как учительнице удалось убедить мальчика что она не подыгрывает ему
Как учительнице удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему? Уроки Французского
Ответы 5
Во время игры её сначала выдавало то, что она горбила пальцы, подыгрывая мальчику, а потом то, что она воспользовалась доказательством от противного: стала делать вид, что она его обманывает, подыгрывая себе.
1.Василий Андреевич был строг к ученикам, а Лидия Михайловна была добра и всегда интересовалась жизнью учеников
2.Василий Андреевич не хотел выслушивать оправдания учеников. Он хотел чтобы ему отвечали на четко поставленный вопрос
3.Она хотела разобраться, что заставило мальчика играть на деньги
4.Лидии Михайловне было жалко мальчика и она решила отправить мальчику посылку, но она наполнила коробку городскими фруктами, тем самым она себя выдала
5.Их роднит тоска по дому они похожи в том,что они одни
6.Она хотела мальчику с произношением французского языка
7.Человек может быть в душе ребёнком,пока в жизни ему 40. Если он старый это не означает что он взрослый. Лидия Михайловна в душе ребёнок. Она стала делать вид что не обманывает его,подыгрывая себе.
8.» В комнате было много книг, на тумбочке у окна стоял большой красивый радиоприемник; с проигрывателем — редкое по тем временам, а для меня и вовсе невиданное чудо. Лидия Михайловна ставила пластинки, и ловкий мужской голос опять-таки учил французскому языку. Так или иначе от него никуда было не деться. Лидия Михайловна в простом домашнем платье, в мягких войлочных туфлях ходила по комнате, заставляя меня вздрагивать и замирать, когда она приближалась ко мне.» «в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы»
9. Она повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше.
Презентация к уроку
Цели урока.
На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.
Ход урока
I. Стадия вызова.
В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)
Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.
Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)
Учитель:
– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?
– Кто для вас является добрым человеком?
Составить акростих на тему: «Добро».
Учитель: Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.
И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно
Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)
Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока
(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).
Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.
1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.
1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.
Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.
2 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.
Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи
3 ученик читает стихотворение:
Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.
Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.
В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.
Словарь – урока – слайд
И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
Да и нет (блиц-задание на знание биографии)
II. Стадия осмысления.
Компонент мира художественной литературы
– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?
– от какого лица ведется повествование? (от первого)
– как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (автор и герой слиты воедино)
– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).
Автор прожил долгую жизнь, он осмыслил оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)
Детский голос.
После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.
Взрослый голос.
– не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.
Составить синквейн:
III. Переходим к работе над композицией рассказа.
Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).
Учитель: Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?
Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.
Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)
IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).
Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.
Прием «Узнавание адресата»
Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)
Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.
Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.
Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).
Лабораторная работа. (слайд)
Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.
Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.
Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.
Сколько игр было на деньги (2).
Как назывались? (чика замеряшка).
Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).
Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.
Мозговой штурм.
– почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
– как герой догадался что посылку отправляла не мать?
– почему он перестал бояться уроков французского?
– зачем учительница стала играть с учеником на деньги?
– как в этих играх описано мастерство и плутовство?
Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?
Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.
– сколько посылок пришло мальчику?
Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.
Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
«Прием пластилиновый герой»
Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.
– ребята. А ваши учителя добрые?
– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими
Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)
Защита своих поделок.
V. Стадия рефлексии.
– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?
Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.
Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.
Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)
Разработка урока по литературе по расссказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
Урок по литературе по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского» (6 класс)
1. Раскрыть идейное содержание произведения В.Г.Распутина «Уроки французского», выявить нравственные и философские проблемы, поднимаемые автором.
2. Развивать навыки анализа текста.
3. Воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира.
Оборудование : Портрет писателя, работы учащихся, презентация, кроссворд,видеофильм.
Раскрыть литературные термины: автобиография, антитеза, прототип.
Подготовить краткую биографическую справку о писателе.
Подготовить краткие литературные характеристики героев.
Начать наш урок мне хочется со стихотворения Андрея Дементьев
Забота-то не единовременная акция и не подвиг. Забота – это повседневный труд, и не просто труд физический, забота идет от сердца. Я думаю, когда человек помогает от души, только тогда такая забота и внимание приносит моральное удовлетворение. Для того, чтобы проявить свою заботу, не нужно далеко ходить. …
— Кто для вас является добрым человеком?
Дети приводят примеры из жизни. Делаем выводы о том, что добро бывает разным, для каждого своим: веселым, случайным, героическим…
— Сегодня мы поговорим о произведении В.Г.Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро и, кроме того, выделяет его основные законы. Во многом на его мировоззрение повлияло тяжёлое детство.
Слушаем подготовленного ученика с краткой биографической справкой:
II. Выявление авторской позиции.
— От какого лица ведётся повествование?
Обращаю внимание учащихся на то, что повествование ведётся от первого лица, такое произведение называется автобиография.
— Как вы считаете, автор и герой в рассказе – это одно и то же лицо?
Замечаем, что автор и герой не слиты воедино, они разделены временным промежутком: герой- это ученик, мальчишка, он живет, чувствует, радуется и плачет здесь и сейчас; а автор прожил долгую и трудную жизнь, он осмыслил и, самое главное, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.
III. Работа над произведением.
-Как объяснить такое долгое вступление к рассказу: наличие эпиграфа, статьи, истории создания, посвящения, предисловия?
Распутин намеренно заставляет читателя проникнуться мыслью о серьёзности сделанных выводов из пережитых событий, нацеливает на целостное восприятие и глубокое осмысление текста .
Ученики замечают, что сначала роль учительницы едва заметна, а затем возрастает всё больше и больше по мере того, как она начинает принимать большее участие в жизни мальчика. Лидия Михайловна вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, занимающая эпизодическое место, а как главное действующее лицо.
— Почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?
-Как герой догадался, что посылку отправляла не мать?
-Почему он перестал бояться французского языка?
-Зачем учительница стала играть с учеником на деньги «пристенок» и «замеряшки»?
-Как ей удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?
-Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всём узнал директор?
Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
-Все ли герои рассказа добры и благородны?
IV . Литературные характеристики героев.
Далее ребята создают литературную галерею персонажей произведения «Уроки французского» с помощью цитат и рисунков. (Проверка домашнего задания)
«Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя Надя)
«Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым, нарочито замедленным шагом ступал к деньгам.» (Вадик)
«Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор)
«Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна)
«… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой) .
Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза.
Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием.
Приводим в систему все возникающие в рассказе противопоставления с помощью схемы.
Герою противопоставлен автор, об этом уже упоминалось в начале урока, противоположны и образы ученика и учительницы. С другой стороны, у героя есть антиподы в детской среде – Птаха и Вадик, они выбирают сторону зла. Лидии Михайловне противопоставлен директор школы, который не способен понять ребёнка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости. Окружающих героя людей (внешний мир) можно условно разделить на две группы: добрых, участливых, сопереживающих, бескорыстных ( это мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни) и безразличных, завистливых, порочных ( жители райцентра, тетя Надя и её дети, одноклассники). Внутренний мир героя терзают другие противоречия: гордость, тяга к знаниям, доброта и самопожертвование борются с голодом, нуждой, обманом, жадностью и одиночеством.
Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского».
Обращаемся к статье перед рассказом. Она и заключает в себе основную идею: только следуя законам доброты можно победить зло. Выделяем из статьи законы доброты Распутина:
3. « И если, уйдя от человека, добро возвращается к нему через много лет совсем с другой стороны, тем больше оно обошло людей и тем шире был круг его действия.»
— Удалось ли В.Г.Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди?
VII . Домашнее задание.
Задание. По описанию узнайте героя произведения и запишите его имя.
1. «…рослый и крепкий, заметный своей силой и властью парень с длинной рыжей челкой».
2. «Шофер единственной в колхозе полуторки».
3. «Суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку».
4. «Большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень, по прозвищу…»
5. «Он расхаживался, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи…»
Конспект урока литературы 6 класс: Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»
Цель: оценить произведение Распутина как уроки доброты.
Задачи: 1) дать определение понятия «добро»;
2) определить поступки героев с позиции добра и зла;
3) выразить своё отношение к поступкам героев произведения.
Оборудование: х/ф «Уроки французского», высказывания о доброте
Ход урока.
1. Создание колоборативной среды.
2. Стратегия «Комплименты»
3. Определение темы урока
— Составьте из этих букв слово по теме нашего урока
— Какое слово у вас получилось? Как вы думаете. Что оно обозначает?
4. Составление кластера со словом «Доброта» (подбор синонимов)
(любовь, забота, сострадание, помощь, отзывчивость, чуткость, сердечность)
— А какой антоним можно подобрать к слову добро? ЗЛО
— Кто для вас является добрым человеком? (примеры)
— Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока, используя это слово и название пр-ия.
Уроки доброты
5. А теперь определим вместе цель нашего урока и его задачи.
— С чем мы будем работать? Какое определение дадим? Что определим?
2. Основная часть урока.
1) Актуализация знаний (Опрос) — Кто является главным героем пр-ия?
— Почему Лидия Михайловна постепенно вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, а как главное действующее лицо?
2) Работа в парах. Анализ эпизодов.
Первая драка. Реакция учительницы. (Стар. учеб. Стр.281-283; кн.-127-128)
— Как повела себя учительница в данной ситуации?
— О чём она беседует с мальчиком? (стр. 131; 283-284)
Вторая драка. Индивидуальные занятия. (стр. 287- 289; 134)
— Почему Л.М. стала приглашать мальчика не в школу, а домой? (стр.134)
— Как проходили их занятия?
Эпизод с посылкой. (стр. 289-292; 135-136)
— Почему Л.М. решила послать посылку?
— Как мальчик догадался, что эта посылка не из дому?
Игра в «пристенок» и «замеряшки» (стр. 293-296)
— Почему Л.М. решилась играть на деньги в игру «замеряшки» со своим учеником? Вспомните, как сама учительница объясняет это своему ученику. (стр. 291-292)
— Как вы расцениваете её поступок?
3. Просмотр фрагмента из фильма. («Игра в «замеряшки») (01.10. 55- 01. 14. 25)
— Как ведут себя герои в данном эпизоде?
— Как учительнице удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему? (стр.140-144)
Разоблачение. (стр. 298-299; 145-146) — Как повела себя учительница, когда обо всём узнал директор? — Как повёл себя директор? Почему?
Учитель: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами… Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по- настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
4. Знакомство с понятием антитеза
— Кто из героев вам понравился? Почему?
— Кто не понравился? Почему?
Окружающих героя людей можно разделить условно на 2 группы: добрых и злых.
Самостоятельная работа в паре: составить таблицу «Добро и зло в рассказе), оформить в виде постера, защитить.(ватман, маркеры)
Добрые, участливые, сопереживающие, бескорыстные: мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни, учительница.
Безразличные, завистливые, порочные: тётя Нюра, её дети, одноклассники, Вадик, Птаха, жители райцентра, директор.
Т.о., в произведении отражена извечная борьба добра и зла. Исход этой борьбы может решить добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.
— Кто это делает в пр-ии? (Л.М.)
Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского». Вдумайтесь в смысл названия рассказа. Какое слово вы считаете главным в названии? Давайте выясним его значение в Толковом словаре.
Индивидуальное задание: выписать определение слова «урок»
Урок 1) учебный час (в средних учебных заведениях), посвящённый отдельному предмету;
2) учебная работа, заданная школьнику на дом;
3) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод на будущее;
4) преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным людям;
5) работа, заданная для выполнения в определённый срок.
— Какое из значений нам подходит?
Учитель: Конечно же, третье. Недаром статья, предшествующая рассказу (старый учебник стр. 270-271) называется «Уроки доброты». Обратимся к ней и давайте выделим из неё законы доброты Распутина. Коллективная работа
5. Обобщение.
— Удалось ли Распутину на примере истории своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие, добрые люди?
— Раскрыли ли мы тему урока?
— Удалось ли достичь цели? Что мы сегодня узнали?
— Где нам могут пригодиться полученные знания?
6. Подведение итогов. Оценивание.
7. Рефлексия (обратная связь): напишите мне sms – что вам понравилось, не понравилось на уроке?
8. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Как я узнал, что такое доброта?»