупление не следует откладывать, поскольку это относится к числу необходимых условий совершенного покаяния, а покаяние следует приносить немедленно.
Доказательства необходимости искупления
Для кого искупление является обязанностью
Искупительные действия обязан совершать каждый совершеннолетний и дееспособный мусульманин, намеренно, а не вынужденно нарушивший пост в один из дней рамадана, после того как он вознамерился поститься ночью и затем начал соблюдать пост. Обязанность искупления снимается, если случится нечто такое, в силу чего разрешатся не соблюдать пост, например если человек заболеет. Не обязаны совершать искупительные действия и женщины, у которых во время поста начнутся месячные или послеродовое кровотечение.
Всё вышеизложенное позволяет говорить об определённых ограничениях, которые рассматриваются как необходимые условия обязательности искупления. Дело в том, что, как уже отмечалось, искупительные действия являются наиболее суровым наказанием за нарушение поста в рамадане, но такое наказание налагается только за несомненное совершение проступка, а в случае возникновения сомнений искупительные действия не совершаются. Ниже перечислены необходимые условия обязательности искупления:
1. Нарушение поста должно было иметь место после того, как человек начал соблюдать его, вознамерившись поститься ночью. Если же он вознамерится поститься днём до полудня и нарушит пост, ему следует только возместить этот день, а искупительные действия он совершать не обязан. Причина заключается в том, что имам аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, считал действительным лишь тот пост, соблюдать который человек решает ночью, следовательно, по его мнению, такой человек не считается постящимся.
3. Не должно было иметь место нарушение поста по принуждению, поскольку в подобном случае искупление исключается. Если пост нарушен в результате вступления в половую связь по принуждению, даже если к этому принудит один из супругов, то принужденный будет обязан только возместить этот день, не совершая искупительные действия, так как в подобных ситуациях возбуждение не может служить основанием того, что половой акт совершался добровольно, что же касается принуждающего, то для него обязательным будет как искупление, так и возмещение.
5. Если постящийся съест или выпьет что-либо, вследствие чего его пост будет нарушен, искупительные действия необходимо совершать лишь тогда, когда речь идёт о еде или напитках, обычно употребляемых людьми с целью насыщения, лечения или получения удовольствия. Искупление вменяется в обязанность в случае употребления в пищу сырого мяса, в том числе и падали, поскольку это делается для того, чтобы насытиться и принести пользу телу. Кроме того, искупительные действия будет обязан совершить тот, кто употребит в пищу жир или кусочек сушёного мяса, или съест часть пшеничного зерна, или проглотит снег, градину или капли дождя, попавшие ему в рот. Искупить нарушение поста обязан и тот, кто проглотит слюну любимого человека, поскольку это связано с получением удовольствия, если же будет проглочена слюна того, кто ему безразличен, достаточно только возместить пост.
Если человек съест или выпьет чтонибудь такое, чем люди обычно брезгуют, пост его будет нарушен, но искупительные действия он совершать не обязан. Имеются в виду такие случаи, когда ктолибо проглатывает камешек, сырой рис, тесто или муку, если она не смешана с маслом или сахаром, тогда как если мука будет смешана с маслом или сахаром, искупительные действия совершать необходимо. Искупление не потребуется, если человек за один раз съест много соли, тому же, кто станет употреблять её в малых количествах, будет необходимо совершить искупительные действия. Если человек проглотит землю, которая обычно в пищу не употребляется, искупительные действия не совершаются, если же он проглотит съедобную глину, которая встречается в некоторых местах, искупление станет обязательным. Если человек поест незрелые плоды, которые обычно употребляются в пищу только после созревания, например орехи, или проглотит кусочек железа, меди или золота, его пост станет недействительным и он будет обязан только возместить его без совершения искупительных действий.
6. Если постящийся совершит какоелибо действие, которое, по его мнению, нарушит пост, после чего он нарушит его на самом деле, и выяснится, что его мнение было необоснованным, этот человек будет обязан возместить пост и совершить искупительные действия. Примером могут служить такие случаи, когда постящийся употребляет чтонибудь в пищу, так как считает, что его пост был нарушен изза того, что он сделал кровопускание с помощью банок, или прикасался к своей жене, или целовал её под воздействием страсти, или лежал с ней в постели и ласкал её, хотя это и не привело к семяизвержению. Такое мнение следует считать необоснованным, если только человек не действовал на основании фетвы авторитетного местного факиха, вынесшего решение, согласно которому совершение вышеупомянутых действий привело к нарушению поста, после чего он и нарушил пост понастоящему. Этому человеку следует только возместить пост, совершать же искупительные действия он не обязан, поскольку такая фетва даёт повод для сомнений, а в таких случаях искупительные действия не совершаются. Кроме того, простым людям следует поступать согласно фетвам, которые они получают от своего муфтия.
Если постящийся, который хулил коголибо, решит, что это привело к нарушению его поста, или же такое решение вынесет какойнибудь факих, после чего человек сознательно сделает то, что действительно нарушит его пост, он будет обязан и возместить его, и совершить искупительные действия, так как его самостоятельное решение не имело под собой оснований. Что же касается подобных фетв, то их в расчёт принимать не следует, поскольку у того, кто имеет малейшее представление о фикхе, такие вопросы никаких сомнений не вызывают, ведь фетву, согласно которой хула нарушает пост, нельзя вынести, руководствуясь общеизвестными принципами суждения по аналогии.
В одном из хадисов сообщается, что о двух женщинах, добровольно соблюдавших пост, во время которого они хулили других людей, Пророк сказал так: «Поистине, обе они воздерживались от того, что Аллах разрешил им, а разговелись тем, что Аллах им запретил, ибо одна из них подсела к другой и они принялись поедать мясо людей» (Ахмад; Ибн АбудДунйа; Абу Йа’ля). Здесь хулитель сравнивается с тем, кто поедает человеческое мясо. В Коране сказано: «. и не злословьте друг о друге! Разве захочет ктонибудь из вас есть мясо своего покойного брата?!» (Коран, 49:12). Если человек, услышавший этот хадис, нарушит свой пост, он будет обязан возместить его и совершить искупительные действия независимо от того, известно ли ему его толкование.
В другом хадисе сообщается, что Пророк сказал: «Нарушит пост и тот, кто пустит кровь, и тот, кому пустят кровь» (Абу Дауд; ан-Наса’и; Ибн Маджа). Некоторые улемы указывают, что это установление было отменено. Как считают другие, подразумевается, что они лишатся награды за то, что хулили других людей.
Если свой пост нарушит человек, незнакомый с толкованиями этого хадиса, согласно которым данное установление либо было отменено, либо подразумевалось, что они не получат награды за хулу, он будет обязан только возместить его.
Согласно единодушному мнению всех улемов, за хулу человек будет лишён награды, а вывод о том, что хула приводит к нарушению поста, противоречит общеизвестным принципам суждения по аналогии. Что же касается хадиса о кровопускании, то единодушное мнение относительно его толкования достигнуто не было, в чём и состоит разница между этими хадисами.
Следует помнить, что во всех случаях нарушения поста, когда искупительные действия совершать необязательно, подразумевается, что пост нарушается не раз за разом с целью совершения греха. Если же пост нарушается постоянно и человек сознательно идёт на совершение греха, искупление вменяется ему в обязанность для того, чтобы удержать его от подобных действий. Таково мнение всех имамов, чем и следует руководствоваться.
Способы и меры искупления
Обязанность искупления выполнит тот, кто освободит раба, в том числе и неверующего, будь то мужчина или женщина, ребёнок или старик. Человеку, который не в состоянии освободить раба, следует поститься в течение двух месяцев подряд, за исключением праздничных дней и дней ташрика. Тому, кто начнёт соблюдать пост в начале лунного месяца, следует продолжать поститься до конца следующего месяца, и его пост будет действительным, даже если каждый из этих месяцев состоит из двадцати девяти дней. В том случае, когда человек начинает соблюдать пост не с начала месяца, он должен поститься шестьдесят дней. Пост необходимо начать соблюдать заново в том случае, если он будет нарушен хотя бы раз по любой причине, за исключением месячных. Женщине, которая прервёт пост изза месячных, следует продолжить его сразу же, после того как она очистится, если же она не сделает этого, ей следует начать соблюдать пост заново.
Тому, кто не в силах соблюдать пост по причине болезни или старости, следует либо накормить шестьдесят неимущих обедом из двух блюд, каждое из которых может насытить человека, либо раздать им по два с четвертью килограмма пшеницы, либо выплатить им стоимость пшеницы деньгами.
Искупить нарушение поста в рамадане достаточно один раз, даже если речь идёт об искуплении за несколько дней, относящихся к двум разным месяцам обязательного поста. Исключение составляют такие случаи, когда наряду с нарушением поста человек совершает нечто такое, что свидетельствует о его неверии. Ещё одним исключением является такой случай, когда человек нарушает пост в течение двух дней подряд, вступая в половую связь. В связи с серьёзностью подобного проступка каждый такой день необходимо искупать отдельно, и поэтому аш-Шафи‘и считает, что искупление обязательно в том случае, когда причиной нарушения является совершение полового сношения, но не еда или питьё.
Когда пост нарушается по причине начала месячных, послеродового кровотечения или такой болезни, в случае которой больному разрешается не поститься, совершать искупительные действия за тот день, когда пост был нарушен, человек не обязан. Однако искупление за пропущенные дни поста становится обязательным в тех случаях, когда причиной болезни являются действия человека или когда пост не соблюдается путником, даже если его вынудили отправиться в путь.
Если пост будет нарушен женщиной, которая предположит, что в этот день
у неё начнутся месячные, или тем, кто предположит, что в этот день у него будет обычный приступ болезни, но ни того, ни другого не случится, за пропущенный день поста обязательно принести искупление.
Если же человек уверенный в том, что ему придётся сразиться с врагом, не станет соблюдать пост, чтобы сберечь силы, но в этот день сражения не будет, он обязан только возместить пропущенный день поста без совершения искупительных действий. Различие между таким человеком и тем, кто ожидает возобновления приступа болезни, заключается в том, что перед боем необходимо есть, чтобы сберечь силы.
[1] Обычно Пророк не смеялся во весь рот, а только улыбался.