капище славян что это
Что такое капища?
Капище – это языческий храм, место для проведения богослужений, различных обрядов, так или иначе связанных с богами и верой древних славян. Капище в Древней Руси – это один из видов святилища. Славяне, будучи язычниками, создавали различные святилища для проведения там религиозных обрядов. Так вот капища – святилища, которые строили на круглых площадках, с центральным расположением идола.
Слово капище пришло с древнеславянского языка и сегодня означает место в языческом храме, находящееся за алтарем, куда ставят статуи или другие предметы.
Значение слова капище до сих пор неизвестно. Предполагается, что это «идол» или «кумир», если переводить с древнеславянского.
В капищах проводили различные обряды и ритуалы, праздники и некоторые важные события. Храмы, которые существуют сегодня, были созданы на основе древних капищ. У них и функции сходны, и внешний вид.
Материалом для капищ чаще всего было дерево. Однако мог использоваться и камень. Территория для капища выбиралась не наобум. Она должна была иметь определенную энергетику. Это позволяло проводить все обряды более качественно. Крещение Руси в десятом веке нашей эры привело к том, что капища были разрушены. На их месте начали возводить христианские храмы.
Что касается функций капища, то они могли быть универсальными и специальными. Для последних возводили именные капища (Перуна, Велеса и др.).
Структура капища
Капище должно было иметь три, девять или шестнадцать куполов. По структуре капища могли отличаться в зависимости от функции и предназначения.
Идол в капищах
Идол был в капище главным объектом культа, представленный в виде скульптуры бога. Обычно этому богу и посвящалось капище. Все обряды и ритуалы, прошения и жертвы были направлены именно к нему. Идол здесь имел функцию связного между человеком и богом. Он представлял собой каменную скульптуру длиной два-два с половиной метра. По внешности статуя на капище была похожа на человека, но не с одним лицом, а с несколькими (чаще их было четрые).
Чаще всего идол с капища имел какой-то атрибут правой руке – кольцо или меч, например. Был у него и какой-либо головной убор. Руки идола могли быть скрещены на груди, одна могла быть поднята. Согласно данным о находках этих скульптур, они могли быть в виде столба, в виде столба с объемной головой, в виде столба с несколькими лицами и другие. По форме они были прямоугольными. И обязательным условием считалось то, что идол обязательно должен занимать место в центре капища.
Принципы постройки капищ
Место капища часто выбирали за населенным пунктом, даже близ могильников. Площадь, где оно располагалось, могла быть отделана камнем или глиной. Интересно, что при раскопках археологи обнаружили, что стены капищ имели обожженную поверхность. Это значит, что многие ритуалы проводились с использованием ритуальных костров. Важным условием было обнесение капища каким-то ограждением, которое должно было защищать от злых сил. Обычно языческий храм обносили канавой или рвом (два-пять метров шириной), в которых горел огонь. Археологи находили и остатки жертвоприношений – кости животных, глиняные осколки (скорее всего от посуды, в которой была какая-то пища).
Священные места славян
Капища
Для славянина Природа священна. В ней проявляется Род-Бог в мире, нашим глазом видимом. В ней жили наши Предки, будут жить и вновь, перерождаясь через нас в потомках. Поэтому долг наш – оставить для своих же будущих воплощений Землю чистой и светлой, какой получили от родичей своих!
Однако, были у наших Предков и особенно любимые и почитаемые священные места. Ведь Род воплощён не только в земном мире, но разлил Жизнь по всей Вселенной. Священные места славян поэтому предназначены для общения людей с иными мирами. Мирами, куда отправимся через огненную реку Смородину после пути нашего земного.
В этих особых местах в особые дни можно было перекинуть Калинов мост через Смородину и немного пообщаться с Предками своими да с Богами Родными, которые есть Предки Предков наших. Восславить их за то, что им благодаря живём сейчас, да попросить их в гости хоть ненадолго. «Летите, милые Деды. »
Разными были священные места наших Предков. Каждое – по своему случаю созданное и со своей целью используемое. Христианский миссионер Гельмольд писал, что «у славян все поля и селения изобиловали божками», что подтверждает божественное понимание Предками Природы.
По всему славянскому миру, простиравшемуся от Одера до Оки, обнаружены следы почитания славянами своих Богов. Данные археологии дают ценный материал, проливающий свет на обрядовую, религиозную сторону жизни наших Предков, хотя обосновать культовый характер найденного археологического памятника довольно трудно. Тем не менее существуют определённые признаки, отражающие закономерности в расположении, конструкции, планировке, характерные для большинства культовых мест и святилищ. Знание этих закономерностей используем мы, родноверы, восстанавливая и поддерживая обычаи Предков, которые объединяют славянские народы в единую большую семью.
Общей особенностью культовых объектов оказывается их расположение за пределами населенных пунктов, очень часто на возвышенности или высокой горе. Бесспорным свидетельством культовой принадлежности объектов являются находки капей (образов Богов) или мест, где они были поставлены (капищ), сохранение остатков жертвоприношений, длительное употребление огня на одном и том же месте. Выделяется целый ряд конструктивных деталей, свойственных большинству святилищ: символическое ограждение, обычно круглая или овальная форма капищ с капью в середине, широкое применение камня и каменных вымосток, наличие священных колодцев, целебных источников. По сведениям археологов, перечисленные закономерности характерны для всей славянской земли.
Вескими доказательствами в определении места как святилища являются свидетельства современников, занесенные в летописи или в специально написанные поучения против язычества. По поводу последних следует сказать, что они сильно отличаются от сведений современников о западных славянах.
На запад, в земли балтийских славян, ехали миссионеры с заданием окрестить местное население и приобщить его к пастве римского папы. Рассказы католических епископов о славянских храмах и обрядах являлись своего рода отчетностью перед римской церковью об успехах их религиозной деятельности. Миссионеры писали по принципу контрастов: разгульное, неистовое язычество с многолюдными празднествами и жертвоприношениями, с одной стороны, и благолепие и смирение после успеха проповеди христианства, с другой. Описание славянского вероисповедания было одной из задач западных епископов-миссионеров, и это делает их записи особенно ценными.
Восточнославянские авторы XI-XIII вв. не описывали славянскую веру, а бичевали её, не перечисляли элементы народных обрядов, а огульно осуждали все «бесовские» действа, не вдаваясь в подробности, которые могли бы интересовать нас, но были слишком хорошо известны той среде, к которой обращались проповедники. Тем не менее, несмотря на указанную особенность русских антиязыческих поучений, они представляют определённую ценность.
Что же касается этнографии как науки XIX-XX вв., то следует сказать, что без привлечения необъятного и в высшей степени ценного этнографическо-фольклорного материала вопрос об устройстве славянских святилищ не может быть решён. Это связано с тем, что от большинства ритуальных действий не могло остаться ничего археологически ценного. Это касается хороводов, игрищ, заклинаний, плясок и т.п. Своеобразным, но очень плохо изученным остатком славянской старины являются многочисленные названия урочищ: «Святая гора», «Лысая гора» (местопребывание «ведьм»), «Святое озеро», «Святая роща», «Перынь», «Волосово» и т.п. Все известные славянские священные места можно разделить на несколько видов и типов.
В особый вид выделяют почитаемые места и объекты природного происхождения, лишь изредка тронутые человеком. Это священные камни и их скопления, деревья и рощи, источники и колодцы, холмы и горы.
Следующим видом памятников являются культовые места – ямы или площадки, устроенные Предками для жертвоприношения по какому-либо определённому поводу и впоследствии оставленные.
Основным видом культовых памятников являются собственно святилища – постоянные обрядовые места. Среди них можно выделить несколько типов:
Культовые памятники
Века
VIII
XIII
Крупные городища-святилища
Храмы
Капи
Малые городища-святилища
Площадки-капища
Городища-убежища с культовыми сооружениями
Жертвенные площадки
Жертвенные ямы
Из таблицы видно, что разные виды святилищ у славян появлялись в разное время с изменением их мировоззрения. Природные памятники дополнялись, а иногда и вовсе заменялись на благоустроенные человеком святилища. Мышление людей упрощалось, конкретизировалось, концентрировало внимание на видимой, внешней стороне обряда.
Однако, всегда были и сейчас живут люди ведающие, чувствующие самую суть мира, в которой внешнее – лишь обёртка внутреннего, а мир видимый распадается на мельчайшие частицы, неотличимые друг от друга. Мир един и целостен, нет абсолютных полюсов, и делят мир пополам те, кто хочет, управляя битвой Добра и Зла, достичь своих целей. Душа славянина чувствует единство с окружающим миром, потому что она и есть его родная частица, «микрокосм в макрокосме».
Святилище обычно состоит из капища и требища. Оба они отделены от обыденного пространства. На требище собирается основная масса народа, и там организуется трапеза. Для этого в древности на требищах создавались специальные сооружения. Там же жили сторожа и дежурный жрец, хранился необходимый инвентарь и запас дров. Хозяйственные постройки: амбары, склады, бани, конюшни и пр. – располагались всегда вне требища.
Наиболее сильным местом святилища является капище. Это ворота в мир Богов, находиться там должны только жрецы или подготовленные, сильные люди. Жрец может сопроводить на капище людей для выполнения определённых обрядов, но только при соблюдении ряда условий.
Вокруг капища возводится небольшой вал и ров, в котором горят костры, которые олицетворяют собой огненную реку Смородину. При этом сама площадка капища оказывается отделенной от остального мира пеленой дыма, огня и дрожащего в пламени воздуха, так что возникает подобие ограниченного шторой пространства, открытого в небо. Красной шторой была отделена капь Святовита в Арконском храме, она несла в себе образ горящего огня. На площадку капища через ров и вал перекинут Калинов мост. По мосту жрецы входят на капище, где и общаются с Богами и Предками. Со стороны требища видится, как жрецы уходят беседовать с Богами за огненную реку, в пространство, отделенное от мира нерукотворными стенами.
Само капище есть место единения двух начал. В круглое капище, олицетворяющее женщину, Мать-Сыру-Землю, Макошь, проникает столб капи – мужчина, Отец-Небо, Сварог. Единение этих миров, небесного и земного, даёт огромную Силу соучаствующим в этом славянам, вписывающим себя через праздники в коловорот Жизни. Поэтому-то и должен приносить требу квасом-дождём жрец, а короваем-землёй – жрица. Эта треба, отдаваемая от себя, взойдёт к Богам через краду-огонь священный и заменится для каждого исполнением желания, загаданного при возложении рук на требу. Ничего ниоткуда не появляется и никуда не исчезает бесследно. Ранее таковой природной капью, единившей Небо и Землю, было священное дерево. В народных сказках сохранились предания о священном дубе, по ветвям которого герой путешествует в мир Предков. У германских народов таким деревом был ясень Иггдрасиль.
Ныне капища являются священными местами славянских родноверческих общин, на которых они проводят славянские праздники и обряды. Сооружается капище всей общиной, под руководством жреца общины, действующего или только избранного общинниками. В случае необходимости следует использовать опыт соседних общин, капища уже имеющих. Для начала выбирается место для капища. При этом необходимо учесть отдалённость места от «цивилизации», удобность подъездных путей и маршрутов общественного и личного транспорта, для того чтобы можно было беспрепятственно добраться до места его расположения в любую погоду в любое время года. Если капищ будет несколько, то доступность подъезда выбирается исходя из сезонности использования капища. При этом следует обследовать несколько районов, присмотреться, тянутся ли туда люди на отдых в выходные дни, прежде чем определиться окончательно. Можно сделать капище подле древних славянских священных мест, однако следует учитывать, что на самих археологических памятниках любые возведения и работы запрещены, и ваши строения будут по закону рано или поздно снесены администрацией. В случае наличия в общине людей, могущих определить место силы с помощью лозоходства, например, то капище хорошо сделать именно в таком месте. Если же таких людей нет – не расстраивайтесь. Слушайте своё сердце и прочувствуйте предполагаемое место святилища.
Есть к тому же и вполне определённые признаки мест силы. За капищем должен быть лес, перед капищем поляна для требища, а неподалеку желательна река, или родник, или водоём с чистой водой, чтобы можно было утолить жажду. Хорошо будет выглядеть капище на холме или, напротив, укрытое под холмом. Поляна необходима для возможности принятия гостей и чтобы можно было устроить на ней игрища. Следует учитывать, что капища мужских Богов следует делать на возвышенностях, а женских (и посвящённых Велесу) – в низинах.
Опашка сооружается или выкладывается из подручного натурального материала, коим могут служить камни, предварительно обработанные стволы поваленных деревьев (сушняк), земляной грунт и т.д. Она может быть круглой или овальной (яйцо – символ Рода). Круглое капище делается Солнечным Богам, овальное – Роду, Всебожью или иным Богам или Богиням. Во втором случае «острый» конец капища располагается на полуночь, к северу, к середине мира (Полярной звезде). Лик солнечных Богов должен смотреть на восток или полудень, иных – каждого по-своему. Подле капи устанавливается жертвенный камень-алатырь, который должен иметь широкую плоскую форму для положения треб. Перед ним кругом из породы камня, хорошо держащего высокую температуру, выкладывается крада (огневище), располагающаяся таким образом, чтобы имелся свободный проход между ним и жертвенным камнем. Вход в капище, крада, жертвенник и капь должны составлять одну прямую линию.
Используя знания и опыт Предков, община всё же делает капище для себя. Поэтому доверьтесь своему сердцу, и оно подскажет, каким будет ваше святилище.
В следующих выпусках журнала мы продолжим рассказ о священных местах наших Предков, ведь столь богата ими земля славянская!
жрец Мирослав
Орловская Славянская община ССО СРВ
Журнал «Родноверие» №4
Древние капища славян: понятие языческого святилища, история возникновения, культура и быт
Язычество
Вам будет интересно: Сколько островов в Индонезии? Лучшие острова Индонезии для отдыха
В древнее капище славян доступ был только у жреца и его ближайших помощников. В некоторых случаях оно могло быть совмещено с жертвенником, то находилось под открытым небом. В противном случае размещалось под общей кровлей.
Древние капища были чрезвычайно распространены в те времена, когда еще не существовало мировых религий. Наши предки были язычниками, поклоняясь многочисленным богам. Среди них были божества, связанные с солнцем, водой, деревьями, любовью, огнем, плодородием, практически всем, что окружало человека в обычной жизни.
Древние славяне были убеждены, что вся их жизнь, семейное благополучие, урожай, достаток зависели исключительно от воли богов, от того, насколько они были расположены к человеку. Так что не удивительно, что богов постоянно пытались задобрить, чтобы заслужить их благосклонность. Для этого совершали жертвоприношения, совершали соответствующие обряды, к тому же для них строили специальные сооружения, подобие современных храмов.
Вам будет интересно: Интересные факты о Новой Зеландии: история открытия, климат, описание
Если сегодня богам поклоняются в церквях, мечетях и пагодах, то в былые времена это делали в древних капищах. Появление данных сооружений относится к V-VII векам нашей эры.
Внешнее и внутреннее устройство
Как правило, капища восточных славян располагались за пределами многолюдных жилых поселений. Для строительства обычно выбирали место, расположенное на возвышенности. В постройке существовали свои особенности, которые могли зависеть от местных традиций, района проживания, природных условий. Диаметр священной площадки в большинстве случаев варьировался от 7 до 30 метров.
Древние капища славян, священные сакральные места имели единую черту, в независимости от того, в каком районе государства они располагались. Это было ограждение, которое выполняло не только оборонительную функцию, но и было еще вместилищем для жертвоприношений. Внешне оно представляло собой канаву или ров шириной до пяти метров. При этом их глубина была сравнительно небольшой.
В самом центре капища восточных славян располагалась скульптура, которая была центральной культовой фигурой. Также это мог быть идол. К нему обращались с просьбами и благодарностями, всячески поклонялись. Преимущественно идолов изготавливали из дерева, но в некоторых случаях встречались и каменные скульптуры для поклонения. Конечно, деревянные были больше распространены, так как вырезать туловище или черты из этого материала было значительно проще.
Вам будет интересно: Как решать логические задачи: методы и способы решения
Культы древних славян, славянские святилища и капища занимали важное место в жизни наших предков. Капища при этом разделялись на несколько типов.
Функции святилищ
Оно выполняло достаточно много разнообразных функций. Помимо непосредственного поклонения богам, проведения празднеств, культовых обрядов и жертвоприношений, здесь устраивали собрание общины или рода, чтобы принимать решения по каким-либо важным вопросам. К тому же в них волхвы предсказывали будущее, гадали.
Места древних капищ сегодня представляют огромный исторический интерес. Некоторые из них хорошо известны, имеют свои названия, хорошо изучены по многочисленным археологическим находкам. Преимущественно даже сохранились какие-то постройки со стародавних времен. Однако это малая часть всех святилищ, которые существовали много веков назад. Их было огромное количество во всех уголках Древней Руси.
Структура
Само по себе капище имело определенную структуру, которая практически никогда не нарушалась. Подземная часть называлась остовницей. Здесь проводились огненные обряды, было организовано место для хранения жертв или треб, как их еще называли.
Вам будет интересно: Неправильный глагол run в разных временных формах
Первый этаж назывался нижним капищем. Он был постоянно открыт, на нем проходили тайные богослужений, погребальные обеды, а также обычные повседневные службы.
На втором этаже располагалось верхнее капище. Оно обязательно имело 16 стен, именно столько чертогов было в Сварожьем круге. По этой причине капище, как правило, называли круглой постройкой. В этом месте проходили службы, посвященные Вышним богам.
Наконец, существовало небесное капище, которое по форме представляло собой 9-конечную звезду. В нем проводились особые праздники и некоторые ритуалы. В некоторых случаях капище могло отличаться, в зависимости от непосредственного предназначения и его функции.
Главным объектом культового поклонения был идол, который представлял собой божественную скульптуру. Как правило, этому богу было посвящено все капище. Ему посвящались все без исключения ритуалы, обряды жертвоприношения. Считалось, что установленный идол имеет непосредственную связь между богом и человеком. При этом внешне скульптура была очень похожа на человеческую фигуру, иногда имело несколько лиц (чаще четыре).
В большинстве случаев в правой руке у идола был меч или кольцо. Также руки могли быть скрещены на груди или одна из них поднята вверх. Если основываться на находках тех скульптур, которые дошли до нашего времени, часто идолы представляли собой столбы с объемными головами, прямоугольные по форме. Обязательным условием считалось то, чтобы идол занимал центральное место в святилище. Как выглядел алтарь у славян на капище? Ниже можно увидеть фрагмент древнего алтаря, найденный при раскопках.
Во время проведения обрядов часто использовались ритуальные костры.
Москва
Разрушенные капища древних славян сохранились в разных уголках Российской Федерации, а также соседних республик бывшего Советского Союза. Более того, существует даже мнение, что Москва построена на древнем капище. Например, некоторые исследователи утверждают, что семь холмов, на которых стоит город, это в действительности не семь возвышенностей, а сакральные центры древних. Часть историков уверена, что это древние капища Москвы, в которых славяне поклонялись сначала языческим и природным богам, а потом и православным святым.
Сегодня можно найти упоминания о том, где существовали разрушенные капища древних славян. Например, на Васильевом спуске было капище Перуна, покровителя княжеской власти и воинов. По форме оно напоминало восьмиугольник. Оно находилось практически в центре современного города, в районе Васильева спуска. Позже на этом месте появился храм Покрова Пресвятой Богородицы.
В Замоскворечье поклонялись богине Макоши. Она отвечала за судьбу, аналог римских парк и греческих мойр. На территории Москвы ей поклонялись на месте современной Пятницкой улицы. Когда на Русь пришло христианство, это место осталось под началом женского культа, только на смену Макоши пришла Параскева Пятница.
На Боровицком холме существовало капище Ярилы. Его культ занимал особое место в пантеоне славянских богов. Он отвечал за плодородие, приход весны и мужскую силу. В сознании древних славян образ этого бога прочно ассоциировался с солнцем. Позже на этом месте был построен храм Иоанна Предтечи.
Род в славянской мифологии был отцом богом. Его капище представляло собой черту, которая разделяла темные и светлые миры. В Москве место поклонения Роду было расположено в районе нынешних улиц Волхонской, Чертольской, Власьевским переулком и Сивцевым Вражком. Считается, что и название Чертолье произошло не от слова «черт», как полагают некоторые, а от черты, которая разделяла Явь и Навь, то есть мир людей и мир их пращуров, хранящих традиции. Скорее всего, это капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей под названием Черторый. Сейчас в этом месте Сивцев Вражек как раз пересекается с Малым и Большим Власьевскими переулками.
Капище Трояна располагалось в Зарядье. Это покровитель земного, небесного и подземного миров. Его также называют Трибог и Триглав. Место его капище предположительно было на месте дубовой рощи в Зарядье, так как дуб считается священным деревом Трояна.
Подмосковье
В совершенно глухом лесу здесь стоит полушарие правильной формы, сложенное из камня. Оно около трех метров в высоту и около шести метров в диаметре. По легенде, здесь располагался языческий жертвенник.
Само местечко расположено возле городка Радонеж. На этом основании некоторые исследователи приходят к выводу, что капище было посвящено богу совета Радегасту.
Санкт-Петербург
Существовали древние капища славян и в Санкт-Петербурге. Считается, что оно было на участке Обводного канала от устья реки Волковки до Боровского моста. Место в народе нехорошее, даже проклятое.
Вам будет интересно: Флоридский пролив: история открытия, описание, характеристики
История этой находки уходит своими корнями в 1923 год, когда во время прокладки теплотрассы рабочие наткнулись под землей на некое каменное сооружение. Это были гранитные плиты, расположенные по кругу. Их поверхность была покрыта неизвестными знаками и надписями, а под центральной плитой нашлись даже человеческие кости.
Археологи тогда пришли к выводу, что это капище XI-XII веков. Правда, тогда работы приостановить так и не удалось, полноценные исследования так и не были проведены. Некоторые уверены, что это городская легенда, другие склонны ей верить.
Есть древнее капище славян в Санкт-Петербурге, посвященное богу Перуну. Предположительно в Купчино, где затем оно было воссоздано неоязычниками уже в конце XX века. Жрецы и язычники проводили разные обряды, но в 2007 году его все-таки было решено снести.
Самара
Интересное место есть неподалеку от Самары. На небольшой поляне в густом лесу расположено самое настоящее языческое капище. Считается, что здесь поклонялись славянскому богу Велесу, покровителю медицины, знаний, волшебства и чародейства.
Известным оно стало с 80-х годов прошлого века. Одно время это древнее языческое капище в Самаре было весьма популярно: кто-то приезжал, чтобы прикоснуться к истории, а кто-то с целью проведения обрядов. Неоязычество было популярным и в этих местах.
Небольшая поляна в этом места и сейчас усеяна идолами, языческими символами и коровьими черепами.
Мценск
Существует сразу несколько древних капищ славян в Мценске. Это территория современной Орловской области.
Два из них расположены на реке Чернь: в шести километрах к юго-востоку от города в районе поселка Гамаюново и в десяти километрах в этом же направлении возле поселка под названием Красная Горка.
В районе поселка Власово (это 28 километров на юго-восток) находится святилище, предположительно посвященное Велесу.
На территории России можно встретить древние святилища не только славян, но и других народов. Например, булгар. Это тюркское племя, которое жило в степях между Каспием и Северным Причерноморьем, а также на Северном Кавказе, начиная с IV века нашей эры. Во второй половине VII века оно мигрировало в Среднее Поволжье и несколько других регионов современной России.
В районе горы Тора-Тау здесь находится древнее капище булгар. Город Уфа, по некоторым версиям, ранее назывался точно так же, как эта гора. Сегодня местные жители утверждают, что это одно из самых аномальных и загадочных мест на территории республики.
У самого подножья Тора-Тау находится карстовое озеро небольшого размера. Примечательно, что берега этого озера и сама гора, по поверьям, были запретным местным для местных жителей. Прийти сюда могли только жрецы, и то только в определенное время года. Запрет был настолько строгим, что сохранился в народной памяти на века. Старожилы утверждают, что придерживались его вплоть до Октябрьской революции.
На этой земле, считавшейся священной, также было запрещено пасти скот, заниматься сельским хозяйством и даже собирательством.
Сегодня эта гора стала весьма популярным местом отдуха у жителей окрестных городов и сел. Например, она пользуется популярностью и парапланеристов. Некоторые из тех, кто там побывал, утверждают, что возвышенность действительно обладает магической силой, как будто на ее вершине ощущаешь некую положительную энергетику. Некоторые верят, что гора способна исполнять желания, а поднимаются на нее люди, чтобы вступить в контакт с высшими силами. Подобной славой пользуется и местное карстовое озеро.
Про эти места в народе хранится много легенд. Считается, что у булгар здесь было собственное капище, а в одной из пещер злой отец держал в заточении свою дочь Диафет, чтобы не допустить ее союза с русским богатырем. Вход в пещеру охранял исполинский змей, с которым витязю пришлось сражаться.
Многие верят, что древнее капище, на котором приносили даже человеческие жертвы, существовало в районе горы Иремель, одного из самых известных памятников природы на всем Урале. Сейчас некоторые утверждают, что здесь расположен портал в другой мир, некий энергетический центр, в который приезжают заряжаться из разных концов страны. Привлекает это место и уфологов, которые утверждают, что регулярно видят летающие тарелки, а под самой горой находится подземная база НЛО. Экстрасенсы и колдуны в этих местах собирают целебные растения для своих обрядов. Например, это одно из редких мест, где растет розовая родиола иремельская. Это растение, являющееся ингредиентом многих алхимических магических рецептов бессмертия, сейчас занесено в Красную книгу.
Многие полагают, что большинство таинственных и загадочных легенд, связанных с этим и другими местами, основаны именно на том, что в стародавние времена здесь существовали славянские капища. Места проведения культов и обрядов обладают особой энергетикой, которая сохраняется на века.