калия это что на дороге
Значение слова «колея»
1. Канавка, углубление от колес на дороге. В глубоких колеях стоит вода. Куприн, Ночная смена. Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Блок, Россия.
3. перен. Привычное, естественное течение жизни, обычный ход дел. На следующий день уроки возобновились, и жизнь побежала обычной колеей. Тургенев, Новь. Жизнь Лены после ее бурного объяснения с Воропаевым шла прежней колеей. Павленко, Счастье.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Колея — углубление в грунтовой дороге от колёс;
Колея (транспорт) — поперечное расстояние между крайними кромками колёс транспортного средства.
Железнодорожная колея, см. Ширина колеи.
КОЛЕЯ’, и́, ж. 1. След от колеса на дороге. Глубокая к. 2. Железнодорожный путь, образуемый парой параллельно проложенных рельсов (ж.-д.). 3. перен. Ход жизни, привычное ведение дела, занятий. Жизнь вошла в обычную колею. Выйти из колеи (из нормального уклада жизни). Привычная к. жизни.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
колея́
1. углублённый след от колеса на грунте ◆ Старая, чёрная и изрытая колеями дорога тянулась пред ним бесконечною нитью, усаженная своими ветлами; направо ― голое место, давным-давно сжатые нивы; налево ― кусты, а далее за ними лесок. Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871—1872 г. ◆ Сначала сбитая катышками пыль превратилась в жидкую грязь, которую месили колёса, толчки стали меньше, и по глинистым колеям потекли мутные ручьи. Л. Н. Толстой, «Отрочество», 1854 г. ◆ Дышловые лошади жались от колей на дышло, но ловкий ямщик, боком сидевший на козлах, держал дышлом по колее, так что колёса бежали по гладкому. Л. Н. Толстой, «Анна Каренина», 1878 г.
2. техн. расстояние между колёсами каждой оси или между центральными линиями гусениц транспортного средства ◆ Прицеп: двухосный, с длинной базой, низким центром масс, широкой колеёй, малой парусностью и длинным дышлом.
3. ж.-д. железнодорожный путь, образуемый парой параллельно проложенных рельсов; в более узком значении — расстояние между внутренними гранями рельсов ◆ Точно так же в настоящее время уже действует комиссия, которая производит пробу движения наших вагонов, наших локомотивов по финляндской колее, и по первым опытам комиссии надо думать, что габарит наших вагонов подойдет к финляндской колее и сквозное движение окажется возможным и будет осуществлено. П. А. Столыпин, «Речь о Финляндии, произнесенная в вечернем заседании Государственной думы 5 мая 1908 года», 1908 г.
4. перен. привычный ход жизни, привычное ведение дел ◆ Отношения Россия — НАТО возвращаются в свою колею, заявил лорд Робертсон.
Эксперты рассказали, из-за чего на асфальте появляется колея 07:47, 19 декабря 2020 Версия для печати
Каждый водитель, передвигающийся по автомобильным дорогам, обращал внимание, что на асфальте нередко образуется колея. Казалось бы, явление повсеместное и вполне обычное, однако не стоит забывать, что колея может таить в себе опасность.
Попадая в достаточно глубокую колею на асфальте даже опытный водитель может не справиться с управлением, что с большой вероятностью приведет к ДТП. Почему образуется колея на дорогах? Как предотвратить ее появление? У компании «Асфальт-Качество» есть ответы на эти вопросы.
Механизм образования колеи на асфальте
Колея образуется по достаточно простым причинам. Высокие интенсивные нагрузки на одних и тех же полосах оказывают существенное давление на асфальтовое покрытие, особенно если речь идет о движении большегрузного транспорта. Обратите внимание, что в «скоростном» в левом ряду колею можно встретить чаще, чем в других полосах.
Параллельно с этим в игру вступают еще несколько факторов, как естественных, так и человеческих. Во-первых, в составе асфальтового покрытия всегда присутствует битум, который начинает размягчаться при температуре от +30°C. Конечно, на сегодняшний день существуют присадки, который поднимают планку до +40°C, однако в летнее время асфальт может разогреваться и до этой температуры.
Во-вторых, немаловажный «вклад» в деформацию асфальтового покрытия вносят ошибки или нарушения в расчетах или при укладке асфальтобетона. При проектировании автомобильной дороги обязательно должны быть учтены некоторые факторы.
Исходя из ответов на эти вопросы, выбирается состав асфальтобетона, а также определяется необходимая толщина покрытия. Если допустить ошибку в расчетах или же в технологии асфальтирования, дорожное полотно будет ненадлежащего качества.
Таким образом, комбинация естественных и человеческих факторов приводит к деформации асфальтового покрытия в форме колеи. Можно ли решить данную проблему?
Как предотвратить образование колеи на асфальтовой дороге
Мы не можем повлиять на климатические условия, а также не можем запретить автомобилистам передвигаться по дорогам, ведь для этого и строят дороги. Получается, что единственным выходом является строительство дорожного полотна высокого качества, которое будет отвечать всем требованиям и потребностям.
Заказывать асфальтирование следует только в дорожно-строительных компаниях, зарекомендовавших себя как высококлассных специалистов в данной области, и имеющих достаточный опыт строительства дорог. Грамотный подход к проектированию, расчетам и технологии асфальтирования позволит создать асфальтовое покрытие высокого качества. А выполнить данные условия под силу только профессионалам своего дела.
Материал подготовлен при поддержке компании «Асфальт-Качество»
Железнодорожная колея в разных странах
Ещё с середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже — СССР), Финляндии и впоследствии Монголии была выбрана ширина колеи 1524 мм, так как она обеспечивает перевозку грузов большей массы, чем распространённая в Западной Европе колея шириной 1435 мм. С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при эксплуатации грузовых поездов, повысить их скорость движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его месте. Железные дороги Финляндии до настоящего времени продолжают использовать прежний стандарт — 1524 мм.Разница в 4 мм не требует переоборудования подвижного состава, но на переходном этапе вызвала серьёзные проблемы с резко увеличившимся износом колёсных пар подвижного состава.Впрочем, до конца взаимосвязь ширины колеи или, более корректно, зазора между внутренними гранями головок рельсов и гребней колёс (реборд) колёсной пары с интенсивностью их износа установить не удалось.Эта же ширина колеи (1520 мм) используется во всех метрополитенах России и СНГ. На многих трамвайных линиях применяется колея 1520 мм (хотя есть и узкоколейные, трамвайные системы с шириной колеи в 1 метр, например, в Калининграде, Пятигорске, Львове, Виннице, Житомире и Евпатории).
Интересно отметить, что самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела ещё более широкую колею: 1829 мм. Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Существует мнение, что это было связано с работой на строительстве дорог консультантов из США, и прежде всего Дж. В. Уистлера (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П. П. Мельников и Н. О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов. Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной войны, когда немецким войскам пришлось менять ширину колеи для своего подвижного состава). Кроме того, в России был сразу принят единый стандарт на ширину колеи, в то время как в Европе такой стандарт был принят позднее.До начала 1980-х годов второй по распространённости в СССР шириной колеи была 750 мм, использовавшаяся для промышленных, торфо- и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных дорогах. Однако за последние 10 лет протяжённость железных дорог этой колеи резко уменьшилась. Некоторые, наиболее оживлённые, узкоколейки были перешиты на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства обслуживающих предприятий.
Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Фактически эта колея была самой узкой из всех многочисленных вариантов широкой колеи, выбранная для того, чтобы перешивка железных дорог не потребовала вложений для перестраивания мостов, насыпей и выемок. Спустя 20 лет (в 1846 году) эта колея была принята стандартом английским парламентом, и должна была использоваться при постройке новых железных дорог.Следует отметить, что одна из первых британских железнодорожных компаний Great Western Railway использовала широкую колею 2140 мм. В 1866 году протяжённость дорог на широкой колее этой компании составляла 959 км.[1] За стандарт колеи в 1844—1846 годах в Англии шли «колейные войны» (Gauge Wars), однако в дальнейшем эти линии были перешиты на стандартную колею.Существует предположение о том, что стандартная ширина колеи связана с шириной колеи древнеримской повозки.На приграничных территориях, где используется различная колея, иногда используют пути с совмещённой колеёй, в частности, от Калининграда (Россия) до станции Бранево (Польша). Далее продолжается европейская колея. На этом участке ежедневно ходит состав Калининград — Берлин.
КОЛЕЯ
Смотреть что такое «КОЛЕЯ» в других словарях:
Колея — Расстояние по горизонтали между осями рельсов или колес ходовой части крана Источник: РД 10 117 95: Требования к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов Смотри также родственные термины: 176 колея К … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
колея — и; ж. 1. Канавка, углубление от колёс на дороге. В глубоких колеях стоит вода. * И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи (Блок). 2. Железнодорожный путь, образуемый двумя параллельно лежащими рельсами. Широкая, узкая к. железной дороги.… … Энциклопедический словарь
колея — войти в свою колею, попасть в колею.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. колея след, путь, дорога; линия, стезя, углубление, русло, трасса, канавка Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
колея — колея, колеи, колеи, колей, колее, колеям, колею, колеи, колеёй, колеёю, колеями, колее, колеях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Колея — Колея: Колея углубление в грунтовой дороге от колёс; Колея (транспорт) поперечное расстояние между крайними кромками колёс транспортного средства. Железнодорожная колея, см. Ширина колеи. См. также Колейность … Википедия
Колея — Колея. Дмитриев в упрек литературному языку школы Смирдина и Полевого ставит особые формы фразообразования, которые возникали вследствие метафоризации повседневно бытовых, иногда простонародных и профессиональных слов. Например, колея привычки,… … История слов
колея — КОЛЕЯ1, и, мн колеи, колей, колеям, ж Дорога для одностороннего движения железнодорожного транспорта с двумя рельсами и линией подачи электроэнергии; Син.: одноколейка. По колее раз в день проползал паровозик. КОЛЕЯ2, и, мн колеи, колей, колеям,… … Толковый словарь русских существительных
КОЛЕЯ — безрельсового сухопутного транспортного средства расстояние между колесами каждой оси или между центральными линиями гусениц транспортного средства. Колея рельсовая две рельсовые нити, уложенные на определенном растоянии одна от другой и… … Большой Энциклопедический словарь
колея́ — колея, и; мн. колеи, колей, колеям … Русское словесное ударение
КОЛЕЯ — КОЛЕЯ, и, жен. 1. Канавка, углубление от колёс на дороге. По наезженной колее (также перен.; то же, что по проторённой дороге). 2. Железнодорожный путь из двух параллельных рельсов. Широкая, узкая к. 3. перен. Привычный ход дел, жизни. Войти в… … Толковый словарь Ожегова
В декабре Литва прекратит транзит белорусских калийных удобрений
«Удобрения перестанут перемещаться через Литву»
Литва остановит перевозки продукции «Беларуськалия» через свою страну с декабря 2021 года, приводит портал Delfi слова министра транспорта и коммуникаций Мариуса Скуодиса. Он указал, что на это решение повлияли объявленные 9 августа США санкции, под которые попал и «Беларуськалий».
По словам главы литовского министерства, компании отказываются иметь с попавшим под санкции субъектом какие-либо деловые отношения, чтобы избежать рисков.
«Я могу твердо заявить, что с декабря, когда санкции вступят в силу, удобрения перестанут перемещаться через Литву», — сказал Скуодис.
Белорусские калийные удобрения по железной дороге доставляются в морской порт Клайпеды для погрузки на суда и доставки заказчикам.
По словам литовского министра, только 10% белорусских удобрений, перевозимых через Литву, идут в страны Евросоюза, а остальная часть идет в Китай, Индию, Бразилию и другие государства.
Президент США Джозеф Байден 9 августа, спустя год после белорусских президентских выборов, подписал указ, который включает санкции против «Беларуськалия». Американский минфин установил для американских компаний срок до 8 декабря для завершения сделок с белорусским производителем калийных удобрений.
Поводом стали как «многолетние действия белорусских властей, направленные на подавление демократии, прав человека и основных свобод», так и конкретные репрессии, развернутые за последний год. Все это в администрации президента США рассматривают как угрозу их национальной безопасности и внешней политики.
При этом издание РБК обратило внимание, что новые санкции США пока не затронули «Белорусскую калийную компанию» (БКК), через которую попавший под ограничения «Беларуськалий» экспортирует калийные удобрения.
Что это значит для Минска?
«Так что это очень болезненно для них. Теоретически Белоруссия может продавать еще через Украину, но она, скорее всего, тоже закроет эту возможность. Так что все это даст эффект примерно через полгода», — считает эксперт.
С этим согласен и преподаватель Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. «Не стоит забывать, что американские санкции имеют особенность, что они могут коснуться тех, кто сотрудничает с компаниями, попавшими под их санкции. Как минимум, Украина явно повторит действия Литвы», — говорит экономист «Газете.Ru».
Политолог Андрей Суздальцев акцентирует внимание, что только августовские американские санкции (аналогичные ввели Канада и Британия) реально закрыли поставки калийных удобрений в Европу.
«Это очень большая проблема для калийной отрасли Белоруссии, потому что ее покупатели будут отказываться от их ее товаров. Например, норвежская компания-посредник Yara уже на днях будет принимать решение о дальнейшем сотрудничестве с «Беларуськалием», — сообщил специалист изданию.
Россия как единственная надежда
Александр Лукашенко ранее уже реагировал на угрозы Литвы отказаться от транзита калия. По его мнению, это не самая большая проблема для его страны, так как заменой литовским могут стать российские порты, в частности, Мурманск. Оттуда суда идут по уже опробованному БКК в 2020 году маршруту через Северный морской путь в Китай.
Власти Мурманской области заверили после этого Лукашенко, что готовы предложить максимально выгодные условия для транзита калийных удобрений. Губернатор региона Андрей Чибис подчеркнул преимущества незамерзающего порта и арктических льгот.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты сходятся, что Белоруссии быстро переориентировать транзит на российские порты будет довольно сложно из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Для больших перевозок через территорию России нужно будет возводить новую инфраструктуру, включая строительство новых портов и терминалов.
По словам Андрея Суздальцева, в Мурманске новый терминал строят частные компании, которые будут в первую очередь использовать его для своих перевозок. При этом эксперт согласен, что вряд ли они откажут в помощи белорусам.
Игорь Юшков из Финансового университета напоминает, что российские и белорусские производители калийных удобрений можно считать конкурентами, что также не дает Москве поводов для помощи соседям.
Эксперт назвал довольно вероятным сценарием, при котором Россия на определенных условиях предоставит белорусам в аренду территорию, на которой им предложат строить новый терминал для транзита калия.
Дмитрий Болкунец также отмечает, что надо будет договариваться и с РЖД о необходимых резервах.
«И главное — я сильно сомневаюсь, что кто-то из российских компаний будет готов помогать попавшим под американские санкции, так как можно самим угодить в черный список. Полностью же продавать белорусский калий как российский невозможно. Так что это полная блокада, грозящая даже восстанием в Солигорске, где «Беларуськалий» — градообразующее предприятие. Теоретически оно даже может быть остановлено, что очень дорого. Но, видимо, там уже не принимают новых работников», — говорит белорусский политолог.
К слову, в феврале 2021 года Москва и Минск уже подписали соглашение об экспорте белорусских нефтепродуктов через российские порты. Согласно нему, за 2021-2023 года через порты на Балтике будет поставлено более 9,8 миллиона тонн мазута, бензина и масла.
Суздальцев считает, что несмотря на новые условия Лукашенко ведет себя пока достаточно спокойно, что Россия продолжает поддерживать Белоруссию.
«Он просто уверен, что Москва все будет компенсировать. И здесь проблема, что у нас реальной интеграции нет, у нас даже нет ни одной совместной корпорации. Если она начнется, то смысл компенсировать появится. Но пока же Лукашенко получает деньги просто так», — уверен эксперт.
Литва тоже пострадает
Решение США приведет к убыткам не только Белоруссии, для которой калий — один из основных экспортных товаров, но и самой Литвы.
Попавшая под ограничения продукция составляет приблизительно треть грузов, которые следуют по ее железным дорогам и через порт Клайпеды. В 2020 года в Клайпеде обработали около 15,6 млн тонн белорусских грузов, что составляет 32% от годового грузооборота порта.
Глава литовских железных дорог Мантас Бартушка еще в июне подсчитал, что в результате теоретического прекращения транзита продукции из Белоруссии они могут понести ущерб в размере около €19 млн, 14 из которых связаны с калийными удобрениями.
После же объявления американских санкций он заявил, что на содержание инфраструктуры железных дорог из госбюджета придется компенсировать около €60 млн.
«Она дорабатывает до конца декабря существующие контракты, а дальше, конечно, рассчитывает на помощь Евросоюза. И обратите внимание, что предыдущий пакет санкций был очень условным. По нему сектор белорусских калийных поставок и продаж полностью не закрывался, и это было специально сделано для Литвы. Так она выиграла время, чтобы избежать больших убытков», — объясняет логику введения ограничений политолог.
Игорь Юшков отмечает, что решение властей Литвы вынужденное с политической точки зрения.
«Литва стала заложником своей политики и риторики о плохом Лукашенко. А ведь для нее это был хороший бизнес. При этом американцами может быть дана отсрочка в теории больше, чем на полгода», — считает эксперт, апеллируя к опыту санкций по Ирану.