каллиграфия что это для детей
Каллиграфия для детей 6-11 лет: упражнения
Ваш ребенок пишет как курица лапой, учителя всячески проявляют недовольство, проверяя его школьные тетради, а родственники утверждают, что ваше чадо — будущий врач и плохой почерк тому подтверждение? Не стройте напрасных иллюзий. Небрежный почерк ни о чем таком не свидетельствует, напротив, это признак нарушения письма или один из видов дисграфии. Но, к счастью, письмо (почерк) можно тренировать. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.
Каллиграфия для детей: почему это важно?
Сегодня, в век компьютерных технологий, когда дети с пеленок владеют искусством нажимать кнопки пультов телевизора, легко разбираются в работе планшетов и ноутбуков, наука красного писания или каллиграфия должна бы потерять свою актуальность.
Письменная работа сегодня значительно упрощена — стоит только набрать текст, и многочисленные редакторы исправляют орфографические и пунктуационные ошибки. Для передачи эмоций во время переписки дети часто используют различные смайлики. Ведь это очень просто — один клик и есть готовая эмоция — грусть, радость, удовольствие или разочарование. С одной стороны это хорошо — потому что все делается для упрощения жизни современного человека. Но с другой стороны — такая упрощенность приводит к лености, не желанию думать и действовать творчески.
Если говорить о детях дошкольного и младшего школьного возраста, то письмо для них имеет первостепенное значение. На уроке письма дети учатся не только красиво писать буквы, но и вырабатывают в себе такие черты характера как исполнительность, внимательность, аккуратность, наблюдательность. Письмо имеет значение для развития умственной деятельности ребенка. Не зря в Японии дети с 3-летнего возраста ежедневно занимаются уроками каллиграфии. Они учатся старательно выводить иероглифы — одни из самых сложных символов современного письма.
Во время этих занятий развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь влияет на формирование коры головного мозга ребенка. Отечественные педагоги и психологи утверждают, что уроки каллиграфического письма развивают эмоциональную сферу. Современные дети и подростки пишут рукой очень мало, это обедняет их эмоциональный мир, лишает возможности подобрать слова для выражения чувств и переживаний.
Нарушение письма: виды дисграфии
Среди детей школьного возраста все чаще выявляют нарушения письма. Это явление называют «дисграфией». По приблизительным подсчетам — от 5 до 20% детей школьного возраста имеют этот недостаток. Среди мальчиков нарушения письма встречаются в 4 раза чаще, чем у девочек.
Дисграфия — это длительная неспособность овладеть навыками правильного письма человеком, который имеет нормальный уровень интеллектуального и психического развития, а также не имеет проблем со зрением или слухом. Дисграфия может проявляться в различных формах и стадиях тяжести. Иногда ребенок не способен воспроизвести какой-то определенный элемент буквы, а в другом случае — дисграфия проявляется в невозможности вообще овладеть письмом даже на элементарном уровне.
В соответствии с этим существует три вида дисграфии:
Акустическая дисграфия проявляется в неумении распознавать на слух отдельные звуки (особенно сходные по звучанию). Это приводит к проблемам в их воспроизведении на письме.
Моторная или графическая дисграфия проявляется в нарушении движений руки во время письма, связанна со зрительным и звуковым восприятием звуков.
Оптическая (зрительная) дисграфия возникает тогда, когда ребенок не может соотнести зрительное впечатление с написанием звука на письме. Иногда подобные буквы дети путают на письме, например н-п, ш-щ, п-и, н-п и т.д. Часто такой вид дисграфии проявляется в написании лишних элементов букв или зеркальном их изображении.
Иногда причиной дисграфии могут быть нарушения психо-эмоционального состояния ребенка. Психологические травмы, переживания могут вызвать длительные нарушения как речевой, так и письменной деятельности ребенка.
При обнаружении дисграфии у ребенка важно направить соответствующую коррекционную работу на исправление нарушений письма, при этом важно сконцентрировать внимание вокруг решения нескольких важных задач.
Первая задача — преодоление оптических проявлений дисграфии и ускорение времени изучения правильного написания букв. При формировании навыков правописания данной буквы, необходимо предложить детям разнообразные упражнения с моделированием:
Одновременно происходит написание закрытого и открытого складов: об.аб.бо.ба, бью, б … Потом можно моделировать слова из слогов: баба, бабы, бобы…
Вторая задача — предотвращение возникновения моторной дисграфии. С первых занятий моделируется и графически прописывается предложение с вписыванием изученных слов, например: В моей бабушки есть огород. В моей ____ есть огород.
Третья задача — предотвращение возникновения акустической дисграфии.
При написании букв, обозначающий звуки, различающиеся по фонематическим признакам, можно начать работу с определением твердых и мягких звуков в словах и складах: у-ю, а-я, лук- люк, матч мяч. Дети прописывают склады и слова по данному графическому образцу с обязательным звуко-буквенным анализом и проговариванием. Затем добавляются упражнения по дифференциации звуков с глухотой и звонкостью. Для тренировки этой функции можно выполнять упражнения по словообразованию и словоизменению.
Четвертая задача — формирование активного словаря ребенка с одновременным формированием грамматически правильной речи, например: гора — горы, нос — носик, идти — прийти, зайти, перейти, отойти и т.д.
Коррекционная работа по предотвращению и преодолению дисграфии кропотливая, длительная и требует терпения, как со стороны учащихся, так и учителей, родителей. Главное — она должна продолжаться во время всего периода обучения в школе.
Как улучшить плохой почерк ребенка: советы родителям
Неумение красиво и выразительно писать может привести не только к плохим оценкам и отставанию при конспектировании важного материала на уроке, но и к снижению самооценки школьника. Причин, влияющих на качество письма и формирование плохого почерка ребенка, может быть несколько.
Тренировка навыков письма
Для тренировки навыков письма следует использовать дополнительные прописи для ежедневных занятий ребенка дома. При этом родители и педагоги могут оценивать такую деятельность, учитывая усердие ребенка и успехи при написании определенных элементов или букв.
Не стоит сразу требовать от ребенка переписывать целые предложения и слова. Сначала достаточно обратить особое внимание на написание отдельных букв или их элементов. Для этого можно завести отдельную тетрадь с прописями.
Родителям стоит запастись терпением, поскольку обучение правильному письму — это длительный процесс, который нужно чередовать с занятиями мелкой моторики рук, чтобы укрепить мышцы, которые участвуют при письме. Перерывы на упражнения должны составлять не более 15 минут.
Методы тренировки правильности и каллиграфичности письма:
Упражнения для каллиграфии
Для развития каллиграфического письма стоит обратить внимание на укрепление мышц рук, спины и плечевого пояса. Именно от неправильного положения спины, сутулости может зависеть плохой почерк ребенка. Для развития этих групп мышц можно предложить следующие упражнения:
При длительном письме у детей часто устают и немеют пальцы, которые держат ручку. И ребенок часто встряхивает руку в воздухе, чтобы снять напряжение с мышц. Таким детям трудно быстро писать.
Чтобы преодолеть эту проблему лучшими будут упражнения с пластилином:
Рекомендации родителям по развитию каллиграфии детей
Родителям очень важно в подготовительный период ребенка к школе, включить в его ежедневные занятия такие упражнения, которые будут формировать мастерство рук, точность движений и координацию, например:
А также использование подготовительных упражнений, которые, с одной стороны, обеспечивают подготовку руки ребенка к письму, а с другой готовят ребенка к письму, как коммуникативной деятельности, поскольку нацеливают на слушание (или чтение) и осознание текста, на его запоминание и последующее воспроизведение.
Каллиграфия, как искусство письма
Зачем нужны уроки каллиграфии вашему ребёнку?
Каллиграфия — искусство красивого письма. Когда человек занимается каллиграфией, он становится более внимательным и наблюдательным. Также у него развивается воображение.
Человек, занимающийся каллиграфическим письмом, чаще расслаблен и спокоен. Мускульное напряжение становится меньше, нормализуется АД, пульс замедляется, дыхание становится ровным. Далее происходит улучшение ответной реакции, человек лучше ориентируется в пространстве.
Каллиграфическое письмо оказывает благоприятное воздействие на лиц, страдающих:
У умственно отсталых детей развивается способность мыслить. Они начинают правильно рассуждать и легко решают логические задачи. Также дети становятся более сконцентрированными, лучше ориентируются в пространстве.
Также эта методика применялась в отношении людей, страдающих психосоматическими расстройствами, неврозами, депрессией, и даже шизофренией: при регулярных занятиях каллиграфией улучшается эмоциональный фон.
Каллиграфическое письмо оказывает благотворное влияние на:
Зачем каллиграфия современным детям
По мнению психологов, каллиграфия помогает:
Проект «Нескучная каллиграфия»
«Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. Проект-мотивация “Нескучная каллиграфия” полностью меняет отношение детей к буквам.
В первом модуле двенадцать занятий. Пройдя курс полностью, ребенок сможет научиться красиво писать.
Кому подходит проект
Проект “Нескучная каллиграфия” подходит:
Заниматься каллиграфией могут дети от 7 лет. Есть возможность заниматься вместе с родителями.
Чему можно научиться занимаясь каллиграфией
В результате обучения школьник сможет научиться:
Каллиграфия и современные дети
Одной из самых больных тем у детей младшего и среднего школьного возраста является почерк. Пляшущие буквы и цифры часто становятся поводом для насмешек, и даже для снижения баллов. На этом фоне сильно страдает самооценка ребенка.
Уроки каллиграфии проводятся в легкой и непринужденной форме. В результате ребенок не только приобретает правильный и красивый почерк, но и получает возможность раскрыть свой талант.
На занятиях ученики работают плоским каллиграфическим пером: они создают не только элементы из букв, но и различные рисунки и узоры. Это способствует развитию мышечной памяти, и помогает ребенку научиться писать красиво и грамотно.
Во время обучения школьник сможет:
Также ребенок научится сидеть правильно, сохраняя осанку.
Занимаясь в кружке каллиграфии, школьник станет более организованным, усидчивым и трудолюбивым. Результат можно будет увидеть уже после нескольких уроков: почерк школьника станет более аккуратным, а буквы и цифры перестанут “плясать”.
Важность каллиграфии
По мнению ученых, исторический опыт народа передается именно буквой. Поэтому по мере развития нации происходит изменение и шрифтов, который используются на определенный момент. Знакомясь с разными шрифтами, школьник приобщается к истории и знакомится с культурой своего народа.
По мнению психологов, у большинства школьников клиповое мышление: они неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, им сложно воспринимать образ целостно. Поэтому многим из них сложно учиться, а потом — и работать.
Каллиграфия — это не просто наука, связанная с написанием букв. И то, что в 21 веке, в компьютерную эру, она кажется ненужной — это миф. Каллиграфия — это в первую очередь искусство, которое раскрывает и развивает человека.
Научившись не просто писать и красиво подписывать открытки — а рисовать буквы, школьник сможет изменить свое отношение к письменному слову. Постепенно пробудится интерес к чтению хороших книг, и к собственному творчеству.
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
Каллиграфия для детей: советы по организации курса
Анализируя статьи о пользе чистописания, я всегда задавалась вопросом: “Если каллиграфия – это такая нужная вещь, то почему о ней всегда забывают?”
Казалось бы, что проще – учить ребёнка писать красиво. Но тут и начинается самое интересное!
Время! Где найти время?!
Если у тебя в классе 30 человек, урок длится 45 минут, то 15 минут уходит на то, чтобы усадить детей за парты, сделать перекличку и обратить на себя внимание, 15 минут на проверку домашнего задания и 15 минут на объяснения нового материала. Главной целью становится: научить писать, учитывая, что родители, в большинстве своём, не очень-то и настаивают на каллиграфическом почерке.
Чтобы приучить к правильному письму, надо только одно – правильно писать. Долго и тщательно. А сейчас так нельзя – надо быстро и весело. Поэтому урок проходит быстро и весело, а времени на нужное переписывание одной и той же буквы нет.
Буквы начали писать снизу вверх и справа налево.
У нас в школе условия не такие жёсткие, поэтому в языковых классах мы можем себе позволить экспериментировать. Главное, чтобы в классах было не больше 10 человек.
Какой красивый почерк – Работайте с родителями!
У детей разный почерк, разная манера письма, разный уровень грамотности. Но читать сочинение в тетради, где нет помарок и ровный размеренный почерк, намного приятнее.
Не берем случаи дисграфии (специфических недостатков письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи), это проблема, требующая комплексной коррекционной работы не столько учителя, сколько невролога и логопеда.
В большинстве своём дети пишут с помарками и ошибками только потому, что не могут сосредоточится и заставить “свой мозг” писать. В нашем веке, чтобы усадить ребёнка писать, требуются неимоверные усилия со стороны родителей.
Именно родителей, потому что за те 45 минут мало что можно успеть, к сожалению. Но многие родители сейчас настроены на то, что всё должны сделать в школе на уроке.
Многим современным родителям хочется, чтобы ребёнок писал красиво, но они не всегда согласны с тем, что без повторений и монотонных “тренировок” ничего не получится. И конечно: “Правильно держать руку – это издевательство над природной анатомией ребёнка!”
Не слышали ещё такого от родителей?
Или “Пусть держит как хочет, главное, чтобы ему было удобно!”, “Почему именно так надо держать? Где это доказано? Раньше вон и левшей переучивали правой рукой писать, а теперь отстали. Скоро и от “правильного” держания ручки отстанут”.
Карандаш – перо – шариковая ручка
Когда вы, как учитель, понимаете, что время можно найти, когда родители поняли, что без них не обойтись, возникает вопрос: что делать? с чего начать?
В идеале начинать надо было ещё в детском саду.
Чаще всего к нам приходят дети, у которых в голове есть чёткое представление о том, что писать надо ручкой.
Письмо карандашом даёт возможность откорректировать силу нажатия на бумагу.
Чернила капают, перья не пишут… а они и не запишут, если правильно не взять перо в руки.
Каллиграфия – это искусство
Дети очень тяжело подходят к тому, что какие-то действия должны быть монотонными и повторяющимися.
Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией.
Согласитесь, одно дело, когда тебе говорит: пойдём писать буквы, и совсем другое слышать, что ты идёшь рисовать буквы.
Каллиграфия – это искусство! А кому не хочется приобщиться к искусству?!
Чем мы занимается на уроках каллиграфии? Мы пишем.
Не каллиграфией единой
Никто не говорит, что основная цель – это переписывание. Нужно ещё и орфографию повторять.
Книги-трёхстранички – очень полезная форма работы.
Во-первых, ученик видит конкретный результат своей работы.
Во-вторых, при записи текста в книжку, мы может отработать орфографию и пунктуацию.
В-третьих, ученик развивает фантазию и фантазировать по теме – это дает возможность мыслить направленно.
Как организовать курс каллиграфии?
Писать 2 часа к ряду сложно даже взрослому, значит с детьми надо будет писать с перерывами на полезный отдых. Например, положили карандаши и взяли кисти. Рисуем красивый цветок с петлями – вот отработка связей букв в слове.
Решите финансовый вопрос заранее. Соберите деньги с родителей или, что труднее, но увлекательнее, выпросите деньги у директора школы.
Соберите в один день больше уроков русского языка и развития речи, а математику оставьте на то время, когда каллиграфия будет усвоена.
С другой стороны, можно ввести элементы каллиграфии и на уроке математики, не бойтесь экспериментировать.
Результат – это то, что можно показать другим. Делайте рисунки – это помогает контролировать движение руки, летите из глины – это развивает моторику, соберите мозаику – это развивает терпение. Всё это немного отвлечёт детей и даст наглядный результат. Сделайте азбуку из глины, создайте книгу, склейте мозаику-монограмму – рядом с чистописанием много всего интересного, чем можно с пользой передохнуть от написание букв и слов.
Вывод: начните создавать свой стаж только тогда, когда вы сами этого действительно захотите. Иначе ничего интересного не получится. Удачи вам!
Какую пользу дает каллиграфия детям?
Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций. Обо всех плюсах этого занятия мы поговорим в статье.
Прежде всего, занятия каллиграфией помогают ребенку сформировать красивый, ровный почерк и выработать хороший темп письма. В наше время ребенок берет в руки смартфон, планшет или компьютер раньше, чем карандаш или ручку. А навык чистого письма отходит на второй план, в этом теперь как будто нет необходимости. Но это заблуждение, поскольку через чистописание ребенок развивается всесторонне.
Итак, чем полезна каллиграфия для детей:
Концентрация и усидчивость — то, чего не хватает всем детям в той или иной степени. На занятиях по каллиграфии ребенок все свое внимание обращает только на письмо, не отвлекаясь ни на что другое. Сосредоточенность и терпение помогают детям и взрослым быстрее и качественнее справляться с учебными и рабочими задачами, поэтому развивать эти качества очень важно.
Каллиграфия — это не просто красиво выведенные буквы. Занимаясь ею, необходимо выучить определенный порядок написания каждого знака и их соединение между собой. Это отличная тренировка на внимательность в мелочах. Ребенок, занимаясь чистописанием, учится устанавливать связь между формой и содержанием, вкладывать смысл в четко выверенные символы.
Если ребенок пишет неаккуратно и неразборчиво, то каллиграфия поможет улучшить почерк и повысить аккуратность. Красивый и ровный почерк — это подспорье для успешного выполнения письменных работ в школе, быстрого и качественного написания диктантов.
Когда учишься чистописанию, гораздо больше внимания обращаешь и на правила написания слов, ведь не хочется каллиграфически выводить ошибки. Ребенок больше внимания будет обращать на то, как верно пишется слово, какой знак препинания поставить. В процессе обучения каллиграфии уровень грамотности заметно повышается.
Каллиграфия полезна для мозга, поскольку приобретение навыка — это формирование новых нейронных связей. Данный навык развивает мелкую моторику, ловкость и координацию. А развитие мелкой моторики — очень важная часть общего когнитивного развития.
Каллиграфия для детей: почему это важно?
Красивый почерк и хороший темп письма — это основные навыки, которые ребенок приобретает, занимаясь каллиграфией. К тому же, через обучение письму ребенок развивает мышление, память, ловкость, координацию, внимательность и другие качества, о которых мы расскажем ниже.
Каллиграфия для детей: Обучение детей красивому письму
В центре развития «Паллада» мы проводим курсы «Каллиграфия для детей» индивидуально и в группах. В обоих случаях наш педагог стремится помочь ребенку, если тот пишет неаккуратно и/или медленно. Отработка письма строится на творческих упражнениях и играх, поэтому улучшать навык не только полезно, но и очень интересно.
Есть несколько типов проблем, которые поможет решить обучение детей каллиграфии:
Скорость письма
Если ваш ребенок не успевает за темпом класса на диктантах и во время записи конспектов, или ему непросто списывать с доски или из учебника, то ему будут полезны уроки каллиграфии. Со всеми детьми мы работаем над скоростью письма и концентрацией внимания, даем различные упражнения, развивающие мелкую моторику и разрабатывающие пишущую руку.
Дети лепят из пластилина, делают аппликации, рисуют, раскрашивают и обводят буквы и рисунки. Очень важно развивать силу и ловкость рук, поэтому один из основных элементов занятия — гимнастика. Мы разминаем пальчики и ладошки, и играем с мелкими предметами.
Если ребенку тяжело списывать с доски или из учебника, то ему нужно развивать подвижность глазного яблока. Для этого есть много упражнений на концентрацию внимания и зоркость. Например, можно положить в комнате маленький предмет (пока ребенок не видит), а затем попросить ребенка сесть на стул посреди этой комнаты и попробовать найти игрушку, не поворачивая голову (то есть только глазами).
Кроме того, очень важно научить ребенка правильно держать ручку или карандаш в руке. На занятиях по каллиграфии для детей 6-11 лет мы, в первую очередь, занимаемся постановкой пишущей руки.
Красота письма
Если ваш ребенок пишет неаккуратно, в его тетрадях многое непонятно, и почерк «грязный», то мы также рекомендуем курс «Каллиграфия для детей».. Для детей разработаны специальные прописи, которые помогают улучшить почерк, уменьшить или увеличить размер букв, развить аккуратность. В таких рабочих тетрадях ребенок выполняет различные упражнения с прописными буквами: обводит и копирует знаки, выполняет графические задания (чертит различные узоры, рисует по точкам и т.п.).
На занятиях по каллиграфии дети 6-11 лет не только пишут, но и рисуют, делают аппликации и лепят из пластилина или соленого теста — это хорошо развивает ловкость рук и воображение. Творческие занятия — это действенный способ развить у ребенка технику и красоту письма.
Концентрация внимания
Медленное или неопрятное письмо может быть следствием того, что ребенок не может сосредоточиться на одном деле, отвлекается и ленится. Для того, чтобы изменить это, тоже нужны упражнения. Поэтому курсы по каллиграфии — это самые разные занятия для детей, комплексно развивающие их мышление.
Есть масса упражнений на концентрацию внимания. Самые распространенные: найти 10 отличий на картинках, убрать лишний предмет из нескольких представленных. Именно концентрацию можно натренировать словесными упражнениями. Например: ведущий (педагог или родитель) читает текст, в котором «спрятано» загаданное слово. Ребенок должен внимательно слушать, чтобы «найти» это слово. Как только он слышит слово — произносит его.
Каллиграфия для детей 6-11 лет в центре «Паллада» преподается не только на отдельных курсах. С почерком ребенка мы работаем и на Продленке «Умнички». Наш педагог — учитель начальных классов — помогает детям делать домашние задания, проекты и презентации. В процессе подготовки творческих заданий учитель следит за тем, насколько аккуратен ребенок, какой у него темп письма. Все моменты, в которых есть недочеты, отрабатываются.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок успешно писал диктанты и изложения, успевал за классом и не дописывал конспекты после урока, мы советуем тренировать его навыки письма на курсах по каллиграфии для детей 6-11 лет.