кантилена в музыке это что
Значение слова «кантилена»
1. Муз. Плавная, певучая мелодия; певучесть, мелодичность музыки.
2. Один из жанров средневековой западноевропейской поэзии — небольшое лиро-эпическое стихотворение, исполнявшееся в сопровождении музыки.
[От лат. cantilena — пение, песня]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта».
КАНТИЛЕ’НА, ы, ж. [ит. cantilena — напев, песня]. 1. Певучесть, мелодичность, как свойство музыкального произведения (муз.). Чайковскому свойственна широкая, плавная к. || Певучесть, мелодичность в исполнении музыкального, преимущ. вокального произведения (муз.). У этого скрипача нет кантилены. Певцы нередко пренебрегают кантиленой ради драматизма. 2. В средневековой зап.-европейской литературе — короткая эпическая песня, былина, духовный стих (лит.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
кантиле́на
1. муз. широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная
2. муз. напевность, мелодичность, как свойство музыкального произведения
3. муз. напевность, мелодичность манеры исполнения музыкального (преимущественно вокального) произведения
4. муз. способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии
5. муз. свойство музыкального инструмента отвечать требованиям певучести звучания при исполнении музыкального произведения ◆ Иметь кантилену. ◆ Не иметь кантилены. ◆ Быть лишённым кантилены.
6. один из жанров средневековой западноевропейской поэзии — небольшое лиро-эпическое стихотворение, предназначенное для пения в сопровождении музыкального инструмента
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: электризация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кантилена
Также это понятие часто применяют мастера, производящие музыкальные инструменты. Получившийся инструмент может иметь кантилену, а может быть лишён её. Последний считается браком, так как не отвечает требованиям «певучести». Для проверки качеств инструмента используется довольно простой тест: извлекается аккорд с максимальным количеством открытых струн. Если время затухания звучания аккорда превышает 30 секунд, то кантилена есть, если это время составляет менее 30 секунд, то такой инструмент лишён кантилены и является продуктом «второго сорта».
Содержание
С конца 17 века слово «кантилена» обзначает песню вообще, а также произведения с напевной мелодией.
Мелодия
Под определение кантилены как свободно льющейся напевной мелодии широкого дыхания подходят многие русские народные песни. Образцы кантилены можно встретить также в операх и ораториях Прокофьева, Шостаковича и произведениях итальянских композиторов.
Певучесть, кантиленность вокального исполнения — результат правильной техники голосообразования и звуковедения. Кантилена позволяет певцу наиболее полно раскрыть выразительные возможности своего голоса, мастерство владения им.
Музыкальные коллективы
Ряд музыкальных коллективов, имеющих название «Кантилена»:
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Кантилена» в других словарях:
КАНТИЛЕНА — 1) средневековое лиро эпическое произведение. 2) небольшая пьеса для пения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТИЛЕНА лат. и ит. cantilena, от лат. canere, петь. Песенка или романс. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка
КАНТИЛЕНА — КАНТИЛЕНА, кантилены, жен. (итал. cantilena напев, песня). 1. Певучесть, мелодичность, как свойство музыкального произведения (муз.). Чайковскому свойственна широкая, плавная кантилена. || Певучесть, мелодичность в исполнении музыкального, преим … Толковый словарь Ушакова
Кантилена — (буквально «песенка») употребляется иногда для обозначения кратких эпических произведений средневековой лит ры, как напр. «К. о св. Евлалии» древнейший памятник французской лит ры конца IX в., представляющий подражание латинским секвенциям чисто… … Литературная энциклопедия
кантилена — ы, ж. cantilène f., ит. cantilena <лат. cantilena песня, рассказ. 1. Старинная лирико эпическая фр. песня. БСИС 1995. 2. Плавная, певучая мелодия. БСИС 1995. Лекс. Ян. 1803: кантилена; Даль 2: кантиле/на … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНТИЛЕНА — (итал. cantilena) напевная, плавная мелодия … Большой Энциклопедический словарь
кантилена — сущ., кол во синонимов: 2 • мелодия (23) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
кантилена — ы; ж. [итал. cantilena пение, песня от лат. cantillare напевать] 1. Муз. Плавная, певучая мелодия; певучесть, мелодичность музыки. 2. Один из жанров средневековой западноевропейской поэзии небольшое лиро эпическое стихотворение, исполнявшееся в… … Энциклопедический словарь
Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение) 1) напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному исполнению мелодии. 3) В 13 15 вв. в Западной Европе… … Большая советская энциклопедия
Кантилена — короткое сочинение для голоса, мелодия, песнь светского содержания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение; франц. cantilene; нем. Kantilene). 1) Напевная: мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному… … Музыкальная энциклопедия
Кантилена
Кантилена это небольшое лирико-эпическое стихотворение светского характера, предназначенное для вокального исполнения под аккомпанемент музыкального инструмента; средневековый музыкально-поэтический жанр.
Кантилена в литературе
Кантилена восходит к латинским церковным секвенциям. «Кантиленой» назывались напевные части григорианского хорала, позже – духовные песнопения, изложенные в форме органума. Средневековые литургические кантилены исполнялись под аккомпанемент органа. Латинское слово cantilena образовано от глагола cantare, что в переводе означает «петь». На итальянском языке cantilena означает «песня».
В средневековой западноевропейской поэзии кантилена представляла собой краткое лирико-эпическое стихотворение немецкого происхождения на светскую тему. Эти стихи ложились на музыку и исполнялись народными певцами. Франкский король Карл I Великий почитал этот жанр: заказал сборник стихов и даже написал несколько кантилен.
Ранние средневековые кантилены предшествовали эпическому литературному жанру chanson de geste. Французский литературовед ХІХ в. Леон Готье предполагал, что кантилены – источники французских эпических песен (жест), наиболее известная из которых – «Песнь о Роланде» (XI в.). Позже кантиленами считали короткие песни, баллады. В этом отношении кантилена близка к былинам и в силу своей мелодичности – к русским народным песням в целом.
Таким образом, кантилены, повествующие об исторических событиях, способствовали появлению новых литературных жанров, а также оказали непосредственное влияние на развитие средневекового эпоса. Отголоски жанра кантилены встречаются во французской литературе ХХ века: сборник стихов поэта Бориса Виана «Замороженные кантилены» (1949), роман писателя Гаммара Пьер «Окситанская кантилена» (1979).
Кантилена в музыке
Кантилены в западноевропейской музыке XIII-XV вв. – вокальные произведения светского характера (одноголосые, многоголосые). Термин «кантилена» изначально использовался в музыке для обозначения верхней или сольной части мадригала, а также для небольшой кантаты или короткой одноголосой части. Кроме того, кантиленой называли народную танцевальную песню. С XVII века под кантиленой подразумевается плавная напевная мелодия.
Кантилена и легато
В музыке кантилена получила сильное развитие. Кантилена как ровное протяжное пение играет значимую роль в музыкальном исполнении, поскольку с помощью певучей, т. н. «кантиленной», мелодии осуществляется плавный переход между звуками.
Способность к плавному кантиленному пению, т. е. плавно переходящему от звука к звуку без пауз в звучании, называется «легато». Термин происходит от итальянского слова legato, которое означает «связанный». Таким образом, понятие кантиленного пения предполагает умение владеть техникой легато, т. е. плавно связывать ноты. Однако понятие кантилены включает не только вокальное исполнение, а и инструментальное звучание.
В кантилене сочетается правильно поставленный голос и свободно льющийся непрерывный звук. Плавная мелодия – главное условие кантиленности, т. е. певучести. При чем музыкальные инструменты имеют разную певучесть звука. Например, струнные смычковые инструменты (виолончель, скрипка) в силу наличия устойчивого вибрато имеют исключительную певучесть звука, поэтому их нельзя сравнивать с клавишными струнными инструментами (клавесином, фортепиано), которые не обладают столь выразительными свойствами. Беллини, Винченцо
Музыканты часто намеренно отступают от мягкого слитного исполнения произведения в пользу драматизма. Кантилену применяли в своих работах знаменитые композиторы: В. Беллини, Дж. Верди, Г. Доницетти, М. И. Глинка, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев и др.
Современное значение
В современном искусстве термин «кантилена» используется преимущественно в инструментальной музыке для обозначения плавной мелодии вокального характера; или для указания гладкого исполнения медленных выразительных пассажей. Cantata употребляется как синоним cantabile, обозначающего мягкое исполнение с применением легато.
Слово кантилена произошло от латинского cantilena, что в переводе означает пение, напев.
Кантилена как основа пения
Основным видом голосоведения в пении является кантилена, т. е. плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку.
Кантиленное, связное пение является основой вокальной музыки в любой национальной композиторской школе. Мы знаем замечательные кантиленные мелодии как итальянских, так и французских, немецких и других композиторов. Выдающиеся по красоте кантиленные мелодии мы находим у русских композиторов: у Глинки и Даргомыжского, у Римского-Корсакова и Чайковского, у Бородина и Мусоргского, у Рахманинова и Арен-ского и у многих других. Кантилена у русских композиторов органично связана с кантиленой наших русских протяжных песен. Кантиленные мелодии в каждой национальной школе имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения в принципе едина для всех вокальных школ.
Связное, плавное кантиленное пение — это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, — пение legato— еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Безусловно нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность — певучесть — обязательно требует свободно льющегося звука.
Певучесть звука различных музыкальных инструментов неодинакова, хотя позволяет пользоваться legato. Нельзя сравнить певучесть рояля или клавесина с певучестью скрипки или виолончели. Как известно, скрипичные инструменты обладают исключительной певучестью звука, которая зависит от устойчивого вибрато. Именно вибрато придает звук у этих инструментов льющийся, плавный характер.
Таким образом, кантиленное пение связано не только с умением связывать ноты — петь legato, но имеет отношение к самому качеству певческого звука, к его свойству иметь льющийся характер.
Как в смычковых инструментах льющийся характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого вибрато, гак и правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой обладают лишь хорошо поставленные голоса. Форсированный или, наоборот, снятый с дыхания голос, как и голос зажатый, не может обладать полноценной кантиленой. Из сказанного ясно, что овладение кантиленным пением непосредственно связано с правильным звукообразованием.
Большинство молодых певцов, начинающих учиться пению, еще не обладает хорошей кантиленой. Она вырабатывается постепенно, по мере освоения певческого голосообразования и голосоведения. При нахождении правильной координации в работе голосового аппарата звук получается более сильным и ярким, приобретает опертость, устойчивость и начинает хорошо вибрировать. При правильном звучании дыхание начинает тратиться меньше и его становится достаточно для пения относительно длинных нот. Со стороны обычно отмечают, что звук вырос по силе и приобрел качества профессионального звучания. Педагоги говорят, что звук «потянулся» или что у певца стало держаться дыхание, подчеркивая этим нахождение певцом верной певческой координации в работе голосового аппарата. Это свойство певческого звука тянуться и говорит о том, что найдена та координация в работе гортани, при которой дыхание расходуется наиболее экономно, правильно. До этого момента певец его искусственно пытался держать и бережно расходовать, а оно улетучивалось, несмотря ни на какие ухищрения. После нахождения верного звучания оно само «держится», даже при максимальном желании его отдать. Таким образом, первым условием развития кантиленного звучания является нахождение верной координации в работе голосового аппарата, при которой в голосе появляются основные качества опертого, поставленного профессионального звучания и среди них устойчивого вибрато. Попытки искать хорошую кантилену вне связи с правильным звучанием за счет мудрствования с дыханием, искусственного развития длительного выдоха и вдоха, задержки его и т. п. не могут привести к убедительному успеху. Без работы над качеством голоса, без поисков полноценно высококачественного звучания трудно рассчитывать на выработку хорошей кантилены.
Вторым условием является умение петь legato, и сначала педагог дает ученику простые упражнения на legato. Дальнейшее освоение legato на более сложных упражнениях,, вокализах и затем художественных произведениях с текстом приводит к умению петь связно относительно большие фразы.
Для выработки кантиленного звучания большое значение имеет отработка правильного звуковедения в различных видах движения мелодии. Надо уметь, правильно вести голос в гаммах, арпеджио, в ходах на различные интервалы, добиваясь при этом, чтобы ничто в работе голосового аппарата не менялось, кроме необходимого изменения высоты звука, т. е. чтобы звук все время был в одной позиции. Для того чтобы звучание имело кантиленный, певучий и льющийся характер, надо чтобы и вибрато оставалось устойчивым при связном переходе от ноты к ноте. Если звук остается спокойным и свободным при пении мелодии, то и устойчивое вибрато сохранится на каждом ее звуке.
Кантиленное пение в вокализах или при вокализировании художественных произведений удается значительно легче, чем при пении со словом. Как мы помним, разные гласные звуки, если они не выравнены, меняют работу голосовой щели, а согласные и вовсе выбивают гортань из ее рабочего певческого положения. Естественно, что сохранение ровности вибрато, правильности певческого звучания в условиях произнесения речевого текста значительно сложнее.
Для кантиленного пения в художественном произведении, где приходится произносить речевой текст, необходимо иметь хорошо выработанные, выравненные в упражнениях гласные и усвоить навык правильного произношения согласных в пении. Необходимо достигнуть такого положения, чтобы гортань при произнесении согласных выбивалась из певческого положения на минимальное время. Это позволит ей легче сохранить певческую установку и координацию, а вместе с ней и постоянство вибрато.
Пение legato предполагает связное пение при точном переносе звука с ноты на ноту, без захвата промежуточных тонов. Другой вид связного пения — portamento — предполагает перенос звучания с обязательным скольжением звука по всей гамме промежуточных тонов. При portamento голос глиссанди-рует с ноты на ноту вверх или вниз. Оно употребляется как вокальный прием во многих произведениях, причем этот вид вокализации специально оговаривается автором. Неумеренное пользование portamento напоминает пение с завыванием, с подъездом к каждой ноте, что делает его антимузыкальным. Однако поскольку portamento выразительный и употребляемый в практике прием, его следует специально изучать. Обычно он легко осваивается, так как скольжение звука голоса свойственно для естественной речи. Если ученик затрудняется в этом виде звуковедения, то полезно потрениваться в речи на интонациях удивления (portamento вверх) и на интонациях утверждения (portamento вниз), а потом предложить спеть какие-либо интервалы, подложив это ощущение скольжения звука. Другой прием — это представить, что между звуками, которые требуется связать приемом portamento, находится хроматическая гамма, которую нужно спеть в быстром движении. Эти приемы обычно легко приводят к развитию движения portamento.
Кантилена
Смотреть что такое «Кантилена» в других словарях:
Кантилена — (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Кроме того, термин также обозначает напевность самой музыки или манеры её исполнения,… … Википедия
КАНТИЛЕНА — 1) средневековое лиро эпическое произведение. 2) небольшая пьеса для пения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНТИЛЕНА лат. и ит. cantilena, от лат. canere, петь. Песенка или романс. Объяснение 25000 … Словарь иностранных слов русского языка
КАНТИЛЕНА — КАНТИЛЕНА, кантилены, жен. (итал. cantilena напев, песня). 1. Певучесть, мелодичность, как свойство музыкального произведения (муз.). Чайковскому свойственна широкая, плавная кантилена. || Певучесть, мелодичность в исполнении музыкального, преим … Толковый словарь Ушакова
Кантилена — (буквально «песенка») употребляется иногда для обозначения кратких эпических произведений средневековой лит ры, как напр. «К. о св. Евлалии» древнейший памятник французской лит ры конца IX в., представляющий подражание латинским секвенциям чисто… … Литературная энциклопедия
кантилена — ы, ж. cantilène f., ит. cantilena <лат. cantilena песня, рассказ. 1. Старинная лирико эпическая фр. песня. БСИС 1995. 2. Плавная, певучая мелодия. БСИС 1995. Лекс. Ян. 1803: кантилена; Даль 2: кантиле/на … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАНТИЛЕНА — (итал. cantilena) напевная, плавная мелодия … Большой Энциклопедический словарь
кантилена — сущ., кол во синонимов: 2 • мелодия (23) • песня (161) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
кантилена — ы; ж. [итал. cantilena пение, песня от лат. cantillare напевать] 1. Муз. Плавная, певучая мелодия; певучесть, мелодичность музыки. 2. Один из жанров средневековой западноевропейской поэзии небольшое лиро эпическое стихотворение, исполнявшееся в… … Энциклопедический словарь
Кантилена — короткое сочинение для голоса, мелодия, песнь светского содержания … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кантилена — (итал. cantilena, от лат. cantilena пение; франц. cantilene; нем. Kantilene). 1) Напевная: мелодия, как вокальная, так и инструментальная. 2) Напевность музыки, её исполнения, способность певческого голоса к напевному… … Музыкальная энциклопедия