камерная атмосфера что это такое
Словари
1. соотн. с сущ. камера I 1., связанный с ним
2. Расположенный в камере [камера I].
1. соотн. с сущ. камера II 1., связанный с ним
2. Свойственный камере [камера II 1.], характерный для неё.
3. Состоящий из камера II 1..
4. Имеющий камеры [камера II 1.].
5. Производимый в особых камерах [камера II 1.].
1. Предназначенный для исполнения небольшим числом исполнителей (о музыкальных произведениях).
2. Исполняющий такие музыкальные произведения (о музыканте-солисте или ансамбле из нескольких человек).
3. Отличающийся небольшими размерами и рассчитанный на узкий круг слушателей и зрителей.
1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т.п. Камерная вокальная литература.
|| Исполняющий камерную музыку. Камерный певец (в противоп. оперному).
1. прил. к камера в 3 знач.; состоящий из камер; с камерой. Камерный шлюз. Камерная печь. Камерное орудие.
2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.
2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр.
3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное искусство. К. голос.
1) Относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер.
Помещение камерного типа.
2) Предназначенный для небольшого, узкого круга специалистов, зрителей.
3) Для небольшого числа музыкальных инструментов или голосов.
Камерная музыка, то есть музыка для одного или нескольких исполнителей. [в прошлом веке] исполнялась чаще в домашней, чем в концертной обстановке (Кабалевский).
2. Спец. Имеющий камеру, состоящий из камер (2 зн.). К. шлюз. К-ая печь.
3. Спец. Приготовленный в камере (2 зн.); производимый в особых камерах. К. процесс производства серной кислоты. К-ая серная кислота.
1. Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников. К-ая музыка. К-ые произведения Чайковского. К. концерт (концерт из произведений камерной музыки). // Исполняющий такие произведения, такую музыку. К. певец. К. оркестр.
2. Отличающийся небольшими размерами; рассчитанный на небольшой круг людей. Офорт как к-ая форма искусства. К. голос. Находиться в камерной обстановке.
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (например, камерное искусство).
1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой.
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).
Имеющий камеру (во 2 знач.), состоящий из камер.
Камерный шлюз. Камерная печь.
Приготовленный в камере (во 2 знач.); производимый в особых камерах.
Камерный процесс производства серной кислоты. Камерная серная кислота.
Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников.
Только у Корзиных я познакомилась с камерными произведениями Кюи и поняла их прелесть. Салина, Жизнь и сцена.
Исполняющий такие произведения, такую музыку.
Камерный певец. Камерный оркестр.
ка́мерный, ка́мерная, ка́мерное, ка́мерные, ка́мерного, ка́мерной, ка́мерных, ка́мерному, ка́мерным, ка́мерную, ка́мерною, ка́мерными, ка́мерном, ка́мерен, ка́мерна, ка́мерно, ка́мерны, ка́мернее, пока́мернее, ка́мерней, пока́мерней
прил., кол-во синонимов: 15
1 ка́мер/н/ый¹ (от ка́мер/а).
2 ка́мерн/ый² (оркестр).
Слово является производным от «камера», распространившемся в конце XVII в. Буквальное значение слова: «для небольшого круга лиц».
— 1) относящийся к камере; состоящий из камер, свойственный камере, производимый в особых камерах.
2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.
1) группа исполнителей камерной музыки (трио (см. ТРИО), квартет (см. КВАРТЕТ) и др.), выступающая как единый художественный коллектив.
2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.
2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.
Спектакли: «Сокол» Д. С. Бортнянского, «Орфей» Е. Фомина, «Женитьба» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Верую» В. Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» А. Смелкова, «Осторожно! Баба Яга!» В. Плешака, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Колокольчик», «Рита» и «Да здравствует мама!» Г. Доницетти, «Избрание капельмейстера» Й. Гайдна, «Бастьен и Бастьена» В.-А. Моцарта, «Белая Роза» У. Циммермана, «Игра о Робене и Марион» А. де ля Аля, «Человеческий голос» Ф. Пуленка.
Дирижеры, исполнители дирижеры: В. Афанасьев, М. Виноградов; режиссеры: Ю. И. Александров, Т. Карпачева; исполнители: В. Гирдюк, H. Глинкина, О. Ковалева, В. Сельдюков и др.
Понятие К. О. сформировалось в начале 20 в. как противоположность большому симфонич. оркестру позднего романтизма. Оркестр 18 в. (например, в симфониях Гайдна и Моцарта), совпадающий с соврем. К. О., в свое время таковым не считался, т. к. другого в то время еще не существовало. Границы между малым симфонич. оркестром, К. О. и ансамблем солистов достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, «Концерт Буфф» С. М. Слонимского для К. О., «Вальс-фантазию» М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и «Гимны» А. Г. Шнитке (ансамбль солистов).
К. О., как правило, очень мобильны, они приспособлены для выступлений в разных залах, не только чисто музыкальных, но и музейных, дворцовых и т. п.; их состав может варьироваться. Все это послужило причинами широкого распространения в наше время подобных коллективов.
На пороге нового театра
Для Таирова создание экспериментального театра, провозглашавшего яркую театральность, было закономерным шагом. Покинув Свободный театр К. А. Марджанова и (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович)з-за неудовлетворенности современным состоянием театра, Таиров решив создать свой, не похожий на другие, театр. Он нашел дом братьев Паршиных на Тверском бульваре в Москве и уговорил их переделать его для театра. Позднее Таиров писал, что создание Камерного театра было похоже на волшебную сказку из «Тысячи и одной ночи».
Театр открылся 25 декабря 1917 премьерой «Сакунталы» Калидасы (см. КАЛИДАСА), показав зрителю абсолютно эстетскую, малоизвестную пьесу индийского драматурга.
Этот первый спектакль, как и многие другие, Таиров построил так, что в центр выдвигалась героиня, которую сыграла его будущая жена А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна). Ее актерское дарование и потенциал во многом определили репертуар Камерного театра.
Камерность Камерного театра
В предреволюционный период были поставлены «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) (1916), «Саломея» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1917), «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1917) и др. Особенно заметным стал спектакль «Фамира-Кифаред», в котором Таиров наиболее законченно реализовал свои эстетические принципы в области сценического оформления и актерской игры.
В Камерном театре не звучали современные темы, он уводил зрителя в далекое прошлое или вымышленную реальность. Неслучайно было и увлечение пантомимой, в которой наиболее чисто звучала театральная форма, не отягощенная содержанием и «серыми буднями».
В начале 1917 из-за финансовых проблем и конфликта с братьями Паршиными Камерный театр был закрыт, но не распался и в новом сезоне открылся в другом здании. Лишь после 1917 театр вновь вернулся на Тверской бульвар.
Однако Камерному театру «шершавый язык плаката» оказался чужд. Идеи «Театрального Октября», выдвинутые Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) после пролетарской революции, не были восприняты Таировым. Камерный театр входил в то большинство старых театров, которые не желали рвать со своим дооктябрьским творческим наследием.
В самые тяжелые годы Гражданской войны Таиров поставил мелодраму Э. Скриба (см. СКРИБ Эжен) и Г. Легуве «Адриенна Лекуврер» (1919) и феерическую комедию «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т. А. Гофману (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей) (1920), в которых с блеском проявилось его возросшее мастерство.
В 1922 Таиров, завершая линию художественных поисков в области формы, осуществил великолепную постановку «Федры» Ж. Расина. (см. РАСИН Жан) Он ставит «Федру» так, как не ставил ее никто, приблизив к канонам древнегреческой трагедии в духе Еврипида. (см. ЕВРИПИД)
В декабре 1923 состоялась премьера таировского спектакля «Человек, который был четвергом» по Г. К. Честертону (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит). Надежды, которые возлагал режиссер на эту постановку, не оправдались: спектакль, пронизанный урбанистическим духом эпохи и созданный по новейшей конструктивистской моде, так и не стал событием. Другие постановки 1920-х гг. («Гроза» А. Н. Островского, (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) 1924, и «Кукироль» П. Г. Антокольского, (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) 1925), также не вывели театр из кризиса.
В декабре 1924 с размахом праздновалось десятилетие театра. Таирову и Коонен были присвоены почетные звания заслуженных артистов. Но свой юбилей Камерный встречал не в лучшей форме. Необходимо было менять художественные ориентиры театра в направлении сближения с современностью. На смену эстетским концепциям имажинистского (см. ИМАЖИНИЗМ) и конструктивистского спектакля в Камерном театре сформировалась концепция «структурного реализма», воплощенная в трилогии пьес Ю. О»Нила (см. О`НИЛ Юджин): «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1927), «Негр» (1929). Таиров был первым режиссером, сумевшим оценить «умение писателя проникать в темные глубины подсознания современных людей». До сих пор таировские постановки считаются лучшим воплощением пьес О»Нила в России.
К концу 1920-х гг. Камерный театр становится одним из лидеров не только русского, но и мирового театра. На выставке в Париже в 1925 театр завоевал Большой приз, макеты театра заслужили высокую оценку на международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926), Милане (1927) и Магдебурге (1927). В 1925 в Кельнском университете был установлен бюст Таирова как признание его вклада в развитие театра.
Успех театра был во многом связан с привлечением талантливых художников для создания декораций: С. Ю. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), В. А. Симова (см. СИМОВ Виктор Андреевич), Г. Б. Якулова (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович), Б. А. Фердинандова, А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна), А. А. Веснина (см. ВЕСНИНЫ), братьев Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ), В. Ф. Рындина (см. РЫНДИН Вадим Федорович) и др. Каждое имя знаменовало собой шаг в неизведанное, но Таиров смело шел на эксперименты.
В конце 1920-х гг. политика официальных властей в отношении искусства начала меняться, это проявилось в ужесточении административного воздействия на театры. К десятилетнему юбилею революции в театре должны были показать «Заговор равных» М. Левидова о событиях Великой французской революции. Однако спектакль был запрещен к показу по постановлению Политбюро.
В конце 1930-х гг. театр снова «не угодил» постановкой комической оперы А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич) «Богатыри» по либретто Д. Бедного (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936). Официальной критикой спектакль был назван глумлением над русской историей и снят.
После войны театр оказался в очень сложном положении, коллективу с такой эстетической программой, ориентацией на западных драматургов, крайне сложно было выжить в условиях кампании «борьбы с космополитизмом». Многие замыслы так и не удалось реализовать: в 1948 был снят после генеральной репетиции «Веер леди Уиндмиер» О. Уайльда. Снизился художественный уровень спектаклей, посещаемость упала. Последним по-настоящему таировским спектаклем стал «Старик» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (1946).
В мае 1949 вышло постановление Комитета по делам искусств об отсутствии связи Камерного театра с современностью, и театр был расформирован (вместо него, в том же здании открылся Драматический театр им. А. С. Пушкина). Таиров был отстранен от занимаемой должности главного режиссера, что в значительной степени способствовало его трагической гибели в психиатрической больнице весной 1950.
Камерный театр стал одним из самых ярких экспериментаторских проектов, оказавших значительное влияние на развитие русского и мирового театра. Спустя годы после его закрытия были написаны десятки статей и книг, посвященных Таирову и его театру. Запоздалое прозрение вылилось в объективную оценку вклада Камерного театра в сценическое искусство.
В последние годы существования К. Т. и его создатели подверглись жесточайшей травле со стороны властей. В 1949 из т-ра были изгнаны А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, к-рый не смог перенести этого, заболел и скончался. В 1950 К. Т. был закрыт, а в его помещении открылся Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина.
КАМЕРНЫЙ
2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).
Смотреть что такое «КАМЕРНЫЙ» в других словарях:
КАМЕРНЫЙ — 1. КАМЕРНЫЙ1, камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож. 2. КАМЕРНЫЙ2, камерная, камерное (от лат. camera комната) (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕРНЫЙ — 1. КАМЕРНЫЙ1, камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож. 2. КАМЕРНЫЙ2, камерная, камерное (от лат. camera комната) (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕРНЫЙ — 1. КАМЕРНЫЙ1, камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож. 2. КАМЕРНЫЙ2, камерная, камерное (от лат. camera комната) (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных… … Толковый словарь Ушакова
камерный — 1. КАМЕРНЫЙ, ая, ое. 1. к Камера (1 зн.). 2. Спец. Имеющий камеру, состоящий из камер (2 зн.). К. шлюз. К ая печь. 3. Спец. Приготовленный в камере (2 зн.); производимый в особых камерах. К. процесс производства серной кислоты. К ая серная… … Энциклопедический словарь
камерный — прил., кол во синонимов: 15 • водопарокамерный (1) • воздушно камерный (2) • … Словарь синонимов
КАМЕРНЫЙ — КАМЕРНЫЙ, ая, ое. 1. см. камера. 2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр. 3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей,… … Толковый словарь Ожегова
камерный — 1) относящийся к камере; состоящий из камер, свойственный камере, производимый в особых камерах. 2) ( лат. camera свод, комната) в искусстве предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей; к ая музыка музыка, написанная … Словарь иностранных слов русского языка
камерный — ая, ое 1) Относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер. Помещение камерного типа. Камерная топка. 2) Предназначенный для небольшого, узкого круга специалистов, зрителей. Камерный театр. Камерное искусство. 3) Для небольшого числа… … Популярный словарь русского языка
Камерный — 1) относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер. 2) Предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей (например, камерная музыка, камерный театр) … Большая советская энциклопедия
Камерный — I прил. 1. соотн. с сущ. камера I 1., связанный с ним 2. Расположенный в камере [камера I]. II прил. 1. соотн. с сущ. камера II 1., связанный с ним 2. Свойственный камере [камера II 1.], характерный для неё. 3. Состоящий из камера II 1 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Значение слова камерный
Словарь Ушакова
1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т.п. Камерная вокальная литература.
| Исполняющий камерную музыку. Камерный певец (в противоп. оперному).
1. прил. к камера в 3 знач.; состоящий из камер; с камерой. Камерный шлюз. Камерная печь. Камерное орудие.
2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.
Этимологический Словарь Русского Языка
Слово является производным от «камера», распространившемся в конце XVII в. Буквальное значение слова: «для небольшого круга лиц».
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
КАМЕРНЫЙ, ая, ое.
2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр.
3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное искусство. К. голос.
| сущ. камерность, и, ж. (к 3 знач.).
Словарь Ефремовой
Большая Советская Энциклопедия
относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер.
Предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей (например, камерная музыка, камерный театр).
камерный
Полезное
Смотреть что такое «камерный» в других словарях:
КАМЕРНЫЙ — 1. КАМЕРНЫЙ1, камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож. 2. КАМЕРНЫЙ2, камерная, камерное (от лат. camera комната) (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕРНЫЙ — 1. КАМЕРНЫЙ1, камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож. 2. КАМЕРНЫЙ2, камерная, камерное (от лат. camera комната) (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных… … Толковый словарь Ушакова
КАМЕРНЫЙ — 1. КАМЕРНЫЙ1, камерная, камерное. прил. к камера в 1 знач. Камерный сторож. 2. КАМЕРНЫЙ2, камерная, камерное (от лат. camera комната) (муз.). 1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных… … Толковый словарь Ушакова
камерный — прил., кол во синонимов: 15 • водопарокамерный (1) • воздушно камерный (2) • … Словарь синонимов
КАМЕРНЫЙ — 1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой.2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство) … Большой Энциклопедический словарь
КАМЕРНЫЙ — КАМЕРНЫЙ, ая, ое. 1. см. камера. 2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр. 3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей,… … Толковый словарь Ожегова
камерный — 1) относящийся к камере; состоящий из камер, свойственный камере, производимый в особых камерах. 2) ( лат. camera свод, комната) в искусстве предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей; к ая музыка музыка, написанная … Словарь иностранных слов русского языка
камерный — ая, ое 1) Относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер. Помещение камерного типа. Камерная топка. 2) Предназначенный для небольшого, узкого круга специалистов, зрителей. Камерный театр. Камерное искусство. 3) Для небольшого числа… … Популярный словарь русского языка
Камерный — 1) относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер. 2) Предназначенный для небольшого помещения, для небольшого круга слушателей (например, камерная музыка, камерный театр) … Большая советская энциклопедия
Камерный — I прил. 1. соотн. с сущ. камера I 1., связанный с ним 2. Расположенный в камере [камера I]. II прил. 1. соотн. с сущ. камера II 1., связанный с ним 2. Свойственный камере [камера II 1.], характерный для неё. 3. Состоящий из камера II 1 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Камерная атмосфера. Как бунтовали узники «Сахарово» — репортаж
Олег Пшеничный
31 января редактор The Insider Олег Пшеничный был задержан: судя по видео, один из полицейских просто подобрал стоявший у стены плакат, подошел с ним к Пшеничному и задержал его. И хотя это видео демонстрировалось судье, ни факты, ни совесть не помешали ей отправить журналиста под арест на 8 суток. В этом репортаже, написанном прямо из камеры, рассказывается о том, как узники «Сахаровского централа» справляются с трудностями и продолжают отстаивать свои права.
В 4 утра морозной ночи с 1 на 2 февраля в мрачный тюремный лагерь близ деревни Сахарово в дальних окрестностях Подольска въехала колонна полицейских автобусов с мигалками и зарешеченными окнами. Из Москвы привезли несколько сотен людей, схваченных 31 января на улицах и площадях Москвы. Лагерь назывался «Центр содержания иностранных мигрантов», и почему их привезли именно сюда, им не объяснили. Все арестованные почти двое суток не спали, не видели горячей еды, мерзли по несколько часов около судов в неотапливаемых автобусах, которые в народе называются «автозаками». Как бы между прочим их «судили» «судьи», и все они были приговорены к аресту от 5 до 10 суток. Автор этих заметок, корреспондент издания The Insider, был среди них, приговоренный, как и все сотни пассажиров этих автобусов, к 8 суткам за то, чего не совершал в том месте, где он в этот день не был. При свете тюремных прожекторов людей выгружали из автобусов и заводили внутрь огромных параллелепипедов тюремных зданий.
На рассвете 2 февраля. Базовая разводка
Рассказы о многочисленных отсидках политических активистов в московских изоляторах приучили к мысли о том, что изолятор — не так страшно: соблюдаются правила и права, близкие приносят щедрые передачи, компенсирующие скудную казённую еду, есть даже радио и книги. Но не то случилось на этой неделе в изоляторе в Сахарово.
Во-первых, все личные вещи от шнурков до телефонов по правилам изъяли еще при досудебном аресте в полиции. Арестантов заставили расписаться в их сохранности и отсутствии претензий. Они были упакованы в мешки или коробки и отданы в руки либо арестантам, либо сопровождающим, с перспективой «разбора» по приезде на место. Но у порога центра мигрантов после часового ожидания людям, проведшим два дня без горячей еды и почти без сна (в этот момент голова и не очень работает), предложили «гуманную сделку».
«Мальчики и девочки», давайте мы пока это все сложим в охраняемую комнату, а утром все как следует оформим. Вам понадобятся сим-карты для звонков домой по нашим кнопочным телефонам. Если же вы не согласны, тогда оформление может затянуться на 5–6 часов.
Все устало соглашаются, а несогласные уже и устали спорить по всем другим поводам.
Хоп! Дверца захлопнулась (точнее массивная железная дверь камеры). Больше вы своих вещей не увидите, не говоря уже о такой формальности, как их опись и расписка «заведения» в сохранности.
2 февраля. Изоляция
Все кое-как выспались. Дикая жара, градусов 40. (Как приоткрыть форточку, нужно догадаться самим, применялись алюминиевые ложки). Принесли баланду неизвестного происхождения и что-то вроде рыбной котлеты с пересоленными макаронами. Но все это — первая горячая еда за три дня.
Разумеется, никаких правил содержания в камере нет (и, похоже, дежурный их сам честно не знает). Нет полотенец, туалетной бумаги, ну что перечислять? Нет вообще ничего. Люди стучат в двери: нам положены звонки. Игнор. Устанавливается тягостная душная тишина. Знает ли кто-то, где мы все? Что происходит на воле? Что будет дальше?
2 февраля. Кто здесь?
За эти дни я общался с программистами, сварщиком, аудитором, завсегдатаями митингов в кофтах с надписями «ФСБ убивает» и «Я финансирую ФБК», студентами московских вузов, безработными, двумя узбеками из Ташкента, которые у трех вокзалов неудачно вышли из хинкальной, девушками-экономистами из крупной промышленной корпорации (одна из них, худая маленькая девочка в очках, горько плакала не только от обиды, но и ведь могут уволить. А ее начальник вместо увольнения приехал ее поддержать в суде).
Полный интернационализм: армяне, еврей, упомянутые узбеки, татары, марийки из Йошкар-Олы (в протоколе — Ешкарала), был некий обрусевший испанец, ну и мы, русские, само собой.
Конечно, почти все молодые. Они плохо помнят, что было в 12-м году, не знают о «Болотном деле» и плохо помнят времена «присоединения» Крыма. Им честно кажется, что они все про Путина поняли первыми.
3 февраля. Бунт
На сей раз прогулка утром. Все мрачно смотрят друг на друга. Ничего не изменилось. Охрана говорит: передач вам нет. Никто к вам не пришел.
Звонков не дают. Извините, чем подтирать задницу, неизвестно. Слава богу, все три дня не голодные. Многие просили ручку и бумагу — написать жалобу. Ручек нет! Для курящих наступили лютые времена, сигареты кончились еще вчера утром. Просят у вертухаев. Дежурный лыбится: «А мы некурящая смена!».
Во время прогулки кто-то говорит: «Будем шуметь!».
Весь остаток прогулки все хором, как на митинге, скандируют: «Наши вещи и звонок!», «Свободу политзаключенным!». Прилегающие корпуса, все четыре этажа приникают к окнам и присоединяются к кричалкам. Митинг быстро становится политическим. По всей промзоне и лесочку вокруг деревни Сахарово разносится «Путин вор!», «Мусора — позор России!», «Россия будет свободной!».