как понять что у тебя гиперактивный ребенок
Как понять что у тебя гиперактивный ребенок
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Особенности поведения практически каждого ребенка – чрезмерная активность, любознательность.
Статья:
Особенности поведения практически каждого ребенка – чрезмерная активность, любознательность. У некоторых детей эти черты особенно ярко проявляются, вызывая ряд опасений у родителей. Следует ли настораживаться при повышенной подвижности малыша? Что такое гиперактивный ребенок, как проводится диагностика СДВГ и как реагировать на такой диагноз? Какими последствиями грозят не совсем обычные особенности поведения любимого чада? Вопросов у родителей собирается не так уж и мало, поэтому лучше внимательно изучить основные признаки нарушений психики, правила воспитания малыша, узнать, что думают об этом психологи.
Диагностика СДВГ
Родители должны помнить – чем раньше отправиться с визитом к неврологу, тем быстрее получится диагностировать нарушения в развитии ребенка и предпринять необходимые меры. Первые звоночки можно обнаружить даже в год, для этого нужно проявить только некоторую наблюдательность.
Обязательно рассказать врачу, кто в семье страдал от подобного диагноза, дать малышу точную характеристику. Даже малейшие изменения подробно описать специалисту – плохой сон, повышенную возбудимость, особенности поведения.
Основные методы, используемые для диагностики СДВГ:
В особо сложных случаях проводят аппаратные исследования – электроэнцефалографию или магнитно-резонансную томографию. Манипуляции совершенно безвредны, не вызывают неприятных ощущений или боли у малыша.
Что такое гиперактивность
Гиперактивность – нарушения в работе головного мозга ребенка (нередко встречается СДВГ также у взрослых), вызывающие изменения в поведении и провоцирующие повышенную возбудимость. Медицинская статистика гласит, что примерно у 7–9% детей наблюдается проявление, угрожающее серьезными проблемами при отсутствии правильного реагирования. У девочек синдром гиперактивности диагностируется значительно реже, чем у мальчиков.
Причины
СДВГ принято считать заболеванием, хотя это не совсем так – если взрослые правильно последуют советам психолога, малыш перерастет это состояние, и ничем не будет отличаться от своих сверстников. Основные причины проявления – сложности, возникающие у женщины в период беременности.
Токсикоз, высокое давление приводят к внутриутробной гипоксии плода. Это неминуемо отражается на развитии головного мозга и приводит к нарушениям его работы.
Провоцирующие факторы
Есть ряд факторов, которые напрямую связаны с развитием ребенка, особенно его психикой. Если будущая мама в продолжение беременности увлекалась сигаретами, часто нервничала, подвергалась стрессам или продолжала тяжело работать, можно с уверенностью предположить, что именно это отразилось на нервной системе малыша.
В группу риска также входят дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, при слишком затяжных или, наоборот, стремительных родах. Наложение щипцов также способно вызывать проблемы с развитием головного мозга малыша.
Классификация синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Есть несколько разновидностей СДВГ, которые позволяют точно определить клиническую картину и предпринять наиболее эффективные шаги для устранения проблемы. Классификация синдрома:
Синдром также бывает двух видов – первичный, когда патологии развития головного мозга возникают еще в материнской утробе, и вторичный – причинами проявления являются заболевания или травмы уже после рождения ребенка. Редко, но наблюдаются тяжелые формы СДВГ, которые сопровождаются дополнительными симптомами в виде недержания мочи, нервного тика, нарушений речи, мелкой моторики.
Симптомы
Определить нарушения развития и поведения сложно, но при некоторой наблюдательности родители способны заподозрить проблему. Даже незначительных симптомов достаточно, чтобы немедленно отправиться к специалисту, рассказать о своих подозрениях, пройти необходимые исследования.
Лечение применяется только после точного диагностирования – самостоятельно применять какие-либо меры, даже самые щадящие, категорически запрещено. Допущенные ошибки грозят стремительным развитием проявления.
У новорожденных
У детей до года определить проявление очень сложно, для этого требуются специальные исследования. Насторожить родителей должны такие признаки:
Еще один признак – груднички постоянно плачут и капризничают даже после кормления или продолжительного сна.
У детей в 2-3 года
У ребенка 3 лет нарушения психики более ярко выражены, чем у новорожденных, поэтому родители без труда могут обнаружить тревожные признаки. На синдром гиперактивности указывают такие симптомы:
Еще один признак синдрома, который часто наблюдается у малыша в 4 года – неспособность усидеть на одном месте, ребенок часто вскакивает и начинает хаотично бегать по комнате.
У школьников
Определить у ребенка 6 лет СДВГ можно по ряду признаков, которые доставляют родителям немало беспокойства. Основные симптомы проявления:
Частая смена настроения – еще один признак, с высокой точностью указывающий на проблемы с психикой.
Норма или патология – ложная гиперактивность
Нередко случается, что настоящую гиперактивность путают с ложной, ведь все дети довольно активны и по-разному проявляют свой характер. Именно поэтому не следует делать скоропалительных выводов и отказываться от визита к психологу. Только специалист способен с точностью определить, нормальным ли является поведение ребенка и как воздействовать на проявление.
Когда проявляется
Проявляться синдром гиперактивности способен еще с младенческого возраста, но наиболее ярко признаки нарушений развития обнаруживают себя в 4-6 лет. Родителям не рекомендуется самостоятельно решать, насколько поведение малыша отличается от нормы – только визит к специалисту способен с точностью определить тревожную патологию.
Как воспитывать
Справиться с проявлением можно только комплексным подходом. Для этого специалисты рекомендуют использовать специальные развивающие игры, заниматься спортом, даже прибегнуть к диете. Настроиться нужно на продолжительное лечение – нередко на избавление от патологии уходят годы.
Спорт для гиперактивных детей
Активное занятие спортом – один из способов выплеснуть избыточную энергию. Рекомендуется записать ребенка в спортивную секцию – на плаванье, гимнастику, спортивные танцы. Обязательно предупредить тренера о гиперактивности и необходимости своевременно вмешиваться в конфликты детей. Верховая езда также принесет немало пользы, но лучше посещать клуб вместе со своим любимым чадом – это станет для него неплохой поддержкой.
Правила для родителей
Что делать родителям, и какие правила соблюдать? Основное правило для взрослых – ни в коем случае не пытаться заставить малыша. Если медицинские советы рекомендуется выполнять безукоризненно, лучше пытаться изменить режим постепенно, заранее подготавливая свое чадо к некоторым нововведениям.
Как успокоить
Если ребенок сильно возбужден и не может самостоятельно справиться со своими эмоциями, родителям рекомендуется вывести малыша в другое помещение, тихое и спокойное. Других взрослых или детей быть здесь не должно. Дать своему чаду воды, погладить, проявить беспокойство о его состоянии. Малыш должен почувствовать, что о нем тревожатся, не осуждают.
Перед сном отказаться от подвижных игр, лучше спеть вместе песенку, почитать сказку. Просмотр мультфильмов не приветствуется, даже самые безобидные сюжеты способны повлиять на эмоциональное состояние гиперактивных детей.
Упражнения
Гимнастика, особенно систематические занятия, позволяет за короткое время снизить активность ребенка – приходит в норму ночной сон, вырабатывается координация движений, исчезают частые истерики. Добиться положительных результатов получится только под контролем специалиста – каждый комплекс занятий тщательно обговаривается с невропатологом и педиатром. Обязательно сообщать специалисту обо всех достижениях или неудачах, обговаривать новые упражнения, выяснять, чему уделить больше внимания.
Советы психолога
Для родителей, ребенок которых отличается повышенной активностью, у психологов есть ряд рекомендаций, помогающих без особых сложностей справиться с нежелательными проявлениями. Основные правила:
Главное правило – всегда показывать ребенку, что он небезразличен взрослым, поощрять его, хвалить, даже если повод совсем незначительный.
СДВГ – проблема, с которой нужно бороться настойчиво и упорно, причем делать это нужно сообща, участвовать должны родители, родные люди, учителя, даже знакомые. Только таким образом получится справиться с проявлением, которое во взрослой жизни может причинить немало проблем – дети вырастают с неустойчивой психикой. Всего за год-два у родителей получится справиться с любыми симптомами и проявлениями гиперактивности, но для этого придется приложить немало терпения.
Как понять что у тебя гиперактивный ребенок
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку.
Статья:
Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.
Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.
Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.
Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года.
СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.
Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.
Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года.
Основные недопонимания начинаются у детей, когда они начинают посещать детский сад. Почему же именно там? Это происходит вследствие того, что от ребенка требуется подчинение установленным правилам, держать под контролем свои эмоции. Плюс ко всему еще резкая смена обстановки, большой коллектив, все это негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Он испытывает стресс, с которым ребенок без помощи взрослых справиться не в силах.
В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.
Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.
Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.
Признаки гиперактивности:
Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:
Недостаток внимания:
Двигательная расторможенность.
Импульсивность.
Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.
В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:
Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.
Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.
Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.
Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.
Отличие активного ребенка от гиперактивного.
Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло. Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает. Это все очень хорошо.
Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.
Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.
Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения. Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию. Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.
Гиперактивные дети в школе.
Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:
Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.
Существует множество методик, помогающих адаптироваться таким детям в обществе, социализироваться. При постоянном наблюдении и лечении у квалифицированного невролога, происходят заметные улучшения. Дети легче приживаются в кругу себе подобных, облегчается их интеллектуальное развитие. При правильном подходе все проблемы уходят к окончанию подросткового периода.
Характер или неврология: как отличить непоседу от ребёнка с СДВГ?
Гиперактивные дети сегодня уже не удивляют окружающих: по статистике, родители чаще всего обращаются к неврологам с жалобами именно на неуправляемость и чрезмерную активность ребёнка. Нередко это не считают болезнью и принимают за невоспитанность и особенности характера. Однако такому поведению соответствует вполне конкретное заболевание нервной системы – синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ.
Как отличить обычное баловство у ребёнка от серьёзных проблем, бывают ли взрослые с СДВГ и как корректировать это состояние? Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро», «Кемеровчанкой года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.
Что такое СДВГ, как проявляется этот синдром?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это особенность развития, видимая уже в детском возрасте, которая проявляется чрезвычайной активностью, сочетается с импульсивностью, резкими перепадами настроения, неконтролируемым поведением. Ребёнок тяжело поддаётся контролю, в том числе, ему самому очень сложно себя контролировать.
При СДВГ ребёнок очень невнимателен, ему сложно концентрироваться, что-то изучать, сидеть на месте, заниматься чем-либо. Родители чаще всего жалуются именно на это. К сожалению, на это начинают обращать внимание только в школе. А потом вспоминают, что проблемы с поведением и усидчивостью были и в детском саду.
Но тогда этому не придавали большого значения, а в школе все проблемы проявляются очень ярко. При СДВГ особенности проявления гиперактивности и импульсивности сопровождают ребёнка всю его жизнь и длительно по времени. И эти особенности проявляются в разных ситуациях и с разными людьми. То есть, например, если ребёнок с папой ведёт себя спокойно, отлично занимается, слушается, усидчив и старателен, а с мамой поведение прямо противоположное, это вряд ли СДВГ. Скорее, воспитательный момент.
СДВГ – это истинное поведение, ребёнок не может себя контролировать ни в какой ситуации. Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это особенность функционирования нервной системы.
Дети с СДВГ обычно с сохранным интеллектом, иногда он может быть даже выше, чем у сверстников. Но, честно говоря, мало толка от высокого интеллекта, если нет усидчивости и способности концентрироваться и планировать действия.
Каковы причины появления СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности не относится к заболеваниям, причины которых точно известны. Точных данных, почему может появляться это заболевание, к сожалению, нет. Все говорят о том, что кесарево сечение, недоношенность, пороки развития, пагубные привычки мамы во время беременности, задержка внутриутробного развития – всё это может привести к СДВГ. Но, повторюсь, точной информации на этот счёт нет.
Что касается статистики, среди новорождённых с весом полтора килограмма выросло 18% ребят с СДВГ, а среди малышей с нормальным весом при рождении – всего 5%. Это подтверждает, что недоношенность является фактором, провоцирующим СДВГ.
В 2003 году врач-психотерапевт и психолог Владимир Леви исследовал и нашёл у ребят с синдромом дефицита внимания и гиперактивности повреждения префронтальной коры, теменной коры и хвостатого ядра головного мозга. Также к этому добавлялись изменения мозолистого тела. Эти нарушенные структуры мозга, по предположениям, влияют на развитие СДВГ.
Генетический фактор тоже рассматривается: у отцов детей с СДВГ в 16% случаев тоже были проявления этого синдрома. У пап ребят без этого диагноза СДВГ диагностирован только у 2%.
Ещё есть теория появления синдрома, связанная с питанием. Есть исследования, которые доказывают, что рост числа детей с СДВГ идёт параллельно росту использования в пище консервантов, пестицидов и других добавок для долгого хранения продуктов. Также распространение синдрома связывают с большим количеством свинца в почве и воздухе.
Первые признаки СДВГ: на что обратить внимание родителям?
Есть определённые критерии импульсивности. СДВГ бывает смешанного типа: импульсивность и гиперактивность проявляются в комбинации, получается такая гремучая смесь. А бывает чистого типа – ребёнок только импульсивный. Это сбивает родителей с толку: он не гиперактивный. Может усидеть на месте. Значит, он здоров?
Но иногда для постановки диагноза достаточно тех симптомов, которые есть. Например, такой ребёнок в школе на уроках постоянно выкрикивает, не может себя контролировать, не слушается. Он задирает других детей, не может терпеть и сидеть на месте, ему нужно всё немедленно, сейчас и сразу, иначе он начинает раздражаться.
Повышенная болтливость: ребёнок с СДВГ постоянно говорит, причём не всегда в тему. Его уже может никто не слушать, взрослые очень устают от такой разговорчивости, но его это не волнует, он продолжает говорить.
Ребёнок с СДВГ суетлив, не сидит на месте, ему постоянно нужно куда-то залазить, что-то делать, бегать, прыгать. Он не может сесть и подождать даже недолго.
Например, у себя на приёме я сразу вижу гиперактивных детей и тех, кто таковыми не является. Если ребёнок спокойно ждёт, пока мама пообщается с врачом, никуда не лезет, не кричит, не привлекает к себе внимание, просто слушает беседу взрослых, это не гиперактивный ребёнок. Даже если маме кажется, что это не так и она уверяет, что он такой спокойный только сейчас, а обычно носится, сбивая всё вокруг.
Важно понимать, что гиперактивный ребёнок такой всегда. Не эпизодами, не только с мамой, не только дома. Он не может себя контролировать и успокаиваться, потому что вокруг незнакомые или кто-то сделал замечание. Детям с СДВГ это просто неподвластно. Гиперактивный малыш на приёме залезет ко мне стол, в шкаф, тумбочку. Ему будешь запрещать, он попытается успокоиться и сесть, но надолго его не хватит: начнёт что-то рассказывать и ходить по комнате. Простая задача: немного посидеть и подождать – не по силам такому ребёнку.
Что касается критериев нарушения концентрации и внимания, ребёнок с СДВГ сильно отвлекается. Буквально: птичка пролетела, он отвлёкся и не может выполнять домашнее задание, его заново нужно собирать в кучу, настраивать.
Не вникает в разговор: слушает, но не слышит. Невнимательность, неспособность вникнуть в беседу или инструкцию. Сложно объяснять какую-либо задачу: он её забывает тут же. Не заканчивает то, что делает, постоянно переключает внимание с одного занятия на другое.
Вот, на что нужно обратить внимание родителям и, если есть такие «звоночки» в поведении ребёнка, обратиться к специалисту.
В каком возрасте уже можно диагностировать СДВГ?
К 6 годам этот диагноз уже должен стоять. Но, если честно, детей с проблемами двух-двух с половиной лет тоже видно. Заметны сложности с концентрацией: им тяжело долго играть в одну и ту же игру. Быстро откидывают книжку, потому что она им не интересна, не хватает внимания и сосредоточенности. То есть у малышей всё видно по игровой деятельности. В 2-3 года видны риски, а в 5 лет уже можно поставить диагноз.
СДВГ распространён среди мальчиков: риски по отношению к девочкам – 6 к 1.
По процентам распространённость СДВГ по разным источникам разное. В разных странах разное понимание, врачи. Гиперактивность и дефицит внимания могут сопутствовать и другим заболеваниям. Часто путают СДВГ с энцефалопатией, сопровождающейся задержками развития. Самое сложное – поставить правильный диагноз, ведь методы лечения в разных случаях отличаются.
Какие методы лечения применяются при СДВГ?
В США используют психостимуляторы. В России они запрещены. Но, стоит отметить, что в Америке нет точных данных, что эти препараты помогают. У них много побочных эффектов, поэтому это не лучший вариант для лечения.
Основной уклон обычно делают на занятия. В нашей стране иногда применяют ноотропные препараты. И, несмотря на то, что доказательной эффективности у них нет, некоторым детям они помогают. Также в России используют нейролептики для лечения СДВГ.
Мы в «Кузбасснейро» используем консультации невролога, консультации и занятия с нейропсихологом. Отмечу, что нейропсихолог и психолог – это разные специальности, первый дрессирует высшие психические нарушения – концентрацию, внимание, память, планирование действий. Мы своим пациентам настоятельно рекомендуем обращаться к нейропсихологу, это очень важный специалист для ребят с СДВГ.
Психолог тоже важен для таких детей, потому что у них часто бывает неуверенность в себе, несмотря на кажущуюся наглость в поведении. Психологические проблемы очень важно решать. У детей с СДВГ бывают проблемы с эмпатией, они не умеют распознавать и контролировать свои и чужие эмоции. Этому научит психолог, который правильно понимает свою задачу.
Мы используем метод микрополяризации головного мозга, а также метод биологически обратной связи по электроэнцефалограмме. То есть ребёнок может целенаправленно использовать свои альфа и бета ритмы в головном мозге. Получается, он сам себя может контролировать: «словить» спокойное состояние или состояние концентрации. Детей этому проще обучить через компьютерную игру: она начнётся, только если ребёнок правильно настроит свои волны.
Мы ещё заметили, что дети с СДВГ часто имеют проблемы слухового внимания, памяти и восприятия. У них есть проблемы с обработкой звуковой информации и это сильно мешает учиться: писать диктанты, воспринимать инструкции. Мы это тренируем томатис-терапией – аудиовокальными занятиями.
Можно ли полностью избавиться от СДВГ?
Полное избавление от СДВГ невозможно: это особенность функционирования нервной системы. Мы можем воздействовать на это препаратами и занятиями. Помогать ребёнку, корректировать его состояние.
Что касается лекарственных препаратов, их эффект временный, поэтому я не совсем одобряю их использование. Пока ребёнок принимает препараты – всё хорошо, перестаёт принимать – опять состояние ухудшается. Получается бесконечное хождение по мукам. Больший уклон лучше делать на занятия со специалистами. Причём они не ограничиваются несколькими месяцами: нужно заниматься минимум год, тогда можно говорить об эффективности пройденного лечения.
Наш опыт показывает, что, если комбинировать всех специалистов, результат будет хороший, и ребёнок будет полностью готов к школьной обучаемости, у него не будет проблем с коммуникацией и учёбой. Некоторые особенности останутся, конечно, но они будут не такими явными и мешающими жить качественно.
Мы всё время говорим о детях с этим диагнозом, а бывают ли взрослые люди с СДВГ?
По всему миру от 1% до 2 с половиной взрослых людей страдают этим синдромом. Это может показаться забавным, но, на самом деле, смешного здесь мало. Могу сказать, что и у меня есть знакомые с СДВГ, их сразу видно по поведению. В основном, это мужчины. Им нелегко, ведь особенности внутреннего состояния мешают жить. Да, они не будут стоять на голове и бегать по комнатам. Но СДВГ у взрослых проявляется по-другому: невозможность сконцентрироваться и выполнить работу, потерпеть и спланировать действие. Это очень мешает профессиональной деятельности. Это сопряжено с психологическими нагрузками: то, что обычному человеку даётся легко, взрослому с СДВГ – крайне тяжело.
Из гиперактивного ребёнка иногда вырастает трудоголик, который постоянно много говорит, занимает себя огромным количеством дел, которые не доводит до конца, мало проводит времени с семьёй и всем занимается очень поверхностно, не вникая. Импульсивный тип детей может становиться взрослыми, которые часто бросают работу, превышают скорость при вождении, ведут себя агрессивно и плохо переносят критику.
Другой тип детей с СДВГ, когда в личности преобладает невнимательность, могут становиться медлительными, теряющими нить разговора, взрослыми. Они во взрослой жизни невнимательны, рассеяны, тоже часто бросают начатые дела.
Взрослого человека с СДВГ уже не вылечить. Прежде всего потому, что страдает самокритика: такой человек вряд ли признает проблему и начнёт её искоренять. Натренировать внимание, усидчивость и концентрацию можно, но для этого нужны время, силы и энергия, которых у взрослых зачастую нет.
С детьми проще: их никто не спрашивает. Родители водят их на занятия, выстраивают определённый распорядок дня, и ребёнок, сам того не осознавая, привыкает жить в нужном русле. Пока он маленький, его мозг пластичен и особенности функционирования нервной системы проще изменить, мы её просто перестраиваем, кирпичик за кирпичиком. На это нужно время, но результат обязательно будет.