какова вероятность того что зрячая собака несет ген слепоты если
Примеры заданий С6 по биологии. Задачи по генетике.
3) Наследование, сцепленное с полом.
Возможные генотипы и фенотипы котят от данных в условии кота и кошки: черепаховая кошка Х В Х b ; черный кот Х В У; рыжая кошка Х b Х b ; рыжий кот Х b У. В вопросе задачи спрашивается только про рыжих котят, поэтому в ответе указываем:
2) Генотипы рыжих котят — Х b У или Х b Х b
Задание 40 № 11326. Какие группы крови возможны у детей, если у матери первая группа крови, а у отцa — четвертая?
1) Первая группа обусловлена генотипом ОО, четвертая — АВ.
2) Аллели А и В доминантны по отношению к аллели О.
3) Ответ: дети будут иметь 2 и 3 группы крови.
Задание 40 № 16199. Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Женщина с нормальным зрением, но лёгкой формой анемии родила от здорового (по крови) мужчины-дальтоника двух сыновей – первого, страда-
ющего лёгкой формой анемии и дальтонизмом, и второго, полностью здорового. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей.
Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?
1) Р ♀ АаХХ d × ♂ ааХ d У
2) Генотип сына, больного лёгкой формой анемии и дальтонизмом, АаХ d У.
Генотип сына без патологии ааХУ.
3) Вероятность рождения сына без патологий 1\8.
Дальтонизм обозначен как Х d
Нормальное цветовое зрение Х
(но можно обозначить как Х D )
Задание 40 № 16383. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Промежуточным признаком являются короткие уши. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью. Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства и вероятность рождения безухих белых ягнят.
Гаметы АВ, Ав, Ав, ав
2) F1 AАВв – длинноухие, чёрные
ААвв – длинноухие, белые
АаВв – короткоухие, чёрные
Аавв – короткоухие, белые
3) Вероятность рождения безухих белых ягнят равна 0. Все ягнята либо длинноухие, либо короткоухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть.
Задание 40 № 11291. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение — доминантный признак)
1) Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты,
2) генотипы родителей Аа,
3) вероятность равна 100%.
Задание 40 № 11294. От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей и какова вероятность рождения кареглазых детей?
1) Потомство всегда получает от родителей только один ген из аллелей. Так как родилась голубоглазая девочка, значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т. е. она была гетерозиготной по этому признаку и ее генотип — Аа. Генотип голубоглазого отца — аа (рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии)
3) ОТВЕТ: Аа и аа; вероятность рождения кареглазых детей — 50%
Задание 40 № 11297. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая — 33 черных. Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните.
1) Так как в потомстве второй черной самки не было расщепления, все потомство было черным, значит, черная окраска доминирует и генотип самца — аа, генотип второй самки — АА.
2) В потомстве первой самки наблюдается расщепление 1:1, значит, генотип первой самки — Аа.
3) Генотипы потомства от первой самки — Аа (20 черных) и аа (17 коричневых), генотип потомства от второй самки — Аа (единообразие — 33 черных).
Задание 40 № 11299. У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью (b) к этой болезни. Какими окажутся генотипы гибридов в F1 от скрещивания восприимчивого к ржавчине овса с гомозиготным устойчивым растением, каким будет соотношение генотипов и фенотипов в F2?
1) Генотипы родителей: вв, ВВ.
2) Генотипы потомства в первом поколении: Вв — устойчивые к ржавчине.
3) Генотипы потомства во втором поколении: 1BB : 2Bb — устойчивые к ржавчине, 1 bb — восприимчивые к болезни. Правило расщепления Менделя:
Задание 40 № 11300. Самца морской свинки с розеточной (мохнатой) шерстью скрещивали с двумя самками, из которых первая имела гладкую, а вторая — розеточную шерсть. Первая самка принесла двух детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Вторая самка принесла трех детенышей с розеточной и одного с гладкой шерстью. Определите генотипы всех родителей и их потомков, если ген розеточной шерсти — доминантный (А).
1) Генотипы родителей: самец Аа, I самка — аа, II самка — Аа;
2) генотипы потомства от I самки: 2Аа с розеточной шерстью, 1аа — с гладкой шерстью;
3) генотипы потомства от II самки: 3(АА, Аа) — с розеточной шерстью, 1аа — с гладкой шерстью.
1) Генотипы родителей: ААВВ (гаметы АВ) и Ааbb (гаметы Аb, аb).
2) Генотипы первого гибридного поколения — АА Bb и АаВb(все с гребнем и оперенными ногами).
3) Фенотипы и генотипы второго поколения:
6/8 (3/4) с гребнем и оперенными ногами:
1ААВВ : 2ААВb : 1AaBB : 2AaBb
2/8 (1/4) с гребнем и голыми ногами:
Задание 40 № 11307. Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?
1) Так как родители дигетерозиготны, они имеют генотип АаВв,
2) при таком скрещивании, в потомстве проявляется расщепление по фенотипу — 9:3:3:1.
3) 9 —черные,мохнатые,3 — черные, гладкие,3 — белые,мохнатые,1 — белый, гладкий.
Одна из форм анемии (заболевание крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Женщина с нормальным зрением, но легкой формой анемии родила от здорового по крови мужчины дальтоника, сына, страдающего легкой формой анемии и дальтонизмом. Определите генотипы родителей и вероятность рождения следующего сына без аномалий, указав его генотип?
1) Генотипы родителей АаХdХ и ааХdУ.
2) Гаметы АХd, АХ, аХd, аХи аХd, аУ.
3) Вероятность рождения сына без аномалий с генотипом ааХУ равна 1/8.
Задание 40 № 11328. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или несцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.
1) Признак доминантный так как передается потомству всегда, не сцепленный с полом так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа (с признаком).
2) Генотипы детей в F1 женщины — Аа (с признаком) и aа, мужчины — Аа (с признаком).
3) Генотипы потомков F2 мужчина — Аа (с признаком).
Задание 40 № 11329. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.
1) Признак рецессивный;
2) генотипы родителей: мать — аа, отец — АА или Аа;
3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы — Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).
Задание 40 № 11330. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколении.
1) Признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы детей 1 поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа;
3) генотипы детей 2 поколения: дочь Аа.
Задание 40 № 12280. Какой тип наследования показан на рисунке? Каковы генотипы родителей — родоначальников, если аллель обозначить буквами А и а? Каковы генотипы всех людей, не несущих данного исследуемого признака?
1. Показан пример аутосомно-доминантного наследования при полном доминировании.
2. Генотипы родоначальников Аа и аа.
3. Все люди, не несущие исследуемого признака, гомозиготны по рецессивному признаку.
Задание 40 № 12695. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.
Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:
3 — женщина-носитель — Х А Х а
4 — мужчина без признака — Х А Y
8 — мужчина с признаком — Х а Y
11 — женщина-носитель — Х А Х а
Задание 40 № 13895. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген Х В определяет зелёную окраску оперения, а Х b — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили самку без хохолка с коричневым оперением с хохлатым самцом с зелёным оперением. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, хохлатые коричневые, без хохолка зелёные и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам, возможный пол потомства. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
У птиц гомогаметный (XX) пол мужской, а гетерогаметный (XY) женский.
По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А);
отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак (а);
зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген Х В
1) Определим генотипы родителей:
самка — без хохолка с коричневым оперением — ♀ aaХ b Y
Итак, генотип самца ♂ АaХ В Х b
2) Составляем схему скрещивания, для удобства необходимо воспользоваться решеткой Пеннета, т. к. самка образует два типа гамет: aХ b ; aY
а самец четыре типа: AХ B ; AХ b ;aХ B ;aХ b
3) В результате скрещивания (случайного оплодотворения) получаем 8 различных генотипов и фенотипов потомства:
самки хохлатые зелёные — Aa Х B Y
самцы хохлатые зелёные — AaХ B Х b
самки хохлатые коричневые — AaХ b Y
самцы хохлатые коричневые — AaХ b Х b
самки без хохолка зелёные —aaХ B Y
самцы без хохолка зелёные —aaХ B Х b
самки без хохолка коричневые —aaХ b Y
самцы без хохолка коричневые —aaХ b Х B
4) Закономерности:По второму признаку (окраска оперения) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание.
адание 40 № 16034. У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна. Какого партнёра по скрещиванию ему нужно подобрать, чтобы убедиться в чистоте породы? Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип.
1) А — чёрная шерсть, а — кофейная шерсть В — короткая шерсть, b — длинная шерсть Возможные генотипы: АаВЬ, АаВВ, ААВЬ, AABB.
2) Скрестить надо с рецессивной гомозиготой по обоим генам (длинношерстная собака с шерстью кофейного цвета). Это будет анализирующее скрещивание.
3) Только в том случае, когда в потомстве е будет признаков расщепления можно говорить о чистопородности приобретенной собаки
100% чёрные короткошерстные
Остальные три варианта говорят о том, что собака не «чистая линия»
Получится 1:1:1:1 АаВЬ : Aabb: aaBb: aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длиношерстные : кофейные короткошерстные : кофейные длиношерстные)
Получится 1:1 AaBb : aaBb (чёрные короткошерстные : кофейные короткошерстные)
Получится 1:1 AaBb : Aabb (чёрные короткошерстные : чёрные длиношерстные)
Задание 40 № 17043. Пробанд – женщина, умеющая сворачивать язык в трубочку, выходит замуж за мужчину, который не умеет сворачивать язык в трубочку. У них родились сын и дочь, оба умеют сворачивать язык в трубочку. Мать пробанда умеет сворачивать язык в трубочку, а отец – не умеет.
Брат пробанда умеет сворачивать язык в трубочку.
У пробанда есть и сестра, которая не умеет сворачивать язык в трубочку, она дважды выходила замуж за мужчин, которые умеют сворачивать язык в трубочку. Сын от первого брака не умеет сворачивать язык в трубочку, дочь от первого брака и сын от второго брака умеют сворачивать язык в трубочку. Бабушка по материнской линии не умела сворачивать язык в трубочку, а дедушка — умеет. Определите характер наследования признака (умение сворачивать язык в трубочку) и укажите генотипы пробанда и её сестры.
1. Признак «умение сворачивать язык в трубочку» является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении. Если из двух родителей только один умеет сворачивать язык в трубочку, то признак проявляется.
С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин (не сцеплен с Х-хромосмой).
2. Генотип пробанда: Аа, т. к. отец пробанда не умел сворачивать язык в трубочку и имеет генотип аа, а доминантную аллель (А) пробанд получает от матери.
3. Генотип сестры пробанда: аа, т. к. она не умеет сворачивать язык в трубочку – рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии.
Какова вероятность того что зрячая собака несет ген слепоты если
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
Методы биологических исследований
Частнонаучный метод | Применение метода |
---|---|
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки по плотности |
? | Изучение строения клетки листа герани |
Микроскопия – изучение морфологии клетки.
Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.
Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.
Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.
Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.
Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.
Изучение клеток кожицы лука проводят методом микроскопии. В качестве правильного ответа также может подойти цитологический метод, как более общий метод любых исследований клеток и тканей с помощью светового микроскопа, и который включает в себя метод микроскопии.
Метод | Применение метода |
---|---|
Центрифугирование | Разделение органоидов клетки по плотности |
МИКРОСКОПИЯ | Изучение строения клеток листа герани |
Ответ: МИКРОСКОПИЯ, или ЦИТОЛОГИЧЕСКИЙ, или МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ
Экспериментатор поместил растение Элодея канадская в сосуд с водой и поставил в тёмное помещение. Как изменится концентрация кислорода и углекислого газа в сосуде с водой?
Для каждого газа определите соответствующий характер его изменения:
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Концентрация кислорода | Концентрация углекислого газа |
---|
Какой антикодон транспортной РНК соответствует триплету ТГА в молекуле ДНК?
Для решения задачи сначала по триплету ДНК по принципу комплементарности находим кодон иРНК: триплет ДНК ТГА соответствует кодону иРНК АЦУ. По найденному кодону иРНК находим комплементарный ему антикодон тРНК: кодону иРНК АЦУ соответствует антикодон тРНК УГА.
ПРИМЕЧАНИЕ: в заданиях данного типа рассматриваются молекулы, участвующие в синтезе белка. Под молекулой ДНК подразумевается матричная (транскрибируемая) цепь ДНК.
Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение — доминантный признак).
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Каким номером на рисунке обозначен органоид, в котором меняется кислотность?
Рассмотрите рисунок и выполните задания 5 и 6.
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки инфузории, обозначенными цифрами на схеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОРГАНОИДЫ | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||
СВОЙСТВА ТКАНИ | ВИД ТКАНИ | ||||||||||||||||||||||||||||
ХАРАКТЕРИСТИКА | СРЕДА |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответы А и В противоположные, поскольку к организменной среде больше подходит — стабильный температурный режим (постоянство внутренней среды), то небольшие колебания температуры — будет относиться к почвенной среде.
Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, примеры, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Направление эволюции | Путь эволюции | Пример |
---|---|---|
А | общая дегенерация | отсутствие органов пищеварения у плоских червей |
биологический прогресс | Б | появление цветка и плода |
биологический прогресс | идиоадаптация | В |
СПИСОК ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ:
1) биологический прогресс
2) наличие перепончатых конечностей у водоплавающих птиц
3) наличие теплокровности у хордовых животных
6) биологический регресс
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основе анализа таблицы «Средние объёмы мозговой части черепа у разных видов приматов».
Виды приматов | Объём мозговой части черепа в см3 |
---|---|
горилла | 650 |
шимпанзе | 500 |
орангутан | 400 |
гиббон | 150 |
макака | 70 |
павиан | 200 |
современный человек | 1450 |
1) макаки непосредственные предки человека
2) объём черепа человека в 2,2 раза больше объема черепа самой крупной обезьяны
3) объём мозга может соотноситься с объемом черепа животного
4) павианы умнее гиббонов
5) орангутаны тяжелее шимпанзе
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
2) Объём черепа человека в 2,2 раза больше объема черепа самой крупной обезьяны. Самая крупная обезьяна — горилла; 1450 : 650 = 2,23.
3) объём мозга может соотноситься с объемом черепа животного
Остальные выводы нельзя сделать из данной таблицы.
Экспериментатор решил проанализировать вещества, содержащиеся в листьях. В ходе эксперимента он закрыл лист с двух сторон черной бумагой так, чтобы была прикрыта только его часть (рис. А). Растение он выставил на свет. Через сутки исследуемый лист экспериментатор срезал, прокипятил, выдержал в горячем спирте. В завершение эксперимента, он обработал лист раствором йода. Область листа, которая была не закрыта бумагой окрасилась в синий цвет. Какие параметры задаются экспериментатором (независимые переменные), а какие параметры меняются в зависимости от этого (зависимые переменные)? Объясните результаты опыта. Для каких целей лист выдерживается в горячем спирте? Почему открытая часть листа поменяла цвет после обработки раствором йода, а незакрытая нет? Почему в эксперименте используется раствор йода?
1. Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — наличие света, концентрация растворов, температура воды и спирта, время, проведённое растением на свету (должно быть указано не менее двух переменных, одна из которых — свет).
2. Зависимые переменные (изменяющиеся в результате эксперимента) — разрушение хлорофилла, цвет листа, накопление крахмала в незакрытой части листа.
3. Лист выдерживается в горячем спирте, чтобы разрушить хлорофилл и обесцветить лист.
4. На свету идёт процесс фотосинтеза, в результате которого образуются углеводы. Углеводы в виде крахмала накапливаются в амилопластах (крахмальных зёрнах).
5. В неосвещённой части листа через какое-то время прекращаются процессы фотосинтеза. Как результат в этой области не запасается крахмал.
6. Качественной реакцией на крахмал является его реакция с йодом. Те части листа, которые были освещены изменили, окрасились в синий, потому что в них был крахмал. Те части листа, которые были закрыты, не окрасились.
- Что такое драйвер?
- кошки в подвале многоквартирного дома что делать