камеральная проверка ип на усн доходы что это
Налоговая проверка ИП: как часто проверяют индивидуальных предпринимателей на УСН
Учитывая массовый переход на упрощенную систему налогообложения, а также появление все большего количества различных ухищрений со стороны предпринимателей по снижению дотаций в бюджет РФ, надзор ФСН постоянно ужесточается. И налоговая проверка ИП может буквально нагрянуть в любой момент. Что зачастую грозит весомыми санкциями, штрафами, которые поставят под сомнение дальнейшую финансовую устойчивость предприятия. Соответственно, предпринимателям жизненно важно вовремя подготовиться к будущему мероприятию. И знать все ракурсы исследований органов, какие именно факторы будут проверяться. Ведь понимая, на что в первую очередь обратят внимание налоговики, получится избежать большей части потенциальных негативных последствий.
Кроме того, неплохо было бы изучить структуру и алгоритм процедуры, а также поводы для инициации, чтобы как можно меньше провоцировать службу на пристальное внимание к собственной персоне. Ведь некоторые нарушения грозят не просто банальными денежными штрафами, а даже запретов деятельности путем лишения лицензии.
Виды проверок индивидуального предпринимателя
На самом деле для ИП не выделяется каких-то особых условий при проведении исследований. Нет специального регламента, который бы позволял проводить процесс нетрадиционным методом. Но при этом, зная о цели перехода на упрощенную систему налогообложения, а помимо этого — и о создании такого рода юридического лица (а главный смысл как раз в сокращении отчислений в пользу бюджета), органы будут максимально дотошны.
Используется два основных подхода, которые мы и рассмотрим.
Камеральные налоговые проверки ИП на УСН
Собственно, это означает – рядовые. И они производятся постоянно. Не в момент появления повода или сомнений, а в штатном режиме. Для инициации мероприятия необходимо сдать отчетность за определенный период. Как только декларация попадает на рассмотрение, она разбирается максимально тщательным образом. По итогам этой процедуры уже и принимается решение, будет ли проводиться что-то большее.
Как только документация по итогам года сдается, наступает работа налоговиков. И длится она может совершенно разный временной диапазон. Верхний порог – 3 месяца. А вот нижний не ограничен. Поэтому заняться конкретно вашим бизнесом сотрудники могут как в первую очередь, так и значительно после.
Что же конкретно исследуется:
Налоговые проверки индивидуальных предпринимателей – это способ выявить уклонение от уплаты налогов. И если только любой из перечисленных выше пунктов оказался актуален, выявлено нарушение, помарка, не те цифры или не так форма – ФНС тут же составляет специальный акт и направляет его в организацию. В связи с ним компании дается ровно 5 дней, чтобы исправить все ошибки и переделать итоговый пакет отчетности. Это своего рода второй шанс, органы предлагают возможность избежать штрафов и уголовного преследования, но только один раз.
Разумеется, если заранее к этому не готовиться, то пяти дней обычно не хватит, чтобы заново сформировать всю отчетность, провести полный разбор ошибок, найти корень проблем. Но все же лучше стараться, нарушение срока тоже повлечет за собой неприятный штраф. Избежать его можно, если заранее готовить ресурсы для исправления в случае возникновения ситуации.
Выездная проверка деятельности ИП на УСН налоговой инспекции
Это совершенно иное мероприятие как по методике осуществления, так и по значимости. Дело в том, что плановые процедуры такого разряда были отменены еще 3 года назад. Кроме некоторых сфер с повышенной социальной значимостью (например, здравоохранение). Но это не значит, что теперь в дверь вашего офиса не смогут постучаться дотошные сотрудники ФНС. Просто выезд всегда имеет под собой какие-то причины.
Обычно они формируются по итогам проведения камерального аналога. Да, если нарушения будут видны невооруженным взглядом, то органы просто направят акт, наложат санкции и штрафы, возможно, даже пени при задержке. Но если чистых проступков как таковых, нет, но есть все основания для появления подозрений, вот тогда в дело вступают специалисты.
Они изучат всю бухгалтерию, лично исследуют документацию, отчеты по сделкам с контрагентами, да даже ИНН сотрудников, если на то будет нужда. Примечательно, что правила налоговой проверки ИП обязывают налоговиков поднимать только договора и бумаги в пределах исковой давности. А она по общим правилам в Российской Федерации ограничивается 3 годами. Поэтому отклонения любого характера не будут иметь значения, если они были до этого срока.
Еще не стоит опасаться за инциденты, по которым уже проводилось исследование от ФНС. Назначить его повторно нельзя. Но в остальном, полномочия ваших потенциальных «гостей» достаточно широкие.
Что же конкретно они могут себе позволить:
И по итогам проверки ИП налоговыми органами будет сформирован специальный акт. В нем будут скрупулезно перечислены все выявленные нарушения. А также даны некоторые рекомендации, которые позволят в кратчайшие сроки устранить все или большую часть из ошибок. Штрафы же и другие санкции сама группа не выписывает. Но передает всю информацию в ФНС, где и будут приниматься необходимые меры.
Стоит помнить, что решение о таком мероприятие принимает только руководитель отделения ИФНС по месту текущей регистрации указанного юридического лица. Поэтому процесс всегда носит весьма серьезный характер. И препятствовать сотрудникам службы в ведении их деятельности строго не рекомендуется. Последствия будут самыми неприятными, вплоть до уголовного судопроизводства.
Формы выездных исследований
Как мы сказали, это не самая распространенная процедура в ФНС, проверка ИП с выездом осуществляется не так часто. И каждый раз для этого существует отдельная и четкая причина. А уже от нее и зависит, каким способом все мероприятие и будет происходить. Давайте рассмотрим основные варианты.
Что такое камеральная проверка
Как и что проверяет налоговая
Чтобы контролировать, соблюдает ли налогоплательщик налоговое законодательство, сотрудники ФНС проводят выездные и камеральные проверки.
Выездные проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика, камеральные — в офисе налоговой. Сотрудники ИФНС физически не могут «навестить» каждого, поэтому основная форма налогового контроля — камеральная проверка.
Что такое камеральная проверка
Правовая основа. Камеральную налоговую проверку проводят в соответствии с налоговым кодексом и письмами ФНС, которые уточняют отдельные моменты. Например, как налоговикам проверять уточненную налоговую декларацию.
Предмет. Во время камеральной проверки налоговые инспекторы смотрят, соответствуют ли сданные декларации и другая отчетность налогоплательщиков действующему налоговому законодательству. То есть инспектор изучает, правильно ли налогоплательщик заполнил документы и верно ли исчислил налоги.
Если нет, инспектор сначала требует пояснить что-то в отчетности и донести или дослать дополнительные документы. Затем, если из документов или пояснений причину противоречий инспектор не установил либо ошибки и нарушения подтвердились, ИФНС доначисляет налоги и взыскивает их. А физлицам также по результатам проверки декларации могут отказать в вычете.
Камеральные проверки проводят и другие госорганы, например Счетная палата или Таможенная служба. Они проверяют документы по своей части: таможенники изучают таможенные декларации, работники Счетной палаты контролируют траты бюджетных организаций.
ФНС же контролирует именно налогоплательщиков.
Кто проводит проверку
Камеральную налоговую проверку проводят налоговые инспекторы ИФНС, где стоит на учете налогоплательщик: обычный человек, организация или ИП. В статье больше буду рассказывать про налоговую проверку предпринимателей и компаний, потому что именно она вызывает больше всего вопросов.
Инспектор, получив отчетность от налогоплательщика, сразу начинает проверку — специальное разрешение на ее проведение от руководителя отдела ему не нужно. Можно сказать так: вы сдали документы в ФНС — все, камералка началась.
Виды камеральной проверки
Камеральная проверка может быть общей и углубленной.
Программа пересчитывает расчеты, сравнивает показатели, которые нужны для исчисления налоговой базы, с предыдущими отчетными периодами: проверяет, как они сопоставляются, выявляет ошибки и противоречия.
Если нет разрывов или неувязки между показателями, которые представил налогоплательщик, камеральная проверка на этом заканчивается.
Углубленная камеральная проверка проводится, если в отчетность закралась ошибка. К примеру, программа АИС вывела одну сумму налога, а налогоплательщик представил другую. В таком случае налоговый инспектор может:
При углубленной камеральной проверке налоговый инспектор отправляет в государственные органы запросы на информацию о налогоплательщике. Например, узнает в Росреестре, есть конкретная недвижимость в собственности ООО или нет.
Всю полученную информацию инспектор затем анализирует и решает, не нарушил ли налогоплательщик налоговое законодательство.
Если по результатам углубленной проверки налогоплательщик исправил недочеты и ошибки в документах или, например, уплатил недоимку по налогам, камеральная проверка автоматически завершается.
Выездная проверка — это когда налоговые инспекторы приезжают на место, где находится налогоплательщик: в цех, магазин, склад и т. д. Домой к ИП или физлицу они не приходят.
На выезд инспекторы собираются по решению руководителя ИФНС и только в определенных случаях. Подробнее об этом расскажу ниже.
По возмещению НДС камеральная проверка всегда проходит углубленно, ведь фирма запрашивает деньги из госбюджета, где важна каждая копейка.
Если инспектор убедится, что нарушений законодательства нет, он поручит казначейству перечислить деньги на расчетный счет организации — возместить НДС.
Как налоговая выбирает, кого проверять
Через общую камеральную проверку проходят все налогоплательщики, которые сдают в налоговую декларации и другую отчетность.
Повод для углубленной камеральной проверки — возмещение НДС, неувязки в показателях или разрыв в цепочке начисления налогов.
Вот какие могут быть основания для выездной проверки после камеральной:
Правила и порядок проведения
Правила и порядок проведения камеральной проверки установлены налоговым кодексом.
Где проходит проверка. С документами налоговый инспектор работает на своем рабочем месте — в ИФНС, где стоят на учете проверяемые налогоплательщики.
Контрольные мероприятия начинаются после того, как инспектор обнаружил противоречия в декларации или расчетах и запросил у налогоплательщика пояснения.
Сотрудник ФНС в рамках камеральной проверки может:
Контрольные мероприятия проводятся не все и не всегда, а только когда в этом есть необходимость. Например, когда из документов картина неясна. Имущество вроде бы есть — на него начисляется амортизация, а вроде бы нет — в других документах информации о нем нет.
Документы для ФНС. Во время проверки отчетности инспектор может затребовать у налогоплательщика любые документы.
Главный критерий всех этих документов — они должны иметь отношение к рассчитываемому налогу. Например, если это НДС, то налоговая вправе изучить счета-фактуры и договоры. Если налог на прибыль, то налоговая вправе затребовать, например, договоры и акты сдачи-приемки работ, расходы по которым уменьшают налогооблагаемую базу. Налоговая не вправе требовать документы, которые не относятся к налогу, за который отчитывается организация или ИП.
Если в налоговую обратился обычный человек, например за вычетом на лечение, он должен представить договор, чек, справку об оплате медуслуг. Другие документы ФНС от него требовать не вправе.
Как проводится камеральная проверка ИП по УСН?
Камеральный контроль осуществляется согласно статье 88 НК РФ на регулярной основе, как правило, на протяжении 3 месяцев после сдачи документации. При этом сам предприниматель может даже не знать о том, что в отношении него проводится какая-то проверка, поскольку та не предполагает специальной процедуры или же отдельного вручения уведомления. ФНС РФ традиционно изучает уже имеющиеся у него на конкретное лицо документы, а также проверяет недавно сданную декларацию и прочее.
Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей
Инспектор осуществляет контроль на основе имеющейся отчётности в тех случаях, когда декларация не сдана. Если в процессе он выявляет ошибки или же несоответствия, то в такой ситуации проверяющий может затребовать у налогоплательщика дополнительные документы и уточнения по указанному вопросу. Причём речь идёт о любых сведениях, способных прояснить ситуацию. Однако запрос должен быть обоснованным. Правда, в последнем случае существует определённое исключение для тех, кто заявил о намерении возместить налог, а также для лиц, пользующихся налоговыми льготами.
Что происходит дальше? ИП вручаются требования в письменном виде под расписку. Если предприниматель отказывается принимать документ лично, то его отправляют по почте (обычной, заказным письмом или же электронной). В течение 5 дней после он должен по закону дать пояснения и предоставить необходимые документы.
Если от ИП требуются только ответы, то он сам выбирает, в какой форме они будут выражаться: письменно, устно на личной встрече с инспектором или же по телефону. При нарушении сроков предоставления данных, а также при предоставлении заведомо ложной информации или же при уклонении от исполнения этой обязанности в принципе предпринимателя ждёт штраф.
Если в ходе проверки инспектор обнаружил, что налоги были начислены неправильно, выявил другие нарушения, он составляет соответствующий акт. Обычно также происходит доначисление. В целом камеральная проверка ИП на УСН, ПСН, ЕНВД, ОСН не отличается от стандартной. Задачи всегда будут одними и теми же: убедиться в том, что отчётность, которую предприниматель сдаёт ФНС, оформлена верно, налоги и прочие сборы в пользу государственной казны начислены правильно, никаких нарушений нет. Если же какие-то проблемы выявляются, то проверка в первую очередь направлена на их устранение.
Фактически, камеральный контроль для индивидуального предпринимателя, когда у него всё оформлено грамотно, проходит незаметно. Вопросы возникают исключительно при обнаружении каких-то ошибок.
Камеральная проверка при УСН
Применение УСН требует соблюдения определённых законодательных требований. Они установлены в главе 26.2 НК РФ, и самая часто возникающая проблема – это неправомерное использование данного режима. Поэтому инспектор в первую очередь станет смотреть, соответствует ли деятельность ИП установленным критериям.
Если обнаружится, что у предпринимателя должно было быть ОСН, то в таком случае оформляют акт и дополнительно начисляют все соответствующие налоги. Сюда же стоит добавить пеню и штраф за затягивание сроков. Как можно увидеть, подобный механизм проведения проверки в принципе характерен для любых режимов налогообложения, то есть какой-то особой специфики здесь нет.
Необходимо отметить, что УСН не предполагает ведение бухучёта. Что же касается налогового, то он осуществляется на базе учётной книги прибыли и расходов. Она может быть бумажной или же электронной — на усмотрение самого налогоплательщика. На основании установленных в этом документе сведений и заполняется годовая декларация. Вообще, при изучении обязанностей налогоплательщика следует ориентироваться на статью 23 НК РФ, поскольку там всё детально расписано.
В частности, законодательство устанавливает, что ИП предоставляет данную книгу инспектору по запросу:
На что обращает внимание инспектор? В первую очередь он проверяет то, насколько грамотно составлена отчётность, соответствует ли актуальным требованиям, в каком виде подаются сведения, не вносились ли в бумаги исправления и т.п. Также внимание обращают на достоверность и непротиворечивость информации.
То есть информацию из учётной книги будут сверять с тем, что указано в декларации. Если у инспектора есть данные из других источников, он также станет принимать во внимание и их. Помимо прочего, ФНС РФ всегда проверяет, правильно ли начислены налоги, как использовались соответствующие формулы, как рассчитывалась налоговая база, когда именно проводились платежи в пользу государства. Например, если всё оформлено грамотно, но ИП выплатил налог с опозданием, то его могут оштрафовать исключительно за этот факт.
Имейте в виду, что когда ИП формирует объекты по налогам, то речь идёт о «Прибыли» и о «Прибыли минус расходы». В первом случае подразумевается доход, с которого нужно выплатить 6% в пользу государства. Расходы здесь не учитываются. Что же касается второго варианта, то с указанной суммы нужно будет начислить 15%, и при изучении объекта «Прибыль минус расход» инспектор обращает внимание на расходы.
То есть, в данном случае, как и при обычной проверке, важно, чтобы расходы не имели отношения к сомнительным (фиктивным) сделкам, чтобы налогоплательщик не решал за счёт предпринимательской деятельности свои личные проблемы. Инспектор также обязательно проверит, относятся ли траты по факту к нужному временному периоду.
Подтверждением расходов обычно становятся счета, выписки движений по банковским счетам, чеки и т. п. Если по этому пункту у инспектора возникли какие-то вопросы, он может запросить договор, с которым связаны траты, доказательства поставки товара, оказания услуги, прочее. Бывают и другие уточнения. Как и говорилось выше, их нужно предоставить в течение 5 дней.
Камеральный контроль после закрытия ИП
Закрытие ИП не освобождает автоматически от ответственности перед государством. Согласно действующему российскому законодательству у ФНС РФ остаётся право проводить разные мероприятия в рамках камерального контроля ещё в течение 3 лет после того, как ИП официально прекратило свою деятельность.
Это означает, что риск доначисления штрафов и пени будет оставаться на протяжении всего указанного времени. Впрочем, изучение правоприменительной практики показывает, что в рамках соответствующего срока возможна и обратная ситуация, то есть возвращение переплаченных налогов.
Согласно содержанию статьи 23 НК РФ бывший ИП обязан на протяжении 4 лет хранить данные по:
Когда деятельность предпринимателя прекращается, камеральный контроль проводится в отношении физического лица, которое фигурировало в таком качестве. Он осуществляется в том же отделении ФНС РФ, где налогоплательщик как ИП и был зарегистрирован. Однако если он успел сменить местожительства, то тогда ориентироваться будут на последнее.
Проверка проходит стандартно на протяжении 3 месяцев после того, как налогоплательщик предоставит ФНС РФ все необходимые документы.
Итак, контролю подлежат:
Проверка после закрытия ИП проходит стандартным образом. То есть инспектор смотрит, правильно ли начислялись налоги, нет ли каких-то связанных с этим нарушений. Если они будут выявлены, то уже бывшему ИП могут дополнительно начислить налоги, а также штраф и пеню.
Иногда нарушения выявляют и по истечению 3 лет. Однако в подобной ситуации бывший ИП избавляется от ответственности согласно статье 113 НК РФ.
Обратите внимание на то, что выше описан механизм проведения камеральной проверки ИП при УСН. Однако нигде не говорится, что предприниматель обязан автоматически согласиться с выводами инспектора.
У него остаётся возможность отстаивать свои права, приводить аргументы в пользу правильности начисления налогов, предоставлять соответствующие доказательства. Если ФНС РФ настаивает на нарушении, а ИП с этим не согласен, он может обжаловать действия инспекции в суде.
Камеральную проверку многие ИП зачастую недооценивают. Между тем по своим потенциальным последствиям (штраф, пеня, доначисленные налоги) она мало чем отличается от стандартной. Поэтому если к вам возникли вопросы, обращайтесь к профессиональным юристам.
Налоговые консультанты внимательно изучат ситуацию, разберутся с документами и помогут решить вопрос без финансовых потерь или же с минимальными. Однако учтите, что всё это возможно при своевременных действиях! Поэтому не затягивайте!
Порядок и особенности камеральной проверки декларации по УСНО
Автор: Тарасова Е. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Цель камеральной проверки – контроль правильности формирования налоговых обязательств, такую проверку налоговая инспекция проводит после получения любой формы налоговой отчетности. Декларация по УСНО не является исключением.
В данном материале поясняются основные процедурные моменты, связанные с такой проверкой, и мероприятия, проводимые в ходе нее.
Процедурные моменты
Порядок проведения налоговиками камеральной проверки налоговых отчетов (в частности, декларации по УСНО) установлен ст. 88 НК РФ. По общему правилу камеральная проверка проводится должностными лицами ИФНС (по месту нахождения налогового органа) органа в течение 3 месяцев (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). И такая проверка не может быть продлена (кроме случая с декларацией по НДС).
Даты начала и окончания камеральной проверки Налоговым кодексом прямо не урегулированы. Но когда эта проверка проводится на основании декларации по УСНО, течение срока, установленного для проведения проверки, начинается со дня получения налоговым органом налоговой декларации. (Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 22.12.2017 № 03-02-07/1/85955.) И срок окончания данного налогового мероприятия истекает в соответствующее число третьего месяца проверки (п. 2 ст. 88 НК РФ). Отметим: трехмесячный срок проведения камеральной налоговой проверки не препятствует налоговому органу завершить проверку до истечения срока. Этот нюанс отмечен в Письме Минфина России от 21.06.2021 № 03-04-05/48699.
К сведению: в акте камеральной налоговой проверки (он составляется лишь в случае выявления каких-либо нарушений) указывается дата фактического начала проверки. При этом дата получения инспекцией декларации по УСНО и дата фактического начала камеральной проверки декларации могут не совпадать (см. Письмо Минфина России № 03-02-07/1/85955).
Составление какого-либо отдельного документа на начало и окончание камеральной проверки не предусмотрено, в том числе составление справки по окончании такой проверки (в отличие от выездной проверки).
Если никакие нарушения в ходе камеральной проверки декларации по УСНО не установлены, то она будет считаться завершенной без какого-либо извещения проверяемого «упрощенца». Акт камеральной проверки составляется только в случае выявления нарушений (п. 1 ст. 100 НК РФ).
В ходе камеральной проверки налоговый орган обращает внимание на контрольные соотношения.
Контрольные соотношения
Контрольные соотношения для проверки действующей формы декларации по УСНО налоговики пока не представили. Но, учитывая характер внесенных в декларацию изменений, полагаем, что для анализа ее показателей (и самостоятельного поиска ошибок в них) «упрощенцы» могут воспользоваться соотношениями, которые были приведены в Письме ФНС России от 30.05.2016 № СД-4-3/9567@ к прежней форме отчета. Напомним основные внутридокументарные контрольные соотношения из этого письма.
Контрольное соотношение
Суть проверяемых показателей
Проверка сумм авансовых платежей
Объект налогообложения «доходы»: строка 020 разд. 1.1 должна соответствовать разности строк 130 и 140 разд. 2.1.1 и строки 160 разд. 2.1.2 (в этом соотношении учитывается сумма уплаченного торгового сбора, которая уменьшает сумму исчисленного «упрощенного» налога (авансового платежа), – п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). Это соотношение должно выполняться в отношении авансового платежа (по сроку не позднее 25 апреля) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению).
Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению)
Если указанные соотношения не выполняются, авансовые платежи исчислены неверно (п. 3, 3.1, 8 ст. 346.21 НК РФ)
Объект налогообложения «доходы минус расходы»: строка 020 разд. 1.2 должна соответствовать строке 270 разд. 2.2. Это соотношение должно выполняться в отношении авансового платежа (по сроку не позднее 25 апреля) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению).
Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога, подлежащей доплате (уменьшению)
Проверка суммы минимального налога
Строка 120 разд. 1.2 = строка 280 разд. 2.2 – (строка 020 – строка 040 + строка 050 – строка 070 + строка 080) разд. 1.2, если:
– сумма минимального налога (строка 280 разд. 2.2) > «упрощенного» налога (строка 273 разд. 2.2);
– сумма минимального налога (строка 280 разд. 2.2) > (строка 020 + строка 040 – строка 050 + строка 070 – строка 080) разд. 1.2
Если соотношения не выполняются, минимальный налог исчислен неверно (п. 6 ст. 346.18 НК РФ)
Корректировка авансовых платежей и налога на суммы уплаченных страховых взносов
Для «упрощенцев», производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам (в строке 102 разд. 2.1.1 – код 1), строка 140 разд. 2.1.1 должна быть меньше или равна результату вычисления ((строка 130 разд. 2.1.1) / 2).
Для ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам (в строке 102 разд. 2.1.1 – код 2), строка 140 разд. 2.1.1 должна быть меньше или равна строке 130 разд. 2.1.1.
Аналогичные соотношения должны выполняться для авансовых платежей (по срокам 25 июля, 25 октября) и суммы налога
Если соотношения не выполняются, корректировка налога (авансовых платежей) произведена неверно (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ)
Исчисление убытка
Сумма убытка, полученная за истекший налоговый период (строка 253 разд. 2.2) должна соответствовать разности строк 223 и 213 разд. 2.2 (если строка 213