камерное выступление что это

Сообщение на тему: «Камерная музыка» — особенности, разновидности и жанры

Камерная музыка (от латинского camera — комната) — разновидность музыкального искусства, особенность которого — исполнение различных произведений в небольшом помещении малым коллективом музыкантов. Исполнение может быть как инструментальное, так и вокальное. Музыканты и слушатели находятся недалеко друг от друга, поэтому атмосфера таких концертов очень доверительная. А еще в 16−18 вв. камерной называли любой вид музыки, отличный от церковного. Сообщение на тему «Камерная музыка» необходимо начать с истории ее появления.

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

История возникновения

Родилось это музыкальное направление примерно в 16−18 вв. и являлось сначала только вокальным жанром. Предназначалось оно для небольших помещений, для музицирования в кругу семьи, среди ценителей этого искусства, для исполнения перед королевскими особами. Музыкантов, исполнявших такую музыку, называли камер-музыкантами. В настоящее время это почетное звание сохранилось в Германии и Австрии.

До 19 века камерная музыка звучала только в салонах для знати или узкого круга знатоков, позже начали проводиться концерты для широкой публики. Сама музыка трансформировалась, проникалась звучанием других известных направлений.

Разновидности коллективов

В зависимости от численности коллектива существует классификация их названий (от латинских числительных):

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

Все, что равно или более десяти:

Главное правило численности — не более 25 человек.

Основные отличия

Помимо малого числа исполнителей и слушателей, особенностью камерной музыки является еще и уникальное звучание. У каждого инструмента здесь свой равноправный голос. Это значительно отличается от исполнения симфоническим оркестром, там при игре одну партию ведут в унисон несколько музыкантов.

Камерные произведения затрагивают множество тем, они очень эмоциональны. Такую музыку писали многие известные композиторы — Брамс, Шуберт, Дебюсси и др.

Жанры этого направления

Есть множество жанров (или стилей), которые включает камерная музыка, примеры можно рассматривать бесконечно:

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

Камерная музыка в наши дни

Сегодня уже нет такой традиции, как в прошлые века, устраивать домашние концерты с небольшим коллективом музыкантов, однако направление это продолжает быть востребованным. По всему миру камерные залы и залы органной музыки собирают миллионы поклонников классических и современных авторов.

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

В разных городах России есть камерные залы и даже театры. Во всем мире известны российские исполнители — струнный оркестр «Виртуозы Москвы». Редко какой праздничный концерт обходится без их участия.

В наше время эта музыка звучит не только для монарших особ. Она продолжает радовать и остальных своих поклонников.

Источник

Основные понятия камерной музыки

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что этоСовременная камерная музыка почти всегда состоит из трехчастного или четырехчастного сонатного цикла. На сегодняшний день основой камерно-инструментального репертуара являются сочинений классиков: квартеты и струнные трио Моцарта и Гайдна, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини и, конечно же, квартеты Бетховена и Шуберта.

В послеклассический период большое количество известных композиторов, которые принадлежали к разным направлениям, предпочитали писать камерную музыку, но в распространенном репертуаре смогли закрепиться только некоторые ее образцы: к примеру, струнные квартеты Равеля и Дебюсси, а также фортепианный квартет, написан Шуманом.

Понятие «камерная музыка» подразумевает под собой дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы, при довольно разных инструментальных составах. К камерной музыке относятся некоторые жанры для сольного исполнения с аккомпанементом. Это романсы или инструментальные сонаты. «Камерная опера» подразумевает камерную атмосферу и небольшое количество исполнителей.

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

Понятие «камерный оркестр» относится к оркестру, в составе которого не более 25 исполнителей. В камерном оркестре для каждого исполнителя есть своя партия.

Струнная камерная музыка достигла пика своего развития, в частности, при Бетховене. После него камерную музыку начали писать Мендельсон, Брамс, Шуберт и многие другие известные композиторы. Среди русских композиторов в этом направлении работали Чайковский, Глинка, Глазунов, Направник.

Чтобы поддержать этот вид искусства в Санкт-Петербурге, Русское Музыкальное Сообщество, а также сообщество камерной музыки, проводили разные конкурсы. К данной области можно отнести романсы для пения, сонаты для струнного инструмента и фортепиано, а также небольшие фортепианные пьесы. Исполнять камерную музыку нужно с большой тонкостью и детальностью.

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

У настоящей камерной музыки довольно углубленный и сосредоточенный характер. По этой причине, камерные жанры лучше воспринимаются в помещениях небольшого размера и в вольной обстановке, нежели в обыкновенных концертных залах. Такой вид музыкального искусства требует тонкого знания и понимания форм и гармонии, а контрапункта была выработана немного позже, под влиянием великих гениев музыкального искусства.

Концерт камерной музыки – Москва

Источник

Словари

1. соотн. с сущ. камера I 1., связанный с ним

2. Расположенный в камере [камера I].

1. соотн. с сущ. камера II 1., связанный с ним

2. Свойственный камере [камера II 1.], характерный для неё.

3. Состоящий из камера II 1..

4. Имеющий камеры [камера II 1.].

5. Производимый в особых камерах [камера II 1.].

1. Предназначенный для исполнения небольшим числом исполнителей (о музыкальных произведениях).

2. Исполняющий такие музыкальные произведения (о музыканте-солисте или ансамбле из нескольких человек).

3. Отличающийся небольшими размерами и рассчитанный на узкий круг слушателей и зрителей.

1. Небольшой по объему, исполняемый соло или небольшим количеством исполнителей (о музыкальных произведениях). К камерной музыке относятся романсы, трио, квартеты и т.п. Камерная вокальная литература.

|| Исполняющий камерную музыку. Камерный певец (в противоп. оперному).

1. прил. к камера в 3 знач.; состоящий из камер; с камерой. Камерный шлюз. Камерная печь. Камерное орудие.

2. Производимый в особых камерах или приготовленный в камере. Камерное производство (сорта серной кислоты). Камерная серная кислота.

2. О музыкальном произведении: исполняемый в небольшом концертном зале несколькими голосами или на нескольких инструментах. Камерная музыка. К. оркестр.

3. Предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное искусство. К. голос.

1) Относящийся к камере; снабженный камерой; состоящий из камер.

Помещение камерного типа.

2) Предназначенный для небольшого, узкого круга специалистов, зрителей.

3) Для небольшого числа музыкальных инструментов или голосов.

Камерная музыка, то есть музыка для одного или нескольких исполнителей. [в прошлом веке] исполнялась чаще в домашней, чем в концертной обстановке (Кабалевский).

2. Спец. Имеющий камеру, состоящий из камер (2 зн.). К. шлюз. К-ая печь.

3. Спец. Приготовленный в камере (2 зн.); производимый в особых камерах. К. процесс производства серной кислоты. К-ая серная кислота.

1. Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников. К-ая музыка. К-ые произведения Чайковского. К. концерт (концерт из произведений камерной музыки). // Исполняющий такие произведения, такую музыку. К. певец. К. оркестр.

2. Отличающийся небольшими размерами; рассчитанный на небольшой круг людей. Офорт как к-ая форма искусства. К. голос. Находиться в камерной обстановке.

2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (например, камерное искусство).

1) относящийся к камере; состоящий из камер; снабженный камерой.

2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).

2) Предназначенный для узкого круга слушателей, зрителей (напр., камерное искусство).

Имеющий камеру (во 2 знач.), состоящий из камер.

Камерный шлюз. Камерная печь.

Приготовленный в камере (во 2 знач.); производимый в особых камерах.

Камерный процесс производства серной кислоты. Камерная серная кислота.

Предназначенный для исполнения музыкантами-солистами или ансамблями из нескольких участников.

Только у Корзиных я познакомилась с камерными произведениями Кюи и поняла их прелесть. Салина, Жизнь и сцена.

Исполняющий такие произведения, такую музыку.

Камерный певец. Камерный оркестр.

ка́мерный, ка́мерная, ка́мерное, ка́мерные, ка́мерного, ка́мерной, ка́мерных, ка́мерному, ка́мерным, ка́мерную, ка́мерною, ка́мерными, ка́мерном, ка́мерен, ка́мерна, ка́мерно, ка́мерны, ка́мернее, пока́мернее, ка́мерней, пока́мерней

прил., кол-во синонимов: 15

1 ка́мер/н/ый¹ (от ка́мер/а).

2 ка́мерн/ый² (оркестр).

Слово является производным от «камера», распространившемся в конце XVII в. Буквальное значение слова: «для небольшого круга лиц».

— 1) относящийся к камере; состоящий из камер, свойственный камере, производимый в особых камерах.

2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.

1) группа исполнителей камерной музыки (трио (см. ТРИО), квартет (см. КВАРТЕТ) и др.), выступающая как единый художественный коллектив.

2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.

2) Музыкальное произведение, написанное для небольшого состава участников.

Спектакли: «Сокол» Д. С. Бортнянского, «Орфей» Е. Фомина, «Женитьба» М. П. Мусоргского, «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Верую» В. Пигузова, «Пегий пес, бегущий краем моря» и «Пятое путешествие Христофора Колумба» А. Смелкова, «Осторожно! Баба Яга!» В. Плешака, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Колокольчик», «Рита» и «Да здравствует мама!» Г. Доницетти, «Избрание капельмейстера» Й. Гайдна, «Бастьен и Бастьена» В.-А. Моцарта, «Белая Роза» У. Циммермана, «Игра о Робене и Марион» А. де ля Аля, «Человеческий голос» Ф. Пуленка.

Дирижеры, исполнители дирижеры: В. Афанасьев, М. Виноградов; режиссеры: Ю. И. Александров, Т. Карпачева; исполнители: В. Гирдюк, H. Глинкина, О. Ковалева, В. Сельдюков и др.

Понятие К. О. сформировалось в начале 20 в. как противоположность большому симфонич. оркестру позднего романтизма. Оркестр 18 в. (например, в симфониях Гайдна и Моцарта), совпадающий с соврем. К. О., в свое время таковым не считался, т. к. другого в то время еще не существовало. Границы между малым симфонич. оркестром, К. О. и ансамблем солистов достаточно условны и часто определяются субъективными представлениями авторов музыки. Один и тот же коллектив может исполнить, например, «Концерт Буфф» С. М. Слонимского для К. О., «Вальс-фантазию» М. И. Глинки (малый симфонич. оркестр) и «Гимны» А. Г. Шнитке (ансамбль солистов).

К. О., как правило, очень мобильны, они приспособлены для выступлений в разных залах, не только чисто музыкальных, но и музейных, дворцовых и т. п.; их состав может варьироваться. Все это послужило причинами широкого распространения в наше время подобных коллективов.

На пороге нового театра

Для Таирова создание экспериментального театра, провозглашавшего яркую театральность, было закономерным шагом. Покинув Свободный театр К. А. Марджанова и (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович)з-за неудовлетворенности современным состоянием театра, Таиров решив создать свой, не похожий на другие, театр. Он нашел дом братьев Паршиных на Тверском бульваре в Москве и уговорил их переделать его для театра. Позднее Таиров писал, что создание Камерного театра было похоже на волшебную сказку из «Тысячи и одной ночи».

Театр открылся 25 декабря 1917 премьерой «Сакунталы» Калидасы (см. КАЛИДАСА), показав зрителю абсолютно эстетскую, малоизвестную пьесу индийского драматурга.

Этот первый спектакль, как и многие другие, Таиров построил так, что в центр выдвигалась героиня, которую сыграла его будущая жена А. Г. Коонен (см. КООНЕН Алиса Георгиевна). Ее актерское дарование и потенциал во многом определили репертуар Камерного театра.

Камерность Камерного театра

В предреволюционный период были поставлены «Фамира-Кифаред» И. Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович) (1916), «Саломея» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар) (1917), «Король Арлекин» Р. Лотара (1917), «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1917) и др. Особенно заметным стал спектакль «Фамира-Кифаред», в котором Таиров наиболее законченно реализовал свои эстетические принципы в области сценического оформления и актерской игры.

В Камерном театре не звучали современные темы, он уводил зрителя в далекое прошлое или вымышленную реальность. Неслучайно было и увлечение пантомимой, в которой наиболее чисто звучала театральная форма, не отягощенная содержанием и «серыми буднями».

В начале 1917 из-за финансовых проблем и конфликта с братьями Паршиными Камерный театр был закрыт, но не распался и в новом сезоне открылся в другом здании. Лишь после 1917 театр вновь вернулся на Тверской бульвар.

Однако Камерному театру «шершавый язык плаката» оказался чужд. Идеи «Театрального Октября», выдвинутые Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) после пролетарской революции, не были восприняты Таировым. Камерный театр входил в то большинство старых театров, которые не желали рвать со своим дооктябрьским творческим наследием.

В самые тяжелые годы Гражданской войны Таиров поставил мелодраму Э. Скриба (см. СКРИБ Эжен) и Г. Легуве «Адриенна Лекуврер» (1919) и феерическую комедию «Принцесса Брамбилла» по Э.-Т. А. Гофману (см. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей) (1920), в которых с блеском проявилось его возросшее мастерство.

В 1922 Таиров, завершая линию художественных поисков в области формы, осуществил великолепную постановку «Федры» Ж. Расина. (см. РАСИН Жан) Он ставит «Федру» так, как не ставил ее никто, приблизив к канонам древнегреческой трагедии в духе Еврипида. (см. ЕВРИПИД)

В декабре 1923 состоялась премьера таировского спектакля «Человек, который был четвергом» по Г. К. Честертону (см. ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит). Надежды, которые возлагал режиссер на эту постановку, не оправдались: спектакль, пронизанный урбанистическим духом эпохи и созданный по новейшей конструктивистской моде, так и не стал событием. Другие постановки 1920-х гг. («Гроза» А. Н. Островского, (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) 1924, и «Кукироль» П. Г. Антокольского, (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) 1925), также не вывели театр из кризиса.

В декабре 1924 с размахом праздновалось десятилетие театра. Таирову и Коонен были присвоены почетные звания заслуженных артистов. Но свой юбилей Камерный встречал не в лучшей форме. Необходимо было менять художественные ориентиры театра в направлении сближения с современностью. На смену эстетским концепциям имажинистского (см. ИМАЖИНИЗМ) и конструктивистского спектакля в Камерном театре сформировалась концепция «структурного реализма», воплощенная в трилогии пьес Ю. О»Нила (см. О`НИЛ Юджин): «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1927), «Негр» (1929). Таиров был первым режиссером, сумевшим оценить «умение писателя проникать в темные глубины подсознания современных людей». До сих пор таировские постановки считаются лучшим воплощением пьес О»Нила в России.

К концу 1920-х гг. Камерный театр становится одним из лидеров не только русского, но и мирового театра. На выставке в Париже в 1925 театр завоевал Большой приз, макеты театра заслужили высокую оценку на международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926), Милане (1927) и Магдебурге (1927). В 1925 в Кельнском университете был установлен бюст Таирова как признание его вклада в развитие театра.

Успех театра был во многом связан с привлечением талантливых художников для создания декораций: С. Ю. Судейкина (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), В. А. Симова (см. СИМОВ Виктор Андреевич), Г. Б. Якулова (см. ЯКУЛОВ Георгий Богданович), Б. А. Фердинандова, А. А. Экстер (см. ЭКСТЕР Александра Александровна), А. А. Веснина (см. ВЕСНИНЫ), братьев Стенбергов (см. СТЕНБЕРГИ), В. Ф. Рындина (см. РЫНДИН Вадим Федорович) и др. Каждое имя знаменовало собой шаг в неизведанное, но Таиров смело шел на эксперименты.

В конце 1920-х гг. политика официальных властей в отношении искусства начала меняться, это проявилось в ужесточении административного воздействия на театры. К десятилетнему юбилею революции в театре должны были показать «Заговор равных» М. Левидова о событиях Великой французской революции. Однако спектакль был запрещен к показу по постановлению Политбюро.

В конце 1930-х гг. театр снова «не угодил» постановкой комической оперы А. П. Бородина (см. БОРОДИН Александр Порфирьевич) «Богатыри» по либретто Д. Бедного (см. БЕДНЫЙ Демьян) (1936). Официальной критикой спектакль был назван глумлением над русской историей и снят.

После войны театр оказался в очень сложном положении, коллективу с такой эстетической программой, ориентацией на западных драматургов, крайне сложно было выжить в условиях кампании «борьбы с космополитизмом». Многие замыслы так и не удалось реализовать: в 1948 был снят после генеральной репетиции «Веер леди Уиндмиер» О. Уайльда. Снизился художественный уровень спектаклей, посещаемость упала. Последним по-настоящему таировским спектаклем стал «Старик» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) (1946).

В мае 1949 вышло постановление Комитета по делам искусств об отсутствии связи Камерного театра с современностью, и театр был расформирован (вместо него, в том же здании открылся Драматический театр им. А. С. Пушкина). Таиров был отстранен от занимаемой должности главного режиссера, что в значительной степени способствовало его трагической гибели в психиатрической больнице весной 1950.

Камерный театр стал одним из самых ярких экспериментаторских проектов, оказавших значительное влияние на развитие русского и мирового театра. Спустя годы после его закрытия были написаны десятки статей и книг, посвященных Таирову и его театру. Запоздалое прозрение вылилось в объективную оценку вклада Камерного театра в сценическое искусство.

В последние годы существования К. Т. и его создатели подверглись жесточайшей травле со стороны властей. В 1949 из т-ра были изгнаны А. Г. Коонен и А. Я. Таиров, к-рый не смог перенести этого, заболел и скончался. В 1950 К. Т. был закрыт, а в его помещении открылся Моск. драматич. т-р им. А. С. Пушкина.

Источник

Что такое камерная музыка?

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

Камерная инструментальная музыка — это дуэты, квартеты, септеты, трио, секстеты, октеты, нонеты, а также дециметы при достаточно разнообразных инструментальных составах. Камерная музыка исполняется небольшим коллективом музыкантов или вокалистов.

Камерный концерт отличается тем, что партия исполняется одним инструментом или голосом. Это музыка, которая передает чувства и эмоции. Она лирична и чрезвычайно эмоциональна. Между камерным и не камерным искусством не всегда прослеживаются четкие отличия. К примеру, симфонии Моцарта исполняются не только камерными оркестрами, но и симфоническими.

Жанры камерной музыки — романсы, инструментальные сонаты, опера, прелюдии, ноктюрны, миниатюры и др. Их очень много. Но в 20 веке стали писать целые произведения, которые так и называются “камерная музыка”. Она может быть написана в разных стилях. Главное отличие — это малое количество музыкантов.

Камерная музыка берет начало еще в средневековье. В 16 веке она относилась к вокальному жанру, а с 17 века к инструментальному. Этот термин ранее применялся по отношению к любой светской музыке. Когда начала зарождаться и развиваться симфоническая музыка, к камерной стали относить произведения с малым количеством исполнителей и ограниченным кругом слушателей. В 19 и 20 веке камерная музыка перестала звучать только для избранных и начала набирать популярность в разных кругах.

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это
Коллектив, который исполняет данный вид музыки называют камерным ансамблем. Он состоит из двух-десяти музыкантов. В старину камерная музыка звучала в небольших залах, гостиных, при дворах. Даже существовали специальные должности камер-музыкантов. Не глядя на перемены в социальных условиях, камерная музыка продолжает жить и пользоваться популярностью в современности.

Образы камерной музыки предполагают непринужденную, легкую атмосферу. Слушатели и исполнители находятся недалеко друг от друга. Это значительно отличает ее от музыки в театральных, больших залах. Камерная обстановка дает возможность исполнителям узнавать слушателей, видеть их, чувствовать настроение, петь и играть для конкретных людей, общаться с ними через музыкальное искусство.

Это тонкая, доверительная, изысканная и глубокая музыка, которая способна проникать в мысли и чувства человека, сливаться с его мечтами и эмоциями. Она бывает вокальной, инструментальной, смешанной, ансамблевой и сольной, хоровой, оркестровой и даже театральной.

Источник

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов.

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, – фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615).

камерное выступление что это. Смотреть фото камерное выступление что это. Смотреть картинку камерное выступление что это. Картинка про камерное выступление что это. Фото камерное выступление что это

2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода – Арканджело Корелли, Генри Пёрселл и Гендель.

3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели.

Основная структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно-инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По принятой классификации, в понятие «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *