каменные палатки в екатеринбурге что это такое
Забытая реальность
вспомним прошлое, вернемся к истокам
ШАРТАШСКИЕ КАМЕННЫЕ ПАЛАТКИ
Скал с названием «каменные палатки» на Урале много. Как правило, их объединяет матрацевидная форма плит, образовавшаяся в результате выветривания гранитов. Самые известные каменные палатки – Шарташские. Они расположены прямо в черте города Екатеринбурга.
Свое название эти каменные палатки получили от озера Шарташ, в 800 метрах к юго-западу от которого они и расположены. Шарташские каменные палатки состоят из нескольких скальных выходов, вытянутых с запада на восток примерно на 80 метров. Высота скальных выходов – от 5 до 18 метров. Высота над уровнем моря – 299 метров, а над уровнем озера Шарташ – 24 метра. Относятся к Шарташскому гранитному массиву, возраст которого 300 миллионов лет.
В далеком прошлом в этом месте у наших предков был жертвенник. На вершине скалы (с западной стороны) можно заметить круглую каменную чашу, предположительно использовавшуюся для жертвоприношений.
Еще век назад добраться до каменных палаток было не так-то просто. Они располагались в труднодоступном месте, окруженном лесами и болотами. В те времена их называли «Урочище Палатки».
Первая подробная публикация о Шарташских каменных палатках была написана Онисимом Клером в 1896 году. А вот бывавшие ранее на Урале и в Екатеринбурге именитые ученые-путешественники обделили их своим вниманием.
На рубеже XIX и XX веков над каменными палатками нависала угроза. Здесь должна была появиться очередная каменоломня. Гранитные пласты палаток были очень удобны для использования в качестве плит для тротуаров и фундаментов. От уничтожения эти скалы спасли лишь усилия Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). В настоящее время каменные палатки имеют статус памятника природы Свердловской области и объекта культурного наследия (благодаря совершенным здесь археологическим находкам).
В июле 1914 года во время поездки по святым местам Урала Екатеринбург посетила княгиня Елизавета Федоровна. Помимо прочего, ей показали Шарташские гранитные палатки, где Н.Н. Введенским была сделана групповая фотография.
В 1905-17 годы на Шарташских каменных палатках собирались на маевки рабочие. Перед ними неоднократно выступал Яков Свердлов. Этот момент воспроизводит памятник Свердлову, установленный на проспекте Ленина перед Оперным театром. Пьедестал памятника изготовлен из шарташского гранита. Раньше о выступлении Свердлова напоминала и мемориальная табличка на скалах Шарташских палаток.
До середины 1970-х годов поблизости (на месте КОСКа) стояла тюрьма, а еще ранее – лагерь для немецких военнопленных.
В 1970-80-е годы на месте Чистого болота, примыкавшего к каменным палаткам, построили микрорайон Комсомольский. Строила свердловская молодежь, получая за это квартиры. После строительства этого района, Шарташские каменные палатки вошли в черту города. Интересно, что улица, к которой они примыкают, за свою недолгую историю уже несколько раз сменила название. Сначала она относилась к улице Малышева, являясь ее прямым продолжением. Затем жители района высказались за переименование. И улица стала носить имя Риммы Юровской (одной из организаторов юношеского коммунистического движения в стране). После перемен в стране, ее переименовали в честь Владимира Высоцкого, чье имя улица носит и в наши дни.
Сейчас на Шарташских каменных палатках в любой день кипит жизнь. Они давно превратились в любимое место отдыха горожан от мала до велика. И не удивительно — всего в нескольких десятков метров от скал остановка общественного транспорта.
За каменными палатками, чуть ниже, оборудован гранитный амфитеатр – в прошлом место сборов пионеров.
Не так давно перед лестницей, ведущей к скалам, был установлен входной портал. Он представляет собой две полусферы. На табличке к нему говорится: «Уникальному древнейшему природному памятнику «Каменные палатки», во имя его сохранения, с пожеланием каждому входящему благополучия и процветания. В этом знаке содержатся символы: возникновения мира из хаоса, духовной энергии и основы совершенства жизни – любовь, знание и справедливость…»
Цитата из путеводителя 1914 г.:
«…Они находятся в 3-х верстах от города Екатеринбурга по малой дороге на озеро Шарташ. Проезд на извозчике туда и обратно 2 р. Легко совершить и пешеходную прогулку. На пути два ключа: у Сухой речки и справа – в восточной части Березового моста, саженях в 10 от последнего.
Палатки являются нагромождением гранитных скал, имеющих вид башен или громадных плит, наложенных в хаотическом беспорядке друг на друга. На верхней стороне одной из палаток находится как бы выдолбленная громадная чаша. Есть предположения, что эта чаша образовалась путем выветривания в более слабом месте гранита, другие же, более склонные придавать ей религиозное значение, указывают на Палатки, как на место жертвоприношений доисторического человека».
В. Весновский. Путеводитель по Екатеринбургу и его окрестностям, 1914 г.
Археологический памятник Каменные палатки (Каменный остров)
Каменный остров – одно из самых интересных и загадочных мест окрестностей Екатеринбурга. Находится около старинного поселка Палкино, на левом берегу реки Исети.
У этого места несколько названий. Археологи называют его островом Каменные палатки. В литературе также встречается название Каменный остров (так он будет называться и в этом материале). Некоторые называют это место Палкинскими каменными палатками.
Некогда этот участок суши омывался обширным проточным Романовским палеоозером. Так его назвали археологи, по названию речки Романовки – правого притока Исети. Считается, что речку назвали в честь правившей тогда царской династии после открытия на ней россыпного золота. Как установила палеоботаник Ната Панова, озеро существовало в промежутке между VIII и III тысячелетиями до нашей эры. Сейчас остров окружен болотом, а с запада течет река Исеть.
Каменный остров разрезает несколько невысоких скальных гряд, окруженных смешанным березово-сосновым лесом. Наиболее значительные скалы – ближние к дороге. Но и их высота не более 10 м.
На этой скальной гряде на высоте около 2 м сохранился древний наскальный рисунок. Его назвали Палкинской писаницей. Найден в конце 1970-х годов Т.И. Нохриной. Выглядит как ромб с уходящим вверх отрезком. Высота фигуры 13 см, толщина линии около 1 см. Рисунок выполнен охрой – краской из природных компонентов (обычно использовалась глина или окись железа, смешанные с водой, кровью или жиром животных).
Считается, что рисунок символизирует ловчее приспособление древних охотников. По аналогии с такой же фигурой на Еловом мысу писаницу датируют III тысячелетием до нашей эры.
Эта земля и эти скалы – свидетели древних культур Урала времен мезолита, неолита, бронзового и железного веков.
История изучения Каменного острова (Каменных палаток) началась в 1978 году и продолжается до наших дней. Главным исследователем этого археологического памятника стала кандидат исторических наук Валентина Викторова, один из известных археологов Урала.
Уже во второй полевой сезон, в 1979 году, тут случайно обнаружили каменоломню бронзового века (конец III–II тысячелетия до нашей эры). Она стала первой такого возраста найденной на Урале.
«Среди студентов-историков, проходивших археологическую практику на Острове, оказался юноша, привыкший к аккуратности в любой работе. Разбирая завал камней, он начал складывать их один к одному. В итоге получилась стенка из блоков ромбовидной формы одинакового размера 30 на 30 на 40 см. Еще одна участница раскопок, студентка архитектурного института, увидев эту «стенку», заметила, что блоки подобной формы более оптимальны при строительстве, нежели прямоугольные, так как стенка держится без всякого раствора», — вспоминала Валентина Викторова.
По мнению ученых, процесс добычи камня на древней каменоломне был такой. При помощи узких каменных плиток и использовавшегося как абразив песка на гранитных плитах постепенно протирались длинные и глубокие ложбины. Затем в них вбивались деревянные клинья распорки и заливалась вода. Зимой вода замерзала и при расширении раскалывала камень. Для получения одного блока плиту приходилось несколько раз замораживать и разогревать огнем. Викторова считает, что гранитные плиты служили для меновой торговли. Их использовали в качестве шлифовальных плит, терочников для размалывания зерна, а также для строительства и перекрытия могил умерших.
Западная часть острова состоит из двух площадок: нижней и верхней. Обе площадки неоднократно заселялись. В этом они схожи с Макушей – еще одним археологическим памятником поблизости. Нижняя площадка названа археологами Палатки II, а верхняя – Палатки I.
Несколько тысячелетий, начиная с VI тысячелетия до нашей эры, этот довольно большой остров привлекал людей. Чего здесь только не нашли: поселения с остатками жилищ, мастерские по производству орудий, святилищные комплексы, погребения.
Сначала здесь поселились рыбаки и охотники. Рыбы в Исети раньше было с избытком. А о размерах рыбы можно судить по находкам огромных острог и крючков, обнаруженных при археологических раскопках в разных уголках Урала и выставленных в музеях.
На острове сохранилось множество осколков керамики с орнаментами. Встречались каменные орудия: наконечники стрел и дротики, ножи, топоры.
Археолог С.Н. Панина на поселении Палатки II нашла клад эпохи энеолита. В яме лежали 27 заготовок чёрного сланца, а сверху была прослойка золы. Как предполагает специалист, клад был забыт после случившегося здесь пожара. Подобный клад был найден и на памятнике Палатки I: щель между двумя гранитными плитами была забита изделиями и заготовками из углистого сланца.
С VII-III веков до нашей эры на острове жили древние металлурги, освоившие плавку меди. Здесь найдены медные фигурки птиц, животных, людей, наконечники стрел, различные предметы быта. Позже научились изготовлять изделия из железа.
Торцевые грани бруска украшены перекрещивающимися прямыми линиями. Боковые грани хорошо обтесаны, имеют глубокие борозды-выемки глубиной 0,5 см. Количество борозд-выемок отличается. На одной грани их две, на другой – одна. Размер идола – 27×6,5×2,8 см. Найден сломанным надвое.
Каменный идол обнаружен у очага в центре жилища на поселении Палатки II, на глубине 50-55 см. Специалисты датируют его эпохой энеолита (III тысячелетие до н.э). Эта скульптура не имеет аналогов.
Рядом был найден еще один подобный брусок талькохлорита, но без выступающей части. Можно предположить, что второй идол либо сломался при изготовлении, либо разбит преднамеренно (например, при нападении враждебных племен).
Все три жилища поселения Палатки II имеют следы разрушений в результате пожара, после чего поселение было заброшено.
На верхней площадке – памятнике Палатка I – обнаружено восемь металлургических комплексов. В их состав входят основания горнов, ямы, следы легких каркасно-столбовых конструкций. В V-III веках до нашей эры здесь плавили металл в горнах, производили отливку и обработку металлических изделий.
Здесь же найдены шесть глиняных дисков. В центре, в святилище, археологи нашли глиняный диск, орнаментированный лучами. Площадка святилища овальной формы (1,8х1,2 м), ограничена канавкой. Поверхность внутри сильно прокалена, тут найдены сильно пережженные кальцинированные косточки. Видимо, здесь приносились жертвы духам огня перед плавкой металла.
Некоторые камни имеют следы обработки. На каменных плоскостях встречаются лунарные, солярные знаки и другие знаки. Из нанесенных на камни и скалы знаков наиболее интересны изображения рогов лося и пересеченный надвое круг.
На ближней к ЕКАДу скале уже в наше время, в XVIII или XIX веке, была каменоломня. Гранитные глыбы откалывали и придавали им форму с помощью долот и зубил. Гранитные кубы использовались при строительстве Верх-Исетского завода. Благо доставлять их к заводу по Исети было очень просто: зимой по льду или летом по воде. До сих пор здесь сохранились обтесанные гранитные плиты со следами зубил.
А еще жители острова откололи от скального массива большой валун и развернули его на 50 градусов. По форме он напоминает голову лося с глазом, который смотрит в южную сторону – на одно из святилищ, располагавшееся в 22 м от скульптуры. Длина этого валуна 2,6 м, а высота от 0,8 до 1,2 м. Глаз овальной формы представляет собой естественное включение, но в нижней части он подчёркнут желобком.
Интересно место и у самого основания западного склона острова на памятнике Палатки I, у самой кромки берега древнего палеоозера Романовского. Исследователи называют его тоннелем, хотя это представляется с большой натяжкой. Приведу слова археологов:
«Один исследованный тоннель – природно-антропогенного происхождения, длиной 10 м расположен у основания западного склона острова Каменные палатки. Он ориентирован с севера на юг с небольшим отклонением к северо-западу. Хорошо сохранился северный портал. С восточной стороны портала на пяти камнях установлена мегалитическая фигура в виде головы медведя. В центре тоннеля был второй вход, ориентированный на запад. Направления на север и запад, по всей вероятности, не случайны. Внутри тоннеля проходит щель – возможно, результат тектонического сдвига. В мифологии евразийского населения щель означает проход в Нижний мир. На западной береговой кромке острова, как раз над тоннелем, расположен энеолитический могильник липчинской культуры рубежа IV –III тыс. до н.э. По-видимому, с ним связаны троекратные жертвоприношения у основания головы медведя. От них сохранились следы в виде фрагментов трех сосудов липчинской культуры и остатки желудочка лесной птицы. У западного входа тоннеля жертвоприношения совершало население другой культуры – аятской. В состав находок входят фрагменты сосуда, кусочки охры, изделия из камня». (В.Д. Викторова, Н.П. Анисимов «Астрономические особенности ориентации мегалитических памятников Урала»)
В 2007 году на острове нашли необычное захоронение человека эпохи энеолита (III тыс. лет до нашей эры). По лежавшим рядом с ним предметам учёные предположили, что он пришёл сюда с Южного Урала. В частности, в могиле лежали необычные бусы из катаной меди и из катаного серебра.
А ранее была обследована ритуальная площадка (XV–XII век до нашей эры), усыпанная охрой. Рядом с ней лежали останки северного оленя, также прослеживались истлевшие основания двух вкопанных на расстоянии друг от друга столбов и деревянная чашка. По мнению Викторовой, тут проводился так называемый обряд оживления бубна, известным у хантов и манси, а также у алтайских тюрков. К одному из столбов привязывали оленя, которого тут же и убивали. Часть мяса съедалась, а часть приносилась в жертву богам. Кровь жертвенного животного сливали в чашку и также приносили в жертву богам. Второй столб был идолом с изображением духа-покровителя. Сам бубен закапывался в яму и пересыпался охрой.
Самый поздний пласт археологического памятника связан с ямой углежогов XVIII века, которая разрушила остатки одной из древних построек аятского типа на памятнике Палатки II.
О проводившихся здесь каждый год археологических раскопках напоминает сохранившийся лагерь археологов и табличка на дереве со словами: «Базовый лагерь Исетской археологической экспедиции. Просьба не разрушать строения и природу».
В 2019 году археологи и музейщики выступили с предложением построить здесь палеодеревню для туристов, создать археологический музей под открытым небом, приурочив это событие к 300-летию города Екатеринбурга.
Вокруг очень много других археологических памятников (в том числе на территории самого поселка Палкино).
Посещая это уникальное место, берегите его!
Видеоролик из поездки ураловедов на Каменный остров и в его окрестности
Археологическая карта Екатеринбурга: история о том, как на Урале нашли свой «Стоунхендж»
Те, кто пользуется Екатеринбургской кольцевой автодорогой, могли, вероятно, заметить необычный указатель «Памятник Каменные палатки / Kamennye palatki» и стрелочку, указывающую куда-то в лес. Находится он на участке ЕКАД, соединяющем Пермский и Серовский тракты, неподалеку от поворота на «Ганину Яму» — храмовый комплекс на месте, где в 1918 году большевики пытались уничтожить тела семьи последнего российского императора Николая II. Каждые выходные возле указателя «Памятник Каменные палатки» паркуются десятки машин, люди устремляются по стрелке. Сегодня Znak.com и Музей истории Екатеринбурга расскажут, на что в глубине этого леса надо обратить внимание. В конце концов, это, в некотором роде, уральский аналог британского Стоунхенджа.
Изучать окрестности деревни Палкино в верховьях Исети любители древностей начали еще в XIX веке. Где-то в книжках по историографии можно даже выкопать информацию, сколько пудов (мера веса равная 16,36 кг) артефактов было вывезено отсюда. Высококлассное художественное литье древних уральских металлургов сейчас хранится в запасниках питерского «Эрмитажа» и в Лувре (Франция). Ажурные бронзовые идолы, кельты (топор-мотыга с втулкой вместо обуха, названный так в честь известного индоевропейского народа, занимавшего на рубеже эр обширные территории Западной и Центральной Европы), листовидные и многогранные наконечники копий и стрел и, кроме того, множество каменных орудий и изящно орнаментированных глиняных горшков — вот что было в тех пудах.
Ровно 40 лет назад, в 1978 году, в окрестностях Палкино начала работать Валентина Викторова — кандидат исторических наук, человек, благодаря которому мы теперь многое знаем о ранней истории финно-угров (предков манси) на Урале, признанный авторитет в теории археологии. Внимание исследователя привлекла небольшая возвышенность с несколькими каменными грядами, расположенными посреди болот в пойме Исети, в полутора километрах выше по течению деревни Палкино. Называют ее то Каменные палатки, то Палкинские палатки, то просто — Остров. Последнее, как показали дальнейшие изыскания, оказалось недалеко от истины.
Под руководством сотрудника Ботанического сада Уральского отделения РАН, палеоботаника Наты Пановой ученым удалось доказать, что в промежутке между VIII и III тысячелетиями до нашей эры на месте заболоченной долины Исети простиралось гигантское древнее озеро Романовское. Назвали его, к слову, по правому притоку Исети, речке Романовке. На ней еще в царское время нашли первое рассыпное золото на Урале. После этого безымянный приток Исети получил броское имя в честь правящей династии. По иронии судьбы, тела последних помазанников из этого рода закопали в 1918 году в болотах на другом берегу Исети. Но все это позже. В дописьменную эпоху, когда озеро было на пике своей формы, Каменные палатки действительно были островом в юго-восточной его оконечности.
Как кажется, этому месту очень повезло с исследователем. Как сторонник внимательного, скрупулезного отношения к источнику, Викторова отказалась от распространенной методики раскопок слоями по 5-10 сантиметров. Ее группа забросила подальше лопаты и, вооружившись кисточками и скребками, 40 лет в буквальном смысле ползала на карачках по археологическому памятнику. Слои грунта снимались не сантиметрами, а миллиметрами. Тщательно фиксировалась каждая встреченная мелочь.
В 1979 году, во время второго полевого сезона на памятнике, археологи поняли, что столкнулись с чем-то необычным. Довольно быстро пришло понимание, что они, вероятно, имеют дело с каменоломней бронзового века (конец III–II тысячелетия до нашей эры), первой такого возраста найденной на Урале. Вся история с уральскими мегалитами и гигантским каменным жилищем на острове Веры (озеро Тургояк, Челябинская область) случилась много позже.
Как «тюменский клан» на месте Екатеринбурга 3 тыс. лет назад первый город построил
«Обнаружили каменоломню не совсем обычным путем. Среди студентов-историков, проходивших археологическую практику на Острове, оказался юноша, привыкший к аккуратности в любой работе. Разбирая [встретившийся] завал камней, он начал складывать их один к одному. В итоге получилась стенка из блоков ромбовидной формы одинакового размера 30 на 30 на 40 сантиметров. Еще одна участница раскопок, студентка архитектурного института, увидев эту „стенку“, заметила, что блоки подобной формы более оптимальны при строительстве, нежели прямоугольные, так как стенка держится без всякого [скрепляющего] раствора», — вспоминала позже в сборнике «Образы и сакральное пространство древних эпох» сама Валентина Викторова.
Надо сказать, тезис о найденной гранитной каменоломне довольно долго подвергался критике как со стороны коллег-археологов, так и геологов. Однако при внимательном изучении каменоломни в последующие годы были зафиксированы следы обработки камня, не снятые или испорченные при изготовлении блоки, следы разметки на гранитных плитах и сами пилы (они тоже каменные). Многое из этого — заслуга трасолога Натальи Алексашенко, ныне научного сотрудника Кунсткамеры (Санкт-Петербург).
Процесс пиления, которым обозначен процесс добычи каменных блоков в древности, таковым можно назвать только условно. Скорее, это перетирание. При помощи узких каменных плиток, поставленных ребром, песка, использовавшегося в качестве абразива, и воды в гранитных останцах протирались длинные и глубокие ложбины. Затем туда вбивались деревянные клинья распорки и снова заливалась вода. Эту часть делали уже зимой. Вода замерзала и, расширяясь, рвала камень. Сразу с гранитом такое не работает. Чтобы получить блок, пространство материнской плиты многократно замораживали и разогревали огнем.
По мнению Викторовой, добытые таким образом плиты потом служили для меновой торговли. Их использовали в качестве шлифовальных плит, терочников для размалывания орехов и зерна и по прямому назначению — в строительстве. Наконец, для перекрытия могил усопших. «Блоками среднего размера перекрывали могильную яму эпохи бронзы. Блоки меньшего размера, в сочетании с бесформенными плитками, уложенными в два „этажа“, составляли подковообразную фигуру, в которой лежали бронзовые изделия. Возможно, это был кенотаф (символическая могила без остатков усопшего), характерный для сейминско-турбинского феномена (термином определяют резкие изменения в материальной культуре Евразии на рубеже II–I тысячелетия до нашей эры)», — отмечала исследователь.
В 1984 году исследователи обратили внимание на еще одну группу объектов, которая прежде как-то выпадала из поля их зрения. Это поставленные на попа каменные блоки — менгиры. Точнее, поставлены они были несколько тысячелетий назад, а к концу 20 века представляли собой накренившиеся в разные стороны и почти заросшие землей малюсенькие каменные останцы. За несколько десятилетий раскопок таких менгиров нашли пять.
Археологическая карта Екатеринбурга: таинственная «скала пляшущих человечков»
Все они были прямоугольной или трапециевидной формы, высотой около 60 см. Согласно первоначальной версии, блоки № 1 и № 2 обозначали границы каменоломни. Блок № 3 — это только заготовка менгира, по каким-то соображениям не использованная и оставшаяся на месте, где ее вытачивали. Блоки № 4 и № 5, вероятно, входили в состав некоего ритуального комплекса носителей аятской археологической культуры раннего периода бронзового века (конец III тысячелетия до н. э.).
Его площадь, по мнению исследователя, составляла около 6 квадратных метров. На площадке размещались каменный ящик с заклиненным посредине каменным артефактом шарообразной в верхней своей части формы. Некий столб, возможно, остатки деревянного идола и небольшой площадки, ограниченной канавой, заполненной углем и золой. «Ритуал, производимый на святилище, несомненно связан с огнем: огонь разводился и долго горел рядом с ящиком, заклиненный в нем артефакт мог ассоциироваться солнцем», — высказала в 2004 году предположение Викторова в книге «Культовые памятники горно-лесного Зауралья».
Также было замечено, что менгиры, установленные на памятнике, ориентированы по линии восток-запад — линии движения Солнца по небосклону. Спустя еще десятилетие исследований археолог выдвинула не лишенное некоторого смысла предположение, что на найденной ритуальной площадке производились действия, приуроченные к значимым астрономическим явлениям. Прежде всего, к восходу и закату Солнца.
Именно это и сближает уральский объект с британским Стоунхенджем, положение камней в котором также связано с астрономическими явлениями. Оба они, как кажется, отражают космогонические представления древних людей. Какие конкретно — эту загадку предстоит решать уже следующим поколениям исследователей.