Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах
От департамента вагонного хозяйства МПС РФ
Со времени последнего издания таблиц калибровки 1997 г. парк железнодорожных цистерн обновился. В эксплуатацию поступило 9 типов новых цистерн, удельный вес которых в парке вагонов для наливных грузов становится с каждым годом все более значительным. В настоящем издании исключены таблицы калибровки для старых цистерн, которых нет в эксплуатации, и включены таблицы для новых типов железнодорожных цистерн с учетом их конструктивных особенностей. В таблицах, как и ранее, принято расхождение между вместимостью котла-эталона и фактической вместимостью котла в пределах + 0,5 %. Поинтервальная калибровочная таблица для каждого типа цистерн содержит значения вместимости, выраженные в кубических дециметрах (литрах) и вычисленные через интервалы в 1 см по высоте заполнения котла. В таблицах калибровки цистерн жирным шрифтом выделены объемы жидкости в котле: 1) полный; 2) полезный. В начале каждой таблицы указан тип калибровки и приведена схема котла цистерны данного типа с обозначением размеров всех элементов котла, принятых как эталонные и положенных в основу расчета таблицы данного калибровочного типа. В таблицах для цистерн типов 25a, 26a и 27a в отличие от типов 25, 26 и 27 приводится поинтервальная калибровка котлов с учетом наличия уклона в нижнем листе к сливному прибору. Правила пользования таблицами изложены в разделе «Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах».
Начальник Департамента вагонного хозяйства С.С. Барбарич
Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах
1. Общие положения 2. Определение объема жидкости в цистернах 3. Определение плотности жидкости 4. Способ определения веса жидкости в цистернах по замеру 5. Постановка калибровочных знаков и клейм на цистернах
Пример. Тип цистерны 72. Высота налива, определенная метрштоком, 274,6 см (2746 мм). Установить объем жидкости в цистерне. Округляя до целого сантиметра, получим высоту налива 275 см. По таблице калибровки для цистерн типа 72 этой высоте налива соответствует объем, равный 69191 дм.куб.
От правильности замера высоты налива зависит точность определения объема, а значит, и веса груза в цистерне, поэтому на тщательность замера высоты налива должно быть обращено самое серьезное внимание. Операции с метрштоком (погружение в жидкость, извлечение из цистерны и отсчет по линии смачивания) во избежание ошибок должны производиться тщательно. При извлечении метрштока из цистерн, особенно после замера темных и тем более вязких нефтепродуктов, необходимо следить, чтобы продукт не разбрызгивался и не загрязнял цистерну снаружи. Извлеченный из цистерны метршток должен быть насухо протерт. Большое влияние на точность определения высоты налива оказывает состояние замеряемой жидкости и ее поверхности. При наливе цистерн жидкость часто насыщается воздухом, а также на ее поверхности образуется слой пены. Из-за этого искажаются в сторону завышения результаты замеров. Поэтому замер высоты налива должен производиться после некоторого отстоя продукта при спокойной поверхности жидкости и отсутствии на ней пены. Влияние слоя пены на определение уровня налива может быть исключено путем замера высоты налива при помощи очень простого приспособления, называемого пеноизолятором.
Калибровочный тип цистерны обозначается металлическими цифрами, приваренными на боковой поверхности котла под номером цистерны и для лучшей видимости окрашенными в белый или черный цвет. [1]
Калибровочный тип цистерн обозначается металлическими цифрами, которые приваривают к боковой поверхности под номером цистерны. [2]
Калибровочный тип цистерны обозначается металлическими цифрами, приваренными к боковой поверхности котла под номером цистерны. Для ясной видимости цифры окрашиваются в белый или черный цвет в зависимости от цвета окраски котла. [3]
Вслед за таблицами поинтервальной калибровки в книге помещен сводный перечень нормальных калибровочных размеров котлов-эталонов, которым необходимо пользоваться при определении калибровочного типа цистерны по результатам обмера ее в натуре. Порядок натурного обмера и отнесения цистерн к калибровочным типам изложен в разделе книги Порядок обмера и типизация цистерн. Правила пользования таблицами изложены в разделе Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах. В разделе Составление таблиц поинтервальной калибровки железнодорожных цистерн приведен порядок определения объемов всех элементов котлов и составления таблиц поинтервальной калибровки как обычным способом, так и с помощью ЭВМ. [5]
Для определения веса нефтепродуктов по объему необходимо: измерить высоту налива продукта в цистерне, определить плотность продукта ( вес 1 л в кг), установить калибровочный тип цистерны по трафарету на ней, выяснить по таблицам калибровки в соответствии с высотой налива объем жидкости в литрах и умножить на показатель плотности жидкости. [7]
Для возможности применения замерно-калибровочного способа определения веса налитого груза все цистерны после обмера их и причисления к соответствующему типу по калибровке должны иметь трафаретное обозначение номера типа цистерны. Номер калибровочного типа цистерны служит руководящим указанием при определении веса налитого в цистерну груза. Эти трафареты ставятся на днищах котлов цистерн на высоте 0 75 диаметра ( фиг. [12]
Калибровка и поверка автоцистерн для ГСМ. Методы, этапы и периодичность
ЗАЧЕМ НУЖНА КАЛИБРОВКА АВТОЦИСТЕРН?
В соответствии с законами РФ и Таможенного Союза все емкости, в которых перевозятся нефтепродукты, должны быть откалиброваны. Это означает, что истинный объем цистерны (вместимость) от днища до калибровочной планки должна установить аккредитованная метрологическая организация.
Калибровка бензовоза включает в себя также градуировку высоты уровня топлива в цистерне. Специальная таблица позволяет замером уровня оставшегося горючего сразу определить его объем.
Калибровка автоцистерн для ГСМ – неотъемлемая часть в организации грузоперевозок светлых нефтепродуктов, в неё входит комплекс мер, направленный на установление точного объема цистерны и контроля её оборудования.
В результате проведенных работ определяется минимальный, максимальный и номинальный объем вмещаемой жидкости.
Для проведения тарировки в начале технической эксплуатации для каждой емкости и резервуара в парке предприятия создаются специальные градуировочные (калибровочные) таблицы.
СРОК ДЕЙСТВИЯ АКТА КАЛИБРОВКИ (ПОВЕРКИ) БЕНЗОВОЗА
Акт калибровки цистерны для перевозки нефтепродуктов выдается на регламентированный срок. Позаботиться об оформлении акта необходимо до начала эксплуатации техники, поскольку в ином случае ее использование может повлечь за собой административную ответственность и штрафы.
Разрешение на эксплуатацию бензовоза выдается только после проведения калибровки и составления акта о проделанной работе. Срок действия документа – 1 год.
Периодичность процедуры необходима, так как в процессе эксплуатации бензовоза возможны изменения геометрии емкости (коррозия, отложения, повреждения и т.д.), а точность расчета объема имеет большое значение для нефтяных компаний, поэтому калибровка бочки бензовоза должна проводиться ежегодно. Если значения вместимости не изменяются, то процедура фактически является поверкой.
Читайте также:
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПОВЕРКИ АВТОЦИСТЕРН
Методы калибровки автоцистерн для ГСМ
Поверка автоцистерн для перевозки нефтепродуктов определяется нормами, соответствующим Правилам технической эксплуатации нефтебаз, п. 9.5. На данный момент для разрешения этого вопроса действующим считается 232 приказ Минэнерго Российской Федерации, принятый 19 июня 2003 года.
Данный документ предусматривает несколько возможных способов поверки и калибровки автоцистерн для ГСМ: объемный, весовой, расчетный. Первые являются более точными, однако занимают больше времени.
Объемный метод
Этот способ используется чаще остальных, так как гарантирует более точные данные и может применяться для всех видов емкостей. Разработанная в результате градуировочная таблица позволяет быстро определять количество топлива, находящегося в емкости.
Подобная поверка гораздо точнее геометрической и массовой, при этом применяется в емкостях любого размера. Цистерна наполняется до определенного уровня, после чего все показатели заносятся в таблицу.
Объемный метод применяется для калибровки резервуаров АЗС, топливных автоцистерн (бензовозов), горизонтальных резервуаров ГСМ, железнодорожных цистерн, а также вертикальных резервуаров нефтебаз.
Массовый метод
Название метода говорит само за себя. Бензовоз взвешивают до и после наполнения проверочной жидкостью. Также измеряется её температура и плотность. Массовый метод менее популярен, так как не позволяет измерить объем жидкости с высокой степенью точности.
Геометрический (расчетный) метод
Для конструкций большого объёма применяется расчетный метод с применением формулы цилиндра. Он довольно трудоемкий и не применяется для нестандартных форм емкостей. Расчетный способ основывается на наружных замерах, данные обмеров заносятся в специальную таблицу на каждом этапе тарировки емкости для ГСМ.
Для точного подсчета нужно знать длину и ширину корпуса и дна емкости, а также внутренние размеры конструктивных элементов и оборудования, что делает данный метод практически неприменимым в автоцистернах, устанавливаемых на базовые шасси.
Перейдите в интересующий каталог бензовозов:
Как выбрать метод калибровки бензовоза?
КАК ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩИЙ МЕТОД ПОВЕРКИ?
При проведении поверки автоцистерн выбор метода определяется следующими показателями:
Наибольшую популярность получил объёмный метод поверки. Он гарантирует высокую точность даже несмотря на сложность форм автоцистерн и разнообразие внутренних конструктивных элементов.
ЭТАПЫ КАЛИБРОВКИ БЕНЗОВОЗОВ
В процедуру калибровки, согласно ГОСТ 8.600-2011, входит несколько последовательных операций.
1. Подготовка цистерны
Цистерна осматривается снаружи на наличие механических повреждений: вмятин, трещин, сколов и отслоений краски. Оценивается чистота внутренней полости.
Дополнительно проверяется целостность резьбовых соединений, запорной арматуры и наличие уплотнительных прокладок.
2. Постановка цистерны на позицию
Цистерна ставится на специально подготовленную площадку с уклоном не более 1%. Для получения точных результатов проверки положение автоцистерны в пространстве проверяется в горизонтальной и вертикальной плоскости. Это нужно для того, чтобы проверочная жидкость заполнила объем цистерны строго согласно предписанному конструкцией положению.
3. Проверка герметичности цистерны
Важнейшим этапом в процессе калибровки автоцистерн для ГСМ является проверка на герметичность. Перевозка нефтепродуктов находится под особым контролем государства.
Проверочной жидкостью заполняется весь объем цистерны. Далее, в течение регламентированного времени, проводится тщательный осмотр всей наружной площади транспортной меры на наличие утечек. Как правило, этот этап совмещается с калибровкой.
4. Калибровка цистерны
Поверка действительной вместимости выполняется одним из предусмотренных ГОСТ 8.600-2011 методов, описанных выше.
Для выполнения калибровки цистерны бензовоза объёмным методом используются специализированные измерительные комплексы, светлые нефтепродукты или жидкости имитирующие их. Поверка реализуется при помощи современного оборудования и основано на измерении объема поверочной жидкости, перекачиваемой центробежным насосом измерительной системы из мерника в автоцистерну.
При поверке автоцистерн одновременно с их наполнением происходит измерение уровня и температуры поверочной жидкости. Жидкость заливается до определенного уровня, после чего значения заносятся в таблицу. По результатам цистерна получает свидетельство о поверке.
5. Тарировка емкостей
Результатом тарировки топливной цистерны является составленная специальным образом тарировочная таблица, в которую сведены зависимости показаний уровня топлива от его объема.
6. Введение бензовозов в эксплуатацию
Разрешение на эксплуатацию бензовоза выдается только после проведения калибровки и составления акта о проделанной работе. Срок действия документа – 1 год. Периодичность процедуры необходима, так как точность расчета объема емкости имеет большое значение для нефтяных компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно действующему законодательству каждая автоцистерна должна подвергаться обязательной калибровке. При производстве автоцистерн, специалисты компании «РусСпецАвто» проводят испытания и поверку цистерн бензовозов на соответствия требованиям ДОПОГ с предоставлением необходимых документов. В результате, цистерне присваивается определенный код, предполагающий перевозку отдельных категорий опасных грузов.
Мы довольно подробно рассмотрели процесс калибровки автомобильных цистерн для перевозки ГСМ. Если Вам необходима автоцистерна для перевозки светлых нефтепродуктов, обращайтесь в компанию «РусСпецАвто».
В этой статье мы постарались ответить на все вопросы, касающиеся калибровки автоцистерн, которые задают наши клиенты, при заказе бензовозов. Но, в случае если у Вас остались вопросы, звоните по номеру 8-800-30-20-174 и специалисты компании проконсультируют Вас по всем возникшим вопросам.
Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах
От департамента вагонного хозяйства МПС РФ
Со времени последнего издания таблиц калибровки 1997 г. парк железнодорожных цистерн обновился. В эксплуатацию поступило 9 типов новых цистерн, удельный вес которых в парке вагонов для наливных грузов становится с каждым годом все более значительным. В настоящем издании исключены таблицы калибровки для старых цистерн, которых нет в эксплуатации, и включены таблицы для новых типов железнодорожных цистерн с учетом их конструктивных особенностей. В таблицах, как и ранее, принято расхождение между вместимостью котла-эталона и фактической вместимостью котла в пределах + 0,5 %. Поинтервальная калибровочная таблица для каждого типа цистерн содержит значения вместимости, выраженные в кубических дециметрах (литрах) и вычисленные через интервалы в 1 см по высоте заполнения котла. В таблицах калибровки цистерн жирным шрифтом выделены объемы жидкости в котле: 1) полный; 2) полезный. В начале каждой таблицы указан тип калибровки и приведена схема котла цистерны данного типа с обозначением размеров всех элементов котла, принятых как эталонные и положенных в основу расчета таблицы данного калибровочного типа. В таблицах для цистерн типов 25a, 26a и 27a в отличие от типов 25, 26 и 27 приводится поинтервальная калибровка котлов с учетом наличия уклона в нижнем листе к сливному прибору. Правила пользования таблицами изложены в разделе «Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах».
Начальник Департамента вагонного хозяйства С.С. Барбарич
Инструктивные указания по определению веса наливных грузов в цистернах
1. Общие положения 2. Определение объема жидкости в цистернах 3. Определение плотности жидкости 4. Способ определения веса жидкости в цистернах по замеру 5. Постановка калибровочных знаков и клейм на цистернах
Пример. Тип цистерны 72. Высота налива, определенная метрштоком, 274,6 см (2746 мм). Установить объем жидкости в цистерне. Округляя до целого сантиметра, получим высоту налива 275 см. По таблице калибровки для цистерн типа 72 этой высоте налива соответствует объем, равный 69191 дм.куб.
От правильности замера высоты налива зависит точность определения объема, а значит, и веса груза в цистерне, поэтому на тщательность замера высоты налива должно быть обращено самое серьезное внимание. Операции с метрштоком (погружение в жидкость, извлечение из цистерны и отсчет по линии смачивания) во избежание ошибок должны производиться тщательно. При извлечении метрштока из цистерн, особенно после замера темных и тем более вязких нефтепродуктов, необходимо следить, чтобы продукт не разбрызгивался и не загрязнял цистерну снаружи. Извлеченный из цистерны метршток должен быть насухо протерт. Большое влияние на точность определения высоты налива оказывает состояние замеряемой жидкости и ее поверхности. При наливе цистерн жидкость часто насыщается воздухом, а также на ее поверхности образуется слой пены. Из-за этого искажаются в сторону завышения результаты замеров. Поэтому замер высоты налива должен производиться после некоторого отстоя продукта при спокойной поверхности жидкости и отсутствии на ней пены. Влияние слоя пены на определение уровня налива может быть исключено путем замера высоты налива при помощи очень простого приспособления, называемого пеноизолятором.
Масса перевозимого в цистерне груза определяется путем взвешивания или по обмеру. При обмере производится замер высоты налива и установление объема налитого груза с использованием специальных калибровочных таблиц. Необходимо отметить, что масса нефтепродуктов определяется только по замеру, пищевых грузов – взвешиванием на вагонных весах, а при их отсутствии на товарных весах. При определении массы по замеру грузоотправитель обязан указать высоту налива. температуру и плотность продукта.
Конструкция вагона-цистерны
Кузов ж/д вагона представляет собой цилиндрическую емкость, закрытую с боков эллиптическими днищами. Емкости цистерн имеют различные устройства для загрузки / выгрузки, различающиеся в зависимости от перевозимого груза. Также в зависимости от перевозимого груза вагоны-цистерны могут иметь теплоизоляционное покрытие, оборудование для подогрева перевозимого груза, а также приборы контроля состояния груза. В ж/д цистернах рамной конструкции нагрузки, возникающие в процессе движения поезда, воспринимаются несущей рамой, в безрамных цистернах функцию несущей рамы выполняют сами емкости. Дополнительно для повышения прочности и жесткости емкостей железнодорожных цистерн большого диаметра и длины емкости могут усиливаться кольцами-шпангоутами на наружной или внутренней поверхности.
Типы ж/д цистерн
Различаются следующие типы ж/д цистерн:
Слив ж/д цистерн
Быстрый слив ж/д цистерн в значительной степени влияет на оборачиваемость подвижного состава и определяет эффективность ж/д перевозок. Слив вагонов-цистерн осуществляется на сливо-наливных эстакадах через донный клапан при открытой крышке заливного люка цистерны. В холодный период года ввиду наличия небольшого количества воды донный клапан может примерзать и его открытие может быть проблематичным. Открытие донного клапана для слива ж/д цистерны осуществляется из заливного люка при помощи винтового механизма. При неисправном донном клапане слив осуществляется через заливной люк при помощи специального устройства на установках слива. Так как вязкость таких нефтепродуктов как мазут, вакуумный газойль, битум и др. недостаточна для слива, предварительно они разогреваются путем подачи в цистерну и откачки подогретого продукта или пара, когда допустимо обводнение продукта.