как понять что ты экзорцист

Как уберечь себя от злого духа: советы католического экзорциста

как понять что ты экзорцист. Смотреть фото как понять что ты экзорцист. Смотреть картинку как понять что ты экзорцист. Картинка про как понять что ты экзорцист. Фото как понять что ты экзорцист

Согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян (45%) не верит в существование дьявола. Католический священник из Испании Хосе Мария Вегас Мольа, который уже более двадцати лет служит в России, об этом очень сожалеет. Будучи официальным экзорцистом архиепархии в Москве, отец Хосе уверен, что неверие не делает дьявола менее опасным. Вот и папа Римский Франциск недавно призвал католических священников не стесняться прибегать к услугам экзорцистов, если у них возникают подозрения в одержимости кого-то из прихожан. О том, как дьявол подчиняет себе человеческую волю, чего он боится и как изгоняется, священник рассказал в интервью РИА Новости. Беседовал Виктор Хруль.

— Отец Хосе, когда, на ваш взгляд, злой дух подчиняет себе человека?

— Влияние злого духа всегда подавляет или ограничивает нашу волю и притупляет нашу совесть. Важно понимать, что дьявол может только искушать нас, но решение преступить заповеди принимаем мы сами.

Недавно в Москве была интересная конференция, на которой один американский священник назвал четыре ситуации, четыре «точки доступа» дьявола в нашу жизнь.

Первая — отсутствие прощения: когда человек хранит в себе обиды, не прощает своих обидчиков. Это очень осложняет отношения человека с Богом, потому что отсутствие прощения блокирует влияние благодати.

Вторая — близкие отношения, ради которых человек готов совершить грех. Иногда из-за любви или дружбы мы соглашаемся с тем, что неправильно. Например, у меня близкий друг находится в трудном положении, и чтобы из него выбраться, предлагает мне совершить грязную финансовую сделку, обмануть кого-то. Я этого делать не хочу, понимаю, что это плохо, но ради дружбы делаю.

Третья предполагает уже прямые, непосредственные отношения с дьяволом: увлечение сатанизмом, оккультизмом, спиритизмом, движением «нью-эйдж», магией, обращение к колдунам, гадалкам, экстрасенсам и так далее. Там действуют непонятные силы, которые, как нам кажется, поначалу даже помогают, но потом все оборачивается иначе. Здесь важно помнить евангельский призыв «испытывать духов».

Я бы добавил сюда и йогу, если подразумеваются не только физические упражнения, но и некие духовные практики, духовный путь, который может отдалить нас от Бога. Мы вверяем себя только Богу и никому иному, и только через Иисуса Христа, а не через иных посредников. Кстати, экзорцисты из Индии занимают по поводу йоги более жесткую позицию, считая и дыхательные, и физические упражнения опасными для христиан.

Есть люди, которые считают, что и гомеопатия также связана с оккультизмом — я в этом не уверен, по-моему, это просто другой подход к лечению людей.

Еще один пример — рок-музыка. Некоторые ее направления действительно связаны с сатанизмом, с обращением к сатане, с черной мессой и другими проявлениями дьявола.

И, наконец, четвертая точка доступа связана с прошлым человека, с историей его семьи. Если кто-то из предков занимался оккультизмом, спиритизмом, магией, был колдуном — в этом сам человек не виноват, но это прошлое может повлиять на него отрицательно — подобно тому, как бывает наследственная предрасположенность к алкоголизму: если кто-то из родителей алкоголик, дети не виноваты, но могут из-за этого пострадать.

— Каким образом дьявол действует на людей?

— Обычно различают четыре уровня влияния дьявола.

Первый — это искушение. Искушения бывают у каждого, причем, как недавно напомнил папа Франциск, есть искушения естественные и есть исходящие от дьявола. Естественные связаны с нашей слабостью, когда мы уступаем, нарушаем предписания (например, вот сейчас нарушаем пост), но при этом понимаем, что поступаем плохо. Если же мы упорствуем в слабостях, не каемся и постоянно живем в таком состоянии, то рискуем впустить злой дух в свою душу.

Искушения, исходящие от дьявола, нацелены на то, чтобы дезориентировать нас в различении добра и зла. Дьявол искушает человека со времен грехопадения Адама и Евы, он пробуждает нашу гордыню и старается убедить нас в том, что мы якобы сами, без Бога, можем определять, что такое добро и что такое зло. То есть он предлагает нам стать богами, вытеснив при этом реального Бога.

В современном мире есть очень много явлений подобного рода. Одно из самых вопиющих — когда аборт считают правом женщины, а если право — значит, это хорошо, доброкачественно. Так зло — умышленное убийство — в публичной сфере называется добром, и таких примеров в современной жизни очень много. Исходит это, как вы понимаете, от дьявола.

Второй, третий и четвертый уровни влияния злого духа называют чрезвычайными.

Второй — физическое угнетение, когда у человека есть проблемы со здоровьем, не объяснимые с медицинской точки зрения: болит голова или желудок, неожиданно скачет давление и так далее. Врач же, внимательно исследовав пациента, медицинских оснований этим явлениям не находит. В этом случае уже экзорцисту надо изучить прошлое человека, посмотреть, когда, где и при каких обстоятельствах злой дух мог повлиять на него. Возможно, производились оккультные действия, или другой человек, одержимый дьяволом, мог повлиять.

Кстати, раньше я был очень скептически настроен по отношению к возможности влияния других людей — колдовства, «приворотов» и прочего. Но за годы практики экзорциста, убедился, что «привороты» могут действовать, причем очень эффективно и разрушительно для человека.

Третий — наваждение, когда дьявол действует на человека не только на физическом, но и на психическом уровне. Например, у него появляются навязчивые идеи о самоубийстве, он впадает в депрессию или у него возникают необъяснимые вспышки гнева против сакральных предметов, или он не может войти в храм. Пока это внешнее влияние злого духа, но уже очень сильное. Опять же, повторяю, бывает очень трудно определить, это психическая болезнь или духовная проблема.

— А отрицание Бога — это тоже наваждение? Мы беседуем в год столетия революции в России. Солдаты, врывавшиеся в храмы, оскверняющие алтари и сжигающие иконы, тоже были в состоянии наваждения?

— Нет, не обязательно. Это может быть по идеологическим причинам. Человек искренне считает, что религия — это обман, эксплуатация и отчуждение человека от самого себя, и поэтому у него есть гнев или ненависть против религии… Там дьявол, конечно, тоже действует, но не на уровне наваждения, а на уровне искушения, я бы сказал.

— А четвертая, самая тяжелая степень влияния злого духа – это что?

— Она называется одержимостью. В этом случае дьявол присутствует в теле человека.

Важно понимать, что при наваждении, и даже одержимости, человек не находится в состоянии греха. Он может находиться даже в состоянии благодати. Но последствия воздействия злого духа могут остаться, поэтому хорошо прочесть молитву освобождения. Это не экзорцизм, но тоже очень сильная молитва, причем ее можно читать без специального разрешения епископа, и некоторые католические священники в России это делают.

Церковь говорит, что священник перед экзорцизмом должен быть уверен, что человек действительно одержим дьяволом. В принципе это так, но многие священники, которые этим занимаются, полагают, что экзорцизм возможен и для уточнения того, одержим ли человек. У меня несколько раз случалось так, когда я не был уверен в одержимости, но при чтении молитвы освобождения у человека были очень сильные реакции (резкие головные боли, озноб, дрожь, лихорадка, обильное потоотделение — вплоть до потери сознания, говорение на языках, которые этот человек никогда не знал). Это означало, что внутри что-то есть, возможна одержимость, и тогда я переходил к экзорцизму. Такое за девять лет у меня случалось четыре раза.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, что такое экзорцизм.

— Экзорцизм в католической церкви — это литургическое действие, которое совершается в случаях, когда человек освобождается от влияния дьявола. Например, во время таинства крещения, потому что во время крещения человек посвящается Христу и освобождается от дьявола и всякого греха. Важно отметить, что экзорцизм сам по себе не является таинством.

Источник

Изгоняющие дьявола: где учатся и как работают современные экзорцисты

Кажется, что «экзорцизм» — словечко из Средних веков или из голливудских фильмов ужасов. Однако изгнание бесов в западном обществе не просто практикуется, но стремительно набирает популярность. В Италии каждый год регистрируют полмиллиона запросов на изгнание дьявола, а в США количество экзорцистов за последние несколько лет выросло в несколько раз. Разбираемся, почему так происходит, где учат на экзорцистов, как сегодня проходят обряды и что об этом думает официальная медицина.

Мода на экзорцизм и ее причины

США и Европа переживают ренессанс экзорцизма. Официальный экзорцист архиепархии американского города Индианаполиса Винсент Ламперт утверждает, что в 2018 году получил более 1700 запросов за несколько месяцев. Его коллега отец Гэри Томас в интервью говорит, что ему поступает не менее дюжины заявок в неделю.

Растет и число экзорцистов: если еще в 2011 году в США было лишь 15 специалистов такого рода, то сейчас их больше сотни.

В других странах тоже наблюдается всплеск запросов на экзорцизм. Лидер — Италия: там ежегодно фиксируется около полумиллиона обращений. Интерес к этому растет во Франции, Ирландии, Великобритании и особенно в Польше, где сегодня работают более 130 практиков. Папа Франциск относится к этому явлению со всей серьезностью: в 2014 году он официально признал созданную еще в 1990-х Международную ассоциацию экзорцистов, объединяющую несколько сотен человек из 30 стран.

как понять что ты экзорцист. Смотреть фото как понять что ты экзорцист. Смотреть картинку как понять что ты экзорцист. Картинка про как понять что ты экзорцист. Фото как понять что ты экзорцист

Почему же то, что выглядит как полное мракобесие, так популярно в наше просвещенное время? Во-первых, при ближайшем рассмотрении время оказывается не таким уж просвещенным. Почти две трети американцев верят в существование дьявола, а 51% — в то, что человек может быть одержим дьяволом или его приспешниками. 46% опрошенных верят в целительную силу экзорцизма (еще 36% сомневаются; полностью отвергают пользу этого обряда только 19% опрошенных). Так что потенциальных клиентов более чем достаточно.

Во-вторых, рост спроса на экзорцизм может быть связан с падением интереса к традиционным религиям, а также с популярностью мистических течений и практик. Наконец, не последнюю роль сыграла и массовая культура: фильмы, сериалы и другая медиапродукция об изгнании нечистой силы появляются с завидной регулярностью и подогревают интерес к экзорцизму. По словам социолога Майкла Кунео, автора книги «Американский экзорцизм: изгнание демонов в стране изобилия», в 1960-х годах «экзорцизм в США практически не существовал, он давно ушел в прошлое, и никому уже не приходило в голову изгонять бесов».

Но в 1973 году вышел фильм «Экзорцист», после которого появилось множество других фильмов на ту же тему, — и уже к 1980-м практика переживала новый расцвет.

Впрочем, вряд ли дело только в медиа. Идея о вселяющемся агенте запрятана в нас гораздо глубже, чем может показаться. Недаром она сопровождает человечество с древнейших времен и появляется практически в каждом обществе, почти во всех конфессиях. Возможно, людей утешает мысль о том, что причина происходящих с нами бед пришла извне — а значит, ее можно устранить с помощью некой последовательности действий.

как понять что ты экзорцист. Смотреть фото как понять что ты экзорцист. Смотреть картинку как понять что ты экзорцист. Картинка про как понять что ты экзорцист. Фото как понять что ты экзорцист

Где учат на экзорцистов?

Главный образовательный центр для католических экзорцистов, конечно, Ватикан. Там с 2005 года проводят курсы, на которых каждый год обучаются несколько сотен священников из 50 стран. Обучение проходит раз в год, длится неделю и стоит около 300 евро. Программа «предлагает академическое и междисциплинарное исследование экзорцизма» и охватывает широкий круг вопросов: «антропологических, социальных, теологических, литургических, медицинских, нейробиологических, фармакологических, криминологических и юридических».

Лекции читают практикующие экзорцисты с многолетним опытом. По окончании курса участникам выдают сертификаты.

Но сами по себе документы не дают права проводить обряд «большого экзорцизма» (католическая церковь подразделяет экзорцизм на «большой» и «малый» — в зависимости от степени одержимости «пациента»): для этого требуется разрешение епископа местной епархии.

Экзорцизм: инструкция по применению

В 1999 году Католическая церковь впервые с 1614 года обновила правила, касающиеся экзорцизма. Главное новшество — проведена четкая граница между одержимостью и психическими заболеваниями.

Поэтому сегодня далеко не каждый запрос на экзорцизм заканчивается обрядом, наоборот: до финальной стадии доходят единицы. Католические священники-экзорцисты работают в команде с психиатрами и психологами, которые должны определять, не является ли то, что кажется одержимостью, симптомом болезни? (Правда, представители церкви считают, что психиатрам, работающим с «одержимыми», тоже желательно быть верующими — чтобы они могли хотя бы допустить существование «чего-то большего», чем просто болезнь, а не сразу отметать явление как ненаучное). При ближайшем рассмотрении обычно выясняется, что «одержимый» страдает от шизофрении или диссоциативного расстройства или принимает психотропные препараты.

Только если врачи подтвердили, что человек психически здоров, за дело берется священник.

Следующая стадия — выявление классических признаков одержимости:

Что такое одержимость и почему она возникает: католицизм vs официальная медицина

Согласно католической доктрине демоны могут пользоваться разными порталами, но основных два:

Многие священники считают опасными даже увлечение нью-эйдж-практиками, йогу, интернет и книги про Гарри Поттера.

Что об этом говорит наука? Термин «одержимость демонами» в современной психиатрии не входит в перечень диагнозов Международной классификации болезней (2010). Однако там всё же присутствует описание расстройства «F44.3: Транс и одержимость», которое характеризуется «временной потерей личностной идентичности и полной неосознанности окружающего».

Впрочем, по мнению профессора психиатрии Колумбийского университета Джеффри Либермана, «одержимость» почти всегда можно объяснить уже известными медицине расстройствами и состояниями, чаще всего диссоциативным расстройством. А «целительное действие» экзорцизма, когда в ряде случаев после обряда симптомы действительно исчезают, по крайней мере на время, ученые обычно связывают с эффектом плацебо, внушением и самовнушением.

как понять что ты экзорцист. Смотреть фото как понять что ты экзорцист. Смотреть картинку как понять что ты экзорцист. Картинка про как понять что ты экзорцист. Фото как понять что ты экзорцист

С этим согласны большинство ученых, но есть и другие мнения. Например, профессор клинической психиатрии Ричард Галлахер помимо своей основной деятельности бесплатно консультирует священников, сталкивающихся с одержимостью. Он рассказывает о ситуациях, которые медицина объяснить не могла: к примеру, о пациентке, которая «могла рассказать, как умерли люди, которых она не знала, в том числе моя собственная мать, и говорить на нескольких языках, которых не знала, включая латынь». По словам Галлахера, в его многолетней практике действительно бывали случаи, хотя и чрезвычайно редкие, которые он не может объяснить ничем, кроме мистики. Впрочем, другие ученые возражают, что, если медицина пока и не может понять причину этих явлений, это не означает автоматически, что они имеют сверхъестественную природу.

Люди приписывают себе одержимость еще и потому, что ментальные заболевания стигматизированы. Человеку и его семье не так стыдно думать, что в него вселился бес, чем что он болен.

«Считать, что определенное поведение вызвано влиянием злых духов, зачастую удобно, — утверждает польский психолог Игорь Петкевич, много лет исследующий феномен одержимости. — Вместо того чтобы признать, что у человека есть психологические проблемы или сложная семейная ситуация (включающая, например, домашнее насилие) и начать решать эти проблемы, семье легче приписать всё это потусторонним силам и сфокусироваться на изгнании демонов». В некоторых случаях, пишет он, обряд экзорцизма действительно может принести временное облегчение, но в других он может дополнительно травмировать.

Игорь Петкевич называет еще одну причину, по которой человек может считать себя одержимым, — это бессознательное стремление перенести ответственность за «нежелательное» поведение и «неподобающие» эмоции и желания на внешнее воздействие. Он приводит в пример случай, когда женщина, обычно уравновешенная и вежливая, увидела, как ее муж флиртует с другой, впала в ярость и ударила его ножом. «Она была убеждена, что сама не совершала ничего подобного, а просто была в этот момент одержима».

К обрядам экзорцизма официальная медицина относится очень осторожно. Большинство ученых, исследующих этот феномен, считают: обряд изгнания демонов не только не устраняет истинную причину расстройства, но может и ухудшить симптомы, а главное — помешать пациенту получить правильный диагноз и лечение. Впрочем, по мнению профессора Казухиро Тадзима Посо, в этом вопросе очень важен диалог между священнослужителями и медицинскими специалистами. Ведь для религиозных пациентов мнение священника может быть гораздо авторитетнее, чем факты и научные доказательства. И необходимо использовать их влияние, чтобы убедить таких людей обратиться за лечением.

Источник

Экзорцизм

«Гос­подь дотоле хранит душу твою, доколе ты хра­нишь язык твой».
Анто­ний Вели­кий (из книги «Отеч­ник» св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова)

А.И. Осипов,
про­фес­сор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии

Магизм как состо­я­ние созна­ния воз­мо­жен всюду. Яркий пример его в хри­сти­ан­ской прак­тике – кре­ще­ние, при­ча­ще­ние, вен­ча­ние или мона­ше­ский постриг по при­нуж­де­нию или по чисто житей­ским побуж­де­ниям (напри­мер, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом гово­рит Гос­подь ( Мк. 16:16 ).

Выра­же­нием того же маги­че­ского созна­ния явля­ется рас­про­стра­ня­ю­ще­еся в послед­ние деся­ти­ле­тия так назы­ва­е­мое отчи­ты­ва­ние (экзор­цизм). Зани­ма­ются им отдель­ные свя­щен­ники, не име­ю­щие на то (напри­мер, в Мос­ков­ской епар­хии) бла­го­сло­ве­ния епи­скопа, без кото­рого иерей в прин­ципе не имеет права совер­шать ни одного свя­щен­но­дей­ствия. (Ссылки закли­на­те­лей на раз­ре­ше­ние духов­ника явля­ются не более как попыт­кой само­оправ­да­ния, поскольку в любом случае тре­бу­ется бла­го­сло­ве­ние епи­скопа, без кото­рого любое свя­щен­но­дей­ствие и тем более отчи­ты­ва­ние пре­вра­ща­ется в деяние анти­ка­но­ни­че­ское, губи­тельно дей­ству­ю­щее и на закли­на­теля, и на боль­ного.) Лаоди­кий­ский собор (364) поста­но­вил: «Не про­из­ве­ден­ным от епи­ско­пов не должно закли­нати ни в церк­вах, ни в домах…» (пр. 26). Это крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствует как о том, насколько нецер­ков­ный харак­тер имеет новая прак­тика, так и о духов­ном состо­я­нии отчи­ты­ва­ю­щих. Пре­по­доб­ный Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин очень опре­де­ленно гово­рит о послед­нем: «А кто желает пове­ле­вать нечи­стыми духами, или чудесно пода­вать здра­вие боля­щим, или являть перед наро­дом какое-либо из дивных зна­ме­ний, тот хотя при­зы­вает имя Хри­стово, но бывает чужд Христа, поелику, над­мен­ный гор­до­стью, не сле­дует Учи­телю сми­ре­ния… Посему-то отцы наши нико­гда не назы­вали тех мона­хов доб­рыми и сво­бод­ными от заразы тще­сла­вия, кото­рые хотели слыть закли­на­те­лями…»1

Экзор­цизм имел место в Древ­ней Церкви в силу особых даро­ва­ний, нис­по­сы­ла­е­мых ей в тот период, но был пре­кра­щен. «Поста­нов­ле­ния апо­столь­ские» (III в.) уже запре­щают постав­лять экзор­ци­стов, моти­ви­руя это тем, что «слав­ный подвиг закли­на­ния есть дело доб­ро­воль­ного бла­го­рас­по­ло­же­ния и бла­го­дати Божией через Христа, нaи­тиeм Свя­того Духа, потому что полу­чив­ший даро­ва­ние исце­ле­ний пока­зу­ется через откро­ве­ния от Бога и бла­го­дать, кото­рая в нем, явна бывает всем». В V в. экзор­ци­сты уже не упо­ми­на­ются2. Спе­ци­аль­ный же чин отчи­ты­ва­ния в треб­нике мит­ро­по­лита Петра Могилы (XVII в.) като­ли­че­ского про­ис­хож­де­ния, и в Рус­ской Церкви он не полу­чил ника­кого прак­ти­че­ского при­зна­ния. Ни один из рус­ских святых не отчи­ты­вал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Свя­того Духа, кото­рым и совер­шал исце­ле­ния.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь всегда сле­до­вала словам Спа­си­теля, что «сей род изго­ня­ется только молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 ), то есть пра­виль­ной подвиж­ни­че­ской жизнью, бла­го­даря кото­рой хри­сти­а­нин по мере сми­ре­ния дости­гает бес­стра­стия и полу­чает от Бога дар побеж­де­ния злых духов. Только достиг­ший бес­стра­стия спо­со­бен без вреда для боль­ных и для себя всту­пить в откры­тую борьбу с духами тьмы. Однако тако­вых и в древ­но­сти были еди­ницы3, а о насто­я­щем вре­мени и гово­рить не при­хо­дится. Поэтому свя­щен­ник, даже самый бла­го­че­сти­вый, но дер­за­ю­щий сам с помо­щью особых молитв и свя­щен­но­дей­ствий («ех opere operate») изго­нять (отчи­ты­вать) злых духов «Иису­сом. Кото­рого Павел про­по­ве­дуют» ( Деян. 19:13 ), рис­кует не только себя под­верг­нуть тому пору­га­нию от них, о кото­ром про­мыс­ли­тельно повест­вует книга Деяний апо­столь­ских, но вверг­нуть и бес­но­ва­того в еще боль­шие болезни и стра­да­ния. Не имея дара Свя­того Духа. нельзя созда­вать види­мость дей­ствия Его дара. Свя­ти­тель Игна­тий с горе­чью вос­кли­цал о подоб­ных попыт­ках: «Душе­па­губ­ное актер­ство и печаль­ней­шая коме­дия – старцы, кото­рые при­ни­мают на себя роль древ­них святых Стар­цев, не имея их духов­ных даро­ва­ний»4.

Бесов могли изго­нять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на кото­рых ука­зы­вал им Сам Гос­подь. При этом святые исце­ляли «просто» молит­вой, боль­шей частью внут­рен­ней, неви­ди­мой для других, реже – внеш­ней (см., напри­мер молитвы свя­ти­те­лей Васи­лия Вели­кого, Иоанна Зла­то­уста), совер­шая таин­ства Пока­я­ния, Собо­ро­ва­ния, Евха­ри­стии, но без какого-либо спе­ци­аль­ного закли­на­тель­ного чино­по­сле­до­ва­ния5, поскольку тако­вой уже совер­ша­ется над всеми веру­ю­щими перед таин­ством Кре­ще­ния и явля­ется освя­ще­нием их акта созна­тель­ного отре­че­ния от сатаны и всех дел его.

Гос­подь запре­щал гово­рить бес­но­ва­тым, и святые отцы кате­го­ри­че­ски запре­щали слу­шать их и вхо­дить в какой-либо кон­такт с гово­ря­щими духами, теперь же во время отчи­ты­ва­ния бесы полу­чают полную сво­боду «про­по­ве­до­вать», вво­дить при­сут­ству­ю­щих в заблуж­де­ние, зара­жать их своим духом лукав­ства, гор­дыни, плот­ских стра­стей и т.п. Нередко при этом ведется теле­съемка, кото­рая рас­про­стра­няет бесов­скую ложь на еще более широ­кий круг людей.

Вот несколько выска­зы­ва­ний святых отцов по дан­ному вопросу.

В посла­нии под именем свя­ти­теля Кли­мента Рим­ского «О дев­стве» аске­там пред­пи­сы­ва­ется «…посе­щать одер­жи­мых злыми духами и тво­рить над ними молитвы. Постом и молит­вою пусть закли­нают, не сло­вами крас­ными, отбор­ными и изыс­кан­ными, но как мужи, от Бога полу­чив­шие дар вра­че­ва­ния».

«Он (авва Пити­рион) много бесе­до­вал с нами и с осо­бен­ною силою рас­суж­дал о раз­ли­че­нии духов, говоря, что неко­то­рые бесы наблю­дают за нашими стра­стями и часто обра­щают оные ко злу. Итак, чада, гово­рил он нам, кто хочет изго­нять бесов, тот должен сперва пора­бо­тить стра­сти: ибо какую страсть кто побе­дит, такого беса и изго­нит. Мало-помалу должно вам пора­бо­тить стра­сти, чтобы изгнать демо­нов этих стра­стей»6.

У пре­по­доб­ного Иоанна Кас­си­ана Рим­ля­нина в бесе­дах «О Боже­ствен­ных даро­ва­ниях» нахо­дим сле­ду­ю­щее: «Чело­век, пре­дан­ный явным поро­кам, может иногда про­из­во­дить уди­ви­тель­ные дей­ствия и потому почи­таться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обла­дает даром исце­ле­ний, над­мен­ный гор­до­стью сердца, испы­ты­вает тяг­чай­шее паде­ние. От сего про­ис­хо­дит то, что демоны, с воплем именуя людей, не име­ю­щих ника­ких свойств свя­то­сти и ника­ких духов­ных плодов, пока­зы­вают вид, будто их свя­тость жжет их и они при­нуж­дены бежать от одер­жи­мых ими»7.

Пре­по­доб­ный Вар­са­ну­фий Вели­кий: «Нехо­рошо с уси­лием молиться о том, чтобы полу­чить исце­ле­ние, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Про­ти­во­ре­чить дья­волу при­лично не всем, но только силь­ным о Боге, кото­рым пови­ну­ются бесы; если же кто из несиль­ных будет про­ти­во­ре­чить, бесы руга­ются над ним, что, нахо­дясь в их власти, он им же про­ти­во­ре­чит. Также и запре­щать им – дело мужей вели­ких, име­ю­щих над ними власть. Многие ли из Святых запре­щали дья­волу, подобно Миха­илу Архан­гелу, кото­рый сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощ­ным, оста­ется только при­бе­гать к имени Иису­сову»9.

Пре­по­доб­ный Иоанн Пророк на просьбу помо­литься о бес­но­ва­том: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и моля­щие за него будут услы­шаны, ибо «много может молитва пра­вед­ного спо­спе­ше­ству­ема» ( Иак. 5:16 ), и Гос­подь сказал: «Сей же род не исхо­дит, токмо молит­вою и постом» ( Мф. 17:21 )»10.

Пре­по­доб­ный Исаак Сирин о пре­ко­сло­вии бесам: « Ибо ты выхо­дишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерз­кое пре­ко­сло­вие) служит для них ору­жием, кото­рым воз­мо­гут они пора­зить тебя, несмотря на всю твою муд­рость и на все твое бла­го­ра­зу­мие».11

Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский: «Осво­бо­див­ши­еся от бесов еще хуже ста­но­вятся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ются»12.

Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов): «Ника­ких закли­на­тель­ных молитв не нужно: они про­чи­таны над каждой из вас при святом Кре­ще­нии. Нужно пре­даться воле Божией и при­знать себя достой­ным вся­кого чело­ве­че­ского и бесов­ского наве­де­ния: тогда стра­хо­ва­ние прой­дет само собой…»

«Поми­найте в молит­вах Ваших боля­щую Д., кото­рая пре­дана судь­бами Божи­ими сатане, да дух ее спа­сется… В духов­ном отно­ше­нии такое нака­за­ние Божие отнюдь не служит худым сви­де­тель­ством о чело­веке: такому пре­да­нию сатане под­вер­га­лись многие вели­кие угод­ники Божии… Гораздо мало­важ­нее бес­но­ва­ние, нежели при­ня­тие какого-либо вра­же­ского помысла, могу­щего навеки погу­бить душу».13

При­ве­ден­ные выска­зы­ва­ния святых крас­но­ре­чиво сви­де­тель­ствуют об их отно­ше­нии к столь серьез­ному для нашего народа вопросу цели­тель­ства бес­но­ва­тых.

Отчи­ты­ва­ние есть явле­ние того же духов­ного порядка, что и широко рас­про­стра­нив­ши­еся в насто­я­щее время по всему ино­слав­ному Западу так назы­ва­е­мое пяти­де­сят­ни­че­ство, хариз­ма­тизм, дви­же­ние «нового века», а в секу­ляр­ной среде – так назы­ва­е­мая экс­тра­сен­со­рика. Все это кале­чит и души, и тела людей.

Маги­че­ское вос­при­я­тие культа явля­ется одной из глав­ных причин вырож­де­ний хри­сти­ан­ской рели­гии, ее иска­же­ний, при­чи­ной роста язы­че­ства, осо­бенно ате­изма, оккуль­тизма и сата­низма.

Вели­чай­шее иску­ше­ние для чело­века – «сорвать тайны бытия» (Бога, чело­века, при­роды) и самому стать «как Бог», непод­власт­ным Богу, более того, попы­таться под­чи­нить себе и Самого Бога. Магия и есть безум­ная попытка реа­ли­за­ции такой идеи – своего рода пси­хо­ло­ги­че­ская рево­лю­ция чело­века против Бога.

По Свя­щен­ному Писа­нию, послед­ним шагом раз­ви­тия язы­че­ства должно быть явле­ние вла­сти­теля всего мира – анти­хри­ста, «чело­века греха», «без­за­кон­ника» ( 2Фес. 2; 3, 8 ) в высшем и исклю­чи­тель­ном зна­че­нии этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выда­вая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ) и творя лже­чу­деса с помо­щью магии и других средств.

При­ме­ча­ния:

статья напе­ча­тана в жур­нале “Пра­во­слав­ная беседа” № 1, 2000 год.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *