календари юлианский и григорианский в чем разница
Юлианский и григорианский календари: в чем разница
Прежде чем начать разбор двух календарей, нужно отметить, что Бог создавал мир вне времени. И именно людям нужна систематичность, вследствие чего и были созданы времена года, а также смена дня и ночи. И тем не менее календарь средство в разы эффективнее, а наличие двух его типов всего лишь следствие разногласий о дате праздниках Пасхи.
История Юлианского календаря
Юлианский календарь появился во времена правления Юлия Цезаря и был назван в его честь. Это произошло в 45 году до нашей эры. Система летосчисления также была создана астрономами Цезаря. Она ориентировалась на время прохождения точки равноденствия Солнцем. Принцип работы также дал ему еще одно негласное название — «солнечный».
Если брать время правления Юлия Цезаря, то тогда этот календарь был единственным, который мог предоставить такую точность. Каждый год в нем содержал 365 дней, исключением выступал только високосный. Календарь также соответствовал все открытиям в области астрономии тех лет, чего не делали другие. В итоге полутора тысячи лет не было качественной аналогии, которая бы смогла также точно исчислять время и соответствовать научным открытиям.
История Григорианского календаря
Официально принято считать, что система исчисления Григорианского календаря была предложена Папой Григорием XIII в конце 16 века. И его отличия были заметны сразу: в первую очередь каждый четвертый год, как это было на Юлианском календаре, остался високосным, но при определенном условии. Теперь, если окончание года было на 00, при этом он не мог быть поделен на 400 без остатка — високосным называть его было нельзя. Например: 2000 — високосный; 2100 — не високосный.
Помимо, Папа Григорий считал, что отмечать Пасху допустимо только в воскресенье. Юлианский же календарь таких строгих правил не придерживался и там дата, когда отмечалась Пасха, выпадала на совершенно разные дни.
Суть реформы состояла в том, чтобы устранить неточность юлианского календаря. Т.к. календарный год и солнечный не совпадают, то появляется погрешность. По Юлианскому календарю было отставание на 1 сутки от Солнца за 128 лет. Со временем заметили, что стала смещаться дата весеннего равноденствия. Таким образом, к 15 веку она сдвинулась уже на 10 дней. Новые реформы были призваны исправить эти смещения.
Основные отличия
Теперь, когда вкратце известная история и отличия каждого из календарей друг от друга, разберем их использование в мире. Во-первых, оба календаря существуют до сих пор, однако Григорианский обрел большую популярность и его используют в большинстве стран мира. Юлианский же обрел некую специализацию, так как по нему рассчитывают христианские праздники.
Так, оба календаря содержат в себе 365 дней и 366 в високосный год. У каждого стандартные 12 месяцев, где февраль заканчивается 28 или 29 числа. Основное же отличие составляет период наступления високосных лет. Именно это и является предметом споров церквей.
Если же говорить конкретно о России, то это одна из последних стран, в которой была принята реформа по использованию Григорианского календаря. Это произошло в 1917 году после Октябрьского переворота. Юлианский календарь ознаменовали как «мракобесный», а Григорианский «прогрессивный». Следом, но уже в 1923 году, РПЦ также пытались перевести на Григорианский календарь. Однако церковь твердо отказалась, изменить ее мнение даже не помогло то давление, которое было оказано на Патриарха Тихона. И все христиане по наставлениям апостолов продолжали жить по Юлианскому календарю, рассчитывая по нему праздники и прочие даты. Тем не менее, те же католики и протестанты сейчас живут по Григорианскому календарю.
Если рассматривать вопрос о календарях в рамках церковных отношений, то это, безусловно, богословская проблема. Изначально Папа Григорий XIII при создании календаря руководствовался астрономическими знаниями и принципами, не думая о религии. В первую очередь его интересовала «техническая» часть подсчета суток. И лишь после этого стали появляться рассуждение о том, правильно или нет использовать тот или иной календарь в его отношении к Библии.
Так, в православии принято считать, что Григорианский календарь нарушает последовательность событий, описанных в священном писании. Следствием этого становится нарушение устоявшихся канонов. Например, апостольские правила ни в коей мере не допускает того, чтобы святая Пасха отмечалась ранее Пасхи иудейской. И именно переход на новый календарь мог нарушить пасхалию.
Последствия реформ
Если брать во внимание мнение специалистов и людей, которые профессионально занимаются астрономией, то они абсолютно уверены в точности Григорианского календаря. Они считают, что он не нуждается в изменениях, хотя вопросы о его изменении до сих пор остаются актуальны.
Альтернативное же решение заключается в том, чтобы изменить не календарь, а перегруппировать дни в году. Если взять ключевой аспект в новой структуре, то новый год будет начинаться с конкретного дня, например воскресенья. Ведь в данный момент месяцы могут быть как 28, так и 31 день. Помимо этого, длина целого квартала изменчива и второе полугодие длиннее первого на три или четыре дня. В совокупности такие небольшие аспекты производят глобальные нарушения и затруднение функционирования не только церкви, но и бытовых служб.
Будущее развитие
Разница, дней | Период (по юлианскому календарю) | Период (по григорианскому календарю) |
---|---|---|
10 | 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 | 15 октября 1582 — 11 марта 1700 |
11 | 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 | 12 марта 1700 — 12 марта 1800 |
12 | 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 | 13 марта 1800 — 13 марта 1900 |
13 | 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 | 14 марта 1900 — 14 марта 2100 |
14 | 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 | 15 марта 2100 — 15 марта 2200 |
15 | 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 | 16 марта 2200 — 16 марта 2300 |
Если говорить о том, что будет в будущем, то все весьма неоднозначно. Оба календаря со временем все больше увеличивают тот разрыв в датах, который у них присутствовал изначально. Так, если использовать Юлианский календарь, то примерно к 2101 году дата Рождества сдвинется до 8 января. При этом в литургическом календаре дата останется прежней — 25 декабря.
Тем не менее также продолжают вестись споры о том, чтобы принять новый календарь. Еще с момента публикации Юлианского предлагается много разнообразных вариантов, каждый из которых имеет право на жизнь, но не вписывается так идеально в повседневную жизнь, как это делает Юлианский и Григорианский календари.
Вне зависимости от всех споров, которые постоянно ведутся между астрономами, в повседневной жизни стоит использовать общепринятый календарь. А в делах церковных — Юлианский, если это не католичество.
Наши календари: почему Русская Церковь живет по старому стилю?
Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на «новый стиль» с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.
Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?
Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.
Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.
С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение «григорианский календарь точнее юлианского» далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.
Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.
Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных «видов» года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.
Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.
Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333
Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.
235 синодическим месяцам,
т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.
Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет
Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно
В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.
Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия «пробегал» все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).
Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.
В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.
И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.
Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545
В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.
В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.
Чем Григорианский календарь отличается от Юлианского
Содержание статьи
За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси. Вокруг Солнца планета проходит за год. Однако известно, что солнечный или астрономический год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. Следовательно, целого числа суток не существует. Поэтому возникает сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени, это было подмечено людьми еще в древние эпохи.
История юлианского календаря
В 46 году до нашей эры правитель Древнего Рима Юлий Цезарь ввел в стране календарь, за основу которого было взято летоисчисление по египетскому образцу. В нем год был равен солнечному году, длившемуся немного больше астрономического. Он составлял 356 суток и ровно 6 часов. Поэтому для выравнивания времени был введен дополнительно високосный год, когда в один из месяцев было на один день больше, високосным объявлялся каждый 4 год. Начало года перенесли на 1 января.
В благодарность за реформу летоисчисления решением сената календарь получил название юлианского по имени императора, а месяц Квинтилис, в который был рожден Цезарь, был переименован в Юлиус (июль). Однако вскоре император был убит, а римские жрецы начали путать календарь, они объявляли високосным каждый наступающий 3 год. В результате с 44 по 9 год до н. э. вместо 9 было объявлено 12 високосных лет.
Спасать положение пришлось императору Октивиану Августу. Он издал распоряжение, по которому в последующие 16 лет високосных годов не было совсем. Таким образом, был восстановлен ритм календаря. В честь императора месяц Секстилис был переименован в Августус (август).
История григорианского календаря
В 1582 году глава Римской католической церкви папа Григорий XIII утвердил во всем католическом мире новый календарь. Он получил название григорианского. Несмотря на то, что по юлианскому календарю Европа прожила более 16 столетий, папа Григорий XIII считал, что реформа летоисчисления необходима для определения более точной даты празднования Пасхи. Еще одной причиной называлась необходимость возвращения дня весеннего равноденствия к 21 марта.
В свою очередь Собор восточных православных патриархов в Константинополе в 1583 году осудил принятие григорианского календаря как подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов и нарушающего ритм богослужебного цикла. И действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Иногда католическое Светлое Христово Воскресенье выпадает на день раньше иудейской Пасхи, что запрещается канонами церкви.
Летоисчисление на Руси
Стремившийся ко всему европейскому Петр Первый 19 декабря 1699 года издал указ о праздновании в России Нового года 1 января, вместе с европейцами. Но в государстве все еще продолжал действовать юлианский календарь.
Причем вопрос о реформе календаря поднимался в стране неоднократно. В частности, в 1830 году его ставила Российская Академия наук. Однако министр просвещения в то время, князь К.А. Ливен, счел это предложение несвоевременным.
Только после революции в 1918 году вся Россия решением правительства была переведена на новый стиль летоисчисления, и новое государство стало жить по григорианскому календарю. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три високосных года. В России юлианский календарь называют «старым стилем».
Однако Русскую православную церковь не удалось перевести на новый календарь, стараниями Патриарха Тихона ей удалось сохранить традиции. Таким образом, сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Русская, Грузинская, Сербская, Иерусалимская церкви, а григорианским руководствуются католики и протестанты. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях США и Европы.
В чем отличия григорианского и юлианского календарей
По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые 3 года. В таком случае получается, что календарный год оказывается длиннее астрономического на 11 минут. То есть по этому летоисчислению через 128 лет появляется лишний день.
Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Однако, в нем заложено исключение – это те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Благодаря этому лишние сутки накапливаются лишь через 3200 лет.
Основная разница между григорианским и юлианским календарем заключается в том, как исчисляются високосные года. Поэтому с течением времени наращивается разница в датах между календарями. Если в 16 столетии она составляла 10 дней, то в 17 она увеличилась до 11, в 18 веке она была равна уже 12 дням, в 20 и в 21 веках – 13 дням, а к 22 веку она достигнет 14 дней.
Конечно, в отличие от григорианского календаря, юлианский очевидно более простой для летоисчисления, но он опережает год астрономический. Григорианский календарь был основан на юлианском и является более точным. Однако по мнению Православной церкви, григорианский стиль нарушает очередность многих библейских событий.
В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, использующие первый стиль православные церкви с 2101 года будут отмечать Рождество не 7 января, как сейчас, а 8 января. В литургическом календаре дата Рождества все также будет соответствовать 25 декабря.
В государствах, где к началу 20 века использовался для летоисчисления юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий после 15 октября 1582 года номинально отмечаются в те же числа, когда они произошли, без переносов.
Последствия календарных реформ
В настоящее время григорианский календарь признан наиболее точным. По мнению многих специалистов, он не требует каких-то изменений, тем не менее вопрос о его реформе обсуждается уже несколько десятилетий. Причем речь идет не о введении нового летоисчисления или новых приемах подсчета високосных лет.
В существующем календаре месяцы насчитывают от 28 до 31 дня, длина квартала также колеблется от 90 до 92 дней, а первое полугодие короче второго на 3-4 дня. Это осложняет работу планирующих и финансовых органов. Смысл предлагаемых изменений заключается в перегруппировании дней в году таким образом, чтобы начало каждого нового года выпадало на один день, например на воскресенье.
Сегодня нередко высказывается инициатива осуществить в России переход на юлианский календарь. В качестве обоснования высказывается мнение, что православные россияне вправе жить по календарю, которым пользуется Русская православная церковь.
Православная Жизнь
Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.
Юлианский календарь (старый стиль)
Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.
Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
Григорианский календарь (новый стиль)
Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио. Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю». В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.
Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
В чем проблема?
На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».
Необходимые определения
Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.
Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
Последствия реформы календаря
Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.
В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:
а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;
б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия – система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).
Новоюлианский календарь
В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).
Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.
Год считается високосным, если:
Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).
Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.
Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).