как понять что у тебя пассивная агрессия
Пассивная агрессия
Пассивная агрессия – это особая манера поведения, бессознательный и инфантильный способ психологической защиты, когда человек подавляет свой гнев и не проявляет агрессию напрямую, не вступает в конфликт. Является пассивным сопротивлением, без открытой конфронтации или высказываний своего несогласия. Поскольку базовым чувством все же является гнев, то его подавление происходит благодаря существенному внутреннему напряжению, которое постоянно ищет выход.
Человек в пассивно-агрессивной манере достигает своих целей без непосредственного честного конфликта, а все его реплики и поведение носят либо протестный характер, либо призывают другого самого догадаться, что именно не так. Это инфантильный способ взаимодействия с миром, оставшийся актуальным из детства, когда не было возможности прямого противостояния. Ребенок находится в ограниченных условиях, его жизнь и благополучие зависит от взрослых, поэтому адаптивным поведением является подавление злости, но во взрослом возрасте эта модель поведения должна трансформироваться.
Признаки пассивной агрессии
Распознать пассивно-агрессивного человека не всегда получается сразу, поскольку он кажется неконфликтным и приятным собеседником. Существуют некоторые признаки пассивной агрессии:
И самый важный показатель – это перекладывание ответственности. Происходить может что угодно, но виноваты будут другие. Причины различны – человек назойливо проявил участие или, наоборот, слишком мало, спросил, как дела, или не мешал, сразу догадался, в чем причина молчания или прямо спросил. Рядом с таким человеком другие чувствуют постоянную ответственность не только за происходящее, но и за чувства и переживания собеседника.
Так как сама по себе агрессия – это способность человека двигаться к своей цели, а пассивно-агрессивному в открытую это проявлять не свойственно, поэтому он действует иначе. Часто эта манера поведения закрепляется в детстве, когда желания ребенка не воспринимаются взрослыми, когда ему запрещают открыто выражать протест («нельзя злиться на маму») и когда реагируют на нарушения подобных запретов деструктивно для детской психики (ставят в угол, запирают одного в комнате). Дети, с которыми обращались именно так, неосознанно учатся избегать любых прямых конфликтов и маскировать свои желания, интересы. Во взрослой жизни они автоматически считают, что открытые конфликты – это ужасно, а людей, которые их инициируют, – очень плохими.
Также большую роль играет поведение родителей в конфликтах. Если они длительное время игнорировали ребенка, не разговаривали с ним с целью проучить, то он перенимает следующую модель: если что-то не нравится, лучше согласиться и тянуть время, и тогда, скорее всего, от тебя с этим вопросом просто отстанут либо дело решится само по себе. Такое же поведение проявляется и в ситуациях, когда пассивно-агрессивный человек хочет что-то получить. Он об этом не говорит, но всячески подталкивает другого на разговор об этом либо на совершение действий, другой человек должен сам догадаться о желаниях пассивно-агрессивного человека.
С точки зрения психологии, пассивный агрессор подсознательно выбирает инфантильный тип защиты, так как не чувствует возможности выйти победителем из открытого конфликта или имеет строгий внутренний запрет на внешние проявления агрессии. Такая жизненная позиция требует очень много затрат энергии, а в процессе накапливается большое количество раздражения в адрес людей, в том числе и близких. Но признать собственную злость и позицию Жертвы, взять ответственность за свою жизнь и свои желания такому человеку очень сложно, поэтому он приписывает агрессию другим. Вместо того, чтобы проговаривать свои желания, он обвиняет других, что они о нем не думают и не заботятся.
Примеры пассивной агрессии
Распознать пассивно-агрессивное поведение можно по тому, как люди под видом заботы нарушают границы других. Комментарий незнакомой женщины о том, как лучше и теплее одевать ребенка, является не хорошим советом, а подрывом авторитета, вмешательством в чужую семью. Нравоучения от ближайших родственников и их беспокойство относительно сроков вашей свадьбы, рекомендации скорее рожать еще одного ребенка – так пассивно-агрессивный человек может нарушать границы.
Также примером может служить чувство зависти, направленное не на развитие собственной личности, а на обсуждение других и очернение их репутации. Например, человек общается с теми коллегами, у которых не получилось добиться повышения, обсуждает с ними более успешных и постоянно ищет недостатки в их работе вместо того, чтобы развиваться самому и перенимать опыт других. Или осуждает образ жизни тех, кто много времени проводит в спортзале, следит за своим питанием и здоровьем, а сам страдает, например, от избыточного веса и сопутствующих проблем, но при этом ничего не делает, чтобы изменить ситуацию и взять ответственность за свое здоровье на себя.
Как избавиться от пассивной агрессии?
Когда к вам начинают применять пассивную агрессию, стоит помнить о том, что она строится на нарушении личностных границ. В такой ситуации вам придется отстаивать их, а делать это можно следующими способами:
Старайтесь не поддаваться на провокации, когда начинаете замечать пассивную агрессию в свою сторону. Цель такого человека – испортить вам настроение, надавить на определенные чувства, вынудить что-либо сделать. Пробуйте сразу переключиться на свои дела после того, как попытались откровенно прояснить ситуацию. Ваша задача – максимально сохранить свое душевное равновесие и хорошее настроение. Можете намеренно игнорировать все проявления негативного поведения и вступать в диалог только при честном предъявлении требований или недовольств партнера. Со временем выработается понимание, что тактика манипулирования не работает.
Скорее всего, при озвучивании собственных негативных эмоций вы услышите от пассивно-агрессивного человека, что он ничего плохого не имел в виду, а вы преувеличиваете или не так поняли. Ждать, что человек поймет или догадается сам, нельзя. Объясняйте, что вас не устраивает, поскольку только вам известно, какие эмоции вы испытываете. Отпор необходимо давать теми методами, которые не может использовать такой человек, т.е. четко отказывать, проговаривать, что не устраивает, требовать другого отношения.
Когда усилия по противостоянию забирают слишком много энергии, необходимо проанализировать ситуацию необходимости менять стиль взаимодействия. Если это значимые личные отношения, где оба человека что-то делают для развития, то бороться можно. Когда такое поведение себе позволяют малознакомые люди, соседи или коллеги, имеет смысл экономить собственные психические ресурсы и просто ограничить с ними взаимодействие.
Если вы не знаете, как избавиться от пассивной агрессии, или сами ведете себя таким образом, но хотели бы изменить себя, запишитесь на консультацию психолога по тел.: (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
ПАССИВНАЯ АГРЕССИЯ. КАК РАСПОЗНАТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ?
Прямая и скрытая агрессия
Хотя большинство людей знает, как выглядит прямая агрессия, для многих становится новостью тот факт, что иногда люди агрессия может быть скрытой (косвенной). Что такое пассивная агрессия, на что стоит обратить внимание, и что делать, если кто-то проявляет пассивную агрессию по отношению к Вам.
Что значит быть пассивно-агрессивным?
Пассивно-агрессивный человек проявляет свой гнев скрытыми, социально-приемлемыми способами. Это делает пассивную агрессию уникально коварной и разрушительной. Пассивно-агрессивным поведением может быть все, что избегает прямой конфронтации, но все же выражает негативные эмоции. Это может сбивать с толку, расстраивать и приводить к недоверию.
Признаки пассивной агрессии:
Косвенный отказ. Например, вы несколько раз кого-то просили о чем-то. И он прямо не говорит «нет», но и не делает этого. Конечно, может, он просто ленив. Но он также может намеренно избегать выполнения просьбы, не говоря прямо о том, что происходит.
Если он все-таки сделает это, то сделает так, что другим придётся переделывать.
Частые опоздания. Пассивно-агрессивные люди постоянно опаздывают или вообще забывают про встречу. Чаще всего это происходит неосознанно.
Прокрастинация. Идея заключается в том,что, если пассивно-агрессивный человек чего-то не хочет делать, он откладывает это до последней секунды, а не прямо выражает свое недовольство.
Сплетни. Постоянно обсуждает других, сплетничает в кулуарах, критикует.
Жалобы. Все время жалуется на коллег, начальника, жену, друзей, правительство, погоду и тд.
Молчание. Это может выглядеть как обида, тогда человек замолкает и перестаёт разговаривать. Или как остановка в середине аргумента. Или игнорирование вопроса.
Сарказм. Вместо того, чтобы прямо говорить о том, что не нравится, человек выражает свои негативные чувства, маскируя их под видом шутки.
Сомнительные комплименты. Например: «Какое красивое платье! Прекрасно скрывает твои ноги!» или «Этот цвет волос тебя так освежает!»
Неконгруэнтное поведение. Например, человек говорит, что с ним все в порядке с «кислым» лицом. Или говорит вам что-то «приятное», но лицо сердитое.
Телесные проявления. Например, человек надувается, закатывает глаза вместо того, чтобы прямо сказать, что его беспокоит.
Откуда идет пассивная агрессия
Это происходит тогда, когда человек запрещает себе выражать злость. Злость — нормальное чувство, которое может испытывать человек. Но большинство людей не может правильно и своевременно ее выражать. К тому же многим с детства говорят, что злиться нехорошо или дети просто копируют поведение взрослых, которые также не умеют правильно проявлять агрессию. Особенно, если это подтверждается словами «хорошие девочки/мальчики так себя не ведут», «ругаться нехорошо, в нашей семье никто не ругается». Эмоции никуда не исчезают, но выход им нужен. И тогда они начинают проявляться в виде колкостей, сарказма и сопротивления. Либо они накапливаются и потом выливаются в скандал. Происходит конфликт. Тогда люди считают, что им нужно контролировать, скрывать, замаскировать или отрицать свой гнев, чтобы сохранить отношения с другими. Возникает замкнутый круг.
Как бороться с пассивной агрессией
Так как пассивная агрессия — скрытое проявление злости, то и уличить в этом человека сложно. И если как-то проявит в ответ своё недовольство, он скорее всего будет отрицать агрессию. На сарказм будет говорить «я же просто пошутил! У тебя нет чувства юмора. Ты слишком остро на все реагируешь!». На сомнительные комплименты или заботу скажет: «я хотел как лучше». Или другим способом попытается вызвать чувство вины.
Что тогда делать? Если кто-то ведет себя по отношению к вам пассивно-агрессивно, сначала нужно обратить внимание на то, что сказал или сделал человек. Это можно сделать задав простой вопрос: «Можете ли вы повторить то, что только что сказали?», «Что ты имеешь в виду?». Или, если вы замечаете неконгруэнтное поведение, вы можете также обратить на это внимание, сказав: «меня сбивает с толку, когда ты говоришь мне, что с тобой все в порядке, но твоё лицо выглядит сердитым.». Делая это, вы заставляете человека заметить его слова и действия — и то, как они влияют на вас. Смысл не в том, чтобы заставить кого-либо признать свою пассивно-агрессивную позицию. Смысл в том, чтобы убедиться, что вы не потеряете свой голос или свое право на границы. К тому же так у человека будет шанс понять свои собственные мотивы и чувства.
Пассивная агрессия сбивает с толку и разочаровывает. Долго находиться в таких отношениях невозможно. Ведь в итоге недовольства накопится столько, что захочется дистанцироваться от этого человека. И отношения, возможно важные для вас, могут разрушиться. Не бойтесь говорить об этом, и только тогда вы сможете отношения сохранить. Здоровые отношения основаны на открытом и честном общении.
Что такое пассивная агрессия и как с ней справляться
В случае пассивной агрессии формально вы не устраиваете ссору, но подавленные негативные эмоции понемногу вторгаются в вашу жизнь и портят ее. Разбираемся, как работают механизмы пассивной агрессии и как ее убрать из чужого и собственного поведения.
Как выглядит пассивная агрессия
В мире, где детей воспитывают, приучают вести себя прилично, держать себя в руках (то есть скрывать гнев и обиду) и не реагировать на провокации, пассивная агрессия — мощнейший инструмент давления, который позволяет выбросить негатив, формально не повышая голос и не выходя на тропу войны.
При этом в отношениях постоянно чувствуются подвох и так называемые противоречивые сигналы: одно и то же действие может вызывать разные последствия (от молчания до многочасового выяснения отношений), долгосрочное терпение заканчивается срывами с упоминанием длинного списка накопившихся претензий, а попытки выяснить, что происходит, бьются о холодные формулировки «все нормально» и непредсказуемое отстранение.
К пассивной агрессии склонны многие, так что ее необходимо выкорчевывать из систематического поведения. Что успокаивает: честный прямой разговор и быстрая реакция на неустраивающую ситуацию могут изменить положение дел к лучшему.
Что такое пассивная агрессия?
Пассивная агрессия — это неявный конфликт, при котором один человек навязывает другому чувство вины, систематически нарушает его границы под видом заботы или отказывается обсуждать реальную проблему, отмалчиваясь или переключаясь на что-то другое [1].
Например, регулярно корит за что-то, дарит ненужные подарки, а потом требует за это благодарности, при прямых вопросах, что случилось, предпочитает закрываться с холодной интонацией и нейтральными формулировками вроде «все хорошо» или переходит в моментальное нападение [2].
Скажем, отказ помогать или делать работу качественно и вовремя, соблюдая необходимые стандарты (не для галочки, а действительно с усердием), — форма пассивной агрессии.
Или навязчивое вмешательство с гиперопекой в жизнь другого человека — частые звонки в неурочное время, несоблюдение договоренностей о тишине или личном пространстве, настойчивые предложения своей помощи или общества.
Примеры пассивной агрессии
Фразы «Ну вот ты как всегда», «У тебя все из рук валится» и «Куда ты без меня?» — тоже распространенные способы дать почувствовать другому, что он не справляется, делает все гораздо хуже и от него заранее ничего хорошего не ждут.
Саботаж, «забывчивость» в сочетании с неумением отказываться, отсутствие навыка распознавать свои и чужие эмоции — удобный способ манипулировать другими, навешивать на них негативные ярлыки и снимать с себя ответственность за нежелание помогать или неумение решать противоречия конструктивно [3].
Саркастичные комментарии в неудобный момент, отсутствие эмпатии к человеку в уязвимом положении (когда у него все валится из рук или он по-настоящему растерян), враждебность в присутствии третьих лиц — тоже часть этой часто многолетней игры.
Отказ в сексуальной близости «в наказание», регулярные опоздания и двойная игра при формальной вежливости — простые методы уйти от конфликта и задержать на неопределенное время настоящее выяснение отношений.
Как бороться с пассивной агрессией
1. Распознавайте провокации и действуйте по плану
Главная проблема с пассивной агрессией — эмоции постоянно мешают общаться рационально. Спокойно начинающийся разговор переходит во взаимные упреки. Беседа из настоящего времени утекает то в прошлое, то в будущее. Вместо действий речь идет о личных качествах и «вечных» свойствах: «ты вечно делаешь вид, что тебя это не касается», «тебя никогда нет в нужный момент», «с тобой вообще не имеет смысл об этом разговаривать, ты никогда меня не понимаешь».
Лучший способ противостоять пассивной агрессии — действовать конструктивно и направленно. Обсуждайте ту ситуацию, которая смущает в данный момент. Задавайте наводящие вопросы. Не ведитесь на обвинения и не скатывайтесь в них сами [4].
Пресекайте спонтанное/срочное окончание и перекладывание разговора: будьте в моменте и говорите о том, что беспокоит вас именно сейчас. Человек (или это вы?) пропустил сроки из-за забывчивости, неумения распоряжаться своим временем или нежелания это делать? Держите в голове ваше базовое желание — распределить ответственность, наметить общий порядок действий, остановить последствия или предусмотреть ошибки будущего.
2. Чувствуйте свои желания и спрашивайте о желаниях других
Корень пассивной агрессии — в выученном навыке подавлять свои чувства и умалчивать о своих желаниях. Чаще всего он формируется еще с детства в семейном воспитании. Родители игнорировали усталость, отсутствие интереса, чувство голода, личные качества, искренние реакции ребенка — и человек закрылся ото всех.
Теперь он не рассчитывает, что его боль, тревогу, страх, дурное настроение или обиду кто-то будет воспринимать всерьез, а потому подавляет эти чувства в себе и предпочитает приспосабливаться. То же касается и желаний: не понимая, какие занятия расстраивают, а какие приносят удовольствие, человек подстраивается под обстановку («мне ничего не надо», «все нормально», «как скажете, так и будет») и не может сформулировать, что собственно его не устраивает, — а потом злится, что его желания не учитываются.
Гости пришли в неподходящее время? Формально человек спокоен, но припомнит это потом партнеру, который гостей пригласил. Дали сверхурочную работу? Человек не откажется, но будет злиться на себя, коллег и начальника за то, что у него отняли свободное время. Дети заболели в отпуске? Отпуск испорчен и дети после необходимой заботы получат нагоняй за то, что помешали отдыхать.
В устранении пассивной агрессии главная роль отводится способности озвучивать собственные желания и чувства, когда начинается фрустрация, — в корректной форме, но срочно и напрямую.
3. Придерживайтесь договоренностей
Сложно проявлять пассивную агрессию, когда договоренности не подразумеваются, а очевидны. Часто свойство поведения пассивных агрессоров — молчание: от самой радикальной формы, бойкота, до показательного охлаждения или умалчивания настоящих причин конфликта.
Пассивная агрессия связана с чувством нарушения справедливости, но что такое справедливость, каждый может понимать по-разному. Для одного это значит всегда и все делить поровну, для другого — идти на взаимные уступки. Копить обиду сложнее, когда есть четкие договоренности.
Например, вы с партнером проводите вечера, как вам удобно, но один вечер в неделю зарезервирован под одинаково интересное вам событие. Или ребенка из школы вы забираете по очереди, но в случае болезни один без разговоров подменяет другого. Или о внеурочной работе вас предупреждают заранее, а не в последний момент. Или визиты членов семьи поставлены на всем удобное время, а не когда удобно только одной стороне.
Чем более простыми и понятными будут ваши договоренности, тем проще будет установить, нарушены ли какие-то правила в конкретном случае: даже вести списки общих дел и обязанностей проще, чем тратить время на ссоры и препирания.
4. Разделяйте негативные события
Если отношения долгосрочные, чаще всего отсчет взаимным претензиям ведется не со вчерашнего дня. Возможно, к ситуации в моменте примешалась претензия позапрошлого месяца или давняя обида, систематические нарушения взаимных обязательств и абстрактные «долги», которые родственники, друзья или коллеги выставили друг другу.
Например, вам обидно, что о вас не заботятся, но претензии вы будете предъявлять к привычкам или даже внешнему виду другого человека. Или вы допустили ошибку вчера, то вам припомнят дела давно минувших дней с формулировкой «ты как всегда». Действенное противоядие — не смешивать все в одну кучу и отделять претензии к ситуации, плохое настроение и неудачные дни от обиды на конкретного человека и его действия.
Не стоит мстить дома за обиды на работе, срывать на детях злость на пробки, плохую погоду и необходимость встать пораньше или обижаться на отказ принимать вашу непрошеную заботу.
5. Извиняйтесь искренне
Sorry not sorry — частая модель поведения в пассивно-агрессивных отношениях. Человек признает свою вину и соглашается, что был неправ, но по прошествии времени выясняется, что он считает себя правым, просто извинился, чтобы не обострять конфликт, в очередной раз уступил, не хотел дальше выяснять отношения. То есть он поступил якобы благородно, чтобы в ваших отношениях воцарился худой мир. От таких поступков никому не легче.
Извиняясь неискренне, мы тянем обиду дальше, продолжаем про себя обвинять человека и подсознательно требуем, чтобы вокруг о наших чувствах все догадывались сами, а нам не нужно было бы ни обозначать свое мнение, ни нести за него ответственность. Не исчерпав предыдущие конфликты, нельзя продвинуться дальше. Так что если извиняетесь, извиняйтесь искренне — и прощайте тоже от всего сердца. И если простить трудно, говорите об этом вслух.
10 признаков, что вы пассивно-агрессивны
Мы подавляем гнев и другие негативные эмоции, потому что хотим выглядеть хорошими и не любим конфликтные ситуации. Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее. На какие особенности своего поведения стоит обратить внимание?
Пассивно-агрессивное поведение не означает, что вы плохой человек. Наоборот, часто люди ведут себя так именно потому, что стараются выглядеть хорошими, никого не обидеть, ни с кем не поссориться. Но на самом деле им не хватает уверенности, чтобы открыто выразить гнев, раздражение, обиду. Они с детства усвоили, что это небезопасно. Вот 10 характерных приемов, которые говорят о пассивно-агрессивном поведении.
1. Вы часто жалуетесь. Вместо того, чтобы сказать, что вас не устраивает ситуация, признать ответственность за ее изменение, вы предпочитаете жаловаться.
2. Вы делаете что-то «для галочки». Вы соглашаетесь сделать то, чего вам делать не хочется, например, присутствовать на каком-то мероприятии. Но вы именно «присутствуете» — ни с кем не общаетесь и считаете минуты до момента, когда можно будет уйти домой. Пребывание на мероприятии кажется вам нелепым. Но разве не нелепо было сразу не сказать «нет»?
3. Вы соглашаетесь что-то сделать, но прокрастинируете. Вас просят привезти документы к определенному времени. Вы так злитесь на человека, который навязал вам это дело, что специально приезжаете в самый последний момент.
4. Вы намеренно выполняете задачи спустя рукава. В глубине души хотите слегка «наказать» человека, который попросил сделать то, чего вам не хочется. Вы выполняете работу кое-как, чтобы в будущем к вам не обращались с такими просьбами.
5. Вы «забываете» о неприятных делах. Вам не хочется идти на вечеринку к подруге, потому что она, не спросив вас, позвала туда вашего бывшего партнера. Наутро вы шлете ей СМС, что совершенно забыли о приглашении. Или «забываете» про помощь коллеге, который просил вас оценить и подредактировать его резюме. Просьба кажется вам наглостью, поскольку не только он, но и вы тоже претендуете на повышение.
6. Под видом комплиментов отпускаете шпильки. Вы вроде бы милы и любезны, но в ваших словах угадывается унизительный для собеседника подтекст. Например, ваша подруга наконец-то купила машину, на которую давно копила, но теперь у нее нет денег, чтобы вместе с вами поехать на море. Вы лишились компании и в раздражении говорите: «О, классная машина. По крайней мере, до работы ты на ней доедешь».
Если вам обидно, что презентацию фирмы поручили другому сотруднику, замечаете: «Какие красивые цвета вы использовали. Мне нравится! Только не слишком ли они кричащие? У нас ведь все-таки бухгалтерская фирма».
7. Вы всегда ведете счет. Приятель забыл поздравить вас с днем рождения — вы ничего ему не говорите, но в следующий раз не приглашаете его на свою вечеринку. Коллега выпила колу, которую вы оставили в офисном холодильнике, вы как бы не замечаете этого, но улучив минуту, когда вас не видят, доедаете последний кусочек шоколада, лежащий у нее на столе.
8. Вы игнорируете письма, СМС и разговоры. Заметив, что у вас расстроенный вид, сестра спрашивает, что случилось. Вы уходите от разговора, говоря «Ничего, все в порядке», оставляя ее теряться в догадках. Вам присылают письмо, которое вызывает у вас раздражение, и вы отмалчиваетесь либо отвечаете спустя время, но пишете совершенно о другом.
9. Вы вредничаете по мелочам. В таком поведении часто бывает трудно признаться самому себе, так как речь идет о незначительных вещах. Тем не менее вы хотите хотя бы так уязвить другого человека, на которого обижены или злитесь. Например, вы не напоминаете коллеге о предстоящей планерке, хрустите печеньем в присутствии человека, сидящего на диете, и так далее.
10. Вы заставляете других людей чувствовать себя виноватыми. Вашей подруге неожиданно достается билет на концерт ее любимой группы. Но это означает, что она не сможет прийти к вам на ужин, хотя вы давно об этом договорились. Вы «утешаете» ее: «Я очень рада за тебя, конечно, иди и не беспокойся обо мне, я уже привыкла, что в пятницу вечером я вечно торчу одна». Ваш партнер пошел с друзьями на выставку, забыв, что обещал взять вас с собой. Ваша реакция: «Ничего страшного, мне надо поумерить свои ожидания».