капитализация тесла больше чем
Как Tesla стала самым дорогим автопроизводителем в мире
Самая дорогая или самая переоцененная?
Но капитализация не равна реальной прибыли: это всего лишь оценка спроса на акции. Она может кардинально меняться изо дня в день, под влиянием самых разных факторов. Один из таких факторов — сам Илон Маск, который часто выступает с эпатажными заявлениями и срывает сроки важных проектов.
Как твиты Маска влияли на акции Tesla
Илон Маск любит писать провокационные посты в своем Twitter. В этом он похож на президента США Дональда Трампа. В обоих случаях твиты приводят не только к шуму в СМИ, но и к ощутимым экономическим последствиям.
В мае 2020-го Маск написал, что цена акций Tesla «слишком высока». В результате они упали на 12%:
В основе шутки — игра слов: по-английски слово шорты — shorts — то же, что и короткие позиции на рынке акций. Открывая их, трейдер делает ставку на то, что эти акции скоро упадут. На задней стороне вышита надпись «S3XY» — отсылка к четырем моделям Tesla.
Однако инвесторы доверяют Маску, несмотря на все его эпатажные выпады и проблемы со сроками некоторых проектов. Сам он заявил, что через пять лет Tesla будет стоить еще дороже. https://youtu.be/6Q3uaepRCl4
На новый Cybertruck уже получено 200 тыс. предзаказов. И это — несмотря на то, что его «ударопрочное» стекло треснуло прямо на презентации.
Дела у компании и правда идут все лучше. Последние два квартала принесли прибыль, новый завод в Шанхае заработал раньше, чем ожидали, а в пандемию Tesla продала даже больше автомобилей, чем планировала. В то время, как ВВП США упал более чем на 30%, Tesla показала прибыль четвертый квартал подряд. В итоге ее акции вошли в популярный среди инвесторов индекс S&P 500. К концу 2020-го компания планирует выпустить 500 тыс. автомобилей, а за пять лет ее продажи могут вырасти в четыре раза.
Как Tesla меняет рынок
Когда Tesla только появилась — в 2003 году — в электромобили никто не верил, и до 2013 года компания почти не привлекала инвесторов. Но постепенно идея перейти на альтернативное топливо и избавиться от углеродной зависимости набирала силу, вместе с трендом на экологичность.
В 2008-м Tesla выпустила первую модель — Tesla Roadster, а к 2013-му наладила массовое производство. В 2014 компания открыла доступ ко всем своим пантентам, и электромобили постепенно стали массовым трендом. В 2019 году продажи электромобилей превысили 2 млн. По прогнозам, к 2040-му почти 60% всех мировых продаж будет приходиться на электрокары.
Model 3 признана в 2019-м автомобилем года. Еще до выхода на Model 3 поступило больше 100 тыс. предзаказов: это самый продаваемый электромобиль в СШАСвои электромобили начали выпускать Nissan, Volkswagen, Porsche, Mercedes, Volvo, BMW, Chevrolet, Kia, Jaguar, Hyundai, Renault.
На электромобили переходят службы такси и доставки, а электробусы все активнее вытесняют обычный транспорт.
В сентябре у Tesla Model S появился новый соперник — фастбек Air от Lucid Motors, который разгоняется до км/час и проезжает 832 км без подзарядки и обгоняет ее в драг-рейсинге:
В Евросоюзе местные законы стимулируют автоконцерны выпускать электрокары и гибриды. Объем инвестиций на производство электромобилей и аккумуляторов в 2019 году составил €60 млрд: в 19 раз больше, чем в 2018-м. Европа на втором месте по продажам электрокаров — 1,2 млн в год. Лидером стала Норвегия: здесь на электричестве работает 56% автомобилей.
Чтобы выпускать аккумуляторы, компания закупает литиевую руду, и это влияет на рынок поставщиков сырья. Так, после недавней сделки с австралийской Piedmont Lithium акции последней выросли на 83%.
Скандал с электрокарами Nikola
Nikola — стартап, который стал сенсацией в 2020 году. Он представил грузовик, который работает на уникальной газовой турбине (точнее, на комбинации газообразного водорода и кислорода) и не производит вредных выбросов. Предполагалось, что он станет конкурентом Cybertruck от Tesla. Даже название — это имя легендарного изобретателя, тогда как Tesla — его же фамилия.
Однако в начале сентября стало известно, что никакой газовой турбины у компании нет, и она только подписала контракт на поставку водородных элементов со шведской Powercell AB (позже та разорвала контракт). На видео, которое Nicola опубликовала в 2019-м, грузовик просто катится под уклон, а не движется своим ходом. Данные содержатся в докладе, опубликованном компанией Hindenburg Research — она занимается судебно-финансовыми исследованиями.
Основатель Nikola Тревор Милтон сначала, как и Маск, сообщал о своих успехах в Twitter, но потом его аккаунт удалили. В свое оправдание он заявил, что рабочая модель появилась чуть позже — в 2019-м. Комиссия по ценным бумагам и биржам США завела расследование, обвинив Милтона в мошенничестве: акции Nikola росли на заявлениях об «уникальной запатентованной технологии».
Милтон в ответ пригрозил Hindenburg Research судебным иском. Для этого у него есть основания: компания открыла короткие позиции по акциям Nikola (те самые shorts, над которыми шутил Маск). Это значит, что если акции упадут, Hindenburg Research заработает на этом. В итоге Милтону пришлось покинуть компанию, а его место занял бывший вице-председатель General Motors Стефан Гирски.
Что дальше
Илон Маск планирует выйти на ежегодный объем в 20 млн, а затем и 80 млн электрокаров в год. Но пока что в это слабо верится.
Чтобы электромобили стали по-настоящему массовыми, необходимы, как минимум, два условия:
Но амбиции Маска — не в том, чтобы сделать электрокары как можно доступнее, а создать iPhone среди автомобилей. Так что в ближайшее время мы, скорее, увидим новые футуристичные модели, чем дешевые и долговечные аккумуляторы.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Сказались заказ Hertz на 100 тысяч электромобилей и рост рентабельности бизнеса, а инвесторы смотрят наперёд.
Производитель электромобилей стал пятым по капитализации среди компаний широкого рынка S&P 500. Его опережают только Apple ($2,47 трлн), Microsoft ($2,43 трлн), Saudi Aramco ($1,99 трлн) и Amazon ($1,71 трлн), отмечают в «Открытие Research».
Новость про заказ от Hertz — вершина айсберга, но не она одна привела к росту акций. С начала октября было несколько позитивных новостей, самая важная из которых — рост рентабельности автомобильного сегмента до 28% при ожидании аналитиков 26%.
Это подсвечивает самый долгосрочный инвестиционный тезис о производителях электрокаров: они будут зарабатывать больше с каждой проданной машины, чем традиционные автопроизводители.
Раньше считалось, что это сложное дело, но если поставить производство на поток, можно рассчитывать на маржу на уровне производителей дорогих машин вроде BMW — около 20%. Tesla показала 28% и постоянно растёт.
Компания фиксирует рекордную прибыль на протяжении трёх отчётных кварталов подряд, несмотря на глобальные сбои в цепочках поставок, и остаётся лидером в секторе.
Опрошенные FactSet аналитики ожидают, что поставки автомобилей Tesla в текущем квартале вырастут примерно до 266 тысяч, а по итогам года — почти до 900 тысяч. Это согласуется с планом Tesla увеличить продажи более чем на 50% по сравнению с прошлогодним объёмом, который составил около 500 тысяч.
В текущую капитализацию инвесторы закладывают ожидания увеличения продаж электромобилей и доли Tesla в долгосрочной перспективе, говорят аналитики.
По основным характеристикам и финансовым показателям Tesla ещё далеко до Alphabet, Apple, Amazon, Microsoft. Оправдан ли тот факт, что капитализация Tesla больше суммарной капитализации всех остальных автопроизводителей? Сейчас нет. В 2020 году в мире было продано около 78 млн машин, из них чуть более 2 млн — электрокары.
Tesla выпустила 500 тысяч, то есть на долю компании приходится меньше 1% продаж новых автомобилей, хотя и 25% продаж электрокаров. К примеру, рыночная доля Toyota составляет 10%.
Почему у Tesla происходит такой дисбаланс? Из-за будущих ожиданий на следующие 10-15 лет. Но это очень долгий период, закладывать его в стоимость акций не совсем рационально.
Tesla торгуется с коэффициентом 327,8 к прибыли за прошедший год ($31,5 млрд) и с коэффициентом 176,8 к прогнозной прибыли на предстоящий год ($51 млрд). То есть даже по прогнозной прибыли компания окупает себя за 177 лет. Компания «прайсится» сейчас с учётом, что в ближайшие 5-10 лет ей будет принадлежать существенная доля мирового рынка электромобилей.
Это весьма смелые ожидания, поскольку уже сейчас, например, в Китае национальные производители электрокаров продают на локальном рынке по объёму (пусть и совокупно) сопоставимо продажам Tesla. А ведь Tesla более 20% своей выручки в 2020 году получила именно в Китае, где сейчас компанию заметно теснят.
Попытки объяснить текущую капитализацию способностью продавать ПО (программа автопилотов Tesla FSD — Full Self Drive) также не выдерживают, на наш взгляд, долгосрочной критики. ПО для визуализации и беспилотной техники производят многие крупных ИТ-компании, более специализированные.
Если мы считаем, что у Tesla будет расти уровень рентабельности, в долгосрочной перспективе это ставит её в один ряд с Apple: производитель техники продаёт устройства и дополнительно зарабатывает на сервисах, Tesla — электромобили и дополнительные услуги.
Такое упражнение на коленке даёт понимание, что в текущую цену инвесторы закладывают рост продаж электромобилей до 6 млн в 2030 году.
Парадокс Tesla: что стоит за огромной стоимостью компании?
Производитель электрокаров Tesla занимает менее 1% мирового автомобильного рынка, однако его стоимость уже в три раза превосходит капитализацию всех автопроизводителей США.
Автомобильная компания Tesla в последнее время была в центре внимания. Ее акции демонстрировали небывалый рост. Достаточно сказать, что с 18 марта капитализация выросла на 330%, а с июня прошлого года и вовсе на 730%. Буквально пару недель назад Tesla обошла по стоимости Toyota и стала крупнейшим, опять же, по стоимости, автопроизводителем в мире.
Как видно из графика, рыночная капитализация Tesla ($278 млрд) теперь составляет около трети от суммарной капитализации автопроизводителей США, Европы и Японии, такие расчеты приводит Deutsche Bank.
Более того, прибавка капитализации Tesla с марта сопоставима с восемью Ford Motor или двадцати семью Renault, и наконец, Tesla более чем в 3 раза превышает размер сектора автомобилестроения индекса S&P 500 Automobiles and Parts.
Казалось бы, за всеми этими рыночными рекордами должен стоять какой-то неповторимый успех в деятельности самой компании, но мы этого не видим.
Так, например, по данным того же Deutsche Bank, доля Tesla на мировом автомобильном рынке хоть и выросла с 0,1% в 2017 году до ожидаемых 0,8% в 2020 году, все еще остается крайне незначительной. Для сравнения, Volkswagen занимает около 14% рынка.
В чем же тогда заключается секрет или парадокс роста стоимости акций Tesla? Сама по себе идея очень проста — электроавтомобили — это будущее, поэтому эту инвестидею очень легко продавать клиентам инвестиционных компаний. Кроме того, Tesla — это раскрученный и узнаваемый бренд, поэтому именно эту бумагу в последнее время так активно покупали клиенты платформы Rebinhood.
По данным Robintrack.net, которая собирает данные об активности трейдеров платформы, бумаги компании Илона Маска 13 июля покупали 10 тысяч человек в час. Общее же число пользователей в приложении Robinhood, которые в той или иной мере владеет акциями Tesla, превышает 450 тысяч человек.
Ранее «Эксперт» уже писал, что в последнее время большой популярностью пользуется компания Robinhood, которая через мобильное приложение предоставляет доступ к финансовым рынкам всем желающим еще и без комиссий. Судя по всему, основными инвесторами через это приложение являются люди без глубоких познаний финансовой грамотности. Известно, что они часто вкладываются в акции компаний-банкротов, просто потому, что те очень сильно подешевели. Также они активно участвуют в любом сильном движении, даже если оно очевидно обречено на провал.
Вместе с тем, сами работники компании не слишком верят в перспективы Tesla, во всяком случае такой вывод можно сделать из отчетов по сделкам так называемых инсайдеров. За последний год почти все топ-менеджеры продавали акции или исполняли опционы — в США действия руководства с бумагами подаются в виде отчета регулятору.
Стоит добавить, что в прошлый понедельник, как раз, когда физлица пачками скупали акции, капитализация Tesla в итоге внезапно рухнула, а сейчас от максимумов она находится уже на 15% ниже.
Но главные новости ждут инвесторов на предстоящей неделе. Компания представит финансовый отчет, который даст почву для размышлений и ответы на главный вопрос — насколько сильно переоценена компания Tesla?
Так что реальная стоимость Tesla, скорее всего, значительно ниже, а текущий рост — это банальный пузырь.
Что будет с акциями Tesla в 2022 году. Прогнозы экспертов
Мы собрали целевые цены по акциям Tesla от крупнейших экспертов:
В UBS прогнозируют, что общий объем производства Tesla вырастет с 894 тыс. автомобилей в 2021 году до 1,4 млн в 2022-м. Аналитики банка ожидают, что Tesla в следующем году покажет более высокую валовую прибыль. Компания может стать самым прибыльным производителем электрокаров благодаря своему лидирующему положению в области разработки программного обеспечения для электрокаров.
В 2008 компания запустила серийное производство своей первой модели — спорткара Tesla Roadster. Сейчас она производит электромобили Model 3, Model Y, Model S и Model X. Кроме того, Tesla по собственной технологии производит батареи и электродвигатели и продает другим автомобильным компаниям.
В ноябре 2019 года компания представила концептуальную версию нового пикапа Tesla Cybertruck. К его серийному производству планировалось приступить до конца 2021 года, но затем оно было отложено на начало 2022 года. В сентябре 2021 года стало известно, что премьера серийной версии пикапа состоится не ранее конца 2022 года, а его массовая сборка в больших объемах начнется во второй половине 2023 года.
Как работает Tesla
В 2020 году Tesla произвела 509,7 тыс. и продала 499,55 тыс. автомобилей. В этом году компания смогла расширить производство, несмотря на нехватку компонентов в автомобильной отрасли. В третьем квартале этого года Tesla произвела около 238 тыс. электрокаров. Она поставила клиентам рекордные 241,3 тыс. электромобилей, что на 73% больше, чем год назад. Всего за первые три квартала объем поставок новых автомобилей составил более 627 тыс. штук, то есть превысил показатель за весь 2020 год. В ноябре глава совета директоров Tesla Робин Денхолм заявила, что Tesla намерена производить 20 млн электромобилей ежегодно к 2030 году.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Обзор Tesla: стоит ли инвестировать в другого производителя электромобилей
Многие инвесторы считают, что это огромный финансовый пузырь и компанию ждет крах. В этой статье расскажу, какие риски и преимущества есть у Tesla для инвесторов и стоит ли вкладывать в компанию после такого роста.
Я собрала информацию из разных источников — цифры, графики, мнения аналитиков и инвесторов. И при этом постаралась не делать прямых выводов и занять нейтральную позицию.
Почему электромобили — это хорошо для экологии
Электромобили напрямую не выделяют CO2. При создании и эксплуатации электромобилей есть вредные выбросы, но примерно на 55% меньше, чем от бензиновых машин. А если активно использовать возобновляемые источники энергии при производстве и зарядке, то выбросы можно снизить до 70% по сравнению с обычными автомобилями. И чем больше возобновляемых источников энергии использовать, тем меньше будут выхлопы.
Для работы электромобилей нужны мощные аккумуляторы. На сегодняшний день такие аккумуляторы состоят из никеля, кобальта, алюминия, графита. Более 50% мирового производства лития и кобальта уходит на производство аккумуляторов.
Добыча полезных ископаемых может вредить людям и окружающей среде. Чтобы не увеличивать добычу этих компонентов, нужна их переработка. Если перерабатывать 95% аккумуляторов и оптимизировать их химический состав, США может обеспечить 30—40% необходимых материалов к 2035 году. Сейчас большинство аккумуляторов производят в Азиатско-тихоокеанском регионе. США экспортируют сырье для аккумуляторов или сами аккумуляторы.
Точный состав батареи влияет на долговечность, стоимость и мощность. Как и во всех приборах, аккумуляторы автомобиля имеют ограниченный срок службы. Со временем их производительность снижается и автомобиль не может долго ехать на одной зарядке.
В связи с развитием технологий производства аккумуляторов за последние 10 лет их средняя стоимость уменьшилась, а расстояние, которое автомобилист может проехать на одной зарядке, увеличилось. Аналитики прогнозируют, что стоимость аккумуляторов будет снижаться и дальше и электромобили будут становиться доступнее. Согласно закону Райта, при удвоении производства издержки уменьшаются. Поэтому чем больше электромобилей, тем дешевле их производство.
Литий, млн метрических тонн
Чили | 51% |
Австралия | 16% |
Аргентина | 10% |
Китай | 6% |
США | 4% |
Остальной мир | 13% |
Кобальт, млн метрических тонн
Демократическая Республика Конго | 51% |
Австралия | 17% |
Куба | 7% |
США | 1% |
Остальной мир | 24% |
Никель, млн метрических тонн
Индонезия | 24% |
Австралия | 23% |
Бразилия | 12% |
Россия | 8% |
Куба | 6% |
Филиппины | 5% |
США | 1% |
Остальной мир | 21% |
Графит, млн метрических тонн
Китай | 25% |
Россия | 30% |
Бразилия | 24% |
Южная Африка | 8% |
Остальной мир | 13% |
Марганец, млн метрических тонн
Южная Африка | 32% |
Украина | 17% |
Бразилия | 17% |
Австралия | 12% |
Габон | 8% |
Китай | 7% |
Остальной мир | 7% |
Перспективы рынка электромобилей
В 2020 году автопарк электромобилей составлял 10 млн штук, в 2030 году их количество может вырасти до 230 млн штук. BloombergNEF пишет, что в деньгах этот рынок до 2050 года составит 46 трлн долларов. Доля легковых электромобилей к 2040 году составит 70%, а грузовых — 30%.
За первый квартал 2021 года мировые продажи электромобилей выросли на 140% по сравнению с первым кварталом 2020 года. На внедрение электромобилей влияют следующие причины.
Государственные субсидии и льготы для владельцев электромобилей. В 2020 году правительства потратили на льготы 14 млрд долларов — это на 25% больше, чем в 2019 году.
Сколько времени и денег Tesla потратила на создание электромобиля
Tesla основал не Илон Маск. Его часто ругают за то, что он отнял компанию у ее основателей — Мартина Эберхарда и Марка Тарпенинга. Название Tesla Motors тоже придумал не Маск, а Мартин Эберхард. Маск на старте компании вложил 6,5 млн долларов и стал основным инвестором, акционером и президентом Tesla. И позднее именно с Эберхардом Маск боролся за контроль над компанией.
Первая полноразмерная модель появилась только в апреле 2005 года, а в мае 2006 года появился первый инженерный прототип — это был двухдверный родстер. После этого компания получила от инвесторов еще 40 млн долларов. Первый прототип стоит 90 тысяч долларов и мог проехать 250 миль на одной зарядке. А его разработка стоила 140 млн долларов вместо запланированных 25 млн.
Компания собиралась начать его серийный выпуск в ноябре 2007 года, но реальные поставки начались только в 2009 году. Маск пообещал сделать более дешевую четырехдверную версию через три года, то есть в 2009 году, но по факту серийные продажи Model S начались только в 2012 году.
Основные проблемы при создании массовых автомобилей заключаются в отсутствии денег и технологий массового производства. В 2003 году американские производители автомобилей оставили у себя только маркетинг, конечную сборку, продажи и исследования двигателей внутреннего сгорания. Все остальное производили в Европе или Азии.
Летом 2010 года Tesla практически бесплатно получила автомобильный завод со штамповочными автоматами и другим оборудованием — за 2,5% акций.
29 июня 2010 года компания провела IPO. С момента основания компания потратила 290 млн долларов, а заработала всего 147,6 млн. Но инвесторам было все равно — в первый же день цена акций выросла на 41%.
Илон Маск с момента основания компании не продал ни одной акции, только увеличивал свою долю. На конец 2020 года Маск владеет 22,4% компании.
Инновации, технологии и преимущества Tesla
Tesla — это не только автомобильная компания. Она производит программное обеспечение, зарядные станции, аккумуляторы. Вот некоторые преимущества, которых нет у компаний-конкурентов.
Аккумулятор. Tesla разрабатывает и будет производить новый аккумуляторный элемент — 4680. В отчете за второй квартал 2021 года Tesla сообщает, что проверила эти элементы и сейчас улучшает производственные процессы. Из этих ячеек можно будет создавать структурные аккумуляторные блоки меньшего веса, но большей производительности. Поэтому себестоимость автомобилей будет снижаться. Цели по производству этих аккумуляторов — 100 ГВт·ч к 2023 году и 3000 ГВт·ч к 2030 году.
Полностью литой корпус автомобиля. Для производителя это экономия времени и денег.
Курс о больших делах
Система автономного вождения FSD, основанная на камерах. Автопилот Tesla FSD — это самая известная система усовершенствованной помощи водителю ADAS. ADAS расшифровывается как advanced driver-assistance systems, она состоит из нескольких уровней. На начальных уровнях водитель участвует в управлении автомобилем. Системы ADAS увеличивают безопасность на дорогах, потому что умеют реагировать быстрее, чем человек, и учитывают гораздо больше факторов.
FSD Tesla установлена на 1 млн автомобилей, всегда включена и высылает снимки на сервер каждый раз, когда ее решение отличается от решения водителя-человека. Водители Tesla ежедневно проводят испытания в реальном мире и формируют базу данных машинного обучения. Каждая автомобильная компания, использующая ADAS, пытается это делать. Но Tesla впереди на несколько лет. В 2020 году емкость рынка ADAS составила 25 млрд долларов, к 2027 году рынок может утроиться. Кроме этого, Илон Маск собирается работать над роботакси, он говорил об этом еще в 2019 году.
Система онлайн-продаж. Автомобили подготавливают и доставляют в указанное место. Это очень удобно, поэтому, например, в Китае онлайн-продажи электроавтомобилей выросли с 15 до 25% с января по сентябрь 2020 года.
Современный сервис. Устранение неполадок происходит через интернет. Обновление ПО происходит примерно раз в месяц автоматически. Для этого не нужен ни вайфай, ни смартфон, потому что все автомобили Tesla оснащены стандартной сотовой связью для передачи данных. Отключить ее нельзя.
Масштабная сеть зарядных станций. Автомобили можно бесплатно заряжать на станциях для зарядки электромобилей, развернутых по всей Америке.
Финансовые показатели
Для автомобильной отрасли один из самых важных показателей — количество произведенных и проданных автомобилей. Для автопроизводителей один из важнейших рынков — Китай, потому что это наиболее быстрорастущий и прогрессивный рынок, а кроме того, там находится один из заводов Tesla. Завод в Китае вышел на запланированную мощность за 10 месяцев — это быстрее, чем ожидалось.
Tesla показывает последовательный и уверенный рост производства даже несмотря на нехватку автомобильных чипов.