канон и фанон что это
Фанон
Дополнительная информация доступна в истории правок и обсуждении статьи
Фанон («фанатский канон») — придуманная или выведенная фанатским сообществом информация о вселенной любимого произведения, имеющая широкое хождение в творчестве и личных представлениях о вселенной участников фэндома.
Фанон — аналог фольклора для фанатского сообщества: часто авторство той или иной широко распространённой информации неизвестно большинству. Новым участникам сообщества может быть даже не ясно, что является фаноном, а что произошло из официальных источников. Тем не менее, часто ходовые убеждения можно проследить от отдельных произведений, авторов или аналитиков, чем занимаются фанаты, документирующие фанатское творчество, мемы и фэндом. Исследователи канона и авторы, приверженные канону, уделяют внимание тому, чтобы не представить фанатскую информацию (равно как и сведения из субканона) как часть канона. В библиотеках для обозначения неканонических вкраплений используется метка AU (альтернативная вселенная), а в обсуждениях и статьях — понятие «headcanon» (личный канон).
Что считается фаноном [ править ]
Не следует путать фанон с фанатской теорией или информацией, представленной в творчестве нескольких авторов. Фаноном словом называют информацию, распространённую настолько же широко, как каноническая, и неотличимую от неё по применению в творчестве. Таки образом, понятие фанона существует неразделимо с понятием фэндома, и разные ветви этого фэндома (например, на разных языках) могут иметь свой фанон, в зависимости от соприкосновения этих ветвей. Кроме того, малые сообщества более склонны к появлению фанона, чем большие, просто потому что информации легче разойтись на меньшее количество участников, чем на большое.
Обычно информация достаточно устойчивая, чтобы стать фаноном, возникает на почве недосказанности в каноне и потребности в творчестве и обсуждениях. Например, если персонаж, привлёкший широкий интерес фанатов, в каноне не назван, у него часто возникает фанатское имя просто по причине необходимости как-то его называть. Например, львёнок в конце «Короля Льва» не был назван официально, пока не вышли «Шесть новых приключений» (где его имя Копа). За это время фанаты придумали имя Танаби и написали множество произведений о сыне Симбы. Имя «Танаби» ещё долгое время использовалось как синоним Копы и зачастую даже Киары, дочери Симбы из анимационной ветви канона. Знание о том, что сына Симбы зовут Танаби, среди ТЛК-фэндома была повсеместным.
Так же, как информация может становиться общеизвестной, она может и терять популярность. Часто это происходит из-за опровержения каноном или просто потому, что состав сообщества меняется, и новые фанаты не всегда перенимают убеждения предыдущего поколения, а зачастую и намеренно отказываются от них как от устаревших и исчерпанных. Например, после выхода «Короля Льва 2» широкое хождение получила убедительная теория, что фоновые львицы-Аутсайдеры — на самом деле персонажи, а не произвольно нарисованная массовка. Список этих персонажей, собранный Va-Kasi из наблюдений многих ТЛКшников, стал основой для огромного количества фанфиков, фанарта и фанкомиксов. Однако после выхода HD-версии стало ясно, что многие индивидуальные черты фоновых персонажей были интерпретированы неправильно (их просто нельзя было рассмотреть в старом ТВ-разрешении), и фигуры, ранее считавшиеся появлениями одного персонажа, не совпадают. Теория была опровергнута, а Аутсайдеры после выхода «Львиной гвардии» растеряли популярность. Широкое хождение теперь имеет информация о том, что Дотти, Спотти и другие — фанатские персонажи, не подразумеваемые каноном, в отличие от предыдущих лет, когда их считали частью канона, оставшейся за кадром, а придуманные фанатами имена использовались для их обозначения повсеместно.
Применение термина [ править ]
Понятие «фанон» обычно применяется для разоблачения распространённых в творчестве убеждений как неканонических для участников фэндома, которые больше погружены в фанатское творчество и обсуждения, чем в исходное произведение; или же когда канонической информации так много и она так разрознена, что большая часть фанатов не может самостоятельно отличить распространённые фанатские факты от малоизвестных канонических. В современную эпоху, однако, каноничность фактов любой более ли менее популярной вселенной можно проверить по её вики, где документируется вся каноническая информация. Фанатская информация не документируется и, таким образом, отсутствует в фанатских вики (за редким исключением специальных проектов, например, My Little Pony Fan Labor Wiki и Fanlore).
Изредка слово «фанон» применяется для обозначения цельной вселенной, существующей в представлениях отдельной группы или сообщества фанатов, в противоположность не устраивающего эту группу канона. Это зыбкий, временный феномен, поскольку для существования цельной, но отличающейся от канона вселенной в головах у объединения фанатов их представления должны совпадать без документирования их в одном месте; а также должны быть методы определения, когда новая распространённая в творчестве информация попадает в фанон, или что происходит, если она перестаёт быть распространённой. В отличие от канона, состоящего из фиксированного и контролируемого набора произведений, фанон базируется на открытом множестве произведений, публикация которых никак не регулируется; также не фиксирован состав участников фанатского сообщества, большинство из которых обычно заинтересованы в поддержании официального канона или, наоборот, свободе творчества — лишь некоторые будут заинтересованы в том, чтобы влиться и поддержать популярные течения в творчестве. Если фанон отдельной группы фанатов получает центральный документ — например, свою вики — то вместо понятия «фанон» начинает использоваться специальное название. Однако это происходит редко, поскольку в таком случае альтернативный канон теряет претензию на статус фанона (общепринятого фанатского представления). Гораздо чаще существовавшая в головах фанатов цельная вселенная постепенно рассыпается или преображается по мере появления новых фанатов, новых творческих течений и новой канонической информации, противоречащий сложившемуся фанону.
Понятие канона возникло из фэндома «Звёздных войн», где внутренней целостности вселенной уделялось большое внимание на уровне авторов вселенной. Другие фэндомы стали применять это же понятие для своих вселенных. Фэндом «Короля Льва» также использовал это понятие (а также субканон), однако к выходу «Львиной гвардии» стало ясно, что если авторы не заботятся о целосности вселенной, фанатам не удастся методом анализа и заполнения белых пятен собрать цельное представление о ней (то есть фанон). Это же открытие сделали фэндомы многих мультфильмов, например, фэндом «Дэнни-призрака» и MLP:FiM. Постепенно термин «фанон» стал употребляться реже, и его место заменило понятие «личный канон» (headcanon), говорящее только об убеждениях отдельных фанатов.
Фанон
Фанон (также иногда употребляется синоним «плеблор») — непредусмотренная автором фактология вымышленного мира, придуманная фанатами и кочующая от одного фаната к другому. Иными словами, деталь, додуманная фанатами. Распространяется через фанфики, теории, фанарты и другое творчество фанатов. Как вариант, фанаты могут принять за канон косяк локализации, ошибку художника или что-то в этом роде. Фанон может быть как устойчивой ошибкой в восприятии произведения, противоречащей канону (например, после слегка искаженного образа сэра Всеславура в удачной адаптации, в фаноне он непременно бородат, хотя в каноне нередко упоминалось, что герой брился), так и «додумыванием» мест, не прояснённых непосредственно автором (например, в фаноне просто «красно-чёрное» в оригинале знамя Империи Тьмы может чётко представляться как черное знамя с красным силуэтом руки на основании того, что силуэт руки использовал в качестве символа работающий на Империю культ Аль-Козледа).
Разновидностью фанона следует считать канон самостоятельных производных вселенных, созданных в разнообразных крупных апокрифах, дописываниях, взглядах с другой стороны, достаточно подробных, чтобы обладать таковым. Например, в «Чёрной книге Твердиземья», написанной фанатами, говорится о том, что Чёрный Ужас выглядел не как чёрный ужас, а как импозантный готичного вида джентльмен с тростью и был романтическим героем. По отношению к канону мира сэра Всеславура это дикий фанон первого типа, но применительно к вторичной реальности «Чёрной книги» это канон.
Канон
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Canon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Ролинг как-то писала, что сидела на ГП-форуме, у нее в интервью спросили: «Вас там не обижали?». Она: «Ну… как вам сказать. В обсуждении мне сказали, что я не знаю канон». | » |
— Bash.im №435354 |
Канон — это совокупность всей информации о вымышленной вселенной, которую авторы или владельцы прав считают верной. Обычно всё, содержащееся в книгах, фильмах, комиксах и прочих произведениях, вышедших с одобрения авторов, считается каноном. Но есть исключения — канон со временем может меняться под влиянием обстоятельств, например, при перезапуске вселенной, когда требуется приведение её в соответствие с современными требованиями.
Противоположностью канона является фанон — набор фактов, которые большинством фанатов считаются истинными, но не обязательно являются таковыми с точки зрения авторов. Иногда часть фанона со временем может войти в канон, если авторы прислушаются к мнению фанатов; например, так произошло с книгами по «Звёздным войнам», сюжеты некоторых из которых сильно опирались на фанон. В свою очередь, элементы книжного канона ЗВ (неполноценного по отношению к кинематографическому) просочились в кинематографический канон высшей пробы — G-канон (в первую очередь речь идёт, конечно, о планете Корусант и ее названии).
Фундаментальная разница между каноном и фаноном следующая: канон — это то, с чем фанаты спорить не могут, неизменные факты о вселенной. Фанон же — это попытки залатать дыры в сюжете или спекуляции на тему неясных моментов и вопросов, которые автор часто специально оставил открытыми, чтобы иметь задел для создания следующих произведений серии, или просто для того, чтобы потроллить своих поклонников.
Влияние фанатского сообщества достаточно велико, так что иногда в угоду ему некоторые неудачные произведения вообще исключают из канона, делая это во многом ради сохранения целостности вымышленной вселенной.
Не всегда отдельные элементы канона равнозначны. Иногда происходит так, что они начинают друг другу противоречить. Во избежание двойных трактовок вводится иерархия канонической силы источников и, в случае противоречия, истинным считается тот, чья каноническая сила больше.
При экранизации (особенно в том случае, если она единственная) иногда появляется ещё и кинон — неканон для того, что экранизируют, и канон для киноверсии. Типичный пример кинона — фраза в знаменитом мультфильме про Алису Селезнёву «Птица говорун отличается умом и сообразительностью». В книге-первоисточнике этой фразы не только нет, там сказано обратное: «говоруны не очень умные птицы».
Близкое, но не тождественное понятие — лор (анг. lore ), он же бэкграунд или просто бэк. Лором называется весь объём канонических знаний за исключением, собственно, центрального сюжета произведения: фундаментальные законы вселенной произведения, местная история, география, экономика, культура, общественное устройство в окружении персонажей, их предыстория, взаимоотношения с окружающими — то есть тот самый фон, на котором разворачивается сюжет. Как несложно заметить, сюжет одного произведения может стать частью лора для другого (сиквела или спин-оффа). Грамотно прописанный и последовательный лор очень способствует подавлению недоверия и закрытию сюжетных дыр, которые кажутся очевидными слабо знакомым с ним неофитам. «Почему они не полетели на орлах?» — да потому что вы лора не знаете, вот почему! орлы бы их не повезли, они решать проблемы смертных не подряжались, читайте здесь и здесь. Как и в реальном мире, в лоре незыблемы разве что фундаментальные законы (и то не всегда): хорошо подкованный апологет полёта на орлах может привести несколько примеров, когда те всерьёз вмешивались в дела смертных, и резюмировать, что шансы их подбить на такой полёт как минимум ненулевые. Многие творцы и вовсе забивают на свой лор, из-за чего произведение становится нелогичным и самопротиворечащим. Не делайте так.
Канон
Канон (англ. canon) — информация об игровом мире, признанная правообладателем, считающаяся официальной. Каноническими могут быть любые внутриигровые объекты и события — персонажи, локации, законы магии, уровень развития технологий, история государств и другие факты.
Также каноном (каноническими) называются признанные источники официальных фактов. Например, фильмы цикла « Звёздные войны » — канон для ролевых игр и других произведений по этой вселенной.
Существование единого канона позволяет привести представление игроков о мире к общему знаменателю и двигать историю мира в различных редакциях (или с выпуском разных дополнений). Существование метаплота, к примеру, невозможно в мире без единого канона. Тем не менее, мнение, что буквоедское следование канону всегда благо — широко распространённое заблуждение, как и любая крайность.
Содержание
Степень каноничности [ ]
Во вселенных с большим количеством источников, в крупных межавторских проектах и в произведениях, изначально лишённых чёткой структуры и развивавшихся стихийно, нередко есть сложная система каноничности. Источники могут быть признаны более или менее каноничными в зависимости от важности затронутых деталей, наличия противоречий с иными источниками и даты выхода (поскольку каноническая картина мира может меняться). Чаще всего, если не указано обратное, приоритет каноничности у оригиналов книг, затем идут переводы, продолжения, адаптации, переложения, приквелы, сиквелы, римейки и так далее. Например, одним из создателей мультсериала «Dungeons & Dragons» была компания TSR, так что его можно считать каноническим, но при любом противоречии с ролевыми книгами Dungeons & Dragons последнее слово остаётся за правилами. Источники с меньшей степенью каноничности называют субканоном, полуканоном или дополненной вселенной (extended universe). Иногда существует альтернативный канон — другая интерпретация первичного канона или произведение по его мотивам, то есть альтернативная вселенная.
Разработчик сеттинга может признавать те или иные художественные произведения о данном мире, а иногда и рулбуки, неканоническими, если они вступают в противоречие с основным каноном сеттинга. Например, официально признан неканоническим роман «Lord of the Necropolis» [1] по сеттингу Ravenloft, поскольку он даёт определение Тёмных Сил, что было сочтено недопустимым.
Художественный пример [ ]
Если книга «Туда, сюда и трижды кругом» о похождениях богатыря Передряга Передряговича (официального персонажа сеттинга Хлебоводье) содержит описание расположенной в двух верстах от края света деревни Кривые углы и признана каноном, то подобная деревня в Хлебоводье официально «узаконена», а все детали из книги — от количества бородавок на носу старосты до расположения изб — могут использоваться как часть зацепок, квент и других материалов игры. Так как обычно полностью описать игровой мир невозможно, то при отсутствии каких-то деталей в основных источниках в ход идут детали из признанных каноничными добавочных источников: допустим, если в описании Хлебоводья нигде не говорилось, какой формы бусурманский динар, а в «Туда, сюда и трижды кругом» Передряг Передрягович с криком «Ки-и-йия. » швыряет три динара в разбойника Трясопузку и пришпиливает его за шаровары к двери амбара, то можно заключить, что бусурманский динар имеет зубчатую форму с острыми краями.
Фанатское творчество [ ]
Любительское творчество по сеттингу всегда считается неканоническим, но в отдельных случаях может быть «узаконено» разработчиками и принято в канон.
Близким к канону термином является «фанон» (соединение слов «фанат» и «канон») — в него входят события, персонажи, локации и другие факты, которые в каноне напрямую не упоминаются, но широко признаны и используются фанатами.
ЖАНРОВЫЕ СТРУКТУРЫ И КАНОНЫ
Обновлено 23 июля 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Казалось бы, ничего интригующего: что такое «канон» – мы усвоили еще с младых ногтей, когда протирали локти о крышку школьной парты и ломали зубы, измельчая в мраморную крошку неподатливые монолиты науки.
Но знаете ли вы, что это слово – «kanon» – уходит корнями в такие исторические глубины, что даже признанные мастодонты лингвистики затрудняются назвать его возраст?
Впрочем, можно ограничиться констатацией, что у этого термина многовековая и весьма интересная история.
Канон — это…
Его происхождение связывают с западносемитским «qānoeh/ḳānu», что в переводе означает «камыш» или «тростник». Дело в том, что финикийские строители использовали в качестве меры длины легкий тростниковый шест, который не деформировался и не усыхал, а значит, обеспечивал максимальную (на то время) точность измерений.
Напоминаем, что западносемитские народы, населявшие некоторые регионы Палестины и Сирии, проживали там за 4 тыс. лет до нашей эры! Позже термин «κανών» вошел в обиход древних греков, и тоже в качестве эталона для измерения длины.
Сегодня же любой словарь неизменно связывает слово «канон» с несколько обобщенными понятиями «эталон», «норма», «образец» – это и есть его прямое значение.
То есть канон – это общепринятое правило, установленная мера соответствия заданным стандартам. При этом понятие канонов как совокупности норм применяется довольно широко – в сфере искусства, науки, религии, общественной жизни.
Некоторые из них были сформированы в ходе адаптации к требованиям эпохи – такую этимологию (историю происхождения) обрели, в частности, математически обоснованные предписания к построению фигуры человека в эпоху Возрождения.
Другие же базировались на религиозных стандартах – «Ветхозаветный канон» и «Новозаветный канон» (Ветхий и Новый Завет). Существуют также научные каноны, которые характеризуются четко регламентированной структурой – например, методические правила, требования к научному труду.
Жанровые структуры
Литературные жанры, кроме сущностных качеств, имеют формальные, структурные свойства с разной мерой определенности. На ранних этапах, включительно до эпохи классицизма, на первом плане находились и осознавались в качестве доминирующих формальные аспекты жанров. В качестве жанрообразующих начал выступали:
Каждый жанр имел строго закрепленные комплексы художественных средств. Индивидуально-авторская инициатива оттеснялась и порой даже нивелировалась жесткими предписаниями касательно предмета изображения, построения и речевой ткани произведения. Творческая воля писателя строго подчинялась законам жанра. Традиционные жанры строго формализованы и существуют порознь, отдельно друг от друга, имеют явственные, четкие границы. Регламентация жанров, определяемая эстетической мыслью, наивысшей точки достигла в эпоху классицизма. Н. Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» сформулировал весьма жесткие правила для основных групп художественных произведений. В частности, он провозгласил принцип трех единств – единства места, времени и действия – как необходимый в произведениях драматического жанра. Также он резко разграничивал комедию и трагедию. Но главное, нормативная эстетика, начиная от Аристотеля, настаивала на следовании поэтами непререкаемым жанровым образцам, какими, прежде всего являлись, поэмы-эпопеи Гомера, а также трагедии Софокла и Эсхила.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В периоды нормативных поэтик – от эпохи античности до 17-18 вв. – вместе с жанрами, рекомендованными и регламентированными теоретиками (как называл их С. С. Аверинцев «жанрами de jure»), существовали так называемые «жанры de facto», которые на протяжении ряда столетий не получали теоретического обоснования, но обладали устойчивыми структурными свойствами и определенными содержательными пристрастиями. К таким жанрам относятся новеллы, сказки, басни и сценические произведения, подобные новеллам, а также большая часть традиционных лирических жанров, в том числе фольклорных.
В 18 веке началась так называемая «деканонизация» жанровых структур. Свидетельством этому являются произведения Л. Стерна и Ж. Ж. Руссо. Романизация литературы последних двух столетий ознаменовала ее выход за границы жанровых канонов и одновременно с этим стирание рамок между жанрами.
При этом жанровые структуры, обладающие устойчивостью, своего значения не утратили ни в эпоху романтизма, ни в последующие. Жанры, имеющие многовековую историю и обладающие формальными особенностями, существовали и продолжают существовать. Вновь возникшие в 19-20 веках жанровые образования также обладают структурной устойчивостью. Например, в лирической поэзии символистов несомненно наличие формально-содержательного комплекса:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Жанровые структуры и каноны 430 ₽ Реферат Жанровые структуры и каноны 240 ₽ Контрольная работа Жанровые структуры и каноны 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Таким образом, в литературе известно два рода жанровых структур:
Канонические жанры – это завершенные, твердые формы, которые неизменно равны самим себе (например, сонет).
Неканонические жанры – это жанры, открытые всяческим перестройкам, изменениям, обновлениям, трансформациям (например, новеллы, элегии).
Такие свободные жанровые формы соприкасаются и сосуществуют с внежанровыми образованиями, однако не существует жанров, не имеющих какой-то минимум устойчивых структурных свойств.
Церковные каноны: от отправления служб до уклада жизни
Примечательно, что самым многогранным это определение становится именно в религиозной сфере, где каноны положены в основу не только богослужений и иерархии, но и жизни христианского общества в целом.
Православный «канон» может иметь несколько значений:
Широта спектра значений канона связана и с литургической практикой. В церковной гимнографии канон считается главным произведением, которое отображает праздник или конкретного святого.
Такой канон не стоит путать с акафистом – жанры схожи тем, что воздают хвалы Господу, Богородице, святым и праздникам. Разница в том, что акафист всегда начинается с «Радуйся» и в нем, помимо перечисленного, восславляются еще и новозаветные традиции.
Другое распространенное значение церковного канона – это понятие канонизации, когда особо праведных подвижников веры после смерти причисляют к лику святых посредством оглашения акта высшей церковной власти.
Существует еще несколько видов церковных канонов, но мы упомянем лишь основные из них:
Почему в церкви так много канонов, какая в том необходимость? Можно сказать, насущная: в каком бы обществе (или сообществе) ни оказался человек, он в любом случае должен соответствовать тем нормам и правилам поведения, которые приняты в этом социуме.
Необходимость канонов в церкви понятна и целесообразна точно так же, как и необходимость законов в любом государстве.
Канон в искусстве
Каждая эпоха диктовала свои условия для эволюции искусства. Так же, как и формировала его каноны. Появление норм и правил в искусстве связывают с возникновением первых цивилизаций.
Так, в скульптуре Древнего Египта использовался модульный принцип – канон пропорций тела человека. А архитекторы Древней Греции первыми обратили внимание на гармоничность расположения воспринимаемых двумя глазами объектов и вывели «правило золотого сечения», ставшее одним из первых канонов красоты.
В эпоху «Темного Средневековья» каноны в сфере искусства формировались исключительно в религиозных рамках. К примеру, художнику отводилась чаще лишь техническая функция, в то время как «изобретение» культовых образов было задачей церкви. И лишь к началу «Светского Возрождения» канон в искусстве устанавливает правила построения идеальных пропорций человеческого тела.
В XVI в. появляется особая музыкальная форма – канон, – которая предполагает использование канонической имитации. Термин «художественный канон» появляется только спустя три столетия, в самый разгар эпохи Просвещения.
И тем более удивительно, что уже через несколько десятков лет, во времена расцвета постмодерна, художники разрушают все ранее предписанные стандарты, устанавливая доминирование смысла над формой.
Значение слова «канон»
Канон
совокупность нормативных требований, предписывающих художественно-эстетическому сознанию следовать определенным образцам, соблюдать определенные приемы творческой деятельности. Каноны формируются на протяжении длительного времени, постепенно обретая авторитет незыблемого императива, диктатура которого начинает господствовать в пределах эстетического сознания. Это отчетливо видно в истории искусства, существовавшего в традиционных обществах древних цивилизаций Востока и Запада. В христианском искусстве средневековой Европы каноны определяли развитие всех основных видов искусства — архитектуры, живописи, музыки.
Художественно-эстетический канон Поликлета, воплощенный в «Копьеносце», дает наглядное представление об античном понимании красоты, гармонии и совершенства. Скульптурное изваяние человеческого тела предстало носителем космических гармоний, в полной мере отвечающим греческому идеалу калокагатии
(от греч.
kalos
— прекрасный;
agathos
— добрый). Буквально переводясь как единство | прекрасного и доброго, калокагатия предполагала неразрывность красоты телесной и душевной.
Поликлетовский «Канон» стал для греческих скульпторов эталоном художественного мастерства. Характерна дошедшая до нашего времени история двух братьев-скульпторов, создавших статую Аполлона, находясь при этом в разных точках Эллады — один в Эфесе, а другой на Самосе. Определившись с замыслом и приняв за основу I нормативы Поликлета, они порознь приступили к работе над правой и левой половинами. Когда по окончании обе половины были соединены, у зрителей возникло впечатление, что скульптура создана одним мастером.
В современном художественно-эстетическом сознании существуют две противоположных трактовки канона. Одна гласит, что канон теснит воображение художника, сковывает его творческое сознание и оказывает губительное воздействие на развитие художественного таланта. Согласно другой, канон ни в коей мере не лишает художника творческой свободы. Эту, вторую, точку зрения точно и ярко охарактеризовал П. А. Флоренский. «Каноническая форма, — писал он, — это форма наибольшей естественности, то, проще чего не придумаешь, тогда как отступления от форм канонических стеснительны и искусственны … В канонических формах дышится легко: они отучают от случайного, мешающего в деле, движения. Чем устойчивее и тверже канон, тем глубже и чище он выражает общечеловеческую духовную потребность: каноническое есть церковное, церковное — соборное, соборное же — всечеловеческое» (Флоренский П. А. Иконостас
Еще одно примечательное высказывание Флоренского касается церковных канонов как ритуальных норм, которые регулируют жизнь православной и католической церквей. Он называет эти каноны «регулятивными символами церковного общества» и указывает как на их необходимость, так и на трудновыполнимость их в повседневной церковной жизни: «Никогда они не выполнялись целиком, да и нельзя ждать, чтобы были выполнены когда-либо до точности; но всегда их должно было и должно есть иметь в виду для яснейшего сознания своей виновности перед Богом» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. — М. 1990.-С. 425).
Ротенберг Е.
От канона к стилю
//
Вопросы искусствознания
. 1994. № 2-3;
Соцреалистический канон
. — СПб.,
2000
; Флоренский П. А.
Иконостас
. — М., 2001.
Общественные каноны
Канон как направление общественной мысли связан в первую очередь с влиянием вездесущей религии, ненавязчиво проникающей в светскую жизнь и исподтишка внедряющей свои догмы практически во все внецерковные сферы.
И хотя существует понятие канонического права как системы норм, включенных в действующее церковное законодательство, сегодня церковь достаточна мудра, чтобы отказываться от канонического формализма.
Возможно, основанием для такой «лояльности» послужила идея, что поскольку каждый человек индивидуален, в его духовном мире немаловажное место должно занимать общение с духовником. Именно он, опираясь на канонические правила и зная человека, сможет его направить, удержать от греха, укрепить его веру.
Что ж, это не менее резонно, как и то, что понятие общественного канона связано со сводом правил, установленных государством: нормами права и неким сценарием жизни общества – нормами морали.
Канон и фанон
Узнав ответ на вопрос, канон в фанфиках – это что такое, стоит рассмотреть и такое важное понятие, как фанон. Это так называемый фанатский канон. То есть совокупность информации о выдуманном мире, которую его поклонники считают верной, однако она не всегда является таковой, по мнению автора.
Фаноны часто являют собою попытки объяснить различные сюжетные дыры или недосказанности. Кстати, случается, что фаноны могут стать канонами.
К примеру, когда вышла книга «Гарри Поттер и Принц-Полукровка», в ее финале профессор Снейп убивает Дамблдора и присоединяется к Волан-де-Морту.
Однако фанаты этого персонажа сочли его поступок ловкой интригой, чтобы уничтожить Темного мага. Это стало фаноном для большинства из них. И когда был опубликован следующий роман «Гарри Поттер и Дары Смерти», в нем эта теория и этот фанон стал каноном. Фанфики по «Гарри Поттеру» (посвященные этой теме) после этого тоже стали относится к каноническим.
В последние годы при работе над сиквелами или приквелами сценаристы часто используют фаноны, установленные фикрайтерами.
Один из самых свежих примеров – телесериал HBO «Игра престолов». Как известно, Джордж Мартин (по книгам которого и снимается этот проект) выпустил пока только 5 томов. И, работая над сценарием следующих сезонов (6 и 7), создателям телепроекта пришлось самим придумывать, как будет дальше развиваться сюжет. Чтобы облегчить эту задачу, в сценарии использовались идеи многих фанфиков. Кроме того, некоторые фаноны поклонников были превращены в каноны сериала (оставаясь фанонами для книг Джорджа Мартина).
Так что, несмотря на то что официальное литературоведение и кинематография относится к фанфикам и создаваемым ими фанонам как к второсортному явлению, они не стесняются использовать лучшие их наработки для собственных интересов, причем безвозмездно.