канбан что это простыми словами
Методология Kanban: доски, принципы и возможности управления
Управлять командой нелегко. Особенно в digital. Нужно организовать работу так, чтобы и дедлайны соблюдались, и заказчик был доволен.
Вы когда-нибудь собирали вместе группу людей, чтобы создать продукт или запустить проект? В качестве бонусов — жёсткий дедлайн, объемное техзадание и несговорчивый заказчик. Получилось? Всему этому мы учим на курсе «Руководитель digital-проектов».
Волшебной таблетки для решения всех проблем не существует. Но есть методы, которые упрощают работу команды. Один из них ― Kanban.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства
CRM-маркетинга Out of Cloud.
Что такое Kanban
Kanban ― это метод улучшения процессов разработки и часть agile-философии. В его основе ― «Манифест гибкой разработки программного обеспечения».
Цель Kanban
Только одна ― получать готовый качественный продукт вовремя. Давайте разбираться, как этого добиться.
Kanban начинается с визуализации, чтобы процессы были на виду у команды. Для этого используют специальную доску и набор карточек или стикеров.
Доски Kanban
Доска ― это обязательный элемент для гибкой методологии. Она есть в Scrum, есть и в Kanban. Каждый член команды получает к ней доступ в любое время и видит, на каком этапе находится задача.
Доска подойдёт и реальная, и виртуальная: можно использовать простую пробковую или программы вроде Trello. Kanban-доска подстраивается под любой процесс и применяется в любой области. Например, чтобы составить список дел.
Как устроен Kanban в проектах
У каждого проекта есть план процесса работ. Сначала мы его анализируем и разделяем доску на столбцы, которые отражают этапы. Например, для процесса создания IT-проекта этапы могут быть такими:
Имена столбцов меняются в зависимости от проекта, но важно сохранять их последовательность ― это ключевая ценность Kanban, которую называют потоком.
Kanban-карточки ― это задачи, которые движутся по потоку и перетекают в другие столбцы в зависимости от их состояния. На карточке или стикере пишут название задачи и прикрепляют в начало доски.
C помощью kanban-доски легко вести несколько проектов одновременно, используя карточки разных цветов: один цвет ― один проект.
На доске отражаются все процессы. Команда их анализирует и устраняет слабые места. В Kanban это называется управлением потоком.
Чтобы использовать Kanban, одной доски недостаточно. Команда должна знать принципы, по которым работает.
Команда в Kanban ― единый механизм. Если кто-то не справляется, то страдает общее дело. Работу планируют на доске, поэтому каждый может увидеть свой вклад и ценность для проекта.
В Kanban смешались принципы agile-методологий и lean-мышления. Здесь нет жёстких правил, но есть принципы, на которые можно опираться.
Как помогает визуализация
Визуализация помогает видеть картину целиком и корректировать отдельные её части, понимая, как изменения затронут весь проект. Получить результат точно в срок возможно, если контролировать нагрузку команды. Определите количество задач: сколько команда реально способна решать в установленные сроки. Например, в «Проектировании» одновременно ― не больше двух задач, а на «Тестировании» ― только одна. Всё в зависимости от возможностей команды.
Ситуация: разработчик ещё не закончил с текущей задачей, а ему уже поступила следующая. Он не успевает и тормозит всю работу.
Решение: прекратить передавать задачи в разработку и дать программисту время закончить текущую.
Важно найти баланс: выбрать темп работы, который удобен команде и не вредит срокам проекта. Для этого в Kanban учитывают время выполнения каждой задачи. Так команда понимает, что занимает больше времени, а что ― меньше, и может правильно организовать работу.
Ситуация: на этапе тестирования продукта возникли трудности. Нужно больше времени.
Решение: выяснить, какую часть работы можно сделать быстрее, не потеряв в качестве. Или выделить сотрудника, который свободен и поможет тестировщику.
Чем отличаются
Kanban и Scrum
Kanban часто путают или объединяют с гибкой методологией Scrum. Но это не совсем так.
KANBAN | SCRUM |
---|---|
Нет совещаний | Есть совещания |
Нужна отправная точка | Не нужна отправная точка |
Могут работать узкопрофильные команды | Только кроссфункциональная команда |
Последовательные и плавные перемены | Кардинальные перемены |
В команде нет разделения на роли | В команде есть разделение на роли |
Представьте, что разработка ведётся по стандартному водопадному подходу. Много времени уходит на утверждение документации, а ошибки всплывают в самый последний момент. Команда понимает, что пора меняться. Scrum сейчас популярен, все говорят о его пользе. Но страшно: придется уйти от привычного процесса разработки, а вдруг не поможет.
В такой ситуации лучше начать с Kanban. Если команда заметит явные улучшения, то после сможет решиться и на Scrum.
Команда уже внедрила Scrum, но хочет продолжать совершенствовать процесс. Тут снова поможет Kanban.
Как внедрить Kanban
Если вы решили использовать Kanban, то запаситесь терпением и научитесь самодисциплине. Не думайте о радикальных переменах, не внедряйте все практики сразу. Kanban ― это про последовательные и плавные улучшения. Возможно, для достойного результата и не понадобится часть инструментов.
Заключение
Теперь вы знаете, что есть Kanban, как использовать метод и чем он отличается от Scrum. И уже готовы проверять всё в деле. Теория ― это хорошо, но нужна практика. И лучше практиковаться без опасений, что одно неверное движение может навредить проекту.
В Skillbox есть курс, который прокачает вас в управлении проектами. Вы сможете внедрять в свою работу любые agile-системы и будете уверены в результате.
Что такое канбан и как не «похоронить» проект в Trello
История канбана
Своим появлением термин «канбан» обязан компании Toyota Motor Corporation, разработавшей и внедрившей на своих автомобилестроительных заводах принцип производства и снабжения, обеспечивающий реализацию системы «точно в срок». При этом немногие знают, что именно послужило источником появления этой методологии, которая сейчас широко используется в финансах, бизнесе и ИТ-секторе.
В 1958 году тогда еще никому не известная за рубежом и сравнительно небольшая компания Toyota неожиданно для всех выиграла тендер на поставку крупной партии внедорожников в далекую Австралию, где стартовал один из самых амбициозных проектов той эпохи по созданию системы водохранилищ и гидроэлектростанций. Запуск этого проекта не только помог Австралии справиться с послевоенным упадком экономики, но и запустил очередную волну иммиграции из сотен тысяч талантливых инженеров и их семей.
«Благодаря этому проекту Toyota впервые запустила производство своих автомобилей за рубежом в австралийском городе Мельбурн, а принцип канбана помог ей справиться с многократно возросшей нагрузкой в плане объема реализуемых в единицу времени задач и вырасти в одну из крупнейших мировых корпораций. Сегодня канбан широко используется в проектном и производственном управлении, начиная от ставшего модным в последнее время «гроуз-хакинга», заканчивая комплексными проектами по запуску космических аппаратов», — говорит Сергей Кофанов, руководитель направления по продвижению цифровых продуктов «СберСервис».
Growth Hacking — механизмы или действия, помогающие продукту и бизнесу быстро расти. Важные элементы процесса — непрерывное экспериментирование, проверка гипотез и извлечение выводов из ошибок.
Принципы канбана
Канбан берет начало в сервисной парадигме, где все существует в виде экосистемы сервисов. В ее основе лежат четыре принципа:
Кроме принципов, канбан предлагает ряд полезных практик, которые помогут достичь желаемого результата при его использовании. Современный канбан — это набор специального инструментария, который образует систему и не терпит пренебрежения в недоиспользовании хотя бы части из него. К основным элементам этого инструментария следует отнести:
Весь этот инструментарий необходим для кратного повышения пропускной способности потока задач в организации при том же ее ресурсе, а основная идея канбана — поэтапное движение проекта.
Любая задача/проект/активность разбивается на последовательные этапы. Канбан-доску можно сравнить с движением автобуса, где конечная — это финальная цель, остановки — промежуточные этапы, а сам автобус — карточки на канбан-доске. Все участники доски знают, какова конечная цель команды, видят, какие существуют промежуточные этапы, когда и кому нужно подключиться. Таким образом, главное преимущество канбана — хорошая визуализация процессов.
Применение канбана
На сегодня принципы канбана используются во многих сферах и отраслях. Система популярна в ИТ-среде, цифровой сфере и маркетинге, строительстве, HR и СМИ. В целом методика подходит для любого бизнеса, где процесс создания продукта можно разбить на этапы с ясной последовательностью задач (задача внутри одного проекта проходит одни и те же стадии). При этом существует два основных канбана: канбан-метод и производственный канбан.
Канбан-метод придумал американский эксперт в области менеджмента Дэвид Андерсон с целью оптимизации процессов в интеллектуальных профессиях (разработчики, маркетологи, дизайнеры и так далее). Его применяют многие крупные мировые компании: Microsoft, Intel, Hewlett-Packard, Meizu. В России интересные кейсы у Тинькофф Банка, HeadHunter, REG.RU.
Производственный «канбан» подходит для оптимизации процессов на различных предприятиях, а также в рамках lean manufacturing (бережливого производства). Например, применительно к компании «Газпром нефть» метод зарекомендовал себя как инструмент, который повышает эффективность снабжения месторождений, где компания ведет или планирует вести добычу.
Существует также распространенное суждение, что метод часто применяют в ИТ, но это не совсем так. Например, в разработке он используется редко, поскольку разработчикам нужно более строгое планирование задач, разделение на спринты в одну или две недели, возможность оценить промежуточные результаты и скорректировать последующие планы.
«В Mail.ru Cloud Solutions используется Scrum. Обе эти методологии относятся к Agile-подходам, но сильно различаются между собой. Канбан позволяет выполнять потоковые работы и оценивать пропускную способность, Scrum — решать новые задачи разной сложности, дробить их на подзадачи, контролировать и корректировать ход работ и скорость выполнения. Поэтому канбан подойдет, например, для call-центра или отдела техподдержки, но не для разработчиков», — рассказывает Мурад Бяшимов, руководитель команды Mail.ru Cloud Solutions.
Канбан-доска
Канбан-доска позволяет вывести процесс выполнения задач в визуальное восприятие. Такой подход помогает видеть весь рабочий процесс, четко распределять задачи и вовремя направлять усилия в «слабые» зоны.
Это работает так: столбики представляют собой разные этапы, на которые разбивают рабочий процесс. Карточки в столбцах — это конкретные задачи-шаги. За каждый этап несет ответственность отдел/сотрудник. Карточки перемещаются по столбцам в соответствии со своим статусом.
При этом принцип формирования каждого столбца должен быть один. Например, это могут быть этапы производственного процесса («прототипирование», «дизайн», «разработка», «тестирование») или статусы выполнения задач («предстоит сделать», «в работе», «на проверке», «завершено»). По каждой колонке должно быть определено ограничение объема незавершенной работы — это позволяет предупредить перегрузы и простои. Этот принцип берет свое начало в законе американского ученого Джона Литтла, согласно которому при увеличении количества одновременно выполняемых задач, снижается скорость выполнения каждой из них. Поэтому команды постоянно балансируют между ограничением на невыполненную работу и скоростью пропускной системы. Лучшие практики ведения канбан-доски основаны на простых компонентах — обсуждение, баланс и взаимодействие.
«Не существует какого-то идеального представления о том, как должна выглядеть доска. Это живой механизм, и в определенный момент времени она показывает какую-то проблему, которую необходимо решать. Это механизм отзеркаливания процессов. Если доска показывает ту или иную проблему в процессах и подсвечивает ее команде, которая обслуживает этот сервис или продукт, то это хорошая канбан-доска», — говорит Артур Нек, директор по процессному управлению REG.RU (аккредитованный kanban-тренер и кандидат в kanban-консультанты).
Ключевые правила работы с канбан-доской:
Ошибки в применении канбана
Существует миф о том, что канбан является неким фреймворком, который можно установить с понедельника, и все начнет работать. Канбан-метод — это набор из около 140 инструментов, которые нужно постепенно применять к процессам компании, улучшая их, а также сокращать время производства, увеличивать выпуск продукта каким-либо подразделением. Здесь не получится подсмотреть у кого-то, как они используют канбан. Можно лишь взять текущие процессы и, применяя инструменты, нарастить ценность того, что уже происходит в компании, а это процесс последовательный.
Ошибка 1. Не объяснять сотрудникам принципы и практики метода, в связи с чем команды на ранних этапах внедрения терпят неудачу. Прежде всего руководителям необходимо обучить команду.
Ошибка 2. Игнорировать ограничения: часто компании ставят на доску количество задач, которое превышает ранее оговоренный лимит. В связи с этим сотрудники перерабатывают, теряют понимание цели их работы и тем самым мотивацию к повышению пропускной способности системы.
Ошибка 3. Не фиксировать срочные задачи на канбан-доске. В результате происходят перекосы рабочего процесса.
Ошибка 4. Не считаться с ограничениями WIP (количеством незавершенной работы), а это базовая практика для погружения сотрудников в текущую работу. Игнорируя WIP, вы упускаете возможность выявить узкие места рабочего процесса.
Ошибка 5. Не использовать все возможности канбана: часто в первые недели игнорируются инструменты для отслеживания метрик, такие как кумулятивная диаграмма потока, гистограмма времени производственного цикла и другие. По истечении первого периода нужно использовать эти данные как фундамент для будущих улучшений.
Ошибка 6. Не актуализировать статус задачи (например, задача выполнена, а на доске она еще в процессе работы). Это может создать неправильное представление о загрузке команды и статусе проекта.
Ошибка 7. Не подключать к канбан-доске всех лиц, которые принимают решения и планируют загрузку отделов. Если другие сотрудники не видят визуализацию процессов, они могут не в полной мере понять решения менеджера, который ведет доску.
Ошибка 8. Перегружать команды: если в одной колонке больше 15 карточек, то ее уже сложно воспринимать комплексно в контексте других задач, создается локальный «захлеб». Решение — добавлять более крупные задачи и дробить их внутри на подзадачи (например, используя чек-листы).
Ошибка 9. Не давать обратную связь в команде: улучшения невозможны без анализа текущего состояния.
Ошибка 10. Отсутствие вовлеченности команды. Канбан визуализирует процессы и задачи, объединяет людей, чтобы они вместе искали возможности для оптимизации. Непонимание командой сути использования метода может приводить в лучшем случае к ситуациям, когда все начинается и так и заканчивается доской, в худшем — к сбоям в работе.
Ошибка 11. Отсутствие приоритетов и ответственных за исполнение задач.
Сервисы для ведения канбан-досок
Для ведения канбан-доски можно взять любой из популярных сервисов, но выбор лучше делать, исходя из задач.
Trello — самый популярный и интуитивно понятный сервис, подходящий для проектов из разных сфер. Здесь можно создавать любое количество досок с разным составом команды (в бесплатной версии есть ограничение на количество досок). К карточкам можно добавлять разноцветные метки, прикреплять вложения и оставлять комментарии. Число колонок не ограничено. Однако по мере эволюции процесса, когда компания будет применять разные практики, инструментов этого сервиса может стать недостаточно, возникнет потребность расширить функционал. Именно поэтому Trello купила компания Atlassian, чтобы аудитория органически перетекала в схожий, но платный и более сложный инструмент — JIRA, откуда пользователь уже сможет перейти на еще более широкий пакет софта в облаке, если ему нужно, например, хранить документацию по проекту, или обсуждать задачи более удобный образом.
JIRA — больше подходит для ИТ, а также для технических команд и процессов, находящихся вне системы Agile. Этот сервис используют крупные компании, у которых численность штата специалистов больше, чем в малом бизнесе. Помимо возможности создавать проекты и отслеживать прогресс, в Jira есть функции отслеживания багов и интеграции со сторонними сервисами.
Kanbanize — англоязычная программа, которая поддерживает большую часть необходимых инструментов канбана, но пока не распространена в России.
Kaiten — российский сервис, максимально адаптированный к применению всех инструментов канбана и позволяющий собирать большой объем аналитики.
В целом сервисов для применения канбана довольно много: Сonceptboard, Taskify, Targetprocess, Favro, Higger, Smartsheet, TargetProcess, SwiftKanban, LeanKit, Miro, Blossom, ZenHub, MeisterTask, Kanbanchi, Breeze, ProofHub, Битрикс24, YouTrack, Asana, Kanbanery.
Как не «похоронить» проект в канбане
Самое важное — наладить работу команды с сервисом. Для этого необходимо составить инструкцию и отслеживать, как команда работает с ним. Для быстрого старта хорошо подойдут готовые шаблоны канбан-досок, но обязательно с оглядкой на реальные процессы в компании.
При этом желание внедрить канбан повсеместно во всей организации и на всю глубину сразу чревато тем, что вы завалите дело в силу его неподъемности. Во всех успешных организациях метод внедрялся не разом, а постепенно, от вдохновляющего успеха на одном участке к успеху на другом, что фактически и тождественно вдохновляющей концепции lean-стартап.
Нужно четко осознавать, что Trello (или любой другой сервис) — это всего лишь инструмент, который позволяет визуализировать активности, рассчитывать метрики. Не нужно полагаться только на инструменты при применении любого подхода, нужно сначала изучить основы и принципы, понять, зачем все это нужно, а потом уже подстраивать инструменты под свои нужды, и тогда успех обеспечен.
В создании материала также участвовали:
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Канбан-метод: доски, карточки и оптимизация
Как и статьи по любой теме, касающейся методологий управления, в частности Agile, большинство статей о канбан не оставляют новичку шанса разобраться. Если ты прочитаешь информацию из нескольких источников, скорее всего заработаешь себе разрыв шаблона, потому что в единую картину вся эта история про «канбан-методологию» откажется складываться.
Я разобрался за тебя и в этой заметке отвечу на главные вопросы о Kanban: что это такое, откуда взялось, как применяется в работе и так далее.
В чём идея Канбана?
Канбан (Kanban) — часть agile-философии и метод улучшения рабочих процессов путём визуализации и активной работы над незавершёнными задачами.
Канбан — это именно что способ оптимизировать рабочий процесс, а не набор таких способов, подкреплённых теорией. Хотя, у Канбан есть свои ценности и принципы.
Одна из ключевых мыслей канбан-метода:
Меньше незавершённых задач — выше эффективность команды.
Как он работает?
Для визуализации работы в Kanban используют специальную доску (неотъемлемую часть любой agile-методики) и набор карточек или стикеров.
Доска может быть реальная (магнитная, пробковая, деревянная) и виртуальная (есть много сервисов, которые дают возможность работать с досками — WEEEK, Trello и так далее).
Но описать можно буквально любой рабочий процесс: от подготовки статей в журнал до производства магистральных труб или бытовой техники.
Колонок может быть сколько угодно, но важно соблюдать их последовательность. Только так можно поддерживать поток задач — главную ценность Канбана.
Задачи пишут на карточках или стикерах и прикрепляют в первую колонку. По ходу работы стикеры перемещают между колонками, пока работа не завершится. Если на каком-то этапе рабочего процесса есть проблема, команда это сразу видит и может исправить дело. Это называется управлением потоком.
Канбан-доску можно использовать для работы над несколькими проектами или направлениями. Например, у меня в WEEEK есть доска для контроля производства всего контента, где задачи разбиты на группы по видам контента.
Так, а кто это придумал?
Как и многое из того, что сейчас относят к Agile, Канбан придумали в Toyota. Там карточки использовали, чтобы передавать информацию между этапами, сколько каких деталей требуется. За счёт этого получалось поддерживать бережливое производство (Lean) и не производить излишки.
Agile, Scrum, Kanban… в чём разница-то?
Как я рассказывал в предыдущей заметке, Agilе — это подход к управлению, сформированный в том числе на основе Scrum – гибкого фреймворка разработки ПО. Scrum – методика с жёсткими правилами, от которых нельзя отходить. Kanban во всей этой картине мира – лишь инструмент, позволяющий оптимизировать работу. Причём его можно использовать как отдельно, так и в рамках фреймворков, типа Scrum. Даже опираться на уже существующие варианты использования не обязательно. Разобрался в принципах работы инструмента и пользуешься.
А что за принципы и ценности есть у Канбан?
У метода есть девять основных ценностей:
А ещё есть три основных принципа:
Всё это играет роль, если ты используешь Канбан в его изначальном виде. Но это, как я уже говорил, вообще не обязательно.
Что делать после внедрения Канбана?
Если внедрение Канбана прошло успешно, но ты считаешь, что ещё есть, куда стремиться, можно постепенно перевести его в Scrum. И наоборот, при использовании Scrum отдельные практики Канбан могут улучшить процессы.
Что ещё нужно знать?
Канбан не подходит для работы с большим коллективом. Он создан для небольших и узкоспециализированных команд. Если у тебя в команде 25 человек, которые и проектируют, и кодят, и тестируют, и продают, Канбан вряд ли поможет оптимизировать работу и улучшить показатели.
Канбан не подходит для долгосрочного планирования. Если задача долго ползёт по доске и застревает на отдельных этапах, это противоречит принципам Канбана.
Теперь ты знаешь, что такое Канбан, и как этот метод можно использовать в работе. Но знать это одно, а применять на практике — совсем другое. Хорошо хоть внедрять Канбан куда проще, чем Scrum и Agile.