канонизировать что это значит
Значение слова «канонизировать»
1. Признать (признавать) незыблемо авторитетным, узаконить (узаконивать), установить (устанавливать) в качестве образца. Канонизировать ту или иную, но единственную форму — это значит тянуть литературу на путь окостенения. Паустовский, Большие надежды.
2. Утвердить (утверждать) в качестве канона (во 2 знач.).
3. Церк. Причислить (причислять) к лику святых.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
КАНОНИЗИ’РОВАТЬ, рую, руешь, сов. и несов. [от греч. kanonizō] (книжн.). 1. кого-что. Причислить (причислять) к лику святых (церк.). || что. Признать (признавать) что-н. священным от лица церкви (церк.). Книги древнееврейских пророков канонизированы христианской церковью. 2. кого-что. Узаконить, признать (узаконивать, признавать) силу авторитета за кем-чем-н., признавать кого-что-н. незыблемым. Классицизм канонизировал «поэтику Буало».
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
канонизи́ровать
1. церк. причислять (причислить) к лику святых ◆ А любой мученик ― святой, что и позволило нашему митрополиту на Священном Синоде убедить архиереев канонизировать Лазорихия. Дмитрий Липскеров, «Сорок лет Чанчжоэ», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
2. церк. утверждать (утвердить) в качестве канона, признавать (признать) священным от лица церкви ◆ Церковь, утверждая духовный принцип иконописи, не канонизировала стиля как такового. Иоанн Мейендорф, «Православное свидетельство в современном мире», 1992 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. узаконивать (узаконить), признавать (признать) силу авторитета за кем-либо, чем-либо, признать (признавать) кого-либо, что-либо незыблемым ◆ Классицизм канонизировал «поэтику Буало».
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: клубиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Словари
1. Признавать каноном [канон I 1.], устанавливать в качестве образца.
2. Утверждать в качестве канона [канон I 2.].
3. Причислять к лику святых (в православии и католицизме).
КАНОНИЗИ́РОВАТЬ, канонизирую, канонизируешь, совер. и несовер. (от греч. kanonizo) (книжн.).
1. кого-что. Причислить (причислять) к лику святых (церк.).
|| что. Признать (признавать) что-нибудь священным от лица церкви (церк.). Книги древнееврейских пророков канонизированы христианской церковью.
2. кого-что. Узаконить, признать (узаконивать, признавать) силу авторитета за кем-чем-нибудь, признавать кого-что-нибудь незыблемым. Классицизм канонизировал «поэтику Буало».
1) (кого) В католицизме и православии: причислить к лику святых, признать церковно узаконенным.
Канонизировать Сергия Радонежского.
Католическая церковь канонизировала Жанну д’Арк (Ахматова).
2) перен., что, книжн. Признать незыблемо авторитетным, установить в качестве образца.
канонизи́рующий, канонизи́ровавший, канонизи́рованный
От французского canoniser ‘причислять к лику святых’, ‘канонизировать’ (← греч. kanōn ‘палка для меры’, ‘линейка’; ‘правило’, ‘образец’, ‘предписание’).
1. Признать (признавать) незыблемо авторитетным, узаконить (узаконивать), установить (устанавливать) в качестве образца.
2. Утвердить (утверждать) в качестве канона (во 2 знач.).
Причислить (причислять) к лику святых.
причислить (причислять) к лику святых
причислять к лику святых, узаконить, канонизовать, узаконивать, причислить к лику святых, создать
КАНОНИЗИРОВАТЬ, КАНОНИЗОВАТЬ canoniser, пол. canonizowaç.
1. Вносить в церковный канон, причислять к лику святых. БАС-1. Аввакум, конечно, канонизован старообрадцами. Карташев 2 230.
КАНОНИЗИРОВАТЬ (от слова канонизация). Сопричислить к лику святых.
КАНОНИЗИРОВАТЬ
Смотреть что такое «КАНОНИЗИРОВАТЬ» в других словарях:
КАНОНИЗИРОВАТЬ — (от слова канонизация). Сопричислить к лику святых. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНОНИЗИРОВАТЬ от слова канонизация. Сопричислить к лику святых. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
канонизировать — причислять к лику святых, узаконить, канонизовать, узаконивать, причислить к лику святых, создать Словарь русских синонимов. канонизировать причислить (причислять) к лику святых Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.:… … Словарь синонимов
Канонизировать — (иноск.) освящать, узаконивать, (собств.) причислять къ Святымъ (по Римской церкви). Ср. Канонъ уставъ церковный. Ср. κανών правило … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
КАНОНИЗИРОВАТЬ — КАНОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КАНОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
канонизировать — КАНОНИЗИРОВАТЬ, КАНОНИЗОВАТЬ canoniser, пол. canonizowaç. 1. Вносить в церковный канон, причислять к лику святых. БАС 1. Аввакум, конечно, канонизован старообрадцами. Карташев 2 230. 2. Признавать кого л. или что л. незыблемо авторитетным;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
канонизировать — и/рую, и/руешь, сов. и нсв. 1) (кого) В католицизме и православии: причислить к лику святых, признать церковно узаконенным. Канонизировать Сергия Радонежского. Католическая церковь канонизировала Жанну д Арк (Ахматова). Синонимы: канонизова/ть 2) … Популярный словарь русского языка
канонизировать — (иноск.) освящать, узаконивать, (собств.) причислять к святым (по Римской церкви) Ср. Канон устав церковный. Ср. κανών правило … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Канонизировать — несов. и сов. перех. 1. Признавать каноном [канон I 1.], устанавливать в качестве образца. 2. Утверждать в качестве канона [канон I 2.]. 3. Причислять к лику святых (в православии и католицизме). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
канонизировать — канониз ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь
канонизировать — (I), канонизи/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка
Что такое канонизация?
Говорят, что в древности все христиане считались святыми?
|
Важно понимать, что в христианстве существует более широкое и более узкое понимание святости. В широком смысле святым становится любой, кто достиг спасения. В более узком святые — те, кто явил пример христианской жизни, и те, к кому мы сегодня обращаемся с просьбой о молитвенном заступничестве перед Богом.
Исходя из более широкого понимания, в древности любой христианин, не уклонившийся в ересь или раскол, не совершивший смертный грех, за который он был отлучен от Церкви, считался после смерти святым. Община, в которую он входил, записывала его имя на состоящие из двух частей таблички, покрытые воском — диптихи. С их помощью поминались живые и усопшие христиане. Если имя умершего попадало в эти таблички, то он автоматически считался святым.
В начале IV века император Константин Великий объявил христианство сначала разрешенной, а затем и предпочитаемой религией. Для христиан кончилась эпоха гонений, и в Церковь хлынул поток новых людей. Общины очень разрослись, христиане одного города уже не могли знать друг друга в лицо, возникли мощные еретические учения. Это привело к тому, что Церкви пришлось вырабатывать юридическую процедуру объявления умершего праведника святым. Этот процесс и получил название канонизации. В Русской Церкви для того, чтобы человек был объявлен святым, нужно выполнить несколько условий. Начать процесс канонизации можно лишь тогда, когда со смерти праведника прошло как минимум несколько десятилетий. Нужно доказать, что подвижник исповедовал православную веру и вел благочестивый образ жизни (последнее требование не обязательно для мучеников, поскольку главное основание для их канонизации — документально подтвержденный факт мученичества за веру, а их жизнь до подвига обычно не являлась предметом изучения, особенно в древности). Специальная Комиссия по канонизации также собирает свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам к этому святому, если таковые зафиксированы. Для прославления подвижника обязательно его народное почитание.
Важно, кстати, что наличие, например, нетленных (полностью или частично сохранившихся) мощей вовсе не является обязательным условием. Просто в России долгое время считалось, что мощи святого должны быть именно нетленными, поэтому в начале ХХ века очень сложно проходила канонизация преподобного Серафима Саровского.
Важно также и то, что с точки зрения Церкви не канонизация делает человека святым, а его подвиг. Канонизация — лишь признание заслуг подвижника, свидетельство абсолютной уверенности в его спасении, ведь, прославляя праведника, Церковь перестает молиться о нем и начинает молиться ему. Значит, она должна быть уверена, что этот человек уже соединился с Богом и не нуждается в наших просьбах о его спасении.
Канонизация
Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание Церковью праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к лик святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности Боговоплощения и обожения человека.
Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.
Где найти список святых?
Каковы критерии канонизации святых
Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации:
Отдельный критерий – мученическая кончина за веру.
Кто принимает решение о канонизации святых?
Инициируется процесс канонизации священнослужителями и мирянами. Далее епархиальный архиерей передаёт дело епархиальной комиссии по канонизации святых.. Материалы для канонизации в Русской Православной Церкви рассматривает, изучает и проверяет Синодальная комиссия по канонизации святых. Решение о канонизации выносит Святейший Патриарх, Архиерейский или Поместный Соборы.. Патриарх может благословить почитание местночтимого (почитаемого в одной епархии или регионе) святого, Архиерейский или Поместный Собор — общецерковное почитание.
Зависит ли посмертная участь святого от канонизации?
Нет, не зависит. Канонизация лишь свидетельствует ещё живущим на земле о святости, причастности к Богу ушедших, об их подвиге, о возможности молитвенного обращения к ним.
Как отмечается причисление к лику святых?
В Православной Церкви причисление к лику святых в настоящее время отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.
Какой срок должен пройти после земной кончины подвижника?
Формального срока в настоящее время не установлено.
История причисления подвижников к лику святых
В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.
В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.
В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в церковный календарь. Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и Силуана Афонского, хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная Церковь, а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.
преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику:
«Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»