как начать ходить в церковь с чего начать

Как правильно ходить в церковь новичку, женщине

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьВ период возрождения православных традиций широкий круг людей проявляет желание посетить церковь. Прихожане имеют устоявшиеся привычки поведения, которые не должны мешать в святом месте. Новичку следует ознакомиться с простыми советами о том, как правильно ходить в церковь. Эти традиции принято соблюдать со времен глубокой древности. Нужно отнестись с уважением к этому месту. Душа должна быть светлой и радостной, готовой к молитве.

Посещение церкви в первый раз

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьНемногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед походом в церковь рекомендуется прочитать самые важные для себя страницы Евангелия, чтобы заранее мысленно настроиться на духовный лад и войти в светлое состояние.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом, куда заходят просить о самом сокровенном.

Правила для женщин

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьТребования к женщинам относятся только к деталям внешнего вида и месту, где следует стоять во время Богослужения. Кто-то из старшего поколения в семье знает, как правильно ходить в церковь женщине. Об этом можно узнать у своей бабушки или мамы. Главным требованием внешнего вида является подчеркнутая скромность. Красота женского тела является символом соблазна, а поэтому женщине не стоит надевать одежду, которая оголяет какой-либо участок тела. Нельзя носить короткую юбку, декольте и даже платье, оголяющее плечи.

Перед посещением девушке желательно смыть косметику, а также покрыть голову платком. В святом месте каждый прихожанин должен задумываться о вечном. Радеть о спасении своей души, молиться. На благом пути его не должна отвлекать красота и похоть. Поэтому яркие наряды считаются неподобающими. Церковь не является местом для привлечения к себе внимания.

Во время службы женщины должны встать по левую сторону. Во время причастия женщины становятся в конец очереди.

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начать

С чего начинать

Как только церковь появилась в поле зрения, ей нужно поклониться и осенить себя крестным знамением, даже если не планируется заходить внутрь.

Подходя к двери, нужно остановиться, задуматься о своей цели, вновь перекреститься. Посещая храм, нужно представлять, что из пространства земного греха заходишь в небольшой и чистый дом Божий.

Существует единый для всех прихожан простой ритуал, как правильно зайти в церковь. Следует начать с поклона как символа смирения своей гордыни. Дальше нужно перекреститься и читать строки, обращаясь к лику Христа Спасителя в следующем порядке:

Эту последовательность желательно запомнить и повторить во время выхода.

Поведение в храме

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьПри посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.

Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.

При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:

Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун — специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.

В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.

Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьПомимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.

Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.

Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.

Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.

Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начать

Особое время богослужения

После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.

Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.

Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями, чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.

Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.

Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.

Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьПоскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.

Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.

Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.

Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:

Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.

Какой день выбрать

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьДля православного христианина является богоугодным посещение храма раз в неделю. Регулярное посещение требуется для того, чтобы мирянин отдохнул душой от грешного мира, вышел из будничной суеты и обратился к вечным вопросам.

Священник ожидает прихожан в субботу и воскресенье, а также во время церковных праздников. Точный день можно узнать из православного календаря. Если возникает потребность помолиться, сходить в церковь можно в любой день по своему желанию.

Малые церкви из-за нехватки священников могут не работать в будние дни. Понедельник считается временем отдыха после двух подряд дней богослужений. В понедельник церковь посвящает молитвы ангелам, поэтому не приветствует известное в народе суеверие по поводу тяжести этого дня. В понедельник празднуются малые именины, потому что в этот день почитают ангелов-хранителей.

Что желательно знать

как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть фото как начать ходить в церковь с чего начать. Смотреть картинку как начать ходить в церковь с чего начать. Картинка про как начать ходить в церковь с чего начать. Фото как начать ходить в церковь с чего начатьВнутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.

Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.

Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.

По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.

Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю, соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.

Originally posted 2018-04-30 05:50:09.

Источник

Как начать знакомство с церковью?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте! У меня вопрос о том, как начать свое знакомство с церковью, или как преодолеть свое стеснение.

Я крещеная, но никогда не ходила в храм одна. За свои 25 лет только сейчас начала «приближаться» к ней и к вере вообще (раньше не верила в Бога). Мне искренне хочется прийти в церковь, но меня смущает, что я не знаю, как там себя вести. Я боюсь из-за своего смущения прийти и сразу убежать. Не знаю, как это в себе «переубедить».

И еще есть вопрос о духовнике. Часто встречаю рекомендации «советоваться с духовником». А кто это? Священник храма, в который я приду? Я могу с ним говорить после службы? Как мне стоит к нему обратиться?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день! Во-первых, не бойтесь. Храм — это просто здание, в котором церковная община собирается для совместной молитвы и совершения богослужений и участия в Таинствах. В храме также есть иконы и хранятся святыни, например, мощи святых. Чтобы лучше ориентироваться в храме, можете посмотреть наши материалы об этом:

Зайдите в церковь. Перед входом в храм принято перекреститься. Креститесь — входите в храм. Лучше сделать это днем, когда нет богослужений (расписание богослужений висит при входе в храм или на сайте храма), чтобы никому не мешать и спокойно все осмотреть. Зайдете — обойдите храм, посмотрите, какие там есть иконы. Перед иконами можете помолиться, попросить о чем-то своем. Можно приложиться к иконам — перекреститься и поцеловать образ. Если есть желание, при входе есть свечной ящик — прилавочек, за которым можно купить свечи. Можно купить несколько свечей — одну, две, пять, сколько хотите — и поставить перед иконами. Если Вас заинтересует какая-то книга, которая продается там, можно попросить посмотреть ее и купить.

Можно вскоре прийти и помолиться за богослужением. Если хотите, можно заранее купить в той же церковной лавке книгу о том, как построено богослужение, кое-что есть и у нас на сайте:

Теперь о священниках. Духовник — это священник, которому человек регулярно исповедуется. Исповедь — это одно из Таинств Церкви, во время которого, называя и обличая свои грехи, отказываясь от них перед Богом, человек получает возможность очистить свою душу от греха и его последствий с помощью благодати Божией.

В первое время Вы можете походит по разным храмам, посмотреть, какой священник Вам понравится, и начать исповедоваться ему. Опять же, вначале, как Вы верно сказали, полезно просто поговорить со священником. Для этого можно прийти в храм и спросить за свечным ящиком, как и когда Вы можете поговорить с батюшкой, надо ли это обговорить с ним и когда (например, подойти после службы) или в церкви есть дни и часы дежурства священников, чтобы Вы могли прийти для беседы. Попросите Бога помочь Вам, помолитесь Ему в своей душе и приходите поговорить.

А дальше, Бог даст, уже со священником Вы обсудите, как будет проходить Ваша дальнейшая духовная жизнь. Вот здесь у нас подробно: Духовник: как искать, зачем он нужен и что делать, если его нет.

Дерзайте и не бойтесь, потому что Вы встаете на добрый путь!

Источник

Для начинающих церковную жизнь

После Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небесное…

Что делать после Крещения?

— Прежде всего осо­знать, что после Кре­ще­ния чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви, а член­ство в любом обще­стве или орга­ни­за­ции пред­по­ла­гает нали­чие прав, обя­зан­но­стей и ответ­ствен­но­сти. Цер­ковь важ­нее любой зем­ной орга­ни­за­ции, так как имеет незем­ное про­ис­хож­де­ние и ее Гла­вой явля­ется Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Кре­ще­нием откры­ва­ется дверь в Цар­ство Небес­ное и чело­веку дается право в эту дверь войти и при усло­вии испол­не­ния обя­зан­но­стей, кото­рыми явля­ются запо­веди Божии, насле­до­вать жизнь веч­ную. Ответ­ствен­ность озна­чает ответ или отчет о про­де­лан­ной работе по испол­не­нию обя­зан­но­стей, кото­рый каж­дый чело­век даст Богу на част­ном суде, то есть по окон­ча­нии зем­ной жизни и на все­об­щем Страш­ном суде, кото­рый будет после Вто­рого При­ше­ствия Хри­ста Спа­си­теля на землю. Путь ука­зан, дверь открыта, оста­ется только при­ло­жить уси­лия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чув­ству­ешь себя неуве­ренно при посе­ще­нии храма, боясь сде­лать что-то не так?

— Не надо этим сму­щаться. Неуве­рен­ность быстро прой­дет, если начать регу­лярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о пра­ви­лах пове­де­ния в храме можно при­об­ре­сти в цер­ков­ной лавке соот­вет­ству­ю­щую литературу.

Не сле­дует оби­жаться, если кто-то в храме не вполне кор­ректно сде­лал заме­ча­ние, напри­мер о том, что не той рукой и не так постав­лена свеча или что-то дру­гое сде­лано не верно. Надо поста­раться таких людей не осуж­дать, а ска­зать им: «Про­стите Хри­ста ради». Или отойти молча, помо­лив­шись: «Гос­поди! Про­сти мне грехи мои, как и я этому чело­веку прощаю!»

Что озна­чает слово «воцер­ко­в­лен­ный»?

— Воцер­ко­в­лен­ный хри­сти­а­нин — это тот, кто ясно пони­мает цель хри­сти­ан­ской жизни — спа­се­ние. Он сораз­ме­ряет свои мысли и поступки с Еван­ге­лием и Свя­щен­ным Пре­да­нием, хра­ни­мым Цер­ко­вью. Для такого чело­века хри­сти­ан­ского — норма жизни, пост для него не про­сто огра­ни­че­ние в пищи и питии, но и время пока­я­ния о своих гре­хах, цер­ков­ные празд­ники — время тор­же­ства о собы­тиях, име­ю­щих пря­мое отно­ше­ние к Про­мыслу Божию о спа­се­нии чело­века, а глав­ное — к нему самому.

Воцер­ко­в­ле­ние чело­века прямо вли­яет на его слу­жеб­ные и лич­ные отно­ше­ния. Они ста­но­вятся ярче, глубже и ответ­ствен­нее. Нару­шая цер­ков­ные уста­нов­ле­ния, он пони­мает, что посту­пает не про­сто непра­вильно, но обед­няет и губит этим свою жизнь. И при пер­вой же воз­мож­но­сти он при­бе­гает к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­ще­ния, видя в них един­ственно воз­мож­ное лекар­ство для исце­ле­ния своей души. Нако­нец, воцер­ко­в­лен­ный чело­век — это тот, кто ощу­щает себя сыном Церкви, для кото­рого вся­кое отда­ле­ние от нее мучи­тельно и тра­гично. Нево­цер­ко­в­лен­ному чело­веку лишь пред­стоит обре­сти в себе такое сынов­ное чув­ство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посе­ще­ние храма, регу­ляр­ное уча­стие в Таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния — явля­ются нача­лом и осно­вой цер­ков­ной жизни пра­во­слав­ного христианина.

Какие могут быть пре­пят­ствия на пути воцерковления?

— Пре­пят­стви­ями на пути воцер­ко­в­ле­ния могу слу­жить те соблазны и нестро­е­ния, кото­рые ино­гда встре­ча­ются в цер­ков­ной жизни. Эти соблазны и пороки бывают дей­стви­тель­ные, реаль­ные, но бывают и кажу­щи­еся, наду­ман­ные. Но в любом слу­чае для пра­виль­ного отно­ше­ния к ним необ­хо­димо все­гда пом­нить о том, что Цер­ковь по своей при­роде одно­вре­менно и небес­ная, и зем­ная. Небес­ное в Церкви — это дей­ству­ю­щий в ней Гос­подь, Его бла­го­дать, Его угод­ники и бес­плот­ные ангель­ские силы. А зем­ное — люди. Поэтому и в церкви можно столк­нуться с чело­ве­че­скими недо­стат­ками, совер­шенно «зем­ными» инте­ре­сами, немо­щами людей. В этом слу­чае очень легко соблаз­ниться и разо­ча­ро­ваться. Но надо попы­таться это пра­вильно понять. Люди при­хо­дят в цер­ковь спа­саться, но при этом они не ста­но­вятся авто­ма­ти­че­ски свя­тыми. Они при­но­сят сюда свои болезни, стра­сти, свои гре­хов­ные навыки. Мно­гие с Божией помо­щью побеж­дают себя, свои худые наклон­но­сти, но на это ино­гда ухо­дят годы.

Также необ­хо­димо знать, что враг спа­се­ния все­гда стре­мится поссо­рить, раз­об­щить людей, вос­ста­но­вить их друг про­тив друга. И тут глав­ное его ору­жие — это ложь. Он пока­зы­вает то, чего реально нет, мел­кие про­махи пред­став­ляет страш­ными преступлениями.

Надо все­гда пом­нить, что очень мно­гое зави­сит от того, с каким помыс­лом, с каким внут­рен­ним устро­е­нием оце­ни­вает чело­век окру­жа­ю­щую его реаль­ность. Заме­ча­тельно рас­суж­дает о том, на сколько зави­сит оценка этой реаль­но­сти от «помысла», ста­рец Паи­сий Афон­ский: «Когда неко­то­рые гово­рили мне, что соблаз­ня­ются, видя в Церкви много непо­до­ба­ю­щего, я отве­чал им так: «Если спро­сить муху, есть ли здесь в окрест­но­стях цветы, то она отве­тит: «Насчет цве­тов не знаю. А вот кон­серв­ных банок, навоза, нечи­стот вон в той канаве пол­ным-полно». И муха нач­нет по порядку пере­чис­лять тебе все помойки, на кото­рых она побы­вала. А если спро­сить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрест­но­стях какие-нибудь нечи­стоты?», то она отве­тит: «Нечи­стоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много бла­го­ухан­ных цве­тов!». И пчела нач­нет пере­чис­лять тебе мно­же­ство раз­ных цве­тов — садо­вых и поле­вых. Видишь: муха знает только о помой­ках, а пчела — о том, что непо­да­леку рас­тет лилия, а чуть подальше рас­пу­стится гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а дру­гие на муху. Те, кто похож на муху, в каж­дой ситу­а­ции выис­ки­вает что-то пло­хое, и зани­ма­ются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доб­рого. Те, кто похож на пчелу, нахо­дят доб­рое во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу испра­вится одна частичка Церкви. Если бы это все, есте­ственно, испра­ви­лась бы Церковь».

Чело­век, осуж­да­ю­щий чужие недо­статки и грехи, сам со вре­ме­нем при­хо­дит в пол­ное духов­ное рас­строй­ство и никому таким обра­зом помочь не может, а может только навредить.

И, напро­тив, хри­сти­а­нин, про­во­дя­щий вни­ма­тель­ную жизнь, рабо­та­ю­щий над собой, борю­щийся со сво­ими стра­стями, ста­но­вится доб­рым при­ме­ром и помощ­ни­ком для тех, кто нахо­дится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему при­зван каж­дый на своем месте, ста­ра­ясь, чтобы это было по Богу) заклю­ча­ется самая реаль­ная польза, кото­рую может при­не­сти веру­ю­щий чело­век всей Церкви.

Как и с чего начать духов­ную жизнь?
— «Обра­тись к Гос­поду и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои пре­ткно­ве­ния. Воз­вра­тись ко Все­выш­нему, и отвра­тись от неправды, и сильно воз­не­на­видь мер­зость» ( Сир. 17:21–23 ).

Духов­ная жизнь — это внут­рен­няя жизнь. Надо больше вни­мать внут­рен­нему состо­я­нию души, состо­я­нию сове­сти, стре­миться жить по запо­ве­дям Божиим, посто­янно сле­дить за мыс­лями, чув­ствами, никого не осуж­дать, ни на кого не раз­дра­жаться и всех прощать.

Для жела­ю­щего начать духов­ную жизнь необходимо:

1) Обра­титься с молит­вой к Богу, прося Его даро­вать чистую, глу­бо­кую веру, без кото­рой нет спа­се­ния души.

2) При­об­ре­сти Свя­щен­ное Писа­ние и про­чи­тать Новый Завет. При­чем, про­чи­тав его пер­вый раз пол­но­стью, вновь открыть сна­чала и каж­дый день читать по одной или две главы, не торо­пясь, вни­ма­тельно, раз­мыш­ляя над про­чи­тан­ным, ста­ра­ясь вник­нуть в смысл зало­жен­ного в тек­сте Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Хорошо и полезно при этом читать Тол­ко­ва­ния на Новый Завет (напри­мер, блаж. Фео­фи­лакта Бол­гар­ского).

Можно начи­нать зна­ком­ство со Свя­щен­ным Писа­нием с про­чте­ния Дет­ской Биб­лии, в кото­рой про­стым доступ­ным язы­ком изло­жена вся исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века, кратко и ясно опи­саны зем­ная жизнь Гос­пода Иисуса Хри­ста и Его уче­ние о Цар­ствии Божием.

Жела­тельно также при­об­ре­сти и про­чи­тать «Закон Божий», состав­лен­ный про­то­и­е­реем Сера­фи­мом Сло­бод­ским, книгу, в кото­рой объ­яс­ня­ются основы веро­уче­ния, запо­веди Божии, основ­ные молитвы, пра­вила пове­де­ния в храме.

3) Начать чте­ние свя­то­оте­че­ских книг, состав­ля­ю­щих сокро­вищ­ницу духов­ных знаний.

Под­бор свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры для чте­ния есть дело сугубо инди­ви­ду­аль­ное, совер­ша­е­мое по бла­го­сло­ве­нию духов­ного настав­ника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епи­скоп Фео­фан Затвор­ник, свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. Из совре­мен­ных авто­ров — книги архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина). И, конечно, душе­по­лезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обу­че­ние молитве, необ­хо­димо при­об­ре­сти «Пра­во­слав­ный молит­во­слов» — сбор­ник молитв, состав­лен­ных свя­тыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвя­тив­шими слу­же­нию Богу и настолько очи­стив­шими свои души, что Гос­подь сотво­рил их сосу­дами Бла­го­дати, про­вод­ни­ками Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Можно ска­зать, что Сам Дух Божий про­дик­то­вал свя­тым отцам тек­сты молитв, кото­рые Цер­ковь впо­след­ствии вклю­чила в сбор­ник для все­об­щего употребления.

5) Соблю­дать уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью пост­ные дни и все мно­го­днев­ные посты.

6) Регу­лярно участ­во­вать в таин­ствах Испо­веди и При­ча­ще­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной явля­ется частота При­ча­ще­ния один раз в три недели. Воз­можно это делать и чаще, испро­сив бла­го­сло­ве­ния у священника.

7) Необ­хо­димо молить Бога о даро­ва­нии духов­ного руко­во­ди­теля — свя­щен­ника, кото­рому можно было бы дове­рить свою душу для духов­ного руководства.

Чего надо осте­ре­гаться, чтобы не повре­дить своей душе?
— Не сле­дует всту­пать в пре­ния и слу­шать сек­тан­тов, убеж­да­ю­щих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незна­ко­мый храм, надо узнать, не «слу­жат» ли в нем раскольники.

Не сле­дует ходить для молитвы и к «ино­слав­ным» (т.е. не пра­во­слав­ным христианам).

Нельзя общаться с пред­ста­ви­те­лями оккуль­тизма, «Белого брат­ства», «Бого­ро­дич­ного цен­тра», мор­мо­нами, восточ­ными и псев­до­во­сточ­ными криш­на­и­тами, рери­хов­цами, экс­тра­сен­сами, кол­ду­нами и «баб­ками», мно­го­чис­лен­ными «пра­во­слав­ными цели­те­лями». Обще­ние с ними нано­сит силь­ный вред не только духов­ному, но и телес­ному здоровью.

Не нужно слу­шать людей, рас­про­стра­ня­ю­щих раз­лич­ные суе­ве­рия. Не стоит брать ни у кого само­дель­ных, пере­пи­сан­ных от руки или отпе­ча­тан­ных на машинке молитв и закли­на­ний, хоть даю­щий и будет убеж­дать: «Это очень силь­ная молитва!» Если же что-то подоб­ное уже взято, надо подойти к свя­щен­нику и пока­зать ему, свя­щен­ник ска­жет, как с этим поступить.

Со всеми про­бле­мами сле­дует обра­щаться к духов­нику или к слу­жа­щему в храме свя­щен­нику. Не надо оби­жаться на свя­щен­ника, если пока­жется, что он ока­зал недо­ста­точно вни­ма­ния, важно пом­нить о том, что есть и дру­гие люди, кото­рые также нуж­да­ются в пас­тыре. Надо ста­раться вни­ма­тельно слу­шать про­по­веди свя­щен­ни­ков, читать пра­во­слав­ную духов­ную лите­ра­туру, в кото­рой можно найти ответы на все каса­ю­щи­еся духов­ной жизни вопросы.

Не сле­дует увле­каться поли­ти­че­скими стра­стями — народ имеет таких пра­ви­те­лей, каких заслу­жи­вает по сво­ему духов­ному состо­я­нию; изме­нять нужно, прежде всего, свою соб­ствен­ную гре­хов­ную жизнь, улуч­шит каж­дый себя — улуч­шится и окру­жа­ю­щий мир.

Важно пом­нить, что у чело­века нет ничего дороже соб­ствен­ной души, не стоит увле­каться без­удерж­ной пого­ней за мир­скими цен­но­стями, отни­ма­ю­щими силы и время, опу­сто­ша­ю­щими и уби­ва­ю­щими душу.

Нужно бла­го­да­рить Бога за все посы­ла­е­мое: радо­сти и скорби, здо­ро­вье и болезни, богат­ство и нужду, так как все при­хо­дя­щее от Него есть благо; и даже скор­бями, подобно горь­кому лекар­ству Гос­подь исце­ляет гре­хов­ные язвы чело­ве­че­ских душ.

Встав на путь хри­сти­ан­ской жизни, надо не мало­ду­ше­ство­вать, не суе­титься, «Ищите же прежде Цар­ства Божия и правды Его» ( Мф. 6:33 ) — все необ­хо­ди­мое даст Гос­подь в свое время.

Во всех своих поступ­ках и сло­вах надо руко­вод­ство­ваться глав­ной запо­ве­дью любви к Богу и ближним.

Можно ли хри­сти­а­нину пить вино?
— «Вино полезно для жизни чело­века, если будешь пить его уме­ренно. Что за жизнь без вина? Оно сотво­рено на весе­лие людям. Отрада сердцу и уте­ше­ние душе — вино, уме­ренно упо­треб­ля­е­мое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раз­дра­же­нии и ссоре. Излиш­нее упо­треб­ле­ние вина уве­ли­чи­вает ярость нера­зум­ного до пре­ткно­ве­ния, ума­ляя кре­пость его и при­чи­няя раны. На пиру за вином не упре­кай ближ­него и не уни­жай его во время его весе­лья: не говори ему оскор­би­тель­ных слов и не обре­ме­няй его тре­бо­ва­ни­ями» ( Сир. 31:31–37 ). «И не упи­вай­тесь вином, от кото­рого бывает рас­пут­ство» ( Еф. 5:18 ).

Почему куре­ние — грех?
— Куре­ние потому при­зна­ется за грех, что эта при­вычка, име­ну­е­мая даже в свет­ском обще­стве вред­ной, пора­бо­щает себе волю чело­века, застав­ляет вновь и вновь искать сво­его удо­вле­тво­ре­ния, в общем, имеет все при­знаки гре­хов­ной стра­сти. А страсть, как известно, достав­ляет душе чело­века только новые муки, лишает ее сво­боды. Ино­гда куриль­щики гово­рят, что сига­рета помо­гает им внут­ренне успо­ко­иться и сосре­до­то­читься. Однако известно, что нико­тин дей­ствует раз­ру­ша­юще на мозг и нерв­ную систему. А иллю­зия успо­ко­е­ния воз­ни­кает потому, что нико­тин ока­зы­вает еще и тор­мо­зя­щее воз­дей­ствие на рецеп­торы голов­ного мозга. Гре­хов­ным явля­ется все, чем чело­век нано­сит вред сво­ему здо­ро­вью. Здо­ро­вье — дар Божий.

Чем опасна нецен­зур­ная брань?
— Слово играет боль­шую роль в жизни чело­века, кото­рый, в отли­чие от всех осталь­ных живых существ назван суще­ством сло­вес­ным. Слово есть вопло­щен­ная мысль и выра­же­ние чувств чело­века. У каж­дого чело­ве­че­ского слова есть свой дух, сокро­вен­ное содер­жа­ние, кото­рое вли­яет на душу чело­века в зави­си­мо­сти от того, какое это слово. Слова молитв обла­го­ра­жи­вают и при­бли­жают душу к Богу, а гряз­ные и нечи­стые слова при­бли­жают душу к тем неви­ди­мым суще­ствам, кото­рые сами нечи­сты. Известно, что одер­жи­мость нечи­стыми духами ино­гда про­яв­ля­ется в виде жут­кого сквер­но­сло­вия. И потому тот, кто при­учает себя про­из­но­сить сквер­ные слова, невольно скло­няет самого себя к одер­жи­мо­сти. Дей­стви­тельно, не одер­жи­мость ли тот слу­чай, когда матер­шин­ники уже про­сто не могут гово­рить без сквер­ных слов, и если вынуж­дены в опре­де­лен­ных усло­виях долго сдер­жи­вать себя, то чув­ствуют внут­рен­нее побуж­де­ние к мату, как будто внутри кто-то тре­бует про­из­не­сти злое слово. Так что погу­бить свою бес­смерт­ную душу можно про­стой при­выч­кой про­из­но­сить нечи­стые слова. «Ибо от слов своих оправ­да­ешься, и от слов своих осу­ди­шъся» ( Мф. 12:37 ).

Нака­жет ли Бог тех, кто смот­рит телевизор?
— Цер­ковь не запре­щает смот­реть теле­ви­зор, она пре­ду­пре­ждает, как опасно быть зави­си­мым от теле­ви­зора. Даже не говоря о пере­да­чах, раз­ру­ша­ю­щих созна­ние и души детей и взрос­лых. Надо уметь выби­рать, что полезно, а что вредно и губи­тельно для души. Есть немало и хоро­ших пере­дач, в том числе пра­во­слав­ных, но немало в дру­гих пере­да­чах и откро­вен­ного раз­вра­ще­ния, наси­лия, нена­ви­сти к чело­веку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне поз­во­ли­тельно, но не все полезно; все мне поз­во­ли­тельно, но ничто не должно обла­дать мною» ( 1 Кор. 6:12 ).

Могут ли пра­во­слав­ные хри­сти­ане содер­жать в своем освя­щен­ном жилище собаку?
— Мне­ние о недо­пу­сти­мо­сти нахож­де­ния собак в квар­ти­рах и иных поме­ще­ниях, где есть иконы и дру­гие свя­тыни явля­ется суе­ве­рием. Собака, равно как и иные не опас­ные для людей живот­ные, могут жить в жилище хри­стиан. При этом необ­хо­димо пред­при­ни­мать меры предо­сто­рож­но­сти, чтобы домаш­ние питомцы не имели доступа к свя­ты­ням (ико­нам, свя­тым кни­гам, анти­дору, свя­той воде и т.д.).

В чем раз­ница между рели­гией и наукой?
— Рели­гия и наука — две раз­ные и оди­на­ково закон­ные обла­сти чело­ве­че­ской жизни. Они могут вхо­дить в сопри­кос­но­ве­ние, но про­ти­во­ре­чить друг другу они не могут. Рели­гия дви­жет науку в том смысле, что она про­буж­дает и поощ­ряет дух иссле­до­ва­ния. Сама Биб­лия учит: «Сердце разум­ного ищет зна­ния, уста же глу­пых пита­ются глу­по­стью» ( Притч. 15:14 ). «Послу­шает муд­рый — и умно­жит позна­ния, и разум­ный най­дет муд­рые советы» ( Притч. 1:5 ).

Обе — рели­гия и есте­ствен­ная наука — тре­буют для сво­его обос­но­ва­ния веры в Бога, только для рели­гии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мыш­ле­ния. Для рели­гии Он явля­ется фун­да­мен­том, для науки — вен­цом раз­ра­ботки миро­со­зер­ца­ния. Чело­век нуж­да­ется в есте­ствен­ных нау­ках для позна­ния, а в рели­гии — для дей­ство­ва­ния (пове­де­ния).

Для чего чело­век живет на земле?
— Зем­ная жизнь дана чело­веку для под­го­товки к жизни веч­ной. Под­лин­ный смысл жизни может заклю­чаться лишь в том, что не исче­зает со смер­тью чело­века, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бес­смерт­ной души — в ее доб­ро­де­тель­ных каче­ствах, с кото­рыми она пой­дет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред суди­лище Хри­стово, чтобы каж­дому полу­чить соот­вет­ственно тому, что он делал, живя в теле, доб­рое или худое» ( 2 Кор. 5:10 ). Душа бес­смертна, и насла­ждаться при­об­ре­тен­ным даром бла­го­дати смо­жет вечно. «Бла­го­да­тию вы спа­сены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хва­лился. Ибо мы — Его тво­ре­ние — созданы во Хри­сте Иисусе на доб­рые дела, кото­рые Бог пред­на­зна­чил нам испол­нять» ( Еф. 2:8–10 ). Однако, чтобы душа смогла насла­ждаться не только здесь, на земле, необ­хо­димо ее про­све­щать, вос­пи­ты­вать, обу­чать, чтобы духовно воз­рас­тать и совер­шен­ство­ваться, чтобы она смогла вме­стить ту радость, кото­рую Гос­подь преду­го­то­вил всем любя­щим Его.

Именно в поиске добра и тво­ре­нии его, посте­пен­ном, но неуклон­ном взра­щи­ва­нии в душе всей пол­ноты любви, на кото­рую она по своей при­роде спо­собна, в посту­па­тель­ном про­дви­же­нии души на пути к Богу — в этом обре­та­ется един­ствен­ный истин­ный, непре­хо­дя­щий смысл жизни чело­века. Цель жизни — под­ра­жа­ние Хри­сту, стя­жа­ние Духа Свя­того, посто­ян­ное бого­об­ще­ние, позна­ние и испол­не­ние воли Божией, то есть в бого­упо­доб­ле­нии. Цель жизни дости­жима при усло­вии вопло­ще­ния глав­ного смысла ее, кото­рый заклю­ча­ется в непре­стан­ном воз­рас­та­нии в любви к Богу и людям: «Воз­люби Гос­пода Бога Тво­его…, и ближ­него тво­его, как самого себя» ( Мк. 12:30–31 ). При­мер все­со­вер­шен­ной жерт­вен­ной любви дал Сам Спа­си­тель, пойдя на крест­ные стра­да­ния ради спа­се­ния всех людей (см. Ин. 13:15 ). «Подобны будьте мне, как я Хри­сту» ( 1 Кор. 4:16 ).

Если нет стрем­ле­ния к этому, то жизнь, с хри­сти­ан­ской точки зре­ния, бес­цельна, бес­смыс­ленна и пуста. Но чтобы стя­жать Духа Свя­того, надо очи­стить сердце от стра­стей и, прежде всего, от гор­дыни — матери всех поро­ков и грехов.

Всю зем­ную жизнь чело­век дол­жен посвя­тить заботе о своей бес­смерт­ной душе, кото­рая будет жить вечно, а не о теле и не о при­об­ре­те­нии зем­ных вре­мен­ных благ. «Какая польза чело­веку, если он при­об­ре­тет весь мир, а душе своей повре­дит?» ( Мк. 8:36 ).

Источ­ник: Пра­во­слав­ная газета, Екатеринбург.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *