какой мифологический персонаж превращал в золото все чего касался
История царя Мидаса
1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИДАСА. Гордий, первый царь Фригии и отец Мидаса, в начале своей жизни был простым землепашцем*. Как-то во время пахоты на оглоблю его воловьей упряжки уселся орел и не собирался улетать. Гордий знал, что орел предвещает царскую власть, но для верности запряг своих волов в повозку и погнал их в Тельмесс, где находился оракул. Однако недалеко от ворот города он увидел совсем юную и очень хорошенькую девушку, которая каждому желающему за небольшую плату предсказывала его судьбу и делала это так уверенно, что от желающих не было отбоя. Поглядев на орла, а затем на Гордия, который сам был довольно красивым парнем, предсказательница спросила, не захочет ли он взять ее в жены. Гордий согласился, так как о такой красавице любой мог только мечтать. Девушка села к нему в повозку, и они поехали к воротам города. Фригийцы в то время оказались без правителя и вопрошали оракул о том, кто из них должен править. Бог ответил, что они должны сделать своим царем первого, кто въедет в город на повозке вместе с невестой. Целая делегация отправилась к воротам и первым, кого они встретили в воротах, был, разумеется, Гордий со своей красавицей, да еще и с орлом на оглобле, так что Фригийцы немедленно провозгласили Гордия царем. Как только они это сделали, орел встрепенулся и с сознанием выполненного долга взмыл в небо. Фригийцы же посчитали, что орел подослан Зевсом или даже был самим Зевсом, принявшим облик орла. Таким образом, Фригия получила в один день и царя, и царицу, а через положенное время появился и царевич по имени Мидас. Гордий выстроил себе новую столицу, которая называлась, по его имени, Гордион. Свою повозку он посвятил Зевсу и привязал в храме этого бога необычайно хитрым узлом. Было предсказание, что тот, кто сумеет распутать узел, станет владыкой всей Азии, а то и всего мира. Через полторы тысячи лет в 334 г. до н. э. это попытался сделать Александр Македонский, но распутать узел не сумел и тогда попросту разрубил его мечом. Придворные хвалили македонского царя за находчивость и даже пустили в ход поговорку «разрубить Гордиев узел» о тех, кто так лихо решает сложные проблемы. На самом же деле требуемое условие не было выполнено и царем всего мира и даже только всей Азии македонский царь так и не стал, хотя и завоевал огромную территорию.
______________
* Имя Го’рдий (точнее, Го’рдиас) принадлежало в древности многим Фригийским царям из династии, прекратившей свое существование в VI веке до н. э. Первым царем с таким именем по преданию и был отец Мидаса. В русском языке это имя трансформировалось в «Горде’й».
==============
Иллюстрация: Франс Флорис. Состязание Аполлона с Паном (XVI век).
Вы когда-нибудь слышали легенду о царе Мидасе? Считается, что этот древний правитель был ярым поклонником бога вина Диониса, не однократно сидел за столом вместе с ним и его спутниками. И однажды к Мидасу привели какого-то пьяного старика, в котором он узнал воспитателя Диониса, Силена.
Мидас хорошо принял Силена и через шесть дней беспробудной пьянки отвел его к Дионису. Дионис был так рад увидеть старого друга, что пообещал Мидасу исполнить любое его желание. На что он пожелал превращать в золото любую вещь, к которой прикоснется. Дионис заметил, что идея эта достаточно глупая, но обещание свое сдержал.
Поначалу все было хорошо, Мидас был очень доволен. Об превращал в золото абсолютно все, к чему прикасался. Но когда он проголодался, сел за стол и взял хлеб, то он также превратился в золото.
Золото он есть, конечно же не мог. То же самое произошло и с вином, и с мясом. В отчаянии Мидас попросил Диониса вернуть все как было прежде, однако Дионис решил его хорошенько проучить. Он сказал Мидасу, что для исцеления ему нужно искупаться в реке Пактол – это было нужно для того, чтобы снять с себя вину за неразумное желание.
Ну, по крайней мере, так Дионис сказал. А царь с радостью его послушался и нашел нужную реку.
За это время он очень полюбил одиночество и простую жизнь, но и здесь он дошел до крайности. Однажды он увидел музыкальное соревнование между богом пастухов Паном и Аполлоном.
Согласно легенде, объективно игра Пана была намного хуже игры Аполлона, за что судья – бог горы Тмол, и присудил победу последнему. Однако Мидас, приверженец простой жизни, поднял большой крик из-за того, что ему не понравилось решение Тмола.
Аполлон настолько разозлился на Мидаса, что набросился на него с кулаками и потянул за уши так сильно, что они стали очень длинными, как у осла. Мидас, увидев, что с ним произошло, старался всячески скрывать уши под длинными волосами.
Но однажды подстриг слуга, который эти длинные уши и увидел. Рассказывать об этом никому было нельзя – могли и казнить. Но выговориться очень хотелось, поэтому он пошел в лес, вырыл в земле яму и все прошептал в нее.
Однако даже земля не могла сохранить эту тайну – на этом месте вырос тростник, который при первом ветре и прошелестел эти слова, разнесшиеся по всему свету. Казалось бы, Мидас – персонаж исключительно сказочный.
Однако древнегреческий историк Геродот описывал его как реально существующего правителя. Во Фригии сохранилась скальная гробница, которую современные исследователи называют «могилой Мидаса». А современные археологи обнаружили руины города Гордиона – столицы царя Мидаса.
Получается, что царь действительно существовал. Но как же тогда получилось, что он стал героем таких вот легенд? Скорее всего, история с золотом берет свое начало от богатства и жадности царя.
А история с ослиными ушами имеет другое происхождение. В развалинах древнего города Гордиона археологи обнаружили несколько монет с именем и изображением Мидаса.
Вот только на голове у него была кожаная шапка, сделанная из ослиной головы. И там как раз и были эти длинные уши. Считается, что Мидас проживал в 8 веке до нашей эры.
Царь Мидас, все обращавший в золото. Миф или реальность
Имена двух правителей древности неразрывно связаны с огромными богатствами: Крез и Мидас. Истории о них больше похожи на детскую сказку, особенно миф о Мидасе: дар-проклятие, превращающее все, к чему прикасался мужчина, в золото. Однако в каждой сказке или легенде скрыто зерно истины. Существовал ли Мидас на самом деле и насколько он был богат – вопрос сложный, а ответ неожиданный.
Миф о Мидасе
Мидас, царь Фригии, знаком широкой публике не за особые заслуги или талант полководца, а благодаря мифам древности. Многие писатели прошлого говорили о нем, как о реально существующей фигуре, оставляя исследователям хлебные крошки то тут, то там. И лишь Овидию удалось собрать всю информацию воедино.
Овидий упоминал великого царя в «Метаморфозах». По его мнению, Мидасу удалось захватить Силена, наставника великого Диониса. Старый мудрец жил в чудесном саду, куда повезло проникнуть Мидасу. Царь решил пойти на хитрость и наполнил фонтан вином. Перед таким искушением наставник божественного виночерпия не смог устоять, и Мидасу удалось выкрасть захмелевшего Силена.
Есть еще один вариант легенды, где Дионис со свитой пировали, затем просто потеряли по дороге изрядно подвыпившего Силена, прикорнувшего под кустом. В любом случае, Мидас несколько дней держал у себя Силена, всячески задабривая старика, устраивая пиры в его честь. После этого правитель вернул Дионису наставника, потребовав в знак благодарности исполнение желания.
Расплата за жадность
Мидас попросил сделать так, чтобы все, к чему бы они ни прикоснулся, превращалось в золото. Не учел он только того, что древнегреческие боги были существами мстительными и изворотливыми. Дионис выполнил обещание, однако вскоре Мидас об этом пожалел.
Сначала он радостно прикасался ко всему в своем дворце, смотря на то, как обычное дерево тут же становится золотом, как меняется мебель, и даже вода в чаше для омовения. Вся пища и напитки превращались в золото, стоило только им соприкоснуться с телом царя.
Мидас тут же кинулся Дионису в ноги, моля забрать дар обратно. Бог решил простить смертного, но заставил пройти ритуал очищения, искупавшись в истоке реки Пактол (рядом с горой Тмоло в Лидии). Мидас избавился от проклятия, но с тех пор в водах Пактола часто находили золотые самородки.
А был ли Мидас?
Легенда о царе Мидасе была связана с древней историей фригийцев. Именно они привезли с собой в Азию легенду о Силене. Он в их верованиях был кем-то вроде полубожественного духа природы, который входил в свиту бога Диониса.
С другой стороны, байка о божественном даре, полученном Мидасом, который позволял ему превращать в злато все, к чему он прикасался, носила под собой материальное подтверждение. Фригийские цари и в самом деле были одними из богатейших правителей в те времена. Все территории фригийцев от Македонии и Фракии до некоторых областей Малой Азии были буквально пронизаны золотоносными жилами, которые располагались очень близко к поверхности. А в нескольких реках (например, в упомянутой Пактоле) намыть слитки можно было без малейшего труда.
Главный герой мифа, царь Мидас, был фигурой, которая действительно существовала и соответствует одному из первобытных монархов Фригии. Во времена его правления в конце VIII и начале VII веков до н. э. фригийцы достигли наибольшего развития. Эти даты подтверждаются восточными источниками, документирующими существование царя по имени Митта (Мита).
Прототип царя Мидаса
Во времена правления Митта фригийцы вели активную внешнюю политику, создавали союзы с соседями и старались завоевать земли Ассирии. Среди других действий Митта безуспешно пытался обосноваться в Киликии (на юго-восточном побережье Малой Азии), а затем по договоренности с монархами Армении поощрял народные восстания, вспыхнувшие в Каппадокии. Именно в это время королевство Мидаса достигло своего максимального расширения.
Вскоре враги так близко подобрались к границам королевства Мидаса, что пришлось идти на поклон ко вчерашним врагам. Царь решил поставить себя под защиту ассирийцев, так что между 710 и 709 годами до н. э. он подписал мирный договор и пообещал ежегодно платить дань ассирийскому царю.
Союз с греками и золотой трон для Дельфийского оракула
Древние греки тоже не смогли пройти мимо союза с таким богатым правителем, прекрасно понимая свою выгоду. И не прогадали: Геродот упоминал, что король сделал пожертвование в дельфийскую святыню, подарив им трон из чистого золота, который вскоре перекочевал в государственную сокровищницу.
Во времена Геродота (середина V века до н. э.) трон все еще оставался в сокровищнице. Все источники указывали на то, что это было подношение ритуального толка, а не тонкий политический ход, дабы задобрить чиновников и политиков.
Конец царя Мидаса
Такой роскошный дар Дельфийскому оракулу подтверждает «добрососедские» отношения между Древней Грецией и Фригией. Кроме того, существуют и другие доказательства, например, тот факт, что Мидас вступил в брак с Демодис (или Гермодис, по другим версиям), дочерью царя Агамемнона. Правда, вполне вероятно, что это был исключительно политический союз, дабы отвести жадный взор фригийцев от границ родной Греции.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Какой мифологический персонаж превращал в золото все чего касался
Поиск по сайту:
Новые статьи
Статистика
Мидас, царь из Фригии с длинными ушами, поклонник бога Диониса, получивший дар обращать всё в золото
Мидас, греч. — фригийский царь, сын царя Гордия и богини Кибелы.
Мидас был страстным поклонником бога вина Диониса, не раз сидел с ним за одним столом и знал всех его спутников. Когда однажды крестьяне привели ему какого-то пьяненького старичка, Мидас узнал в нем воспитателя Диониса, Силена. Мидас радушно принял его и после десятидневного веселого застолья лично привел Силена к Дионису. Обрадованный бог вызвался исполнить любое его желание. Тогда Мидас пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Дионис выразил сожаление, что ничего лучшего ему не пришло в голову, но слово сдержал.
Вначале Мидас был вне себя от восторга. Он отломил от дуба веточку, и она превратилась в золото, поднял с земли камень, и он превратился в золото, сорвал с дерева яблоко, и оно стало золотым, не хуже яблока из садов Гесперид. Но когда Мидас сел за стол и взял кусок хлеба, съесть его не удалось, так как он тут же превратился в золото. Золото заскрипело у Мидас на зубах, когда он положил в рот кусок мяса, в золото превратилось вино, когда он захотел выпить глоток. В отчаянии Мидас обратился к Дионису, моля избавить его от этого проклятия. А так как боги милосердны, если люди признают свою вину и просят о милости, Дионис удовлетворил его просьбу. Он велел Мидасу прийти к реке Пактол и искупаться в ней, чтобы смыть с себя вину за неразумное пожелание. Мидас с радостью послушался — и от его злоключений с золотом осталось лишь предание да золотой песок в речке, которая сегодня называется Гедир.
Познав суетность богатства, Мидас утратил интерес к своим обязанностям правителя и предался скитаниям по лесам и полям. Он полюбил одиночество и простоту; но и здесь он перегнул палку. Однажды, гуляя на горе Тмол, он стал непрошеным свидетелем музыкального состязания между богом пастухов Паном и Аполлоном. Игра Пана на пастушьей свирели не шла ни в какое сравнение с божественными звуками золотой лиры Аполлона, и бог горы Тмол, судивший это состязание, по праву присудил первенство Аполлону. Но тут Мидас, мнения которого никто не спрашивал, поднял крик, протестуя против этого решения: мол, простая пастушеская песня была куда лучше. О вкусах вообще-то можно спорить, но только не с богами. Разгневанный Аполлон набросился на Мидас и так потянул его за уши, что они у него стали длинные, как у осла.
Мидас тщательно прятал свои уши под длинными волосами, но слуга, который время от времени стриг царя, обнаружил эту его тайну. Выдавать ее было опасно, но и хранить невыносимо, поэтому слуга ушел далеко за город, вырыл в земле яму и прошептал в нее: «У царя Мидаса ослиные уши». Однако выданную однажды тайну не скроет даже земля: над засыпанной ямой вырос тростник, при первом же ветерке тростник прошелестел посеянные в землю слова, и они разнеслись по всему свету.
Предания о Мидасе звучат настолько сказочно, что многие столетия в нем видели всего лишь мифический персонаж. А между тем еще «отец истории» Геродот, а за ним и ряд других историков упоминали о Мидасе как о реально существовавшем правителе. И вот в прошлом столетии была найдена надпись ассирийского царя Саргона И, относящаяся к 717 — 715 гг. до н. э., в которой царь Мидас из фригийского Гордиона (в ассирийской транскрипции Мида) предстает бесспорно исторической личностью. Во Фригии сохранилась скальная гробница с богата украшенным фасадом, которую традиционно называют «могилой Мидаса» (к востоку от нынешнего города Кютахья). Археологи нашли и Гордион, столицу царя Миды. Итак, Мидас из Гордиона действительно существовал. Тогда чем объяснить, что он стал героем сказочных преданий? История с золотом, скорее всего, отражает богатство этого царя; блеск золота издавна возбуждал человеческую фантазию. Но сегодня найдено объяснение и рассказу об ослиных ушах Мидаса. В развалинах Гордиона нашлись монеты с именем и изображением Мидаса: вместо короны на голове у него шапка из кожи с ослиной головы вместе с ушами. Таким образом, у него действительно были ослиные уши, правда, не на голове, а на шапке; правил Мидас в конце 8 в. до н. э. Его матерью явно была не богиня Кибела (просто в давние времена монархи любили подчищать свою родословную), но отцом вполне мог быть Гордий, который, по-видимому, тоже реально существовал.
Легенды о Мидасе передаются, как правило, как два отдельных, независимых рассказа. Первая из них относится к числу древних мифологических притч о «проклятии золота», вторая — к самым распространенным сказочным сюжетам в мире. Немецкий исследователь Леман-Ницше насчитал в общей сложности двадцать восемь «национальных версий» этого сюжета (греческую, римскую, но также и армянскую, сербскую, ирландскую, марокканскую, персидскую, монгольскую, индийскую и др.), причем он принимал в расчет только фольклорные варианты. Это значит, что сюда не вошли авторские обработки этого сюжета, такие, например, как широко известная в Чехии поэма Гавличека-Боровского «Король Лавра» (1870) или пьеса Врхлицкого «Мидасовы уши» (1890).
Овидий использовал историю Мидаса в своих «Метаморфозах». Древнейшие изображения Мидаса на вазах относятся к концу 7 в. до н. э. Из европейских мастеров следует прежде всего упомянуть Скьявоне («Мидасов суд», середина 16 в.) и Пуссена («Мидас и Вакх», ок. 1630). Оперу «Царь Мидас» написал в 1931 г. Кемпф.
«Мидас и Медуза: самый короткий роман»
Стали нарицательными выражения с именем Мидаса: «брадобрей Мидаса» (не умеющий хранить тайны), «мидасов суд» (суд невежды), «мидасовы уши» (о глупости или о невежестве, которые нельзя скрыть).
«Намеряся писать Мидасов суд
Хотел с тебя списать я уши для Мидаса»
— И. А. Крылов;
С. Цвейг: «…как царь Мидас, он захлебнулся собственным золотом» («Открытие Эльдорадо») — здесь образ Мидаса, погибающего от волшебного дара превращать все в золото.
Робот-боксер Мидас из фильма «Живая сталь» (Real Steel) 2011 года.
Царь Мидас и золото
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
Многие люди хотят иметь много золота. Они думают, что в этом счастье. Эта история про человека, который стал жадным и получил столько золота, сколько хотел. Но, оказалось, что даже в его жизни золото – это не самое важное.
Полезные ссылки
Звали его царь Мидас. Мидас был царем Фригии, на территории современной Турции.
Но он не всегда любил только золото.
Полезные ссылки
В его саду росли чудесные цветы. Когда Мидас был молодым, он сам ухаживал за цветами и очень их любил. Но с годами, Мидас изменился.
Он стал жадным. Теперь он любил только золото, а розы он ненавидел. Он мечтал, что когда-нибудь все его розы станут золотыми. Все, что не было золотым, злило Мидаса. Всё кроме одного.
Полезные ссылки
Мидас очень любил свою маленькую дочь. Она была прелестной девочкой и обожала своего отца. Дочь Мидаса любила живые цветы. Но не Мидас.
Мидас думал, что только золотые цветы сделают ее по-настоящему счастливой. У Мидаса была одна мечта – собрать в своей сокровищнице все золото мира. И вскоре случай представился. Он заслужил расположение самого бога виноделия – Диониса.
Полезные ссылки
Это произошло когда к замку Мидаса забрел сатир Силен. Он был духом леса и помощником бога веселья и вина, Диониса. Силен заблудился и совсем бы пропал, но Мидас спас его. Слуги Мидаса сначала испугались Силена, потому что никогда раньше не видели сатиров: верхняя часть тела Силена была человеческая, а ноги, как у козла, с копытами. Но царь не испугался. Он сразу понял, что это – спутник Диониса и можно получить награду.
Поэтому он накормил Селена и дал отдохнуть. И после этого сам отвел к богу Дионису.
Полезные ссылки
Дионис очень обрадовался. В благодарность за спасение Селена, он обещал исполнить любое желание Мидаса.
И тогда Мидас сказал свое желание:
– Я хочу, чтобы все, к чему я прикоснусь, превращалось в золото!
– Хорошо, – ответил Дионис. – Пусть будет так.
Обрадовался Мидас. Он вернулся в свой дворец и как ребенок, бегал по залу и прикасался к разным вещам. Пока всё не стало золотым. Но розы в саду были пока не золотые, а настоящие.
Тогда Мидас побежал в сад и стал прикасаться к розам. И, наконец, весь сад Мидаса стал золотым. Мидас, наконец, был счастлив.
Тут он заметил, что немного устал и проголодался. Надо поесть.
Как раз было время обеда. Мидас пошел в гостиную и уселся за стол. А на столе было много разной вкусной еды. За столом его ждала его любимая дочь. Для неё Мидас принёс золотые розы. Он протянул их ей.
– Смотри, что я принес тебе! – сказал Мидас.
Он думал, что дочка будет счастлива видеть такой подарок. Но дочка сказала:
– Я люблю живые розы, а на эти мертвые цветы я даже смотреть не хочу!
И она заплакала. Мидас опечалился немного. Он почувствовал свою вину в печали дочери. И думал о том, как её развеселить. Но сначала надо было поесть.
Он взял кувшин с молоком. Кувшин сразу стал золотым. Когда Мидас хотел выпить молоко, оно превратилось в жидкое расплавленное золото.
Тогда Мидас взял в рот виноград.
Полезные ссылки
Но и виноград зазвенел у него на зубах. Все, к чему он прикасался, превращалось в золото.
Тут Мидас понял: так, он умрет от голода и жажды, ведь он не может есть и пить золото! Получается, что даже бедняк с тарелкой простой похлебки счастливее его, самого богатого человека на земле. И тогда он закрыл лицо руками и опечалился.
Его маленькая дочь увидела печаль отца и испугалась.
– Отец, что случилось? – закричала она.
Она подбежала к Мидасу и обняла его за ноги. Ей хотелось успокоить его. Тут Мидас понял, что самое дорогое в его жизни – вовсе не золото, а его маленькая прелестная дочь. Он наклонился и поцеловал ее в лоб.
И в тот же миг девочка превратилась в мертвую золотую статую.
– Что я наделал! – в ужасе закричал Мидас, – моя жадность погубила мою дочь!
Долго Мидас плакал и убивался. Наконец Мидас вспомнил про Диониса и сразу поехал к нему.
Полезные ссылки
– Что скажешь, Мидас? – спросил Дионис. – Счастлив ли ты с твоим новым даром?
– Я несчастен, – ответил Мидас, – золото не может сделать человека счастливым. Я получил золото, но потерял то, что было для меня дороже всего. Я ненавижу свой новый дар, избавь меня от него!
И сказал Дионис:
– Иди искупайся в реке Пактол – ее вода смоет с тебя твой дар. Возьми с собой кувшин и набери воды из реки. Этой водой ты обрызгаешь твою дочь, и она снова станет живой.
Мидас схватил кувшин и побежал к реке Пактол. В реке он искупался и набрал воды.
Полезные ссылки
Потом прибежал домой и полил водой свою дочь.
Наконец, дочь ожила! Мидас засмеялся от счастья и обнял ее. Он потерял свой дар, и был очень счастлив. Тут он вспомнил, розы в саду всё ещё были золотые.
Конечно же, Мидас и его дочь сразу отправились в сад. Они полили водой из реки Пактол золотые розы – и цветы ожили, стали ароматными и яркими.
Так закончилась эта история.
После неё у Мидаса осталось много золотой посуды. Но он почему-то никогда не ест из неё.