канон в церкви что это

Что такое церковные каноны: объясняем на пальцах

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Какие в Церкви существуют каноны? Что они регулируют? Каноны нужны, чтобы лишить человека свободы или, наоборот, чтобы ему помочь? Почему вообще в Церкви присутствует такой юридический формализм? Неужели без него никак нельзя спастись?

На эти и другие вопросы специально для «Фомы» ответил протоиерей Дмитрий Пашков, преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

Что такое церковные каноны и зачем они нужны?

Слово «канон» — греческого происхождения, и переводится оно как «правило», «норма». Каноны представляют собой общеобязательные правила поведения, принятые в Церкви. Поэтому можно сказать, что канон в Церкви по своему содержанию и смыслу есть то же самое, что и закон в государстве.

Необходимость церковных канонов в общем понятна. Оказываясь в любом обществе, мы должны соответствовать определенным, принятым в нем правилам поведения. Так и в Церкви. Став ее членом, человек должен подчиняться действующим в ее пределах нормам — канонам.

Можно прибегнуть к такой аналогии. Когда мы поправляем свое здоровье в больнице, мы сталкиваемся с определенными правилами, которым — хотим мы того или нет — должны подчиняться. И эти больничные правила могут поначалу показаться излишними или даже абсурдными до тех пор, пока мы не постараемся в них вникнуть.

При этом в Церкви не может быть канонического формализма. Каждый человек индивидуален, и потому значительную роль в его церковной жизни играет духовник. Зная слабые и сильные стороны приходящего к нему человека, священник, опираясь на каноническую норму, может действовать достаточно свободно. Ведь нельзя забывать, что основной массив канонов сформировался очень давно, еще в первое тысячелетие, и многие каноны не могут буквально применяться в нынешнее время. Поэтому у батюшки остается большое пространство для «маневра» (сами каноны это предполагают, оставляя священнику, например, право сокращать или, напротив, продлевать епитимии), и это очень важно, когда речь идет о таком сложном и чрезвычайно деликатном деле, как пастырство.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

Но неужели без этого формализма невозможно спастись?

Нет, дело тут не в самом формализме, а в нас самих. Поскольку мы даже после крещения остаемся существами несовершенными, ленивыми, эгоцентричными, нас нужно приводить к какому-то соответствующему нашей вере порядку благочестивой жизни.

Конечно, не подлежит нормативному регулированию наше общение с Богом, например, как человек молится дома: долго ли, коротко ли, с лампадкой или без, глядя на икону или закрыв глаза, лежа или стоя, — это его личное дело и зависит исключительно от того, как у него получается лучше помолиться. Но если христианин приходит в собрание верующих, в Церковь, где таких, как он, уже много и у каждого есть свои взгляды, интересы, какие-то предпочтения, здесь уже без определенных правил, которые всю эту пестроту приведут к какому-то правильному единообразию, не обойтись.

То есть общеобязательные нормы, каноны, нужны там, где появляется общество, где уже требуется предписать определенные права и обязанности его членам, чтобы избежать в нем хаоса и беспорядка.

Кроме того, каноны служат поддержанию того изначального образа Церкви, который возник в день Пятидесятницы, так что она остается неизменной при любом государстве, культуре, общественной формации. Церковь всегда и во все времена одна и та же: и в I веке, и в эпоху Вселенских Соборов, и в поздней Византии, и в Московском царстве, и сейчас. И каноны оберегают эту тождественность Церкви самой себе через все века.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

А разве в Евангелии Христос говорил что-либо о необходимости следовать каким-то правилам?

Конечно, говорил. Некоторые нормы христианской жизни Господь задает прямо в Евангелии. Например, есть каноны, которые регулируют таинство Крещения. И в Евангелии Христос первым эту норму устанавливает: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19–20).

Тут мы находим формулу крещения — «во имя Отца и Сына и Святого Духа», — которая произносится сегодня священником во время совершения таинства. Кроме того, сказано, что сначала нужно научить, а уже затем крестить. И вот отсюда, например, берет начало практика так называемых огласительных бесед перед крещением, когда священник или катехизатор должен подробно объяснить желающему войти в Церковь человеку основы христианской веры и благочестия.

Кроме этого, Господь Иисус Христос установил единобрачие, как норму (Мф 19:4–9). На основе именно Его слов Церковь развила свое учение о таинстве Брака. Однако она несколько смягчила «строгость» Евангелия, где, как известно, сказано: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует (Мф 19:9). Церковь, снисходя к людской немощи и понимая, что не все смогут понести бремя одиночества, позволяет при определенных обстоятельствах вступать во второй и даже в третий брак.

Однако существуют и другие каноны, не взятые напрямую из Нового Завета. Церковь, водимая Святым Духом, выступает как продолжательница Законодателя Христа, расширяя, уточняя и поновляя свои правовые нормы. При этом, повторюсь, сама эта детализация и в целом вся законотворческая деятельность Церкви опирается на принципы, данные Спасителем в Евангелии.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

А какие существуют каноны? И что они регулируют?

Церковных канонов очень много. Их можно разделить на несколько больших групп. Есть, например, каноны, регулирующие административный порядок управления Церковью. Есть «дисциплинарные» каноны, которые регулируют жизнь верующих и служение клириков.

Существуют каноны догматического характера, которые осуждают определенные ереси. Есть каноны, которые упорядочивают территориальное управление Церкви. Эти каноны устанавливают полномочия высших епископов, — митрополитов, патриархов, они определяют регулярность проведения Соборов и так далее.

Все каноны во всем их многообразии были сформулированы в первом тысячелетии церковной истории, и некоторые из них в чем-то устарели. Но Церковь эти древние каноны все равно чтит и очень внимательно изучает, потому что уникальная эпоха Вселенских Соборов является своего рода эталоном, образцом для всех последующих веков.

В наши дни из этих древних норм мы извлекаем если не прямые правила поведения, то по меньшей мере их дух, принципы, чтобы установить в поновленном виде такие нормы, которые будут отвечать потребностям сегодняшнего дня.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

Понятно, что если гражданин нарушит закон, то он по решению суда будет за это наказан. А что в Церкви? Предусмотрены ли в ней наказания за нарушение того или иного церковного канона?

Если говорить о церковном праве, регулирующем благочестивую жизнь христианина, канонические санкции прежде всего лишают провинившегося человека самого главного — общения со Христом в таинстве Причастия. Это не мера возмездия, не наказание в расхожем смысле слова, а «терапевтическая» мера, нацеленная на то, чтобы вылечить тот или иной духовный недуг. Однако и здесь есть очень важная и существенная оговорка: окончательное решение относительно применения того или иного церковного наказания принимает духовник или, если брать более высокий уровень, епископ. При этом каждый случай рассматривается отдельно, и в зависимости от конкретной ситуации принимается то или иное решение.

Таким образом, церковные каноны более походят на лекарства, чем на законы. Закон действует в значительной мере формально, законодательная и исполнительная власть должны быть независимы.

В этом смысле, правоприменитель (епископ или священник) должен действовать так же, как поступает хороший и внимательный доктор. Ведь не станет же врач мучить новыми препаратами своего пациента, если назначенные лекарства уже благотворно подействовали! А вот если лечение положительных результатов не приносит, тогда доктор начинает применять другие препараты до тех пор, пока пациент не пойдет на поправку. И если в медицине показателем успешности лечения является выздоровление пациента, то для епископа и духовника подобным свидетельством будет искреннее раскаяние верующего.

Это, собственно, то, ради чего и существуют церковные санкции: настроить человека на покаяние и исправление, чтобы помочь ему в духовном росте, чтобы верующий, попавший под епитимью, пережил внутренний переворот и покаялся. Чтобы он осознал, что совершенный им грех лишает общения с Богом и постарался вновь его восстановить.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

Церковные каноны где-то зафиксированы? Есть ли какие-то сборники, в которых они классифицированы и представлены?

Конечно. Кодифицировать свое право Церковь начала уже в конце IV века. Именно в эту эпоху после окончания гонений на христиан появляется огромное количество канонов, которое необходимо было как-то систематизировать и упорядочить. Так появились первые канонические сборники. Одни из них были организованы хронологически, другие — тематически, по предметам правового регулирования. В VI веке появились оригинальные сборники смешанного содержания, так называемые «номоканоны» (от греческих слов «номос» — императорский закон, «канон» — церковное правило). В него вошли и каноны, принятые Церковью, и законы императоров, касающиеся Церкви.

Существуют еще и так называемые апостольские правила. К самим ученикам Христа они прямого отношения не имеют и такое название, скорее всего, получили из-за их особой значимости и авторитетности. Возникли эти каноны на территории Сирии в IV веке.

Самый известный сборник древних канонов называется «Книга правил». В нее вошли и «апостольские» правила, и каноны, принятые на Вселенских Соборах, и каноны некоторых Поместных Соборов, и авторитетные мнения святых отцов по различным проблемам церковной жизни.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

А нужно ли мирянину знать нормы церковного права?

Я считаю, что нужно. Знание канонов помогает понять, какие у него есть права и обязанности. Кроме того, церковные каноны еще и очень полезны в обычной жизни.

Например, жизнь новорожденного малыша висит на волоске и его надо срочно крестить. Может ли это сделать сама мама в роддоме, и если может (и в самом деле это так), как ей это сделать правильно, чтобы таинство Крещения в самом деле совершилось? Или вас пригласили стать крестным. Что с канонической точки зрения это означает, какие обязанности у вас появляются? Множество сложных вопросов связано с таинством Брака. Например, можно ли с канонической точки зрения венчаться с инославным или иноверным?

Источник

Что такое канон в православии и как его правильно читать

Православные литературные труды вмещают в себя неиссякаемый источник, позволяющий общаться с Богом. Одним из видов церковного словесного искусства считается канон.

Отличие канона от акафиста

Молитва — невидимая нить между людьми и Богом, это душевный разговор с Всевышним. Она важна для нашего организма как вода, воздух, пища. Будь-то благодарность, радость или печаль через молитву Господь услышит нас. Когда она идет от сердца, с чистыми помыслами, усердием, то Господь слышит молитву и откликается на наши прошения.

Канон и акафист можно назвать одним из видов бесед с Господом, Пресвятой Богородицей и святыми.

Что такое канон в церкви и чем он отличается от акафиста?

Слово «канон» имеет два значения:

Канон разделяют на песни, каждая из которых отдельно заключает в себе ирмос и тропарь. В Византии и современной Греции ирмос и тропари канона метрически похожи, что позволяет весь канон петь; при славянском переводе был нарушен единый слог в метрике, поэтому тропари читают, а ирмосы поют.

Только пасхальный канон является исключением из правил — его поют целиком.

Мелодия произведения подчиняется одному из восьми гласов. Появился канон как жанр в середине VІІ века. Первые каноны написали св. Иоанн Дамаскин и св. Андрей Критский.

Акафист — в перевод с греческого означает «неседальная песнь», богослужебное песнопение особого хвалебного характера, которое направлено на прославление Христа, Богородицы и святых. Начинается с основного кондака и 24 следующих за ним строф (12 икосов и 12 кондаков).

При этом икосы заканчиваются таким же припевом, что и первый кондак, а все остальные — припевом «аллилуя».

Что объединяет канон и акафист

Определенное правило служит объединением этих двух жанров песнопений. Построение произведений осуществляется по закрепленной схеме.

В состав канона входят девять песен, которые начинаются ирмосом и заканчиваются катавасией. Обычно в нем 8 песен. Вторая исполняется в Покаянном каноне Андрея Критского. Из 25-ти строф состоит акафист, в котором поочередно чередуются кондаки и икосы.

Кондаки не многословны, икосы — обширные. Строятся они парно. Читаются строфы по одному разу. Запева перед ними нет. Тринадцатый кондак — молитвенное непосредственное послание к самому святому и читается три раза. Затем еще раз читается первый икос, а за ним первый кондак.

Отличие между каноном и акафистом

В составлении канонов в основном упражнялись святые отцы.

Акафист мог выйти из под пера простого мирянина. Прочитав такие произведения, высшее духовенство принимало их во внимание и давало ход для дальнейшего признания и распространения в церковной практике.

Читайте об акафистах:

После третьей и шестой песни канона, священником произносится малая ектения. Затем читают или поют седален, икос и кондак.

Важно! По правилам возможно одновременное чтение нескольких канонов. А чтение нескольких акафистов одновременно невозможно, да и строфы это произведения не разделяются напряженным молением всех присутствующих.

Читают каноны на молебнах. Их чтение благословляется и в домашних условиях. Акафисты не включают в цикл утренних, вечерних, всенощных богослужений. Заказывают акафисты на молебны, а также читают дома. Каноны четко определяются Уставом церкви. Акафист прихожанин выбирает сам, и батюшка читает его на молебне.

Каноны исполняют на протяжении всего года.

Акафисты неуместно читать во время Великого поста, ведь торжественное и радостное настроение произведения не может передать тихий и спокойный настрой великопостных дней. Каждая песня канона повествует о каком-то библейском событии. Прямой ссылки может и не быть, но второстепенное присутствие той или иной темы обязательно чувствуется. Акафист считается простым для восприятия. Его лексика легко воспринимаема, синтаксис прост, а текст раздельный. Слова акафиста идут из глубины сердца, текст его — лучшее, что обычный человек хочет сказать Богу.

Важно: лучше читать канон, когда хотят попросить о чем-то или покаяться, когда тяжело на душе. Это церковный покаянный жанр.

Акафист — благодарственная, хвалебная песнь, своего рода ода, поэтому лучшее чтение для него тогда, когда хотят поблагодарить Господа или святого за помощь.

Как читать канон

Во время домашнего чтения канона берут традиционное начало и окончание молитв. И если эти произведения читаются вместе с утренним или вечерним правилом, то никаких других молитв дополнительно читать не нужно.

Важно: Нужно читать так, чтобы уши слышали произносимое устами, чтобы содержимое канона ложилось на сердце, с ощущением присутствия живого Бога. Читать со вниманием, сосредотачиваясь умом на читаемом и, чтобы сердце внимало мысли, устремленные к Господу.

Самыми читаемыми в домашних условиях канонами считаются:

Эти три Канона читаются при подготовке человека к Таинству Причащения. Иногда эти три канона объединяют в один для простоты и легкости восприятия.

Все мы в жизни бываем немощны и больны, или наши родные нуждаются в нашем внимании и помощи в выздоровлении, тогда читаем Канон за болящего.

Самый великий и значимый канон — Канон Святого Андрея Критского. Он — полный, вмещает все девять песней, а в каждую входит до тридцати тропарей. Это действительно колоссальный шедевр.

Весь покаянный смысл произведения — это обращенность не только к Богу, но и к самому молящемуся. Человек настолько погружается в свои переживания при чтении канона, будто направляет свой взор внутрь своей души, говорит сам с собой, со своей совестью, прокручивает события своей жизни и скорбит о тех ошибках, которые были им совершены.

Критский шедевр — не просто зов и призыв к покаянию. Это возможность вернуть человека к Богу и принять Его любовь.

Для усиления этого ощущения автор использует популярный прием. Он берет за основу Священное Писание: примеры и великих грехопадений, и великих духовных подвигов. Показывает, что всё в руках человека и по совести его: как можно упасть до самых низин, и вознестись до вершин; как грех может взять в плен душу и как вместе с Господом можно его одолеть.

Андрей Критский уделяет внимание и символам: одновременно они поэтичны и точны по отношению к поднимаемым проблемам.

Великий Канон — это песнь песней живого, истинного покаяния. Спасение души — не механическое и заученное исполнение заповедей, не привычное творение добрых дел, а возвращение к Отцу Небесному и ощущение той самой благодатной любви, которая была утрачена нашими прародителями.

Важно! В первую и последнюю седмицу Великого поста читается Покаянный канон. На первой седмице он наставляет и направляет на покаяние, а на последней седмице Великого поста спрашивает о том, как душа поработала и ушла от греха. Стало ли покаяние действенной переменой в жизни, которая повлекла за собою изменение поведения, мышления, мироощущения.

Но современный ритм жизни, особенно в больших городах, не всегда позволяет работающему человеку побывать на богоугодных службах с пением Канона Андрея Критского. К счастью, найти этот удивительный текст не трудно.

Хоть раз в жизни желательно каждому прочесть вдумчиво это творение, которое поистине может перевернуть сознание человека, даст возможность ощущения того, что Господь всегда рядом, что нет между Ним и человеком расстояний. Ведь любовь, вера, надежда не измеряется никакими мерками.

Это милость, которую Бог дарит нам каждую минуту.

Источник

Каноны (правила) церковные

Церко́вные кано́ны – 1) основ­ные цер­ков­ные пра­вила, опре­де­ля­ю­щие поря­док жизни Пра­во­слав­ной Церкви (ее внут­ренне устрой­ство, дис­ци­плину, част­ные аспекты жизни хри­стиан); 2) свод таких правил.

канон в церкви что это. Смотреть фото канон в церкви что это. Смотреть картинку канон в церкви что это. Картинка про канон в церкви что это. Фото канон в церкви что это

В широ­ком смысле эпитет «кано­ни­че­ский» в цер­ков­ной лек­сике озна­чает «закон­ный, при­знан­ный» (напри­мер, кано­ни­че­ские книги Свя­щен­ного Писа­ния).

Кто автор цер­ков­ных кано­нов?

Каноны были состав­лены как цер­ков­ными собо­рами, так и отдель­ными цер­ков­ными авто­ри­те­тами — свя­тыми отцами, соот­вет­ственно под­раз­де­ля­ются на собор­ные (все­лен­ских и помест­ных собо­ров), апо­столь­ские и свя­то­оте­че­ские.

В каких книгах содер­жатся цер­ков­ные каноны?

Основ­ной кано­ни­че­ский корпус Пра­во­слав­ный Церкви содер­жится в сбор­нике, име­ю­щим титул «Книга правил» (полное назва­ние: Книга правил святых апо­стол, святых собо­ров все­лен­ских и помест­ных, и святых отец). Корм­чая книга (Номо­ка­нон) – сбор­ники цер­ков­ных и свет­ских зако­нов, являв­шихся руко­вод­ством при управ­ле­нии Цер­ко­вью и в цер­ков­ном суде пра­во­слав­ных сла­вян­ских стран.

Чем каноны отли­ча­ются от дог­ма­тов?

В отли­чие от дог­ма­тов, в кото­рых сфор­му­ли­ро­вано веро­уче­ние Церкви, в кано­нах опре­де­лены нормы цер­ков­ной жизни.

Воз­можны случаи, когда Цер­ковь редак­ти­рует свои соб­ствен­ные каноны, что совер­шенно невоз­можно в отно­ше­нии дог­ма­тов. Можно ска­зать, что если дог­маты гово­рят нам о том, что суще­ствует на самом деле, то каноны гово­рят нам о том, как удобно Церкви суще­ство­вать в усло­виях зем­ного мира после гре­хо­па­де­ния.

Как пра­вильно пони­мать и при­ме­нять цер­ков­ные каноны?

При попытке при­ме­не­ния цер­ков­ных кано­нов к совре­мен­ным обсто­я­тель­ствам необ­хо­димо учи­ты­вать mens legislatoris – наме­ре­ние зако­но­да­теля, т.е. изна­чально вкла­ды­ва­е­мый в канон смысл, исто­ри­че­ский и куль­тур­ный аспекты.

«Чтобы чело­век пра­вильно при­ме­нял цер­ков­ные каноны с поль­зой для людей, он должен быть духов­ным и иметь духов­ное рас­суж­де­ние. Потому что иначе он оста­ётся на букве закона, а буква закона «уби­вает». Чело­век тебе гово­рит. «В Корм­чей так напи­сано», и как видит в книжке, так бук­вально и при­ме­няет, а должен бы каждый случай ана­ли­зи­ро­вать отдельно. Как я видел на прак­тике, в одном случае могут скры­ваться тысячи других слу­чаев. Здесь нет одного рецепта, одного еди­ного пра­вила на все случаи жизни».
старец Паисий Свя­то­го­рец

Какова задача цер­ков­ных кано­нов?

Глав­ная задача цер­ков­ных кано­нов – это при­ло­же­ние неиз­мен­ных и вечных непо­гре­ши­мых основ хри­сти­ан­ского нрав­ствен­ного учения и эккле­зио­ло­ги­че­ских дог­ма­тов, содер­жа­щихся либо прямо, либо кос­венно в их текстах, к изме­ня­ю­щейся цер­ков­ной жизни. Поэтому во всяком каноне можно обна­ру­жить, с одной сто­роны, уко­ре­нен­ность в неиз­мен­ном дог­ма­ти­че­ском учении Церкви, а с другой обу­слов­лен­ность исто­ри­че­ски кон­крет­ной ситу­а­цией, обсто­я­тель­ствами цер­ков­ной жизни, кото­рые имели место в момент изда­ния пра­вила и впо­след­ствии могли изме­ниться. Таким обра­зом, в основе вся­кого канона содер­жится неиз­мен­ный, дог­ма­ти­че­ски обу­слов­лен­ный момент, но в своем кон­крет­ном и бук­валь­ном смысле канон отра­жает и пре­хо­дя­щие обсто­я­тель­ства цер­ков­ной жизни.

Под­ле­жат ли отмене цер­ков­ные каноны?

Каноны отмене не под­ле­жат, несмотря на то, что могут пре­кра­титься или изме­ниться обсто­я­тель­ства, кото­рые они регу­ли­руют. Изме­не­ние исто­ри­че­ских обсто­я­тельств не при­во­дит к отмене канона, так как обсто­я­тель­ства могут повто­ряться.

Может ли тот или иной цер­ков­ный канон не найти при­ме­не­ния?

Канон может ока­заться непри­ме­ни­мым в связи с исчез­но­ве­нием того цер­ков­ного инсти­тута, кото­рый им регу­ли­ру­ется. Напри­мер, Халкид. 15 опре­де­ляет воз­раст­ной ценз для постав­ле­ния в диа­ко­ниссы 40 лет. С исчез­но­ве­нием чина диа­ко­нисс пере­стало при­ме­няться и пра­вило. Тем не менее, в кано­ни­че­ском кор­пусе оно оста­лось. Более того, теперь оно содер­жит некий эккле­зио­ло­ги­че­ский прин­цип, кото­рый не утра­тил прак­ти­че­ского зна­че­ния в связи с исчез­но­ве­нием инсти­тута диа­ко­нисс. Напри­мер, оно может слу­жить отправ­ной точкой в рас­суж­де­нии цер­ков­ной власти об уста­нов­ле­нии воз­раст­ной гра­ницы для назна­че­ния женщин на какиелибо цер­ков­ные долж­но­сти. Неко­то­рые же каноны носят харак­тер част­ных опре­де­ле­ний, и уже поэтому по бук­валь­ному тексту они не при­ме­нимы ни в каких других слу­чаях, кроме тех, по кото­рым были изданы, как напри­мер, II Всел. 4 («О Мак­симе Кинике, и о про­из­ве­ден­ном им без­чи­нии в Кон­стан­ти­но­поле…»).

Какой состав кано­ни­че­ского кор­пуса пра­во­слав­ной Церкви?

Кано­ни­че­ский корпус пра­во­слав­ной Церкви сфор­ми­ро­вался в IX в., при свт. Фотии I, пат­ри­архе Кон­стан­ти­но­поль­ском. В него вошли 85 Апо­столь­ских правил, 20 правил Все­лен­ского I Собора (325), 7 Все­лен­ского II (381), 8 Все­лен­ского III (431), 30 Все­лен­ского IV (451), 102 Трулль­ского Собора (691692), 22 пра­вила Все­лен­ского VII Собора (787), Каноны Помест­ных Собо­ров: Анкир­ского (314) 25, Неоке­са­рий­ского (между 314 и 325) 15, Ган­гр­ского (ок. 340) 21, Антио­хий­ского (341) 25, Лаоди­кий­ского (ок. 343) 60, Сар­ди­кий­ского (343) 20 (по другой нуме­ра­ции 21), Кон­стан­ти­но­поль­ского (394) 1, Кар­фа­ген­ского (419) 133 (по др. нуме­ра­ции 147), Кон­стан­ти­но­поль­ского Дву­крат­ного (861) 17, Кон­стан­ти­но­поль­ского в храме Св. Софии (879) 3; пра­вила отцов Церкви: 4 пра­вила свт. Дио­ни­сия Вели­кого, еп. Алек­сан­дрий­ского, 11 (по другой нуме­ра­ции 12, первое пра­вило раз­де­лено на 2) свт. Гри­го­рия Чудо­творца, 15 сщмч. Петра I, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 3 свт. Афа­на­сия I Вели­кого, 92 свт. Васи­лия Вели­кого, 18 Тимо­фея I, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 1 свт. Гри­го­рия Бого­слова, 1 свт. Амфи­ло­хия, епи­скопа Ико­ний­ского, 8 свт. Гри­го­рия, епи­скопа Нис­ского, 14 Фео­фила, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 5 свт. Кирилла, архи­епи­скопа Алек­сан­дрий­ского, 1 свт. Ген­на­дия I, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского, и 1 свт. Тара­сия, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского. В каче­стве при­ло­же­ния в неко­то­рые изда­ния свода кано­нов вклю­ча­ются также поста­нов­ле­ние Кар­фа­ген­ского Собора 255 г., состо­яв­ше­гося под пред­се­да­тель­ством сщмч. Кипри­ана, о пере­кре­щи­ва­нии ере­ти­ков и пра­вила пат­ри­ар­хов Кон­стан­ти­но­поль­ских свт. Иоанна Пост­ника, свт. Ники­фора I Испо­вед­ника и Нико­лая III Грам­ма­тика, в состав кано­ни­че­ского кор­пуса не вхо­дя­щие.

Про­то­пре­сви­тер Нико­лай Афа­на­сьев этими сло­вами начи­нал свой курс кано­ни­че­ского права:
«Гос­пода сту­денты! Мне пору­чено читать вам пред­мет, кото­рый обычно назы­вают “кано­ни­че­ское право”, хотя я вам сразу должен ска­зать, что такое назва­ние явля­ется недо­ра­зу­ме­нием, потому что самому праву в Церкви места нет. Право про­никло в Цер­ковь только тогда, когда оску­дела любовь».

Крат­кий свод кано­ни­че­ских опре­де­ле­ний Все­лен­ских Собо­ров

I Все­лен­ский собор в Никее в 325 году оста­вил нам 20 правил:

Пра­вило первое запре­щает при­ни­мать в клир лиц, кото­рые сами себя оско­пили;

Пра­вило второе запре­щает про­из­во­дить в свя­щен­ные сте­пени ново­об­ра­щен­ных;

Пра­вило третье запре­щает свя­щен­но­слу­жи­те­лям иметь у себя в доме жен­щину, кото­рая не явля­ется близ­кой род­ствен­ни­цей;

Пра­вило чет­вер­тое гласит, что епи­скопы должны изби­раться епи­ско­пами данной обла­сти и утвер­ждаться мит­ро­по­ли­том;

Пра­вило пятое запре­щает епи­скопу при­ни­мать в обще­ние лиц, отлу­чен­ных другим епи­ско­пом и пове­ле­вает дважды в год созы­вать соборы епи­ско­пов;

Пра­вило шестое под­твер­ждает высшую власть неко­то­рых епи­ско­пов над дру­гими епи­ско­пами и запре­щает постав­лять епи­скопа без соиз­во­ле­ния мит­ро­по­лита и общего избра­ния;

Пра­вило седь­мое воз­вы­шает иеру­са­лим­ского епи­скопа на сте­пень мит­ро­по­лита;

Пра­вило вось­мое зако­но­по­ла­гает о при­со­еди­не­нии к Церкви ере­ти­ков и запре­щает быть двум епи­ско­пам в одном городе;

Пра­вило девя­тое запре­щает допус­кать к свя­щен­но­слу­же­нию лиц пороч­ных;

Пра­вило деся­тое запо­ве­дует извер­гать из свя­щен­ного чина падших;

Пра­вило один­на­дца­тое гово­рит о спо­собе пока­я­ния отсту­пив­ших от веры;

Пра­вило две­на­дца­тое гово­рит также об образе пока­я­ния дру­гого вида падших;

Пра­вило три­на­дца­тое пове­ле­вает напут­ство­вать Св. Тай­нами каж­дого уми­ра­ю­щего;

Пра­вило четыр­на­дца­тое уста­нав­ли­вает образ пока­я­ния для отпад­ших от веры огла­шен­ных;

Пра­вило пят­на­дца­тое вос­пре­щает епи­ско­пам и кли­ри­кам само­вольно пере­хо­ди­тьиз града во град ;

Пра­вило шест­на­дца­тое пред­пи­сы­вает не при­ни­мать в обще­ние кли­ри­ков, кото­рые само­вольно уда­ля­ются от соб­ствен­ной церкви;

Пра­вило сем­на­дца­тое вос­пре­щает кли­ри­кам зани­маться ростов­щи­че­ством;

Пра­вило восем­на­дца­тое вос­пре­щает дья­ко­нам пре­по­да­вать св. Дары пре­сви­те­рам, при­ча­щаться прежде епи­ско­пов и сидеть между пре­сви­те­рами;

Пра­вило девят­на­дца­тое гово­рит о «пав­ли­а­нах», что они, в случае их обра­ще­ния, должны быть вновь кре­стимы, а кли­рики пере­ру­ко­по­ла­га­емы;

Пра­вило два­дца­тое запре­щает пре­кло­нять колена в день вос­крес­ный и во дни Пяти­де­сят­ницы.

II Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 381 году оста­вил после себя всего семь правил:

Пра­вило первое под­твер­ждает Символ Веры, состав­лен­ный на I Все­лен­ском соборе и ана­фе­мат­ствует всякую ересь;

Пра­вило второе запре­щает епи­ско­пам про­сти­рать свою власть «за пре­де­лами своей обла­сти», вме­ши­ваться в дела чужой епар­хии и уста­нав­ли­вает 5 цер­ков­ных окру­гов на Востоке;

Пра­вило третье дает Кон­стан­ти­но­поль­скому епи­скопу «пре­иму­ще­ство чести по Рим­ском епи­скопе»;

Пра­вило чет­вер­тое осуж­дает Мак­сима Киника и «про­из­ве­ден­ное им бес­чи­ние»;

Пра­вило пятое при­ни­мает «испо­ве­да­ю­щих Едино Боже­ство Отца и Сына и Свя­того Духа»;

Пра­вило шестое пове­ле­вает «не без иссле­до­ва­ния» при­ни­мать обви­не­ния на пра­ви­те­лей Церкви;

Пра­вило седь­мое ука­зы­вает на пра­вила при­ня­тия каю­щихся ере­ти­ков.

III Все­лен­ский собор, состо­яв­шийся в Ефесе в 431 году, оста­вил восемь правил:

Пра­вила – первое, второе, третье, чет­вер­тое, пятое и шестое – все каса­ются отлу­че­ния от Церкви ере­тика Несто­рия и его сто­рон­ни­ков;

Пра­вило седь­мое запре­щает сла­гать какой-либо новый Символ Веры;

Пра­вило вось­мое запре­щает епи­ско­пам «про­сти­рать свою власть на иную епар­хию, кото­рая прежде и сна­чала не была под рукою его» и осво­бож­дает кипр­ских епи­ско­пов от зави­си­мо­сти Антио­хий­ского пат­ри­арха.

IV Все­лен­ский собор, созван­ный в Хал­ки­доне в 451 году, оста­вил после себя 30 правил. Из этих правил:

Пра­вило первое под­твер­ждает необ­хо­ди­мость соблю­дать все, что было поста­нов­лено на преж­них собо­рах;

Пра­вило второе карает низ­вер­же­нием симо­нию, или постав­ле­ние в цер­ков­ные сте­пени за деньги;

Пра­вило третье вос­пре­щает епи­ско­пам, кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим «ради гнус­ного при­бытка» зани­маться «мир­скими делами»;

Пра­вило чет­вер­тое запре­щает мона­хам бес­чин­ное житель­ство;

Пра­вило пятое под­твер­ждает запрет епи­ско­пам или кли­ри­кам «пре­хо­дить из града во град»;

Пра­вило шестое запре­щает руко­по­ла­гать кли­ри­ков без опре­де­лен­ного назна­че­ния;

Пра­вило седь­мое запре­щает кли­ри­кам и мона­хам, под угро­зой ана­фемы, «всту­пать в воин­скую службу или в мир­ской чин»;

Пра­вило вось­мое пове­ле­вает кли­ри­кам пре­бы­вать «под вла­стью епи­ско­пов каж­дого града»;

Пра­вило девя­тое запре­щает кли­ри­кам судиться в свет­ских суди­ли­щах;

Пра­вило деся­тое вос­пре­щает кли­рику чис­литься одно­вре­менно в двух церк­вах;

Пра­вило один­на­дца­тое гово­рит о гра­мо­тах, выда­ва­е­мых убогим;

Пра­вило две­на­дца­тое запре­щает епи­ско­пам в цер­ков­ных делах обра­щаться к граж­дан­ским вла­стям;

Пра­вило три­на­дца­тое запре­щает слу­жить кли­ри­кам в чужой епар­хии без пред­ста­ви­тель­ной гра­моты своего епи­скопа;

Пра­вило четыр­на­дца­тое запре­щает чтецам и певцам всту­пать в брак с ино­вер­ными женами;

Пра­вило пят­на­дца­тое гово­рит о постав­ле­нии дья­ко­нисс;

Пра­вило шест­на­дца­тое запре­щает мона­ше­ству­ю­щим и девам всту­пать в брак;

Пра­вило сем­на­дца­тое опре­де­ляет точные гра­ницы епар­хий;

Пра­вило восем­на­дца­тое вос­пре­щает «состав­лять ско­пища» и «стро­ить ковы» епи­ско­пам и своим сопри­чет­ни­кам;

Пра­вило девят­на­дца­тое повто­ряет пра­вило о дву­крат­ном созыве в год Собора епи­ско­пов;

Пра­вило два­дца­тое повто­ряет запре­ще­ние кли­ри­кам пере­хо­дить в другую цер­ковь;

Пра­вило два­дцать первое пове­ле­вает не при­ни­мать доноса на епи­ско­пов «просто и без иссле­до­ва­ния»;

Пра­вило два­дцать второе запре­щает кли­ри­кам «рас­хи­щать вещи» епи­скопа по его смерти; запре­щает кли­ри­кам и мона­ше­ству­ю­щим без вся­кого пору­че­ния от своего епи­скопа при­хо­дить в Кон­стан­ти­но­поль и жить в нем;

Пра­вило два­дцать чет­вер­тое запре­щает обра­щать мона­стыри в мир­ские жилища;

Пра­вило два­дцать пятое запре­щает остав­лять кафедры епи­ско­пов неза­ме­щен­ными больше трех меся­цев;

Пра­вило два­дцать шестое пове­ле­вает епи­ско­пам управ­лять цер­ков­ным иму­ще­ством с помо­щью ико­но­мов;

Пра­вило два­дцать седь­мое запре­щает похи­щать жен для супру­же­ства;

Пра­вило два­дцать вось­мое опре­де­ляет круг судеб­ной и адми­ни­стра­тив­ной дея­тель­но­сти Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха и урав­ни­вает его с папой Рим­ским;

Пра­вило два­дцать девя­тое запре­щает низ­во­дить епи­скопа на пре­сви­тер­скую сте­пень;

Пра­вило трид­ца­тое гово­рит о еги­пет­ских епи­ско­пах.

V Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 553 году и VI Все­лен­ский собор в Кон­стан­ти­но­поле в 680 году не оста­вили после себя правил, но, вместо этого, в 691 году был созван собор так наз. «Трулль­ский», име­ну­е­мый иногда поэтому «Пято-Шестым», на кото­ром было воз­ме­щено это опу­ще­ние и состав­лено целых 102 пра­вила. Из правил этого собора осо­бенно важны:

36‑е пра­вило, кото­рое повто­ряет о рав­но­пра­вии кон­стан­ти­но­поль­ской и рим­ской пат­ри­ар­ших кафедр и ука­зы­вает вообще иерар­хи­че­ский поря­док пат­ри­ар­ших кафедр;

8‑е пра­вило, кото­рое пове­ле­вает мит­ро­по­литу еже­годно созы­вать собор епи­ско­пов;

12‑е, 13‑е и 48‑е пра­вила решают вопросы о браке свя­щен­но­слу­жи­те­лей;

33‑е пра­вило осуж­дает обычай Армян­ской страны при­ни­мать в состав клира только лиц, про­ис­хо­дя­щих из свя­щен­ни­че­ского рода;

64‑е и 70‑е пра­вила запре­щают миря­нину и жене поучать все­на­родно в храме во время бого­слу­же­ния;

80‑е пра­вило грозит отлу­че­нием тому, кто в тече­ние трех вос­крес­ных дней не придет в храм на бого­слу­же­ние;

54‑е пра­вило запре­щает вступ­ле­ние в брак в близ­ком род­стве;

53‑е пра­вило уза­ко­няет духов­ное род­ство вос­при­ем­ни­ков с вос­при­ни­ма­е­мыми и запре­щает им вступ­ле­ние в брак;

72‑е пра­вило запре­щает сме­шан­ные браки с ере­ти­ками;

73‑е пра­вило пове­ле­вает воз­да­вать честь живо­тво­ря­щему Кресту Гос­подню и запре­щает начер­ты­вать изоб­ра­же­ние его на земле, дабы оно не попи­ра­лось ногами;

75‑е пра­вило тре­бует бла­го­чин­ного пения в храмах;

74‑е и 76‑е пра­вила запре­щают в храмах и «внутри свя­щен­ных оград» устра­и­вать тра­пезы, кор­чем­ницы или «купли про­из­во­дить»;

77‑е пра­вило запре­щает не только свя­щен­но­слу­жи­те­лям и инокам, но и «вся­кому хри­сти­а­нину миря­нину» мыться в бане вместе с жен­щи­нами;

83‑е пра­вило запре­щает пре­по­да­вать Евха­ри­стию телам умер­ших;

86‑е пра­вило пове­ле­вает отлу­чать от Церкви тех, кто содер­жит блуд­ниц;

90‑е пра­вило повто­ряет запре­ще­ние пре­кло­нять колена в дни вос­крес­ные, «ради чести Вос­кре­се­ния Хри­стова»;

91‑е пра­вило пове­ле­вает отлу­чать от Церкви вытрав­ля­ю­щих плод во чреве;

100‑е пра­вило под­вер­гает отлу­че­нию рас­про­стра­ня­ю­щих пор­но­гра­фию;

102‑е пра­вило гово­рит о епи­ти­миях каю­щихся.

VII Все­лен­ский собор в Никее в 787 году издал два­дцать два пра­вила, из кото­рых наи­бо­лее важные:

3‑е пра­вило, запре­ща­ю­щее избра­ние во свя­щен­ные сте­пени мир­скими началь­ни­ками;

4‑е и 5‑е пра­вила, запре­ща­ю­щее симо­нию;

6‑е пра­вило повто­ряет тре­бо­ва­ние о созыве еже­год­ных собо­ров епи­ско­пов и запре­щает мздо­им­ство;

10‑е пра­вило повто­ряет запре­ще­ние кли­ри­кам остав­лять свои при­ходы и зани­мать мир­ские долж­но­сти;

11‑е пра­вило повто­ряет тре­бо­ва­ние иметь ико­нома в каждой церкви и по мона­сты­рям;

12‑е пра­вило пове­ле­вает епи­скопу и игу­мену иметь попе­че­ние о всех цер­ков­ных вещах и ими рас­по­ря­жаться, но не при­сва­и­вать чего-либо самому себе в соб­ствен­ность, под стра­хом изгна­ния;

15‑е, 16‑е, 18‑е и 22‑е пра­вила запре­щают свя­щен­но­слу­жи­те­лям и мона­ше­ству­ю­щим свое­ко­ры­стие, рос­кошь и близ­кое обще­ние с лицами жен­ского пола;

20‑е пра­вило запре­щает устрой­ство «двой­ных мона­сты­рей», где бы жен­щины жили вместе с муж­чи­нами, и близ­кое сооб­ще­ние мона­хов с мона­хи­нями;

21‑е пра­вило запре­щает монаху или мона­хине остав­лять свой мона­стырь и отхо­дить в другой без воли игу­мена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *