как узнать что тебя приняли в институт
Как узнать что тебя приняли в институт
Зачисление на бюджет происходит только по оригиналу аттестата или диплома
Списки помогут оценить шансы на поступление на бюджетные места
На бюджетные места зачисляются абитуриенты с оригиналами по убыванию набранных баллов.
Списки абитуриентов показывают, сколько подано заявлений на выбранное вами направление подготовки, сколько баллов у других абитуриентов, и кто из них предоставил оригинал аттестата. Обновление информации происходит каждый час.
В верхней части списка вы видите абитуриентов с оригиналами, выстроенных по убыванию баллов, затем абитуриентов без оригиналов и абитуриентов, предоставивших оригиналы на другие направления подготовки в Университете Лобачевского.
26 июля закончится приём заявлений на бюджетные места очной и очно-заочной форм обучения. В списке перестанут появляться новые абитуриенты.
Этап приоритетного зачисления
29 июля на бюджетные места будут зачислены абитуриенты:
— с особыми правами на 10% бюджетных мест
— поступающие на целевые места
— победители и призёры олимпиад школьников, поступающие без результатов вступительных испытаний
В общем конкурсе останутся бюджетные места, не занятые абитуриентами, которых зачислят 29 июля.
А теперь тот самый общий конкурс
Отслеживайте, сколько абитуриентов подали оригиналы на ваше направление подготовки, и какие у них конкурсные баллы. Оценивайте свои шансы по тому месту в списке, которые вы займёте, если предоставите оригинал.
Например, на направлении есть 30 бюджетных мест. Если по баллам вы окажетесь на 10-11 месте среди абитуриентов, предоставивших оригиналы, то ваши шансы поступить на бюджетное место высоки. Пора нести оригинал в приёмную комиссию.
Если ваша позиция окажется ближе к 25-30 из нашего примера с 30 бюджетными местами, то существует риск, что оригиналы предоставят абитуриенты с более высокими баллами. В этом случае обратитесь за консультацией в приёмную комиссию выбранного факультета или института. Сотрудники приёмной комиссии знают конкурсную ситуацию на своих направлениях и помогут определить ваши дальнейшие действия.
Первый этап зачисления. 80% бюджетных мест
На первом этапе зачисление проводится на 80% бюджетных мест, оставшихся свободными после зачисления 29 июля.
До 1 августа нужно предоставить оригинал для участия в первом этапе зачисления.
3 августа проходит зачисление первого этапа.
Если к моменту окончания приёма оригиналов 1 августа на нашем направлении будет 62 оригинала, то будут зачислены все 62 абитуриента с оригиналами. Если оригиналов будет больше, то будут зачислены 62 абитуриента с наиболее высокими баллами среди тех, кто предоставил оригинал до 1 августа.
Второй этап зачисления. 20% бюджетных мест
До 6 августа идёт приём оригиналов для участия в конкурсе на втором этапе зачисления.
8 августа проходит зачисление второго этапа.
Если на направлении из нашего примера в первую волну были заполнены все 80%, то есть 62 из 77. Значит, во второй волне осталось 15 бюджетных мест.
Абитуриент, который до 26 июля подал заявление на наше направление, но не участвовал в первой волне, может предоставить оригинал и подать заявление о согласии на зачисление до 6 августа и участвовать во второй волне. Или абитуриент, который участвовал в первой волне, но оказался по баллам на 63 месте среди абитуриентов с оригиналами, может оставить оригинал на нашем направлении и участвовать во второй волне.
Схема зачисления такая же, как на первом этапе. 8 августа будут зачислены 15 абитуриентов с наиболее высокими баллами, предоставившие оригиналы аттестатов и заявления о согласии на зачисление до 6 августа.
Также читайте описание процедуры зачисления и формирования проходного балла на форуме абитуриентов
Установлены особенности приема в вузы на 2021/2022 учебный год
VitalikRadko / Depositphotos.com |
Минобрнауки России утвердило особенности приема в вузы по программам бакалавриата, магистратуры, специалитета, а также аспирантуры (приказ Минобрнауки России от 1 апреля 2021 года № 226). Они приняты в том числе в целях борьбы с распространением COVID-19.
При приеме на очное обучение бакалавров и специалистов вузы устанавливают следующие сроки:
Какие абитуриенты имеют «право на 100 баллов»? Узнайте из Домашней правово й энциклопедии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Сроки завершения приема документов от поступающих с прохождением вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно, устанавливаются вузами.
По общему правилу подать или отозвать документы для поступления, апелляцию, внести изменения в заявление абитуриенты могут с использованием дистанционных технологий, в том числе посредством суперсервиса «Поступление в вуз онлайн», а также через операторов почтовой связи общего пользования. Вступительные испытания также будут проходить дистанционно.
Но вузы вправе взаимодействовать с абитуриентами и лично, если это не противоречит региональным актам, изданным в целях противодействия новому коронавирусу.
Как моя дочь поступила в вуз онлайн
И какие ошибки допустила при поступлении
В 2021 году моя дочь Александра поступала в вуз онлайн.
В процессе подачи документов стало понятно: ни аттестат с отличием, ни призовые места во Всероссийской олимпиаде школьников не гарантируют бесплатного обучения.
В этой статье я поделюсь нашим опытом поступления.
Потратили на подготовку и поступление — 128 560 Р
Дорога из ХМАО в Санкт-Петербург | 50 060 Р |
Репетиторы на «Турбоподготовке» | 50 000 Р |
Проживание в Санкт-Петербурге на этапе поступления | 28 500 Р |
В 2022 с новыми знаниями
На что смотреть при выборе вуза
Еще в период учебы в школе я рекомендовала Саше выбрать направление, которое будет востребовано на рынке труда. Мне кажется, что с узконаправленной специальностью проще найти работу, ведь рынок не переполнен. Например, сметчиками, инженерами или докторами берут только тех, кто окончил обучение по специальности. К тому же на технические направления конкурс ниже.
Моя теория подтвердилась, когда опубликовали данные конкурса: на филологическое направление в 2021 году он был гораздо выше, чем на техническое. Это означает, что гуманитариям нужно набрать больше баллов ЕГЭ. Например, чтобы поступить в РГПУ имени Герцена на математику и информатику, нужно было набрать минимум 230 баллов, на филологию — 281 балл, а на лингвистику — 290 баллов.
В девятом и десятом классе дочь слушала мои советы и склонялась стать то врачом, то инженером. Ей легко давались все предметы, но больше всего она любила литературу и мечтала стать журналистом. Однако я настраивала ее на то, что такую специальность можно получить для души позже, если пойти учиться заочно или получить второе высшее. А первое образование лучше выбирать из практических соображений.
В одиннадцатом классе Саша решила, что она все-таки гуманитарий, и я уже не стала ее переубеждать.
В начале одиннадцатого класса нужно было выбрать, по каким предметам дочь будет сдавать ЕГЭ. В большинстве университетов для поступления на филологические специальности требовались литература и английский — их Саша и выбрала. Однако были вузы, где вместо английского можно было сдать обществознание или историю. Дочь не стала этого делать: сказала, что на подготовку уйдет много времени. Я не смогла ее переубедить, но все-таки советую будущим абитуриентам сдать и другие экзамены: это увеличит количество вузов, куда можно будет подать документы.
Как дочь готовилась к поступлению
Олимпиады. Некоторые вузы начисляют дополнительные баллы за призовые места в региональном этапе определенных олимпиад. Победа на российском уровне дает право поступления вне конкурса.
Саша заняла первое место в округе во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе — это было в девятом классе. В десятом классе на этой олимпиаде ей досталось третье место.
Участие в ГТО. ГТО, или «Готов к труду и обороне», — это всероссийская акция популяризации здорового образа жизни. Программа ГТО включает в себя комплекс спортивных упражнений — обязательных и на выбор. Если хорошо сдать нормативы, можно получить значки: золотой, серебряный или бронзовый.
Во всех университетах, в которые дочь хотела поступать, за золотой знак ГТО давали от 2 до 5 баллов.
Все нормативы сдают в один день. В школе детей предупреждают о дате и месте проведения мероприятия. Весной 2021 года дочь ходила сдавать эти нормативы в спортивную школу. Когда она вернулась, сказала, что все сдала на золотой значок.
Потом выяснилось, что она сдала на золото все, кроме челночного бега, и в итоге получила серебряный значок. К сожалению, ни в одном из выбранных нами вузов его не принимали.
Программа ВШЭ «Социальный лифт». Многие учебные заведения ведут страницы в социальных сетях и дублируют там важную информацию, например о днях открытых дверей или вебинарах. Чтобы ничего не пропустить, я подключила оповещения во «Вконтакте» со страниц Высшей школы экономики и СПбГУ.
Так я узнала о программе «Социальный лифт» от Высшей школы экономики. Университет поддерживает особые категории абитуриентов и дает им возможность поступить вне основного конкурса — они будут учиться на бюджете за счет ВШЭ.
В программе могут участвовать ребята, которым сложно получить высшее образование: например, дети из многодетных малообеспеченных семей или из семей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Дочь попадала в категорию детей, которые живут в районах с низкой степенью доступности высшего образования, так что тоже могла участвовать в «Социальном лифте».
Программа «Гуманитариус» в ТГУ. Как я писала выше, Саша заняла первое место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе. Это давало конкурентное преимущество при подаче заявки на программу Тюменского государственного университета «Гуманитариус». В период весенних школьных каникул вуз проводил своего рода сессию, где дети получали дополнительные знания по литературе.
Обучение было очным и проходило в Тюмени — Саша 11 дней слушала лекции, разбирала разные художественные произведения и получала обратную связь от преподавателей. Эти знания потом пригодились ей на экзаменах.
Образовательный центр «Сириус». Осенью мы подали документы на отбор в образовательный центр «Сириус» в Сочи. Нашу заявку одобрили на направление «литературное творчество». В этой программе участвовали только призеры и победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
За участие и проезд мы не платили. В «Сириус» приезжают преподаватели из ведущих вузов, знаменитости и политики: например, о своем творчестве рассказывала Гузель Яхина. Дочь была в восторге: в центре они разбирали произведения, писали эссе, консультировались с преподавателями по поводу улучшения своих работ.
Занятия с репетиторами. Мы обратились к репетиторам в сентябре 2020 года. У нас в поселке выбирать не из кого, поэтому искали педагога в интернете. В первую очередь я смотрела, как готовят в вузах. В этом нам помог коронавирус: некоторые университеты проводили курсы онлайн, в том числе и Высшая школа экономики, куда мечтала поступить дочь. Программа по английскому там сейчас рассчитана на 8 месяцев и стоит 57 600 Р за курс. Сначала мы выбрали именно ее.
У курсов Вышки был еще один бонус. Если ребенок удачно сдает промежуточные зачеты на курсах, но потом не поступает на бюджет, то может получить от 25 до 100% скидки на обучение. Кроме того, в следующем году за курсы можно получить налоговый вычет.
Первое занятие дочке не понравилось. Были проблемы с подключением, а преподаватель просто присутствовал с той стороны экрана, пока дети писали входное тестирование. Мне жутко не понравилось, что во время организационной встречи в эфир прорвался неадекватный человек и таким образом его сорвал. Я переживала, что подобное может повториться и во время занятий. Дочь предложила отказаться от курсов Вышки — я позвонила в вуз и сообщила, что хочу расторгнуть договор. Проблем не возникло, деньги вернули в полном объеме.
Занятия проводили студенты вузов, они были ближе дочке по возрасту и лучше понимали, как подать материал. С учениками проводили вебинары, на сайте можно было скачать материалы и задания. Работа была на результат — если что-то непонятно, объясняли несколько раз, а по заданиям давали обратную связь. Хорошим стимулом был игровой момент: если не выполняешь задания вовремя, то сгорает «жизнь». Если три раза за месяц пропустишь занятия, то вылетаешь с курса, а деньги не возвращают.
В результате всей этой подготовки дочь набрала на ЕГЭ по литературе 90 баллов, по русскому языку — 92, а по английскому — 67. При этом английским она занималась всего 4 месяца.
Поездка в Петербург
Мы хотели снимать жилье до 1 сентября, то есть до начала обучения. Покупать билеты домой, а потом еще раз в Питер вышло бы дороже, чем арендовать квартиру. Общежитие предоставляли только с 25 августа.
Еще был вариант остановиться в общежитии университета, но это тоже выходило недешево, если пересчитать на количество дней. В Вышке можно было заселиться в студию за 2500 Р в день либо в комнату с двухместным размещением за 1000 Р в сутки — это обошлось бы в 37 000 Р за весь период пребывания.
мы отдали за аренду квартиры во время поездки в Санкт-Петербург
Учитывая, что поступление проходило онлайн, сейчас я не считаю поездку в Петербург необходимой.
Как устроен процесс онлайн-поступления
В 2021 году абитуриентам можно было подать документы в пять вузов. Из-за пандемии коронавируса заявления принимали только в электронной форме. Заявления на бюджет необходимо было подать до 29 июля.
Процесс поступления состоял из нескольких этапов. В 2021 году все было так:
Мы с Сашей проанализировали проходные баллы разных учебных заведений за 2020 год, прикинули свои шансы с результатами ее ЕГЭ и подали документы в такие вузы:
Дочь зарегистрировалась на сайте каждого университета и получила доступ к личному кабинету абитуриента. Еще я знаю, что можно было подавать заявления через госуслуги, но мы решили регистрироваться на сайтах учебных заведений.
Расскажу об основных этапах подачи документов в вузы онлайн.
Чтобы заявить о своем желании обучаться в университете, абитуриенту нужно заполнить заявление на обучение — это почти то же самое, что заявление о приеме на работу.
В каждом вузе были свои формы. В заявлении нужно указать информацию об абитуриенте: его фамилию, имя, отчество и дату рождения. На этом же шаге просили прикрепить фото.
Отдельно надо было отметить галочкой нужную специальность. На усмотрение вуза можно было выбрать от двух до десяти направлений — в каждом вузе Саша выбирала максимум два.
В этом же заявлении дочь указала номер телефона и адрес электронной почты — туда должна была прийти информация о том, что документы приняли.
После подачи заявлений нам оставалось только наблюдать, как меняется ситуация. Вузы должны были обновлять списки поступающих на своих сайтах не реже пяти раз в день. Я трижды в день заглядывала туда, чтобы узнать, какое место занимает Саша. Меня пугало, что в одних списках дочь была двухсотая, во вторых — трехсотая, в третьих — семисотая. Потом я уже перестала следить.
Чтобы понять реальную ситуацию, я установила в конкурсном списке особый фильтр — он показывал только тех абитуриентов, которые подали согласие на зачисление именно в этот вуз. Его можно подать только в один университет, и именно согласие подтверждает намерение абитуриента учиться в этом месте. С фильтром список стал не таким страшным: где-то дочь была на 18-м месте, а где-то — на 15-м.
Фильтр помог отследить, куда у дочери больше шансов поступить и куда ей стоит подать свое согласие. Ведь могло получиться так, что человек отозвал бы свое согласие в последний момент и дочь автоматически поднялась бы выше по списку.
Абитуриенты обязаны были подать свои согласия на зачисления до 11 августа. 10 августа я посмотрела списки и поняла, что у дочери мало шансов попасть на бюджет.
На лингвистику в ЛГУ имени Пушкина было 20 возможных мест, а дочь по спискам с согласиями оказалась на 25-м.
Во ВШЭ в Петербурге все бюджетные места занимали олимпиадники. Мы рассчитывали на программу «Социальный лифт», но место было всего одно, а заявку на него по этой программе подали 4 человека. Уже 2 августа в списке значилось, что девочка с самым большим баллом подала согласие на зачисление.
Во ВШЭ в Нижнем Новгороде все было сложно. Там был список абитуриентов, которые подали документы по программе «Социальный лифт», — 4 человека, из которых Саша по баллам была третья. Места достались бы двум первым абитуриентам, но данных о том, подали ли они согласие на зачисление, не было. Саша не стала подавать туда документы, потому что не могла спрогнозировать результат. А жаль, ведь когда я готовилась писать статью, увидела на сайте приказ: девочка перед Сашей не подала согласие, поэтому в вуз поступила четвертая по списку абитуриентка.
Видя, что у дочери мало шансов попасть на бюджет, я поняла, что она будет учиться платно. Мы решили отозвать документы из ЛГУ и подать их на филологию в Российский государственный гидрометеорологический университет — РГГМУ. Хотя на эту специальность бюджетных мест не было. Но если уж платить, то за то, что нравится.
Документы из ЛГУ дочка отозвала через личный кабинет абитуриента на сайте вуза. Не обошлось без накладок: заявление не обработали даже на следующий день после подачи. Из-за этого Саша не могла податься в другой вуз, ведь она исчерпала общий лимит заявок. Мне пришлось 22 июля звонить в университет и просить ускорить процесс. В течение нескольких минут после звонка заявление приняли, и дочь исчезла из конкурсного списка ЛГУ. После этого она подала документы в РГГМУ.
Минобрнауки обновило правила приёма в вузы
«Вторую волну» не вернули, но есть другие изменения. Предполагается, что новая редакция будет действовать с 1 марта 2022 года до 1 сентября 2027-го.
В Порядок приёма на обучение по образовательным программам высшего образования (утверждён приказом от 21.08.20 №1076), который действует всего год, внесены изменения. Источник — приказ Минобрнауки от 13.09.21 №753, он был зарегистрирован в Минюсте 14.09.21.
Это те новшества, о которых стало известно летом (мы упоминали о них, рассказывая о проблемах приёмной кампании — 2021), но кое в чём их изменили по сравнению с изначально предполагавшимся вариантом.
Сразу скажем главное: вторую волну приёма, отказ от которой в этом году и стал причиной проблем с поступлением у многих абитуриентов, не вернули. Остаётся одна волна, как было и в этот раз.
Что с альтернативой ЕГЭ?
Пункт 18 Порядка, который в первоначальном варианте этих поправок вызвал больше всего вопросов и волнений, в финальной версии изменился. Напомним, в обнародованном летом проекте было написано так:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного организацией минимального количества баллов (результат ЕГЭ, или результат общеобразовательного вступительного испытания, проводимого организацией самостоятельно, или результат вступительного испытания на базе профессионального образования, или результат централизованного тестирования, признаваемый в соответствии с порядком, установленным организацией высшего образования)».
Из-за того, что там через союз «или» перечислялись ЕГЭ и вступительные экзамены самого вуза, многие поняли этот пункт таким образом: якобы всем абитуриентам дадут варианты на выбор — поступить по результатам ЕГЭ или общеобразовательного вступительного экзамена, который проводит сам вуз. Чтобы можно было сдать, например, и ЕГЭ, и общеобразовательный экзамен в вузе, посмотреть, где выше получились баллы, — и предъявить на конкурс наиболее выгодные результаты.
Однако в Минобрнауки значение этого пункта объяснили для «Российской газеты» по-другому: если у поступающего есть результаты сразу нескольких ЕГЭ по одним и тем же предметам, но за разные годы (напомним, результаты действительны четыре года, поэтому можно сдавать его каждый год и иметь набор разных итогов), то, согласно этому пункту, не сам абитуриент выбирает, какой результат предъявить, а вуз автоматически учитывает для него наивысший по баллам результат.
В финальном варианте Порядка пункт 18 сформулирован так, что из него следует именно такое толкование:
«В качестве результата вступительного испытания засчитывается наиболее высокий из результатов вступительных испытаний, которые имеются у поступающего и составляют не менее установленного минимального количества баллов, в соответствии с установленными на основании пунктов 15 — 17.1 Порядка перечнем и формой вступительных испытаний».
Для поступающих на базе среднего общего образования (после 11-го класса) возможность зачесть вместо ЕГЭ (то есть не дополнительно к нему, а вместо него) вступительный экзамен в вузе, как и раньше, не предусмотрена. Для них баллы за вступительные в вузе по-прежнему могут быть лишь дополнительными к баллам ЕГЭ (как обычно — в отдельных университетах, которым предоставлено право проводить такие допэкзамены, например в МГУ имени М. В. Ломоносова).
А вот возможность учесть либо ЕГЭ, либо вступительные испытания, проводимые самим вузом (в зависимости от того, где баллы выше), касается лишь тех, кто поступает не сразу после школы, а с дипломом о среднем специальном образовании (СПО). Ведь ничто не мешает им и сдать ЕГЭ, и пройти испытания в университете. К тому же у них может быть действительный результат ЕГЭ, который они сдавали ещё до поступления в колледж, если эти ребята пошли туда после 11-го класса. Как раз у таких абитуриентов могут быть одновременно результаты ЕГЭ и экзамена в вузе по одному и тому же предмету, но с разными баллами. Однако, если из предложенной летом формулировки пункта 18 Порядка следовало, что в таком случае для поступления нужно зачесть наивысший результат либо ЕГЭ, либо вступительного в вузе, то из финальной формулировки это напрямую не следует. Вероятно, на этот счёт понадобятся отдельные разъяснения Минобрнауки. Кстати, в порядке приёма выпускников на базе профессионального образования кое-что поменялось. Об этом ниже.
Как принимать абитуриентов с профессиональным образованием
Для абитуриентов на базе профессионального образования вуз может проводить несколько различных по содержанию вариантов вступительного испытания.
При этом вступительные испытания для поступающих на базе среднего профессионального образования (СПО) устанавливаются в соответствии с направленностью (профилем) образовательных программ СПО, родственных программам бакалавриата или специалитета, на которые ведётся приём. Родственность образовательных программ определяет вуз. Что касается экзамена по русскому языку, то проводить ли его с учётом профиля СПО или без учёта, каждый университет решает самостоятельно.
Как и раньше, вуз может установить, что формой вступительного испытания на базе СПО является ЕГЭ, и не проводить свои вступительные экзамены.
Победителям олимпиад немного ограничили льготы
В новой редакции пункта 26 Порядка сказано:
«При приёме на обучение в рамках контрольных цифр поступающий использует право на приём без вступительных испытаний для подачи заявления о приёме на обучение только в одну организацию высшего образования только на одну образовательную программу по выбору поступающего (вне зависимости от количества оснований, обусловливающих соответствующее особое право). Право на приём без вступительных испытаний может быть использовано поступающим при подаче заявления о приёме на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы».
В прежней редакции Порядка была аналогичная норма, но наряду с ней действовала ещё такая оговорка: «Каждое из указанных особых прав может быть использовано поступающим при одновременном поступлении на обучение по различным условиям поступления в рамках одной организации высшего образования и одной образовательной программы». В новой редакции её нет.
Получается, не имеет значения, сколько грамот о победах в разных олимпиадах предъявит абитуриент, на основании их всех он сможет подать заявление о приёме вне конкурса только на одну программу.
Многопрофильный конкурс и целевой приём
Установлено, что на места в пределах целевой квоты по общему правилу проводится однопрофильный конкурс. Провести многопрофильный тоже можно, но предварительно надо распределить контрольные цифры между специальностями или направлениями подготовки. Эта возможность будет зависеть также от того, детализировал федеральный государственный орган свою целевую квоту или нет. Если детализировал, то поступающий участвует в конкурсе по одной детализированной квоте по данной специальности или направлению подготовки.
Напомним, многопрофильный конкурс проводится:
Как принимать граждан Республики Беларусь
Новая редакция Порядка закрепила возможность приёма граждан Беларуси на основании результатов проводимого в их стране централизованного тестирования. Эти результаты приравниваются к результатам общеобразовательного вступительного испытания (то есть к ЕГЭ), если абитуриент не сдавал в соответствующем году российский ЕГЭ. Но важно, чтобы это тестирование было пройдено в текущем или предшествующем календарном году. Порядок признания результатов белорусского централизованного тестирования в качестве результатов общеобразовательных вступительных испытаний вуз устанавливает сам.
Некоторые изменения в процедуре приёма
Кроме прочего, поправки затронули процедуру приёма. Их несколько, мы назовём самые важные.
Продлены сроки основного этапа зачисления — теперь он будет длиться с 3 по 9 августа.
Дистанционная подача документов в электронной форме сохраняется наряду с очной и почтовой, причём вуз обязан предоставить абитуриентам возможность подавать документы всеми тремя способами (но конкретно через суперсервис — только в случае его использования).
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.