каковы психолого педагогические особенности младенца чем объясняются данные особенности

Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста

Ранее детство (1-3 лет)возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования видов деятельности.

Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых- психологов, как Н. М. Аксарина, В. Г. Алямовская, В. С. Мухина и др.

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Многочисленные исследования показатели, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную продолжительность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к людям. На фоне идентификации у ребенка проявляется чувство доверия к людям (чувство базового доверия, Э. Эриксон, а также готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Этот возрастсвязан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а вместе они достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка,являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.Эти достижения проявляются: в телесной

активности, координированности движений и действий, прямохождении, в

развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в

развитии способности к замещению, символическим действиям и

использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в

чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я»

и в появлении чувства личности.

Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию,а также психологического

вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений, где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъективации желания, т. е. для нас –к появлению желания, стремления для самого ребенка, к разрушению исходной общности со взрослым, становлению первой формы «Я» (Я – желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я – действующий.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем детстве – непременное условие развития предметной деятельности детей этого возраста.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-мишкой) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, а за другими закреплены иные и однозначные действия. Жесткая закрепленность действий за предметами – орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими

предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т. д. Развитие мышления

ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной

деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять

предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве,

действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это

создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной

деятельности и позволяет действовать с предметами не только

непосредственно, но и с помощью других предметов или действий

(например, стучать, вращать).

Практическая предметная деятельность детей – важный этап перехода

от практического опосредования к умственному, она создает условия для

последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе

выполнения действий с предметами и обозначения действий словами

формируются мыслительные процессы ребенка.

Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка.

К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи

двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют

тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они

как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и

произносить слова, а также строить предложения. Ребенок второго года очень эмоционален. Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей

неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает

Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная

деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе

игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность

для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств

потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним

проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком

своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным

обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Для того чтобы поднятьсяна эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь

объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества испособности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.

Психологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на

новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один

из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр

старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,

пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и

активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если

же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность

постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные

явления. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления

внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера,

способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в

общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в

лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли

возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные

действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение

ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в

которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком МБОУ «Начальная школа – детский сад №1 компенсирующего вида» Консультация для родителей на тему: «Психолого-педагогическая характеристика.

Доклад на педсовете «Клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц при аутизме и аутистических чертах личности» Муниципальное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Большекрутовская школа-интернат».

каковы психолого педагогические особенности младенца чем объясняются данные особенности. Смотреть фото каковы психолого педагогические особенности младенца чем объясняются данные особенности. Смотреть картинку каковы психолого педагогические особенности младенца чем объясняются данные особенности. Картинка про каковы психолого педагогические особенности младенца чем объясняются данные особенности. Фото каковы психолого педагогические особенности младенца чем объясняются данные особенностиИнформация для родителей «Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста» Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В отечественной психологии и педагогике выделяют.

Конспект психолого-педагогического занятия на повышение степени адаптированности детей раннего возраста «Кораблик» Задачи: 1. создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. развитие двигательной активности, ритмичности; 3. развитие слухового.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-физиологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка:.

Психолого-педагогическая характеристика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Островок». Психолого-педагогическая характеристика на.

Психолого-педагогическая характеристика дошкольника Психолого-педагогическая характеристикаФИО ребенка Наименование учреждения: Дата рождения: Адрес регистрации ребенка и фактического проживания:.

Педагогическая технология «Сказкотерапия» в развитии детей раннего возраста Статья «Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста». Автор Валентина Комолова Волшебный мир сказок оказывает большое внимание на детскую.

Источник

Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста

ЛЕКЦИЯ III. Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста

Раннее детство состоит из двух стадий — младенческого возраста (от рождения до года) и раннего возраста (от одного года до трех лет).

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий ТИП деятельности в этом возрасте. Задачи взрослого — создать все условия для нормального психофизического развития детей.

Отличительными особенностями младенческого возраста являются:

• Наблюдается быстрый темп физического и психического развития;

• Формируется двигательная активность и сенсомоторная

• Интеллект формируется на основе действий с предметами;

• Появляются первые слова, которые имеют ситуативный характер и понятны близким людям

• Интенсивно развивается общение со взрослым. Первая форма общения — эмоциональная — непосредственная (ситуативно-личностная).

Вторая форма общения — эмоционально-опосредованная (ситуативно деловая);

•Начинает формироваться образ «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»);

•Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм;

• Развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, пение.

Тип отличительных особенностей младенческого возраста позволяет определить содержание и условия педагогической работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, формирует уравновешенность, чувство защищенности, познавательной активности.

После года ведущая деятельность — предметная, где происходит усвоение способов действий с предметами. В исследованиях Н.М.Щелованова, Н.Л.Фигурнна, Н.М.Аксариной, Д.А.Фонарева, О.Л.Печора, С.Л.Новоселовой, Л.П.Павловой, Э.Г.Пилюгиной, Г.Г.Филипповой и др. психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности общения ребенка и взрослого в предметной деятельности. В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.

Отличительными особенностями раннего возраста является:

— темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижается;

— увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность;

— увеличивается период активного бодрствования (до 4 — 4,5 часов);

— организм лучше приспосабливается к условиям окружающей среды; овладевает основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, мазание, действия с предметами);

— овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания;

— активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много и активно экспериментирует, наблюдает; закладываются основы наглядно —

образного и символического мышления.

— овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и словарь разговорной речи.

— проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками;

— осознает свою половую принадлежность («Я — мальчик», «Я — девочка»);

— ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

— появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»), что находит выражение в самостоятельности и инициативности;

у детей появляется стремление к достижению результата, продукта своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лег, в котором поражается возросшая самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами этого кризиса является негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «система Я», личное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои успехи и достижения. При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности, у взрослого остается важнейшая функция, которую ребенок еще не освоил сам и ждет ее от взрослого. Это функция ценителя достигнутых ребенком результатов. Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания неуспеха в деятельности — признаки неправильно складывающихся взаимоотношений. Оценка взрослого способствует возникновению и развитию «Системы Я», потребность в одобрении, признании, поддерживает уверенность в себе, своих силах, в том, что он хороший, его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок. Отрицательные оценки влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут привести к эмоциональному неблагополучию в группе.

Таким образом, становление «системы Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития — дошкольному детству.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста — потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми.

В исследованиях B.C.Мухиной, Л.А.Венгера, О.М.Дьяченко, Е.О. Смирновой, С.Г.Якобсон, А.Н.Давидчук, Л.А.Парамоновой и др. отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:

— возникает интерес и желание вести здоровым образ жизни — выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения.

— происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;

— интенсивно развиваются моторные функции возрастает двигательная активность (на протяжении пребывания в ДОУ объем двигательной активности составляет 10-14 тысяч условных шагов, интенсивность – до 40-55 движении в минуту;

— движения детей имеют преднамеренный и целеустремленный характер;

— обмечается слабость волевых регуляций, волевых усилий по преодолению трудностей;

— увеличивается работоспособность детей;

— совершенствуются основные виды движений, физические качества развиты слабо;

— большая роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);

— расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире;

— наиболее интенсивно в этом возрасте развивается память, однако она еще носит непроизвольный характер;

— ребенок начинает использовать символические представления предметов и событий. Много фантазирует, используя символическое средство — речь.

Символическая функция — качественно новое достижение в умственном, познавательном развитии ребенка младшего дошкольного возраста — знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных, вещественных символах):

— ребенку свойственен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

— ребенок — реалист, для него реально все, что существует;

— ему свойственен эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения;

-способность к целеполаганию находится еще в стадии становления;

-наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия;

— ребенок начинает понимать «язык чувств», эмоциональные экспрессии выражение радости, печали и т.п.);

— способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «Я хочу».

— ребенок способен проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся регулятором поведения и общения ребенка.

— возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей.

Ребенок становится более самостоятельным, инициативным. Взрослый в специфических видах детской деятельности развивает творчество детей, желание экспериментировать, активно познавать и преобразовывать вещи, материалы, создавать свой оригинальный продукт.

Свобода поведения детей 3-5 лет не исключает формирование у детей чувства осторожности, привитие ему знаний основ безопасности.

В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности (А.Н.Леонтьев) связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.

В работах А.В.Запорожца, Е.П.Арушановой, Л.А.Парамоновой, Л.А.Венгера, В.С.Мухиной, Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, М.И.Лисиной, С.Г.Якобсон, Е.О.Смирновой и многих других раскрыты следующие особенности детей старшего дошкольного возраста:

-возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно — ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей формируется «внутренняя позиция» (С.Г.Якобсон, М.И.Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность (Е.О.Смирнова) делает возможными как активно — действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому;

-самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение;

-преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств,

Все это может вызвать проблемные формы межличностных отношений

(повышенная конфликтность, неуверенность в себе, застенчивость, агрессивность). Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся и стадии содержательного развития (см. Программа «Истоки», М., Просвещение, 2003, с.271-274).

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно — значимой и оцениваемой деятельности — учебной. В связи с этим стоит проблема Готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) — Развивается кризис 7 лет.

— степень соответствия действий ребенка с условиями поставленной задачи (действовать в дидактически заданном направлении);

— наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи (как умственные, так и практические); уровень самостоятельности; тщательность выполнения задачи;

— внимание и воспроизведение существенных особенностей или наоборот — внешних форм;

— общественные особенности поведения ребенка и характер обращения к взрослому.

Психологи Л.А.Венгер, В.С.Мухина считают, что к особенностям Шестилетних детей можно отнести следующие варианты позиционной направленности (их отношение к задаче и взрослому):

— игровая позиция (ориентация на материал, с которым необходимо действовать, а не на условия, и свободное игровое варьирование, низкий уровень внимания к образцам и указаниям взрослого);

— учебная позиция (стремление к пониманию и уточнению условий, высокий уровень самостоятельности, внимания, оценивания, конкретизации, обращение за помощью к взрослому в случае затруднения);

— исполнительская позиция (внимание к формальным особенностям образцов, их точному копированию);

— коммуникативная позиция (требующая перевода к ситуационному общению, уход от задачи, попытка увести взрослого на другие темы).

Задача педагогов — формировать у детей 6 лет пред учебный тип позиции, когда в самостоятельной деятельности преобладает игровая позиция, при совместной деятельности со взрослым — учебная. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, как физиологические (темп психических процессов, подвижность нервной системы (лабильность), стеничность (общий тонус) активности, тип личности (мыслительный и художественный), так и приобретенные, в результета неправильных педагогических действий взрослого (тревожность, аутизм, интеллектуализм (как гипертрофированное развитие ориентировки на мыслительную деятельность), вербализм (замена действий разговором), демонстративность, ригидность (застревание на одном и том же, излишняя пунктуальность), детская невротизация.

Позиция педагога предполагает корректирование неблагоприятных вариантов развития ребенка, организация специфических видов детской деятельности, задействование диалогического общения с позиций сотрудничества и партнерства. Большое значение имеет личность воспитателя, стремящегося к развитию своего педагогического творчества, имеющего ярко выраженную гуманистическую направленность на ребенка.

Вопросы для самопроверки.

1. Каковы психолого-педагогические особенности младенца?

2. Чем объясняются данные особенности?

3. Какова позиция взрослого при организации жизнедеятельности младенца?

4. Каковы психолого-педагогические особенности детей раннего возраста?

5. В чем выражается кризис 3-х лет? Его причины.

6. Каковы особенности детей младшего дошкольного возраста?

7. Каковы особенности детей старшего дошкольного возраста?

8. Чем объясняются особенности кризиса 7 лет?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *