как открыть частный крематорий что для этого нужно
«Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом»
Илья Болтунов с 18 лет в похоронном бизнесе. Он развивает бизнес вопреки конкурентам, продает франшизы и борется за честную работу.
Приезжают на джипах, гроб привязывают веревками
Всё пошло еще с моего деда. В 50-х он обосновался в Калужской области, рядом с деревней Детчино. Дед был плотником. К нему приходили местные жители за разными услугами: кому люльку сделать, а кому гроб. Занятие затянуло, начал работать на государственной пилораме. Он один ей занимался, и всё оборудование так и осталось у нашей семьи. Дед производил гробы и кресты, обеспечивал свою деревню и ближайшие. Дело шло хорошо.
В 90-е сыновья деда, а среди них мой отец, потеряли работу. Дед им отдал свою пилораму и предложил продолжать его дело. Тем более в тяжелые времена люди часто умирают. Стали делать даже полированные гробы. Тогда это было модно, в них хоронили авторитетов. Могли даже напрямую позвонить и сказать что-то вроде: «Вот завалили Ваську Лысого, мы приедем за гробом». Приезжают на джипах, гроб привязывают веревками и едут хоронить.
«Завалили Ваську Лысого, мы приедем за гробом»
Отец и его братья купили участки леса и уехали в Жуков, перенесли туда производство. Они открыли два магазина — в Детчине и в Перемышле. Продавали гробы и кресты собственного производства, но организацией похорон не занимались.
В начале двухтысячных дело деда начало умирать. В 2003 году работали триста рабочих, они производили тысячи гробов и крестов. Через несколько лет осталось два узбека. Сейчас старая пилорама выглядит так:
Дед мне внушил мысль, что всё надо делать по правилам. Пока похоронную деятельность лицензировали, у предприятия деда была лицензия. А еще он получил разрешительную грамоту патриарха на производство православных крестов. Один знакомый был на короткой ноге с патриархом и позвонил ему напрямую: «А можно получить разрешительную грамоту?» Оказалось, можно.
Продавщица забирала из кассы по сто тысяч каждый месяц
Когда отец вел этот бизнес с магазинами в Перемышле и Детчине, дело шло не очень. Он нанял в Перемышле продавщицу и раз в месяц привозил ей гробы, кресты, венки. Через месяц приезжал, забирал деньги. Сколько давала, столько и брал, не проверял.
В семье с деньгами было плохо. Моя мама — бухгалтер, мы вместе с ней поехали в Перемышль, проверили документы, и оказалось, что продавщица подворовывала. Она забирала из кассы каждый месяц примерно по сто тысяч рублей и не ходила на работу. Тогда я решил, что должен навести порядок в магазинах.
Я и раньше помогал отцу: подрабатывал в магазинах то грузчиком, то рабочим. Дополнительно с 14 лет делал сайты. Выходило по пять-семь тысяч рублей в месяц, я их откладывал. В 16 лет решил помочь отцу и сделать сайт для магазинов. Для этого пошел с накопленными деньгами в рекламное агентство заказать логотип и фирменный стиль.
В 18 лет я уже полностью взял магазины на себя. Вернее, я просто забрал ключи от магазинов. Тогда мы c отцом чуть не подрались.
С утра — в универе, вечером — ремонт в похоронных магазинах
В Детчине вместо магазина был вагончик. Отец построил здание похоронного дома рядом, но это была просто бетонная коробка без отделки. В другом магазине, Перемышле, я обнаружил полную разруху: выломанную дверь, полчища тараканов и плесень вокруг.
В тот момент я уже поступил в Бауманку, днем был на парах, вечером возил материалы. Заключил с одногруппниками сделку: они мне помогали, а я им отдавал часть прибыли.
Родители подарили подержанную машину на день рождения. На ней я по вечерам возил материалы. Помню, как купил в Калуге стеллаж и рулон линолеума. Этот рулон торчал на три метра из багажника машины, пока я ехал.
Ремонт делали с одногруппниками: клали пол, красили стены. Потом распечатали на принтере объявления: на одних — рекламу похоронного дома, на других — вакансию для поиска сотрудника. Позвонила одна женщина, говорит: хочу работать. А я ей: «Денег нет. Давай попробуем поработать, а там посмотрим». Эта женщина до сих пор со мной работает.
«Денег нет. Давай попробуем поработать, а там посмотрим». Эта женщина до сих пор со мной работает
Сначала у меня были просто магазины: продавали венки и другие ритуальные товары. Потом люди стали спрашивать, а где землекопов или грузчиков найти, как машину заказать. Стало понятно, что надо целиком похороны организовывать. Стал привлекать бригаду, чтобы выносить гробы, и землекопов.
Купили уазик за семнадцать тысяч рублей, на нём возили гробы, памятники:
Потом купили катафалк — стоил он, кажется, 560 000 рублей. Это по-настоящему приспособленная для похорон машина, с бактерицидными лампами, сидениями.
Получается, в 2008 году у меня был просто магазин, а уже через год — катафалк, бригада, землекопы. Зарабатывали по сотне тысяч рублей в месяц точно
Свое производство
Сначала я покупал гробы и кресты, потом основал свое производство. Покупать даже выгоднее, если в ближайшей перспективе. Но никогда не знаешь, будет поставка вовремя или нет.
У меня был поставщик гробов в Орле. Я ему раз в месяц делал заказ на шестьдесят гробов, он привозил в срок, как договаривались. А как-то звоню, он трубку не берет. Я опять звоню — тишина. Так звонил две недели.
Через два месяца он мне перезванивает, говорит: «Будешь гробы заказывать?» Я спросил, где он был. А он: «Так я в отпуске был. А производство стояло, леса не было». Оказалось, весь лес у них ворованный: не своровали вовремя — сидели без дела. Рынок так до сих пор работает.
Оказалось, весь лес у них ворованный: не своровали вовремя — сидели без дела
Чтобы не зависеть от поставщиков, основал свое производство. Технологии рассказали отец и его братья.
Труп лежит, а рядом дети бегают
Мне страшно видеть, что в России с похоронным делом. До революции всё было в руках у трестов. Нужно место на кладбище — платишь сумму по прайсу и хоронишь. С тех времен пошло выражение «по первому разряду»: это места вокруг храма, кажется, по три червонца. А всего разрядов было семь, самый дешевый — седьмой, на окраине кладбища, в ямах.
После революции издали декрет о похоронах: по нему советский человек не должен платить за похороны, всё бесплатно. Начался мрак.
На каждом кладбище появился свой землекоп, он считался представителем власти и мог просить любые деньги. Не хочешь платить — не будем копать могилу. Среднее время захоронения с трех дней выросло до 3-4 месяцев. Трупы гнили.
Санитарные нормы позже тоже отменили. Надо знать, на какую глубину закапывать тело, иначе люди из соседней деревни могут отравиться трупным ядом из колодца. Но до сих пор об этом не думают: чуть присыплют землей, и нормально. Я работаю по дореволюционным правилам.
Беспредел советских времен докатился и до нас. В 90-е людей после смерти держали дома. Мне рассказывали такие истории: «Как хорошо, что вы появились. А то я мужа хоронила несколько лет назад, расстелила пленку на кухне в девятиэтажке, с сестрой его помыли, одели». Труп лежит, а рядом дети бегают.
Как-то мне присылали фотку, как люди перевозят гроб в электричке:
Правила советского декрета о захоронении по-прежнему в силе. По закону места на кладбищах бесплатные для всех. Если кто-то умирает, можно пойти в местный муниципалитет, и на следующий день выдадут разрешение. Но люди как ходили к землекопам на кладбище, как договаривались через третьи руки, так и делают. А с них берут деньги.
Один клиент приехал заказывать похороны. У него машина стоит несколько миллионов рублей, а он водку привез землекопам. Я ему говорю: «Вы больной, зачем водка?» А он: «Принято так вроде».
Люди не виноваты, у них это на подкорке записано. Нужно место на кладбище — идут к местному землекопу. Он просит двадцать тысяч рублей, а сам идет в муниципалитет и бесплатно получает место на кладбище.
«Хотите аккуратно донести гроб? Десять тысяч»
В Москве между собой борются государственная компания-монополист и частный бизнес. В регионах ситуация похожая.
В Москве моргами, кладбищами, крематориями управляет государственная организация. Все остальные ритуальные компании называют черными агентами.
По факту агенты — это мелкие частные компании. Они промышляют везде, чаще всего покупают информацию о смерти. Бывает, человек лежит с онкологией в больнице, какая-нибудь уборщица продает даже эту информацию черным агентам. Еще до смерти к родственникам человека приходит черный агент и предлагает свои услуги. Это если не трогать вопрос продажи информации из скорой помощи или полиции.
Такие агенты втридорога предлагают услуги, хотя у них нет катафалка, морга, никакой инфраструктуры. Каждый назначает свою цену. Государственные компании пользуются своим административным ресурсом.
И те, и другие зарабатывают на том, что люди плохо знают законы и свои права. Например, по закону место на кладбище и морг — бесплатные услуги:
Но эти компании берут деньги на каждом шагу. Хотите чтобы ваш гроб аккуратно донесли? Десять тысяч рублей. А еще нужно дать за место на кладбище, морг.
Как только черные агенты узнают о смерти, они тут же налетают на родственников. Могут представляться государственной службой психологической помощи и как угодно еще. Дальше родственникам звонят и из государственной службы. Они говорят: «Вам начнут звонить черные агенты, вы их посылайте. Главные — мы. Сейчас мы приедем, увезем тело в морг. Ждите, сотрудник выехал». По факту те и другие действуют одинаково.
Даже санитар в морге может по-тихому подойти к родственнику и сказать: «Вон сидит сотрудник государственной службы. У них морг будет стоить 25 000 рублей, а я за десятку сделаю. Только без чека».
Даже санитар в морге может по-тихому подойти к родственнику и сказать: «Вон сидит сотрудник государственной службы. У них морг будет стоить 25 000 рублей, а я за десятку сделаю. Только без чека»
Я не покупаю информацию о смерти и не пользуюсь административным ресурсом. У меня всё честно: сайт, реклама, сарафанное радио. Заказы принимаю круглосуточно, по бесплатному номеру. Но государственные монополисты тоже зовут меня черным агентом. Я у них как заноза в заднице. Вечно скажу что-то о них в интервью, тут же звонят: «Илья Сергеевич, у вас какие-то проблемы, зачем вы о нас плохо говорите?» Отвечаю: «Я всегда говорю правду. Вы делайте хорошо, я буду говорить о вас хорошо».
В некоторых городах со мной конфликтует власть. Я своим примером показываю, что можно работать честно, по закону. Это не всех устраивает.
Однажды меня рекомендовали жене дипломата. У нее бабушка умерла: пошла на выборы, поскользнулась на ступеньках и разбилась. Женщина сказала, что ей объявили такие расценки на похороны:
Я пошел с ней в морг. А там много людей, все по 28 000 рублей несут. Я подхожу к окошку:
— Я сейчас включаю диктофон, а вы мне говорите, сколько стоит забрать тело.
— Как бесплатно. Вот девушка мне сказала, что вы просили 28 000 рублей.
— Она, наверное, перепутала. Во сколько завтра заберете тело?
У одной знакомой умерла мама, она поехала в морг, ей назвали цену за место на кладбище в двести тысяч рублей. Я приехал в морг, говорю: «Мы приедем в морг, заберем вашу маму в эвакуационном мешке, подготовим тело, привезем обратно, похороним. Всё будет стоить 50 000 рублей». Сотрудник морга говорит: «Могила в Химках будет стоить 200 000 рублей». Я говорю: «Ок, я сейчас включу диктофон, еще раз назовите сумму». Тут же сумма сменилась на «бесплатно».
Сотрудник морга говорит: «Могила в Химках будет стоить 200 000 рублей». Я говорю: «Ок, я сейчас включу диктофон, еще раз назовите сумму». Тут же сумма сменилась на «бесплатно».
Такая ерунда с похоронами на каждом шагу. Это ладно, если бы агенты или госучреждение делали свою работу качественно, с заботой о людях. Но — нет. Некоторые агентства берут вместо катафалка простой автобус. Снимают с маршрута. Сегодня он перевозил пассажиров, завтра — чумные трупы, а потом опять пассажиры. У меня настоящий катафалк, со всеми документами.
25 рублей по себестоимости, сто — в продаже
У меня самые простые похороны стоят 9900 рублей, это в закрытом гробу, без поминок. В деревнях популярный тариф — похороны за 20 000 рублей, для города — 35 000 рублей.
Наши тарифы — это полная подготовка трупа, гроб, принадлежности, церемония прощания, погребение. Дома специальный организатор подсказывает людям, куда подходить, как целовать. Потом труп выносят мои сотрудники. Они все в форме, непьяные. На кладбище кладем гроб в могилу, засыпаем, отвозим людей домой.
Я никогда не наживался на горе, у меня самые низкие цены по рынку. Но рентабельность у бизнеса высокая. К примеру, себестоимость ленты на венок 25 рублей, она у меня стоит 100-200 рублей. В Москве конкуренты берут за нее 1500 рублей.
Основное, за счет чего я выигрываю, — своя инфраструктура. В каждом похоронном доме у меня морг. Это несколько холодильных камер с дверками, мы их купили в Италии. В каждой камере можно выбрать температуру для длительного или короткого хранения. Стены у нас с посеребрением, подвешены бактерицидные лампы, подведена вода — всё по правилам.
У меня есть эвакуационные автомобили, катафалки, все необходимые принадлежности, зал прощания и специально обученный персонал.
Мода на похороны и прижизненные договоры
Я много подсматриваю за границей. Италия — законодатель моды в похоронке. Там был первый крематорий, работали основные производители всех похоронных вещей — гробов, фурнитуры.
В Европе и Америке всё иначе устроено, чем у нас. У них все кладбища платные, их держат либо бизнесмены, либо государство. Например, можно арендовать ячейку для урны с прахом, а можно целый склеп. Плата за аренду идет на благоустройство кладбищ, поэтому там приятно находиться:
В России спекулируют бесплатной землей и наживаются на людях, поэтому кладбища никто не благоустраивает. Вот типичная картина:
За границей люди часто пользуются прижизненными договорами. Они оставляют после себя пожелания, видеозаписи. Уже умершими они как бы общаются с теми, кто пришел на мероприятие. У них есть интересная традиция делать венки из живых цветов. После похорон цветы раздают посетителям.
Трудно поверить, но люди до сих пор собирают погребальные узелки. Покупают одежду, даже ткань для гроба. Для меня это странно. Иногда это целые чемоданы, где всё лежит, вещи съедает моль.
Интернет-магазин, CRM и допродажи
У меня есть интернет-магазин. В нём можно выбрать всё для похорон, даже цвет гроба:
Это удобно и современно, но от офисов я не буду отказываться. Люди старшего поколения приезжают сами, им нужно всё посмотреть. Однажды в колл-центр звонит человек и говорит, что приехал, а в офисе никого (этот офис переезжал). Оператор ему сказал об интернет-магазине, а он: «Я человек предпенсионного возраста, я в такие игры не играю».
Когда клиент ко мне обращается за похоронами для кого-то из семьи, он попадает в ЦРМ. После похорон отправляем родным письмо с соболезнованиями. Через время он получает письмо со спецпредложением по ограде, потом предлагаем памятники и облагородить территорию. Через время рассказываем, что можем сами поддерживать могилу.
Обслуживание могилы стоит шесть тысяч рублей в год. Человеку не надо ездить на кладбище — мои люди сами съездят, всё сделают, уберут мусор и пришлют фотку.
Работу всех похоронных домов я отслеживаю через специальную программу. У меня везде стоят камеры. Вижу, что делают сотрудники, джипиэс показывает, где находится машина. Никому не верю на слово.
Похоронная франшиза
Я открыл франшизу на похоронные дома и создаю в России похоронную инфраструктуру. Человек покупает франшизу, получает проект похоронного дома. Мы его строим и начинаем продвигать. Всё по-честному.
В первый год покупатель франшизы работает в формате офиса. Затраты будут примерно пятьдесят тысяч в месяц, заработок — сотня-две тысячи рублей, смотря как работать. Параллельно с этой работой помогаем найти землю, оформить разрешение и подготовить документы на строительство. Паушальный взнос — 300 000 рублей.
Сейчас строим похоронный дом по франшизе в Козельске. С ним самые большие трудности. Сначала мы выиграли землю на аукционе, нам дали разрешение. В нём написано: «Для похоронного дома такого-то типа такой-то компании». А когда мы сделали первый этап строительства, это разрешение вдруг отобрали.
В этот же момент прошла новость, что региональная прокуратура выяснила, что до этого в городе официально никто не хоронил. Такой ситуации по закону вообще быть не может. Они решили какой-то муниципальный похоронный дом, видимо, там построить. Но мы будем судиться за разрешение.
Региональная прокуратура выяснила, что до этого в городе официально никто не хоронил
Любой может открыть похоронную компанию, лицензия не нужна. Можно работать на ЕНВД. Как ипэшник платишь свои тридцать с лишним тысяч взносов, сумма ЕНВД считается не от площади помещения, а от количества сотрудников. Если работаешь один, налог — около тридцати тысяч рублей в год. Но взносы уменьшают налоги, поэтому выходит ноль.
Моя похоронная франшиза — это история про захват похоронного мира. Пока российского.
Свой бизнес: как открыть крематорий
Стоимость кремации (без доп. услуг)
Стоимость кремации (с ритуальными услугами)
Похоронный бизнес считается одним из самых прибыльных, поэтому нет ничего удивительного в том, что конкуренция в этом сегменте огромная. Однако большинство предпринимателей интересует организация традиционных похорон. А ведь, помимо захоронения останков в земле, довольно широко распространена и процедура кремирования.
Кремация распространена во многих странах мира. Например, только в США работает более 1,5 тысяч крематориев, а в Великобритании было построено более 350 крематориев. Среди стран, где традиционному захоронению предпочитают кремацию, можно назвать Японию и Китай (кремируют около 98% всех усопших), Чехию (95 %), Великобританию (70 %), Данию (68%) и Швецию (65 %).
Количество крематориев в разных странах мира
ПРОЦЕНТ КРЕМИРУЕМОГО НАСЕЛЕНИЯ
Соединенные Штаты Америки
В нашей же стране, к 2018 году существует всего 24 действующих крематория. Большинство из них принадлежат государству. Сразу стоит отметить, что согласно действующему закону “О погребении и похоронном деле” (N122-ФЗ), что четко сформулированных правовых оснований для функционирования частных крематориев нет, поэтому частные крематории существуют де-факто, а не де-юре. Доля кремации в целом по России невысока и составляет всего 10%. Однако в тех городах России, где крематории уже есть, процент кремации может доходить до 70% (Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург) и до даже 95% (Норильск).
Что такое крематорий? Говоря простыми словами, крематорий – это специально оборудованное здание, где проводится сжигание умерших. Как правило, в этом здании есть два основных помещения: в одном родственники прощаются с усопшим, а другое представляет собой так называемый кремационный зал. Стоит отметить, что процедура кремации не противоречит традициям РПЦ и православным канонам, хотя и не приветствуется церковными иерархами. К крематориях даже может быть разрешена процедура отпевания усопших.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Во время кремации используются гробы из горючего материала. В процессе кремации температура внутри печати составляет от 870 до 1090 градусов Цельсия. Под воздействием столь высоких температур ткани и кости разрушаются на мелкие фрагменты. Длительность этой процедуры зависит от модели кремационной печи. Как правило, кремация тела взрослого человека средней комплекции занимает от полутора до двух часов.
После того, как останки остынут, они перемещаются во временный контейнер, где тщательно измельчаются. В дальнейшем они пересыпаются в урну из древесины, керамики или бронзы и передаются родным или близким усопшего. Иногда прах в урне помещается в колумбарий, хоронится в земле или же развеивается на специально отведенной для этого площадке.
Итак, потребность в услугах такого похоронного заведения довольно велика, в том числе и в России. Однако открытие крематория требует большого стартового капитала. Такой проект хотя и отличается высокой рентабельностью, но все же долго окупается. Перед тем как приступать к поиску участка для его строительства, тщательно проанализируйте ситуацию с похоронными компаниями в вашем регионе, изучите спрос, численность населения и уровень смертности.
Три главные проблемы, которые встают перед предпринимателями, планирующими такой бизнес: большой стартовый капитал (покупка земли под строительство, дорогостоящее оборудование, оформление всех необходимых документов) и поиск земельного участка, который бы соответствовал всем требованиям и высокая конкуренция с традиционным способом погребения.
Как и где можно открывать крематорий
Открывать крематорий в небольшом городе с населением менее 700 тысяч человек не имеет смысла – вы просто не окупите свои расходы. Специалисты рекомендуют работать на область, но лишь в густонаселенных регионах. В этом случае большое значение имеет правильный выбор месторасположения крематория, чтобы к нему было удобно добираться из различных населенных пунктов. В городах с населением свыше 700 тысяч человек открывать крематорий будет рентабельно лишь при полном отсутствии конкурентов. Похоронные бюро и ритуальные агентства являются вашими косвенными конкурентами.
Перед началом строительства нужно разработать архитектурный проект будущего крематория и получить большое количество разрешений от местных органов власти. В Москве есть фирмы, которые предлагают услуги по получению всех необходимых документов. Они выступают в качестве посредников и занимаются оформлением бумаг, в том числе и в других городах.
К месту расположения крематория предъявляются определенные требования. Оно должно соответствовать всем нормативным требованиям, находиться на специально отведенной для этого территории за чертой города, чтобы минимизировать вредное воздействие на окружающую среду. В некоторых случаях при согласовании с муниципальными властями можно открыть крематорий и в черте города (но располагаться он должен минимум за три километра от жилых домов). Как правило, для его размещения выбирается территория городского кладбища.
Строительство крематория из кирпича обойдется достаточно дорого и займет много времени. Поэтому зачастую владельцы крематориев стараются сэкономить на строительстве, отдавая предпочтение не капитальным кирпичным стенам, а постройкам из металлических конструкций. Использование при строительстве легких конструкций позволяет возводить комплекс зданий из готовых элементов в короткие сроки.
Комплекс крематория обычно состоит из одноэтажных ритуального и технического корпусов, а также галереи, которая их соединяет. Ритуальный корпус включает в себя зал прощаний, вестибюль, медпункт, хозяйственные помещения. Технический корпус состоит из кремационного зала, бытовых, подсобных и технических помещений. Также нужно будет позаботиться о стоянке для автомашин.
Когда крематорий открывает компания, у которой уже есть свой похоронный бизнес, то она может снизить издержки за счет строительства лишь кремационного зала. В качестве места прощания родственников с усопшим можно использовать помещения в существующем здании (обычно около кладбища). На территории крематория укладывается плиточное тротуарное покрытие, устанавливаются скамьи, разбиваются газоны и цветники.
Какое оборудование необходимо для открытия крематория
В качестве оборудования для кремационного зала вам понадобятся специальные печи. В большинстве случаев они состоят из двух камер. В самой большой камере происходит кремирование тела с гробом. Во втором ее отделении из отходящих газов выжигаются все продукты сгорания (вредные примеси, твердые дымообразующие частицы). Таким образом, из труб печи выходит лишь нагретый воздух без следов дыма и гари и неприятного запаха. Гроб загружается в печь при помощи гидравлических тележек различных моделей или автоматизированных тележек с рельсовой дорогой (для кремационных печей большой мощности).
Помимо печей, потребуется холодильная камера, где хранятся тела в ожидании кремации, и кремулятор, который сначала при помощи магнита-ловушки удаляет из кремированных останков несгоревшие металлические предметы (например, зубные протезы), а затем измельчает прах. Лучшее кремационное оборудование, которое соответствует самым жестким экологическим требованиям, производится в США, Чехии и Германии. Оно достаточно долговечно. В среднем такие машины требуют капитального ремонта спустя 5-6 тысяч кремаций (примерно 3-5 лет эксплуатации). Ремонт заключается в замене огнеупорных материалов пода и свода основной кремационной камеры, огнеупорных материалов камеры дожига, выхода отработанных газов и облицовки горелок. Можно проводить капитальный ремонт своими силами или же вызвать специалиста из-за рубежа. В последнем случае стоимость ремонта увеличивается до 75-80 тысяч рублей.
Список дополнительного оборудования включает в себя поддоны для пепла из нержавеющей стали и алюминия, временные пластиковые или картонные контейнеры для праха, таблички для крепления на этих контейнерах или же урнах, ручные магниты для удаления из праха металлических предметов, щетки для удаления праха из печи, инструменты для обслуживания кремационного оборудования.
Для персонала крематория заказывается спецодежда, которая состоит из маски, защитных очков, респираторов, рабочих халатов, перчаток, фартуков. Форма может представлять собой также комбинезон из плотной хлопковой ткани, чулки для обуви и капюшон. Она защищает от пыли и грязи, а специализированные фартуки с алюминиевыми вставками и защитные рукава используются при удалении праха и чистки печи с целью защиты от ожогов.
Процесс кремирования занимает, как уже упоминалось выше, больше часа. Из ритуального корпуса гроб, установленный на ручную передаточную тележку, транспортируется по крытой галерее в технический корпус – в кремационный зал. Затем он передается к загрузочному окну, через которое перегружается на подину печи. По завершении кремации продукты сгорания собирают в специальный контейнер в окне выгрузки, а затем поступают на участок измельчения. После чего они пересыпаются в урну, которая хранится в техническом корпусе до выдачи клиенту. Расход природного газа одной печи составляет около 25 м3/час.
Самое дешевое оборудование для кремирования обойдется в сумму от 5 до 10 миллионов рублей. Качественное же оборудование, соответствующее всем требованиям, стоит раза в два-два с половиной дороже. Для открытия крематория понадобится минимум 25-30 миллионов рублей. В эту сумму входит приобретение печей и другого оборудования, покупка или аренда земли, строительство крематория, фонд заработной платы. Средний срок окупаемости предприятия составляет минимум 4-5 лет.
Хотя стоимость кремации составляет порядка 4-5 тысяч рублей (по данным для Москвы и Санкт-Петербурга), дополнительно оплачиваются ритуальные принадлежности: гроб, постель и подушка в гроб, траурное покрывало и пр., транспортировка, оформление зала прощаний, музыкальное сопровождение и т.д. В итоге, чтобы кремировать усопшего, требуется минимум от 15-20 тысяч рублей, а V.I.P. услуги могут стоить почти 200 тыс. рублей. Организационная структура такого предприятия включает в себя управляющих (директора), бухгалтера, механика, слесаря, оператора печи (минимум 6-8 человек), распорядителя и сторожа.
Услуги кремации для животных
Открытие крематория – очень сложное, хотя и прибыльное дело. Из-за необходимости иметь большой стартовый капитал или привлекать инвесторов для его открытия, предприниматели стараются найти пока еще пустующие и менее затратные ниши. К таким относится, например, крематорий для домашних животных. Это очень перспективное направление, ведь российское законодательство запрещает хоронить тела домашних животных в земле. Тем более, их нельзя выбрасывать в мусорные контейнеры.
Между тем, специализированных кладбищ домашних животных в большинстве российских городов нет. Поэтому кремация представляет собой самый оптимальный вариант утилизации останков. На Западе крематории для животных распространены довольно широко. Они предлагают не только услуги по утилизации останков, но и по хранению их праха и даже изготовлению различных памятных «сувениров» (кулоны с частицами праха, специальные кувшины и урны и пр.). Постепенно такие предприятия стали появляться и в российских городах. Сейчас они существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Екатеринбурге, Новосибирске и других крупных городах страны.
Открыть крематорий для домашних животных намного проще и дешевле, нежели обычный. Так как кремация животных относится к ветеринарным видам деятельности, то она не требует лицензирования. Правда, специальное оборудование для кремирования в нашей стране не купишь. Печи и все остальное придется заказывать в Европе (Германия, Великобритания). Но даже в этом случае они будут стоить на порядок меньше, нежели оборудование для обычных крематориев. И вы сможете быть уверены в качестве оборудования и в его соответствии всем экологическим нормам и требованиям.
Кроме того, продавец пришлет все свидетельства и сертификаты на технику. Стоимость оборудования для кремации животных зависит от мощности и объема печи. Печь вместимостью 100 килограмм, размерами два метра в длину и один в ширину стоит около 400-500 тысяч рублей. Требования к помещению те же, что и для обычных крематориев. В первое время можно обойтись без колумбария (хранилища урн с прахом). Для такого крематория нет необходимости в ритуальном корпусе, поэтому он объединяется с техническим. В дальнейшем можно будет расширить площади и предложить клиентам дополнительные услуги.
Крематории для животных предлагают два варианта кремации животного: обычную процедуру и индивидуальную. Последняя отличается от обычной тем, что перед кремированием печь тщательно очищается, чтобы не допустить перемешивания останков с прахом других животных. Тело животного помещают в картонную коробку, обернутую изнутри полиэтиленом.
Затем коробка либо отправляется в морозильную камеру, если нужно отложить процедуру, либо сразу же в печь. Печь разогревается очень быстро, коробка горит сначала при 600 градусов Цельсия, а потом температура увеличивается в два раза. Дым, который выделяется при сжигании, дожигается дополнительным газом. На выходе получают угарный газ и горсть пепла, который собирается в специальный пластиковый контейнер, а затем выдается хозяину.
При желании за дополнительную плату можно заменить пластиковый контейнер на специальную урну. Вся процедура кремирования от розжига печи до ее полного остывания занимает около шести часов. Тело полностью превращается в пепел за три часа, еще столько же потребуется, чтобы печь полностью остыла, так как толщина ее стенок составляет около десяти сантиметров.
На Западе производство и продажа авторских урн для хранения праха представляет собой дополнительный источник доходов крематориев. Однако российские заказчики, как правило, предпочитают не хранить прах четвероногого питомца у себя дома, а хоронят его в земле, что не противоречит российским законам и санитарным нормам.
Услуги крематориев для домашних животных очень востребованы, но без рекламы все же не обойтись. Прежде всего, необходимо разместить объявления в ветеринарных клиниках города. Как показывает практика, именно туда в первую очередь обращаются владельцы умерших животных с вопросами о том, где можно похоронить питомца. Многие компании активно используют интернет для продвижения своих услуг. Так, например, томский крематорий для домашних животных предлагает на своем сайте специальную услугу «виртуальная память»: владельцы умерших животных могут разместить в электронной галерее некролог с фотографией своего любимца.
Стоимость кремации составляет, в среднем, около 1000-2000 рублей, в зависимости от веса животного или раза в полтора больше, если речь идет об индивидуальной кремации. Сожжение тела небольшого животного (например, кошки) стоит порядка 500 рублей, мелкого грызуна – около 300 рублей.
Открытие крематория для животных окупается в течение 1-2 лет, в зависимости от региона, стоимости услуг и спроса. Казалось бы, этот бизнес никак не зависит от фактора сезонности, так как животные умирают от старости или болезней в течение всего года. Однако владельцы таких компаний отмечают, что наибольшим спросом их услуги пользуются в период с конца осени до середины весны, а в теплое время года наблюдается значительный спад. Он связан с тем, что, несмотря на строгие запреты, владельцы кошек и собак все же предпочитают хоронить погибших животных в земле и обращаются к услугам крематориев лишь в холодное время года, когда земля промерзает и выкопать могилу становится невозможно. Одно из направлений для расширения такого бизнеса – организация завода по утилизации биологических отходов.