как узнать что человек крещеный
Как определить, христианин ли я?
В Неделю первую по Пятидесятнице, Всех святых, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме Всех Святыхв городе Бахмут (Артёмовск). По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днём, праздником Всех святых, от века Богу благоугодивших, и престольным днём этого храма!
Первой Церковью, первыми учениками Спасителя были апостолы — сначала двенадцать, затем семьдесят. В глазах всех остальных людей это и была Церковь. Ответ на вопрос, где Церковь, был простой: там, где были ученики Христовы. Они с проповедью Евангелия, Слова Божия шли туда, куда их вёл Дух Святый, и основывали христианские общины. Церковь расширялась через людей, уверовавших во Христа и последовавших за Ним.
Если мы посмотрим на первую Церковь, то количество святых равнялось количеству членов Церкви, потому что все члены Церкви были святыми. Святость в Церкви была не чем-то исключительно редким, необычным явлением, а естественным выбором, который был связан с тем, что человек, оставив всё, как это сделали апостолы, последовал за Христом. С тем, что ради Христа человек готов был на скорби, на страдания.
Мы помним, что первая Церковь — это Церковь мучеников, которые за Имя Христово проливали свою кровь. Мы помним, что в первые века быть христианином означало не просто принять Крещение, получить свидетельство о Крещении или принести ребёнка окрестить, а сделать выбор, за который тебя лишат твоих гражданских прав, имущества и жизни. Люди делали такой выбор, потому что Христа они ставили выше. Он был для них дороже и больше всего. И как таких людей, которые каждый день готовы были умереть за Христа и умирали, когда приходило время, не назвать святыми?
Сегодня мы видим, что Церковь трудами апостолов, учеников Христовых, через века расширилась и умножилась. Когда-то в Евангелии о Царстве Божием Господь сказал как о маленьком семени, которое, когда его бросают в землю, не видно, как не видно вначале было апостолов. А когда оно вырастает, становится огромным деревом, под сенью которого находят себе тень и звери, и птицы, и люди.
Церковь точно так же выросла за две тысячи лет и разрослась, превратилась в большое дерево, под сенью которого покров находят многие народы и многие поколения. Люди, верующие во Христа, сегодня говорят на разных языках, живут на всех континентах, обладают разным цветом кожи. И уже две тысячи лет эти совершенно разные люди, следуя за Христом, получают благодать Духа Святаго и становятся святыми, соединяясь со Христом и становясь наследниками Царства Небесного.
Есть и другая сторона — в Церкви появилось очень много людей, которые к ней принадлежат формально. Мы знаем, что человек крещёный, он носит на себе крест, а в ответ на вопрос, кто ты по вероисповеданию, он скажет: «я православный христианин». Но, глядя на его поступки, слыша те слова, которые говорит этот человек, видя, как он живёт, мы никогда не догадаемся, что этот человек может быть христианином. То, что принято вне Церкви, за её стенами, в его жизни остаётся обычной нормой.
Мы знаем, что сегодня православными себя считают не только те люди, которые всю свою жизнь посвятили Христу, но и те, кто формально был крещён и кто, наверное, ни разу в жизни не причащался, кто далёк от всякой церковной жизни, а лишь называет себя православным.
Много людей, называя себя православными, поступают так, как нельзя поступать верующему человеку, и через это имя Церкви не превозносится, не прославляется, а порочится. Нам очень часто справедливо говорят: как можно верить во Христа, если вы, христиане, так себя ведёте? Если вера во Христа вас не поменяла и вашу жизнь не сделала другой, как вы можете говорить, что это что-то большое, что-то великое?
Вера во Христа становится чем-то большим только тогда, когда она в моей жизни произвела такие перемены, которые заметны всем окружающим. Если я веду себя как непорядочный человек, если я поступаю так, как не поступают язычники, если никто, общаясь со мной, не видит во мне ни справедливости, ни любви, ни правды, разве имею я право называть себя православным христианином? Называя себя так, разве я прославляю Церковь? Или я унижаю её?
Мы сегодня должны задуматься о тех критериях, по которым можно определить, принадлежим мы с вами к Церкви или нет. Заметьте, я сейчас говорю не о том, что мы должны определять, принадлежит ли кто-то из наших соседей к Церкви. Мы очень часто, не видя свои собственные грехи и недостатки, собственные ошибки, замечаем грехи и недостатки других людей, и вместо того, чтобы судить себя, начинаем судить кого-то.
Нужно себя спросить: по какому критерию я могу понять, принадлежу ли я Церкви? Я крещёный человек, я читаю Евангелие, утренние и вечерние молитвы, хожу на службы в храм, несколько раз в году причащаюсь и соблюдаю посты. Могу я о себе сказать, что я православный человек, что я христианин?
Формально — да. Но если при этом я позволяю себе грубость, хамство, если я себя в повседневной жизни веду как непорядочный человек — как человек, который не держит своего слова, на которого нельзя положиться, который никого не любит, кроме самого себя, который заботится только о себе, который проявляет жадность, гордыню, эгоизм в отношениях с другими людьми, разве формальные признаки — что я несколько раз в году хожу на службу, исповедаюсь, причащаюсь, читаю Евангелие — делают меня христианином?
Формальная принадлежность к Церкви никого спасти не может. Спасает человека искренняя вера во Христа и Бог, Который отвечает на эту веру и на желание переменить свою жизнь и начать жить по вере. Если Бог не видит в нашем сердце этого желания, если Он не видит в нашей жизни стремления жить по Его заповедям, формальная принадлежность к Церкви не делает нас христианами, не делает нас святыми и не приближает нас к Богу.
Чаще всего мы встречаемся с тем, что люди, которые считают себя святыми только по формальным признакам — по тому, что они прочитали несколько акафистов, сделали несколько поклонов или несколько раз в году попостились, — имеют невыносимый характер, делают жизнь своих близких невыносимой, никого не любят, кроме себя, осуждают направо и налево своих друзей, товарищей, родных и близких, готовы ради своей выгоды поступиться своей христианской совестью и своими принципами. Или видят кого-то виноватым, но ни в коем случае не себя самих. Разве мы не встречали таких примеров? Разве не было горько нашему сердцу, когда мы видели это среди тех, кого мы считали христианами и на кого мы надеялись?
Разве не это причина того, что сегодня наш народ страдает от братоубийственной войны? Как здорово, что из освящённых танков друг в друга стреляют: там освятили, здесь, а потом друг по другу шпульнули, дома разбили, детей поубивали…
Это говорит только о нашей духовной слепоте, о том, что мы хотим принадлежать Церкви лишь формально. Вот, давайте вы нам, батюшка, окропите святой водой, освятите, прочитайте молитву, а жить мы будем так, как нам хочется, и делать мы будем так, как нам наши гордыня и эгоизм подсказывают. Евангелие мы пойдём поцелуем, потому что оно посередине храма лежит, а читать его и жить по нему мы даже не собирались. Но мы все члены Церкви.
И члены Церкви между собой не в мире, не в любви находятся, а во вражде и войне. Почему? Потому что остались членами Церкви формально, но никогда не принадлежали ей душой и сердцем, никогда не чувствовали её своей Матерью, никогда не ощущали своим долгом жить по заповедям Божиим и их ставить на первое место, выше всего в своей жизни.
Это приводит к извращениям, к тому, что человек, называющий себя верующим, поступает хуже неверующего, к тому, что человеку, считающему себя просвещённым благодатью Духа Святаго, ничего не стоит сказать плохое слово, обидеть, оклеветать, осудить, позавидовать, предать, сделать ещё какое-либо зло. И при этом он считает себя членом Церкви только потому, что он был на воскресном богослужении. Нам всё это нужно исправлять.
Мы сегодня видим это через беду, через кровь, страдания, несчастья, к которым приводит лишь формальная принадлежность к Церкви, когда мы внешне носим звание христианина, но не воспринимаем его дух. Разве можем мы себе представить апостолов, которые бы так друг к другу относились, как относятся сегодня люди, называющими себя православными христианами и братьями?
Не формальная принадлежность к Церкви делает человека христианином. Не формальная принадлежность к Церкви соединяет нас со святыми, делает нас родными и близкими им и Богу. Не формальная принадлежность к Церкви даёт нам радость общения с Богом и благодать Духа Святаго, а искреннее желание сердца жить по заповедям Божиим, когда мы их на первое место ставим, и когда это видят не люди, а, в первую очередь, Господь, Который смотрит в нашу душу и в наше сердце.
Чем больше будет настоящих членов Церкви, которые искренне, от души, от всего сердца готовы жить по воле Божией, которые не внешне, а всей полнотой своей жизни будут принадлежать Богу и жить по Евангелию, тем меньше в нашей жизни будет беды и больше в ней будет радости и любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Когда умножается беззаконие, гордыня, тогда любовь оскудевает. А когда пропадает любовь, мы, хотя и называем себя Церковью, становимся каким-то сборищем, которое Церковью не может быть, потому что Церковь без любви не существует. Без благодати Духа Святаго нет никакой Церкви.
Как Господь когда-то говорил иудеям, которые гордились своим происхождением от Авраама, — не говорите сами себе, что вы от Авраама, Бог из камней может детей Аврааму сделать, но сотворите плоды, достойные покаяния, — так и каждому из нас нужно задуматься не о том, формально ли мы принадлежим Церкви, если получили крещение от родителей и иногда ходим в храм, несколько раз в году причащаемся. Мы должны задуматься о том, соответствует ли наша жизнь тому, что мы показываем. Можем ли мы свидетельствовать о себе как о христианах не словами, а своими делами и поступками, как и подобает каждому члену Православной Церкви.
Я уверен, что многие из вас так и делают. Я верю, что многие из вас так и живут. Я верю, что если бы так не было, то и само существование мира уже бы прекратилось. Но хотелось бы, чтобы таких людей становилось больше. Хотелось бы, чтобы количество людей, которые не только внешне, но и искренне, от души стараются жить свято, по заповедям Божиим, и закон любви ставят выше всех остальных законов, умножалось, а от этого менялась бы наша жизнь.
Я искренне, от души всех вас поздравляю с престольным днём, с праздником всех святых — настоящих членов Церкви. Дай Бог, чтобы каждый из нас был похож на них и своими делами, и своей жизнью! Храни вас всех Господь! Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!
Не знаю, крещены ли родные. Как молиться?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, если я не знаю, были ли мои умершие родственники крещеные и ходили ли они в церковь, как за них молиться? Спасибо.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогая Татьяна! Позвольте, я выскажу своё личное мнение.
Мне кажется, если мы точно не знаем о жизни наших родственников, о том, были они крещены или нет, за них не только можно, но и нужно молиться Вам самой и просить священника молиться у Святого Престола.
Дело в том, что если Ваши родственники прямо не противились Богу, не отвергали Его, то кто мы такие, чтобы судить их и о них? Почему мы всегда думаем о плохом, но не хотим думать о хорошем? Мне кажется, что мы должны думать о людях лучше, чем они могли бы быть.
Меня часто волнует вопрос: а сможем ли мы навредить душе не крещённого человека, если будем молиться за неё? Ведь Христос принёс жертву за всех людей, а во время Его земной жизни вообще не было крещённых людей, кроме тех, кто крестился от Иоанна Предтечи в крещение покаяния. Христос сошёл во ад и забрал оттуда всех, кто НЕ ПРОТИВИЛСЯ Ему. Св. Игнатий Богоносец призывал: «И о других людях непрестанно молитесь, ибо есть им надежда покаяния, чтобы придти к Богу».
Конечно, душа противившаяся Богу при жизни, после смерти не сможет «пересмотреть» свою позицию. Но, если мы точно не знаем, противился ли при жизни человек Богу, то надо молиться за его душу, а там как Господь управит.
Тема: Признаки крещения Духом Святым
Опции темы
Признаки крещения Духом Святым
Как узнать крещён человек Духом Святым или нет?
Пятидесятники говорят, что знамение иных языков являются доказательством крещения Духом Святым.
А как определяют крещён или не крещён человек те, которые не признают знамение иных языков?
К примеру, в раз крестили 15 человек. Как узнать, кто из них получил Духа Святого а кто нет?
Мне вот так никто и не объяснил, что это за иные языки такие.
Пятидесятники говорят, что знамение иных языков являются доказательством крещения Духом Святым.
А как определяют крещён или не крещён человек те, которые не признают знамение иных языков?
К примеру, в раз крестили 15 человек. Как узнать, кто из них получил Духа Святого а кто нет?
Это очень просто! Нужно обратиться к Слову Божьему и исследовать места где говорится о крещении Духом Святым и по каким признакам они определяли, что человек крещен или нет.
Вот например как по каким признакам апостолы узнали, что они крещены Духом Святым:
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:4)
или Симон волхв, что он увидел когда через возложение рук 18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
(Деян.8:18,19)
А верующие пришедшие с Петром в дом Корнилия как узнали?:
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
(Деян.10:44-47)
В СВЯТОМ ПИСАНИИ НЕТ НИ ОДНОГО МЕСТА ГДЕБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ КРЕЩЕН ДУХОМ СВЯТЫМ БЕС ЗНАМЕНИЯ ИНЫХ ЯЗЫКОВ.
Так, что не обманывайтесь если Вас Бог крестит Духом Святым Вы об этом узнаете когда заговорите иными языками, которыми Вы никогда ранее не говорили и не тренировались говорить.
Вау, круто! Это они теперь ваще все языки не только понимать стали, но еще и говорить на них?! Круто.
А где этому учатся?
Вау, круто! Это они теперь ваще все языки не только понимать стали, но еще и говорить на них?! Круто.
А где этому учатся?
реальный язык вы у них не выучите, они и сами ни одного иностранного языка выучить не могут. Просто несут какую то тарабарщину типа вот мол, оно, снизошло.
Да, жаль. Я так и предпологал, что там что-то не так, иначе бы ответил бы кто-нибудь гораздо раньше.
Жаль, нет там ни у кого крещения святым духом. Оно, как я понимаю, дает не нечленораздельное бубнение, а таки настоящее знание и умение использовать приобретенные качества не только ради фокусов.
Там, если они не притворяются, а действительно преобретают непонятное бубнение, имеет место быть самая что ни на есть одержимость. Ее надо лечить. Это не шутки, лечение таблетками не существует. Лечить надо лишь полной изоляцией от подобных тусовок, переключением на любую деятельность, дающую практический результат. Трудотерапия. И самое неприятное, всякие изгнания бесов бессмысленны, поскольку изгонятель-то тоже из той же среды, откуда прискакали одержатели.
Не поленитесь перечитать места в Деяниях где говорится о крещении Духом Святым. А Павел вторит» И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,»
(1Кор.2:4) И конечно же без любви ни какого движения.
Это очень просто! Нужно обратиться к Слову Божьему и исследовать места где говорится о крещении Духом Святым и по каким признакам они определяли, что человек крещен или нет.
Вот например как по каким признакам апостолы узнали, что они крещены Духом Святым:
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
(Деян.2:4)
или Симон волхв, что он увидел когда через возложение рук 18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
(Деян.8:18,19)
А верующие пришедшие с Петром в дом Корнилия как узнали?:
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
(Деян.10:44-47)
В СВЯТОМ ПИСАНИИ НЕТ НИ ОДНОГО МЕСТА ГДЕБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ КРЕЩЕН ДУХОМ СВЯТЫМ БЕС ЗНАМЕНИЯ ИНЫХ ЯЗЫКОВ.
Так, что не обманывайтесь если Вас Бог крестит Духом Святым Вы об этом узнаете когда заговорите иными языками, которыми Вы никогда ранее не говорили и не тренировались говорить.
Это всё я знаю. Это та точка зрения которую и я разделяю. Но вопрос в другом.
Мне интересно, что говорят те которые не разделяют эту точку зрения, но и не отвергают Дух Святой, типа некоторых пятидесятников, баптистов и методистов. И вопрос мой был задан к этой категории людей.
Но если вам известно по каким признакам они определяют крещён или не крещён человек Духом Святым, то раскажите.
А почему вы решили, что если человек имеет Дух Святой то любви он иметь не должен?
Вау, круто! Это они теперь ваще все языки не только понимать стали, но еще и говорить на них?! Круто.
А где этому учатся?
А нигде. Бог не дает даров для баловства
Что делать, если не знаешь, крещен ли ты?
Не знаю, крещенный ли я. А если крещеный, то неизвестно, каким именем крестили. Как узнать, крестили ли меня и каким именем?
Артур Оканев
Отвечает иерей Давид Поляков:
– Если нет достоверных фактов о том, что человек был крещён, но такое предположение имеет основания, то священник совершает Крещение с словами: «Аще не крещен, крещается раб Божий (имя рек) во имя Отца, аминь, Сына, аминь, и Святого Духа, аминь».
Если неизвестно, с каким именем крестили, то человек может считать своим христианским именем то, которое он уже носит (если оно есть в святцах).
Бывает, что человек был назван таким именем, которого нет среди имен святых. Тогда он может попросить священника во время таинства Исповеди помочь найти имя его небесного покровителя. В конце Исповеди священник прочитает над ним разрешительную молитву с новым именем.
Еще вариант. Верующий, молясь разным святым, может почувствовать особую любовь к тому или иному святому, особую связь с ним. Возможно, именно этот святой взял его под свою опеку. Именем такого святого и следует назвать себя, посоветовавшись предварительно со священником.
Для родителей важно сохранять свидетельства о Крещении детей, в которых точно указаны их имена, данные при совершении Таинства.
Вопросы о Таинстве Крещения
Подготовка к Крещению
Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?
Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).
Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.
Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка. Крещение одного младенца длится около сорока минут.
Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.
Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения. Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.
Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания, в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».
Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.
Обычно сразу же за этим следует воцерковление, обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.
Почему в алтарь вносят только мальчиков?
В принципе и мальчиков туда не должны вносить, это лишь традиция.
Шестой Вселенский собор определил: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян, да не будет позволено входить внутрь священного алтаря… (правило 69). Известный канонист еп. Никодим (Милаш) дает этому постановлению такой комментарий: «В виду таинственности приносимой в алтаре бескровной жертвы, воспрещено было, с древнейших времен церкви, входить в алтарь всякому, кто не принадлежал к клиру. «Алтарь предназначен только для священных лиц».
Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.
Даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы регулярно приступать к Таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.
Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.
Каким православным именем назвать младенца?
Право выбора имени ребенка принадлежит его родителям. В выборе имени Вам могут помочь списки имен святых – святцы. В святцах имена расположены в календарном порядке.
Нет однозначной церковной традиции выбора имен – часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.
При выборе имени можно ознакомиться не только с тем, что означает то или иное имя, но и с житием того святого, в честь которого вы хотите назвать своего малыша: что это за святой, где и когда он жил, каков был образ его жизни, по каким дням совершается его память.
Почему в некоторых храмах закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?
Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.
Что должно прийти сначала – вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?
Крещение – это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую – жизнь во Христе Иисусе.
А с другой стороны, глубокая вера – это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, – это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». ( Мк. 9:24 ) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее.
Укрепляться в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.
Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?
Человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.
В любом ли возрасте человек имеет право креститься?
Крещение возможно для человека любого возраста в любой день года.
В каком возрасте лучше крестить ребенка?
Крестить человека можно в любое время от первого и до самого последнего его вздоха. В древности существовал обычай крестить ребенка на восьмой день от рождения, но это не являлось обязательным правилом.
Удобнее всего крестить ребенка в течении первых месяцев от рождения. В это время малыш еще не отличает маму от «чужой тети», которая будет держать его на руках во время Крещения, да и «бородатый дядя», который все время будет к нему подходить и «что-то с ним делать», не страшен для него.
Дети постарше уже достаточно осознанно воспринимают действительность, видят, что их окружают незнакомые им люди, а мамы или вовсе нет или она почему-то к ним не идет, и могут испытывать тревогу по этому поводу.
Нужно ли заново креститься, если человека «крестила бабушка на дому»?
Крещение – это единственное Таинство Церкви, которое в случае крайней необходимости может совершать и мирянин. В годы гонений на Церковь случаи такого крещения были не редки – храмов и священников было мало.
Кроме того в прежние времени повивальные бабки иногда крестили новорожденных малышей если их жизни угрожала опасность: например, если ребенок получал родовую травму. Такое крещение обычно называют «погружением». Если ребенок после такого крещения погибал, то его хоронили как христианина; если же выживал, то его приносили в храм и священник восполнял совершенное мирянином крещение необходимыми молитвами и священнодействиями.
Таким образом в любом случае крещенному мирянином человеку надлежит «восполнить» крещение в храме. Однако, в прежние времена повитух специально обучали как правильно совершать крещение; в советские же годы зачастую совершенно неизвестно кто и как крестил, был ли этот человек обучен, знал ли, что и как следует делать. Поэтому, ради уверенности в действительном совершении Таинства, священники чаще всего крестят таких «погруженных» так, как если бы существовало сомнение в том, крещены они или нет.
Могут ли родители присутствовать на Крещении?
Вполне могут, и не просто присутствовать, а молиться вместе со священником и крестными о своем малыше. Никаких препятствий к этому нет.
Когда совершается Крещение?
Крещение может совершаться в любое время. Однако в храмах по разному устанавливается порядок совершения Крещения в зависимости от внутреннего распорядка, возможностей и обстоятельств. Поэтому Вам следует заранее обеспокоиться о том, чтоб узнать о порядке совершения Крещения в том храме, в котором Вы хотите крестить своего ребенка.
Что нужно взрослому человеку желающему принять Таинство Крещения?
Для взрослого человека основанием для Крещения является наличие у него искренней Православной веры.
Цель Крещения — соединение с Богом. Поэтому приходящему к купели Крещения нужно решить для себя очень важные вопросы: нужно ли это ему и готов ли он к этому? Крещение неуместно, если человек с его помощью ищет каких-то земных благ, успешности или надеется решить свои семейные проблемы. Поэтому еще одним важным условием для Крещения является твердое желание жить по-христиански
После совершения Таинства человек должен начать полноценную церковную жизнь: регулярно бывать в храме, узнавать богослужение, молиться, то есть учиться жизни в Боге. Если этого не произойдет, Крещение не будет иметь никакого смысла.
К Крещению необходимо готовиться: как минимум внимательно ознакомиться с данными огласительными беседами, прочесть хотя бы одно из Евангелий, знать наизусть или близко к тексту Символ Веры и молитву «Отче наш».
Было бы просто замечательно подготовиться к исповеди: вспомнить о своих грехах, неправоте и дурных наклонностях. Многие священники делают очень правильно, исповедуя оглашенных перед Крещением.
Можно ли крестить во время поста?
Да, можно. Более того, в прежние времена посты служили подготовкой не только к определенному празднику, но и ко вступлению в Церковь новых членов, т.е. к Крещению оглашенных. Таким образом в древней Церкви крестили в основном накануне больших Церковных праздников, в том числе во время поста. Следы этого до сих пор сохраняются в особенностях богослужений праздников Рождества Христова, Пасхи и Пятидесятницы.
В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?
Священник не только может, но и должен отказать человеку в Крещении, если тот не верит в Бога так, как учит веровать Православная Церковь, поскольку вера – непременное условие для Крещения.
Среди оснований для отказа в Крещении может быть неподготовленность человека и магическое отношение к Крещению. Магическое отношение к Крещению – это желание с его помощью защититься от сил зла, избавиться от «порчи» или «сглаза», получить всевозможные духовные или материальные «бонусы».
Крестить не станут лиц в нетрезвом состоянии и ведущих аморальный образ жизни вплоть до их покаяния и исправления.
Что делать, если точно известно, что человек крещен, но никто не помнит то имя с которым его крестили? Второй раз крестить?
Подобная ситуация встречается довольно часто. Крестить второй раз человека не нужно – крестить можно только один раз. Но можно дать человеку новое имя. Сделать это вправе любой священник просто исповедовав человека и причастив его с новым именем.
Сколько раз можно креститься?
Однозначно — один раз. Крещение – есть духовное рождение, а родиться человек может только единожды. В Православном Символе Веры сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторичное крещение недопустимо.
Что делать, если не знаешь, крещен ты или нет, и узнать не у кого?
Нужно Креститься, но при этом предупредить священника о том, что ты может быть и крещеный, но точно об этом не знаешь. Священник совершит Крещение по особому для таких случаев чину.
О крёстных (воспреемниках)
Какие есть у крестных отца и матери обязанности по отношению к своим крестникам?
У крестных по отношению к крестникам есть три основные обязанности:
Как нужно готовиться к Таинству Крещения будущим крестным?
Крестные являются поручителями за своего крестника. На них возлагается обязанность заботиться о духовном и нравственном воспитании своего крестника. Крестные обучают его основам Православной веры, молитве и образу жизни настоящего христианина. Следовательно, сами крестные должны хорошо знать и Евангелие и церковную жизнь, иметь хорошую молитвенную практику, регулярно участвовать в богослужениях и Церковных Таинствах.
Вы решились стать крестным, но не соответствуете требованиям? Сделайте так, чтобы это стало поводом для того, чтобы начать двигаться в этом направлении.
Для начала прослушайте огласительные беседы в храме или на нашем сайте.
Затем прочтите на выбор Евангелие от Марка или от Луки. Выберите сами — первое короче, второе понятнее. Найти их так же можно в Библии; точнее — в Новом Завете.
Тщательно ознакомьтесь с текстом Символа веры – во время Крещения один из крестных читает его наизусть или с листа. Еще было бы хорошо если бы ко времени Крещения Вы знали наизусть молитву «Отче наш».
После Крещения углубляйте и расширяйте свои знания по Библейской истории, молитесь дома и участвуйте в церковных богослужениях – так вы постепенно приобретете практические навыки христианина.
Можно ли стать крестным заочно, не участвуя в Крещении младенца?
Первоначальное наименование крестных – восприемники. Такое название они получили потому, что «принимали» крещаемого от купели; при этом Церковь как бы делегирует им часть своей заботы о новом христианине и научении его христианской жизни и нравственности, поэтому не только обязательно присутствие крестных во время Крещения и их живое участие, но и их сознательное желание принять на себя такую ответственность.
Могут ли стать крестными представители других религий?
В Крещении восприемники свидетельствуют о Православной вере, и по их вере младенец принимает Таинство. Одно это уже делает невозможным представителей других религий становиться восприемниками при Крещении.
Кроме того крестные берут на себя обязанность воспитывать крестника в Православии. Представители других религий не могут выполнить этих обязанностей поскольку для нас христианство – не теория, а сама жизнь во Христе. Этой жизни могут научить только те, кто сами так живут.
Возникает вопрос: а могут ли тогда стать крестными представители других христианских конфессий, например католики или лютеране? Ответ отрицательный – не могут по тем же причинам. Восприемниками при Крещении могут стать только православные христиане.
Что из вещей нужно принести с собой на Крещение и кто из крестных это должен сделать?
Для Крещения понадобится крестильный набор. Как правило это нательный крестик с цепочкой или тесемочкой, несколько свечей, крестильная рубашка. Крестик можно приобретать и в обычных магазинах, но тогда следует попросить священника его освятить.
Понадобится полотенце или пеленка, чтобы завернуть и вытереть малыша после купели.
По неписаной традиции для мальчика крестик приобретает крестный отец, а для девочки – крестная мать. Хотя этого правила не обязательно придерживаться.
Сколько у человека должно быть крестных отцов и матерей?
Один. Как правило одного с ребенком пола, то есть для мальчика – крестный, а для девочки – крестная.
Возможность иметь для ребенка одновременно и крестного отца и крестную мать является благочестивым обычаем.
Иметь более двух восприемников не принято.
Как выбрать крестных для ребенка?
Главным критерием выбора крестного или крестной должно стать то, сможет ли этот человек впоследствии помогать в христианском воспитании воспринятого от купели. Степень знакомства и просто приязненность отношений тоже важны, но это не главное.
В прежние времена забота о расширении круга людей, которые будут серьезно помогать родившемуся чаду, делала нежелательным приглашение в качестве крестных ближайших родственников. Считалось, что они и так, в силу природного родства, будут помогать ребенку. По этой причине родные бабушки и дедушки, братья и сестры, дяди и тети редко становились восприемниками. Тем не менее это не возбраняется, а сейчас становится все более частым явлением.
Может ли беременная женщина стать крестной матерью?
Может. Беременность не является препятствием для восприемничества. Кроме того, если беременная женщина сама хочет принять Таинство Крещения то она вполне может это сделать.
Кто не может быть крестным?
Несовершеннолетние; иноверцы; душевнобольные; совершенно несведущие в вере; лица в нетрезвом состоянии; не могут быть крестными у одного ребенка состоящая в браке пара.
Что крестные должны подарить крестнику?
Этот вопрос лежит в области человеческих обычаев и не касается духовной жизни, регулируемой Церковными правилами и канонами. Иными словами – это личное дело крестных. Можно и вовсе ничего не дарить.
Однако думается, что подарок, если таковой все же будет иметь место, должен быть полезным и напоминать о Крещении. Это может быть Библия или Новый Завет, нательный крестик или икона святого, в честь которого назван ребенок. Вариантов много.
Если крестные не выполняют своих обязанностей можно ли взять других крестных и что для этого нужно делать?
В прямом смысле слова – нельзя. Крестным будет только тот, который воспринимал ребенка от купели. Однако в некотором смысле так можно поступить.
Проведем параллель с обычным рождением: допустим, отец и мать, родив на свет своего малыша, отказываются от него, не выполняют своих родительских обязанностей и не заботятся о нем. В этом случае ребенка может кто-нибудь усыновить и воспитать, как родного. Этот человек и станет, хоть и приемным, но родителем в подлинном смысле этого слова.
Так же и в рождении духовном. Если настоящие крестные не выполняют своих обязанностей, и есть человек, который может и хочет взять на себя их функцию, то ему следует получить благословение на это у священника и после этого начать всемерно заботиться о ребенке. И «крестным» при этом его тоже можно называть.
При этом вторично Крестить ребенка нельзя.
Может ли молодой человек стать крестным у своей невесты?
Однозначно нет. Между крестным родителем и крестником возникает духовное родство, которое исключает возможность вступления в брак.
Сколько раз человек может становиться крестным?
Столько, сколько посчитает возможным.
Быть крестным родителем очень ответственно. Кто-то может осмелиться взять на себя такую ответственность один или два раза, кто-то пять или шесть, а кто-то, возможно, и десять. Каждый сам для себя определяет эту меру.
Может ли человек отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?
Может. Если он чувствует, что не готов нести ответственность за ребенка, то будет честнее и перед родителями и перед ребенком и перед самим собой сказать об этом прямо, нежели стать формально крестным и не выполнять своих обязанностей.
Можно ли стать крестным у двух или трех детей из одной семьи?
Да, можно. Никаких канонических препятствий к этому нет.