калипер что это такое велосипед
Что такое калипер велосипеда, виды и особенности
Надежность работы тормозной системы обеспечивает безопасность не только водителя транспортного средства, но и остальных участников дорожного движения. Это касается автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов. Для безопасности на дороге должны быть исправны все части системы торможения, в том числе калипер велосипеда, используемый в распространенных дисковых тормозах.
Типы тормозных устройств
С развитием велосипедной промышленности тормозные системы совершенствовались. При этом все они работали по принципу взаимодействия тормозных колодок с другими деталями тормозной конструкции. Обычно принято говорить о четырёх видах устройств торможения:
У каждого из названных видов существуют преимущества и недостатки. Однако опыт показывает, что наиболее надёжными остаются ободные и дисковые конструкции.
Как устроен калипер
В целях облегчения тормозной конструкции калиперы обычно делают из алюминия, реже – из сплавов магния. Часто цельнолитые калиперы изготовляют из двух частей, прикреплённых друг к другу с помощью болтов.
Калиперы бывают:
К двупоршневым деталям можно свободно прикрепить удлинённые колодки.
Существуют универсальные крепления (по типу Post Mount), имеющие овальные отверстия, благодаря которым калиперы можно крепить практически к любой вилке. В недорогих тормозах имеется фиксированный ввод гидролинии в калипер, у более дорогих угол ввода можно настраивать самостоятельно.
Для чего нужен калипер
Калипер — это основная действующая часть дисковой системы торможения велосипеда. Является аналогом (только меньшего размера) суппорта автомобиля или мотоцикла. Его задача — переносить силовой импульс на тормозные колодки, также он их удерживает.
Торможение на велосипеде происходит за счёт остановки вращающегося диска или ротора, зажатого между колодками, вставленными в калипер. Он, в свою очередь, крепится к вилке или раме велосипеда болтами, при помощи адаптера, выполняющего функцию переходника. Силовой импульс от тормозной ручки переходит к калиперу по металлическому тросику или по гидролинии. Калипер передаёт усилие колодкам, которые сразу же сжимаются и тем самым останавливают диск. Металлический ротор нагревается во время вращения. Он может иметь различный диаметр. Большие роторы ускоряют торможение и быстрее остывают.
При неисправном калипере тормоза не смогут выполнять свои функции. Поэтому ремонт и обслуживание этого механизма должны проводиться по мере необходимости. В гидравлической системе нужно регулярно менять жидкость, а в механической – смазывать и подтягивать тросик.
Сам калипер должен быть адаптирован под модель велосипеда.
Устройство калипера
Конструкция механического и гидравлического калиперов отличается. Механический – представляет собой кулачковый механизм. С наружной стороны он оснащен рычажком, к которому крепится тросик. Импульс от ручки к поршню передается посредством клина, кулачка или многозаходного винта. При этом, плоскости движения колодок и рычага взаимно перпендикулярны.
У гидравлического внутри цельнометаллического корпуса с одной, или с двух сторон крепится поршень(два). При передаче импульса приводится в действие тормозная жидкость, которая двигает поршни давлением, а они двигают колодки.
Калипер может иметь один или два поршня. Колодки бывают с органическим или металлическим наполнением. Первые мягкие, быстрее притираются и менее износостойкие, чем вторые.
Важную роль играет размер ротора. Стандартными считаются 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше параметр, тем эффективнее торможение, быстрее и надежнее действует система. Однако это не значит, что диск 220 мм можно поставить на любую модель. Выбор зависит от того, для каких целей предназначено средство передвижения: большие роторы устанавливаются на модели для экстремальной езды, в т. ч. на велосипеды горные, где от скорости и мощности торможения напрямую зависит жизнь райдера. В городских моделях используются роторы 160-180 мм.
Механический или гидравлический выбрать
Преимущества есть и у механических, и у гидравлических калиперов.
Достоинства гидравлического калипера:
Такие тормоза требуют периодической замены жидкости. Возможны повреждения гидролинии при падении.
У гидравлического калипера выше стоимость, обслуживание сложнее. При этом он намного мощнее и надежнее, чем механический. При выборе системы торможения нужно руководствоваться видом велосипеда и стилем езды. Гидравлической следует отдать предпочтение там, где резкая и мощная остановка жизненно необходима. Это все виды экстремальной езды на горной и пересеченной местности, при скоростном спуске, на гоночной трассе, при выполнении различных трюков.
Для размеренного велотуризма, начинающих велосипедистов, и езды в пределах населенного пункта лучшим вариантом будут доступные, простые в обслуживании механические тормоза.
Какой тип тормозной системы велосипеда ни был бы выбран, калипер требует внимательного и бережного отношения. Своевременный уход и ремонт — залог безопасности на дороге.
Тормозной калипер для велосипеда
Надежность работы тормозной системы обеспечивает безопасность не только водителя транспортного средства, но и остальных участников дорожного движения. Это касается автомобилистов, мотоциклистов, велосипедистов. Для безопасности на дороге должны быть исправны все части системы торможения, в том числе калипер велосипеда, используемый в распространенных дисковых тормозах.
Типы тормозных устройств для велосипеда
По конструкции и принципу действия различают 3 разновидности велосипедных тормозов:
Также в отдельную категорию можно вынести роллерные. Это усовершенствованная разновидность барабанных тормозов. Однако распространения такой тип не получил, практически нигде не используется.
Дисковые
Популярные современные тормоза для двухколесного транспорта — дисковые. Бывают механическими и гидравлическими. Используются как для езды по любой местности, так и для спортивных соревнований. Надежные: остановка осуществляется быстро благодаря сжатию вращающегося между тормозными колодками ротора (диска). Эти детали прикрепляются к калиперу, который размещается на раме или вилке велосипеда (в зависимости от модели).
Торможение производится нажатием на ручку, которая расположена на руле велосипеда. Импульс через механический тросик или гидролинию поступает на калипер, а оттуда — к колодкам, которые сжимают ротор, что приводит к остановке велосипеда.
Барабанные
Это самый примитивный тип тормозной системы. Он использовался на всех велосипедах, созданных в Советском Союзе. Сейчас применяется на детских и некоторых городских моделях. При попытке покрутить педаль в обратном направлении расходятся в стороны колодки. Они трутся о стенки барабана, внутри которого расположены, и тем самым останавливают вращение.
Барабанные тормоза просты и надежны в эксплуатации, долговечны. Но скорость реакции у них ниже, чем у современных дисковых и ободных. При интенсивном использовании возможен перегрев.
Ободные
Как и дисковые, ободные тормоза делятся на гидравлические и механические, но отличаются принципом действия. Торможение осуществляется за счет прижатия мягких (резиновых) колодок к ободу колеса.
Существуют такие разновидности ободных тормозов, как V-брейки (распространенные и доступные), U-брейки (для скоростной езды по трассе), кантилеверы (встречаются нечасто, например на циклокроссах).
Для чего нужен калипер
Калипер — это основная действующая часть дисковой системы торможения велосипеда. Является аналогом (только меньшего размера) суппорта автомобиля или мотоцикла. Его задача — переносить силовой импульс на тормозные колодки, также он их удерживает.
Торможение на велосипеде с помощью калипера осуществляется следующим образом:
При неисправном калипере тормоза не смогут выполнять свои функции. Поэтому ремонт и обслуживание этого механизма должны проводиться по мере необходимости. В гидравлической системе нужно регулярно менять жидкость. А сам калипер должен быть адаптирован под модель велосипеда.
Устройство калипера
Конструкция механического и гидравлического калиперов отличается. Первый — это кулачковый механизм, рядом с болтом фиксации троса располагается рычажок, а внутри конструкции — поршни. Импульс от ручки на руле велосипеда передается на трос, который задевает рычаг, приводящий в действие внутреннее устройство.
У гидравлического внутри цельнометаллического корпуса с одной стороны крепится поршень. При передаче импульса приводится в действие тормозная жидкость, которая его двигает.
Калипер может иметь один или два поршня. Колодки бывают с органическим или металлическим наполнением. Первые мягкие, быстрее притираются и менее износостойкие, чем вторые.
Важную роль играет размер ротора. Стандартными считаются 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Чем больше параметр, тем эффективнее торможение, быстрее и надежнее действует система. Однако это не значит, что диск 220 мм можно поставить на любую модель. Выбор зависит от того, для каких целей предназначено средство передвижения: большие роторы устанавливаются на модели для экстремальной езды, в т. ч. на велосипеды горные, где от скорости и мощности торможения напрямую зависит жизнь райдера. В городских моделях используются роторы 160-180 мм.
Механический или гидравлический выбрать
Преимущества есть и у механических, и у гидравлических калиперов.
Достоинства гидравлического калипера:
Такие тормоза требуют периодической замены жидкости. Возможны повреждения гидролинии при падении. При вытекании смазывающего вещества способность остановки какое-то время сохраняется, но увеличивается скорость износа деталей.
У гидравлического калипера выше стоимость, обслуживание сложнее. При этом он намного мощнее и надежнее, чем механический. При выборе системы торможения нужно руководствоваться видом велосипеда и стилем езды. Гидравлической следует отдать предпочтение там, где резкая и мощная остановка жизненно необходима. Это все виды экстремальной езды на горной и пересеченной местности, при скоростном спуске, на гоночной трассе, при выполнении различных трюков.
Для размеренного велотуризма и езды в пределах населенного пункта лучшим вариантом будут доступные, простые в обслуживании механические тормоза.
Какой тип тормозной системы велосипеда ни был бы выбран, калипер требует внимательного и бережного отношения. Своевременный уход и ремонт — залог безопасности на дороге.
Дисковые велосипедные тормоза
Общий вид дискового тормоза
Одна из самых важных частей велосипеда – тормозная система, так как именно от нее и зависит безопасность велосипедиста.
Существуют следующие виды велосипедных тормозов:
В итоге, популярными являются ободные (V-brake), дисковые и педальные. В данной статье мы детально рассмотрим дисковые тормоза. Дисковые тормоза представляют собой тормозной диск или еще его называют ротор, который крепится к втулке колеса и калипера (машинки), в которой находятся дисковые тормозные колодки для велосипеда.
При нажатии на ручку тормоза тормозное усилие передается через тросик к колодкам, которые прижимаются к ротору и происходит, непосредственно, трение и в конечном результате торможение. Дисковые тормоза перекочевали к велосипедам от мотоциклов и автомобилей с некоторыми изменениями и специальными приспособлениями.
Типы дисковых тормозов:
Преимущества и недостатки дисковых тормозов.
Здесь мы приведем очевидные различия между дисковыми и ободными аналогами. Выделим их преимущества перед последним видом тормозов и укажем недостатки.
К положительным характеристикам можно отнести:
Имеются некоторые отрицательные моменты, к ним относятся:
На сегодняшний дней лучшим видом дисковых тормозов считается гидравлика. Вышеописанные положительные стороны в большинстве своем касались именно ее. Все больше гонщиков, заботясь о своей безопасности и комфорте, устанавливают на свои велосипеды именно эту систему.
Тормозной ротор для велосипеда
Тормозной диск (ротор) может быть следующих размеров: 140, 160, 180, 185, 203, 220 мм. Какой же выбрать? С этим вопросом сталкиваются большинство велосипедистов, рассмотрим, как же и на что влияет размер ротора.
Если в двух словах, то чем больше ротор, тем эффективнее тормоз, связано это с тем, что чем больше ротор, тем больше плечо рычага тормозного усилия. Все легко и просто. В большинстве случаем используют при не экстримальном катании ротор 160 и 180 мм. Для более экстремальных или для мощного торможения используют ротора 203 и 220 мм.
Тормозные колодки
Колодки имеют также важное значение, поэтому они бывают с металлическим наполнением или же органические. Колодки с металлическим наполнением изготавливают с наполнителем из металлических опилок, поэтому они более износоустойчивые и долго притираются, а органические – более мягче, поэтому придают плавности при торможении, быстро притираются и обеспечивают лучшее торможение.
Установка дисковых тормозов
Обслуживание дисковых тормозов
Для того, чтоб торможение было всегда эффективным, необходимо следить за состоянием тормоза в целом, а именно:
Причины посторонних звуков дисковых тормозов
Довольно часто велосипедисты сталкиваются с проблемой скрипа дискового тормоза. Многие сразу же едут в веломастерскую для устранения проблемы. Можно самому провести диагностику и решить с чем это может быть связано:
Рекомендации по выбору тормоза
Тормоза типа V-brake обычно ставят на бюджетные модели велосипедов. Не на все рамы можно установить данные тормоза из-за отсутствия пивотов для установки данного типа тормоза. Ободные тормоза целесообразно использовать при спокойном катании на велосипеде. Они не прихотливы в обслуживании, достаточно легкие и дешевые в сравнении с дисковыми тормозами.
Механические дисковые тормоза имеют хорошую эффективность торможения, по этому их целесообразно использовать если же Вы катаетесь в более агрессивном темпе и при ограниченности средств на покупку. Дороже ободных тормозов, но дешевле гидравлических. Особой популярностью в последние годы пользуются дисковые тормоза Avid BB-5 и BB-7. Гидравлические дисковые тормоза необходимы только тогда, когда важна высокая мощность торможения, потому ее и используют в экстремальных видах (например, downhill – скоростные спуски). Нуждаются в периодической замене масла, гидролинии требуют бережного отношения, так как могут быть повреждены при падении, что повлечет за собой дополнительные затраты.
При покупке их гидравлического вида надо заранее уточнить, где можно приобрести на него запчасти, чтобы в случае выхода из строя какой–то детали не пришлось менять весь комплект.
Гидравлику стоит выбирать только тем, кто гоняет по пересеченной местности и любит экстрим. В противном случае не стоит впустую тратить деньги. Купите механические или гибриды, которые являются оптимальным решением для велотуризма и езды по городу. Их надежность и простота эксплуатации не заставит вас пожалеть о сделанном выборе.
При покупке дисковых тормозов обратите внимание на размеры ротора, от которого напрямую зависит эффективность торможения. Чем больше его диаметр, тем лучше срабатывание.
От тормозных колодок зависит плавность тормоза. В зависимости от наполнения они бывают органическими и механическими. Последний вид содержит металлические опилки. Из-за этого они более износоустойчивы, но долго пригоняются для лучшей работы. Их органические аналоги обеспечивают мягкое торможение и практически сразу притираются за счет своей мягкости.
Если необходимо выбрать мощные тормоза, то следует обратить внимание на маркировку. Присутствие в ней аббревиатуры AM, FR, Trail и DH – говорит о том, что на них можно положиться. Они обеспечат мощное торможение в любой ситуации.
Из всего выше следует, что механические дисковые тормоза являются «золотой серединой» и являются оптимальным выбором для любого велосипедиста.
Преимущества гидравлических перед другими видами дисковых тормозов
Различия между ними связаны с их конструктивными особенностями. Неоспоримым плюсом является быстрота реагирования на нажатие ручки, четкость срабатывания и надежность. Они сильнее сжимают колодки. В механических аналогах трос растягивается, если нажимать на тормозную ручку с силой. А в гидравлических жидкость не сжимается. За исключением тех случаев, когда она закипает в системе.
Гидравлические велосипедные тормоза исключают трение в своих деталях благодаря смазочному веществу. В них отсутствуют люфты, которые часто возникают при использовании их механических аналогов.
Можно регулировать силу торможения и дозировать ее. Колодки при нажатии тормозной ручки быстрее отводятся. Такие тормоза отличаются хорошим реагированием. У механических моделей трос при движении трет по рубашке. Тогда как в гидравлических масло перемешается по системе без особого сопротивления. При этом позволяет велосипедисту затормозить нажатием на ручку только одним пальцем. Поэтому эти тормоза лучше чувствуются и четче срабатывают. Их устанавливают на все мощные модели велосипедов.
Схема работы гидравлические тормоза
Длительное использование механических тормозов приводит к истиранию колодок или износу тросиков. Гидравлические аналоги полностью исключают это. Главное, не допускать перегибов трубки, содержащей тормозную жидкость. Иначе можно лишиться тормозов. За исключением этого и еще сложности ремонта гидравлика пока наиболее надежный вариант дисковых тормозов.
Если случится утечка жидкости из гидравлики, то еще сохраниться возможность торможения, хоть и на небольшой период. В механических аналогах разрыв тросика сопровождается моментальным отказом всей системы.
Производители и ориентировочная стоимость дисковых тормозов
Как уже писалось выше, дисковая система тормозов делится на 2 вида: гидравлическую и механическую. Каждый тип обладает собственными техническими характерными особенностями, преимуществами и недостатками. Именно по этим критериям и устанавливаются цены. Естественно, немаловажную роль играет и компания-производитель. Условно ценовую политику дисковых тормозов можно разделить на 3 части:
Как перебрать калипер гидравлического тормоза
Условиям работы гидравлических тормозов не позавидуешь – постоянные перепады температуры, грязь, влага. При продолжительном использовании могут износиться манжеты в калипере, могут заклинить поршни, что требует переборки калипера. О том, как его разобрать и собрать обратно, мы и расскажем на примере тормоза Shimano BR-615 (Deore).
1. Инструменты
1. Гаечный ключ на 7, 8 мм.
2. «Звёздочка» Torx Т30 (могут быть винты под шестигранник и даже с выступами), чтобы раскрутить 2 части калипера.
3. Плоскогубцы либо ключ для оси, которая не даёт колодкам выпасть из калипера (может быть под шестигранную головку на 2,5 мм, на 3 мм, под «звёздочку» Т10).
4. Напольный насос либо компрессор.
5. Насадка для накачки надувных матрацев либо корпус от шариковой ручки.
6. Плоская отвёртка либо что-то похожее на неё для извлечения резиновых манжет.
2. Разборка
Берём плоскогубцы и достаём шпильку, выполняющую роль оси колодок
Откручиваем болт, соединяющий калипер и гидролинию
Берём напольный насос или компрессор, вставляем в него приспособление. Мы использовали насадку для надувных матрацев
Но подойдёт любой предмет похожей формы, например, корпус от шариковой ручки или ниппель от какой-нибудь камеры. Самое главное, чтобы приспособление плотно вошло в отверстие и не пропускало воздух
Частой работой насоса или компрессором добиваемся того, чтобы поршни вышли из своих посадочных мест
Осторожно! Держите калипер в тряпочке, чтобы повсюду не разлетелась тормозная жидкость (в нашем случае масло).
В нашем случае заклинило один поршень, поэтому мы раскручиваем винты калипера с помощью Torx T30, разбирая его таким образом на 2 части (его в любом случае придётся разобрать на 2 части)
Гаечным ключом на 7 мм выкручиваем ниппель для прокачки
Повторяем операцию по выдавливанию поршней с помощью насоса или компрессора. Честно говоря, если у вас заклинило поршень, то поможет только компрессор.
Осторожно! Поршень выйдет с высокой скоростью, поэтому предварительно «укутайте» половину калипера тряпкой.
С помощью тонкой плоской отвёртки или любого другого инструмента, похожего на неё, извлеките резиновые манжеты
Прочистите посадочные места для манжет
Если манжеты стали «сопливить», пропуская тормозную жидкость, то их необходимо поменять.
Всё, что мы имеем после разборки
3. Сборка
Чтобы вставить манжету, нужно завести её в калипер «лодочкой», после чего нажать таким образом, чтобы она села ровно
Поршни сядут на свои места с небольшим натягом, поэтому посильнее нажмите на них. Предварительно для облегчения посадки можно смазать их используемой тормозной жидкостью
Поставьте маленькое резиновое колечко, которое герметизирует отверстие, благодаря которому тормозная жидкость равномерно распределяется по обеим частям калипера и при нажатии тормозной ручки поршни сходятся одинаково
Закрутите винты калипера Т30
Закрутите ниппель для прокачки гаечным ключом на 7 мм, после чего соедините калипер с гидролинией гаечным ключом на 8 мм
После сборки обязательно произведите прокачку тормоза.
Видео из одной веломастерской отлично дополнит нашу статью