капитал социальных платформ что это
Социальные платформы — это новая среда обитания человека, указывает Михаил Делягин. Социальные платформы управляют каждым индивидом непосредственно, без «приводных ремней» в виде организаций и денег. Деньги становятся излишними, и потому финансовый капитал из необходимого инструмента управления превращается в разъевшегося паразита, подлежащего уничтожению просто в целях экономии. Если прежде основой суверенитета была эмиссия валюты, то теперь ею станет собственная социальная платформа. Подлинным суверенитетом будут обладать США, Китай и, возможно, Россия — для этого нам нужно превратить свои соцсети в социальные платформы.
Михаил Делягин: «За эти 20 лет форсированное финансирование социальной инженерии создало новую среду обитания человека — социальные платформы, то есть используемые для массового управления соцсети» Фото: «БИЗНЕС Online»
Новая среда обитания
Экономические прогнозы второй половины 90-х указывали на крайне высокую вероятность срыва мира в Глобальную депрессию в самом начале нулевых. Глобальный управляющий класс и его ключевой элемент — образующие «ядро» мировой экономики инвестиционные фонды — отодвинул этот срыв на 20 лет экспортом хаоса и эмиссионной накачкой экономик.
За эти 20 лет форсированное финансирование социальной инженерии создало новую среду обитания человека — социальные платформы, то есть используемые для массового управления соцсети. Погруженные в них общества приобрели качества алгоритмических — управляемых через индивидуальное поведение живущих в социальных платформах их членов.
Детерминированные социальными платформами решения принимаются людьми формально самостоятельно, без принуждения, индивидуально свободно. Степень приближения этой детерминированности к оптимуму (80% для общественно значимых решений; более высокий уровень затрудняет саморазвитие и автокоррекцию системных ошибок) — показатель эффективности социальной платформы.
Спекулятивный финансовый капитал в наиболее передовой своей части переродился в капитал социальных платформ и сейчас созидает новый мир, используя в качестве ключевого инструмента коронабесие.
Социальные платформы обеспечивают управление каждым индивидом непосредственно, без посредничества «приводных ремней» в виде организаций и денег. Это снижает потребность в деньгах и превращает финансовый капитал из необходимого инструмента управления в разъевшегося, невесть что возомнившего о себе и полностью утратившего полезность паразита, подлежащего уничтожению просто в целях экономии.
Таким образом, «обнуляется» и «сбрасывается» (по Швабу) не только капитализм, но и деньги, и рыночные отношения как таковые: рынок жизненных благ заменяется их прямым распределением, так как главным делом человека становится уже не производство и потребление этих благ, но производство (в основном бессознательное) «цифровых следов», служащих уникальным сырьем для обучения главного фактора современного развития — искусственных интеллектов.
Общественной ценностью и смыслом существования человека становится сама его жизнедеятельность по себе, «как животного» — без учета степени ее осмысленности и моральности.
«Социальная платформа будет основой суверенитета»
Последствия того, что деятельность как таковая становится важнее ее результата, для разумности человека представляются угрожающими и требуют подробного исследования, в том числе с точки зрения изучения эволюции структур мозга, пластичность которых оказалась на три порядка выше традиционно предполагавшейся.
Утрата ценности целесообразной деятельности основной части человечества ставит под сомнение ценность целесообразности как таковой и, соответственно, разума (как способности к целеполаганию). Это создает угрозу для разумности человека, подкрепляемую нахождением основной массы людей в «коконе комфорта», обострением «проблемы свободного времени» (утраты общего смысла жизни) и общим снижением познаваемости мира (в силу усложнения мира из-за «обратных связей», возникающих при тотальном формировании сознаний).
Деградация познавательной деятельности человека при росте значения его эмоций непредсказуемо меняет его космологическую значимость (основанную, насколько можно судить, на балансе между деятельностью как генератора эмоций и как инструмента, которым Вселенная познает себя).
С точки зрения оперативного управления интеллектуальная деградация человека уже сейчас качественно упрощает минимизацию его потребления (под прикрытием «экологических» трендов), являющуюся неизбежным следствием перехода от рыночного распределения к прямому, административному распределению жизненных благ в рамках социальных платформ разного уровня.
Глобальная конкуренция обозримого будущего будет конкуренцией искусственных интеллектов, опирающихся на социальные платформы как на свою базу и ведущих экспансию за их пределами.
Социальная платформа будет основой суверенитета, подобно эмиссии валюты по своим потребностям в эпоху финансового спекулятивного капитала и наличии передового ВПК в индустриальную эпоху.
Макрорегионы, не создавшие своей социальной платформы, утратят субъектность подобно континентальной Европе после Brexit’а и Англии (несмотря на наличии Сити и лучшую в мире социальную инженерию, которая поможет ей не больше, чем Блистательной Порте) после предстоящего провала проекта Великого Турана. Они будут лишь инструментами глобальных проектов, обладающих своими социальными платформами.
Таким образом, подлинным суверенитетом будут обладать США (точнее, глобальные капиталы, превратившие их в свою оргструктуру), Китай и, возможно, Россия (создавшая свои соцсети, но до сих пор в силу отсутствия субъектности владеющей ею тусовки не превратившая их в социальные платформы).
Внешним признаком суверенитета тех или иных макрорегионов будет полное блокирование, ограничение либо хотя бы обложение налогом за каждый аккаунт деятельности в контролируемом пространстве чужих социальных платформ (так как они используют население соответствующих макрорегионов для тренировки конкурирующих с ними искусственных интеллектов).
Михаил Делягин
Михаил Делягин — доктор экономических наук, автор 13 монографий и более тысячи статей, опубликованных во многих странах, бывший советник первого вице-премьера Юрия Маслюкова в правительстве Евгения Примакова, бывший помощник премьер-министра Михаила Касьянова. Член совета по внешней и оборонной политике, правления всероссийского союза товаропроизводителей, наблюдательного совета всемирного антикриминального антитеррористического форума, заместитель председателя российского союза налогоплательщиков, член президиума национального инвестиционного совета.
Родился в 1968 году в Москве.
Окончил с отличием экономический факультет МГУ им. Ломоносова.
Был главным аналитиком аналитического управления президента Бориса Ельцина, референтом помощника Ельцина по экономике, советником первого вице-премьера Бориса Немцова. С последней должности был уволен за день до дефолта 17 августа 1998 года за выступления в СМИ, расцененные как «антиправительственная пропаганда».
Что есть что в мире социальных платформ
Эта заметка продолжает нашу беседу о новом витке развития социальных сетей, что это за виток и почему я называю его революционным. Сразу хочу предупредить: после жизнерадостного «лимонадного» сегодня разговор предстоит очень пресный – классификация социальных платформ.
Уверен, что каждый из нас вкладывает в слово «социальная платформа» свой смысл. И это не удивительно. Всё развивается такими темпами, что времени на любые классификационные схемы просто не остаётся, и даже уже составленные, они рискуют устареть быстрее, чем с ними по-настоящему разберутся первые читатели. И, тем не менее, рискну разложить всё по полочкам…
Итак, социальная веб- платформа – это программный продукт на базе и(возможно) с помощью которого пользователь (группа пользователей) может создать управляемое им (ими) же социальное веб-пространство, или веб-среду. Это целевое пространство, в свою очередь, является основой для образования собственной (целевой) социальной сети. Далее будем говорить просто о социальных платформах или ещё проще — платформах.
В полном варианте этой заметки в iTech Bridge блоге даётся классификация платформ по критериям:
• ориентации на целевые сервисы — блоги форумы, вики и т.п.;
• поставки сервиса — во владение (с открытым или закрытым кодом), по требованию, комбинации;
• взаимоотношения с целевыми пространствами — операционные (одноцелевые, многоцелевые), библиотеки ( универсальные, групповые, специальные), комбинации;
• (методу) создания целевых пространств – программируемые, настраиваемые (процедурно, параметрически), законченные;
• прозрачности – прозрачные, непрозрачные.
Приведённая классификация иллюстрируется примерами. Таким образом, мы как бы получаем некоторого рода таблицу «классификационные признаки – образцы платформ».
В общем случае, когда мы говорим об отрытой платформе, мы имеем в виду одну из двух «открытостей» или некоторое их сочетание:
— открытость кода (Open Source). Заимствуя терминологию, принятую при тестировании, можно, соответственно, говорить об открытости на уровне «белого ящика». Эту открытость мы уже упоминали выше, говоря о платформах, поставляемых «во владение»
— открытость программного интерфейса, или открытость на уровне «чёрного ящика». Как мы уже видели, такая открытость существует (а) в платформах, настраиваемых на процедурном уровне, и (б) в платформах-групповых библиотеках.
С открытым кодом (белый ящик) могут поставляться как некоторые платформы- библиотеки, так и движки. При этом такая открытость, как правило, подразумевает и «бесплатность» соответствующего продукта.
В дальнейшем, говоря об открытых платформах, мы, если не оговаривается иное, будем иметь в виду открытость только в узком смысле, т.е., платформы с открытым программным интерфейсом. Именно, появление таких открытых платформ я и называю революционным явлением.
Платформа является открытой в широком смысле, если она имеет открытый программный интерфейс и при этом поставляется в открытом коде.
Open Social – стандарт, прежде всего
Возвращаясь к Open Social, нужно сказать, что открытость здесь не самое главное. Самым же главным, мне кажется, является то, что эта открытая в широком смысле платформа – стандарт де факта.
Как стандарт, Open Social для разработчиков:
— автономных социальных ресурсов (кстати, и для FaceBook, в том числе) – это набор требований, следуя которым они могут открыть внутреннюю платформу «своего» ресурса в направлении, удовлетворяющим требованиям Open Social
— социальных приложений– это библиотека программных элементов, используя которые можно создавать приложения, работающие в рамках любого ресурса — контейнера с открытой платформой, программный интерфейс которой соответствует требованиям Open Social.
Ещё раз о прозрачности платформ.
То, что мы выше называли прозрачными платформами, в англоязычных источниках, обычно, называют white label platforms. Не придумал ещё, как более адекватно это перевести, поэтому пока остановился на «прозрачности». Прозрачной может быть как открытая (в любом смысле), так и закрытая платформа. Главное, чтобы порождаемое такой платформой социальное пространство не несло в себе родовых «пятен» (признаков) этой платформы и при этом могло иметь собственный доменный адрес второго уровня. В этом плане можно сказать, что LiveJournal и её подобные блог-платформы нельзя отнести к white label, т.е., они являются непрозрачными.
Легко заметить, что, практически, любую универсальную библиотеку-платформу всегда можно отнести к прозрачным. Одноцелевые операционные платформы (движки), как правило, тоже являются достаточно прозрачными. Однако трудно себе представить прозрачной любую специальную библиотеку.
Если говорить о многоцелевых операционных платформ, то здесь мы видим как непрозрачные типа LiveJournal, так и прозрачные типа Pingo платформы.
Наиболее интересным для нас вариантом является многоцелевые прозрачные платформы отрытого (в узком смысле) типа. Безразлично, является ли эта открытость, поддерживаемая библиотеками типа Open Social, или некоторым образом специализированная. Об этом относительно новом направлении в создании социальных платформ я хочу рассказать в отдельной заметке.
О столь любимом мной SaaS
SaaS – это второе, наряду с Open Source, модное сейчас направление развития программного бизнеса. И являются два этих направления во многом альтернативными. И опять, как и в случае с Open Source, при построении классификационной схемы я сознательно ухожу от упоминания SaaS, заменяя его, в общем- то, эквивалентным термином on-demand. Правда, причины здесь несколько иные.
Термин SaaS, к сожалению, оказался перегруженным различными его интерпретациями. Действительно, если говорить о любых веб-сервисах, то все они есть ничто иное, как SaaS (ПО-как-услуга). Хотя, естественно, так их никто и никогда не называл. Поэтому и мы, несмотря на то, что любой социальный ресурс с точки зрения его конечного пользователя, конечно, является SaaS, мы не всегда будем его так называть.
В дальнейшем мы для простоты будем относить к SaaS – платформам только прозрачные операционные многоцелевые платформы, предоставляющие свои инструментальные услуги в режиме «по требованию» Как и Saleseforce, такие платформы, прежде всего, ориентированы на бизнес – применение и становятся всё более открытыми. В качестве пользователей этих платформ (платформ, а не порождённых ими целевых пространств!) обычно выступают компании-заказчики или, точнее, представляющие их интересы администраторы.
Другими словами, прозрачные инструментальные платформы типа Ning и Pingo с сервисами, поставляемыми по требованию, будем относить к SaaS, а непрозрачные многоцелевые платформы типа Live Journal — нет, хотя все сервисы здесь поставляется тоже по требованию.
Следующую заметку данного цикла я планирую посвятить стартапам: как революция социальных платформ может повлиять на их организацию и бизнес- стратегию деятельности (уже опубликована). Именно в этой заметке я надеюсь окончательно пояснить, почему я появление открытых платформ считаю революционным явлением.
Ну, а пока напоминаю, что полный вариант заметки, которую вы сейчас прочли (со всеми необходимыми ссылками), находится в моём iTech Bridge блоге.
Зачем нужен социальный капитал и как его заработать
Мы уже как-то рассказывали про нетворкинг в нашем блоге. На этот раз решили разобраться, как устроен социальный капитал, как не растерять его и даже приумножить на удаленке.
Это богатство формируют люди и связи между ними. Чем больше людей и чем надежнее связи, тем больше выгоды могут получить все участники таких сетей. У каждого из нас есть свой социальный капитал. Это ближайший круг общения, хорошие знакомые, коллеги, друзья и подписчики в соцсетях, знакомые с конференций или из баров.
Осознанно или нет, но мы монетизируем эти связи. И это нормально: раз капитал есть, значит, он должен работать. В детстве мы обменивались игрушками в песочнице, а сейчас — визитками и услугами. Конечно, рассматривать нового знакомого только как потенциальный источник выгоды пошло. Но и не видеть плюсов в знакомствах глупо, потому что в здоровом обществе принято помогать друг другу.
Доверие, взаимопомощь и обмен благами выходят далеко за пределы личного круга знакомств или коллектива компании. Феномен «шеринговой экономики» (экономики совместного потребления) и новые инфраструктурные сообщества во многом стали возможны благодаря социальным связям.
Краудфандинговые площадки помогают людям собрать деньги на реализацию своих бизнес- или социальных проектов. Авторов кампаний поддерживают незнакомые люди в обмен на продукт, нематериальное вознаграждение или просто за идею. Только на Kickstarter за 10,5 лет почти 190 тысяч проектов собрали 364 миллиарда в рублевом эквиваленте!
Независимые блогеры зарабатывают на подписке, донатах и рекламе на площадках вроде Patreon. Чем больше у автора подписчиков (читай «социальный капитал»), тем больше может быть капитал финансовый. Никогда раньше не было так просто монетизировать свою аудиторию!
В основе денежного капитала лежит труд, в основе долгосрочного повышения благосостояния — рост производительности. Фундамент же социального капитала закладывают связи между людьми, а его дальнейший рост зависит от того, насколько эффективно мы используем эти связи.
Принципы социальных отношений похожи на законы экономики — проведем несколько параллелей с миром финансов.
Заработок, прибыль. Честное обогащение подразумевает, что мы создали некую пользу, в обмен на которую получили деньги — от клиентов, работодателей, подписчиков. Социальный капитал тоже прирастает, когда мы предлагаем людям что-то полезное: совет, ссылку, идею, контакты, ободрение, конструктивную критику. Друг в соцсетях, добавленный за компанию, не прокачает ваш капитал.
Инфляция. Раньше за 30 тысяч рублей можно было отдохнуть семьей на море в Италии, а теперь — только в Сочи, и то не в высокий сезон. Кризис съедает покупательскую способность и. социальный капитал. Например, вы долго не общались со старыми знакомыми, кого-то подвели, не сдержали обещание. И ваш капитал постепенно обесценился: монет столько же, но они уже не те, что раньше.
Девальвация. Курс всех валют «плавает» по отношению друг к другу и определяется множеством экономических, политических и социальных факторов. Один уважаемый эксперт говорил в 2014 году: «Мне очень жалко людей, которые покупают доллар за 35 рублей, потому что вероятность, что они потеряют свои деньги, — большая». Но с тех пор рубль девальвировался к «вечнозеленому» более чем в два раза.
Вывод: эксперты не всегда правы. Наш социальный капитал может девальвироваться по отношению к какой-то другой «валюте», если он не подкрепляется ценностью и развитием. А гарантировать это невозможно, поэтому нельзя надеяться, что старые знакомства будут так же полезны, как и десять лет назад. Люди уезжают, меняют род занятий, забывают и «забивают» на старых приятелей.
Инвестиции. Чтобы деньги приносили новые деньги, их нужно грамотно вкладывать. Глупо ожидать, что тысяча под матрасом за год превратится в полторы. Самая ценная валюта, которая во многом формирует наш социальный капитал, — время. Вот почему успешные люди находят время, чтобы пообедать, поиграть в шахматы или посидеть в баре с друзьями и партнерами. В любые отношения нужно вкладывать.
В отличие от финансов, в случае социального капитала количество совсем не равно качеству. Ограниченное время, объем нашей памяти, внимания и способности к эмпатии ставит лимит, за которым поддерживать постоянные социальные связи очень сложно, и их качество страдает. Этот лимит называется числом Данбара.
Британский антрополог и эволюционный психолог Робин Данбар выяснил, что без потери для качества общения человек может поддерживать отношения со 150 другими людьми (разные теории варьируют это число от 80 до 300). Это «стая» из знакомых широкого круга. К приятелям можно отнести 50 из них, к друзьям — 15. И только 5-7 человек составляют самый близкий круг.
Это деление с незначительными оговорками справедливо и для общения, и для управления коллективом. Если постоянно увеличивать коллектив одного отдела или команды, однажды им станет сложно управлять, а между участниками начнут возникать конфликты. Число Данбара сознательно или нет ограничивает количество сотрудников в отделах, солдат в ротах, учеников в классах. Хотя с последним часто бывает перебор и качество обучения снижается — наглядное подтверждение того, что ограничение нужно.
В эру COVID-удаленки у многих работа и общение переехали в онлайн. Как быть, если с людьми вы чаще всего видитесь только в магазине?
Теперь стоит чаще проверять мессенджеры и почту, ведь вопросов для обсуждения не стало меньше, а точки контакта сократились. Настройте уведомления, чтобы не отвлекаться на всё подряд.
2. Заполните и актуализируйте свои профили
Они должны быть вашей визиткой и в обычное время, а сейчас тем более. Страница должна работать на ваш личный бренд и не вызывать сомнений «А тот ли это архитектор Петров? Тут только скрины из «Танков» и репосты анекдотов». Думайте, что пишете на странице и в комментариях. Онлайн-репутацию очень просто подмочить.
3. Подготовьтесь к онлайн-созвонам
Купите нормальную веб-камеру и наушники с микрофоном. Выберите место с хорошим освещением и нейтральным фоном. Но если за вашей спиной сушилка с носками, и других вариантов нет, используйте фоновые картинки. Это умеет делать и Zoom, и Skype.
4. Начните вести свой блог
Или просто регулярно писать на личной странице. Это поможет не выпадать из инфополя, делиться мнениями и наращивать свой круг знакомств. Создавайте контент, не ограничивайтесь репостами со сторонних ресурсов. А если репостите, добавляйте свое мнение.
5. Выступайте экспертом в СМИ
За вашим комментарием не выстраивается очередь? Начните сами с публикаций в профильных медиа. Подумайте, чем ваш опыт будет полезен другим. Поделитесь кейсом, сделайте подборку, развейте мифы вокруг вашей профессии, дайте советы по выбору подрядчика.
6. Используйте стикеры и эмодзи
На удаленке не хватает живых эмоций, так что стоит разбавлять текстовые сообщения смайлами, когда это уместно. Если дружите с графикой, можете сделать свой стикерпак, который уйдет в народ.
7. Тусуйтесь онлайн
Вечеринка за компьютером не заменит настоящую, но это лучше, чем ничего. Можно нагуглить онлайн-бары с опцией «drink with strangers» и заниматься случайным нетворкингом за бокалом любимого напитка.
С пандемией нетворкинг не умер, он просто переехал в сеть. Есть боты и приложения, которые сводят случайных людей из одной сфер или разных, готовых познакомиться и поболтать. Вот подборка таких сервисов для деловых знакомств.
А еще нетворкинг помогает жить дольше! На острове Сардиния живет 1,63 млн человек. В Северной Америке — более 600 млн человек. Но при этом в Сардинии в десять раз больше столетних долгожителей, чем на американском континенте. И дело не столько в экологии и диете, сколько в тесных связях и постоянном общении.
Иногда мы можем даже не догадываться, каким обладаем социальным капиталом. Ребята, с которыми вы занимаетесь в спортзале, — тоже часть этого капитала. Партнеры, подрядчики и клиенты — тоже, даже соседи по даче и по подъезду, одноклассники и одногруппники по институту! Поддерживая со всеми нормальные человеческие отношения, вы приумножаете капитал. Старайтесь находить время для пары дружеских слов в их адрес.
Платформа, без которой нам не жить
Михаил Делягин: Основа суверенитета новой эпохи зарождается на наших глазах
Экономические прогнозы второй половины 90-х указывали на крайне высокую вероятность срыва мира в Глобальную депрессию в самом начале нулевых. Глобальный управляющий класс и его ключевой элемент — образующие «ядро» мировой экономики инвестиционные фонды — отодвинул этот срыв на 20 лет экспортом хаоса и эмиссионной накачкой экономик.
За эти 20 лет форсированное финансирование социальной инженерии создало новую среду обитания человека — социальные платформы, то есть используемые для массового управления соцсети. Погруженные в них общества приобрели качества алгоритмических — управляемых через индивидуальное поведение живущих в социальных платформах их членов.
Детерминированные социальными платформами решения принимаются людьми формально самостоятельно, без принуждения, индивидуально свободно. Степень приближения этой детерминированности к оптимуму (80% для общественно значимых решений; более высокий уровень затрудняет саморазвитие и автокоррекцию системных ошибок) — показатель эффективности социальной платформы.
Спекулятивный финансовый капитал в наиболее передовой своей части переродился в капитал социальных платформ и сейчас созидает новый мир, используя в качестве ключевого инструмента коронабесие.
Социальные платформы обеспечивают управление каждым индивидом непосредственно, без посредничества «приводных ремней» в виде организаций и денег. Это снижает потребность в деньгах и превращает финансовый капитал из необходимого инструмента управления в разъевшегося, невесть что возомнившего о себе и полностью утратившего полезность паразита, подлежащего уничтожению просто в целях экономии.
Таким образом, «обнуляется» и «сбрасывается» (по Швабу) не только капитализм, но и деньги, и рыночные отношения как таковые: рынок жизненных благ заменяется их прямым распределением, так как главным делом человека становится уже не производство и потребление этих благ, но производство (в основном бессознательное) «цифровых следов», служащих уникальным сырьем для обучения главного фактора современного развития — искусственных интеллектов.
Общественной ценностью и смыслом существования человека становится сама его жизнедеятельность по себе, «как животного» — без учета степени ее осмысленности и моральности.
Последствия того, что деятельность как таковая становится важнее ее результата, для разумности человека представляются угрожающими и требуют подробного исследования, в том числе с точки зрения изучения эволюции структур мозга, пластичность которых оказалась на три порядка выше традиционно предполагавшейся.
Утрата ценности целесообразной деятельности основной части человечества ставит под сомнение ценность целесообразности как таковой и, соответственно, разума (как способности к целеполаганию). Это создает угрозу для разумности человека, подкрепляемую нахождением основной массы людей в «коконе комфорта», обострением «проблемы свободного времени» (утраты общего смысла жизни) и общим снижением познаваемости мира (в силу усложнения мира из-за «обратных связей», возникающих при тотальном формировании сознаний).
Деградация познавательной деятельности человека при росте значения его эмоций непредсказуемо меняет его космологическую значимость (основанную, насколько можно судить, на балансе между деятельностью как генератора эмоций и как инструмента, которым Вселенная познает себя).
С точки зрения оперативного управления интеллектуальная деградация человека уже сейчас качественно упрощает минимизацию его потребления (под прикрытием «экологических» трендов), являющуюся неизбежным следствием перехода от рыночного распределения к прямому, административному распределению жизненных благ в рамках социальных платформ разного уровня.
Глобальная конкуренция обозримого будущего будет конкуренцией искусственных интеллектов, опирающихся на социальные платформы как на свою базу и ведущих экспансию за их пределами.
Социальная платформа будет основой суверенитета, подобно эмиссии валюты по своим потребностям в эпоху финансового спекулятивного капитала и наличии передового ВПК в индустриальную эпоху.
Макрорегионы, не создавшие своей социальной платформы, утратят субъектность подобно континентальной Европе после Brexit’а и Англии (несмотря на наличии Сити и лучшую в мире социальную инженерию, которая поможет ей не больше, чем Блистательной Порте) после предстоящего провала проекта Великого Турана. Они будут лишь инструментами глобальных проектов, обладающих своими социальными платформами.
Таким образом, подлинным суверенитетом будут обладать США (точнее, глобальные капиталы, превратившие их в свою оргструктуру), Китай и, возможно, Россия (создавшая свои соцсети, но до сих пор в силу отсутствия субъектности владеющей ею тусовки не превратившая их в социальные платформы).
Внешним признаком суверенитета тех или иных макрорегионов будет полное блокирование, ограничение либо хотя бы обложение налогом за каждый аккаунт деятельности в контролируемом пространстве чужих социальных платформ (так как они используют население соответствующих макрорегионов для тренировки конкурирующих с ними искусственных интеллектов).