какие потребности есть у человека чем они отличаются потребности животных
Потребности человека: понятие и виды
Потребность – объективная или субъективная нужда отдельного индивида или сообщества в чем-либо и связанное с этим ощущение неудовлетворенности и дискомфорта. Потребности активизируют поведение живого существа к поиску путей их удовлетворения, являются внутренними побудителями деятельности – мотивами.
Потребности животных заложены генетически, управляются инстинктами и направлены на сохранение отдельной особи и вида. Жизнедеятельность животных определяется удовлетворением потребностей:
Потребности человека принципиально отличаются от потребностей животных, что обусловлено различиями в способах адаптации к условиям среды. Как существо биосоциальное, человек преобразовывает окружающий мир под свои нужды, руководствуясь разумом и воспринятым общественным опытом. Социальные отношения определяют круг потребностей человека и способы их удовлетворения:
Главная особенность человеческих потребностей – их ненасыщаемость. Невозможно удовлетворить какую-либо потребность человека раз и навсегда: она будет возникать снова и снова, изменяться, развиваться и побуждать человека к созданию новых благ.
Потребности человека формируются в ходе воспитания: доминирование тех или иных потребностей зависит от ценностных ориентаций. Их круг постоянно расширяется: по мере удовлетворения одних возникают другие. Потребности являются движущей силой любой его деятельности, а их удовлетворение – необходимым условием полноценного участия в социальной и духовной жизни.
В научной литературе существуют десятки классификаций потребностей человека. В зависимости от подхода их разделяют на:
Наиболее популярной классификацией является так называемая «пирамида Абрахама Маслоу» – модель потребностей человека, разработанная американским психологом и изложенная им в книгах «Теория человеческой мотивации» и «Мотивация и личность». В основание «пирамиды» ученый поместил примитивные, физиологические потребности, а выше в иерархическом порядке разместил те, которые возникают у человека по мере удовлетворения предыдущих.
Из 7 видов потребностей первые два ученый-психолог считал низшими, характерными для человека как представителя животного мира. Остальные он относил к высшим потребностям, присущим личности и индивидуальности. Венчает «пирамиду» стремление к раскрытию внутреннего потенциала – самоактуализация.
Другой американский психолог Клейтон Альдерфер предложил иной взгляд на теорию Маслоу. Он отрицал необходимость последовательного удовлетворения потребностей человека и какую-либо их иерархию. Альдерфер выделил только 3 их основных группы:
Ф.М Достоевский также выделял 3 группы человеческих потребностей:
Немецкий философ Г. Гегель делил потребности людей следующим образом:
Каждому человеку присуще неповторимое сочетание потребностей, которые формируются в ходе воспитания под воздействием множества социальных факторов. Доминирование тех или иных их видов и выбор способов их реализации более всего характеризует личность. Потребности определяют пути развития человека и общества.
Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных?
У человека намного больше разнообразных потребностей, чем у всех других живых существ. Это следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования. Рассмотрим каждую из выделенных групп потребностей в отдельности.
Органическими называются потребности, связанные с самосохранением и развитием организма. В их число входят потребности во всем, в чем нуждается организм, в том числе — в пище, в воде, в кислороде, в определенной температуре, потребность продолжения рода (половая, или сексуальная, потребность). К числу органических иногда также относят потребности в условиях, обеспечивающих безопасное существование организма (потребности в безопасности). Органические потребности человека практически ничем не отличаются от соответствующих потребностей животных, за исключением того, что у человека эти потребности связаны со специфическими условиями их удовлетворения, например гигиеническими, и с некоторыми специфическими средствами их удовлетворения, например кулинарная обработка продуктов питания.
Материальными называют потребности, которые удовлетворяются при помощи вещей, созданных трудом людей. Это, например, потребность в одежде, в жилище, в инструментах и разного рода машинах, во многом другом, что необходимо людям в быту и на работе, а также во время отдыха. Речь идет о предметах человеческой материальной культуры, об их необходимости для каждого цивилизованного человека.
Социальными называют потребности, связанные с определенным образом жизни и положением человека в обществе. Это, например, потребность в общении, во внимании со стороны окружающих людей, в признании, уважении, авторитете, власти и т. п. Эти потребности появились и стали развиваться у людей с момента возникновения и развития человеческого общества. Благодаря наличию и удовлетворению этих потребностей человек может жить среди людей, а люди в целом поддерживают и совершенствуют общественный способ своего существования. Это, в свою очередь, делает жизнь людей более безопасной и обеспеченной, чем если бы каждый человек жил и существовал сам по себе, без общения и взаимодействия с другими людьми.
Творческими называются потребности, удовлетворяемые в различных видах человеческой творческой деятельности: научной, технической, художественной. Человек, особенно если он представляет собой высокоразвитую личность, не может нормально существовать без творчества. Для такого человека потребность в творческой деятельности иногда является главной, основной в его жизни и доминирует над всеми другими потребностями. Люди такого типа готовы жить впроголодь, рисковать безопасностью своего существования, иметь минимум материальных средств для жизни — только бы им дали возможность свободно заниматься творчеством.
Под потребностями психологического развития и нравственного самосовершенствования понимаются потребности, удовлетворяя которые, человек обеспечивает собственный культурно-психологический рост, стремится к тому, чтобы сделать из себя морально ответственную и нравственно совершенную личность. Эти потребности приводят некоторых людей к религии. Именно эти потребности становятся главными и актуальными для человека, достигшего высшего уровня личностного развития. В настоящее время сложилась и весьма популярна среди психологов гуманистическая теория личности, в которой наличие у человека таких потребностей провозглашается признаком высшего уровня психологического развития человека, основной целью и главной задачей его жизни.
Презентация на тему «Потребности животных и человека»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Потребности животных и человека
Выполнила
Мацкевич Ольга Алексеевна
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Потребности животных
Витальные
Метаболистические
Потребность в отдыхе и сне
Потребность в постоянном афферентном потоке
Потребность в жизненном пространстве и новизне среды обитания
Потребности самосохранения
Зоосоциальные
Потребности находиться в окружении представителей своего вида
потребности проявлять видотипичные поведенческие действия
потребности занимать в группе определенное иерархическое положение
Описание слайда:
Потребности человека
У человека выделяют три основных группы потребностей (по П.В. Симонову):
витальные (биологические)
социальные
идеальные
Описание слайда:
Потребности человека
Витальные – являются легко и быстро насыщаемыми, регулирующая функция этих потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которого удовлетворяется потребность (если бы человек действовал под влиянием только этих потребностей, то его активность была бы очень ограниченной)
Описание слайда:
Потребности человека
Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней конкретное положение. При этом развивается потребность следовать определенным нормам и правилам, принятым в данном социуме. Социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных
Описание слайда:
Потребности человека
К идеальным потребностям человека относится потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.
Описание слайда:
Описание слайда:
Особенности потребностей человека
потребности обусловливают избирательность реагирования человека именно на то, что составляет их предметное содержание;
не все потребности осознаются человеком;
для своего удовлетворения потребность должна быть осознана, причём в сознании человека должно отразиться её предметное содержание
Описание слайда:
Особенности потребностей человека
4) пережитые человеком осознанные потребности запоминаются им;
5) осознанные потребности образуют собой иерархию, т.е. упорядоченно располагаются по степени их важности для человека;
6) предметное содержание потребностей может трансформироваться в ценности человека
Описание слайда:
Особенности потребностей человека
7) удовлетворение потребностей предполагает вступление человека в опре-делённые отношения с окружающим миром;
8) неудовлетворённая или не до конца удовлетворённая потребность вызывает у человека негативные переживания той или иной степени интенсивности (остроты)
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ПРИ ПРОТЕЗИРОВАНИЕ ПОЛНЫМИ СЪЕМНЫМИ ПРОТЕЗАМИ.
Рабочая программа «Естествознание» (10-11)
Рабочая программа по «Естествознанию» ОВЗ (5 класс)
Плодовый сад «ОЦЭКИТ» Октябрь: фоторепортаж о грибах
Детский проект на тему «Лук-зелёный друг»
Осенняя экскурсия в огород: «Растейник» знакомит с «ЧудоТыквами»
Рабочая программа «Естествознание» 10-11 класс, 204 ч. (по Алексашиной)
Опыт работы по теме: «Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5399395 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.