карабаново достопримечательности что посмотреть
Карабаново достопримечательности что посмотреть
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Плохой погоде мы в очередной раз говорим наше решительное «нет», ну а чего с ней церемониться-то – теперь на полгода, а то и больше царствовать именно ей, плохой погоде. А тем более – впереди длинные выходные, а услужливый Яндекс нашептал, что именно 4 ноября 2010 года будет самым не дождливым днем всего уикенда. Ну, мы и поехали. В наших смелых планах было степенное посещение Александрова, который мы уже мелкими пятачками исследовали в прошлую зиму, посещение гиблого Киржачного края в районе катастрофы самолета космонавта №1 Юрия Гагарина, а также очередной сбор потешных табличек по дороге.
Уже на Ярославке дождь начинает дотягивать до определения «сильный», безумные дачники мужественно влачатся в пробке с домашними животными и авоськами с теплой одеждой и согревающей выпивкой, а нашу историю накрывает легкое облако дорожной грязи и тумана, но:
Хоть легкая витает грусть
В моей волшебной сказке,
Хоть лето кончилось, но пусть
Его не блекнут краски,
Дыханью зла и в этот раз
Не опечалить мой рассказ.
Ведь даже во всеми забытой околострунинской глуши есть свое маленькое Зазеркалье, и если бы я была Алисой, то, непременно, туда бы устремилась. Поболтала бы с Шалтаем-Болтаем, познакомилась бы со свирепым Бармаглотом да что там тянуть – взяла бы и стала Королевой в 11 ходов – ну а сколько можно в принцессах-то ходить?! Нужно только рискнуть проехать 3 км по ухабам уходящей вдаль узенькой дорожки. Но, эх, беда, я не уверена, принимают ли туда не-Алис?
Ну и в качестве продолжения урока перейдем к повторяющему и закрепляющему уроку по этимологии и словообразованию: слово «Струнино» получилось из глагола «струнить», то есть, «охотиться на диких зверей». А охотился здесь ни кто иной, как царь Иван по прозвищу Грозный. Так что неразрывная связь с городом-спутником Александровом, если присмотреться, есть самая что ни на есть древняя.
Конечно же, мы не могли не проведать полюбившийся нам еще летом пристанционный магазин.
Как видим, ассортимент ни в Гастрономии, ни в Кондитерском отделе новизной и многообразием не балует.
Возле станции продолжаем вместе со струнинцами изучать алфавит. На этом плакате закрепляем букву «С», а также изучаем новый вежливый оборот «Добро пожаловать». Может, струнинцев просто так усердно в школе учат букварю, что они и спустя годы продолжают нести в массы традиции букварной каллиграфии, так сказать?!
С высоты железнодорожного моста любуемся остатками былой роскоши цветочной композиции «Струнино». Интересно, буквы вроде бы одного шрифта, было ли «С» выделено цветом или озеленением ж/д насыпи занимался неструнинец.
Вокзальным зданием мы уже любовались издалека, но, как бывалые путешественники, решаемся подобраться к нему поближе.
А вот внутреннее убранство меня очень поразило и порадовало. Ведь вот не каждый даже крупный вокзал может похвастать интерьером, изысканно украшенным живописными холстами. А здесь, на маленькой и тихой станции, от которой можно доехать до столь любимого Иваном Грозным Александрова и окруженного бездорожьем Балакирева, вуаля – уголок любителей среднерусского пейзажа! Молодцы-струнинцы, к искусству тянутся и пассажиров, сюда забредших, за собой тянут.
А вот табличка, на которой начертано расписание электричек, преодолела весьма и весьма долгий путь из Нижних Котлов, долго наблюдала она за бегущими к узуновским пирожкам электричками, за стремящимися оседлать БМО в Михнево пассажирами, а если совсем расфантазироваться, то она могла даже видеть нас, стремительно проносящихся к Ступинским винтообразным памятникам бродяг. А потом, за какие-то прегрешения, а, может, тайно под покровом ночи, благодаря удали и отваге начальника станции Струнино она оказалась выселена из столицы и теперь она – лишь скромная приживалка струнинского расписания.
Село и тогда стояло на дороге, только, если сейчас это вполне заштатная двухполосная дорожка, то раньше – здесь было пересечение важных торговых путей. Здесь Михайла Скопин-Шуйский остановил войска коварного Сапеги, идущего покорять и окружать Москву в смутное время. Русские победили, а село Каринское продолжило жить своей крестьянской жизнью. Сейчас из более-менее старинных зданий здесь мы нашли только грандиозную для небольшой деревни Почту. Облупившееся здание подсказывает, что Почтою оно было не всегда, чуть ранее, пока сельчане еще активно тянулись к культуре, здесь располагалось ДК, а изначально сие была церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи.
А еще в Каринском живет механическая «росянка», пусть простят меня любители и знатоки сельскохозяйственной техники за изначальное острое незнание предназначения этого прибора, но его хищной грацией я была покорена абсолютно безраздельно. А уж когда я узнала, что это грабли, простые де роторные грабли, ну уж тут и вовсе поток моих слов иссяк перед столь смелым и неумолимым прогрессом.
А дождик и хлещет, и каплет, и мы решаем, что степенная прогулка по Александрову без единого зонтика, окажется не слишком размеренной и способствующей созданию позитивного впечатления о городе. Посему наш автопробег мы заворачиваем сразу к станции БМО Александров-2. Сие есть первая БМОшная станция, мимо которой проехал наш сплоченный коллектив путешественников. Автомобильные подступы к перрону весьма и весьма тернисты.
А пешеходная дорожка, на которую мы сменили александровскую бетонку, убоявшись форсировать штырьки, смачно чвакает грязью под подошвами кроссовок. Но зато здесь есть Мечта! Как и любая мечта, она несколько иррациональна и сложно достижима и, несмотря на видимые ориентиры, толком как её найти и не поймешь. Очевидно, Мечта прилетает сюда откуда-то из своих горних высот вместе со зданием, в которой ей, кхм, торгуют.
Станция Александров-2 приветствует нас наглухо забитыми окнами вокзальчика.
Вот оно расписание до заветного Орехова, а вполне себе часто ходят электрички-то, это Вам не в Иваново отсюда сгонять.
Изысканная летняя беседка вообще не понятно от чего призвана защищать. Дождь вроде бы отпадает, ветер, ну как-то тоже. Жгучее александровское солнце? Зато очень даже ажурненько и воздушненько, почти как пирожное безе.
Пугаем машиниста подходящего грузового состава неожиданным обилием людей на станции, он испуганно и протяжно гудит, жалуясь и предупреждая соседние поезда о нашем появлении.
А теперь, пока мы неспешно движемся ко второму еще, как следует, не воспетому городу-спутнику Александрова – Карабанову – небольшая рекламная пауза.
Выбранные нами рекламные стенды не были специально подыскиваемыми диверсиями, нам даже не пришлось метаться по разным уголкам Александрова в поисках этих шедевров, наглядно описывающих незатейливые быт и нравы простых александровцев.
Вот такой вот пикантный элемент романтичного завтрака в постель и гастрономического изыска дает, по мнению рекламщиков, утру александровца достойное начало. О, плюшка московская, уж где-где, а на рекламном плакате я тебя точно не предполагала увидеть!
Потом александровец идет на кухню и там его встречает он, только вдумайтесь в уникальную историю этого кофе. Трепещи, Бразилия, дрожи, Колумбия, этот кофе родился в Париже!
Ну и особенно растрогал меня этот стенд. А я-то, недогадливая, маялась и страдала в минуты осенней хандры, но теперь я знаю: если хочется чего-то особенного, то мне туда!
И вот, наконец, пункт нашей вояжепрограммы, ставший центральным объектом исследования в этот промозглый дождевой четверг. Встречаем – второй город-спутник Александрова – чудесный город Карабаново.
Помимо въездной таблички имеется также кирпичная стена с теми же заветными буквами, из-за такой, наверное, очень удобно метать зимой снежки, ну а летом уж что под руку попадется, в соседние машины или приближающихся жителей окрестных деревень. Стена действительно похожа на видавшего виды бойца – щербины, заплатки, неровности.
Вы спросите, а зачем кидаться? А вот посмотрите. Очевидно, особая любовь к букве не чужда не только Струнину, но и Карабанову с окрестностями – братья ж по спутничеству как-никак. Только вот выражается она в этих краях немного иначе: каждый так и норовит буковку на память отвинтить. Вот и езжай теперь – хошь в Кабаново, хошь в Ельково, одну только Махру и пожалели.
Ну а если карабановская стена и впрямь является блокпостом и местом обороны, то совершенно логично увидеть наверху компактный и непритязательный дозорный домик-пост.
Ну а коли выезжаешь ты из Карабанова, не своровав ни единой буковки, то вот тебе серп, молот и пожелания доброго пути. Вот такая вот самодеятельность!
Карабановцы вообще – народ творческий до чрезвычайности, следы этого ценного качества мы будем подмечать и там, и тут, совершая краткие перебежки по городу. Чтобы было веселей, сопровождать нас по Карабанову будет пронзительная лирика одного молодого местного поэта.
Ему б возродиться заново.
А то несправедливо вроде бы:
Забывает моё Карабаново
Моя большая Родина.
Как же тебе с этим справиться,
Город мой малый-маленький,
Чтобы как прежде прославиться
Ситцем в цветочек аленький?
Ну и вот это мое любимое четверостишие:
Плана нет у меня готового.
Есть только вера крепкая:
У Карабанова, в будущем нового,
Будет судьба светлая!
Теперь со слегка размягченным сердцем вступаем в оплот литературности и духовности карабановцев – местную школу. Как трогательно рукотворное полотно над входом в школу, вне зависимости от того, кто именно и кому это написал. Вот оно царство всеобщей любви на фоне суровой и забывающей о малом-маленьком Карабанове и его жителях велико-большой России.
Вокзал Карабанова мы несколько раз пытались найти гораздо раньше, чем ему быть положено. Городок же мелкий, поэтому и думалось, если площадь и оживление у рельсов, то там и станции быть, но не тут то было – в Карабанове вдоль станции много чего оживленного и интересного примостилось. Но сначала о станции. Вот он вокзальчик Карабанова, спрятался за разросшимися кустами.
Впервые железная дорога связала Карабаново с Александровым еще в 1871 году, чуть позже, в 1893 уже можно было доехать отсюда до Орехова-Зуева, а через пару лет и до Юрьева. Помните, я говорила вам о необычайной творческой одаренности карабановцев, вот и здесь она нашла свою реализацию. Поджидая свой поезд, безвестный карабановский поэт сумел творчески переосмыслить современное расписание электричек и превратил его в некое подобие монорима с единым зачином.
Вот что говорят жители города о наиболее значимых событиях в железнодорожном сообщении советского периода: «..В это же время происходит важное событие, которое, на первый взгляд, мало относится к Карабаново. Однако оно было важным и для нашего города. С 27 июля 1947 года московская электричка стала ходить до Александрова. Мы стали ближайшим Подмосковьем».
Вот он уголок ближайшего Подмосковья в самом сердце Владимирской области.
Свое продолжение творческая жилка карабановцев находит в местном Клубе, представляющем обширное здание модного нежно-розового цвета, который местные жители трогательно называют «Домом, где согреваются сердца».
Ну что потеплело на сердце? Еще нет? Тогда идем поближе. В ДК вовсю готовятся к отчетному праздничному концерту.
На обширном расписании занятий танцевальных коллективов нахожу даже секцию, занимающуюся карвингом. Для незнающих такую модноту есть пояснение в скобочках, чем это там занимаются. Вот такие они, карабановцы, модные ребята, у нас вот в Юбилейном ищи-свищи такого кружка не найдешь.
А еще в Карабанове есть дискотека, лихая и бурная, время проведения этого мероприятия неочевидно, ибо одно прокорябано на красной линии, а второе затерто и перечеркнуто.
Очень привлекательно и модно выглядит окошечко кассы, не правда ли.
Немного хочется коснуться и роскошной летней веранды, кокетливо огороженной решеткой и сверху немного подернутой слоем колючей проволоки. Писк и шик карабановской ночной жизни, сейчас пустующий бар-а ля телега, главное ж название чёткое и козырное – Cinzano.
С культурной жизнью познакомились, теперь осмотрим необходимые для жизни любого карабановца мелочи.
Продолжаем играть в умные, но сложно произносимые слова – аптека с прекрасным душевным названием «Физиогност». Некая сложная гибридная смесь, очевидно, диагноста и физиогнома или физиотерапевта?! Ну я понимаю так: сидит там какой-нибудь злобный дядька за прилавком, заходишь ты к нему, только рецепт протянуть хочешь а он руками машет: не надо, мол, так сейчас всё пойму по щекам и складке под носом. Вообще, официального определения физиогноста в словарях не нашлось отчего-то.
Есть в Карабаново и местный «Спартак» и тоже с чемпионскими амбициями.
Он между прочим даже на гербе отражен опять же в свойственной карабановцам символичной манере в виде алой ленты с цветами. Внимание! смотрим, пытаемся найти сходства и прочувствовать глубину символа.
Известен местный Спартак вовсе не спортивными достижениями, а пестренькими комплектами постельного белья.
Директором этого комбината в послевоенные годы стал С.Т. Карпов, который до этого уже успел побывать и в Лакинске, и в Собинке, и в Александрове, ну нигде во Владимирской области прижиться не мог надолго, а здесь осел и почти 30 лет успешно руководил «Спартаком», в честь него даже улицу назвали.
Не лишено Карабаново и некоторых признаков вымирания. Вот тот самый дом №3 по улице Карпова, к которому прикреплена табличка.
Детская площадка под заколоченными окнами даст фору любой из нами виденных до этого. Хочется выразить свои чувства словами еще одного начинающего карабановского поэта, девочки Юли Уховой:
Очень трогательная мини-тарзанка организована в кольце, очевидно, для гномиков ну или по крайности для каких-нибудь гуттаперчивых мальчиков. Карабаново – кузница цирковых резервов?! Ответа у нас нет, сегодня площадка отчего-то пустует.
Эту грустную инсталляцию я бы назвала «Последний день карабановского матраса». Посмотрите, сколько экспрессии, меланхоличного увядания и мусора содержит данное произведение искусств.
На совершенно душещипательной ноте, также взятой из неисчерпаемой сокровищницы карабановских лириков, мы заканчиваем наше близкое знакомство с Карабановым и уезжаем в Киржачные края.
Хочу, чтоб городок наш цвёл,
Был чист, зелен и многолюден,
Поэтому я обращаюсь вам,
Прошу: благоустройте его, люди.
Едем, вспоминаем былые поездки по этим дорожкам, когда они казались лютым наказанием для любого автомобилиста. Теперь мы знаем много других местечек с непримиримым к автотранспорту дорожным покрытием. Но Киржач и его окрестности снова нашли, чем нас порадовать и поразвлечь. Это неподражаемо информативно!
Заезжаем сегодня и на еще одну БМОшную станцию – Бельково.
Эхма, вези ты нас, кияка, по гулкой мостовой! Совершенно неожиданное дорожное решение на подступах к станции на несколько минут погружает нас во времена булыжных улиц и цокающих по ним лошадиных копыт. Но кияка Вам не кобыла, потому на всякий случай жмемся к обочине. А вообще выглядит, ну просто чудесно!
Сама станция Бельково до недавнего времени была даже конечной для пары электричек с Курского вокзала. Кроме нас пассажиров не наблюдается.
Теперь мы едем в район деревни Новоселово, к месту загадочной и до сих пор однозначно не объясненной авиакатасрофы, которая прервала летную карьеру да и жизнь первого космонавта на Земле Юрия Гагарина.
Условным указателем для сворота с дороги служит довольно абстрактный транспарант.
Далее аллея уставлена частыми, но уже изрядно выцветшими табличками с фамилиями погибших летчиков. Дорожка узенькая, буквально однорядная, но в день нашего посещения совсем не многомашинная.
Суть произошедшей в небе возле Киржача драмы такова. Гагарин после обрушившейся вслед за полетом в космос славы очень много ездил, встречался со всеми, произносил речи и тосты и в итоге совершенно утратил квалификацию летчика-испытателя. Пришлось идти учиться в академию. Практические занятия у него ведет подполковник и герой СССР Владимир Серегин, очень опытный летчик и инструктор. До получения права на самостоятельные полеты остается буквально 2 контрольных полета. И, вот 27 марта 1968 года примерно в половину одиннадцатого утра летный дуэт стартует с очередным учебным заданием с военного аэродрома в Чкаловском. Все элементы программы были выполнены Гагариным успешно и досрочно, о чем первый космонавт и сообщил по рации. Голос был спокойным, ничто не говорило о волнении или нервозности. После этого самолет пропал. Когда поняли, что горючее в машине уже должно было кончиться, а самолет так и не вернулся на базу – забили тревогу и бросились искать. Нашли здесь, в лесу возле деревни Новосёлово – обломки самолета, водительские права и бумажник с фотокарточкой Королева, ученого, естественно, не города, и талоны на питание.
Это потом о Гагарине начнут слагать множество трогательных песен разной степени героичности. С чувством спрашивать: «А помните, каким он парнем был?», называть «комсомольцем небесных трасс и запевалой звездных дорог». А в те времена место крушения тщательно засекретили и начали расследование. Расследовали несколько месяцев, а к единому выводу не пришли. Никаких повреждений в работе самолета не нашли. Что-то, что случилось в небе, произошло стремительно и быстро, возможно, это была внезапно появившаяся стая птиц или самолет летчиков попал в воздушный след другого неизвестного летательного аппарата.
Летчики до самого последнего момента пытались вывести машину из пике, как говорят эксперты, им не хватило всего лишь 250-300 метров высоты или 2 секунд полета. Попыток катапультироваться оба пилота не предпринимали, руки обоих остались на рычагах, а ноги на педалях.
Место гибели Серегина и Гагарина объявили охранной зоной и взялись за строительство мемориала. Однако останки обоих захоронены в Москве у Кремлевской стены.
Современный мемориал состоит из двух частей, что отражено на табличках, прикрепленных на стене сторожки. Сам домик закрыт, его функциональное предназначение так и осталось нам неизвестным.
Машину нужно оставлять на парковке возле этой самой сторожки, дальше приветливый шлагбаум предлагает совершить небольшую пешеходную прогулку.
Гибель столь известной и легендарной персоны не могла оставить равнодушным никого. Впервые в СССР был объявлен траур по случаю смерти человека не-генсека. А в народе практически сразу поползли разные слухи. Никто не хотел верить в трагическую случайность.
Слух первый говорил о том, что Серегин и Гагарин перед полетом основательно приняли на грудь. Данные медицинской экспертизы её, безусловно, оспаривают, алкоголя и иных химических веществ в крови летчиков не нашли, но кто ж в народе верит официальным государственным комиссиям?!
Слух второй говорил о том, что Гагарин на момент катастрофы над Киржачом уже погиб при выполнении ответственного космического задания, и этот полет был придуман для отвода глаз, что не вполне верно – Гагарин действительно сдавал свой полетный минимум в течение предшествующих катастрофе дней. Вообще мысль о чудесно избежавшем гибели космонавте прочно прижилась и дала бурные плоды. Наиболее одаренные воображением умы утверждали, что Гагарина арестовали, сделали ему пластическую операцию и закрыли в психушке. Иные утверждали, что сам Гагарин инсценировал свою гибель, а потом уехал в далекий заброшенный поселок в Оренбургской области и жил там подальше от славы простой крестьянской жизнью, а умер в старости из-за несчастного случая на охоте. В общем тут даже чудесным образом выживший малолетний царевич Дмитрий вот-вот был готов уступить дорогу новой народной легенде. Но так или иначе дорога с все теми же флажками-триколорами уводит нас дальше к монументу.
Весьма строгие и аскетические правила поведения действуют, согласно табличке, на пешеходной территории. Тут даже громко говорит и петь нельзя!
Интересно, а киржачные свадьбы, которые сюда приезжают фотографироваться, неужели они все правила соблюдают – не пьют, не шумят, не мусорят и только разноцветные ленточки молчком привязывают?!
Сам монумент представляет собой 13-метровый обелиск, на котором высечены профили летчиков. Место и правда какое-то мрачное, а под проливным дождем посещение доходит до пика драматизма.
А летчик Серегин в профиль очень похож на Владимира Владимировича, ну сами поглядите:
Другая часть мемориальной территории не закрытая, но как-то выглядит она еще более таинственно и мрачно, чем первая.
Унылая церковь при Андреевком погосте. Возле неё отчего-то дежурят таксисты.
За забором видим зеленый домик, приветливо светящийся огнями. Согласно определению на сторожке возле парковки – это гостевой домик.
Табличка на заборе обещает нам просмотр самолета МиГ-15УТИ, на котором и разбились Гагарин и Серегин. Цена билета была опрометчиво написана ручкой, сейчас размокла и представляется совершенно нечитабельной. Режима работы нет.
Вот тот самый самолет. Учебно-тренировочный, с двойным управлением, так называемая «спарка». Только вот не очень поняла – это он самый только восстановленный нешто? Или все-таки наглядная копия?
Только вот местность за забором как-то совсем не похожа на музейную. Газончик, детский велосипед возле лесенки. Психоделическое чучело в огороде.
Создается полное ощущение, что мы непрошенными гостями вторглись в чужой жилой дом, на территорию которого случайным ветром занесло этот самый самолет, и если и ждут здесь каких-то гостей, то явно не нас. Ощущение опять-таки как и в случае с просмотром монумента усиливается злобно пытающимся промочить наши куртки насквозь киржачным ливнем.
Быстрее прячемся в кияку и заводим моторчик. Из-за дождя явно потемнело на час, а то и на два раньше срока. Поэтому программу просмотра на этом сворачиваем. Да и места нас ждут либо неезженые и совсем уж неинтересные, либо так себе интересные, но уже много раз езженные. Но два небольших оптимистичных момента, которыми мы не можем не поделиться с читателем, в обратном пути все-таки нашлись.
Уникальная раздельная остановка! Зачем нужна перегородка посередине, и кого от кого и по каким признакам она призвана отделять, остается загадкой.
А в Покрове нас отчаянно заманивает к себе на буфетик местная вечеринка «Кому за 30». Ласково-то как, с любовью – буфетик!
Ну а дальше нас ждут темные дождевые дороги, тревожные и мистические песни Сержа Танкяна, напоминающие о скором армагеддоне и плавное возвращение домой.