камчадал что это такое
Камчадалы
Полезное
Смотреть что такое «Камчадалы» в других словарях:
Камчадалы — Современный ареал расселения и численность Всего: 3 000 3 200 (оценка) … Википедия
КАМЧАДАЛЫ — в 18 в. наименование коренного населения Камчатки ительменов; позднее потомков ительменов, коряков и чуванцев, слившихся с русскими, и потомков русских переселенцев 18 19 вв … Большой Энциклопедический словарь
КАМЧАДАЛЫ — КАМЧАДАЛЫ, ов, ед. ал, а, муж. Название смешанного по своему происхождению коренного населения Камчатки, говорящего по русски. | жен. камчадалка, и. | прил. камчадальский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
КАМЧАДАЛЫ — КАМЧАДАЛЫ, наименование в 18 в. коренного населения Камчатки ительменов; позднее потомков ительменов, коряков и чуванцев, слившихся с русскими, и потомков русских переселенцев 18 19 вв. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история
камчадалы — ов; мн. Употреблявшееся в 18 в. название коренного населения Камчатки ительменов. ◁ Камчадал, а; м. Камчадалка, и; мн. род. лок, дат. лкам; ж. Камчадальский, ая, ое. К. язык. * * * камчадалы в XVIII в. наименование коренного населения Камчатки … … Энциклопедический словарь
камчадалы — КАМЧАДАЛЫ1, ов, мн (ед камчадал, а, м). Смешанное по своему происхождению коренное население Камчатки, п ова на севере Дальнего Востока России, омываемого Тихим океаном, Охотским и Беринговым морями, говорящего по русски; люди, принадлежащие к… … Толковый словарь русских существительных
Камчадалы — употреблявшееся в 18 в. наименование коренного населения Камчатки ительменов (См. Ительмены). Впоследствии К. стали называть на Охотском побережье, Камчатке и Чукотке потомков ительменов, коряков (См. Коряки) и чуванцев (См. Чуванцы),… … Большая советская энциклопедия
КАМЧАДАЛЫ — старое наименование коренного населения Камчатки ительменов. В наст. время К. называют на Охотском побережье, Камчатке и Чукотке потомков ительменов, коряков и чуванцев, слившихся с рус. старожилами, а также потомков рус. переселенцев 18 19 вв.… … Советская историческая энциклопедия
Камчадалы — мн. Общее название смешанного по своему происхождению населения Камчатки. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
камчадалы — камчад алы, ов, ед. ч. д ал, а … Русский орфографический словарь
Как русские колонизировали Камчатку и создали целый народ
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Когда русские пришли на Камчатку?
Первые землепроходцы России и последователи Ермака проникали вглубь Севера, ведомые жаждой открытий. Собранные сведения они заносили в подробные росписи, чертежи рельефов, что в итоге легло в основу сводной карты Сибири. Но о самой Камчатке долгое время ходили лишь распускаемые сибиряками слухи. Принято считать, что первым русским, ступившим на камчатскую землю, стал приказчик московского купца Попова Семен Дежнев. В компании опытного помора он снарядил в промысловую экспедицию деревянные лодки и прославил себя в истории.
Первыми же детальными письменными сведениями о Камчатке отметился казак Атласов. В «Сибирском приказе» он отразил ценные этнографические и географические сведения. Открытия Атласова сподвигли многих русских на дальние походы. Петр I установил с Камчаткой морское сообщение, и в 1716-м из Охотска в направлении неизведанных островов отчалил первый корабль. Царя, в первую очередь, интересовало, «сошлася ли Америка с Азией» и где пролегает путь к Японии. Первая Камчатская экспедиция состоялась в 1724 году, тогда-то казаки и изучили южные территории и Курильские острова.
Кто такие камчадалы?
Исторически камчадалами называют аборигенов Камчатки. Хотя сегодня это понятие употребляется еще в двух значениях: все уроженцы края и даже просто жители полуострова. Лексема «камчатцы» так и не смогла прижиться. Что касается происхождения камчадалов, то этот необычный народ сложился, как микс ительменов (в некоторых источниках еще и коряков, чуванцев) с русскими. Последние вступали в браки с коренными жителями Камчатки, образовывая совершенно новую национальность. По переписи от 1926 года численность камчадалов на острове составляла 3704 чел. В 1994-м их число выросло до 9 тысяч. В 2000 году камчадалов включили в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Сегодня этнос представлен камчадалами, дисперсно проживающими в Камчатском крае, по побережью Охотского моря и на Чукотке.
Стоит отметить, что камчадалы – народ далеко не примитивный. Их традиционные технологии грамотно адаптированы под среду обитания. Тиснение на бересте, плетение из лозы, кожевенное, меховое дело, резьба по кости – эти виды ремесел буквально возведены в искусство. Приятно удивляет культурный уровень камчадалов: в наследие малочисленного народа входят 16 уникальных музыкальных инструментов, высоко развиты песенно-танцевальные жанры.
Русские – колонизаторы или вдохновители?
Присоединение Камчатки к России существенно повлияло на будущее ительменов. Часто можно услышать, что русские погубили коренных жителей далекого полуострова. За более чем 200-летнюю историю в составе Российской империи численность ительменов действительно уменьшилась в разы. Но в причинах стоит разобраться. Исследователи утверждают, что на ситуацию прежде всего влияла тягостная среда обитания, регулярно провоцирующая голод и болезни. Сокращение числа ительменов происходило также по причине регулярных межобщинных стычек, характеризовавшихся жестокими подходами. Множество жизней аборигенов уносили беспощадные эпидемии. Так, участник экспедиций Ваксель писал о свирепствовавшей оспе и смертях сразу нескольких тысяч жителей. А вторая волна в 1768—1769 гг. и вовсе переполовинила коренное население.
Справедливо будет допустить, что не последнюю роль сыграла и колониальная русская политика, усугублявшая бытовые трудности ительменов. Выплата ясака в начальный контактный период на фоне примитивного рыболовства и охоты не способствовала повышению уровня жизни. Имело место и спаивание аборигенов в результате торговли с купцами.
Вместе с этим, присоединение к России, с ее неизмеримо более высоким развитием, имело огромное благотворное влияние на судьбы ительменов. Селившиеся вблизи с ительменскими поселками русские охотно вступали с местными в контакт, частым явлением стали смешанные браки. В край вкладывались средства, и уже к 18 веку появились крупные населенные пункты: Верхнекамчатск, Нижнекамчатск, Большерецк.
Благодаря русским на Камчатке впервые появились лошади и крупный рогатый скот, металлические изделия, ткани. Новые сожители обучили камчадалов принципам огородничества. Под влиянием русских на смену архаичным костяным и каменным орудиям в быт ительменов вошли железные инструменты. А вместо темных, сырых землянок они стали расселяться в срубных деревянных избах. Коренным жителям пришлась по вкусу русская национальная одежда, они охотно учили русский язык и отдавали детей в миссионерские школы. Это и способствовало тому, что в дооктябрьской эпохе ительмены отличались довольно высокой грамотностью и превосходили даже некоторых жителей центральных русских деревень.
Этнографы утверждают, что на всем северо-востоке Азии не было другого такого народа, который бы настолько глубоко проникся традициями русской культуры. Русские, в свою очередь, перенимали некоторые черты самобытной культуры камчатских аборигенов. Благодаря взаимодействию пришлые жители научились мастерить ездовые собачьи сани, вязать из бересты чуманы для сбора ягод, плести сумки из крапивы, шить кожаные сапоги-торбаса.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Камчадалы — тяжелая судьба малочисленного народа
Камчадалами называют жителей Камчатки, которые являются потомками русских людей, смешавшимися с коренными северными народами. Камчадалы выделены в отдельную народность. На их культуру, жизненный уклад сильно повлияли традиции местных жителей. Несмотря на то, что этот народ является славянской этногруппой, их внешность, уклад жизни, обычаи сильно отличаются от русских.
Численность
Камчадалы относятся к малочисленным этногруппам. Их количество составляет всего около 2 300 человек.
Где живут
Представители этого народа проживают в Камчатском крае (субъект РФ), на Чукотке. Также к камчадалам относят себя люди, живущие в Магаданской области на побережье Охотского моря.
Камчадалы разговаривают на русском языке. Народности, с которыми смешивались русские переселенцы, общаются на чукотско-камчатских диалектах. Однако процесс их обрусения привел к распространению русского языка.
Религия
Русские при переселении на Камчатку принесли с собой православие. Однако распространенные до этого анимизм и вера в пантеон богов не были забыты. Поэтому до сих пор имеют место шаманские ритуалы и обряды.
История
В 17 веке русские начали осваивать северные области. Камчатку тогда заселяли ительмены, коряки, чуванцы. Местного населения насчитывалось около 13 000. Это были мирные племена, промышлявшие охотой, рыболовством. Предки ительменов жили на этой территории уже в 5 веке. Историки предполагают, что они имели тюркско-иранское происхождение. Распространенной версией происхождения термина «ительмен» является толкование как «живущий здесь». В 18 веке ительмены пережили сильные притеснения со стороны казаков, которые заставляли платить дань. Несколько раз они восставали, но безуспешно. Впоследствии коренные жители были частично истреблены, остальные ассимилированы. К концу столетия их оставалось около 3 000. От браков ительменов с русскими образовались камчадалы.
Жизнь
Для изготовления тканей использовалась крапива. Верхняя одежда шьется из шкур животных. После прихода русских возникла добыча железа, кузнечное дело. Традиционными ремеслами камчадалов являются:
Предки камчадалов жили общинами, главой которых был старейшина. Мужчины пользовались авторитетом, но в быту наблюдались и матриархальные черты. Если мужчина хотел жениться, его селили у будущей жены в доме, где он проявлял свою работоспособность. Существовало разделение труда на мужской и женский. Мужчины занимались промыслом и тяжелой работой (строительством жилья), женщины вели хозяйство, шили одежду. Несмотря на это, муж мог помогать жене по дому, например, готовить еду. Шаманы традиционно были женского пола. После сватовства калым за жену не платили, вместо него предполагалась отработка на отца девушки.
Жилище
До прихода русских ительмены жили в юртах. Они были двух типов: летние — свайные строения с конусообразной крышей и зимние (полуземлянки с деревянным сводом). Летом люди перебирались на побережье, чтобы ловить рыбу. Они сооружали пирамидальные строения временного типа, которые держались на сваях. Внутрь забирались по лестнице. Жилище имело очаг, который применяли для сушки рыбы. Рыбу развешивали на жердях по периметру строения. Такие сооружения можно увидеть и в настоящее время. В 18 веке камчадалы начали строить срубные избы.
Внешность
Камчадалов относят к европеоидам, однако в их внешности явно прослеживаются азиатские черты. Они низкого роста, коренастые, приземистые. Кожа смуглая, узкий разрез глаз. Лицо не такое плоское, как у монголоидов, губы пухлые. Волосы темные, густые. Женщины заплетают их в косы. Некоторые мужчины носят длинные распущенные волосы. Среди девушек встречаются симпатичные, с большими глазами, красивой белозубой улыбкой.
Одежда
В летний сезон женины носили своеобразные комбинезоны — рубахи, соединенные со штанами в одно целое. У мужчин летней одеждой часто служила изношенная зимняя, которая протиралась до кожи. Зимнюю одежду шили из шкур собак, оленей, иногда делали из лососевой кожи. Штаны надевали мехом внутрь. Детали скрепляли между собой жилами животных или крапивными нитями. Также их могли соединять клеем, сделанным из жировой прослойки рыб.
Мужчины и женщины носят одинаковые зимние куртки — кухлянки. Они представляют собой меховую парку свободного покроя, с капюшоном и клапаном в верхней части переда, которым закрывали лицо от ветра. Кухлянка длиной до пола, так что надежно защищает тело от холода. Переднюю часть куртки, низ и рукава отделывают шнурками, вставками из меха другого цвета.
Обувь делают из рыбьей кожи, оленьих шкур. Сапоги утепляют травой, выстилая их изнутри. Летом мужчины скрепляют волосы ремнем, закрепляя его сзади. Девушки носят красивые повязки вокруг головы, расшитые бисером, национальными узорами. Украшениями издавна являются плоские бусы, резные трубочки, которые используют в качестве подвесок.
Рацион камчадалов в основном состоит из мяса и рыбы. Рыба имеет важное значение в жизни народа. Ее разделывают на части и используют полностью. Филе готовят отдельно, внутренности добавляют в еду. Кости скармливают собакам, голову квасят, затем употребляют в пищу. Морские животные (тюлени, моржи) также используются без остатка. Из ценных лососевых пород готовят юколу. Это выпотрошенная и отделенная от хребта часть рыбы, приготовленная способом вяления. Популярным блюдом является салат с рыбой и ягодами. Вареное или свежее рыбное филе толкут, смешивают с брусникой, морошкой, водяникой, заправляют рыбьим жиром.
Религия
Религиозные верования камчадалов основаны на близости к природе, животному миру. Одним из божеств, которому поклонялись коренные народы Камчатки, является Ворон Кутха. Он главенствует в видимом мире. Существуют и другие духи: хозяин моря, леший, властелин подземного мира.
Традиции
Интересны представления о строении мира. Плоская земля имеет изнаночную сторону, на которой лето, когда здесь зима, и наоборот. Когда у нас идет дождь, он протекает сквозь землю и стекает с подземного неба, которым является обратная поверхность нашей земли. Отсчет времени происходил не по солнцу, а по луне, как это делали древние тюрки. У них был свой календарь, который также состоял из 12 месяцев. Новый год начинался в ноябре, с приходом холодов.
В конце сентября проводится праздник под названием «Алхалалалай». Он ознаменовывает конец хозяйственного периода и переход к новому циклу. В связи с этим устраивается обряд очищения. В этот день люди благодарят богов за то, что те дают им богатый улов и удачную охоту. «Алхалалалай» празднуется и в настоящее время жителями Чукотки.
Проводятся конкурсы по приготовлению национальных блюд, на лучшую хозяйку, лучшего обработчика рыбы. Также люди соревнуются в песнях, танцах, рассказывании историй. Устраиваются танцевальные марафоны, которые длятся больше 10 часов. Длительные танцы считаются национальной народной забавой.
Камчадалы любят петь и танцевать, у них насчитывается 16 музыкальных инструментов. В их фольклоре существуют следующие музыкальные жанры:
В последнем случае на мелодию накладывается импровизированный текст. Таким способом передаются древние предания о взаимодействии человека с богами, природой. Существуют различные заговоры, которые исполняются под определенную ритуальную мелодию. Такие обряды проводят шаманы. Вся жизнь этого народа связана с природными явлениями. Поэтому обрядовые ритуалы прочно вошли в быт камчадалов.
Камчадалы: народ было пропавший,
но вызванный из забвения.
Отчасти льготами
Камчадалы на рисунке XVIII в.
Здесь это, конечно, ительмены.
Ведь камчадалами
русские первоначально называли ительменов
Слово «камчадалы» употребляют по меньшей мере в шести значениях.
1. Первоначально русские называли так коренных жителей Камчатки — ительменов. И в этом значении слово продолжает циркулировать в исторической и историко-географической литературе.
2. Позднее, когда началось смешение пришлых русских с аборигенами-ительменами, слово «камчадал» стало обозначать потомков от этих смешанных браков, владевших, как правило, двумя языками — ительменским и русским — и выработавших особый диалект русского языка. И именно в этом значении чаще всего принимает слово «камчадалы» современная этнография.
4. В современном лексиконе камчатских СМИ и даже в обыденной административной лексике слово «камчадалы» порой употребляется как собирательное наименование всех коренных малочисленных народов Камчатки (а то ведь какой-нибудь образованный губернский деятель язык сломает, перечисляя: ительмены, коряки, чукчи, камчадалы, алюторцы, кереки. ).
5. Когда волна политкорректности и толерантности «встречь солнца» дошла до Камчатки, там сообразили, что даже и эти затеи можно пристроить к своей пользе. Что под программы поддержки коренных малочисленных народов можно получить какие-то федеральные деньги и льготы. Тогда и родилась идея записать в камчадалы по возможности большее число жителей полуострова, имеющих здесь хоть какие-нибудь корни, вне зависимости от генов. Как мы увидим ниже, для охлаждения голов, обуреваемых этим замыслом, потребовалось вмешательство прокуратуры.
6. Многие люди, жившие, работавшие и служившие на Камчатке, сегодня с долей иронии, но и не без гордости, дорожа воспоминаниями, именуют себя камчадалами. В сети вы запросто можете попасть в «камчадальский чат» москвичей и петербуржцев. (С. Р.)
Современный камчадал —
Алексей Сыроежко
из пос. Термальный Елизовского рна
Камчатской обл. — слушатель
летней компьютерной школы
в Новосибирском университете
Потомки камчадалов, связанные с традиционным хозяйством, живут в Соболевском, Большерецком, Мильковском, Усть-Камчатском и Елизовском р-нах Камчатской обл. К камчадалам относит себя группа метисного населения города Петропавловска-Камчатского. Небольшая часть населения смешанного происхождения, относящая себя к камчадалам, проживает в Тигильском и Пенжинском р-нах Корякского а.о. и Ольском р-не Магаданской обл.
Группы метисного населения Камчатки начали складываться в середине XVIII в. Русские переселенцы перенимали у аборигенов их систему хозяйства и образ жизни. Бытовало двуязычие, потом возникло «камчатское наречие» русского языка. Оно до последнего времени сохра нялось у старшего поколения камчадалов. Для мировоззрения камчадалов было характерно двоеверие: основы православного вероучения и обрядности переплелись с традиционными верованиями и промысловыми обрядами. В последнее время в среде камчадалов наряду с возвращением интереса к православию происходит интенсивный процесс возрождения древних языческих элементов камчадальской культуры. На основе местных традиций, литературных данных, а также заимствований из культуры современных ительменов у камчадалов возрождаются обрядовые календарные праздники: весенний праздник Первой рыбы (традиционное занятие камчадалов — рыболовство), осенний — «Алхалалалай» (см. с. 31–32). (Камчатский край. Краеведческая страница)
Право на признание
До 1926 г. в официальных документах писалась народность «камчадал». Но при подготовке к переписи населения встал вопрос об официальной записи национальности туземного населения. Если с коряками, чукчами и другими народностями полуострова было все ясно, то с камчадалами возник вопрос. В 1927 г. было принято постановление: «констатировать, что ту часть населения полуострова, которая именует себя камчадалами, говорит по-русски и живет оседло, не относить к числу мелких туземных народностей северных окраин». Решение было принято без тщательного изучения проблемы. Камчадалы, проживающие в южных районах полуострова, занимались и до сей поры занимаются традиционной деятельностью; у них были свои территории расселения, сложившийся быт, своя культура, но из-за интенсивной ассимиляции камчадалы утеряли язык. И вот на основании отсутствия этого признака их отлучили от своей национальности, причислили к русским. Хотя в мировой практике много примеров, когда народы говорят на языке других народов, например, жители Бразилии говорят на португальском языке.
В конце 80-х годов камчадалы объединились в областную Ассоциацию для самоидентификации и правовой защиты своих интересов. В 1991 г. Камчатским облсоветом принято временное положение, которым признавалось наличие в Камчатской обл. этнической группы — камчадалы. В области в качестве членов традиционных общин камчадалов зарегистрировались 9 тыс. чел. Появились камчадальские клубы в селах и городах, материалы по культуре камчадалов собраны в областном, Мильковском и Соболевском музеях. (Анна Асеева//www.indigenous.ru)
Знак на въезде
в село Мильково.
На гербе — медведь,
ловящий рыбу в реке
В селе Мильково (200 км к С от Петропавловска-Камчатского) расположен этнокультурный центр камчадалов, представляющий собой реконструированный острог XVII в., ярангу, музей с утварью, шаманскими костюмами, кухлянками. В Милькове живут потомки ительменов и казаков. Музей возрождает старинные праздники.
Кто такие сегодняшние «камчадалы»
и почему камчадалом быть выгодно?
Весь июнь члены общественной организации коренных малочисленных народов Севера, проживающие в Ключах (село /бывший город/ у северного склона Ключевской Сопки), находились в тревожном ожидании. Люди могли остаться без традиционной для камчадалов пищи — красной рыбы. Лишь 15 июня долгожданное распоряжение о выделении квот было подписано губернатором Камчатской обл. Вылов рыбы для камчадалов Ключей фактически начался только 1 июля, после окончательного разрешения всех формальностей.
Для нужд членов общественной организации коренных малочисленных народов Севера Ключей было разрешено добыть 18 т нерки, 4,7 т чавычи, почти 14 т кеты, 6,8 т кижуча. Таким образом, каждый член организации получит в среднем по 46 кг рыбы. Камчадалам повезло: практически весь июль нерка попадалась в сети, и рыбаки возвращались с неплохими уловами — по 200—300 кг. Нет сомнения, что рыбой в этом году будут обеспечены все камчадалы. (Усть-Камчатские вести. 29.06.2006)
Куда девается рыба, выловленная и предназначенная специально для членов ассоциации коренных малочисленных народов Севера Усть-Камчатска?
Проблема в том, что вот уже не один год район аккуратно выделяет лимиты на вылов лосося для местных эвенов, коряков и ительменов, но аборигены Усть-Камчатска лосося практически не видят. «Привезли один раз в три часа ночи хвост лащавой кеты, и всё», — объяснил один из присутствующих. А выделяется им более 50 т в год.
Но кому же тогда достается рыба? «Два-три человека наживаются, прикрываясь вашими именами», — твердили на собрании руководители района. Большинство представителей ассоциации тоже убеждены в этом и обвиняют своего председателя (носителя, между прочим, русской фамилии) в том, что он вылавливает и продает их рыбу.
По результатам последней переписи в районе проживало чуть более 30 представителей коренных национальностей Камчатки. По какому принципу в Ассоциацию малочисленных народов Севера записалось больше трех сотен человек, непонятно. Многие свое право состоять в ней объясняют тем, что их родители родились когда-то в Усть-Камчатске. Ссылаются они на федеральный закон, авторы которого недавно к малочисленным народом Севера причислили и «камчадалов». Что это за национальность, законотворцы не объясняют. Поэтому практически все, появившиеся на свет в Усть-Камчатске, считают себя «кореневыми камчадалами», как определила одна бабушка.
Собрались они вместе только для того, чтобы получать бесплатно рыбу. При этом те, кто по закону имеет на это право, часто остаются ни с чем.
«Я хочу раз и навсегда прикрыть эту кормушку, — категорично заявляет глава района. — Администрация согласна взять на себя обязанность обеспечить и представителей малочисленных народов Севера, и старожилов, и тех, кто родился в Усть-Камчатске. Со следующего года мы составим отдельные списки, будем контролировать, сколько для кого рыбы идет. А представителям коренных малочисленных народов Севера выделим лимитов ровно на столько человек, сколько будет их проживать в районе по данным предстоящей переписи. Ветераны и пенсионеры старше 70 лет у нас получают по 50 кг лосося. Им привозят свежую, хорошую рыбу с неводов, в этом году заложили на них 100 т, они благодарны и довольны. А вот представители ассоциации, наверняка, как в прошлом году, придут осенью жаловаться ко мне на то, что остались без рыбы». (Ольга Горбикова (Усть-Камчатск)//kamchatka.km.ru.10.07.2002)
Борьба за камчадалов
За 1998 г. областной прокуратурой был опротестован незаконный нормативный акт, принятый Законодательным собранием Камчатской обл., — закон «О территориально-хозяйственных общностях (общинах) коренных малочисленных народов Севера Камчатской обл.». Прокуратура пришла к выводу о несоответствии данного закона постановлению правительства, определяющему перечень районов проживания коренных малочисленных народов Севера. В Камчатской обл. к ним относятся Корякский а.о., Алеутский и Быстринский р-ны. Федеральным законом к коренным малочисленным отнесены народы, проживающие на территории России и насчитывающие менее 50 тыс. человек.
Областные же депутаты обозначили в принятом ими законе такую малочисленную народность, как камчадалы, дав им определение «этнической общности, исторически сформировавшейся в Камчатской области». Прокуратура усмотрела в этом превышение полномочий, поскольку в Конституции недвусмысленно указано, что в сфере национальных правоотношений субъекты федерации полномочны регулировать права коренных малочисленных народов, но не устанавливать их статус.
Может быть, мы и хотели бы, чтобы население Камчатской области пользовалось какими-то льготами и преимуществами только потому, что родилось и проживает на этой территории, но нас намного больше 50 тысяч.
Дело передано в Верховный суд. После его решения наконец и станет известно, кто же такие камчадалы. (iks.ru.21.01.1999)
Как и почему «растет»
численность камчадалов
Мильковский район считается одним из рыбных на полуострове. Рыбакам, среднему бизнесу, который работает на реках и прибрежке, на неводах, необходима стабильность, чтобы справедливо были распределены участки, а за участками закреплялись квоты в соответствующих долях.
Администрация района стремится к тому, чтобы наконец был урегулирован вопрос о малочисленных народах Севера, о коренных жителях. В свое время начала действовать программа, исходя из которой все коренные жители обязаны были предоставить подтверждение своей принадлежности к коренной народности. Вообще, необходимо определить численность камчадалов. Например, в Мильковском р-не по документам, дающим «права на рыбу», числится 2 250 камчадалов. Это они сами записали себя в малочисленные народы Севера. Любопытно, что когда проходила перепись населения, всего лишь 600 человек заявили о том, что они считают себя камчадалами. 600 и 2250 — сами понимаете, какая огромная разница между этими цифрами. Есть необходимость задуматься над тем, на какое количество пользователей нужно выделять лимиты.
Необходимо, чтобы представители малых народов объединялись не только для того, чтобы рыбу поделить. (Владимир Ямпольский//Камчатское время. 29.08.2003)
1 В чем, кстати, заключается принципиальная разница между современными ительменами, имеющими сильнейшую примесь русской крови и говорящими в основном по-русски, и современными камчадалами, происходящими якобы от ительмен и русских и говорящими по-русски, составителю этого материала толком выяснить не удалось.