канаста что это такое
Канаста
Из Википедии — свободной энциклопедии
Канаста (от исп. canasta — корзинка) — карточная игра, зародившаяся в начале XX века в Южной Америке, предположительно в Уругвае. В 1950-е годы игра проникла в США, где стала популярной, а после уже попала в Европу. Существует несколько вариантов канасты, наиболее распространёнными из которых являются два — классическая канаста и американская канаста.
Обычно в канасту играют вчетвером, пара на пару, хотя существуют возможность игры вдвоём, втроём (каждый за себя) и вшестером (три пары). Для игры используются две полные колоды с джокерами. Смысл игры состоит в накоплении на руках и последующей выкладке на стол комбинаций карт. Комбинациями в канасте считаются сочетания карт одного ранга — три и более (три девятки, четыре дамы и т. д.), которые могут быть дополнены двойками и джокерами, которые в этой игре имеют особое значение, причём количество двоек и джокеров в комбинации не должно превышать половины (например, допустима комбинация две пятёрки и джокер, но не допустима пятёрка и два джокера). Игра состоит из нескольких розыгрышей, целью которых является получение наибольшего числа очков за выложенные на стол комбинации. Для окончания розыгрыша нужно, чтобы один из игроков сбросил все карты при наличии в своей выкладке или выкладке партнёра комбинации из семи карт, которая и называется канастой.
Канаста
Давним предком карточной игры «канаста» была игра из Испании под названием «комета», имевшая хождение в XVIII веке (позже она называлась «манила»).
Современная канаста происходит от испанского слова означающего «корзинка для покупок», с намеком на различные сочетания карт. Вначале она появилась в Уругвае, затем ее узнали в Аргентине, в 1949 году она появилась в США, откуда распространилась по всему миру.
Существует множество вариантов игры под разными названиями с небольшими различиями в правилах (бразильская, боливийская, мексиканская канаста, армингтон, квинелла, тампа и др.).
Правила игры «канаста»
На первом этапе розыгрыша, когда никто еще ничего не выложил на стол, игра «закрыта». Первое же появление какого-либо сочетания на столе «открывает» игру для партнеров, которые его выложили, однако существуют специальные условия открытия игры.
При отрицательном числе очков минимальная сумма очков карт открытия составляет 15.
Чтобы открыть игру, можно выложить на стол не одно, а больше сочетаний, очки которых при подсчете складываются. Однажды, открыв игру, партнеры далее не имеют ограничений, и, делая ход, могут выкладывать новые сочетания или добавлять к ранее выложенным ими же сочетаниям одиночные карты. Нельзя добавлять карты к сочетаниям, выложенным противниками.
К канасте можно, но не обязательно, добавлять карты того же достоинства.
Розыгрыш начинает игрок, сидящий слева от сдающего. Он может взять в руки «засвеченную карту», а одну из своих положить на ее место, может также не брать карты со стола, а снять верхнюю карту закрытой колоды и сбросить одну из своих на стол в открытый пакет.
Первый пакет в закрытой игре (еще никто не выложил на стол ни одного сочетания) также называется закрытым. Чтобы взять из него карту, следует иметь на руках и показать две карты того же достоинства; образовавшееся сочетание карт надо тут же выложить на стол. Если в открытом пакете находится более чем одна карта (что чаще всего и бывает), игрок обязан взять и все другие карты пакета. Из этого правила существует одно исключение (о нем позже). Забрав пакет, его верхнюю карту надо в каком-то сочетании выложить на стол, а остальные взять в руки.
Когда игра становится открытой, пакет также открыт; его можно взять («купить»), не только показав две карты того же достоинства, что и верхняя карта пакета, но и предъявив только одну карту и джокер, настоящий или фальшивый. Тогда выложенным на стол сочетанием станет карта с рук, джокер и верхняя карта пакета. Открытый пакет можно взять и тогда, когда его верхнюю карту можно доложить до какого-либо сочетания, находящегося на столе. При этом игрок обязан немедленно доложить карту, за которую пакет куплен.
При покупке первого пакета и открытии игры к очкам, необходимым для открытия, добавляется стоимость верхней карты пакета. Остальные карты сочетания (или сочетаний), выкладываемых на стол, должны браться с рук.
После того, как выложены карты с рук, очередь ходить следующего игрока (по часовой стрелке). Карты пакета во время игры смотреть нельзя.
Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не сбросит все карты с рук, положив последнюю на пакет или доложив ее к какому-либо им же ранее выложенному сочетанию.
Игру может закончить одна из сторон, выложив хотя бы одну канасту целиком или частично, то есть канаста закончена с учетом уже лежащего на столе сочетания карт. Игрок, который выложил канасту, может спросить у своего партнера, заканчивать ли партию. Ответ должен звучать только «да» или «нет». Сбросивший обязан поступить, как желает партнер.
Можно также закончить игру, купив со стола одну карту; при этом нельзя сбрасывать карты с рук. Покупка пакета из одной карты считается покупкой целого пакета, а не одной карты.
Перед окончанием игры каждый должен иметь на руках хотя бы одну карту (нельзя сбросить все карты, не закончив игры), причем этот игрок не может купить пакет, состоящий из одной карты, даже если эта карта подходит к ранее выложенному им на стол сочетанию.
Особую роль играют черные (пиковая и трефовая) тройки; оказавшись верхней картой пакета, они блокируют его. Купить его нельзя, даже показав две другие черные тройки.
По ходу игры нельзя выкладывать на стол сочетания черных троек. Это можно сделать только в момент окончания игры, но тогда нельзя закончить игру, сбросив последнюю карту в пакет, а надо выложить их на стол в каком-нибудь сочетании или добавить их к ранее выложенному сочетанию.
Картами, закрывающими пакет для всех игроков, являются настоящий и фальшивый джокеры. Если кто-то сбросит джокера на пакет, он становится закрытым, как в начале игры; купить закрытый пакет можно только имея на руках две карты того же достоинства, что и верхняя карта закрытого пакета. Пакет, закрытый джокером, нельзя купить, имея на руках два джокера. Закрывающего пакет джокера кладут обычно поперек, чтобы было видно, что пакет закрыть.
Если первой открывшейся картой после сдачи оказывается джокер, черная или красная тройка, открывают следующую карту; так продолжают до тех пор, пока не появится обычная карта.
Особую роль играют красные тройки. Это премиальные карты, которые никогда не входят ни в какие сочетания. После сдачи игроки, у которых на руках есть красные тройки, должны сразу же выложить их на стол перед собой, дополняя во время своего хода количество карт на руках из закрытой колоды. Если этой картой оказывается красная тройка, ее кладут на стол перед собой и берут следующую карту из колоды.
Если игрок купил красную тройку в составе первого пакета, он должен сразу же выложить ее перед собой. Брать карту из колоды при этом не нужно.
Пакет, в котором находится красная тройка или джокер (в начале игры), считается закрытым.
В момент окончания игры партнер игрока, заканчивающего игру может все свои карты с рук выложить на стол в новых сочетаниях или доложить к уже лежащим. Это так называемое двойное окончание, премируемое отдельно.
Если игра открыта одним из партнеров, другой может закончить игру с рук при условии, что выложит все свои карты, включая канасту (даже если одну канасту уже ранее выложил партнер), но при этом ранее не доложил ни одной своей карты к сочетаниям карт на столе (заканчивает одиннадцатью картами с рук).
Подсчет очков
Плюсовые очки начисляются (сверх суммы очков карт канасты):
Дополнительные условия
Если в какой-либо сдаче закончится закрытая колода, а ни одна из сторон не завершила игры. розыгрыш переходит к концу, когда игрок, взявший последнюю карту из колоды сбросит на пакет и подсчитывает очки, полученные в розыгрыше обеими сторонами, без начисления премии за окончание игры.
В канасту можно играть, предварительно условившись, не до 5000, а до 7500 очков. При этом появляется дополнительное условие открытия: при записи для данной стороны 5000 или более очков, минимум открытия есть канаста, независимо от стоимости карт в ней, естественно, только одним игроком с употреблением верхней карты пакета.
Допускается также, предварительно условившись, играть, договорившись, что закончить игру можно, выложив не одну, а две канасты.
Канаста для троих
При игре втроем каждый играет сам и ведет свою запись; игрок получает по 13 карт. Игру можно закончить, имея не одну карту, а хотя бы две выложенные канасты.
Канаста для двоих
Игра идет так же, как и в канасте для троих, только каждый игрок получает по 15 карт. Все остальные правила прежние.
Канаста
Канаста (от исп. canasta — корзинка) — карточная игра, зародившаяся в начале XX века в Южной Америке, предположительно в Уругвае. В 50-е годы игра проникла в США, где стала популярной, а после уже попала в Европу. Существует несколько вариантов канасты, наиболее распространёнными из которых являются два — классическая канаста и американская канаста.
Обычно в канасту играют вчетвером, пара на пару, хотя существуют возможность игры вдвоём, втроём (каждый за себя) и вшестером (три пары). Для игры используются две полные колоды с джокерами. Смысл игры состоит в накоплении на руках и последующей выкладке на стол комбинаций карт. Комбинациями в канасте считаются сочетания карт одного ранга — три и более (три девятки, четыре дамы и т.д.), которые могут быть дополнены двойками и джокерами, которые в этой игре имеют особое значение, причём количество двоек и джокеров в комбинации не должно превышать половины (например, допустима комбинация две пятёрки и джокер, но не допустима пятёрка и два джокера). Игра состоит из нескольких розыгрышей, целью которых является получение наибольшего числа очков за выложенные на стол комбинации. Для окончания розыгрыша нужно, чтобы один из игроков сбросил все карты при наличии в своей выкладке или выкладке партнёра комбинации из семи карт, которая и называется канастой.
Классическая канаста
В самом начале сдающий определяется по жребию, в дальнейшем сдают по очереди. При игре вчетвером сдаётся по 12 карт (втроём — по 13, вдвоём — по 15). Ещё одна карта кладётся лицом вверх рядом с колодой, образуя начало банка. Начальной картой не могут быть джокеры, двойки и тройки, которые должны быть заменены на любую другую карту из колоды.
Карты оцениваются следующим образом: чёрные тройки и карты от четвёрки до семёрки — по 5 очков, от восьмёрки до короля — по 10 очков, двойки и тузы — по 20 очков, джокеры — по 50 очков. Красные тройки не участвуют в игре и при попадании на руки должны быть сразу же обменены на другие карты из колоды. В конце розыгрыша каждая красная тройка приносит 100 плюсовых очков в случае, если пара игроков закрывается первой, то есть выигрывает розыгрыш (не обязательно, что при выигрыше партнёрами будет набрано большее число очков, нежели у соперников), или 100 минусовых очков в случае проигрыша розыгрыша. Четыре красные тройки дадут 800 плюсовых или минусовых очков. Игра ведётся до 5000 очков (или до 7000).
Игру начинает игрок, сидящий по левую руку от сдающего. Он должен взять одну карту из колоды, решить, выкладывать или нет комбинацию на стол, если таковая имеется на руках, дополнить или нет выкладку партнёра, и сбросить одну карту в банк. После сброса карты в банк выкладывать карты нельзя, ход переходит к следующему игроку по часовой стрелке. Для выкладки первоначальной комбинаций предъявляется требование необходимого числа очков в этой комбинации, которые ужесточаются по ходу игры. Так, если на счету партнёров от 0 до 1495 очков, то в начальной выкладке должно быть как минимум 50 очков, от 1500 до 2995 — 90 очков, от 3000 — 120 очков (при игре до 7000 очков эти требования меняются незначительно: 0—1495 — 50 очков, 1500—2995 — 70 очков, 3000—4995 — 90 очков, 4500 и больше — 120 очков). Если у партнеров отрицательное число очков, то для первой выкладки достаточно предъявить 15 очков, чему удовлетворяет любая комбинация. Если на руках есть канаста, то её разрешается выложить в любом случае, даже без выполнения условия наличия определённого числа очков. Комбинации на руках можно удерживать для того, чтобы выйти за одну выкладку, что даёт дополнительные очки. Выйти имеет право только тот игрок, у которого (или у его напарника) есть в выкладке канаста. В противном случае, если у него осталась на руках одна карта, он не сбрасвает её в банк, а пропускает ход.
Канаста может быть «чистой» (или красной) или «грязной» (или чёрной). В «чистой» канасте семь или более карт одинакового ранга без двоек или джокеров. В «грязной» канасте могут присутствовать двойки или джокеры, количеством не более половины. Для удобства подсчёта карты «чистой» и «грязной» канаст складываются стопкой, чтобы показать, что комбинация закрыта, с верхней красной или чёрной картами. В дальнейшем к канасте разрешено добавлять карты, причём добавление двойки или джокера к «чистой» канасте сразу же превращает её в «грязную».
Карты также можно брать из банка. Для этого требуется, чтобы на руках были две карты того же ранга, что и верхняя в банке, если банк блокирован или на столе была выкладка из карт того же ранга, если банк не блокирован. Взяв верхнюю карту из банка и сделав выкладку, удовлетворяющую минимальным требованиям, если она начальная, игрок забирает и все остальные карты из банка. Банк блокируется, если в нём есть хотя бы одна двойка или джокер. Чтобы показать, что банк блокирован, блокирующая карта кладётся перпендикулярно остальным. Чёрные тройки также блокируют банк, но только для следующего игрока. Это делается, чтобы оставить возможность взятия банка для своего напарника, чтобы в свой ход игрок соперника не мог взять банк. В самом начале розыгрыша банк заблокирован.
Чёрные тройки разрешается также выкладывать на стол в виде комбинации из трёх или четырёх карт. Допустимо это только при сбросе с руки всех карт. Каждая чёрная тройка оценивается в 5 очков.
Подсчёт очков
По окончании розыгрыша, когда один из игроков сбросил свои карты (вышел) при наличии канасты в выкладке у него или его напарника, производится подсчёт очков. Все карты, оставшиеся на руках засчитываются в минус. Если к моменту окончания розыгрыша у соперников нет в выкладке ни одной канасты, то и выложенные карты засчитываются в минус.
Очки начисляются за следующее:
Существующие разновидности классической канасты требуют наличие канасты у каждого из игроков пары, наличия как минимум двух канаст на пару, разрешают при закрытии дать возможность выложить карты (но только все) и напарнику, разрешают не сбрасывать последнюю карту в банк, а доложить к выкладке партнёра, а также существуют некоторые другие условия.
Правила игры «Канаста»
В Латинской Америке в 30-е годы нашего столетия возникла игра, сразу увлекшая как мужчин так и женщин. Поскольку игра носила парный, а, следовательно, командный характер, в нее вполне можно было играть целой компанией, устраивая турниры «на вылет». Это обстоятельство вместе с азартом, присущим этой игре, способствовало быстрому распространению этой игры сначала в США, а потом и в Европе. Игра эта называется «Канаста» (в переводе с испанского «корзина»).
Для игры в Канасту необходимо две полных колоды (по 54 карты).
Словом «канаста» в игре обозначается набор из семи одинаковых карт (семь «пятерок», семь «валетов», семь «тузов» и т.д.)
Самая популярная форма игры в Канасту 2 на 2. Вначале всем игрокам сдается по одной 13 карт. Оставшаяся часть карт — колода кладется в центре стола «рубашкой» вверх. Верхняя карта колоды переворачивается картинкой вверх и кладется рядом с колодой. Эта карта и все последующие, которые будут класться на нее сверху, называются «банком».
Игроки по очереди берут карту из колоды, а одну из своих карт сбрасывают в «банк».
Цель игры: «закрыть» как можно больше канаст.
Каждая команда (пара) играет «на одну руку». Происходит это следующим образом. Один из членов команды начинает выставляться. «Выставка» — это карты, выложенные перед собой на стол картинками вверх Ее можно начинать, имея как минимум три карты одного достоинства. Например: три «четверки», три «дамы», три «валета» и т.п. Когда ход дойдет до партнера, он может доставить к имеющейся на столе выставке одну ил две карты того же достоинства. Если команда сумела набрать семь карт одного достоинства, т.е. «канасту», карты складываются стопочкой. Это означает «канаста закрыта».
Банк имеет решающее значение в Канасте. В ходе игры в нем накапливается много карт. «Сорвать» банк может любой игрок при следующих условиях:
если соперник сбросил в банк карту, которая открыта у вас на столе. Например: у вашей команды открыты на столе «восьмерки». Соперник кладет восьмерку в банк. Это называется «сдать банк в прямую».
если соперник кладет карту в банк, которая не выставлена у вас на столе, но у вас на руках есть, как минимум две такого же значения.
И в том и в другом случае вы имеете право «сорвать» банк, то есть взять всю стопку карт, называемую «банком». В этом случае карту из колоды вы не берете. Каждый игрок решает сам брать ему карту из колоды или «срывать» банк. Если он взял банк, он может выложить на стол новые комбинации, доложить карты к имеющимся и, сбросив одну карту в банк, завершить свой ход.
Тур заканчивается, когда кто-то из игроков выставил все карты на стол, а одну карту сбросил при этом в банк. Обязательным условием окончания тура является хотя бы одна «закрытая» (собранная) «канаста». Обе команды подсчитывают очки. Карты снова тасуются, игра продолжается. Обычно карточная партия заканчивается тогда, когда одна из команд набирает 10000 очков.
Система набора очков в Канасте следующая:
«4», «5», «6», «7» — по 5 очков.
«8», «9», «10», «валеты», «дамы», «короли» — по 10 очков.
«тузы» и «2» — по 20 очков, «джокеры» по 50 очков.
«Джокеры» и «2» — это козыри. Их можно использовать:
A вместо значимой карты при выставке. Например, два «валета» и «2» или две «5» и «джокер» (значимых карт должно быть не меньше двух).
B при закрытии «канасты». Например, шесть «шестерок» и «джокер». Пять «королей», «джокер» и «2» (значимых карт в канасте должно быть не менее четырех). «Канаста», в которой есть козыря называется «грязная». В отличие от «чистой», где собраны 7 карт одного достоинства.
«Грязная канаста» — 300 очков.
«Чистая канаста» — 600 очков.
«Золотая канаста» (семь «2») — 1000 очков.
«Бриллиантовая канаста» (четыре «джокера» и три «2») — 2000 очков.
Окончание тура — 200 очков.
Все карты, оставшиеся у игроков на руках после окончания тура, — это очки в минус в соответствии со значением карт.
Особое место в Канасте занимают «3».
Красные в игре вообще не участвуют. Игрок, взявший из колоды красную «3», сразу же выкладывает ее перед собой на стол и берет вместо нее другую карту из колоды. Пока идет тур. Каждая красная «3» стоит 5 очков. Когда тур закончен и идет подсчет, если у команды есть хотя бы одна «канаста», каждая красная «3» — это плюс 105 очков. Если ни одной «канасты» нет каждая красная «3» минус 105 очков. Если четыре красных «3» собраны одним игроком, стоимость троек удваивается, соответственно и в плюс и в минус.
Черная «3» на стол не выставляется. Если после окончания тура, черная «3» осталась на урках — это всегда минус 105 очков. Черные «3» служат для того, чтобы перекрыть «банк». Раз их выставить на стол нельзя, то соперник, даже имея две черных «3», не сможет взять «банк» вверху которого лежит черная тройка. Собрав на руках четыре черных «3» можно эффектно закончить тур при следующих условиях: у вашей команды есть хотя бы одна «канаста», вы сбросили одну карту в «банк», вы положили на стол четыре черных «3», у вас на руках не осталось карт. Такое окончание тура стоит уже не 200 очков, а — 1000. Но, если тур закончит соперник в то время как у вас на руках будут все четыре черные «3», в минус вам будет посчитано не минус 420, а вдвое больше.
Если черная «3» перекрывает «банк» на один ход, «джокер», положенный в банк, не даст его взять никому в течение одного круга. Если в свой ход игрок, положивший «джокера» в банк, банк не возьмет, действие «джокера» пропадает.
Команда начинает выставку в зависимости от того, сколько очков у нее на счету.
Если на счету от 0 до 1500 очков, начинать выставку с 50 очков. Например: два «туза» и «2» — 60 очков. Или: три «7» (15 очков) плюс три «8» (30 очков) плюс красная «3» (5 очков), итого — 50.
Если счет от 1500 до 3000, открываться можно с 90 очков.
От 3000 до 5000 открытие со 120 очков.
Свыше 5000 — со 150 очков.
Открываться может любой член команды, но без помощи партнера.
«Банк» можно брать только при условии, что у команды уже есть открытие. Карты из «банка» в открытие не считаются.
На первый взгляд, правила Канасты кажутся сложными. Поэтому начинающие игроки могут положить рядом с собой лист с достоинством карт и прочими цифрами, входящими в правила Канасты.
Почему среди всех карточных игр мы выбрали для компании именно эту. Во-первых, потому что играть в нее могут абсолютно все, независимо от пола, возраста и индивидуальных особенностей. Во-вторых, потому что она веселая и азартная. В-третьих, потому что она тренирует логическое мышление и помогает выработать навыки коллективных действий. В-четвертых, Канаста, в отличие от других карточных игр, не разрушает компанию, а сплачивает ее.
Можно проводить турниры. Можно садиться за стол одновременно трем парам. Важно, при этом, помнить, что Канаста — всего лишь игра! Ссориться с партнером из-за неудачного хода не следует. Лучше поблагодарить его за приятное времяпрепровождение.
КАНАСТА
Автор: Ярослав · Опубликовано 26.02.2017 · Обновлено 22.01.2017
Эта игра возникла в 40-х годах XX столетия и сейчас является одной из наиболее популярных игр в США и Латинской Америке. В переводе с испанского слово «канаста» означает «корзина».
В игре чаще всего принимают участие четыре игрока. Но также в канасту могут играть двое, трое, пятеро или шестеро игроков.
Колода состоит из 108 карт (плюс четыре джокера). Свободными картами являются джокеры и двойки. Свободная карта входит к комбинацию только с натуральными картами, приобретая соответствующий номинал.
Партнеры определяются путем жеребьевки. Для этого игроки берут из колоды по одной карте. Игрок, которому досталась старшая карта, получает право выбрать место и первым сделать ход
в розыгрыше. Его партнером становится участник, взявший следующую по старшинству карту.
При жеребьевке карты ранжируются в следующем порядке: туз (старшая карта), король, дама, валет, 10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2. Джокеры не имеют силы.
Масти определяются по старшинству: пики (старшие), червы, бубны, трефы. Игроки, взявшие равные карты, должны снова тянуть жребий. Игрок, взявший джокер или несколько карт, также снова тянет жребий. После жеребьевки партнеры занимают места напротив друг друга.
Первую сдачу производит игрок, занявший место справа от игрока, который при жеребьевке вытащил старшую карту. Затем очередь движется по ходу часовой стрелки.
Тасовать колоду имеет право любой участник, по желанию. Сдающий имеет право тасовать колоду в последнюю очередь. После тасования колоду должен снять игрок, сидящий по левую руку от сдающего.
Сдающий дает каждому участнику одиннадцать карт, по одной карте за один раз. Сдача производится по часовой стрелке, начиная с противника слева от сдающего и заканчивая самим сдающим.
Карты, оставшиеся после сдачи, кладутся в центре стола картинкой вниз. Это резерв. Верхнюю карту резерва переворачивают картинкой вверх и кладут рядом с ним. Такая карта называется «апкард».
Если апкардом оказался джокер, двойка, черная или красная тройка, то карты необходимо переворачивать, пока не выйдет натуральная карта в номинале от туза до четверки.
Если на руках у игрока оказалась красная тройка, то он обязан в свою первую очередь положить ее на стол картинкой вверх и взять из резерва замену. Игрок, взявший из резерва красную тройку, должен немедленно положить ее на стол картинкой вверх и взять замену.
Игрок, взявший сброс и обнаруживший в нем красную тройку, должен положить ее на стол картинкой вверх. В этом случае он не имеет права взять замену.
За каждую красную тройку начисляется 100 премиальных очков. Но если у одной из играющих сторон оказались все красные тройки, то ей начисляют по 200 очков за каждую (всего 800 очков). Цена красных троек записывается в кредит плюс стороне, составившей комбинацию к концу игры.
Первым делает ход противник, сидящий слева от сдающего. После первой сдачи очередь переходит по часовой стрелке. Каждая очередь включает прикуп, объявление комбинации (по желанию) после прикупа и сброс, которым заканчивается очередь данного игрока.
Игрок в свою очередь всегда имеет право взять верхнюю карту резерва. Вместо этого он может в соответствии с ограничениями, изложенными в разделе «Взятие сброса», взять из сброса и использовать верхнюю карту в комбинации, после чего обязательно взять остальной сброс.
В сброс поступает карта из руки, но не из комбинации. Все сброшенные карты кладутся стопкой рядом с резервом на перевернутую карту, если таковая имеется. Заглядывать в стопку сброса не разрешается, за исключением случаев, отмеченных в разделе «Справки».
Цель игры состоит в формировании комбинаций минимум из трех карт в одном номинале с помощью иди без помощи свободных карт. В канасте секвенции не имеют силу комбинаций.
Комбинация имеет силу, если она содержит минимум две натуральные карты в одном номинале, от тузов до четверок включительно, и максимум три свободные карты.
Отдельно от натуральных карт джокеры и двойки не составляют комбинации. Комбинация из трех-четырех черных троек, без свободных карт, может быть объявлена только при выходе из игры.
Для зачета в плюс владелец комбинации должен в соответствующую очередь положить ее на стол. В минус идут все карты, оставшиеся в руке после окончания игры, даже в тех случаях, когда они составляют комбинации.
Игрок может в свою очередь объявить любое число карт в одном или различных номиналах, составляя новые комбинации или добавляя карты к предыдущим комбинациям (см. ограничения в разделе «Выход»).
Все комбинации партнеров помещаются перед одним из них. Партнеры могут составить комбинации в номинале группы, показанной противниками, но не имеют права объявлять две разные комбинации в одном номинале.
Игрок имеет право присоединять дополнительные карты у комбинации своей стороны при условии, что комбинация сохраняет силу. Он не имеет права добавлять карты к комбинациям противника.
Канастой называется комбинация, которая включает не менее семи карт, в том числе с четырьмя натуральными картами (базой). Кроме очков, начисляемых за номинал, канаста приносит премию: 500 очков за натуральную, т. е. чистую, канасту без свободных карт и 300 очков за смешанную канасту, включающую от одной до трех свободных карт.
Готовую канасту выкладывают на стол, помещая сверху красную карту для обозначения натуральной канасты или черную карту для обозначения смешанной канасты.
К канасте можно присоединить карты, набирая очки в номинале. Это не влияет на величину премии, за исключением случаев, когда присоединение к натуральной канасте свободных карт может сделать ее смешанной.
Первая, т. е. исходная, комбинация, составленная одной из сторон, должна удовлетворять приведенным ниже требованиям к минимальному счету, который зависит от общего результата данной стороны в настоящий момент. Игрок может составить несколько комбинаций.
Счет комбинации включает все очки, начисляемые в соответствии с ее номиналом. Если игрок берет сброс, в минимум засчитывается только верхняя карта. В минимум не входят канасты и премии за красные тройки.
После показа исходной комбинации одной из сторон любой из партнеров, независимо от минимального счета, может объявить любую реальную комбинацию.
Сброс считается «замороженным», т. е. находящимся под запретом для одной из сторон, до тех пор, пока она не покажет исходную комбинацию.
Обеим сторонам запрещается пользоваться сбросом при наличии в нем красной тройки (в качестве апкарда) или свободной карты (перевернутой или сброшенной). Если такой прикуп берут, то он размораживается.
Карта, повернутая в сторону, означает замораживание, т. е. запрет на использование сброса.
Если сброс находится под запретом для стороны данного игрока или для обеих сторон, игрок может взять его только для включения верхней карты сброса в комбинацию с натуральной парой из своей руки в том же номинале.
Но сначала он должен показать свою пару наряду с дополнительными картами, которые могут понадобиться в случае зачета минимума на исходной комбинации.
Если сброс не заморожен для одной из сторон, то ее игрок может взять его:
1) с натуральной парой, как было указано выше;
2) для показа комбинации верхней карты сброса с одной соответствующей натуральной картой и одной свободной картой из своей руки;
3) для присоединения верхней карты сброса к предыдущей комбинации своей стороны.
После показа в комбинации верхней карты сброса игрок берет в свою руку оставшийся сброс и может объявить комбинацию на всех дополнительных картах такого рода.
В тех случаях, когда верхней картой является свободная карта или черная тройка, брать сброс не разрешается.
1) перед сбросом в свою очередь проверить стопку сброса;
2) обратить внимание на верное количество очков в минимуме, если партнер показывает исходную комбинацию;
3) напомнить партнеру о необходимости объявить красные тройки и брать замену;
4) положить крестом шестую карту комбинации, показывая тем самым, что для завершения канасты ему нужна еще одна карта.
В свою очередь игрок имеет право знать:
1) необходимый минимум и счет (в качестве сдачи) каждой из сторон на руках любого игрока;
3) количество карт, оставшихся в резерве.
Если в руке игрока останется одна карта, то он может сообщить о случившемся.
Игрок выходит из игры в том случае, когда он путем сброса или показа комбинации избавится от последней карты. Затем производится подсчет очков, полученных на данной сдаче.
Игрок может выйти из игры только в случае показа его стороной, по меньшей мере, одной канасты, а также если он укомплектует канасту во время выхода. В случае неудачи этот игрок должен сохранить в руке минимум одну карту.
Игрок не обязан делать сброс на выходе, он может объявить комбинацию на всех оставшихся картах.
Игрок с одной картой в руке имеет право не брать сброс, представленной также одной картой.
РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫХОД
Если до или после прикупа из резерва игрок хочет сделать выход, то он должен спросить разрешение у партнера. Перед тем как дать ответ, партнер имеет право получить сведения, указанные в разделе «Информация».
Игрок выходит скрытно в тех случаях, когда он за один раз покажет комбинации на всей своей руке, включая, по меньшей мере, одну канасту без объявления предшествующей комбинации и без предварительного дополнения комбинаций партнера своими картами.
В тех случаях, когда партнеру не удалось составить исходную комбинацию, он обязан следовать минимальным требованиям к счету (без премии за канасту), если он взял сброс, и не обязан делать это, если он взял карту из резерва.
Если игрок возьмет последнюю карту резерва, которая оказалась красной тройкой, то он не имеет права объявлять комбинацию или делать сброс. На этом розыгрыш заканчивается.
Если игрок возьмет последнюю карту резерва, которая не является красной тройкой, то игра продолжается до тех пор, пока каждый игрок в свою очередь не возьмет сброс, соответствующий комбинации его стороны, при отсутствии запрета на пользование колодой.
Исключение составляют те случаи, когда игрок с одной картой в руке не имеет права брать сброс, состоящий из одной карты. Игра заканчивается, если игрок не сможет или не захочет взять сброс.
Базовый счет стороны на одной сдаче определяется путем сложения всех позиций, приведенных ниже:
За скрытый выход…………………………100
За каждую красную тройку…………….100
За каждую натуральную канасту…….500
За каждую смешанную канасту………300
Номинальный счет стороны получают, суммируя очки, начисляемые в соответствии с номиналом всех карт, показанных в комбинациях, за вычетом номинальной стоимости карт, оставшихся в обеих руках.
Общий счет стороны на одной сдаче определяется базовым и номинальным счетом. Он может оказаться минусовым.
ПОДСЧЕТ ОЧКОВ ЗА ПАРТИЮ
Счет необходимо записывать на листе бумаги, разделенном на две колонки.
Он должен отражать результат предшествующей сдачи наряду с накопленными суммами.
Партию выигрывает та сторона, которая в итоге первой наберет 500 очков. Заключительную сдачу разыгрывают и в том случае, когда одна или обе стороны наберут это количество очков. За выигрыш партии премиальные очки не назначаются. Выигрыш победителей определяется разницей между окончательными итогами.
Пересдача производится в следующих случаях:
1) когда кому-то из игроков было сдано неправильное количество карт;
2) когда в резерве оказалась «засвеченная» карта;
3) в колоде оказалась посторонняя карта.
Если ошибка была обнаружена слишком поздно, чтобы произвести новую сдачу, засвеченную карту помещают в резерв, а постороннюю убирают из колоды. Если посторонняя карта оказалась у игрока на руках, то он берет замену.
Взятие неверного количества карт
Если игрок взял из резерва липшие карты, он должен показать их (если он еще не поместил их в свою руку) всем игрокам и положить на резерв. Перед тем как взять карты из резерва, очередной игрок может при желании его перетасовать.
Если игрок, взяв лишние карты, успел поместить их в свою руку, то он должен не прикупать в последующие свои очереди для того, чтобы набрать правильное количество карт, сбрасывая по одной, карте в каждую очередь. До восстановления руки этот игрок не имеет права объявлять комбинации.
Показанная карта становится штрафной и остается лежать картинкой вверх на столе. Штрафная карта считается частью руки и, соответственно, может входить в комбинации.
Штрафную карту следует сбросить при первой же возможности, если она не войдет в комбинации. При наличии у игрока на руках нескольких штрафных карт он может самостоятельно выбрать карты для сброса.
В случае записи недостаточного количества очков за исходную комбинацию игрок вправе показать и переставить дополнительные карты, отозвать все карты, и в этом случае обязательный минимум для его стороны увеличивается на 10 очков. Но это относится только к розыгрышу данной сдачи.
Карты, незаконно показанные в комбинации, подлежат возврату, и сторона, допустившая нарушение, штрафуется на 100 очков. Та же сумма штрафных очков назначается и тогда, когда игрок после записи недостаточного счета за исходную комбинацию добирает очки, включая в комбинацию дополнительные карты, а затем отзывает одну или несколько показанных карт.
Не объявление красной тройки
В случае утаивания красной тройки провинившаяся сторона штрафуется на 500 очков.
Если игрок не мог сделать объявление, так как вышел из игры в свободную первую очередь предшествующего ему игрока, то он не подлежит наказанию. Однако в этом случае за красную тройку ему записывается в минус 100 очков, если его сторона не показала комбинацию.
За незаконный показ комбинации, а также за недостаточный счет штраф не назначается, если до объявления ошибки очередной игрок возьмет колоду. Исходная комбинация с недостаточным счетом становится достаточной, а неправильная комбинация отзывается без назначения штрафа.
Тем не менее в комбинации остаются лишние свободные карты, и провинившейся стороне за них записываются штрафные очки. В тех случаях, когда трудно определить, какая именно из свободных карт была добавлена в качестве четвертой, записывается по 50 штрафных очков за каждую лишнюю свободную карту.
Незаконное взятие колоды
В ситуации, когда игрок, прежде чем дать какое-либо объяснение, возьмет колоду в руку, соперники вправе посмотреть всю его руку и восстановить по ней колоду. После этого нарушитель, взяв свою руку, берет карты из резерва. При этом провинившаяся сторона штрафуется на 100 очков.
Примечание. При игре в канасту «колодой» (или «пачкой») принято называть стопку сброса.
Нарушение при постановке вопроса
Игрок по возможности должен выйти из игры, если попросит у партнера разрешение на выход после показа любой карты или после объявления намерения взять колоду сброса и задаст вопрос, а карту покажет до получения ответа. В противном случае сторона провинившегося игрока штрафуется на 100 очков.
Некоторые специфические правила игры в канасту
Игрок, который объявляет комбинации первым, хранит у себя комбинации и красные тройки своей стороны.
Результаты заносятся в таблицу очков с двумя колонками, обозначенными как «Мы» и «Они». Аналогичные таблицы используются в бридже.
После окончания игры каждая сторона подводит итоги по очкам, округляя при этом 50 и более очков до 100. Победители получают разницу между своими результатами и результатами соперников.