камариновые серьги что это
Камариновые серьги что это
Печатается по тексту: Н. С. Лесков. Собрание сочинений, том шестой, СПб., 1890.
Впервые напечатано в «Художественном журнале», 1883, № 2, с датой: «С. Петербург, 19 февраля 1883 года. День освобождения крепостных и суббота «поминовения усопших». В Собрание сочинений вошло с некоторыми изменениями, имевшими целью усилить обличительный характер рассказа. Так, только в этом варианте появились слова: «Начальство и думать не смело вступаться» (за пытаемых), «Простые люди всё ведь страдатели» и т. п. Усилен мотив жадности и вымогательства предателя-попа.
В рассказе есть автобиографические моменты, связанные с детскими годами писателя. А. Н. Лесков указывает, однако, на вымышленность связи героини рассказа с семейством Лесковых: «Любовь Онисимовна могла и не нянчить брата писателя» (Н. С. Лесков. Избранные сочинения, М., 1946, стр. 457).
В рассказе описан тот же крепостной театр графа Каменского в Орле, который под прозрачным именованием театра князя Скалинского в городе О. фигурирует в повести Герцена «Сорока-воровка». Однако, по словам Лескова, он не может уточнить, при ком из графов Каменских — при фельдмаршале М. Ф. Каменском или его сыновьях — происходили описываемые события (стр. 222).
Граф Михаил Федотович Каменский, генерал-фельдмаршал, родившийся в 1738 году, был в 1809 году убит своими крепостными за жестокое обращение. Его старший сын граф Сергей Михайлович (1771—1835), генерал от инфантерии, выйдя в 1822 году в отставку, поселился в Орле, где занимался преимущественно своим крепостным театром и удивлял окружающих роскошью и чудачествами. Младший сын фельдмаршала, рано умерший, граф Николай Михайлович (1779—1811), генерал от инфантерии, смелый и даровитый полководец, в 1810 году был назначен главнокомандующим молдавской армией.
Если героиня рассказа Любовь Онисимовна в конце 30-х годов уже старуха, значит ее юность должна была относиться к периоду жизни фельдмаршала Каменского, убитого в 1809 году. Между тем, рассказывая о своей молодости, она говорит, что лишь «старики помнили», как наказывали крепостного, убившего фельдмаршала. Автор говорит, что в ту пору, когда героине рассказа было восемнадцать лет, через Орел проезжал царь — не то Александр I, не то Николай I. В последнем случае Любовь Онисимовна в 30-е годы должна была бы быть еще молодой женщиной, а не старухой.
Очевидно, Лесков нарочито спутывает хронологию событий, сводя вместе в своем рассказе сведения и предания о жестоком фельдмаршале Каменском и о его сыне-театрале.
По мотивам рассказа в советское время написаны две пьесы — «Крепостные (На волю!)» А. Е. Ульянинского и «Тупейный художник» Е. Е. Карповой — и опера «Тупейный художник» И. П. Шишова (по либретто М. С. Чуйко), поставлен фильм «Комедиантка» (постановка А. В. Ивановского).
Стр. 220. Тупейный художник, тупейщик — парикмахер (от франц. toupet — тупей, взбитый хохол на голове).
. во благих — среди праведников.
Сазиков и Овчинников для многих не больше как «серебренники». — Сазиков, Павел Игнатьевич (ум. 1868), и Овчинников, Павел Акимович (1830—1888) — известные московские «золотых дел мастера», скульпторы чеканных произведений из золота и серебра.
Гейне вспоминал про портного, который «был художник» и «имел идеи». — «Художником» Гейне назвал не портного, а сапожника: «Сегодня схоронили моего бедного Сакоского, знаменитого художника кожаной обуви — ибо название «сапожник» слишком ничтожно для Сакоского» («Лютеция», ч. I, гл. XII. — Г. Гейне. Полное собрание сочинений, т. 9, М.—Л., «Academia», 1936, стр. 84). Об «идеях» портного Гейне говорит в другом произведении: «В этом сюртуке есть несколько хороших идей», — сказал мой портной, рассматривая с серьезным и одобряющим видом мой парадный сюртук, заведенный мною во дни моего берлинского щегольства, который теперь нужно было переделать в почтенный халат» («Путевые картины, II. Идеи. Книга Le Grand», гл. XIV. — Г. Гейне. Полное собрание сочинений, т. 4, М.—Л., «Academia», 1935, стр. 240).
Ворт Чарльз-Фредерик (1825—1895) — знаменитый парижский портной.
Шнип — мысок или выступ в форме языка у женского пояса, лифа.
Брет-Гарт, Фрэнсис (1839—1902) — известный американский писатель. Имеется в виду его рассказ «Разговор в спальном вагоне» (1877). Однако художественная фантазия Лескова украсила и дополнила сюжет рассказа. У Брет-Гарта речь идет о гробовщике в маленьком американском городке, который за особую плату обрабатывал лица умерших так, чтобы на них появлялась «христиански-блаженная улыбка». Гробовщик погиб в связи с этим своим занятием, но как именно — остается неясным, так как
пассажир, рассказывающий эту историю, сходит с поезда, не закончив ее.
Стр. 222. Тупейная гребенка — расческа.
Гримировальное туше — манера гримировки.
Стр. 223. Воображение — вместо: выражение.
Борисоглебские священники — то есть священники собора святых Бориса и Глеба в Орле.
Алферьева, Акилина Васильевна (1790 — ок. 1860) — бабушка Лескова со стороны матери.
Стр. 224. Подпури — вместо: попурри (соединение отрывков из одного или нескольких музыкальных произведений).
Стр. 225. Камариновые серьги — вместо: аквамариновые. Аквамарин — драгоценный камень голубовато-зеленого цвета.
Святая Цецилия — святая католической церкви, образ девственной невинности.
Стр. 226. . внимательного призрения. — вместо внимания.
«Заволохател» — зарос волосами.
Стр. 229. Подоплека — подкладка у крестьянской рубахи (от плеч до половины груди и спины).
Стр. 230. . была очень слукмена. — имела очень хороший слух.
Тро боку (франц. trop beaucoup) — слишком много.
Стр. 231. . крячком скрячивали. — Кряч — толстая веревка. Скрячивать — закручивать.
Приползут змеи и высосут очи, И зальют тебе ядом лицо скорпионы — не вполне точная цитата из сербской песни в переводе А. X. Востокова «Марко-кралевич в темнице».
Тьма промежная — вместо: кромешная.
Стр. 232. Турецкий Хрущук — Рущук, город в Болгарии.
Со сносом — с краденым.
Стр. 233. Лобанчик — золотая монета.
Стр. 235. Пестрядь — грубая бумажная ткань из разноцветных ниток.
. в признак пришла. — в сознание пришла.
Стр. 236. Плакон — вместо: флакон.
Стр. 238. Тальки — мотки пряжи.
Стр. 239. Загнетка — передняя часть русской печи.
Постоялый дворник — хозяин постоялого двора.
Стр. 240. . старики, которые помнили, как за жестокого графа наказывали. — то есть за убийство фельдмаршала М. Ф. Каменского.
Тупейный художник
Рассказ этот автор слышит от няни своего младшего брата Любови Онисимовны, в прошлом красавицы актрисы орловского театра графа Каменского. На Троицу она водит автора на кладбище, где у простой могилы рассказывает историю «тупейного художника» Аркадия.
Аркадий — парикмахер и гримировщик — причёсывает всех крепостных артисток графа. Сам он «человек с идеями», другими словами, художник, из себя красавец, и даже граф его любит, но содержит в самой большой строгости и никому, кроме него, не позволительно пользоваться услугами Аркадия. Граф очень нехорош «через своё всегдашнее зленье» и на всех зверей сразу походит. Любовь Онисимовна в том же театре поёт в хорах, танцует и знает все роли в трагических пьесах. Аркадий и Любовь Онисимовна любят друг друга, но свидания совершенно невозможны: завет целомудрия, непреложный для актрис, может нарушать только сам граф.
По приезде у Любовь Онисимовны допытываются, сколько времени они наедине находились. Аркадия терзают как раз под «покойцем» Любови Онисимовны, которая выдержать этого не может и падает без чувств. А в себя приходит на телячьем дворе, куда её направили по подозрению в сумасшествии под надзор старухи Дросиды. Дросида частенько прикладывается к «ужасному плакону», в котором «яд для замбвения», но Любови Онисимовне его не даёт. Она же сообщает, что Аркадия граф отдаёт в солдаты, но за то, что он пистолетов графова брата не побоялся, снабжает его письмом, чтобы служил он в полковых сержантах и чтобы сразу на войну был послан. Любовь Онисимовна рассказу верит и три года каждую ночь во сне видит, как Аркадий Ильич сражается.
К театру её из-за болезни ног уже не возвращают, и она делается такой же «пестядникою», как Дросида. Однажды к ней в окно попадает камень, завёрнутый в бумажку от Аркадия. Он пишет, что вернулся, получил офицерский чин и все деньги, какие есть, отнесёт к графу с просьбой о выкупе Любови Онисимовны и в надежде с ней обвенчаться. Любовь всю ночь Богу молится, потому как боится, что, хотя Аркадий теперь офицер, граф его снова бить будет. А наутро узнает, что постоялый дворник ночью обокрал и зарезал офицера. Как только Любовь Онисимовна это слышит, то сразу «бряк с ног долой». На похороны приезжает сам губернатор и называет Аркадия «болярином». А Любовь Онисимовна надолго пристращается к «плакончику», и уже на памяти автора прикладывается к нему по ночам. Автор признается, что более ужасных и раздирающих душу поминок он во всю жизнь не видывал.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Сюжетно-композиционная организация, жанровое своеобразие и богатство языка рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник»
Разделы: Литература
Кудесником, волшебником
слова остался в великой русской
литературе Лесков.
Ю. Нагибин
Методические приемы: развитие речевых навыков, работа с текстом, анализ стилевых особенностей произведения.
1. Проверка домашнего задания.
— Назовите фамилии писателей первой половины XIX века, которые использовали в своих произведениях элементы сказа.
Сказовую манеру повествования использовали, Лермонтов М.Ю. (рассказ Максима Максимовича в романе «Герой нашего времени»), Гоголь Н.В. (Рудый Панько является рассказчиком повести «Ночь перед Рождеством»).
— В чем состоит отличие сказовой манеры повествования Лескова от других писателей?
В произведениях Лескова, написанных в сказовой манере, повествование почти целиком ведется от имени рассказчика, а в романе Лермонтова «Герой нашего времени» и в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» сказ является только небольшой частью произведения.
— На какие особенности сюжетно-композиционной организации произведения указывает название?
Героями-рассказчиками сказовых произведений Лескова являются почти всегда простые люди – выходцы из народной среды. Поэтому речь их насыщена прибаутками, пословицами, короткими сказками. Н.С.Лесков писал: «Язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях. Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному».
2. Аналитическая работа с текстом.
— Задание учащимся. Зная, что сказ – это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя, ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся, укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».
Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее манере.
Словарная работа (данный вид работы лучше проводить по парам):
Учащимся предлагается, опираясь на домашнее задание, составить таблицу, распределив незнакомые им слова из «Тупейного художника» по группам: 1) слова, лексическое значение которых совершенно неизвестно; 2) слова, написание и звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых учащиеся могут только догадываться,; 3)слова, в которых объединяются два совершенно разных значения.
По окончании самостоятельной работы лучший вариант таблицы выносится на доску.
Слова незнакомые совершенно
Слова известные, но искаженные
Слова, в которых объединяются два совершенно разных значения
шнип
почивших
охра
туше (гримировальное)
подоплека
слухмена
лобанчик
пестрядь
тальки
загнетка
одалиска
тупейная (гребенка)
подпури
камариновые (серьги)
тьма промежная
в признак пришла
болярин
аглицкие
скрячивать
со сносом
заволохател
ожидация
зверообразие
приземковатый
плакон
Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, пользуясь текстом рассказа и лингвистическими словарями.
Шнип – мысок или выступ в форме языка у женского пояса, лифа.
Охра – (малярн.) желтая земляная краска, глина с водною окисью железа.
Подоплека- подкладка, подбой у крестьянской рубахи (от плеч до половины груди и спины).
Слухмена – имела очень хороший слух.
Лобанчик – французский золотой, на котором изображена голова (первоначально голова одного из Бурбонов).
Пестрядь – пеньковая грубая ткань, пестрая или полосатая (синего оттенка).
Тальки – мотки пряжи.
Загнетка – передняя часть русской печи, место на шестке или в самой печи (около устья), куда загребают жар.
Одалиска – прислужница в гареме, а также обитательница гарема, наложница (то же, что любовница).
Камариновые (серьги) – вместо: аквамариновые, из аквамарина – драгоценного камня голубовато-зеленого цвета.
Плакон – вместо: флакон; соединение слов: флакон и плакать.
Тьма промежная – вместо: кромешная.
В признак пришла – пришла в сознание.
Болярин – (искаж.) дворянин.
Аглицкие – (искаж.) английские.
Заволохател – зарос волосами.
Ожидация – ожидание кого-либо; от слов «ожидание» и «ажитация» (сильное возбуждение, большое волнение).
Зверообразие – безобразная внешность (звериный облик) от слов: зверь и образ.
Язык рассказчицы страшных событий и трагической судьбы тупейного художника уникален и отличен от языка первых трех и последних (восемнадцатой и девятнадцатой) глав «Тупейного художника», в которых звучит голос автора произведения. Но для осмысления роли народной речи в произведении нельзя ограничиваться только работой с отдельными словами, ведь для устной, сказовой манеры характерны поговорки, поучения, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, тавтология, фразеологизмы.
Задание классу. Найдите и прокомментируйте языковые средства выразительности, которые Н.С.Лесков ввел для создания речевой характеристики Любови Онисимовны.
Поучение: «Никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей надо беречь, простые люди все ведь старатели».
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «каморочка», «теляточки», «земелька», «голубчик», «Филюшка, батюшка».
Фразеологизм: «бряк с ног долой».
Просторечные слова и выражения: «бывало», «свое всегдашнее зленье», «знала все роли наглядкою», «загляденье», «форменность наблюдалась», «в полуснях проговорил», «тьма промежная», «схоронил», «слыхал».
Сказ имеет общие черты с фольклорными жанрами не только в языковом отношении.
— Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества.
В «Тупейном художнике» можно выделить части, характерные для фольклорных произведений: зачин, концовка. Учащиеся определяют эпизоды, соответствующие этим композиционным частям.
— В сказах часто присутствуют элементы бытовых сказок. Какие элементы вы можете назвать? Через субъективное отношение рассказчицы к героям и событиям произведения читатели воспринимают персонажей «Тупейного художника» «плохими и хорошими», «добрыми и злыми». Главные герои – Аркадий и Любовь Онисимовна – бегут от графа-злодея за «тридевять земель в тридесятое царство» в «турецкий город Хрущук» (Рущук, город в Болгарии, в описываемое время входившей в состав Турецкой империи), куда много людей от Каменского бежали; до самой смерти влюбленные сохраняют верность друг другу.
В конце урока учащиеся делают общие выводы: язык произведений Н.С.Лескова отличается богатством и своеобразием; рассказ «Тупейный художник» по сюжетно-композиционной организации и жанру, безусловно, можно отнести к сказу, поэтому даже характеристика персонажей рассказа
Краткое содержание «Тупейный художник»
Всего получено оценок: 1041.
О произведении
Рассказ «Тупейный художник» Лесков написал в 1883 году. В произведении автор затрагивает темы праведничества, крепостного гнета, гибели народных талантов. Композиционно «Тупейный художник» представляет собой рассказ в рассказе – основная часть, история несчастной любви Аркадия и Любови Осиповны, словно обрамлена вступлением и заключением рассказчика, его размышлениями.
На сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Тупейного художника» по главам, а также пройти тест на знание рассказа для лучшей подготовки к уроку литературы, проверочной работе.
Место и время действия
События рассказа происходят в начале XIX века в Российской империи: в Орле и в селе Сухая Орлица.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Главы 1–2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Главы 6–7
Цирюльники сказали, что с такой работой может справиться только графский Аркадий. Мужчина пошел к графу с просьбой отпустить к нему цирюльника, но граф отказал. Тогда брат графа решил схитрить и попросил прислать Аркадия, чтобы тот постриг его пуделя.
Глава 8
Глава 9
Главы 10–11
После представления, вместо того чтобы завивать Любе волосы, Аркадий вышиб окно и, схватив девушку, сбежал вместе с ней. Люба очнулась уже на санях – за ними гнались. По предварительной договоренности ямщик высадил влюбленных у села Сухая Орлица, где их должен был повенчать священник.
Главы 12–13
За шесть золотых и серьги Любы священник разрешил влюбленным остаться у него. Неожиданно в двери постучали. Священник спрятал влюбленных. Зашло семь охотников графа и графский дворецкий. В испуге священник выдал Аркадия и Любу.
Глава 14
Глава 15
Прошло три года, в театр Любу не возвращали. Как-то к девушке в окно упал завернутый в бумажку камень.
Главы 16–17
Девушка развернула бумажку – это была записка от Аркадия. Мужчина писал, что стал офицером, теперь на свободе и приехал в отпуск – остановился на постоялом дворе у дворника. Завтра он хочет взять все деньги и прийти к графу с просьбой ее выкупить, а затем обвенчаться.
Глава 18
Рано утром Любовь Онисимовна услышала толки проходящих мимо людей. Те обсуждали, что ночью дворник сонного офицера зарезал. Только это услышала девушка – сразу в обморок упала.
Похоронили Аркадия Ильича в той могилке, к которой Любовь Онисимовна приводила рассказчика и его брата.
Глава 19
После похорон Люба не могла плакать, и тогда Дросида сказала, что девушке «плакона не миновать» и сама предложила ей выпить.
Заключение
Главный герой рассказа «Тупейный художник» Аркадий является примером сильной, храброй и исключительно талантливой личности. Он не боится пойти против воли графа и до последнего борется за свое счастье – даже после войны он намерен жениться на Любе. К сожалению, возможное счастье возлюбленных разбивается о суровую действительность того времени.
Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Тупейного художника», а прочитать рассказ Николая Лескова в полном варианте.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Тупейный художник» — краткое содержание рассказа Н.С. Лескова
История создания
Полное название издания, в котором было опубликовано произведение — «Художественный журнал с приложением художественного альбома». Николай Лесков озаглавил рассказ в честь главного героя и посвятил его сразу двум событиям: празднованию субботнего дня поминовения усопших и годовщине отмены крепостного права, которое перестало существовать в России 19 февраля 1861 года.
В эпоху, когда царило крепостное право, каждому крестьянину пришлось пройти через нечеловеческие унижения и жестокое обращение. Людей морили голодом, привязывали на солнцепёке, секли розгами и палками, травили собаками, и это далеко не полный перечень издевательств.
Но моральные страдания порой были ещё хуже, чем физические, и об этом повествует Лесков в своём рассказе.
В рамках школьной программы произведение изучают в 10 классе. На уроке ученики исследуют сюжет и композицию рассказа, знакомятся с прототипами и образами героев. Также подростки проводят анализ «Тупейного художника» и составляют читательский дневник. С помощью тестов учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал.
Композиция
«Тупейный художник» представляет собой рассказ в рассказе. Первая глава – вступление от автора, в котором он рассуждает о художниках. Основная часть – история Любови Онисимовны, рассказанная ею самой. Иногда ее повествование прерывает автор, так как няня могла не все помнить и не все знать. Например, вряд ли она сама слышала разговор между братьями Каменскими. В финале последней главы – короткое заключение. В нем автор говорит, что «как сейчас» видит и слышит Любовь Онисимовну. Он рассказывает, как няня вставала по ночам и прикладывалась к «плакончику», поминая Аркадия.
По произведению: «Тупейный художник»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Направление и жанр
Жанровая принадлежность «Тупейного художника» некоторыми литературоведами определяется как «рассказ на могиле». По мнению Л. И. Вигериной и ряда других исследователей, творение можно отнести одновременно к агиографическому и исповедальному жанрам. Литературное направление произведения — критический реализм.
История о любви талантливого художника и балерины показывает, через какие страдания приходится пройти тому, кто находится в подчинении деспотичных господ. Парадокс в том, что девушка и молодой человек пострадали безвинно, ведь они обладали способностями, которые не остались незамеченными. Не будь этих талантов, возможно, судьбы обоих сложились бы иначе. Как и другие произведения того времени, созданные в духе реализма, «Тупейный художник» — яркая иллюстрация того ужаса, который приходилось переживать крепостным, причём не только крестьянам, но и людям искусства.
Популярные сегодня темы
В наше время, чтобы чувствовать себя уверенно и быть в центре внимания, достаточно модно одеваться и иметь при себе один из последних Iphone. Тогда да, ты будешь в центре внимания. Многие школьники в погоне за этой «модой»
Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени
Это произведение является первым в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки».
В этом романе Михаил Берлиоз живёт не так уж долго. Собственно, с его странной смерти и начинается роман. Это тот самый, для кого Аннушка масло разлила
Александр Сергеевич Пушкин подарил миру русской и мировой литературы не мало гениальных произведений. Одно из них – роман или повесть «Капитанская дочка». Данное пушкинское творение можно отнести как к жанру романа
Краткое содержание
В начальной части повествования автор рассказывает, что есть талантливые мастера, постигшие вершины искусства в разных проявлениях. К сожалению, иногда такие люди погибают от рук «толпы». В пример приводится история художника, который гримировал умерших, придавая их лицам разные выражения. Было предусмотрено 3 варианта:
Произошло следующее: по просьбе скорбящих родственников мастер придал усопшему выражение лица, абсолютно не подходившее ему. При жизни почивший был «фальшивым банкиром» и обманул многих людей. Увидев, что сотворил художник, толпа забила его камнями. Так мастерство стало причиной гибели. Этой истории отводится первая глава произведения, а во второй автор представляет читателям Любовь Онисимовну. Далее в текст вплетается её рассказ.
Завязка повествования
У графа Каменского в крепостных был способный гримёр и парикмахер Аркадий Ильич. У этого же господина в молодые годы служила девушка Люба — няня автора и его брата. В юности женщина была талантливой актрисой и балериной, которой удавались самые сложные роли.
Пожилая няня рассказывает о запретном чувстве, возникшем между ней и «тупейным художником».
Молодым людям приходилось скрывать любовь от окружающих, а об отношениях или женитьбе не могло быть и речи. Однажды внезапно заболела одна из актрис. На её роль граф назначил Любовь, потому что был уверен в её мастерстве. Кроме того, он передал ей «камариновые серьги».
Щедрому подарку можно было обрадоваться, если бы не одно обстоятельство: презент означал, что девушка, бывшая на тот момент целомудренной, должна провести ночь в опочивальне графа. После этого она становилась наложницей господина («одалиской»).
Выполнив указание, искусный цирюльник решился на безрассудный поступок. Его план состоял в следующем:
Кульминация и развязка
К сожалению, влюблённым не удалось осуществить план. Когда они явились к священнику и попросили обвенчать их, тот перепугался, ведь граф был очень грозен. Однако он принял беглецов и велел попадье, чтобы она дала какую-нибудь одежду девушке, ведь та была почти совсем раздета. Тут в дверь постучали, и священник отворил, впустив людей, которые гнались за беглецами.
Жестами показывая, где спряталась девушка, поп стал говорить, что ни в чём не виноват и предан графу. Однако же Любовь нашли, а Аркадий, увидев это, вышел из укрытия сам. Обратно к графу их везли на разных санях, а народ расступался, думая, что едет свадьба.
Любовь Онисимовне пришлось лишиться девственности «с постылым», после чего она пришла к себе в каморку и начала оплакивать свою долю.
Оказалось, что под её комнаткой мучают Аркадия. Услышав это, девушка стала душить себя косой, а очнулась уже на скотном дворе. К скотине отправляли тех, в отношении кого было подозрение в помешательстве. Граф и доктора считали, что скотники умеют распознавать неврозы и приглядывать за страдальцами.
От тётки Дросиды Любовь узнала, что Аркадия отправили на войну. В то время это считалось честью, ведь служивый мог не повиноваться графу, зато у него была возможность достойно погибнуть или вернуться домой с деньгами. Следующие 3 года девушка ухаживала за телятами. В один день в окошко упал камень, вокруг которого была обмотана записка. Оказалось, что это Аркадий подал весточку. Он вернулся с деньгами и решил, что предложит их графу в обмен на свободу девушки. По поводу потери целомудрия художник писал: «за страдание ваше, а не во грех и не за слабость поставляю».
Основные персонажи рассказа
Характеристика главных героев
В произведении несколько персонажей, в том числе эпизодические, но ключевым героем можно назвать Любовь Онисимовну — актрису и рассказчицу. Характеры остальных тоже прописаны достаточно ярко. Главные герои «Тупейного художника»:
СМЫСЛ ФИНАЛА
Аркадия, честно отслужившего в армии, получившего ранения, жестоко убитого обыкновенным вором, торжественно хоронят все родные и крепостные графа. На похороны приезжает сам Губернатор, отдавая честь обычному крепостному человеку за его смелость и заслуги перед Отечеством. Несмотря на жестокость и злость на своего бывшего слугу, граф уважительно называет Аркадия «болярином».
Убийцу строжайше наказывают и отправляют в ссылку. А героиня, возлюбленная Аркадия, проносит свою любовь до конца жизни и молится о душе усопшего.
Даже после смерти одного из героев любовь остается жить. Зло наказано. В душе графа, возможно, просыпаются первые искорки совести.
Проблематика и темы
Главная тема, поднятая автором рассказа, — тяжкая доля крепостных. Пока не было отменено право господ владеть крестьянами, беззащитных людей морили голодом, сажали на цепи, запрещали им жениться и выходить замуж за любимых. По своему положению «маленький человек» был приближен к скоту, но животных хотя бы вволю кормили и не истязали.
Одна из основных проблем, показанных в «Тупейном художнике», — творчество и отношение к нему. Оценить по достоинству талант мастера получается не у каждого, но когда дело касается наказания или порицания, находится много желающих. Известно, что тяжёлая судьба — удел творческих людей во все времена, но при крепостном праве ситуация усугублялась беззащитностью крепостных. И Аркадий, и Любовь пострадали, хотя оба были талантливыми, а не просто хорошо выполняли работу.
Неправильная расстановка приоритетов — важная проблема, которая тоже волнует Николая Семёновича Лескова. В период, когда существовало крепостное право, отношение к людям строилось на основании того, к какому сословию они принадлежат. Мастерство, трудолюбие, честность и другие положительные качества не имели значения.
Центральная тема этой прекрасной книги — любовь. Это возвышенное и благородное чувство обрекло главных героев на страдания, и по-другому не могло быть. Любовь Онисимовна и Аркадий не имели возможности быть вместе, ведь общество было против их союза. Они не встретили поддержки ни у графа, ни у священника. Впоследствии тема любви поднимается на страницах многих повестей и рассказов русских писателей, и почти всегда сюжет заканчивается трагично.
Главная мысль «Тупейного художника» заключается в том, что в некоторых ситуациях есть только 2 выхода: смирение или бунт. В первом случае придётся терпеть унижения, и тогда конец жизненного пути будет таким же, как у тётушки Дросиды: горьким и лишённым смысла. Второй путь ведёт к избавлению от мучений, но цена слишком высока — сама жизнь.
Главная мысль
Смысл рассказа «Тупейный художник» — это необходимость равенства в обществе и протест против социальной несправедливости, которая развращает и рабов, и господ. Расслоение общества ведет к деградации всех сословий. Дворяне становятся жестокими, эгоистичными и бессовестными рабовладельцами, невежество и порочность которых негативно отражается на жизни страны. Крестьяне спиваются под гнетом ужасной и безрадостной участи.
Еще одна важная идея текста – даже если ты мастер своего дела, всегда найдутся люди, которые будут тебя использовать и ограничивать твою свободу, разрушая тем самым твое право на счастье. В такой ситуации существует лишь два пути – либо путь смирения, либо бунт. При этом оправдать любое действие, любой даже, казалось бы, неправильный поступок может только искренняя любовь к человеку или делу. Художник, который «работал над мертвыми», работал ради работы, он был мастером своего дела, он прилежно трудился, но в итоге, так как пошел вразрез с представлениями о морали и придал «выражение блаженного собеседования с богом» фальшивому банкиру, то пострадал и стал жертвой народного гнева. Но он любил свое дело, исполнял его с усердием, как и всякий человек, который искренне любит свою работу, так в чем же он виноват?!
Итоги
Автор намекает на бесправное и зависимое положение человека – несмотря на талант и умения. В обществе царят отношения эксплуатации, ограничения свободы одних людей другими. Существует два выхода из этой ситуации: смирение и бунт.
5 / 5 ( 1 голос )
- Что такое драйвер?
- кошки в подвале многоквартирного дома что делать