как подтвердить что ты пенсионер без удостоверения
Как и где получить свидетельство пенсионера
С 1 января 2021 года в территориальных органах ПФР стали выдавать пенсионерам свидетельство пенсионера.
Свидетельство пенсионера предъявляется во всех случаях, когда нужно подтвердить свой статус, как пенсионера. В этом случае, имея на руках свидетельство пенсионера, можно воспользоваться льготами и скидками:
Свидетельство пенсионера будет выглядеть как банковская карта с фотографией гражданина размером 21 х 30 мм в черно-белом или цветном исполнении и данными о его пенсии. Если гражданин является получателем двух видов пенсий, в свидетельстве пенсионера указываются сведения о двух получаемых видах пенсий. Кроме того, указывается страховой номер индивидуального лицевого счета, информация о виде назначенной пенсии и сроке, на который она оформлена.
Размер пенсии в свидетельстве пенсионера указываться не будет. Эта информация, как и раньше, будет содержаться в справках ПФР о назначении пенсии.
Новый документ полагается россиянам-пенсионерам, независимо от даты выхода на пенсию. За документом можно будет обратиться лично или по доверенности в любой территориальных орган ПФР.
Обменивать справки или пенсионные удостоверения на новое свидетельство пенсионера не нужно. Все ранее выданные документы останутся действительными.
Для того чтобы получить свидетельство пенсионера гражданину необходимо предоставить следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации
одну личную фотографию размером 21 x 30 мм в черно-белом или цветном исполнении без светлого угла.
Изображение лица на фотографии должно соответствовать возрасту гражданина (лица, в отношении которого подается запрос) на день подачи запроса. На фотографии гражданин изображается строго анфас, смотрящим прямо, без головного убора. Фон должен быть белым, ровным, без полос, пятен и изображения посторонних предметов и теней. Глаза гражданина должны быть открытыми, а волосы не должны заслонять их. Допускается использование фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданам, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов. Для граждан, постоянно носящих очки, допускается использование фотографий в очках без тонированных стекол.
При личном обращении в ПФР свидетельство пенсионера выдается в день обращения.
Свидетельство пенсионера действительно в течение срока, на который установлена пенсия, указанного в свидетельстве.
Свидетельство пенсионера оформляется и выдается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту подачи запроса в день обращения гражданина.
Как подтвердить статус пенсионера
Вопрос. Полгода назад мне назначили пенсию по старости. Но в отличие от моей старшей сестры, которая уже 10 лет на пенсии, мне не выдали пенсионное удостоверение. Как я буду подтверждать, что я пенсионер, например, в отделе социальной защиты населения или в бассейне, где пенсионерам предоставляют скидку?
Алена Юрьевна, г. Хабаровск
Отвечает начальник управления организации назначения и выплаты пенсий ОПФР по Хабаровскому краю Елена Андрусенко.
С 2015 года пенсионные удостоверения не выдают, т.к. действующее пенсионное законодательство не предусматривает выдачу и, соответственно, замену пенсионных удостоверений.
При получении государственных услуг в федеральных, государственных и муниципальных органах не требуется подтверждения статуса пенсионера, так как госструктуры обмениваются всей необходимой информацией в рамках межведомственного взаимодействия.
Ну а если где-то в ином месте нужно подтвердить свой пенсионный статус, это можно сделать, предоставив справку о факте получения пенсии. Заказать такую справку можно, не покидая своего дома, в Личном кабинете гражданина, также в МФЦ или клиентской службе ПФР, предварительно записавшись на прием, выбрав удобное время, чтобы забрать справку. Такими же способами можно получить и справку о размере пенсии и иных социальных выплат.
Справка имеет то же юридическое значение, что и ранее выдаваемое удостоверение. Напоминаем, что если у пенсионера имеется удостоверение, то оно также является действительным.
Справка вместо удостоверения
В адрес Отделения ПФР по Пермскому краю поступают вопросы граждан: почему при назначении пенсии клиентские службы ПФР не выдают пенсионные удостоверения?
Напоминаем: данные изменения были введены с 1 января 2015 года, когда вступил в силу закон «О страховых пенсиях», предусматривающий новые правила назначения, установления, перерасчета и корректировки пенсии, а также обращения за ней. Одним из изменений, установленных данным законом, была как раз отмена выдачи пенсионных удостоверений.
Это касается только тех, кто уходит на заслуженный отдых или получает право на пенсию по потере кормильца, инвалидности начиная с 2015 года. Пенсионные удостоверения, выданные раньше, легитимны и не требуют замены.
С другой стороны, в некоторых обстоятельствах пенсионное удостоверение используется пенсионером для подтверждения его статуса. Например, при получении социальной карты для проезда в общественном транспорте, при приобретении льготных билетов на пригородный железнодорожный транспорт при наличии права на предоставление таких льгот, в некоторых аптеках для получения «пенсионных» скидок, для получения категории «ветеран труда» и т.д.
В настоящее время при необходимости статус пенсионера подтверждается соответствующей справкой о назначении пенсии. В документе указаны ФИО пенсионера, дата рождения, СНИЛС, наименование подразделения ПФР, дата выдачи справки, размер пенсии.
Для получения справки необходимо обратиться в клиентскую службу Пенсионного фонда. Также документ можно оформить в Личном кабинете на сайте www.pfrf.ru.
Как подтвердить стаж для пенсии: консультации «пенсионщиков»
Граждане, выходящие на пенсию, часто сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы за 90-е годы прошлого века. Предприятия меняли собственников, многие закрывались и открывались новые. Были ситуации, когда работодатели исчезали вместе со всей документацией предприятия, оставляя своих работников без возможности подтвердить стаж работы и заработок, которые требуются для назначения пенсии. Что делать человеку, если трудовая книжка утеряна, предприятие ликвидировано, а отыскать документы в архивах шансов практически нет?
Консультации по этим вопросам дала Евгения Очертарова, главный специалист–эксперт отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Бурятии.
Трудовая книжка и ИЛС
Какие периоды работы включаются в страховой стаж при назначении пенсии? И так ли важна сегодня трудовая книжка?
С 2015 года при назначении пенсии периоды работы как до регистрации, так после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования устанавливается по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Вся информация хранится в Федеральной базе данных ПФР. До даты регистрации сведения о стаже были представлены работодателями по форме СЗВ-К на всех работающих граждан.
По законодательству в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданином, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. К уплате страховых взносов приравниваются взносы на государственное соцстрахование до 1991 года, уплата ЕСН и ЕНВД до 2002 года.
Таким образом, полноту представленной информации о периодах работы и суммах уплаченных страховых взносов за каждый период работы граждане могут увидеть и проверить в выписке из ИЛС в Личном кабинете на сайте ПФР.
Если человек понимает, что выписка содержит неполные сведения о трудовой деятельности, как можно восстановить пробелы?
Если в выписке указаны неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, то их можно внести на основании подтверждающих документов.
В этом случае во внимание принимается трудовая книжка, которая является документом, подтверждающим периоды работы до даты регистрации в системе ОПС.
Если все записи в ней оформлены правильно, в соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, то никаких проблем с учетом стажа не возникнет.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи или отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки от работодателя либо из архивного учреждения.
Это могут быть выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Следует отметить, смысл начинать поиск утраченных документов о каком-то периоде вашей работы будет только тогда, если вы точно знаете, что в этот период вы получали «белую» зарплату. Потому что при «серой» зарплате, распространенной в девяностых годах, работодатель не платил обязательные страховые платежи в ПФР, а это означает отсутствие у вас страхового стажа работы за этот период. Такие обстоятельства могут привести к назначению пенсии в меньшем размере, чем тот, на который рассчитывал заявитель.
Поэтому очень важно не ждать наступления пенсионного возраста, а готовиться к выходу на пенсию заранее, до наступления права. В соответствии с действующим законодательством обязанность по предоставлению документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсии, возложена на гражданина.
Где взять справку
Куда обращаться за справкой, если предприятие находится в другом регионе или оно ликвидировано?
Если предприятие находится в другом регионе, для получения справки о периодах работы ехать к месту, где располагалась организация, не нужно. Помощь в истребовании нужных документов о стаже или справки о заработной плате вам окажут при необходимости специалисты ПФР. Для этого нужно обратиться в клиентскую службу с заявлением.
Если предприятие ликвидировано, но у него остался правопреемник, справки о стаже и заработке должен выдать правопреемник.
При обращении в архивное учреждение заявителю приходит ответ в виде архивной справки, реже архивной выписки или копии документа. В архивную справку о подтверждении трудового стажа включаются данные за то время, за которое имеются сведения в документах архива: приводится точное название должности, занимаемой гражданином, и период его работы. В качестве документов, подтверждающих страховой стаж, используются приказы по личному составу, по основной деятельности, лицевые счета и другие документы.
Свидетели
Что делать, если организация ликвидирована, а в архивах нет документов этого предприятия?
В этой ситуации свой период работы на этом предприятии можно подтвердить только свидетельскими показаниями. Сведения о заработной плате свидетельскими показаниями не подтверждаются.
По правилам, если архивы предприятия утрачены не по вине работника, периоды работы гражданина на этом предприятии могут устанавливаться на основании показаний не менее двух свидетелей, которые знают гражданина по совместной работе в этот период.
Свидетели должны иметь документы, подтверждающие их работу у данного работодателя в период совместной работы с гражданином, за которого они свидетельствуют. Для этого гражданин должен написать заявление в орган ПФР по месту своего жительства с просьбой установить период работы по свидетельским показаниям, с указанием ФИО и адреса свидетелей. К заявлению приложить справку из архива об отсутствии у них документов ликвидированного предприятия, на котором работал гражданин. При этом длительность периода работы гражданина на предприятии, устанавливаемого на основании свидетельских показаний, не может быть больше половины страхового стажа, необходимого гражданину для назначения пенсии.
Свидетельскими показаниями могут подтверждаться только периоды работы на территории РФ, имевшие место только до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Следовательно, для подтверждения иных периодов (например: военная служба, период ухода за ребенком-инвалидом, период проживания супругов военнослужащих и др.) этот способ неприменим.
Зачастую, будущим пенсионерам и архивы не могут помочь, потому что, в частности, коммерческие организации в архивы просто документы не передавали. В таких случаях, если смысл обращения в суд?
К сожалению, подобная ситуация встречается довольно часто. Именно в период с 1986 по 1995 годы документы о стаже и заработке работников коммерческих организаций чаще всего не передавались в архивы.
Ситуация усугубляется тем, что законодательных актов о том, как следует поступать работнику в случае отсутствия документов о заработке в архивах, нет.
Решить данную проблему довольно сложно. Но в отдельных случаях гражданину рекомендовано обращаться в суд с иском о требовании возмещения причиненного ущерба к должностному лицу (работодателю), не исполнившему свои обязанности по передаче документов в архив в период ликвидации предприятия.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Новый порядок предоставления в ПФР документа, подтверждающего факт нахождения в живых
Доводим до Вашего сведения, что 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 г. № 1386 «Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее – Положение), в соответствии с которым изменяется порядок оформления ряда документов, представляемых в целях выплаты (перевода) пенсии.
Указанным нормативным правовым актом, в частности, утверждены новые формы следующих справок (только в случае требования Пенсионного Фонда России):
Существенно изменилось документальное оформление подтверждения факта нахождения гражданина в живых.
Подтверждение факта нахождения гражданина в живых осуществляется путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации либо в Пенсионный фонд Российской Федерации или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации. В этом случае составляется акт о личной явке гражданина (его законного представителя) с целью продолжения выплаты пенсии в соответствующий период по форме согласно приложению № 4 к Положению.
Таким образом, консул не выдает, как ранее, соответствующее нотариальное свидетельство, а составляет акт о личной явке гражданина (его законного представителя).
Для выплаты пенсий, назначенных на нетрудоспособных граждан (детей, братьев, сестер и внуков, не достигших 18 лет) и на граждан, признанных в установленном порядке судом недееспособными, получателями которых являются их законные представители, акт о личной явке должен производиться в отношении гражданина, которому назначена пенсия, и в отношении его законного представителя.
Обращаем внимание на то, что новый порядок позволяет обращаться за документом, подтверждающим факт нахождения гражданина в живых (актом о личной явке) не по состоянию на 31 декабря каждого года, а в любое удобное для заявителя время в рабочие дни и часы соответствующего учреждения. Кроме того, акт о личной явке и справки оформляются и выдаются без взимания платы.
Акты о личной явке граждан для продолжения выплаты пенсии будут направляться в Пенсионный фонд России Генконсульством, используя при этом электронный документооборот.
Материалы по назначению, переводу, восстановлению назначенной пенсии по прежнему направляются в Пенсионный фонд России самостоятельно по почте, либо с законным представителем.
Ознакомиться с текстом Постановления Правительства Российской Федерации и приложений к ним можно здесь.