камни гунши что это
Искусство суйсеки, или Как Восток научил мир любоваться камнями
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Камни для сада: гонгши
Со временем садовые гонгши перекочевали внутрь жилища – для поэтов, писателей, каллиграфов разглядывание таких камней стало способом сосредоточиться, настроиться на размышления. Гонгши размещали на столе, за которым творили, или же на отдельном декоративном столике. Главным требованием к «камню для созерцания» было его естественное происхождение – природа здесь выступала единственным автором. Ветер, вода, дождь и время – вот что становилось создателем правильного гонгши, что способствовало раскрытию интеллектуальной и творческой энергии его владельца.
Суйсеки и его назначение
Камни гонгши ставили вертикально – ведь они символизировали прежде всего горные вершины. А вот суйсеки устанавливали горизонтально, причем камень размещался самой выразительной стороной к зрителю.
Не случайно в названии камня соединены две стихии – подвижная и неподвижная. Благодаря воде, которая на протяжении сотен и тысяч лет воздействует на твердые горные породы, и возникает этот причудливый рельеф, эти неповторимые очертания, которые можно рассматривать бесконечно. Каждый камень суйсеки уникален, и сам по себе, и как символ части жизненного пути своего владельца. Предназначение суйсеки – вызывать у владельца приятные воспоминания.
Но главный смысл появления таких камней в доме японца куда глубже. Познание себя через созерцание природы – основа буддийской философии. Суйсеки, «пейзаж в камне», открывает путь к такому созерцанию. А еще он символизирует долголетие, прочность, постоянство, спокойствие.
Не каждый интересный камень получал возможность попасть в дом японца в статусе суйсеки – принимались во внимание форма, материал, фактура и признаки, «печать» древности. Важным оказывался и цвет – наиболее высоко ценились черные и вообще темные камни, а вот белый, траурный для японцев цвет, для суйсеки считался неподходящим.
Существуют некоторые правила, которым должен соответствовать камень суйсеки. Прежде всего – не допускается почти никакого воздействия на него со стороны человека, так можно «разрушить душу» камня. Есть исключения – те случаи, когда основание камня делают плоским, чтобы разместить его на подставке, но и это снижает ценность суйсеки в глазах ценителей. Правила в отношении гонгши, кстати, в этом отношении строже – подставку приходится изготавливать специально под камень, а не наоборот; ей придают необходимую форму и глубину, иногда – заполняют песком. В любом случае, камни для созерцания не приклеивают, а дизайн «ложа» оказывается вторичным по отношению к самому камню.
Суйсеки могут полировать, не нарушая природный цвет камня, патинировать специальными маслами. Цвет очень важен – камень считается настоящим суйсеки, если его оттенки естественные и мягкие, особенно ценятся камни с пятнами и другими узорами.
Японцы добиваются определенного качества поверхности. Считается, что сухой камень – мертвый камень, а потому за суйсеки ухаживают – поливают водой. Для получения нужного внешнего эффекта это следует делать на протяжении нескольких лет.
Суйсеки в восточном и западном мире
Наиболее древние и знаменитые из камней суйсеки ценятся исключительно высоко – стоимость одного такого камня сопоставимо с ценой роскошного дома. Увлечение философией камня проникло из Китая и в Корею – трудно сказать точно, когда это произошло, но не позднее, чем тысячу лет тому назад. Корейцы называют это искусство «сусеок».
В западном мире, да и в России об искусстве украшения жилища камнями для созерцания узнали благодаря другому японскому увлечению – бонсай. Действительно, суйсеки часто украшали композиции с миниатюрными деревьями. С XIX века европейцы и американцы перенимали философию любования природой и возделывания собственного маленького уголка огромного мирового сада. Кстати, иностранцы стали проводить выставки суйсеки раньше, чем сами японцы. А вот камни гонгши по-настоящему заинтересовали западных ценителей совсем недавно – в конце прошлого века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Камни Гунши
Камни Гунши Gongshi
Любовь к камням
Эстетика камней на Востоке
Искусство суйсеки возникло более тысячи лет тому назад, а то, что его породило, – и того раньше.
суйсэки — искусство любования камнями.
«Так же, как дерево, источенное непогодой, причудливая скала или водопад необычной формы и размера, камни на Дальнем Востоке повсеместно и исстари почитались. Им приписывали личностные характеристики: они могли быть подлыми или возвышенными. Камни, как живые существа, имели лицо, грудь, живот, спину и ноги. Им давали имена, с ними связывались местные предания. В Китае по камням ударяли палочкой и слушали ответный звук. Камнями лечились, с ними общались.Они становились непременными участниками и элементом садового дизайна. Определённые конфигурации камней символизировали Мировую ось, гору Пэнлай (Хорай), острова Блаженных, индуистский или Амидаистский рай. В восприятии камней соединились первобытная магия и мистика даосов. Камень являл собой космическую силу и энергию, будучи порождением и Неба, и Земли одновременно, он символизировал срединную часть знаменитой китайской триады — Человека.1.
Китайцы любили и любят камни. Любовь эта отражена в Китайской живописи.
Любовное и почтительное отношение к природным явлениям связано с духовными учениями: буддизом и даосизмом. Су Ши. Засохшее дерево и причудливый камень. Бумага, тушь
«Китайцы стали увлекаться использованием больших камней удивительных форм для украшения своих садов и двориков. Один из первых таких садов появился во втором веке до нашей эры. В нем был огромный пруд с четырьмя островами-горами. В дальнейшем императоры Китая повторяли эту композицию в своих садах. Упоминания о «садовых камнях» можно также найти в поэмах эпохи династии Тан, которая правила в 618-907 годах. Образованные люди начали ценить небольшие одиночные камни, назвав их «камнями для созерцания» — «гунши». На юге Китая особенно славились сучжоуские сады, их считали самыми красивыми. Сучжоу расположен в центре дельты реки Янцзы на берегу озера Тайху. Вокруг этого озера находятся скалы известковых пород. И камни оттуда считаются особенно ценными и необычными для украшения садов и парков. Они имеют очень причудливые формы, напоминающие мифологических животных, или из них делают в садах и парках каменные горки и гроты. Так, например, в Саду радости в Шанхае, в Саду камней «нефритовое изящество», в центре располагается четырехметровая скала, привезенная с озера Тайху. Такие камни ценились в садах Китая наравне с драгоценностями. Ученый-китаевед Малявин в своей книге «Сумерки дао» рассказывает, что такой камень трогали, гладили, по нему стучали специальными палочками, так как он обладал собственным звучанием.
Садовые камни воплощают в себе важные эстетические принципы живописи, тогда как в Китае считается, что «живопись мастера должна звучать», рождать звуковые ассоциации у зрителя. Камни с озера Тайху, благодаря подземным ручьям озера, которые точили их породу, получили причудливые формы и пустоты внутри. Скала «нефритового изящества» — одна из самых дорогих и красивых камней в садах Китая. Она была поднята со дна озера примерно в седьмом или восьмом веке, и в течение долгого времени хранилась в императорской сокровищнице. Камни тайху и по сей день украшают многие парки Пекина, создавая причудливые горки и гроты.
Древняя скала в форме облака 古雲 石
«Парк Черепашьей Головы»
Камни можно увидеть в садово-парковом комплексе князя Гуна и в императорском садике дворца Гугун и во многих других. Но, к сожалению, эти камни почти исчезли.
Также очень интересными и ценными камнями в Китае считаются черные камни — линбиши и серые – янши. Камень линбиши встречается в провинции Аньхой и его еще называют «поющим камнем», так как извлекаемый из него звук очень необычен, натурален. Известный китайский мастер Ян Мин даже много раз участвовал в международных конкурсах со своими поющими камнями.» http://russian.cri.cn/841/2010/10/13/1s355982.htm
Бо Цзюйи (772—846), государственный служащий империи и один из самых известных поэтов своего времени, совершил прогулку по озеру Тайху. Он заметил две странные породы особой формы. Они очаровали его до такой степени, что он решил забрать их домой. Однажды там он вымыл их и написал стихотворение о них. В стихотворении он описывает их — желтые, темные и деформированные, заплесневелые, а также их трещины и недостатки, замечательные свидетели процессов вселенной и природы, в соответствии с принципами даосизма.
( На озере стоят уникальные известняковые скалы, материал из которых используется китайскими умельцами для украшения традиционных китайских садов в регионе.)
Во время династии Сун в XI-XII веках коллекционирование камней стали обычной практикой среди ученых, художников и людей власти. Камни устанавливали на драгоценных, резных деревянных основаниях. Более крупные камни помещали в роскошных садах в качестве украшений и источников безмолвного вдохновения. На китайском языке они стали известны как гунши, или «скалы ученых» (неточный перевод, означает приближение к «духам»), и они были столь же ценны, как картины или каллиграфия. Наиболее востребованными были известняковые породы провинции Аньхой.
近代 俞 明 米 芾 拜 石 圖 軸
Mi Fu at Stone Worship
Ю Минг, близкий друг У Чанши (1844-1927), работал в Шанхае. Он был мастером живописи фигур.
Здесь Ю Минг изображает знаменитую историю о поэте, политике, художнике и эрудите Ми Фу (1052-1107), жившего во время правления династии северная Сун. Он был известен своей откровенностью и своими изысканными вкусами. Картина напоминает о назначении Мина на должность магистрата в округе Увэй (нынешний Аньхой). Когда Мин впервые попал в официальную резиденцию, он был поражен внушительной скалой в саду. Он немедленно потребовал свой официальный наряд и облачился в него. Затем глубоко поклонился камню, обращаясь к нему как «Старейшина Брат скала».
Эндрю Фунг, исследователь китайского искусства член «Общества туши» ( The Ink Society) Гонконгского художественного музея отметил «плоский» стиль Юй Мина, на который повлияла процветающая культура печати в Китае на рубеже двадцатого века.
Yu Ming’s Figure Paintings
Хуан Юнюй. Ми Фу поклоняется камню.
Хуан Юнюй. Ми фу поклоняется камню.1985
Известный по всему миру китайский художник Хуан Юнюй так же литератор. Хуан опубликовал стихи, эссе, романы, сценарии и фотоальбомы. Родился в 1924 году в Фэнхуан провинции Хунань. Хуан никогда не ходил в обычную художественную школу, но у него был талант. Он сам изучал искусство и литературу и учился у друзей и жизни. Возможно, именно поэтому он демонстрирует такую инициативу и жизненную силу в своих работах.
Чтобы создать новые живописные и выразительные эффекты, Хуан сочетает традиционную китайскую живопись с западными методами масляной живописи. Хуан Юнью так же обратился к сюжету «Ми Фу поклоняется камню» и создал очень интересную работу.
История развития искусства «камней для Души» в Китае
История развития искусства «камней для Души» в Китае
Самые ранние, из известных, сады камней, появившиеся во времена правления династии Хань, изображали представления людей о нереальном месте – рае, известном под названием Пенглай – Восточном Острове Бессмертных. Это три высокие горы (или более) со скалистыми, недоступными вершинами в Восточном Море, изолированные от остального мира и даже друг от друга. Так как Бессмертные могли перелетать с одной горы на другую, они могли общаться между собой, но для простых смертных эти райские острова были недоступны. В китайской живописи эти боги часто изображались в виде журавлей, летающими меж высоких гор. Три райских острова назывались Фангху, Янгжоу и Пенглай, вместе – Пенглай. Позднее эти острова нашли своё отражение в даосизме: райские горы были либо горами, плавающими среди облаков, либо искусно сделанными гротами, в которых обитали Бессмертные.
Один из первых таких садов был построен во 2-ом веке до н.э. и представлял собой большой пруд с четырьмя островами-горами – Пенглай, Фангжанд, Янгжоу и Хулианг – в центре. В дальнейшем императоры Китая часто повторяли эту композицию в своих садах.
1м и должен быть достаточно малым, чтобы Гонгши спокойно размещались на столе в доме и служили для размышлений их владельцев. Иногда такие камни превращались во вполне обыденные объекты, которые можно использовать по конкретному утилитарному назначению, например, как подставку для кистей или печать, однако при этом они всё равно должны были выглядеть как художественные творения. Особо ценились камни из плотного известняка, который «при ударе испускал кольцо в виде колокольчика».
Гонгши располагали в доме на специальном столике или на обычном столе. При этом для устойчивости Гонгши помещали в специально вырезанную для них деревянную подставку, которая сама по себе могла являться предметом искусства: на ней очень детально изображались различные символы, мифологические картины, иероглифы.
В Китае самыми ценными камнями считаются черные (Лингби-ши) и серые (Янг-ши) сланцы.
Хотя черные камни по-прежнему остаются наиболее ценными, искусство Гонгши допускает и другие цвета: белый, желтый, красный. Более того, следует сказать, что в различные периоды истории Китая становились популярными и разные камни. Так, например, во времена правления династий Минг и Куинг (1368- 1911 г.г.) у коллекционеров были любимы именно яркие цветные камни, такие как мрамор, малахит, бирюза, желтый кварц, мыльный камень, серпентин (змеевик).
Большинство Гонгши напоминают горы: реальные и несуществующие, скалы, одиночные пики и целые хребты. Но также существуют камни, вызывающие у ценителей воспоминания о великих людях, животных, героях мифов и легенд. Именно такие камни учат китайцев восхищаться поверхностью камня, которая говорит о его тысячелетнем возрасте; сильно изрезанной формой камня, говорящей о величии природы; любоваться его слоистой структурой, передающей глубину камня; наслаждаться его многочисленными углублениями, полостями, отверстиями, пещерами, создающими ритмичные, гармоничные узоры.
Для понимания Гонгши важное значение имеет одна из важнейших категорий в даосизме – категория «Пу», которая переводится буквально как «необработаный кусок дерева», что олицетворяет энергию нетронутых природой предметов: вещи в их собственной природной простоте содержат в себе свою собственную природную силу; если эта простота изменяется, то и природная сила вещи отбирается у неё и теряется.
Однако стоит признать, что над большинством таких камней поработал человек: в них высверливались дыры, искусственно изменялась поверхность, затем камни снова помещались на некоторое время в землю, после чего подвергались полировке. Зачастую после всех этих манипуляций камни опускали в воду для придания их поверхности естественного покрытия. Но знание того, что все эти процессы могли иметь место, не должно заслонять того факта, что перед нами – произведение искусства.
Интересно, что в США в штате Техас можно найти Гонгши, по качеству не уступающие белым китайским Тайху-ши (из озера Тай в провинции Цзянсу) и черным Лингби-ши (из провинции Анхуай). Такая «дырявая» структура здешних камней объясняется наличием в водоносных слоях, питающих водяные потоки, бесконечного известкового лабиринта. В течение миллионов лет эти известковые абразивные частицы вместе с водой «художественно обрабатывали» камни гротов и пещер, составляющие эти водоносные слои. Наиболее «перспективные» места поиска интересных камней – дно маленьких бухточек, куда выходят эти водоносные слои, особенно после сильных дождей. Не исключено, что такие места вы найдете и вблизи вашего дома.
Советы по дизайну Гонгши от известного китайского коллекционера Ху Цаоканга.
— во-первых, за их необычную или очень красивую форму,
— во-вторых, за их красивый цвет,
— в-третьих, за материал, из которого они сделаны.
В свою очередь, в форме Гонгши, прежде всего имеет значение:
— наличие дыр (тоу),
— наличие туннелей (лоу),
— толщина (шоу) – чем тоньше, тем лучше,
— наличие морщинок, складок (цоу).
Даже если вам очень повезло, и вы стали обладателем настоящих «божественных» Гонгши, это ещё не значит, что вы сможете правильно выразить через них свою художественную концепцию. Одним из решением этой проблемы могла бы быть группировка камней, при которой выгодно подчеркиваются их достоинства и скрываются недостатки. Например, четыре или пять камней с разными высотами можно расположить в группу с несколькими миниатюрными деревьями. Это создаст в ограниченном пространстве природный ланшафт с прекрасными горами. Камни для группы подбирают из схожих материалов и с похожей текстурой. Держите их отдельно друг от друга, каждый – на своем пьедестале, и тогда при изменении ваших художественных вкусов вам будет легко изменять уже надоевшую картину.
История развития искусства «суйсеки» в Японии
В Японии первые камни для созерцания (по-японски – Суйсеки) появились в конце 6 в.н.э. из Китая. Они были подарены императорским двором Китая императрице Японии Суико. Как и все китайские Гонгши, это были вертикальные камни очень причудливых форм с дырами, дуплами, с сильно эродированными поверхностями, символизирующие горы и скалы Китая. В течение долгого времени (нескольких сотен лет) они оставались необычайно популярными в Японии, но только для очень узкого круга лиц – императорского двора и аристократии.
В период правления династии Мурамачи (1338-1573 г.г.) эта тенденция только усиливается и развивается. Буддийские монахи отдают предпочтения камням, в которых обнажаются сущностные элементы камней. При этом не важны другие «отвлекающие» детали. Со временем предпочтения монахов становятся направленными на камни, напоминающие не просто отвлеченные пейзажи, а обладающие какой-то определенной особенностью, например, изображающие горы. Такие камни используются для духовного очищения, внутреннего осознания и просветления. А вкусы монахов в Японии предопределяли вкусы правящего класса.
В период правления династии Эдо (1603-1867 г.г.) в Японии поднимается новый влиятельный класс – класс богатых купцов, который позволяет себе соревноваться в своих приобретениях, интересах, хобби с аристократией. Суйсеки относятся к их интересам. Кроме того, стоит заметить, что этот период характеризуется и крайней изоляцией Японии, закрывшей свои границы для любой интервенции. Именно этот период изоляции, в отличие от всех предыдущих, когда Япония была лишь продолжателем и последователем Китая, позволил искусству Японии найти именно свои, ни на какие другие не похожие, характерные особенности и неповторимое очарование.
В конце 19 в. (период правления династии Мейджи 1868- 1912 г.г.) из-за обеднения дворянства и самураев развитие отдельных видов искусства Японии пережило период стагнации. Однако именно в это время появились первые классификации Суйсеки.
Во второй половине 20-го столетия интерес к камням для созерцания вновь возродился, вырос и перекинулся уже на другие страны, где продолжает расти и в наше время: Суйсеки-клубы сегодня распространены и объединяют людей по всему миру.
История развития камней для созерцания в странах Запада. Гонгши и Суйсеки.
Так случилось, что несмотря на то, что искусство созерцания камней впервые зародилось в Китае, его развитие в остальном мире, кроме Юго-Восточной Азии, было обусловлено влиянием японской культуры. На Западе всё началось с выставок бонсай, на которых экспонировались также и Суйсеки. Они быстро добились признания зрителей и выделились в качестве предметов отдельного самостоятельного направления искусства.
Интересно заметить, что публичные выставки бонсай (и, предположительно, суйсеки) в западных странах были организованы задолго до аналогичных выставок в Японии: во Франции, Англии и США бонсай выставлялись на многочисленных ярмарках и международных выставках, начиная с 1860 и по 1920 г.г., тогда как в Японии первый публичный показ был организован лишь в октябре 1927 года в Токио в Хибия Парк, и затем ежегодно после 1933 года. Это была выставка Кокуфу-тен Бонсай Эксебишн, и место ее проведения теперь было Метрополитен Арт Мьюзиум в Токио в Уено Парк. Следует сказать, что в Японии бонсай, Суйсеки выставлялись задолго до конца 20-х годов прошлого века, однако это были частные показы в традиционных японских ресторанах.
Появление книг японских авторов: Джона Нака на Западном побережье и Юджи Ёшимура совместно с Винсентом Ковалло на Восточном побережье, заложившие основы коллекционирования и экспозиции Суйсеки, ускорило признание этого вида искусства в США. Мелба Такер, Джим Гривз, Франк Инглиш, Билл Валиванис, Феликс Ривера и Джим Хэйс, в дальнейшем создавшие новые направления в развитии Суйсеки, «выросли» из этих книг.
Что касается китайских Гонгши, то хотя в жизни китайцев камни для созерцания присутствуют уже более тысячи лет, Западные страны заинтересовались китайскими Гонгши только около 20 лет назад. Это произошло благодаря выставкам коллекций Яна и Сьюзен Уильсон, Ричарда Розенблюма и книгам Кемина Ху с иллюстрациями камней известных китайских коллекционеров С.С. Уанга и Ху Цаоканга.
Однако стоит заметить, что именно в Японии для Суйсеки была разработана первая детальная классификация, получившая дальнейшее развитие на Западе из-за более раннего признания на Западе японской культуры по сравнению с китайской. Возникающие новые формы камней включают в уже существующую классификацию Суйсеки, расширяя её. Сегодня зачастую понятие Суйсеки отождествляют с более общим понятием – камни для созерцания, Viewing Stones, хотя, если быть более точным в определениях, Суйсеки – это японский стиль камней для созерцания.
Отличия между Гонгши и Суйсеки.
Из-за различия в расположении камней в Китае и Японии – вертикальное/ горизонтальное – имеются различия и в подставках для этих камней. Для Гонгши их вырезают значительно более глубокими (чтобы удержать камень в вертикальном положении), затем к ним обычно прикрепляют на штырях пять ножек, после чего к дизайну подставок приступают резчики. Окончательный штрих – окрашивание подставки в темный тон.
История развития искусства «камней для созерцания» в Корее
Время, когда камни для созерцания были завезены из Китая в Корею, точно не известно: от 100 г. до н.э. до 1300 г. н.э. Корея тогда называлась «Кокуреа». Это время распространения даосизма из Китая в Корею, вместе с которым и появились камни. Здесь они называются Сусеок.
Благодаря сильному всестороннему влиянию Китая на Корею предпочтение в камнях было отдано также китайскому стилю: наиболее ценными и коллекционными Сусеок считались вертикальные камни с сильно перфорированной поверхностью. Это продолжалось до 1950 г.
Начиная с 1950 г. глубокое влияние на историю, а, соответственно, и культуру Кореи оказывает Япония. Изменяются и вкусы коллекционеров: вместо традиционных резких, изрезанных, фактурных камней теперь они выбирают более смягченные, приглушенные камни, какие почитают в Японии. Что же касается количества коллекционеров Сусеок, то после окончания Корейской война (1950- 1953 г.г.) оно значительно выросло, продолжало расти и пять лет назад, по оценкам специалистов, составляло около миллиона человек. Однако в последнее время число коллекционеров Сусеок стало постоянно сокращаться.
По вопросам приобретения драгоценных камней для ювелирных украшений:
ВНИМАНИЕ! РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСИ.
8 968 750 10 00 Татьяна
8 963 750 34 34 Елена
По вопросам приобретения камнесамоцветного сырья, коллекционных минералов и элементов декора: