Первый раз в пятый класс: как подготовиться к средней школе
Новый учебный год, кажется, больше всего пугает первоклашек и выпускников (и их родителей). У первых впереди — новый мир и окружение, у вторых — ЕГЭ и поступление. Но для пятиклассников всё не менее тревожно: новый учитель, предметы, постоянная смена классов. Игорь Шиловских, шеф-редактор наглядного отдела издательства «ТЦ Сфера», рассказывает, как подготовить пятиклассника к учёбе.
Кажется, ещё совсем недавно семья готовилась к долгожданному событию — отправляла ребёнка в первый класс! Сколько по этому поводу было переживаний: как будет учиться, понравится ли школа, подружится ли с одноклассниками? Но вот ваш ребенок уже освоил начальную школу, впереди следующая ступень — основное общее образование, которое ребенок будет получать с пятого по девятый классы. И снова возникают уже знакомые нотки беспокойства — чем помочь ребенку? Появятся новые предметы, которые будут преподавать узкие специалисты, увеличится учебная нагрузка, да и отношения среди сверстников станут уже иными.
Постараемся дать несколько советов, которые, надеемся, будут полезны.
1. Лето — время для отдыха. Но не забывайте про режим
Сейчас не время ограничивать ребёнка в отдыхе, ему нужно набраться сил перед новым учебным годом. Хорошо бы съездить на море, сходить на аттракционы, совершить небольшое путешествие, скажем, к бабушке в другой город или побывать на даче. В общем, всё как обычно. У ребёнка появятся новые впечатления, которыми он обязательно поделится со сверстниками. С той лишь разницей, что теперь он должен серьёзнее относиться к своему режиму — вовремя вставать, ложиться, есть, гулять.
Если режим сохранить не удалость, то сейчас, в августе, его обязательно нужно восстановить
Задача родителей — объяснить ребёнку, что это поможет сделать учебный год максимально эффективным и безболезненным. Это станет его первым испытанием по развитию самодисциплины. Именно это качество поможет ребенку преодолевать первые трудности во время обучения, а в последующие годы станет просто незаменимым.
2. Делайте зарядку вместе с ребёнком
Одна из составляющих режима. Она важна не только для разминки мышц, но и для общего состояния. В последующем зарядка поможет преодолевать стресс, вовремя переключать внимание, расслабляться. Если ребёнок не смог её сделать утром, важно, чтобы он не забыл о ней вечером. Пока ребёнок не привыкнет, зарядку можно проводить вместе со взрослыми. Сделав зарядку обязательной, возможно, ваш ребенок захочет посещать спортивную секцию или записаться в кружок. Не препятствуйте этому.
3. Перестаньте делать домашку за ребёнка
В первые годы обучения ребёнка в школе вы наверняка выполняли домашние задания вместе с ним. Без этого не обойтись — ребенку приятно ваше участие, да и вам спокойней. Вы всегда в курсе его школьных дел. Это стало для вас обязательным, а у ребёнка вошло в привычку. Не стоит сразу что-либо кардинально менять. Нужно приучать его к самостоятельности постепенно. Вы по-прежнему можете помогать ребёнку, но ни в коем случае не стоит выполнять домашнее задание за него.
Если ребёнок забыл правописание гласных в корне слова или падежных окончаний — попросите его вспомнить правило или подведите к правильному решению, не называя его. Если возникла проблема с математикой, используйте похожие примеры из уже решённых им задач. Можно проблемную задачу сообща решить устно, а потом ребёнок запишет её на бумаге. Главное, чтобы задание было выполнено именно ребёнком.
Почему домашка доводит нас до бешенства и пелены в глазах. И как с этим справиться
Ваша помощь в выполнении домашнего задания должна сводиться только к консультации. Если какой-то предмет даётся ребенку с трудом, постарайтесь проявить терпение. К любому заданию в той или иной степени можно провести аналогию из реальной, знакомой ему жизни, тем самым подтвердив важность предмета. И не забывайте проверять самостоятельно выполненные ребёнком задания.
4. Используйте наглядные пособия
Программа пятого класса рассчитана на 15 главных предметов. Помимо этого есть ещё и факультативные предметы. Увеличившаяся нагрузка требует и соответствующей подготовки. Мы не рекомендуем ограничиваться материалом одного учебника.
Пятиклашки более восприимчивы к наглядной и игровой литературе. Со сложными темами, например, помогут разобраться плакаты формата А3, посвящённые разным предметам, — русскому и иностранному языкам, математике, окружающему миру и т. д. Если, скажем, ребенок не запоминает правила по русскому, то подобные «наглядные шпаргалки» будут полезны. Эти наглядные пособия выпускает издательство «ТЦ Сфера». По математике актуальными будут плакаты с таблицами по умножению, делению, сложению, вычитанию, «Меры величин», «Счет и сравнение», «Линии и геометрические фигуры», «Положение в пространстве» и др.
Также можно использовать игровые комплекты в виде цветных карточек. С ними можно сыграть в игры «Как это называется?», «Произнеси правильно» и др. А ещё для подготовки к учебному году можно обратиться к демонстрационным картинкам по разным темам. Такие издания бывают разного формата. На лицевой стороне изобразительный ряд, на обратной — текст с описанием, вопросами или комментарии.
Эти комплекты можно потом использовать на тематических школьных вечерах, викторинах, при написании рефератов. По ним можно подготовить доклад и проиллюстрировать его рисунками или фотографиями, которые даются на лицевой стороне карточек.
5. Научите детей общаться с учителем
Начальная школа позади, и учителя видят в пятиклашках уже не детей, а учеников. А значит, конфликты неизбежны. Как ребёнку себя вести? Прежде всего, не вступать в утомительный и бесполезный спор. Постараться понять, что учеников много, а учитель один. И ему тоже тяжело.
У ребёнка конфликт с учителем. Как разобраться в ситуации, чтобы никому не навредить?
Если же учитель заведомо неправ или проявляет явное неуважение к ученику, то, опять же, криками и, ещё хуже — истерикой, ничего не добьешься. Это лишь усложнит ситуацию не в пользу ученика. В такой ситуации стоит вежливо сказать педагогу, что ты с ним не согласен. Дальнейший разговор с учителем (или директором) будут вести родители. При этом не мешало бы заранее изучить устав школы, в котором, скорее всего, прописаны подобные ситуации и способы их решения.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как обеспечить ребенку и всей семье мягкий переход в среднее звено школы и хорошее продолжение учебы.
Ваш ребенок оставил за плечами уютную начальную школу и вот-вот получит доступ в среднее звено с его новыми правилами и совсем другой, почти взрослой жизнью. Как подготовиться к переходу в 5 класс? В этой статье мы расскажем, как обеспечить ребенку и всей семье мягкий переход в среднее звено школы и хорошее продолжение учебы, и как мы, родители, можем им помочь.
В чем разница?
Что же меняется в жизни детей:
Все эти перемены заметно раскачивают психику школьника, они дают как радостные бонусы, так и сложные и печальные переживания. С одной стороны, дети гордятся своим взрослением и новым этапом в жизни. Ценят шанс «начать все с начала», построить хорошие отношения с новыми учителями (особенно если в начальной школе это было непросто), найти новых друзей и улучшить связь с прежними приятелями. С готовностью хватаются за новые формы преподавания, новые предметы и учебники, новые возможности.
Но с другой стороны, детям сложно, особенно в первые недели учебы. Они путаются в требованиях по разным предметам, в кабинетах и учителях. Чувствуют себя забытыми и обиженными, если их ожидания не оправдываются, если они не могут добиться успеха и просто не успевают запомнить, записать и выполнить все необходимое. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, шалеют от нахлынувшей свободы, бегают по школе, исследуют тайные уголки и задирают старшеклассников. Даже в кабинет своей первой учительницы с ее новым «выводком» пятиклашки приходят с разными целями: кто-то хочет снова оказаться в знакомом и милом месте, где о тебе думают и заботятся, а кто-то хочет показать себя как независимого и «старшего», который теперь может бравировать перед малышами.
7 важных для ребенка навыков, которым не учат в школе
Детство кончилось
Переход в среднюю школу обычно совпадает с физиологическим завершением детства: дети растут, меняются и превращаются в странных подростков. Все это делает адаптацию пятиклассников еще загадочнее и краше. Сложности вызывает рост тела, гормональные бури, несбалансированность разных систем организма, эмоциональная неустойчивость. А психологически подростковый старт связан с чувством взрослости и собственной важности.
У подростка появляется чувство самостоятельности: «Я могу!» (иногда зашкаливающее). Та уютная гармония личности и отношений, которая выстроилась к 8-9 годам, начинает со стоном рушиться. Детке очень хочется заново обрести себя, показать всем вокруг себя – нового, могучего и прекрасного. Этот путь непрост, сначала он порождает желание отдалиться от всего привычного и от всех, кто раньше оказывал на ребенка влияние.
Внешне это отдаление часто проявляется в негативизме – желании отрицать и противиться всему, что «навязывается» ребенку, любым предложениям, суждениям и чувствам взрослых (чтобы не «затоптали» ростки новой подростковой жизни). Но негативизм – это еще и начало поиска своей уникальности, собственного Я, и в этом его положительный смысл. В этом возрасте дети особенно хорошо понимают важность доверительных отношений и уважения к себе, начинают разбираться в последствиях своего и чужого поведения. Они начинают гораздо больше ценить отношения с другими детьми, с которыми можно быть на равных и которые ничего не могут навязать, в отличие от взрослых.
И еще немного физиологии, чтобы помнить: в 11-12 лет у подростков снижается выносливость, они быстро утомляются, снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Все это кратковременные явления, они не означают, что ребенок испортился, стал ленив, слаб или приобрел плохой характер. Просто в настоящее время он по объективным причинам не может хорошо себя контролировать и управлять собой. Очень важно в этот период жизни не предъявлять к детям завышенных требований, а спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.
Что мы можем наблюдать в начале 5 класса?
Итак, наши «начинающие подростки» с зарождающимся негативизмом, жаждой общения и самоутверждения приходят в 5 класс. Обычно адаптация к новой школьной жизни занимает у детей 2-4 недели, но может и затянуться на 2-3 месяца, а то и дольше. Часто дети в это время:
Чтобы смягчить им привыкание и настроить на хорошую волну, заложить базу для дальнейшей успешной учебы и хорошего общения, можно немного помочь детям, это точно в наших силах.
Рекомендации родителям
Позаботьтесь о правильном сне, прогулках, спорте, витаминах. Физическая активность хорошо влияет на самочувствие и состояние организма, кислород во время прогулок по парку приводит мозг в чувство. Следите за позой ребенка за письменным и обеденным столом, повесьте лампочки во всех углах, где детка пристраивается читать.
Придется вникнуть в программу и требования учителей по разным предметам. Хотя бы просто помочь ребенку отметить эти требования – на листочке, который прикнопим к стене перед письменным столом: «Русский язык – каждую неделю сдавать правила, брать с собой тетрадь для словаря. Обществознание – общая тетрадь, план презентаций…».
Помогите ребенку разобраться в новых терминах. Часто именно непонимание или неправильное понимание новых понятий, которые встречаются в учебниках или рассказах учителей, ведет к провалам в учебе. Научите ребенка лезть в словарь или гугл, чтобы все прояснять.
Знайте дисциплинарные правила, установленные в школе, и помогите ребенку выполнять их. Что подходит под формат школьной формы, а что нет. Какие прически разрешаются. Во сколько нужно быть в школе и что бывает за опоздания. Когда нужно покинуть школу.
В первые недели помогайте ребенку выполнять домашние задания. Но не делайте их за него. Договоритесь с ребенком о специальном времени, когда он должен выполнять задания, последите за выполнением договоренностей. Помогите решить задачу или найти материал к докладу, но постарайтесь не брать на себя слишком много ответственности – ребенок должен учиться сам.
Будьте терпеливы, дайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное: все наладится, у ребенка все получится, если он немного постарается, он молодец и умничка. Давайте ребенку отдых от любых внушений и побуждений, чтобы он мог побыть таким, какой он есть. Верьте в своего ребенка и любите его!
И последний совет – хвалите и обнимайте ребенка с самого утра, до первого урока, улыбайтесь ему. Это хороший заряд на весь школьный день!
Навигация по школе будет сложнее. Если раньше почти все уроки проходили в одном кабинете, то теперь каждый день — большое путешествие с десятком пунктов назначения. Даже перемены поначалу покажутся короче, ведь за это время нужно успеть собрать все вещи и переместиться из одного кабинета в другой.
Как подготовиться:
1. Узнать и показать ребенку, где находится кабинет классного руководителя. Так школьник будет знать, к кому обратиться, даже если потеряется.
2. Порассуждать, чем отличаются друг от друга разные помещения: почему в кабинете географии стоит глобус и висит карта, а в кабинете литературы — много портретов поэтов и писателей. Можно даже сделать рисунок каждого кабинета.
3. В первые недели пятого класса попробовать вместе составить «навигатор» по школе. Нарисовать картинку или схему, на которой будут изображены все нужные ребенку кабинеты, спортзал и место, где висит расписание уроков.
Придется носить в школу больше учебников. Мастхэв для пятиклассника — удобный рюкзак, в который поместится все необходимое. Важно, чтобы спинка была жесткой, а лямки можно было отрегулировать.
Был один учитель — станет несколько. И у каждого педагога свои порядки и требования. Если ребенок помимо школы посещает кружки и секции, привыкнуть чуть проще. Школьник уже понимает, что к тренеру по боксу бесполезно обращаться за помощью с домашкой по математике. А учитель фортепиано вряд ли даст дельные советы по технике боксерских ударов.
Как подготовиться:
Один важный факт, который стоит знать об этом учителе
Знает 1000 и 1 поговорку на все случаи жизни
В графе с фактами оставьте простор для творчества. Спросите у ребенка, что он сам хотел бы здесь написать. Может быть, преподаватель математики каждый урок проводит мини-проверочную работу, учитель музыки любит кошек, а русичка каждый раз хмурится, когда ученики произносят слово с ошибкой. Так ребенок систематизирует всё, что знает, а вы выясните больше о том, что происходит в школе.
Изменения в учебе
Школьных предметов станет больше. А некоторые теперь фигурируют под новыми названиями. Чтение превратится в литературу, а «окружающий мир» — в биологию, географию и историю. При этом многие предметы останутся в привычном виде: русский язык, математика (делится на алгебру и геометрию только в 7 классе), иностранный язык, музыка, изо, технология и физкультура.
Как подготовиться:
Учебная нагрузка возрастет. Самостоятельных работ и домашек станет больше. Да и подача материала изменится. Поэтому на первый план выйдут четкий режим дня, качественный отдых и удобная среда для обучения.
Как подготовиться:
Александра Просветова,
учитель начальной школы и математики в Skysmart
Пятиклассникам поначалу сложно воспринимать новый способ подачи материала. В учебниках для начальной школы много иллюстраций, а тексты делятся на темы.
В средней школе всё это резко пропадает: материал учебников оформлен более сухо, а в одной главе слишком много информации.
Здесь очень важна грамотная работа педагога. Если учитель продолжает включать в уроки занимательные игровые моменты, то переход происходит не так резко, и ребенку комфортнее настроиться на учебу.
Психологический комфорт
Будет сложнее выстраивать общение с учителями. Педагоги начальной школы обычно знают каждого ребенка «от» и «до». А вот с учителями-предметниками другая история. У этих преподавателей — сразу несколько классов, они не так погружены в особенности каждого ребенка. Поэтому первое время пятиклашкам хочется сходить в гости к первой учительнице, поделиться новостями и пожаловаться на жизнь.
Как подготовиться:
Александра Просветова,
учитель начальной школы и математики в Skysmart
Даже ученики онлайн-школы часто очень привязываются к учителю, и им тяжело расставаться с ним.
В этом случае преподаватель может оставить свои контакты, по которым ребенок и родители могут обратиться с вопросами. Эта опция вряд ли пригодится, но школьнику так точно будет спокойнее.
Остро встанет вопрос самостоятельности. У многих ребят пятый класс совпадает с переходным возрастом. Ребенок становится подростком и хочет делать всё сам. Но это не всегда дается легко.
Как подготовиться:
На первый план выйдет мнение сверстников. Все ребята становятся независимыми и теперь больше ориентируются друг на друга, а не на учителя. Здесь рецепт тот же — разговоры. Обсуждайте с ребенком, что он ценит в дружбе, с какими ребятами хочет общаться и с какими трудностями сталкивается.
Как подготовиться:
Любовь Чепурная,
учитель начальной школы и математики в Skysmart
Считается, что период адаптации в пятом классе — один из самых трудных в жизни школьника. И родителям нужно быть к этому готовыми.
Пятиклассники — это уже не дети, а маленькие взрослые. Для них на первый план выходит общение, и общественная оценка затрагивает их больше, чем оценка в дневнике. Если родители поймут и поддержат в этом своего ребенка, адаптироваться будет легче.
В этом возрасте детям важно самим принимать решения и доказывать, что они уже не малыши. Мой совет родителям: будьте ребенку другом, поддерживайте в начинаниях, говорите больше комплиментов.
У подростка появляется своя позиция, в которой его трудно переубедить. Если эмоциями младшего школьника можно управлять, то подростки более упрямы и вспыльчивы. Поэтому важно быть деликатными и относиться к ребенку как к равному: с уважением и вниманием.
Чтобы ничего не забыть — подготовили для родителей шпаргалку. Сохраняйте ее на компьютер или смартфон или распечатайте и отмечайте все пунктики вместе с ребенком.
Переход из начальной школы в пятый класс нередко вызывает сложности. Для ребёнка это резкая смена привычной обстановки, правил, людей и способов взаимодействия с ними. Например, детям сложно перестроиться на большое количество новых учителей (и предметов), с которыми теперь нужно как-то выстраивать отношения, и из-за этого страдает мотивация к учёбе.
А ещё иногда для перехода надо сдавать экзамены даже внутри одной школы. Но если родители решают перейти в другую, всё ещё больше усложняется.
Мы знаем, что многие дети не справляются с такими переменами. Не всем удаётся перейти на новый темп, новые, более сложные задачи, наладить учебную коммуникацию, которая тоже теперь не прежняя.
Поэтому мы в Новой школе уделяем особое внимание теме адаптации, проводим общие события, объединяющие начальную и среднюю школу, с учениками работают психологи и тьюторы, мы плавно запускаем предметное преподавание с третьего класса (чтобы заранее готовить детей к смене педагогов). А в доковидную эпоху мы проводили встречу, где пятиклассники сами делились опытом с четвероклассниками.
Но не у каждого ученика есть возможность всё сделать заранее для подобных перемен. Поэтому мы запустили курс комплексной подготовки к 5 классу для детей, которые не учатся у нас.
Понедельник и среду на курсе мы посвящаем русскому языку и математике: подтягиваем знания, углубляем их, выходя за рамки школьной программы, учимся решать нестандартные задачки и не бояться сложностей. Мы хотим повысить интерес детей и показать, что учиться — это очень увлекательно.
В пятницу мы занимаемся личностными и метапредметными навыками. Тьюторы работают с детьми над развитием учебной коммуникации, командного взаимодействия, сотрудничества со сверстниками и взрослыми из позиции уважения и доверия. Нам важно научить ребят не бояться пробовать новое и делать ошибки, адекватно оценивать свои действия, находить внутреннюю мотивацию, запрашивать помощь, принимать решения в условиях неопределённости. Потому что всё это в конечном счёте напрямую влияет на умение учиться.
Курс по подготовке к 5 классу запустился 23 ноября и продолжится до конца апреля (с перерывом на новогодние праздники, конечно). К нему можно присоединиться в любой момент, если будут места. Сейчас немного есть. Здесь все подробности и бронирование.
Трудности школьников при переходе в 5-й класс и пути их преодоления
Класс: 5
Мой педагогический стаж 25 лет. И все 25 лет я была классным руководителем. Сегодня я классный руководитель 6-го класса. Это не первый класс и, надеюсь, не последний. За годы работы убедилась, что самое трудное начинать всё сначала. Новый класс, новые родители, новые проблемы. Я про пятиклашек.
При переходе из начального звена в среднее учителям, родителям, пятиклассникам предстоит пройти сложный период– им нужно привыкнуть, приспособиться к друг другу, другими словами адаптироваться.
На протяжении своей жизни человек переживает период адаптации несколько раз, и каждый раз испытывает огромные переживания. Результатом адаптации является продукт сложных взаимодействий человека с внешней средой. Каким будет этот продукт для пятиклассника, во многом будет зависеть от родителей, педагогов и классного руководителя.
Считается, что период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В своём выступлении я остановлюсь на том, как строю свою работу по преодолению трудностей адаптации пятиклассниками как классный руководитель.
Прежде чем строить какую– либо работу по преодолению трудностей адаптации мне, как классному руководителю нужно чётко знать и учитывать возрастные особенности пятиклассников. Назову некоторые.
Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.
Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.
Я обратила внимание на то, что хотя около 70 % пятиклассников отмечают, что недостатков у них много, а нравится в себе “только одно”, “единственная черта”, т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон.
Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности.
Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.
У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому.
У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.
По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.
Этапы организации деятельности классного руководителя.
1 этап – подготовительный
Как классному руководителю мне необходимо знать, кто мои будущие пятиклассники. Поэтому работа начинается ещё с того момента, когда будущие пятиклассники обучаются в 4 классе. Я узнаю о них по рассказам учителя начальных классов, по своим наблюдениям за детьми в учебной и внеучебной деятельности. Чтобы их узнать лучше, провожу несколько тестирований детей по рисункам, вопросам, анкетам, анализирую документацию, имеющуюся на каждого ребёнка (личное дело, успеваемость, характеристика). Перед началом учебного года у меня уже есть определённая картина.
2 этап –основной. Основная цель работы: создание условий для успешной адаптации.
3 этап– заключительный, здесь соотносятся цели и задачи с результатами работы.
Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается.
Наблюдая не один год за пятиклассниками, отслеживая их успешность, вижу:
Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки;
Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.
Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:
• Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.
• Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.
Можно сказать еще и о неудобном расписании, увеличении нагрузки и множестве других более мелких вещей.
Если не учитывать этих факторов, не смягчать их определенным образом, то процесс адаптации детей в 5 классе может стать более сложным и длительным.
Как классному руководителю мне необходимо помочь каждому пятикласснику прожить критический период.
Для этого необходимо:
По сути, это направления моей работы как классного руководителя.
Что делаю по каждому из этих направлений.
Работа с родителями.
Как классный руководитель работу с пятым классом начинаю со знакомства с условиями проживания ребёнка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребёнка.
Работа с учителями – предметниками.
организация консультаций, бесед по различным вопросам ( посещаемость учащихся, поведение в школе, уровень подготовки домашнего задания)
посещение уроков с целью наблюдения за работоспособностью и успеваемостью учащихся
согласование общих требований
а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
не перебивать учителя, ни ученика;
поднятая рука – сигнал о вопросе, ответе;
б) организация учебного процесса:
наличие необходимых учебных пособий;
соблюдение правил оформления тетрадей
в) отношения между детьми, между учителем и ребёнком.
Создание доброжелательной атмосферы взаимоотношений в классном коллективе.
создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе ( доверительность, искренность, мягкость, оптимизм, возможность посоветоваться, пожаловаться, откровенно поговорить);
недопустимость критики в адрес ребёнка в присутствии других людей (учителей, сверстников);
поощрение, похвала ребёнка не только за учебные успехи;
установление определённых норм взаимоотношений с взрослыми, одноклассниками.
Используются формы общения:
Вовлечение учащихся в активную внеклассную работу.
подготовка общешкольных мероприятий;
организация внутриклассных мероприятий;
выполнение поручений в классе.
Перечень не может быть солидным, поскольку решается лишь конкретная задача: адаптация ученика, а не все задачи воспитательного процесса.
Содействие реализации возможностей ребёнка.
грамотное рассаживание детей в классе с учётом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожелания родителей;
отслеживание успеваемости каждого ребёнка (в сравнении с учёбой в начальной школе, в предыдущей четверти), анализ причин возникающих трудностей, прогнозирование возможных будущих проблем и поиск путей их решения;
организация классного самоуправления.
В начале учебного года были проведены выборы классного самоуправления, в их основу был положен выбор ребят. Каждый высказал сначала своё мнение о том, в каком секторе он хочет работать, затем в каком из секторов мог бы работать его одноклассник. Обязанности были строго распределены. В классе все ребята охвачены поручениями с учётом их интересов, а это способствует развитию активности, инициативы, деловитости. От общественных поручений никто не отказывается. Не всегда и не всё получается у ребят, но классное самоуправление, пройдя стадию становления в течении первых трёх четвертей 5 класса, стало функционировать лучше. Я считаю, что каждый ученик должен учиться руководить и подчиняться.
1.Определение уровня усвоения учебной программы в 4 классе и за 1 четверть 5 класса.
2.Определение школьной мотивации (по Н.Г. Лускановой). Основные факторы, влияющие на уровень школьной мотивации: уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдельными педагогами, личность классного руководителя, позиция родителей.
3.Анкетирование “Чувства, которые я испытываю в школе”, используется методика С.В.Левченко “Мои чувства в школе”, которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий “эмоциональный портрет” класса.
4. “Открытое письмо”. Методика заключается в том, что ребёнку предлагается дописать начатое предложение по своему усмотрению – так, как ему хочется. Прочитав их, можно увидеть проблемы.
6. Анкетирование учащихся “Твои ожидания в классе” – выявление круга интересов учащихся и их образовательных потребностей.
7.Анкетирование родителей – информация об интересах, склонностях ребёнка, круге друзей.
8. Определение уровня тревожности.
Меры, способствующие снижению тревожности у детей
1. В течение первой недели учебного года проводится экскурсия по школе чтобы показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
2. Классный руководитель составляет список правил для дежурных и знакомит с ним всех учащихся.
5. Беседа с детьми о том, для чего нужен дневник – для записи домашнего задания и выставления оценок; рассказать детям о требованиях к ведению дневника.
6. Обеспечить каждого ребёнка информацией о телефонах и днях рождения одноклассников.
7. В первые дни учебного года проводится классные часы, снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
8. Обучение школьников приёмам овладения своим волнением.
9. Перестройка самооценки, мотивации.
Любой результат должен быть увиден и измерен.
Измерителями работы классного руководителя по преодолению пятиклассниками трудностей адаптационного периода являются: