капокорень березы что это
Капокорень березы что это
Древнеславянское слово «кап» означает «голова»: обычно нарост действительно имеет округлую форму. Другие старорусские названия: болона, выль, выплавок, выплыв, наплывь, завой, папорт, валка, зоб, свиль, щетка. В некоторых источниках кап также называют «ведьмина метла» или «вихорево гнездо», что не совсем корректно, так как эти наименования обозначают совсем другую древесную патологию.
Капокорень
Кап без коры
Вокруг каждой спящей почки уже имеется зачаточная кольцевая структура.
Спящие почки
Почему появляется кап
Исследователи не пришли к единому мнению относительно причин образования наростов.
Наиболее естественное объяснение сводится к тому, что появившаяся придаточная почка не может прорасти сквозь толстую и твердую кору и замирает. Однако начавшиеся ростовые процессы сопровождаются притоком к этому месту питательных веществ и продуцированием растительных гормонов, поэтому рядом начинают закладываться новые почки, которые также становятся спящими и так далее.
Оппоненты настаивают, что здесь не обходится без воздействия внешних факторов природного или антропогенного характера. В частности, механического повреждения коры (животными, птицами, людьми, разгулом стихии и т.д.) на месте спящей почки. Данное предположение подтверждает тот факт, что на плантациях грецкого ореха, где активно используется вегетативное размножение прививкой (которая фактически есть травма), прикорневой кап часто развивается на подвое ниже места прививки. Когда выходит срок плодоношения ореха, дерево выкапывают вместе с выросшим к тому времени до солидных размеров капом и продают, как вторичный продукт.
По другим версиям, образование капа может быть вызвано грибами, бактериями, вирусами, насекомыми, погодными аномалиями (вроде внезапных весенних морозов), изменением экологии и радиационного фона, особым минеральным составом почвы, геологическими разломами, подземными водами.
Согласно же выводам еще советских ученых, формирование капа является для деревьев биологически полезным, защитным свойством, приобретенным в процессе эволюции в ответ на неблагоприятные условия внешней среды. Более того, это генетически закрепленное (наследственное) качество. В Подмосковье и Кировской области предпринимались успешные попытки культивировать деревья с наростами с применением посадочного материала от каповых берез (семян и черенков для привоя). Было отмечено, что такие деревья более жизнеспособны и выносливы.
Текстура капа
Текстура капа березы
Почему березовый кап? Что такое березовый кап?
Все украшения создаются вручную, вырезаются из березового капа и дерева.
Почему именно березовый кап? Когда Вы держите в руках изделие из этого материала, Вы видите как оно переливается подобно полудрагоценному камню! Иногда, как Кошачий глаз дает блик в виде полоски, иногда, в зависимости от угла освещения, появляются прожилки от темного оттенка к светлому или пятнышки, как у гепарда! Природный узор древесины, покоряет своей необычностью. Рисунок в срезе древесины никогда не повторяется. Это очень плотное и прочное дерево, вместе с тем оно очень легкое. Массивное украшение из него практически ничего не весит. Березовый кап по праву достоин называться уникальным материалом!
Увидев и примерив украшение из этого дерева однажды, влюбляешься в него. Так и я влюбилась в березовый кап, еще в детстве, когда папа вырезал из него украшения, которые сейчас мы изготавливаем вместе.
Цветы, бабочки, геометрические фигуры, всё что Вы видите в каждом новом украшении, всё вырезается вручную. Чтобы стать серьгами или брошью, кусочку дерева предстоит пройти довольно долгий путь! Это не какие-то деревянные заготовки, которые где-то скупаются оптом)) Это вырезает мой папа! Технология заготовки материала, его личная разработка.
Спиливает кап с дерева в определенное время года. Затем сушится кап довольно долго, около 2 лет требуется большинству экземпляров. Сушка происходит таким образом, чтобы пластинка среза не погнулась и не растрескалась. Только после этого из древесины можно вырезать!
Это плотный и прочный материал. Чаще всего для резьбы применяются медицинские скальпели и специальные инструменты. Повторюсь, что на древесине ничего не нарисовано, это природный рисунок дерева.
После того как все деревянные заготовки приобрели форму, они шлифуются, полируются и покрываются лаком. После этого начинается самое интересное! Происходит второй этап творчества – сборка в полноценное украшение! Этим уже занимаюсь я. Собираю и комбинирую деревянные детали украшений, соединяя дерево с металлической и серебряной фурнитурой, с жемчугом и камнями. Так появляются серьги, колье, кулоны, заколки, броши, браслеты и интерьерные работы.
«Я хочу, чтобы каждый из Вас нашел здесь что-то необычное и уникальное! То что подходит только Вам!»
Смотрите так же публикацию о расческах, представленных в моем магазине
Обработка капа и капакорня
Шахматная доска из капа
Изготовление художественных изделий из капа и капакорня
Этимология
Откуда возникло название — «кап» и что оно означает? Некоторые этимологи считают, что это понятие очень древнее и своими корнями восходит к праиндоевропейскому слову «капут», что в переводе означает «голова». И действительно, если обратить внимание на форму капокорня, то он несколько напоминает форму человеческой головы.
Согласно другой версии, название этого материала может происходить от глагола «капать».
Не путайте!
Иногда капокорешковые изделия путают с каповыми. Это вполне естественно: каповые изделия всегда были большой редкостью и ценились весьма высоко.
По этой же причине бывали случаи, когда изделия вятских кустарей выдавались за изделия из карельской березы, которая ничего общего с капом и корешком не имеет.
Природный узор капа
Наряду с предметами, украшенными резьбой, народные мастера выполняют изделия, в которых «работает» природный узор текстуры различных пород древесины.
Примером такого вида изделий служат художественные предметы из капа и капокорня.
История
XVIII век
Производство изделий из капокорня в г. Вятка (Киров) началось в XVIII в. Основоположником этого ремесла был мастер Григорий Макаров, который стал первым изготавливать из тонких пластин капокорня шкатулки и табакерки строгих геометрических форм и правильных пропорций в духе классицизма.
Подсвечники из капа
ООО «Каповая шкатулка», CC BY-SA 4.0
Главным достижением Григория Макарова стало использование в своих изделиях деревянных шарниров. Эта идея пришла ему в голову после того, как однажды ему в руки попалась шотландская табакерка, с помощью которой он и разгадал секрет изготовления шарниров. Эта была отнюдь сложная работа, требовавшая точное и скрупулезное изготовление зубцов в соответствии с углублениями механизма.
Письменный набор из капа
ООО «Каповая шкатулка», CC BY-SA 4.0
Другой местный мастер Семен Бронников создал первые карманные часы с футляром, корпусом и цепочкой из капокорня. Со временем к этому ремеслу подключились и его сыновья — Николай и Михаил Бронниковы. В основном они занимались изготовлением часов и принимали заказы из разных регионов России. Прославилась семья мастеров Бронниковых и на мировом уровне, их изделия были представлены на Всемирной выставке в Вене в 1837 г.
Русский классицизм
Тщательность исполнения вещей соединилась затем с изысканными пропорциями шкатулок, ларчиков, унаследовавших черты русского классицизма — художественного стиля, отличающегося ясностью и строгостью форм, начиная с архитектуры и кончая предметами декоративно прикладного искусства.
XIX век
Уже в конце XIX в. в Вятке работало около 40 кустарей-каповщиков. Труд их ценился значительно выше работы других мастеров, а спрос на изделия со временем только увеличивался.
Кроме всевозможных табакерок и шкатулок, умельцы изготавливали специально для состоятельных модниц баульчики и посуду типа изысканных вазочек и сахарниц.
XX век
В начале XX в. изделия вятских каповщиков достигли такого уровня совершенства, что их стали поставлять через скупщиков на продажу в Англию, Францию и Германию. В Вятке появились первые артели каповщиков, самая первая артель «Экспорт» возникла в 1924 г., в ней работало 11 мастеров.
Примерно в то же время в городе Халтурине появилась артель «МЮД», где трудилось 100 мастеров. Остальные каповщики работали кустарно, их можно было найти в деревнях Кировской области – Лянгасы, Кушовы, Першинцы, Пестовы, Пушкари.
Артель «Идеал»
В селе Лопатовском в 1943 г. сложилась артель каповщиков «Идеал», при ней была открыта также и учебная мастерская. Прославили эту артель такие талантливые умельцы, как Вениамин Мамаев, Герман Першин и Василий Злобин. Во время Всемирной выставки в Брюсселе за свои уникальные изделия артель «Идеал» была удостоена гран-при. Со временем эта артель стала фабрикой, которая известна сегодня многим кировчанам как ООО «Идеал Плюс». На сегодняшний день это крупнейший производитель изделий из капокорня в Кировской области.
ООО «Каповая шкатулка»
Письменный набор из капа Занимается выпуском каповых изделий и другое предприятие — ООО «Каповая шкатулка». Это предприятие славится изготовлением больших шкатулок, имеющих потайные ящички, которые открываются путем нажатия на определенное место. Изделия ООО «Каповая шкатулка» знают, любят и по достоинству оценивают не только жители Кировской области, но и других городов, в частности, Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего-Новгорода.
Сегодня
Сегодня традиции капового мастерства продолжают развиваться, и здесь большой вклад вносят современные умельцы-каповщики. Одним из таких мастеров является Борис Павлович Воробьев, который в 2009 г. получил звание мастера художественных промыслов Кировской области.
Своеобразие капа
Своеобразие этих материалов — наростов на стволах деревьев и корнях берёзы, а также некоторых других видов деревьев — состоит в том, что неправильное строение, перепутанность волокон создают большую плотность и неповторимые рисунки, которые выявляются при обработке капа и капокорня.
Кап находят не только на берёзе, но и на многих других деревьях. Но именно березовый кап, по мнению специалистов, самый красивый по текстуре и цвету.
Процесс обработки капа
А заключается процесс обработки в распиливании наростов на тонкие пластины-дощечки и запаривание их. В результате имеющейся в древесине естественный краситель растворяется, окрашивая пластины в тёплый коричневый цвет, акцентируя особо тёмным тоном фантастический рисунок, образованный наплывами и волокнами древесины.
Изделия из капа
Путём столярной обработки и тщательной подгонки пластин собирают шкатулки, коробочки, портсигары, футляры для часов, визитницы, пресс-папье, обложки альбомов, блокноты, ящички, сундучки, спичечницы, подчасники (подставки для настольных часов), очечники, запонки нарукавные и грудные, мундштуки, курительные трубки, игольницы, пудреницы, оправы для карманных зеркал, рамки для фотографий, письменные приборы и другие кабинетные вещицы.
А также из капа получаются декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм, а также курительные трубки и рукоятки для ножей.
Шкатулки
Некоторые виды шкатулок и ларцов имеют выдвижные ящики, двухярусные крышки, снабжённые секретами для их открывания.
Шкатулка. ООО «Каповая шкатулка»
ООО «Каповая шкатулка», CC BY-SA 4.0
Мастерство столярной работы проявляется в умении ювелирно профилировать подставку коробочки, бортик крышки, вмонтировать музыкальный механизм и миниатюрный замочек. Если крышка не снимается, а открывается, то шарнир также делают из дерева.
Традиция такого ремесла сложилась у мастеров города Вятка (Киров) ещё в начале XIX в., когда из капа делали карманные часы, в которых весь механизм был выполнен из древесины разных пород. Да ещё из целого куска капа вырезали цепочку.
Стоимость изделий из капа
Стоимость изделия из капокорня зависит от рисунка. Чем тоньше рисунок и больше размер капокорня, тем выше стоимость изделия.
Раньше капов корень оценивался на глаз: чем мельче рисунок и больше кусок, тем он стоил дороже. Найдя в лесу каповый нарост, счастливый крестьянин нес его за несколько верст на оценивание к мастеру-каповщику.
Капокорень
Уже в середине ХIХ в. кап стал редкостью в вятских лесах, а в 1920-30-е годы — почти совершенно исчез. Вместе с капом вятские мастера стали использовать в ХIХ в. капокорень, а затем он и вовсе заменил кап в производстве.
Капокорень — такой же кап, но только уже не на стволе или ветках, а на корнях березы. Наплывы его бывают иногда над поверхностью земли, но чаще прикрыты почвой.
Капокорень уступает капу по прочности, а его рисунок значительно крупнее и с черными точками, но его в лесах оказалось во много раз больше.
Инкрустация из капа
Наряду с предметами, выполненными целиком из капа, мастера практикуют изготовление изделий из древесины со своеобразной структурой (орех, ильм и др.), в которых каповые пластины вводятся как инкрустация, украшающая крышку коробочки.
Подразделы категории
В данной категории нет товаров.
Если вы не сильны в различиях капа, сувели, а также не уверены, что такое шпальт, то мы хотим поделиться информацией с вами.
Влияние порока на качество древесины определяется его видом, размерами и расположением на пиломатериале. Поэтому пороки, нежелательные в одних видах работ, могут быть не критичны для других, и даже желательны в третьих. Так что, порок пороку рознь 🙂 Некоторые мастера частенько используют в своих работах деревянные заготовки с такими «изъянами» для создания необычных изделий.
На следующей фотографии лежат два брусочка груши, один из которых подвергся атаке грибка.
Третья фотография из нашего архива. Это шпальт грецкого ореха.
Теперь разберемся, что же такое кап и сувель.
Кап образуется на всех лиственных (преимущественно) и хвойных породах деревьев. В российских широтах его можно встретить на березе, тополе, клене, липе, осине, дубе, ясене, вязе, орехе. Размеры капа варьируют от нескольких сантиметров до нескольких метров в разрезе. На формирование нароста средних размеров требуются десятки лет, а то и более полувека. Снизу прикрепили фотографии капа клёна из ассортимента нашего магазина.
На последних двух фотографиях представлен как раз такой кусочек сувели берёзы.
Вот и все, на этом наш небольшой урок закончен. Надеемся, теперь вы с легкостью сможете определить где у древесины шпальт, где сувель, а где кап, и уже начали придумывать, как можно обыграть в своих работах их необычную фактуру. Кстати, брусочки с такими особенностями – отличный вариант для стабилизации. Как стабилизировать древесину вы можете узнать, если нажмете здесь.
Сувель, кап и чага
Гуляя по зимнему лесу или парку, можно заметить на стволах деревьев различные наросты. Они становятся видимы, когда деревья находятся в безлистном состоянии. Наросты отличаются по форме, цвету, размерам. Попробуем разобраться, что же мы наблюдаем.
Нередко на стволах берёзы можно встретить чёрные округлые наросты неправильных очертаний от 5 до 40 сантиметров в диаметре и весом в три-пять килограммов.
Чага на берёзе
Это берёзовая чага — стерильная форма (не образующая споры) паразитного трутового гриба инонотуса скошенного (Inonotus obliquus). Его многочисленные споры рассеиваются по воздуху, но прорастают только тогда, когда попадают на повреждённые участки коры живого дерева. Развивающиеся грибные нити (мицелий) проникают в древесину, разрушают её, вызывая белую сердцевинную гниль. Наросты глубоко растрескиваются, нередко на их поверхности сохраняются остатки берёсты. На разрезе видны три слоя: наружный — чёрный, твёрдый; средний — плотный, коричневый; внутренний — рыхлый, бурый или желтоватый. Нарост пронизан светлыми прожилками, состоящими из бесцветных гиф. Поверхность нароста чёрная вследствие пигментации гиф.
Рост чаги может длиться до 15 лет, но в конечном счёте всегда приводит к гибели дерева. Когда дерево начинает погибать, на стволе развивается спороносящее истинное плодовое тело трутовика. Оно формируется сначала под корой в виде лепёшковидных образований с гребневидными выростами. Их толщина — не более трёх—четырёх сантиметров, ширина — до 20 сантиметров, а длина нередко достигает одного—двух метров. Когда споры созревают, кора дерева под давлением разросшегося плодового тела растрескивается и отстаёт.
Гриб может паразитировать на ольхе, рябине, вязе, клёне, но с лекарственными целями можно употреблять только берёзовую чагу, которая паразитирует на разных видах (берёзе повислой, маньчжурской, пушистой и ряде других). Целебные свойства этого трутового гриба известны давно. Его применение в качестве лекарственного средства было описано ещё в трудах знаменитого средневекового врача Абу Али ибн Сины (Авиценны). Химический состав тканей чаги изучен слабо. Плодовое тело гриба содержит хромогенный полифенолкарбоновый комплекс, гуминоподобную чаговую и агарициновую кислоты, тритерпиноид, инотодиол, полисахариды, стерины, органические кислоты, небольшое количество алкалоидов, натрий, калий и значительное количество марганца.
В наши дни в научной и народной медицине чага применяется для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания как общеукрепляющее и антимикробное средство. В качестве мощного биостимулятора используется для повышения иммунитета, нормализации обмена веществ, при онкозаболеваниях (особенно успешно на начальных стадиях). Препараты чаги применяют при язве желудка, гастритах, заболеваниях печени. Заготавливают чагу круглый год, срубая или спиливая наросты. Куски чаги сушат в сушилках при температуре не выше 60 ºС. Не следует собирать плодовые тела с засохших деревьев, так как их биологическая активность сильно снижена. Используют чагу в виде настоев. Чага — довольно сильное средство, поэтому перед применением следует проконсультироваться с вашим лечащим врачом и фитотерапевтом.
Чагу можно спутать с ложным трутовиком (Phellinus igniarius) и настоящим трутовиком (Fomes fomentarius). Но данные трутовики имеют копытообразную форму, обращённую плоской стороной вниз. При этом у ложного трутовика поверхность тёмно-бурая, бархатистая с концентрическими кругами. А у трутовика настоящего — гладкая, сероватая.
Трутовик настоящий
Но чаще всего с чагой путают капы и сувели. Кап — нарост (даже скорее наплыв) на стволе или корне дерева, развитие которого всегда сопровождается образованием большого числа спящих почек. Спящие почки могут оставаться нераскрытыми длительное время, но затем из них могут начать расти мелкие веточки. Кап всегда покрыт шероховатой корой. Спящие почки капа являются придаточными, то есть формируются в камбии — образовательной ткани, обеспечивающей разрастание стебля в толщину.
Кап со спящими почками
Рост побегов из спящих почек
Почки вырабатывают большое количество ауксина (фитогормон), который в свою очередь повышает активность камбия, что стимулирует образование новых придаточных почек. Возникновение большого числа почек приводит к повышению концентрации ростовых веществ и, как следствие, к образованию капа. А вот начальную активность спящих почек, как правило, вызывают отрицательные воздействия на организм растения. Так в результат проведённых исследований в черте города на примере клёна ясенелистного было выявлено, что уплотнение почвы приствольных кругов стимулирует образование капов.
Капы на стволе клёна ясенелистного
Спящие почки обеспечивают частичное восстановление кроны дерева после повреждения ствола, обрезки. Прикорневые капы способствуют вегетативному размножению некоторых пород деревьев. Некоторые древесные породы генетически предрасположены к образованию капов, а неблагоприятные условия лишь стимулируют реализацию этой предрасположенности. Таким образом, обилие спящих почек можно относить к адаптации организма, а само разрастание (образование капа) — к аномальному изменению структуры. Вот такой непростой, но очень интересный процесс является неспецифической реакцией растения.
Кап — явление достаточно редкое. Такие образования возникают примерно на одном дереве из трёх—четырёх тысяч. Кап может расти на дереве десятки лет. Его размеры варьируют от нескольких сантиметров до полутора-двух метров. Иногда на стволе одновременно может образоваться до десятка капов.
Множественные капы на стволе берёзы
Их появление характерно скорее для лиственных пород деревьев: дуба, граба, вяза, клёна. Лидерами среди деревьев по образованию капов в средней полосе России из аборигенных видов является берёза пушистая, а из адвентивных (завезённых) — клён ясенелистный. А вот кап на хвойных деревьях (ель, лиственница, сосна) — большая редкость.
На поперечном разрезе капа видна мраморная текстура, как будто на небольшой площади собрали и сжали множество мелких сучков. Из капа получают древесину со сложной структурой волокон, которая высоко ценится у мастеров по дереву. Кап используют для создания мебели, картинных рам, ваз, кухонных предметов, поделок и даже бижутерии. Вырубить кап, не повредив ствола дерева, практически невозможно, поэтому чаще всего их добывают на лесопилках. Обрабатывать кап очень сложно.
От капа следует отличать сувель (или свиль). Это округлой формы нарост на стволе или ветвях дерева, покрытый корой.
Сувель на берёзе
Сувель внешне отличается от капа более гладкой поверхностью и отсутствием спящих почек. Причины возникновения сувелей пока до конца не изучены. Образование таких аномальных структур скорее всего связано с мутациями (генетическими изменениями) в клетках камбия. Таким образом, при нарушении регуляции ростовых процессов часть стебля превращается в шаровидное тело. Внутри таких наростов (на спиле) видны деформированные, перекрученные волокна древесины. То есть в отдельных участках ствола осевые проводящие элементы (сосуды ксилемы и трахеиды флоэмы) заменяются расширенными лучами паренхимы. Сувель растёт значительно быстрее капа и встречается на стволах деревьев практически всех пород.
Многолетняя сувель на берёзе
Сувель на хвойном дереве
Древесина сувели имеет волнообразную, извилистую структуру, с полосами разных оттенков, напоминающую после полировки кость. Поэтому в России за ней закрепилось название «древесная кость». Сувель — более лёгкий в обработке материал. Используется для производства мебели, украшений, элементов декора. Особенно ценятся крупные сувели размером более метра. Некоторые деревья изначально имеют такую свилевую текстуру древесины, например, разновидность берёзы повислой, которую ещё называют карельской (Betula pendula var. carelica).
Роща берёзы карельской, заповедник Кивач
После обработки прочная древесина отличается красивым извилистым рисунком, с различными тёмными вкраплениями на светло-жёлтом фоне. То есть пространственная организация стебля меняется от осевой к радиальной. Причины формирования такой древесины до конца не объяснены. Существует несколько версий: заболевание, вызванное вирусом, нарушение минерального питания, наследственная патология. Интересно, что такая структура древесины наследуется при скрещивании двух растений берёзы карельской разновидности, но не всегда. От капов и сувелей следует отличать патологические разрастания, вызванные патогенными грибами, растениями-полупаразитами (например, омела), галлообразователями и другими. Но это уже совсем другая история.
Рекомендуемая литература: Коровин, В. В., Новицкая Л. Л., Курносов Г. А. Структурные аномалии стебля древесных растений/В. В. Коровин, Л. Л. Новицкая, Г. А. Курносов. — 2 доп. изд. — М.: МГУЛ, 2003. — 280 с.